Приглашаем посетить сайт

Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "К" (часть 9, "КОС"-"КРИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 9, "КОС"-"КРИ")

КОСМОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОСОЙ ВАССИАН

КОСО́Й ВАССИА́Н - см. Вассиан Косой.

КОСОЙ ФЕОДОСИЙ

КОСО́Й ФЕОДО́СИЙ - см. Феодосий Косой.

КОСТ

КОСТ (Coste), Адольф (1842 - 17 окт. 1901) - франц. бурж. социолог-позитивист; президент Парижского статистич. об-ва. Взгляды К. формировались под влиянием Конта, Спенсера, К. Бернара. К. поставил задачу превратить социологию в точную науку (социометрию - К. ввел этот термин в 1899). Обществ. явления К. делил на социальные и идеологические. К социальным фактам он относил 4 "порядка": политику (правление), экономику (произ-во и распределение), теоретич. порядок, или верования; порядок солидарности (семья, касты, классы, партии, ассоциации). Идеологич. факты (искусство, философия, поэзия, нек-рые науч. теории) имеют источником действия выдающихся личностей. К. утверждал абс. самостоятельность социальных и идеологич. фактов. Общество в целом и каждый социальный порядок совершают прогрессивную эволюцию, к-рая подчиняется объективным законам, имеющим принудит. характер; идеологич. факты не подчиняются законам эволюции. К. отмечал 8 социологич. законов, два из к-рых, по его мнению, имеют универсальное значение: ассимиляции (каждое человеч. объединение стремится ассимилировать менее сильное) и соответствия между социальным состоянием и народонаселением, к-рое он считал определяющим фактором обществ. жизни, в связи с чем подчеркивал значение демографии. В политике проявляется закон разделения властей; в экономике - закон разделения и организации труда; в теоретич. области - закон прогресса знания, обусловливающий переход от суеверий и религии к науч. знанию; в порядке солидарности действует закон уравнивания социальных условий жизни. В ходе эволюции старое не уничтожается, а подчиняется новому. Семья, частная собственность, религия, по К., хотя и эволюционируют, в сущности являются вечными. Т.о., теория прогресса К. носит бурж.-апологетич. характер.

В духе Ле Пле К. пропагандировал план социальных реформ, имевших целью уничтожить классовую борьбу и предотвратить гибель бурж. общества.

Соч.: Dieu et l'âme, essai d'idéalisme experimental, P., 1880, 2 éd., P., 1903; Hygiène sociale contre le paupérisme, P., 1882; Les questions sociales contemporaines, P., 1885; Les conditions sociales du bonheur et de la force, 3 éd., P., 1885; Nouvel exposé d'économie politique et de physiologie sociale, P., 1889; Etude statistique sur les salaires des travailleurs et le revenu de la France, P., 1890; La richesse et le bonheur, P., 1891; Les principes d'une sociologie objective, P., 1899; L'expérience des peuples et les prévisions qu'elle autorise, P., 1900.

Лит.: Sоrоkin P., Contemporary sociological theories, Ν. Υ.-L., 1928, p. 359-70.

В. Кузнецов. Москва.

КОСТА-И-МАРТИНЕС

КО́СТА-И-МАРТИНЕС (Costa y Martínez), Хоакин (14 сент. 1846 - 8 февр. 1911) - исп. историк, социолог, правовед, обществ. деятель, идеолог мелкой буржуазии. Разрабатывал программу бурж.-демократич. преобразований исп. общества. В работе "Олигархия и касикизм как современная форма правления Испании" ("Oligarquía y caciquismo como la forma actual de gobierno en España", 1901) К.-и-М. подверг критике феод.-монархич. строй Испании конца 19 в. Средством ликвидации социально-экономич. и культурной отсталости страны считал "европеизацию", т.е. бурж.-демократич. реформы и использование достижений развитых в капиталистич. отношении стран ("Возрождение и европеизация Испании" - "Reconstitutión y europeización de España ...", 1900).

Под влиянием усиления классовой борьбы он пришел к выводу, что монархия должна быть уничтожена с помощью революции и заменена республикой; гегемоном этой революции, по К.-и-М., явится "средний класс". К.-и-М. возглавил организации мелких крестьян и ремесленников: "Национальную лигу производителей" (осн. в 1899) и "Национальный союз" (осн. в 1900). Однако эти организации не имели серьезного влияния. Пережив идейный кризис, К.-и-М. в конце своей жизни стал сторонником теории об определяющей роли личности в истории.

Соч.: Obras completas, v. 1-21, Huesca, 1911-24.

Лит.: Gambón Plana M., Biografia y bibliografia de D. J. Costa, Huesca, 1911.

P. Мартинес. Москва.

КОСТАНДЯН

Галуст (1840 - 15 авг. 1898) - арм. философ, физик, обществ. деятель. Мировоззрение К. претерпело значит. эволюцию - от мистицизма и идеализма до атеизма и материализма. Вершина творчества К. - кн. "О методе" (1878, нов. изд., 1960), в к-рой он разоблачал реакц. роль религии и называл детской сказкой религ. версию сотворения мира. Говоря о человеческом сознании, он называл его плодом внешнего мира и результатом последующего восприятия. За кн. "О методе" К. был отлучен арм. церковью. Книга была изъята, из продажи и сожжена.

Лит.: Габриэлян Г., Г. Констандян, Науч. тр. Ереван, ун-та, т. 23, 1946; История философии, т. 4, М., 1959, с. 256-57; на арм. яз.: Гаспарян Г. Н., Филос. атеистич. взгляды Г. К., "Изв. АН Арм. ССР". Обществ. науки, 1955, No 9.

Г. Гаспарян. Ереван.

КОСТИЧ

КО́СТИЧ (Костиh`´), Лаза (1841-1910) - сербский писатель, лит. критик и философ. В 60-е гг. участвовал в демократич. Молодежном движении (Омладински покрет), затем отошел от него, став клерикалом, противником филос. и эстетич. взглядов Св. Марковича. Отрицая монизм, К. считал, что ни материя, ни дух не являются основой мира. В основе мира, по его мнению, лежит закон отношений всего существующего, понимаемый им как принцип "скрещивания" противоположного. Процесс развития мира К. рассматривал как метаморфозу этого осн. закона. На вершине бытия развитие становится регрессивным. Теория познания, по К., представляет собой психологию эстетич. переживания.

