Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
БАУМГАРТЕН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БАУМГАРТЕН

БАУМГАРТЕН (Baumgarten), Александр Готлиб (17 июля 1714 - 26 мая 1762) - нем. философ школы X. Вольфа, родоначальник нем. идеалистич. эстетики. Род. в Берлине, учился в Галле, был проф. философии ун-та во Франкфурте-на-Одере, где и умер.

Лекции Б. охватывали все части философии. Опираясь на идеи X. Вольфа, Б. противопоставлял философию богословию и отграничивал ее от математики. В отличие от математики, предмет к-рой - количества, философия, по Б., - наука о качествах вещей, постигаемых независимо от веры. Теоретич. и практич. философии должно предшествовать, по Б., учение о познании, к-рое он назвал гносеологией. Он различал, вслед за Лейбницем и Х. Вольфом, низшее (чувственное) и высшее (рассудочное, или интеллектуальное) познание. Логике как науке о рассудочном познании Б. предпосылал в качестве первой части гносеологии теорию чувств. познания. Теорию эту он впервые в науч. литературе назвал эстетикой от греч. слова (αἰσϑητικός), означающего - относящееся к чувств. восприятию ("Aesthetica", Bd 1-2, 1750-58). С этим чисто гносеологическим значением термина "эстетика" Б. соединил другое, к-рое было подсказано ему мыслью Лейбница, о том, что чувств. (смутное, неотчетливое) восприятие совершенства вызывает особое чувство - наслаждение прекрасным, а инстинктивная способность к созданию совершенных вещей делает человека художником. Т.о., термин "эстетика" получил у Б. одновременно и значение низшего вида познания, и значение теории прекрасного, а "наука чувственного познания" совпала с "искусством красиво мыслить", ибо чувств. совершенство, или совершенство явления, и есть, по Б., красота. Это совершенство состоит в гармонии (consensus) трех основных элементов: 1) содержания, 2) порядка и 3) выражения. В свою очередь, каждый из этих трех элементов должен обладать рядом согласующихся черт. Б. первый в нем. науке обосновал мысль о познават. роли иск-ва, стал рассматривать эстетическое и логическое как два вида одного и того же рода.

Историч. ограниченность эстетики Б. - в игнорировании выразит. функции и обществ.-воспитат. значения иск-ва. Гносеологич. понимание эстетики сделало возможным для Канта применять в "Критике чистого разума" термин "эстетика" в узко гносеологич. значении (учения о чувств. познании). Только в "Критике способности суждения" Кант под эстетической способностью разумел способность художеств. вкуса.

Большое значение имела работа Б. в области филос. терминологии. Так, он широко употреблял термины "субъективный" и "объективный", "в себе" и "для себя", введение к-рых ошибочно приписано Канту.

Соч.: Aesthetica, iterum edita ad exemplar prioris editionis annorum 1750-58 spatio impressae; praepositae sunt Meditationes philosophicae de nonnulis ad poëma pertinentibus ab eodem auctore editae anno 1735, Barii, 1936; Metaphysica, (7 Aufl.), Halae Magdeburgicae, 1779; Ethica philosophica, 3 Aufl., Halae Magdeburgicae, 1763; Initia philosophiae practicae, Halae, 1760; Acroasis logica in Christianum L. B. de Wolff dictabat A. Gottlieb Baumgarten, Halae Magdeburgicae, 1761; Sciographia encyclopaediae philosophicae, Halle, 1769; Philosophie generalis, Halae, 1770.

Лит.: Самсонов H. В., История эстетических учений, ч. 2, [M.], [б. г.], с 99-111; Вergmann E., Die Begründung der deutschen Ästhetik durch Alex. Gottlieb Baum garten und Georg Friedrich Meier, Lpz., 1911; Schwitzke H., Die Beziehungen zwischen Aesthetik und Metaphysik in der deutschen Philosophie vor Kant, [B.] - Charlottenburg, [1930] (Diss); Peters Hans-Geоrg, Die Ästhetik A. G. Baumgartens und ihre Beziehungen zum Ethischen, В., 1934; Croce В., Rileggendo I' "Aesthetica" del Baumgarten, в его кн.: Ultimi saggi, 2 ed., Bari, 1948; Förster J. Ch., Vergleichung von Charaktern dreyer berühmter Weltweisen der neueren Zeiten, nämlich Leibnitzes, Wolffs und Baumgartens..., Halle, 1763; Riemann Α., Die Aesthetik Alexander Gottlieb Baumgartens unter besonderer Berücksichtigung der "Meditationes...", Halle, 1928; Nivelle A., Les théories esthétiques en Allemagne de Baumgarteu a Kant, P., 1955.

В. Асмус. Москва.

В начало энциклопедии