Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
КОТАРБИНЬСКИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОТАРБИНЬСКИЙ

КОТАРБИНЬСКИЙ (Kotarbiński), Тадеуш (р. 31 марта 1886) - польский логик и философ, проф. ун-та в Варшаве (с 1919), ректор ун-та в Лодзи (1945-49), зав. кафедрой логики Варшавского ун-та (1951-61), президент Польской АН (1957-62), иностранный член АН СССР (с 1958) и АН Болгарии.

В начале своей филос. деятельности К. представлял наиболее близкое к материализму крыло львовско-варшавской школы; утверждал, что психическое есть отражение объективно-реального (тезис т.н. радикального реализма), что не существует ничего, что принципиально не могло бы стать, в той или иной форме, предметом чувств. восприятия. По мере филос. эволюции К. его материалистич. взгляды становились все более определенными. К. выдвинул онтологич. учение (к-рое назвал р е и з м о м, от лат. res - вещь, или к о н к р е т и з м о м, от concretus - букв. - сросшийся; цельный), являющееся номиналистич. разновидностью материализма. Осн. идея конкретизма такова: единственной онтологич. категорией является категория вещи; при этом под вещью понимается любой пространств.-временной объект, т.е. нечто конкретное и телесное (отсюда др. название реизма: с о м а т и з м, от греч. σῶμα - тело); общие свойства и отношения К. первоначально истолковывал как метафорически употребляемые термины. Семантический аспект этого учения, относящийся к выражению онтологич. категорий в языке, приводил к признанию в качестве подлинных предложений (т.е. выражений, относительно к-рых можно ставить вопрос об их смысле) лишь таких выражений языка, в к-рых (помимо логич. терминов и вспомогат. выражений) встречаются только имена вещей, но нет названий свойств и отношений (квазиимен); предложения, в к-рых встречаются квазиимена, суть сокращения для предложений, относящихся к вещам. Этот характерный для конкретизма К. метафизич. разрыв между вещами, с одной стороны, и их свойствами и отношениями, с другой, постепенно преодолевался К. В последние годы (см. Wybór pism, Warsz., 1958, t. 2, s. 180) К. признал объективность свойств и отношений, подчеркивая вместе с тем, что их существование носит вторичный, производный по сравнению с вещами характер. Такое истолкование конкретизма К. рассматривает как проведение точки зрения диалектич. материализма в вопросах логической семантики.

Филос. взгляды К. тесно связаны с его работами в области совр. формальной логики (так, его конкретней можно рассматривать как филос. истолкование исчисления имен Лесьневского); ему принадлежат работы по проблеме истинности, теории вывода, по проблемам логич. семантики, по истории логики (см., напр., "Лекции по истории логики" - "Wykłady z dziejów logiki", 1957) и применениям логики в конкретных науках (в деятельности юриста и педагога, см., напр., "Курс логики для юристов" - "Kurs logiki dla prawników", 1951, 6 wyd., 1963). К. сыграл большую роль в постановке логич. образования и в развитии логич. науки в Польше.

В настоящее время К. разрабатывает т.н. праксеологию, к-рую он определяет как науку о законах результативности любой человеч. деятельности (см. "Развитие праксеологии" в журн. "Польское обозрение", Варшава, 1962, No 12, с. 12; см. также No13, с. 7-11). В праксеологии рассматриваются понятия действия, деятельности, действующего лица, объекта действия, орудия, средства, цели, продукта труда, результата действия и т.п. Хотя в праксеологии К. имеются спорные моменты, очевидно ее родство кругу идей кибернетики и проблематике научной организации труда.

В этике К. неизменно занимал прогрессивные демократич. позиции; он подверг резкой критике этику утилитаризма (см., напр., "Утилитаризм в этике Милля и Спенсера" - "Utylitaryzm w etyce Milla i Spencera", 1915). Свою систему этики К. назвал независимой, стремясь тем самым подчеркнуть ее светский, независимый от церкви характер. Осн. принцип ее - минимизация несчастий (если человек не в состоянии делать добро, он должен, по крайней мере, не делать зла). Преодолевая пассивный характер своей этики, К. в выступлениях 1956-60 включает в нее принцип борьбы трудящихся за освобождение от эксплуатации.

К. активно борется за освобождение школы и обществ. жизни от влияния католич. церкви. Общедемократич. гуманизм и антиклерикализм взглядов К. сыграли большую роль в борьбе с религ. моралью в Польше.

Соч.: Szkice praktyczne, Warsz., 1913; Elementy teorji poznania, logiki formalnej i metodologji nauk, Lw., 1929, 2 wyd., Wr., 1961; Ζ zagadnień ogólnej teorii walki, Warsz., 1938; Traktat о dobrej robocie, Łodz, 1955; [2 wyd. ], Wr.-Warsz., 1958; Sprawnośc i błąd, Warsz., 1956, 3 wyd., Warsz., 1960; Wybór pism, t. 1-2, Warsz., 1957-58; Prakseologia czyli zasady sprawnego działania, "Argumenty", 1963, No 19; Błąd praktyczny, "Studia Filosoficzne", 1963, No 2 (33); в рус. пер. - Развитие праксеологии, "Польское обозрение", 1962, No 12, 13; Избр. произв., М., 1963.

Лит.: Васzkо В., О poglądach filozoficznych i społeczno-politycznych T. Kotarbińskiego, Warsz., 1951; Греневский Г., Кибернетика без математики, M., 1964, гл. 5.

В начало энциклопедии