Соч.: Основа лепоте у свету с особитим обзиром на српске народне песме, Нови Сад, 1880; Основно начело. Критички увод у општу философиjу, Нови Сад, 1884.

КОТАРБИНЬСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОТОКУ ДЭНДЗИРО

КОТО́КУ ДЭНДЗИРО (С ю с у й) (23 сент. 1871 - 24 янв. 1911) - япон. обществ. деятель и философ-материалист, ученик и последователь Накаэ Темин. Окончил Народный английский ин-т в Токио (1893). В 1898 вместе с Катаяма и др. принял участие в создании "Общества по изучению социализма". В 1903 увидел свет первый номер созданной им и Сакаи Тосихико "Народной газеты" ("Хэймин симбун").

К. Д. в своем соч. "Империализм" ("Тэйкокусюгирон", 1901) выступил против милитаристской и шовинистич. политики империалистич. стран. Изучив "Капитал" и ряд др. произведений классиков марксизма, К. Д. опубликовал работу "Сущность социализма" ("Сякайсюги синдзуй", 1903), в к-рой выступил как популяризатор идей марксизма. К. Д. в содружестве с Сакаи перевел "Манифест Коммунистической партии" и, несмотря на полицейские притеснения, почти весь напечатал в "Народной газете". В своих работах К. Д. разоблачал лицемерие т.н. социалистов, стоявших на позициях христианского гуманизма, писал и печатал антиклерик. и атеистич. статьи. После поездки в Америку (1905) К. Д. в нек-рой части своих взглядов подпал под влияние анархо-синдикализма, но, вернувшись на родину (1906), продолжал участвовать в социалистич. движении. В 1906 на основании провокац. обвинения в участии в заговоре против императора он был арестован. В тюрьме К. Д. закончил свое соч. "Ниспровержение Христа" ("Кирисуто массацурон"), где доказал мифичность существования Христа. 24 янв. 1911, несмотря на протесты прогрессивной печати мира, был казнен.

Лит.: Жуков Е. М., Предсмертное письмо К. Д. (Из истории социалистич. мысли в Японии), в сб.: Из истории социально-политич. идей, М., 1955, с. 690-702; Сакисака Ицуро, совр. япон. мыслители, пер. с япон., М., 1958, с. 163-73; Иванова Г. Д., К. - революционер и литератор, М., 1959, библ. с. 128-29; История философии, т. 5, М., 1961, с. 834-39; Саигуса Хирото, Нихон-но юибуцуронся (Япон. материалисты), Токио-Эйхося, 1956, с. 234-60; Ои Тадаси, Нихон киндай сисо-но ронри (Логика совр. япон. мысли), Токио, 1958, с. 84, 98, 112, 152, 155, 161-68, 171, 173, 248.

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

КОТРЕЛЛ

КО́ТРЕЛЛ (Cottrell), Уильям Фредерик (р. 19 авг. 1903) - амер. бурж. социолог, проф. ун-та в Оксфорде (шт. Огайо). В осн. кн. "Энергия и общество" ("Energy and society", 1955) исследует "соотношение энергии, социальных изменений и экономического развития". К. отмечает необходимость возрастания планового начала в жизни общества по мере усиления его энергетич. вооруженности и пишет об ответственности обществ. и гос. деятелей в условиях применения атомной энергии (см. указ. соч., р. 256, 310-11). Несмотря на признание о том, что общество с высокоразвитыми энергетич. ресурсами не нуждается в частной собственности (см. тамже, р. 219-20), К. враждебно относится к коммунизму и волюнтаристски толкует законы обществ. развития, говорит о необходимости модифицировать капитализм. Вместе с тем анализ разрушит. силы ядерного оружия привел его к выводу о необходимости устранения войн и расширения взаимопонимания между странами с различным обществ. строем.

Соч.: The railroader, L., [1940 ].

Д. Ермоленко. Москва.

КОУЛ

КО́УЛ (Cole), Джордж Дуглас Хоуард (25 сент. 1889 - 14 янв. 1959) - англ. социолог, теоретик левого лейборизма. Пред. исполкома (1939-46 и 1948-50) и президент (1952-58) Фабианского об-ва, проф. социальной и политич. теории Оксфорд. ун-та (1944-57). В своих работах (за 46 лет К. опубликовал более 50 книг) К. рассматривал вопросы классовой структуры совр. общества, историю рабочего движения, историю и роль профсоюзов, экономич. и политич. проблемы Великобритании. В период 1-й мировой войны К. был одним из идеологов т.н. гильдейского социализма. В последние годы жизни К. выдвинул теорию о промышл. партнерстве, к-рая представляет собой новый вариант "гильдейского социализма" в условиях гос.-монополистич. капитализма. Оставаясь в теории на позициях откровенного реформизма и выступая с критикой марксизма, К. вместе с тем высказывал верные взгляды по ряду актуальных проблем внутр. и внешней политики Англии.

Соч.: The world of labour, 4 ed., L., 1919; A short history of the British working class movement 1789-1937, [2 ] ed., v. 1-3, L., [1938 ]; Fabian socialism, L., [1943 ]; A history of the Labour Party from 1914, L., [1948 ]; Socialist economics, L., 1950; A history of socialist thought, v. 1-3, N. Y., 1953-56; Studies in class structure, [L., 1955 ]; The case for industrial partnership, L.-N. Y., 1957; в рус. пер. - Капитализм в совр. мире, М., 1958 (вступ. ст. В. А. Чепракова).

М. Волков. Москва.

КОФФКА

КОФФКА (Koffka), Курт (18 марта 1886 - 22 нояб. 1941) - нем. психолог, ученик Штумпфа. Работал в Гисене. В 1924 сблизился с амер. психологами и переехал в США, где занял кафедру Смиттовского колледжа (Нортхемптон, штат Массачусетс). Совместно с Вертхеймером и Кёлером основал журн. "Psychologische Forschung", ставший осн. органом гештальтпсихологии. К. исследовал широкий круг вопросов восприятия, психич. развития, памяти, мышления, выработки навыков и т.д., к-рые интерпретировал в плане закономерностей целостной структуры. Так, напр., закономерности мышления К. рассматривал как преобразование структуры наглядной ситуации, не учитывая специфики мышления как познават. процесса.

Соч.: Zur Analyse der Vorstellung und ihrer Gesetze, Lpz., 1912; Perception: an introduction to the Gestalt-Theorie, "Psychol. Bull.", 1922, No 19, p. 531-85; Psychologie, в кн.: Lehrbuch der Philosophie, hrsg. von M. Dessoir, [Lpz.-В., 1925 ]; Mental development, в сб.: Psychologies of 1925, ed. by С. Murchison, Worchester - L., 1926, p. 129-43; Die Wahrnehmung von Bewegung, в кн.: Handbuch der normalen und pathologischen Physiologie, Bd 12, Hälfte 2, В., 1931, S. 1166-1214; Principles of Gestaltpsychology, N.-Y.-L., 1935; в рус. пер. - Основы психич. развития, М.-Л., 1934.

Лит.: Petermann В., Die Wertheimer - Koffka - Köhlersche Gestalttheorie und das Gestaltproblem, Lpz., 1929; Heidbreder E., Seven psychologies, Ν. Υ.-L., 1933; Hartmann G. W., Gestalt psychology, Ν. Υ., 1935.

M. Роговин. Москва.

КОЦЮБИНСКИЙ

Михаил Михайлович [5(17) сент. 1864 - 12(25) апр. 1913 ] - укр. писатель, революц. демократ. Взгляды К. формировались под влиянием революционно-демократич. идей Шевченко, Белинского, Добролюбова, Чернышевского. В 90-х гг. К. познакомился с марксизмом и принял нек-рые его положения. К. разоблачал капиталистич. порядки и доказывал, что нельзя реформами прекратить разорение крестьянства и изменить тяжелое положение народа. Видя путь к освобождению в революц. свержении самодержавия, он горячо приветствовал революцию 1905-07.

В философии К. был материалистом, боролся с религ. предрассудками и суевериями. В период реакции, наступившей после революции, К. вскрывал связь декадентства с религ.-идеалистич. мировоззрением, доказывал, что творчество декадентов служит интересам эксплуататорских классов ("Фiлянський. Лiрика", 1907; "Intermezzo", 1909, и др.). К. показывал реакционность теории "искусства для искусства" и требовал, чтобы искусство служило трудовому народу. Рус. писатели Короленко и М. Горький высоко ценили К. и содействовали переводу его произведений на рус. язык.

Соч.: Твори, т. 1-3, К., 1955-56; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-3, М., 1951; см. также вкн.: Избр. обществ.-политич. и филос. произв. укр. революц. демократов XIX в., М., 1955.

Лит.: Очерки по истории философии и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 634-638; Горький Α. Μ., Μ. Μ. К., Собр. соч., в тридцати томах, т. 14, М., 1951; Πaртолин М., Суспiльнополiтичнi погляди M. M. К., X., 1953; его же, Μ. Μ. К. - выразитель дум и чаяний трудящихся, в сб.: Укр. революц. демократы, М., 1954; Коцюбинська-Ефiменко З. X., М. К. Життя i творчiсть, К., 1955; Смiлянський Л., М. Коцюбинський, К., 1955; Калениченко Н. Л., М. К. Життя i творчiсть, К., 1956; Miщенко Д. О., Розвиток реалiзму в творчостi М. К., К., 1957.

Д. Острянин. Киев.

КОЧАРЛИ

Фирудин Касум оглы (р. 24 дек. 1922) - сов. философ, руководитель Сектора философии АН Азерб. ССР (с 1959), канд. филос. наук (с 1954). Член КПСС с 1945. Окончил филос. отделение историч. ф-та Азерб. ун-та им. С. М. Кирова (1950). Преподает философию с 1950. Работает преимущественно над проблемами развития сов. общества и историей обществ. и филос. мысли Азербайджана конца 19 - нач. 20 вв.

Соч.: Совет Ҹəмиййəтинин h əрəкəтверичи гуввəлəр, в кн.: Совет ҹəмиййəтинин инкишафынын бə'зи мəсəлəлəри. (Мəгалəлəр), Бакы, 1957; Сосиализмин јуксјəлиб коммунизму кечмəсинин ганунаујгунлуглары, Бакы, 1959; Сосиализм чəмијјəтиндəаилə, Бакы, 1959; В. И. Ленин сосиалист мəдəнијјəтин тəшəккулу вə инкишафынын ганунаујчунлуглары hаггында, в сб.: Ленинизм идејаларынын тəнтəнəси, Мəгалəлəр, Бакы, 1960; ССРИ - дэ сосиализмин там вə гəт и гəлəбəси ленинизмин бejyк тəнтəнəсидир, там же; К вопросу формирования Азерб. социалистич. культуры, Тр. сектора философии АН Азерб. ССР, т. 3 (7), Бакы, 1960.

КОЭН

КО́ЭН (Cohen), Моррис Рафаэль (25 июля 1880 - 28 янв. 1947) - амер. философ, представитель т.н. неореализма, в политике - приверженец бурж. либерализма. С 1906 - д-р философии, с 1938 - проф. Чикагского ун-та. В гл. работе "Разум и природа" ("Reason and nature", 1931, 2 ed., 1953) К. уделял много внимания проблеме соотношения естеств. и обществ. наук, называл свои взгляды "реалистическим рационализмом", отвергал априоризм, но, вместе с тем, переоценивал рациональное познание в ущерб чувственному. Подверг критике, с одной стороны, индуктивизм, с другой - понимание законов логики как законов связи понятий. Логику К. понимает как науку, тождественную с математикой, считая совр. символич. логику более гибким инструментом, чем традиц. логика, способным оперировать с частичными истинами, вероятностями, неопределенностями и т.д. (см. "A preface to logic", 1944, p. 5-10). В целом для филос. концепции К. характерна рационалистич. и натуралистич. окраска. К. выступал против иррационалистич. тенденций совр. идеалистич. философии. Большое внимание он уделял связи философии с правовыми науками (см. "Reason and law", 1950), истории философии (см. "The meaning of human history", 1947), истории науки (там же с. 245-59, а также в гл. "Bacon and the inductive method", в кн.: "Studies in philosophy and science", 1949).

Соч.: Law and the social order, N. Y., [1933 ]; An introduction to logic and scientific method, L., 1934 (совм. с с Ε. Nagel); The faith of a liberal, N. Y., [1946 ]; A source book in Greek science, N. Y.-Toronto-L., 1948 (совм. с I. E. Drabkin); A dreamer's journey, Boston, 1949; Studies in philosophy and science, N. Y., [1949 ]; Readings in jurisprudence and legal philosophy, N. Y., 1951 (совм. с F. S. Cohen); в рус. пер. - Амер. мысль, М., 1958.

КРАCCEP

КРА́CCEP (Krasser), Фредерик (25 апр. 1818 - 9 февр. 1893) - румынский естествоиспытатель, атеист и социальный мыслитель. Род. в Себеше (Трансильвания). Филос. концепция К., его взгляды на природу формировались под воздействием учений Дарвина и Геккеля; в социально-политич. области К. находился под влиянием утопического социализма.

Соч.: Offnes Visier, Buc., 1954 (предисл. H. Krasser'a).

Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 325; Гельнер К. (Сибиу), К вопросу об истории филос. мысли трансильванских саксов в XIX в., "Cercetàri Filozofice", Buс., 1957, No 4.

КРАВКОВ

Сергей Васильевич (19 мая 1893 - 16 марта 1951) - сов. психолог, специалист по психофизиологии органов чувств. Чл.-корр. АН СССР (1946) и АМН СССР (1946), засл. деят. науки. С 1931 до 1951 с перерывами заведовал Лабораторией психофизиологии ощущений Ин-та психологии. С 1936 руководил лабораторией физиологич. оптики НИИ глазных болезней, к-рая носит теперь его имя. С 1945 руководил созданной им лабораторией физиологич. оптики при Ин-те философии АН СССР. Вел педагогич. работу. При активном участии К. была создана комиссия по физиологич. оптике при АН СССР. Он был инициатором создания, а потом редактором непериодич. издания трудов этой комиссии: "Проблемы физиологич. оптики". Монография К. "Глаз и его работа" (1932, 4 изд., 1950) представляет своего рода энциклопедию по физиологии зрения и физиологич. оптике. Оригинальной линией науч. исследований К. было изучение взаимодействия органов чувств, связи органов зрения с организмом в целом, в т.ч. регулирования зрит. функций центр. нервной системой.

Соч.: Очерк психологии, [М., 1925 ]; Очерк общей психофизиологии органов чувств, М.-Л., 1946; Взаимодействие органов чувств, М.-Л., 1948; Цветовое зрение, М., 1951.

Лит.: С. В. Кравков. [Некролог ], "Вопр. философии", 1951, No 3, с. 221-22.

КРАЛЬ

КРАЛЬ (Král), Йосеф (р. 31 окт. 1882) - чешский философ-позитивист, проф. философии и социологии ун-та им. Коменского в Братиславе, а потом (с 1932) Карлова ун-та в Праге. Отвергая иррационализм и априоризм как формы филос. и социологич. исследования, К. считал необходимым основывать философию и социологию на базе опыта. Он определял социологию как науку о строении и развитии общества, а культуру, как систему достижений человеч. деятельности. Проблеме предмета социологии и ее взаимоотношения с др. науками посвящены работы К.: "Отношение социологии к психологии и педагогике" - "Vztahy sociologie k psychologii a pedagogice", 1922; "Социологические основы педагогики" - "Sociologické základy pedagogiky", 1926; "Социальные науки и их классификация" - "Sociální vĕdy a jejich třídĕní", 1931. К. является также автором монографии "Гербартовская социология" - "Herbartovská sociologie", 1921.

Гл. объект науч. занятий К. - история чехословацкой философии и социологии ("Ессениус - философ" - "Jessenius filozof, в журн.: "Česká mysl", 1923; "Чешские гуманистич. логики" - "České logiky humanistické", в кн.: Š. Gelenius Sušický, Logika, 1926). К. - автор ряда очерков о философии Тырша ("Zivotní a národní filosofie Tyršova", в кн.: Tyrš ův sbornik, sv. 16, 1932), Φ. Дртины ("Filosofie profesora Drtiny", в журн.: "Česká mysl", 1922), Φ. Крейчи ("Fr. Krejči", 1935), Т. Масарика ("Masaryk filosof а sociolog", 1931; "Masaryk - filosof humanity a demokracie", 1947), Линднера ("Studie о G. A. Lindnerovi", 1930). Осн. труд К. - "Чехословацкая философия" ("Československâ filosofie", 1937).

Лит.: Ρrоkоp D., Filosofické a sociologické názory J. К., "Filosofický Časopis", 1959, No 3.

M. Свобода. ЧССР.

КРАСНОЕ СМЕЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРАСОТА

КРАСОТА - термин, употребляющийся для обозначения прекрасного.

КРАТИЛ

КРАТИЛ (Κρατύλος, конец 5 в. до н.э.) - др.-греч. философ, ученик Гераклита, сделавший из его материалистич. учения о всеобщей текучести вещей крайние релятивистские выводы. К. слушал Платон (65, 3, Diels9), вступивший, однако, впоследствии в полемику с К. Из теории всеобщей текучести вещей К. делал вывод об отсутствии у явлений к.-л. качеств. определенности, почему ни о чем текучем вообще ничего нельзя сказать или можно говорить что угодно. И если Гераклит учил о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку, то К. учил, что в нее нельзя войти даже и один раз. Поэтому, вместо высказывания о вещах, он считал возможным только указывать на них. Эти сведения о К. имеются у Аристотеля (фр. 4), к-рый опровергал К. указанием на то, что во всяком становлении имеются еще и нестановящиеся моменты и что, следовательно, обо всем текучем вполне возможны нетекучие высказывания. В диалоге Платона "Кратил" К. приписаны доведенные до абсурда гераклитовские положения. Платон спорил с К., опираясь на свое учение об идеях, не отбрасывая, однако, гераклитовской текучести, но рассматривая ее как один из необходимых моментов бытия и познания (ср. фр. 1). Судя по этому же диалогу Платона, К. проповедовал прирожденность правильного названия каждой вещи (фр. 5), что он объединял со своим доведенным до полной иррациональности учением о текучести вещей. Ленин, комментируя книгу Лассаля о Гераклите, обращал внимание на то, что у К. диалектика Гераклита превращалась в софистику, в субъективизм (см. Соч., т. 38, с. 343, 350). Абсурдная абсолютизация становления у К. не имеет ничего общего ни с диалектикой, ни с материализмом.

Фрагменты, рус. пер., в кн.: Маковельский Α., Досократики, ч. 3, Каз., 1919, с. 188-89.

Лит.: История философии, т. 1, [М. ], 1940 (по именному указателю); Mоndоlfо R., Il problema di Cratilo e la interpretazione di Eraclito, "Riv. Critica Storia Filosofia", Roma-Milano, 1954, anno 9, fasc. 9, p. 221-31; Allan D. J., The problem of С., "Amer. J. Philology", Baltimore, 1954, v. 75, No 299, p. 271-87.

А. Лосев. Москва.

КРАУЗЕ

КРАУЗЕ (Krause), Карл Христиан Фридрих (6 мая 1781 - 27 сент. 1832) - нем. философ-идеалист. Получил филос. образование в ун-те в Иене (1797-1802), где слушал лекции Фихте и Шеллинга. С 1802 жил в Иене, с 1814 в Берлине и с 1824 в Гёттингене, где преподавал в ун-те (1824-31).

Используя идеи Фихте и Шеллинга, К. развил мистич. учение о бытии как боге, к-рое выдавал за преодоление "крайностей" материализма и идеализма, а также мистическое и космополитическое учение о праве.

На родине К. его учение не пользовалось известностью. Благодаря Аренсу, ученику К., оно получило распространение в Бельгии и Голландии; в Испании крупнейшими пропагандистами учения К. были Санс дель Рио, к-рый перевел книгу К. "Прообраз человечества" ("Das Urbild der Menschheit", 1811, 3 Ausg., 1904) на исп. яз. ("El ideal de la humidad, trad. J. Sanz del Río, 1860) и Хинер де лос Риос ["Философия и социология" (F. Giner de los Ríos, Filosofía y sociología, 1904) ].

Соч.: Entwurf des Systems der Philosophie, Jena, 1804; System der Sittenlehre, Bd 1, Lpz., 1810; Abriss des Systemes der Logik als philosophischer Wissenschaft, 2 Ausg., Gött., 1828; Vorlesungen über das System der Philosophie, Gött., 1828; Abriss des Systemes der Philosophie des Rechtes oder Naturrechtes, Gött., 1828; Vorlesungen über die Grundwahrheiten der Wissenschaft, Gött., 1829; Handschriftlicher Nachlass, Abt. 1-4, Gött., 1834-74; Abriss der Aesthetik oder der Philosophie des Schönen und der schönen Kunst, Gött., 1837; Lebenlehre oder Philosophie der Geschichte zur Begründung der Lebenkunstwissenschaft, 2 Aufl., Lpz., 1904.

Лит.: История философии, т. 3, M., 1959, с. 560-61; Mаrtin В. R., К. Ch. F. Krause‘s Leben, Lehre und Bedeutung, Münch., 1885; Leonhardi H. von, Karl Christian Friedrich Krause als philosophischer Denker gewürdigt, Lpz., 1905; Sсhurda G., Aesthetik und Musiktheorie des Philosophen К. Ch. F. Krause, Münster in Westf., 1932; Sсhwarz Т., Die Lehre vom Naturrecht bei K. Ch. F. K., Bern, 1941; Gössl M., Untersuchungen zum Verhältnis von Recht und Sittlichkeit bei I. Kant und K. Ch. F. K., Münch., 1961.

M. Бур. ГДР.

КРАУС

КРАУС (Kraus), Оскар (24 июля 1872 - 1942) - австр. неореалист, проф. Пражского ун-та (1916-1938). Как и его учитель А. Марти, К. воспринял идеи, высказанные Ф. Брентано (1838-1917) после 1910, и выдвинул концепцию т.н. реизма (от лат. res - вещь) - разновидности номиналистич. онтологии, близкой к материализму. Согласно этой концепции, можно мыслить только о конкретных вещах (Dinge). Слова "сознание", "представление" и т.п. - это грамматич. гипостазы, абстракции, не имеющие самостоятельного значения.

Если сам Брентано в понимании "вещей" остался в рамках неореализма, то К. внес в толкование реизма материалистич. момент. Так, Брентано писал о "вещах", как о том, что мыслимо, а К. - как о том, что единственно существует в реальном мире (см., напр., Einleitung, к кн.: "Psychologie vom empirischen Standpunkt", Bd 1, "Philosophische Bibliothek", hrsg. von F. Meiner, Bd 192, Lpz., 1924, S. LVIII). Материалистич. понимание реизма было развито далее Котарбиньским.

В учении о ценностях К. резко разграничил эмоциональные и интеллектуальные оценки и отверг существование особого царства ценностей (о к-рых ранее говорил Брентано). Ценности, по К., суть установки предпочтения (Bevorzugungen), возникающие в представлениях, эмоциях и суждениях человека. Сами предпочтения, в свою очередь, подлежат оценке с т. зр. их отношения, во-первых, к вещам и, во-вторых, к принципам долга и права. Последние разрабатывались К. в плане принятия механистич. концепции причинности и критики волюнтаризма. К. стремился основать учение о праве на ценностной этике и выступал за детерминистич. понимание социальных явлений. Критикуя "Философию жизни", К. характеризовал ее как разрушающую логич. мышление. Его выступления против теории относительности основывались на обвинении ее в том, что она будто бы подменяет объективную относительность пространства-времени субъективной относительностью чувственных восприятий.

Соч.: Das Bedürfnis, Lpz., 1894; Zur Theorie des Wertes, Halle, 1901; Die Lehre von Lob, Lohn, Tadel und Strafe bei Aristoteles, Halle, 1905; Die Grundlagen der Werttheorie, "Jahrb. Philos.", 1914, Bd 2; Der Krieg, die Friedensfrage und die Philosophen, Prag, 1918; Franz Brentano, Münch., 1919; F. Brentanos Stellung zur Phänomenologie und Gegenstandstheorie, Lpz., 1924; [Selbstdarstellung ], в сб.: Die Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen, [Bd 7 ], Lpz., 1929; Zur Kritik von Bertrand Russells "Analyse des Geistes", "Arch. ges. Psychol.", 1930, Bd 75, H. 3/4; Wege und Abwege der Philosophie, Prag, 1934; Die Werttheorien, Brunn, 1937.

Лит.: Stegmüller W., Hauptströmungen der Gegen-wartsphilosophie. W.-Stuttg., 1952, Kap. 1; Tatarkiewicz W., Historia filozofii, t. 3, Warsz., 1958. s., 207-17; Коtarbinski T., Uwagi na temat reizmu. О postawie reistycznej, Wybór pism, t. 2, Warsz., 1958.

И. Нарский. Москва.

КРАФТ

КРАФТ (Kraft), Юлиус (23 окт. 1898 - 29 дек. 1960) - нем. бурж. философ и правовед, последователь Л. Нельсона - главы т.н. неофризской кантианской школы (см. Фриз). Проф. социологии в ун-те г. Франкфурт-на-Майне (1928-33 и 1957-60). В годы фашизма эмигрировал и преподавал в США и Англии. Основатель журнала "Ratio" ("Разум", 1958). Подверг критике с позиций старого бурж. рационализма феноменологич. философию, экзистенциализм и прагматизм. В кн. "От Гуссерля к Хейдеггеру" ("Von Husserl zu Heidegger. Kritik der phenomenologischen Philosophie", 1932, 2 Aufl., 1957) критикует иррационализм и алогизм, показывая, что эволюция феноменологии от гуссерлианской философии как "строгой науки" к иррационализму Хейдеггера не случайна, а внутренне обусловлена признанием интуиции как осн. метода познания. Социологич. концепция К., сложившаяся под влиянием Кельзена, характерна выделением роли этич. ценностей и категорий.

Справедливо указывая на упадок совр. бурж. филос. мысли, К., однако, враждебно относится к диалектич. и историч. материализму.

Соч.: Die Methode der Rechtstheorie in der Schule von Kant und Fries, В., 1924; Die "Wiedergeburt" des Naturrechts, В., 1932; Philosophie als Wissenschaft und als Weltanschauung, Gött., 1933; Die Unmöglichkeit der Geisteswissenschaft, Lpz., 1934, 2 Aufl., Fr./M., 1957; Erkenntnis und Glaube, Leiden, [1937 ]; The philosophy of existence: its structure and significance, "Philos. and Phenol. Res.", 1941, v. 1, No 3, p. 339-58; Rechtssociologie, в кн.: Handwörterbuch der Sociologie, Stuttg., 1959, S. 466-79.

Лит.: Ζsigmотd Α., [рец. ] J. Kraft: Von Husserl zu Heidegger, "Magyar Filozófiai Szemle", 1959, No 3-4; Ρopper К. R., J. Kraft. 1898-1960, "Ratio", 1962, v. 4, No 1 (библ. работ К.).

Я. Добронравов. Москва.

КРЕCKAC

КРЕ́CKAC (Crescas), Хасдай бен Авраам (ок. 1340 - после 1410) - евр. философ и богослов. Жил в Испании. Его соч. "Свет Господень" ("Or Adonai", опубл. 1555) ставило осн. целью опровергнуть онтологич. учение Аристотеля, а также - в противоположность взглядам Маймонида - утвердить идею о том, что и бог обладает атрибутами, в частности протяжением. Своей критикой аристотелевских аргументов в пользу невозможности бесконечно большого тела и протяжения и идеей о том, что в области учения о бесконечном многое является непредставимым и невообразимым, хотя разум и вынужден принять то, что превосходит силу воображения, К. оказал влияние на Спинозу (на его учение о бесконечной материальной субстанции и о различии между воображением й интеллектом).

Сторонник детерминизма, К. не только отрицал свободу воли у человека, но утверждал, что и деятельность бога подчинена объективной закономерности всеобщего порядка вещей.

Лит.: Joël M., Don Chasdai Creska's religionsphilosophische Lehren in ihrem geschichtlichen Einflusse dargestellt, Breslau, 1866; его же, Zur Genesis der Lehre Spinoza's, Breslau, 1871; Wоlfson Η. Α., Crescas' critique of Aristotle, [L. ].-Camb. [Mass. ], 1929.

В. Зубов. Москва.

КРЕMEP

КРЕ́MEP (Kremer), Юзеф (22 февр. 1806 - 2 июня 1875) - польский философ-идеалист. Изучал право и философию в Кракове, Берлине, Гейдельберге и Париже. Обучаясь во Франции (1828), находился под влиянием сен-симонизма. По возвращении на родину принимал участие в восстании 1830-31. Позднее отказался от политич. деятельности. С 1850 - проф. философии в Ягеллонском ун-те, преподаватель эстетики и истории иск-ва в Краковской школе изящных искусств. Филос. взгляды К. сформировались под влиянием философии Гегеля, лекции к-рого он слушал в Берлине. В работах по эстетике "Письма из Кракова" ("Listy z Krakowa", t. 1, 1843, t. 1-3, 1855-56), "Путешествия в Италию" ("Podróz do Włoch", t. 1-5, 1859-64) К. развивал проблемы гегелевской эстетики, модифицируя их в духе правогегельянцев. Выступал против реализма в иск-ве, защищая теорию иск-ва для иск-ва. В соч. "Састематич. изложение философии..." ("Wykład systematyczrny filozofii...", 1849-1852) и др. развивал понятие личного бога. К концу жизни занялся изучением теософии.

Соч.: Dzieła z dodaniem życiorysu i rozbioru prac К., t. 1-12, Warsz., 1877-81.

Лит.: Struve H., Życie i prace J. K., jako wstęp do jego Dzieł, Warsz., 1881; Вrzozоwski St., J. K. jako pisarz, filozof i estetyk, Warsz., 1902; Zmigrodzka M., Edward Dembowski i polska krytyka romantyczna, Warsz., 1957.

КРЕАЦИОНИЗМ

КРЕАЦИОНИЗМ (в биологии) (от лат. сrеаtio - сотворение) - биологич. концепция, трактующая многообразие форм органич. мира как акт божеств. творения. К. отрицает эволюцию и изменение видов. В биологии креационистская традиция церковной догматики продолжается со средневековья и вплоть до 19 в., воплощаясь в антиэволюционистской идее неизменности видов, разделявшейся большинством естествоиспытателей того времени.

Наукообразную форму К. получил у франц. анатома и палеонтолога Ж. Кювье. До последовательно креационистской концепции множественности актов творения теория катастроф была доведена его учениками и последователями А. Д'Орбиньи и Ж. Агассисом. Хотя К. с конца 18 в. подвергался сильным атакам со стороны эволюционистских идей (уже К. Линней в конце жизни отказался от т. зр. неизменяемости видов), особенно Ламарка, однако только теория происхождения видов Дарвина подорвала его влияние. В течение 19 в. дарвинизм с боями вытесняет К. из биологии. Особенно ожесточенно борьба велась в Англии (А. Седжвик, Уолластон и др.), Франции (М. Флуранс, А. Мильн-Эдвардс, Ж. Катрфаж и др.) и США (швейцарский биолог Агассис, живший в Америке). 20 в. - время окончат. и полного торжества эволюционного учения, в результате чего креационистские воззрения становятся анахронизмом. Однако вплоть до наст. времени К. используется как знамя в непрекращающихся усилиях церкви подчинить своему влиянию науку; продолжаются попытки поставить под сомнение доказательность эволюц. теории. Таковы утверждения об "исчерпанности" теории происхождения видов (В. Тролл), о "недействительности" естеств. отбора в создании значит. эволюционных преобразований, отрицание прогресса в эволюции (Дж. Дьюар) и т.д. "Стыдливой" формой К. является утверждение, что дарвинизм - только одна из возможных гипотез (Ф. Фозергилл). Эта т. зр. смыкается с др. направлением совр. К. - попытками "ассимилировать" эволюц. учение, подчинив его идее божеств. творения. Таковы разнообразные виталистические концепции: теория эмерджентной эволюции, "телефинализм" Леконта де Нюи, теория "первичной активности" Р. Рюйе, холизм и мн. др. К. пользуется признанием в неотомизме. Будучи лишен всякого научного содержания, К. в наст. время имеет только отрицат. значение идеологич. орудия борьбы религии против научной биологии.

Лит.: Кювье Ж., Рассуждение о переворотах на поверхности земного шара, пер. с франц., М.-Л., 1937; Давиташвили Л. Ш., История эволюц. палеонтологии от Дарвина до наших дней, М.-Л., 1948; Πлатонов Г. В., Дарвин, дарвинизм и философия, М., 1959; Фролов И. Т., О причинности и целесообразности в живой природе, М., 1961; Zimmerman W., Evolution. Die Geschichte ihrer Probleme und Erkenntnisse, Münch., 1953.

M. Левит. Москва.

КРЕЙЦВАЛЬД

Фридрих Рейнгольд (26 дек. 1803 - 25 авг. 1882) - основоположник эст. нац. литературы, просветитель-демократ. По специальности врач. Выступал как писатель и фольклорист, как борец за нар. просвещение и популяризатор естеств. наук. Основной труд К. - составление эст. нац. эпоса "Калевипоэг" (вып. 1-5, 1857-61, "народное" [сокр. ] изд. 1862). Филос. взгляды К. нашли отражение в его переписке с Койдулой и Фельманом (Kreutzwaldi ja Koidula kirjavahetus, [т. ] 1-2, 1910-11; Fr. R. Kreutzwaldi kirjavahetus, т. 2-5, 1953-62). Для филос. взглядов К. характерны черты материализма и стихийной диалектики, убеждение в познаваемости мира. К. остро критиковал ортодоксальное христианство, церковь и пасторов, в к-рых видел непримиримых врагов прогресса. Мировоззрению К. остались свойственны черты деизма.

Лит.: Очерки по истории философ. и обществ. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 860-63.

Э. Янсен. Таллин.

КРЕЙЧИ

КРЕ́ЙЧИ (Krejči), Франтишек (21 авг. 1858 - 24 мая 1934) - чешский бурж. философ-позитивист. Проф. философии и психологии Карлова ун-та в Праге (с 1912). Сторонник психофизического параллелизма и т.н. феноменального дуализма (см. "Психология", "Psychologie", dl. 1-6, 1902-26). Представители идеалистич. направлений чешской философии, особенно виталист Мареш, критиковали К. за допущение психологии "без души", за защиту детерминизма как принципа науки, за атеизм. К. активно участвовал в политич. жизни, совместно с З. Неедлы выступал в защиту интересов рабочего класса.

Соч.: О filosofii přitomnosti, Praha, 1904; Svoboda vůle a mravnost, Praha, 1907; Filosofie poslednich let před válkou, 2 vyd., Praha, 1930; Positivni etika..., Praha, 1922; Politika a mravnost, Praha, 1932.

Лит.: Sbornik ku poctě F. K., Praha, 1929; "Československá Psychologie", 1958, r. 2, č. 3.

КРЕСТЬЯНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРЕЧЕТОВ

Федор Васильевич (р. в нач. 1740-х - год смерти неизв.) - рус. публицист, организатор просветительского "Всенародно- вольно ко благоденствованию составляемого общества" (приблизительно 1785-87).

Составленная К. программа об-ва требовала реформы суда, отмены сословных привилегий дворянства и высшего духовенства, свободы слова и печати, равноправия женщин, всемерного распространения знаний в народе и пр. В 1786 К. начал издавать журн. "Не всио и не ничево" (вышел только один номер, остальные номера, сохранившиеся в рукописи, были запрещены цензурой). К. издал без цензурного разрешения каталог "Открытие нового издания; дüши и сердцá пользующего..." (1787), излагавший содержание подготовленных К. книг. В 1793 против К. по доносу члена об-ва Малевинского (обвинявшего К. в том, что он "пророчествует к величайшему бунту такому, которого еще не бывало") было начато следств. дело. По приговору Екатерины II К. был заточен в Петропавловскую крепость, откуда был освобожден в марте 1801. Дальнейшая судьба К. неизвестна.

В следств. деле хранится ок. 50 не увидевших света соч. К. ("Разум", "Игра мыслей..." и др.), в к-рых он, подчас в религиозной и расплывчатой форме, выражал веру в возможность осуществления коренных гос. и обществ. преобразований мирными, просветит. средствами. Проповедь равенства и братства К. адресовал равно ко всем людям и классам, к монархич. власти и церкви, призывая их слиться в единый всемирный союз "ко благоденствованию человечества". Признавая необходимым освобождение крестьян от помещичье-крепостнич. кабалы, К. вместе с тем считал нужным предварительно подготовить их к свободе просвещением. По словам Плеханова, взгляды К. представляли собой "...смесь передовых идей французской философии с более или менее оригинально истолкованным христианским учением" (Соч., т. 22, 1925, с. 235; см. также с. 233-41).

Лит.: Корольков М., Поручик Ф. К., "Былое", 1906, апрель, No 4; Чулков Н., Ф. В. К. - забытый радикальный публицист XVIII в., в сб.: Лит. наследство, [No ] 9-10, M., 1933; Светлов Л., А. Н. Радищев и политич. процессы конца XVIII в., в сб.: Из истории рус. философии XVIII - XIX вв., [М. ], 1952; Сивков К. В., Папаригопуло С. В., О взглядах Ф. К., "Вопр. истории", 1956, No 3.

Л. Светлов. Москва.

КРЕЧМЕР

КРЕЧМЕР (Kretschmer), Эрнст (8 окт. 1888 - 8 февр. 1964) - нем. психиатр, создатель теории зависимости психич. склада личности от конституционального типа. Длит. время был проф. психиатрии в Марбурге, с 1946 - проф. ин-та в Тюбингене (ФРГ). К. предложил считать основой психики, как здоровой, так и больной, конституциональный склад человека. Согласно К., психич. заболевание является не болезнью мозга или следствием конфликтных ситуаций жизни индивида, а всецело обусловливается биологич. особенностями строения его организма. К. предложил классификацию типов конституции [пикнический, лептосомный (астенический), атлетический и диспласти-ческий ], каждому из к-рых соответствуют особенности темперамента и характера. Соответственно, каждому типу темперамента свойственны здоровый, психопатический и психотический варианты психич. склада, между к-рыми разница лишь количественная и к-рые легко переходят друг в друга. Т.о., ошибочная теория К. стирает качеств. грань между здоровым и психически больным человеком и утверждает предопределенность психич. заболевания. Еще менее обоснованной является попытка использовать ее для общей или социальной типологии. Тем не менее на зарубежную криминалистику и характерологию теория К. оказала значит. влияние.

Соч.: Die Veranlagung zu seelischen Störungen, В., 1924; Der sensitive Beziehungswahn, В., 1927; Psychotherapeutische Studien, Stuttg., 1949 (им. список журн. ст. Кречмера); Medizinische Psychologie, 11 Aufl., Stuttg., 1956 (им. список трудов Кречмера); Geniale Menschen, В., 1929; 5 Aufl., В.-Gött.-Hdlb., 1958; в рус. пер. - Внушение, К., 1925; Медицинская психология, М., 1927; Об истерии, М.-Л., 1928; Строение тела и характер, 2 изд., М.-Л., 1930.

Лит.: Westphal К., Zur Psychogenese und Psychotherapie pyknoleptischer Anfälle, "Z. ges. Neurol. und Psychiatr.", 1932, Bd 138, H. 5; Sheldon W. H., Stevens S. S., The varieties of temperament, 3 ed., N. Y., 1945; Sheldon W. H., Varieties of delinquent youth; an introduction to constitutional psychiatry, N. Y., 1949.

M. Роговин. Москва.

КРЖИВИЦКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРИГЕ

КРИГЕ (Kriege), Герман (1820-50) - нем. публицист, сторонник истинного социализма. В 1845 эмигрировал в Америку, где основал "Ассоциацию социальной реформы", примкнувшую к бурж.-демократич. "Молодой Америке". С 1846 издавал газету "Volks-Tribun" ("Народный трибун"). Средством ликвидации нищеты К. считал раздачу гос-вом пустующих земель крестьянам. К. не понял неизбежности развития капитализма и идеализировал патриарх. отношения. В "Циркуляре против Криге" Маркс и Энгельс (1846; см. Соч., 2 изд., т. 4) вскрыли мелкобурж. сущность и утопизм его социально-экономич. программы.

Лит.: Ленин В. И., Маркс об американском "черном переделе", Соч., 4 изд., т. 8; Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс, пер. с нем., т. 1, М., 1959.

А. Панфилова. Москва.

КРИЖАНИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРИК

КРИК (Krieck), Эрнст (р. 6 июля 1882) - нем. педагог и философ, один из идеологов германского фашизма. С 1933 по 1944 - проф. философии и педагогики в Гейдельбергском ун-те. Философия К. - одна из разновидностей иррационалистич. антропологии, фашистский вариант философии жизни. Единственной реальностью, к-рая подлежит филос. рассмотрению, является, по К., миф, истоки к-рого надо искать по ту сторону истории. Наука изображается К. как одна из форм мифа, один из возможных способов видения мира. Поэтому, согласно К., бессмысленно говорить о науч. истине, в противоположность, напр., истине религиозной; как две разновидности мифа они совершенно равноправны. Отсюда абсолютный релятивизм философии К., к-рую он наз. "расово-народно-политической антропологией". Эта антропология, согласно К., "должна занять место обветшавшей философии" ("Völkisch-politische Anthropologie", Bd 1, Lpz., 1936, S. 43). В концепции К. находит свое выражение характерная для бурж. философии тенденция к биологизации социальных явлений. Человек рассматривается как биологич. существо, что непосредственно служит обоснованию фашистской идеологии, центр. понятиями к-рой являются "раса" и "кровь". Иррационалистич. трактовка человека и истории приводит к характерному для этого направления культу "судьбы", общему у К. со Шпенглером, Боймлером и Хейдеггером. Историч. развитие, по К., не имеет логики, оно определяется "судьбой"; фашизм объявляется, т.о., "судьбой" герм. нации.

Соч.: Die deutsche Staatsidee, Jena, 1917; Nationalpolitische Erziehung, В., 1932; Völkisch-politische Anthropologie, Bd 1-3, Lpz., 1936; Mythologie des bürgerlichen Zeitalters, Lpz., 1939; Volkscharakter und Sendungsbewußtsein, 2 Aufl., Lpz., 1943; Heil und Kraft. Ein Buch germanischer Weltweisheit, Lpz., 1943.

П. Гайденко. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница