Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕП"-"НИЦ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕП"-"НИЦ")

НЕПОЛНАЯ ИНДУКЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕПРЕДИКАТИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕПРЕРЫВНОСТЬ

НЕПРЕРЫВНОСТЬ - см. Прерывность и непрерывность.

НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА ЗАКОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕРАЗРЕШИМАЯ ФОРМУЛА

НЕРАЗРЕШИМАЯ ФО́РМУЛА - формула к.-л. (логико-математического) исчисления, одновре- менно не доказуемая и не опровержимая средствами этого исчисления. (Соответственно формула, доказуемая или опровержимая в исчислении, наз. разрешимой в нем.) Термин "Н. ф." прилагается, как правило, лишь по отношению к замкнутым формулам, что объясняется трудностями, связанными с возможностью различных интерпретаций, открытых (незамкнутых) формул. Напр., при наиболее распространенной интерпретации, т.н. интерпретации всеобщности, формула А(х) интерпретируется так же, как и ее замыкание ∀хА(х), так что формула Α(x), - интерпретируемая в этом случае как ∀xA(x), - не выражает отрицания предложения, выражаемого формулой А(х), и в применении к таким формулам понятие Н. ф. оказывается довольно бессодержательным. (Подробнее об интерпретациях формул со свободными переменными см. в ст. Предикатов исчисление.)

Наличие в исчислении Н. ф. означает, по определению, его (простую) неполноту. Наиболее известными примерами Н. ф. служат формулы, выражающие свою собственную недоказуемость, доказательство существования к-рых составляет предмет разл. модификаций знаменитой теоремы Гёделя о неполноте формальной арифметики. Неразрешимость (одновременная недоказуемость и неопровержимость) к.-л. формулы не означает, вообще говоря, невозможности установления истинности (или ложности) выражаемого ею предложения к.-л. cодержат. образом. Так, Н. ф., фигурирующие в доказательствах теоремы Гёделя, как раз являются (в предположении непротиворечивости системы, содержащей Н. ф.) содержательно истинными. Желая подчеркнуть именно формальный характер понятий доказуемости и опровержимости, часто говорят о формально Н. ф. (соответственно о формально разрешимых). С др. стороны, эпитет "неразрешимое" прилагают и непосредственно к предложениям к.-л. теории; именно так этот термин был впервые (1931) введен в основополагающей работе К. Гёделя. О методологич. и филос. (гносеологич.) значениях понятия Н. ф., см. Полнота, Метатеория и лит. при этих статьях.

Ю. Гастев. Москва.

НЕРАЗРЕШИМОСТЬ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

НЕРАЗРЕШИМОСТЬ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕ́МЫ - см. Алгоритм.

НЁРЛУНД

НЁРЛУНД (Nørlund), Иб (р. 29 авг. 1917) - дат. марксист, чл. Политбюро ЦК компартии Дании, ответств. редактор теоретич. органа КПД журн. "Тиден" (с 1954). Окончил физико-математич. ф-т Копенгагенского ун-та, магистр. В 1945-47 - депутат фолькетинга. В работе "Марксизм в наше время" ("Marxismen i vor tid", 1959) и др. Н. подчеркивает, что диалектич. материализм является методом познания и изменения развивающейся действительности, а не готовым ее объяснением, что познание новых закономерностей развития выдвигает все новые проблемы науки. Н. выступает против филос. идеализма в совр. естествознании, в частности против идеалистич. истолкования принципа дополнительности ("Кризис науки" - "Videnskab i krise", опубл. в журн. "Dialog", 1954, No 1; "Об ответственности науки" - "Оm videnskabens ansvar", там же, 1955, No 2), подвергает критике реформистскую, ревизионистскую и догматич. идеологию ("Необходимость борьбы с ревизионизмом", "ПМиС", 1963, No 7; "Интернациональный долг коммунистов", "Коммунист", 1963, No 14). Автор ряда работ по вопросам рабочего и коммунистического движения, внешней политики Дании.

Соч.: Undor representation of the five-dimensional meson theory, Kbh., 1942; Om dialektisk materialisme og videnskaben, "Tiden", 1954, No 10; Rids af dansk arbejderbevaegelses udvikling, Kbh., 1959; Kommunismen og tidens spørgsmål, Kbh., 1961; Om kampen mod dogmatisme og sekterisme, "Tiden", 1962, No 3; Socialismens fremtid, там же, 1963, No 2; Om overgangen fra kapitalisme til socialisme, там же, No 7; Kybernetik og marxisme. Menneskets nye muligheder, Kbh., 1964; в рус. пер. - Против теории "скандинавской исключительности", "Коммунист", 1958, No 13; Коммунистич. партия и интересы нации, "ПМиС", 1960, No 1; Повеление масс и перспективы борьбы Компартии Дании, там же, 1961, No 8; Совр. филос. и социология в странах Зап. Европы и Америки, М., 1964, с. 223-31 (соавтор).

А. Мысливченко. Москва.

НЕСИЛЛОГИСТИЧЕСКИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕСИМИ

Имаделеддин (1369-1417) - азерб. поэт, последователь хуруфизма.

Объясняя мир с позиций последоват. пантеизма, Н. растворял бога в явлениях объективного мира, в природе и в человеке, к-рому в своем творчестве уделял большое внимание. Человек есть бог, т.к. он воплощает в себе все: он и сложен, и прост; он и сущность, и явление, воплощение положит. и отрицат. моральных качеств одновременно; он - устойчивость единого в двойственном; он венец эволюции, происходящей в мире и идущей от низшего к высшему. Основание для обожествления человека - в его способности к познанию мира. Н. воспевал разум, помогающий человеку познать тайны бытия и прежде всего самого себя. Лишь познав мир и себя, человек в состоянии понять, что бог - это он сам. Знание дает человеку неогранич. возможности. Н. призывал постичь все в этом мире и выступал против невежества. Важную роль в процессе познания Н. отводил речи, слову. Слово необъятно, оно неразрывно связано со всеми окружающими предметами и явлениями, к-рые оно называет и объясняет. Причем о предметах и явлениях Н. говорил, как о комплексе противоположных, противоречивых начал, дающих в совокупности единое целое. Призывая искать бога на этом свете, Н. высмеивал поклонение религ. святыням. Критикуя совр. ему общество, Н. писал, что власть и богатство принадлежат на земле только подлецам и лицемерам. С болью говоря о безмолвии и пассивности людей, покорных всякому насилию, он призывал их отстаивать справедливость, проявить мужество в борьбе с угнетателями. За критику совр. ему общества и религии, противопоставление богу человека, призыв искать красоту в явлениях мира земного и прежде всего в человеке - идеале прекрасного, за проповедь морального усовершенствования и принципов гуманизма Н. был обвинен в ереси и предан мучительной казни - с живого Н. сняли кожу.

Произведения Н., в к-рых описывались обыкновенные человеч. чувства: грусть, радость, счастье и горе, воспевались земные радости, были близки и понятны людям и получили широкое распространение на Ближнем Востоке.

Творчество Н. оказало большое влияние на развитие восточной, особенно азербайджанской, лит-ры, а его филос. взгляды заметно повлияли на развитие пантеистич. учений Ближнего Востока.

Соч.: [Диван ], Бакы, 1926; Сечилмиш ше'рлəр, Бакы, 1962.

Лит.: Араслы Н., Имамəддин Нəсими, в кн.: Μγхтəсəр Азəрбаjчан əдəбиjjаты тарихи, ч. 1, Бакы, 1943; Гулузадə М., Нəсими, в кн.: Азəрбаjчан əдəбиjjаты тарихи, ч. 1, Бакы, 1960; Gibb E. J. W., A history of Ottoman poetry, v. 1, L., 1900, ch. 7; D'une étude sur la religion des Houroûfîs par le docteur Riza Tevfiq. Textes persans relatifs à la secte des Houroûf s, publiés, traduits et annotés par M. Clément Huart, Leiden-L., 1909 (E. J. W. Gibb Memorial series, v. 9).

З. Кули-заде. Баку.

НЕСМЕЛОВ

Виктор Иванович (1863-1920) - рус. религ. философ, развивал учение в области филос. антропологии. Проф. Казанской Духовной акад. по кафедре логики и философии; магистерская дисс. "Догматич. система Григория Нисского" (Каз., 1897).

Н. выражает экзистенциальную тенденцию русской религ.-филос. мысли: философия должна быть ответом на "запросы жизни", а не "мышления". Н. категорически отграничивает сферу положит. науки от философии, призванной вести человека по пути нравств. совершенствования и потому обязанной отвечать на вопросы: что такое человек, на что он может надеяться, как ему жить. Выделяя в этом плане аристотелевскую и сократовскую традиции философии, Н. причисляет себя к последней: призыв "познай самого себя" становится у Н. исходным пунктом философии. Как бы осуществляя замысел Канта (см. Философская антропология), Н. стремится к антропологии, переосмыслению осн. философской проблематики. "Загадка человека", по Н., в том, что его духовная природа не только не выводима из "условий его физической жизни", но и прямо противоречит им (см. "Наука о человеке", т. 1, Каз., 1898, с. 243). Из "надприродного", безусловного начала в человеке Н. выводит безусловное начало вне человека ("невозможно отображение в материальном зеркале такого предмета, который вовсе не существует", - там же, с. 269) и, т.о., Н. пытается осуществить антропологическое ("психологич.") док-во бытия бога, противопоставляя свой ход мысли как субъективизму Канта, так и онтологич. доказательству, выводимому из понятия. Критикуя Канта, Н. считает, что невозможно успокоиться на рассмотрении субъективной сферы "долженствования" и "вечной ценности", не выйдя к бытию, к "вечной реальности" ("Вера и знание с т. зр. гносеологии", Каз., 1913, с. 30). В экзистенциалистских тонах Н. пишет о путях осуществления личности и о "человеке-вещи", о хрупкости человеч. существования в физич. мире. Экзистенциальное по своей установке антропологич. построение Н. отягощено у него инородными теоретич. и психологич. выкладками.

Р. Гальцева. Москва.

НЕСОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ

НЕСОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ - понятия, объемы к-рых не имеют общих элементов; иначе: понятия А и В являются Н. п., если и только если не существует предмета x (символически: ∃х), к-рый бы одновременно обладал свойствами (признаками), составляющими содержание одного и др. понятия. Символически: ∃x(A(x)&B(x)), где А(х) и В(х) - высказывания (предикаты) о принадлежности предмету x свойств, составляющих соответственно содержания понятия А и понятия В. Н. п. являются, напр., понятия "равносторонний треугольник" и "прямоугольный треугольник"; понятия: "идеализм" и "научное мировоззрение" и др. Отношение между Н. п. наз. отношением н е с о в м е с т и м о с т и. Частными случаями отношения несовместимости между понятиями являются контрадикторное отношение и контрарное отношение. По определению, для Н. п. А и B ложно суждение: ∃x (А(х)&В(х)). Ложность указ. суждения может быть фактической или необходимой (обусловленной нек-рыми физич. или логич. законами); в зависимости от этого понятия А и В являются фактически или необходимо несовместимыми. (Напр., "копытные животные" и "хищные животные" - фактически Н. п.; "равносторонний треугольник" и "прямоугольный треугольник" - необходимо Н. п.) Одни и те же понятия могут быть Н. п. в одной науч. системе и совместимыми в другой. Напр., понятия "непересекающиеся прямые (а и b), лежащие в одной плоскости" и "непересекающиеся прямые (a и b), лежащие в одной плоскости и образующие с третьей прямой, пересекающей их, - внутренние односторонние углы, составляющие в сумме меньше 180°" - несовместимы в евклидовой геометрии и совместимы в геометрии Лобачевского.

Е. Войшвилло. Москва.

НЕСРАВНИМЫЕ ПОНЯТИЯ

НЕСРАВНИМЫЕ ПОНЯТИЯ (д и с п а р а т н ы е п о н я т и я) - см. Диспаратный.

НЕСТОРИАНСТВО

НЕСТОРИА́НСТВО (от имени его основателя, константинопольского епископа Нестория) - религ.-политич. учение в Византии 5 в., расходилось с ортодоксальным церк. учением в трактовке соотношения божеств. и человеч. природы в Христе. Как и в арианстве в Н. предметом критики явилось мистич. понятие богочеловека, но если Арий, опираясь на традиции антич. рационализма, рассматривал Христа как младшее божество, посредствующее между богом и людьми, то Несторий признавал логос (Христа) предвечно рожденным от бога. Он расчленял его на бога-сына и человека Иисуса, связь между к-рыми оказывалась условной и относительной. Социальную опору Н., как и арианства, составляли преим. гор. круги, поддерживающие антич. традиции; наиболее активно против Н. выступал александрийский епископ Кирилл, опиравшийся на большинство монашества. В политич. отношении Н. отстаивало союз церкви с императорской властью и централизацию империи; это обстоятельство во многом определило отрицат. отношение к Н. как со стороны рим. епископа Целестина, так и со стороны наиболее влият. епископов Востока. На Эфесском соборе 431 Н. было осуждено как ересь, а Несторий сослан в глухой егип. оазис. Гонимые в Византии, несториане бежали в Иран, Ср. Азию и даже Китай, где Н. стало религ. сектой, объединявшей сравнительно небольшую группу верующих, преим. купцов и ремесленников.

Лит.: Fendt L., Die Christologie des Nestorius, Kempten, 1910; Loofs F., Nestorius and his place in the history of Christian doctrine, Camb., 1914.

А. Каждан. Москва.

НЕСТЯЖАТЕЛИ

НЕСТЯЖА́ТЕЛИ - представители религ.-филос. и обществ. течения в Рус. гос-ве конца 15 - сер. 16 вв., возглавлявшегося Нилом Сорским, Вассианом Косым (Патрикеевым) и Артемием Троицким. К Н. примыкал также Максим Грек. В противоположность иосифлянам, стремившимся к созданию экономически сильной и политически независимой церкви ("священство выше царства"), Н. пытались укрепить авторитет церкви путем поднятия нравственности духовенства и устранения вотчинных прав монастырей. Выйдя за рамки внутрицерк. течения, Н. включились в борьбу вокруг вопроса о земле и власти. Великокняжеская власть использовала их учение для идейного обоснования своих секуляризац. планов: на соборе 1503 по инициативе Ивана III с проектом секуляризации монастырских земель выступил Нил Сорский. В дальнейшем иосифляне перешли к поддержке великокняжеской власти, выдвинув теорию теократич. абсолютизма и добились осуждения Н. (в т.ч. Вассиана Косого, Максима Грека и Артемия Троицкого) как еретиков.

В мировоззрении и публицистич. деятельности Н. имелись существ. различия. Гл. содержание творчества Нила Сорского и продолжателя его идей Артемия Троицкого составляли проблемы внутр. духовной жизни и нравств. самосовершенствования иноков. В противоположность им, Вассиана Косого и Максима Грека интересовали преим. вопросы практич. устройства монастырской жизни. Их соч. пронизаны резкой критикой вотчинного быта монастырей, страстными обличениями стяжательства монахов.

Для Н. в сравнении с иосифлянами было характерно более свободное понимание религии, противопоставление евангельской морали ветхозаветным концепциям нетерпимости (отсюда присущее почти всем Н. терпимое отношение к еретикам). В их высказываниях встречались и отд. элементы вольномыслия. Таковы зачатки сенсуализма в психологич. рассуждениях Нила Сорского (положение о "прилоге" - возникновении мыслей и чувств из полученных извне ощущений); отрицание Вассианом Патрикеевым с рационалистич. позиций учения о двух природах Христа; высказывание Артемия Троицкого о зависимости "духовного" от "телесного". Элементы вольномыслия, критика Н. вотчинных прав церкви содействовали развитию свободной критич. мысли, оказали влияние на формирование взглядов еретиков сер. 16 в., в частности Феодосия Косого.

Лит.: Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.-Л., 1947; Зимин Α. Α., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV - первой пол. XVI вв., М., 1960; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике конца XV - нач. XVI в., М.-Л., 1960, с. 285-345, 426-49.

Н. Казакова. Ленинград.

НЕЧТО

В концепциях объективного идеализма Н. - то, что уже существует в себе и для себя, но еще не получило дальнейших определений; в таких концепциях Н. является одной из исходных категорий. Для Канта Н., противопоставленное ничто, есть предмет понятия, к-рому соответствует созерцание, есть понятие о присутствии предмета, формальное условие, возможность предмета (см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 334-35 и т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 146). У Гегеля Н. рассматривается как Н. реальное, как непосредственно относящееся к себе существование (см. Соч., т. 5, М., 1937, с. 108-10) и трактуется как поверхностное определение; однако именно с него начинается рассуждение в "Науке логике", определяющее исходные положения гносеологии Гегеля. Риккерт рассматривает Н. как соединение логич. формы "один" с алогичным. В истории науки делались попытки использовать Н. как исходное понятие для обоснования математики, в частности числа; при этом Н. рассматривалось как понятие, не связанное ни с какой определенностью сознания. В диалектич. материализме Н. не выступает как филос. категория, т.к. он не стремится к созданию абс. систем, начинающихся с абсолютно пустого; поэтому любое начало для него всегда содержательно, а всякая категория является отражением объективного мира.

В. Костеловский. Москва.

НЕЯВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

НЕЯВНОЕ ОПРЕДЕЛЕ́НИЕ - см. Определение.

НИБУР

НИБУР (Niebuhr), Рейнхольд (р. 21 июня 1892) - американский протестантский теолог, представитель т.н. диалектич. теологии. В 1915-28 - пастор в Детройте, с 1928 - проф. теологии в федеральной теологич. семинарии (Нью-Йорк). В условиях экономич. кризиса 1929-33 и разочарования в либерализме возглавил переход большинства амер. протестантских теологов с позиций модернизма на позиции т.н. теологии кризиса. В знаменующей этот поворот кн. "Нравственный человек и безнравственное общество" ("Moral man and immoral society", Ν. Υ., 1932, new ed., Ν. Υ., 1963) H. объявляет надежды "социального евангелия" на приведение общества в соответствие с требованиями христ. морали и изживание зла иллюзорными и наивными. В последующих работах "Природа и судьба человека" ("The nature and destiny of man", v. 1-2, N. Y., 1941-43, new ed., v. 1-2, N. Y., 1964), "Вера и история" ("Faith and history", L., 1949), "Ирония американской истории" ("The irony of American history", N. Y., 1952) H. отрекается от всего бурж.-просветительного прогрессивного наследия, защиту к-рого называет опасным донкихотством, отказывается от идей социального прогресса, совершенствования человеческой личности и т.п., утверждая, что любые попытки построения справедливого обществ. порядка наталкиваются на якобы низменную, злую и эгоистичную ("греховную") сущность человека. Всякий альтруизм рассматривается им как лицемерие, за к-рым скрывается эгоизм личности, класса, нации, хитроумно выдающих свои эгоистич. интересы за всеобщие. Задача религии, по Η., состоит прежде всего в том, чтобы убедить человека, что "...корень империализма в империализме индивида и что социальные невзгоды в определенном смысле проистекают из испорченности личной души" ("Essays in applied Christianity", N. Y., 1959, p. 146), и вызвать у человека чувство вины перед богом. По мнению Н., "двусмысленность человеческой природы" заключается в том, что человек является одновременно и творением бога, созданным по его образу и подобию и получившим в силу этого способность к творчеству, и тварью, во всем и всегда ограниченным существом. В забвении последнего обстоятельства - суть первородного греха: человек, забывая о своем ничтожестве и пытаясь подчинить себе историю, к-рая, будучи сферой столкновения иррациональной свободной воли людей и воли бога, непознаваема и неподвластна человеку, всегда получает результаты, обратные желаемым. В этом и состоит "ирония истории". Отсюда Н. делает вывод: следует отказаться от всех попыток кардинальных социальных преобразований, от самой социологии как науки и ограничиться непосредств. практич. деятельностью, направленной на смягчение неразрешимых в принципе противоречий, помня, что "вся история есть компромисс".

Соч.: Leaves from the Notebook of a Tamed Cynic, Chi.-N. Y., 1929; new ed., Hamden (Conn.), 1956; The children of Light and the children of Darkness, L., 1945.

Лит.: Мельвиль Ю. К., Чанышев А. Н., Ирония истории, "ВФ", 1954, No 2; Hаrland G., The thought of R. Niebuhr, N. Y., 1960.

А. Чанышев. Москва.

НИГИДИЙ ФИГУЛ

НИГИДИЙ ФИГУЛ (Nigidius Figulus), точнее, Публий Нигидий Фигул (2 в. до н. э. - 45 до н. э.) - рим. философ, первый по времени представитель неопифагореизма. "Возобновителем" древнего пифагорейства его называет уже его друг Цицерон (Tim. I). Из Цицерона же и др. источников видно, что Η. Φ. совмещал религ. и науч. интересы, много занимался математикой, естеств. науками, астрологией и магией.

Соч.: Operum reliquae collegit, emendavit, enarravit quaestiones Nigidianas praemisit A. Swoboda, Prague - Vindobonae - Lipsiae, 1889.

Лит.: Gianola Α., Publio Nigidio Figulo astrologo e mago, Roma, 1906; Geffcken J., Die Hirten auf dem Felde, "Hermes", 1914, Bd 49, No 3; Ζeller Εd., Die Philosophie der Griechen, Tl 3, Abt. 2, Hälfte 2, 5 Aufl., Lpz., 1923, S. 109; Legrand L., Publius Nigidius Figulus philosophe néo-pythagoricien orphique, P., 1931.

A. Лосев. Москва.

НИГИЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИДЕРЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

НИДЕРЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - см. Голландская философия.

НИЗАМИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИКИФОР ВАСИЛАКИЙ

НИКИФОР ВАСИЛА́КИЙ (Νικηφόρος ὁ Βασιλάκης) (сер. 12 в.) - визант. богослов и ритор. Занимался публичной эксегесой евангелий; наряду с Сотирихом, Михаилом Солунским и др. выступил с рационалистич. трактовкой нек-рых догм христианства, осужденной на соборах 1156 и 1157. Сохранились риторич. соч. Н. В., характеризующиеся светским и классицистич. направлением.

Соч.: Progymnasmata, в кн.: Walz Chr. [ed. ], Rhetores Graeci, v. 1, Stuttg., 1832, p. 423-525; [Proem to a collection of his works ], ed. E. Miller, "Annuaire de l'Association pour l'encouragement des études grecques en France", 1873, année 7, p. 135-57; Mélanges orientaux, P., 1883, p. 255-67; [К брату Константину ], в кн.: Regel W. et Νoνosadsky N. [ed. ], Fontes rerum Byzantinarum, t. 1, Petropoli, 1892, p. 228-44; [Панегирик Иоанну II ], там же, р. 330-361; [Panegyric on Patriarch Nikolaes Muzalon ], ed. E. Korbetti, "Ἑλληνικά", 1934, v. 7.

Лит.: Успенский Ф. И., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891, с. 223-25; Browning R., The patriarchal school at Constantinople in the twelfth century, "Byzantion", 1962, t. 32, fasc. 1.

С. Аверинцев. Москва.

НИКИФОР ВЛЕММИД

НИКИФОР ВЛЕММИД (Νικηφόρος ὁ Βλεμμύδης) (1197 - ок. 1272) - визант. философ, ученый и обществ.-политич. деятель, последователь Михаила Пселла. Получил образование в Никее и преподавал там. Основал высшее учебное заведение в Смирне и в 1248 - монастырь вблизи Эфеса, где также открыл высшую школу. В религ.-филос. полемике по вопросу об отношении к зап. церкви склонялся, гл. обр. по политич. соображениям (получение помощи Запада), к унии с папским престолом. В его "Трактате по логике и физике" (1 ч., "Изложение логики" - Ἐπιτομὴ λογικῆς, 2 ч., "Изложение физики" - Ἐπιτομὴ φυσικῆς) прослеживается влияние Порфирия и философа 6 в. Давида Армянского. Трактат по физике основан в значит. степени на комментариях Симпликия, Олимпиодора, Филопона к соч. антич. философов. Наибольшее значение сам Н. В. придавал своему трактату по логике. В нем он рассматривал проблему универсалий (см. Migne, PG, v. 142, col. 693), проблему материи (см. тамже, col. 1037, 1040) и др. В мировоззрении Н. В. отразилась борьба номинализма и реализма, происходившая в Византии в 11-12 вв., причем сам Н. В. склонялся к номинализму. Политич. взгляды Н. В. тесно связаны с его педагогич. теориями, особенно в вопросе о воспитании гражд. добродетелей. По мнению Н. В., ни семья, ни общество не имеют такого значения в деле воспитания, какое имеет гос-во, просвещенный правитель, глубоко постигший философию (см. тамже, col. 658-74). В трактате "О добродетели" (Περί ἀρετῆς) Η. В. излагал свои взгляды на нравств. воспитание, считая, что разум с помощью науки способен поднять моральный уровень людей. Соч. Н. В. (в основном собранные у Миня) были широко распространены на Западе в лат. переводах и являлись проводниками влияния визант. философии на зап.-европейскую, в т.ч. и на мировоззрение деятелей итальянского Возрождения.

Лит.: Барвинок В. И., Н. В. и его соч., К., 1911; Андреева Μ. Α., Очерки по культуре византийского двора в XIII в., Прага, 1927; Heisenberg Α., Nicephori Blemmydae curriculum vitae et carmina, Lipsiae, 1896; Tatakis В., La philosophie byzantine, P., 1949; Соdellas P. S., Nicephoros Blemmydas' philosophical works and teachings. Proceedings of the tenth International Congress of Philosophy, v. 1, Amst., 1949; Вrehier L., Le monde byzantin, [v. ] 3 - La civilisation byzantine, P., 1950.

Б. Горянов. Ленинград.

НИКИФОР ХУМН

НИКИФОР ХУМН (Νικηφόρος ὁ Χοῦμνος) (р. между 1250 и 1255 - ум. 18 янв. 1327) - визант. философ, богослов, писатель и гос. деятель. В центре филос. соч. Н. X. стоит выяснение отношения к Платону и Аристотелю с т. зр. христ. догматики. Критич. анализу платоновских диалогов "Тимей" и "Парменид" посвящен трактат Н. X. "О том, что ни материя не существует прежде тел, ни эйдосы не существуют обособленно, но то и другое выступает в единстве"Ὁτι μήτε ἡ ὕλη πρò τῶν σωμάτων, μήτε τὰ εἴδη χωρίς, ἄλλ' ὅμον ταῦτα, в кн.: J. F. Boissonade, Anecdota nova, P., 1844; там же "Письма" - Ἐπιστολαί). Однако Η. Χ. не является и последоват. аристотеликом, в целом он - эклектик, соединяющий платонизм и аристотелизм. В своем соч. "Опровержение Плотина относительно души" (Ἀντιϑετικòς πρòς Пλωτῖνον, 1835, в кн.: Plotini opera omnia, ed. F. Creuzer, Oxonii и в кн.: Mignе, PG, v. 140), посвященном критике неоплатонич. концепции "предсуществования" души, Н. X. выступил как защитник христ. понимания трансцендентальных судеб личности. В то же время этот трактат - проявление серьезного интереса к наследию неоплатонизма. Ряд соч. Н. X. посвящен физико-космологич. проблематике: "О мироздании и его природе" (Περί κόσμου καί τῆς κατ' αὐτοῦ φύσεως, неопубл.), "О воздухе" (Περί τοῦ ἀέρος, в кн.: J. F. Boissonade, Anecdota Graeca, v. 3, P., 1831) и др. Представляет интерес полемика Η. Χ. с Феодором Метохитом, затрагивавшая широкий круг филос, космологич. и эстетико-литературных проблем, обусловленная, по-видимому, политич. разногласиями.

Соч.: Ἀντιϑετικός πρός τούς πάλαι σοφούς..., в кн.: Boissonade J. F., Anecdota Graeca..., v. 3, P., 1831.

Лит.: Verpeaux J., Niciphore Choumnos. Homme d'Ιtat et humaniste byzantin (ca 1250/1255-1327), P., 1959 (thϑse); Sevcenko I., La vie intellectuelle et politique ΰ Byzance sous les premiers Paliologues. Etudes sur la polimique entre Thiodore Mitochite et Niciphore Choumnos, Brux., 1962 (Corpus Bruxellense Historiae Byzantinae, Subsidia, 3).

С. Аверинцев. Москва.

НИКОЛАДЗЕ

Николай Яковлевич (27 сент. 1843 - 1 апр. 1928) - груз. обществ. деятель, философ, лит. критик, участник демократич. движения 60-х гг. в России и Грузии. Был знаком с Чернышевским, Герценом, Добролюбовым, К. Марксом, Л. Бланом, сотрудничал в "Современнике", "Колоколе", был первым издателем и редактором собр. соч. Чернышевского. Обществ. взгляды Н. до 80-х гг. носили радикальный характер: Н. пропагандировал активные выступления против царизма, коренное переустройство общества и т.п. Однако впоследствии Н. стал проповедовать мирные средства борьбы. Общинная форма собственности представлялась ему единств. путем развития и России, и Грузии. Филос. взгляды Н. формировались под влиянием материалистич. концепций. И природа, и общество, согласно Н., развиваются по общему объективному закону, благодаря чему все явления в мире взаимосвязаны и взаимообусловлены. Н. утверждал, что, познавая законы природы и действуя в соответствии с ними, человек достигает счастья, и поэтому наука и знание представляют осн. средство улучшения жизни. В дальнейшем Н. пришел к отрицанию революции и защите эволюционизма.

Соч. на груз. яз.: Сочинения, т. 1-4, Тб., 1960-64 (изд. продолжается).

В. Гагоидзе. Тбилиси.

НИКОЛАЕВ

Владимир Владимирович [р. 6(19) янв. 1904 ] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1950), проф. (с 1951). Чл. КПСС с 1928. Окончил фак-т обществ. наук 1-го Моск. ун-та (1925). В 1925-30 работал в органах прокуратуры. С 1930 - зав. кафедрой марксизма-ленинизма Горьковского инженерно-строит. ин-та. С 1952-56 - зав. кафедрой марксизма-ленинизма Академии угольной пром-сти. В 1950-52 и с 1956 - в Ин-те философии АН СССР. Работает в области историч. материализма, гл. обр. по вопросам теории гос-ва и права.

Соч.: Преодоление неправильных теорий в области уголовного права - важное условие укрепления социалистич. законности, "Коммунист", 1956, No 14; Против ошибочных взглядов по вопросам социалистич. законности, там же, 1960, No 15; Ленин о Сов. гос-ве, [Μ., I960 ]; Закономерности развития социалистического государства, в кн.: О закономерностях возникновения и развития социалистич. общества, М., 1960; О путях развития сов. социалистич. государственности в коммунистич. общественное самоуправление, в кн.: От социалистич. государственности к коммунистич. обществ. самоуправлению, М., 1961; Вiд соцiалiстичноi державностi до комунiстичного самоврядування, К., 1962.

НИКОЛАИ

НИКОЛА́И (Nicolai), Христоф Фридрих (18 марта 1733 - 8 января 1811) - нем. писатель, просветитель, представитель "популярной философии", последователь X. Вольфа. С 1759 по 1765 вместе с Г. Лессингом и Мендельсоном издавал журн. "Briefe, die neueste Litteratur betreffend" ("Письма о новейшей литературе"), выступавший против франц. классицизма. В 1765 приступил к изданию "Всеобщей немецкой библиотеки" ("Allgemeine deutsche Bibliothek", 225 томов с дополнениями, выходили до 1806) - лит. органа умеренного, т.н. "берлинского просвещения", покровительствуемого прусским королем Фридрихом II. H. выступал против иезуитов, лютеровской ортодоксии, оставаясь религ. человеком и пытаясь дать христ. догмам рациональное обоснование. Энгельс отмечал, что "... у Николаи утрачен дух Вольтера" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 516, прим.). Ограниченность теоретич. позиции Н., его нападки на Гердера (за интерес последнего к нар. поэзии), Гёте (за "Страдания молодого Вертера") и Канта вызвали отрицат. отношение к нему передовой части нем. интеллигенции. В 1801 резкую отповедь Н. дал Фихте (Friedrich Nicolai's Leben und sonderbare Meinungen, последнее изд. - Lpz., [1920 ]).

Соч.: Briefe über den jetzigen Zustand der schönen Wissenschaften in Deutschland, В., 1755; Beschreibung einer Reise durch Deutschland und die Schweiz im Jahre 1781, Bd 1-12, В.-Stettin, 1783-95; Philosophische Abhandlungen, Bd 1-2, В., 1808.

Лит.: Ost G., F. Nicolais "Allgemeine deutsche Bibliothek", В., 1928; Meyer F., F. Nicolai, Lpz., 1938.

А. Гулыга. Москва.

НИКОЛАЙ

НИКОЛА́Й - из О т р е к у р а (Nicolas d'Autrecourt) (р. ок. 1300 - ум. после 1350) - франц. философ, один из представителей номинализма. Автор соч., осужденного рим. курией в 1346 и сожженного в 1347, Н. был принужден публично отречься от своих "заблуждений". Кроме этого соч., не имеющего особого заглавия и начинающегося словами "Satis exigit ordo executionis" ("Правильный порядок исполнения требует", изд. J. R. O'Donnel, в сб.: Medieval studies, v. 1, Toronto-L.- N. Y., 1939), H. написал в 1329-36 девять писем к некоему Бернарду д 'Ареццо и одно к некоему Эгидию, посвященные гносеологич. проблемам; они сохранились неполностью. Н. подверг сомнению положения схоластич. аристотелизма и пытался защищать осн. тезис антич. атомистов: в явлениях природы нет ничего, кроме сочетания и разделения атомов. Атомы неразрушимы, следовательно, мир вечен в его целом. Принцип целенаправленности в природных явлениях не самоочевиден. Качества вещей - результат сочетания атомов, единственно реальных субстанций. С этих позиций Н. защищал атомистич. представление о природе света как истечении мельчайших частиц, требующем для своего распространения известного времени, а самое движение тел мыслил дискретным, состоящим из мельчайших "движков", своего рода атомов движения. В теории познания Н. отверг и абсолютную достоверность чувственных данных ("субстанции", т.е. подлинно существующие атомы, к-рые не являются предметом чувств, ощущения) и возможность чисто дедуктивного познания причинных связей путем схоластич. умозаключений, помимо опыта. Критика схоластич. перипатетизма объективно приводила Н. к требованию критически обрабатывать чувств. данные, - к тому, что сам Н. называл истолкованием данностей ("аппаренций") при "полном свете" разума (in pleno lumine) [см. "Satis exigit...", p. 229, 231 ]. Такое познание, по Н., является истинным и относительно него "не может быть разногласий между людьми" (там же, р. 234). Отрицание телеологии и трактовка причинных связей как предмета опытного знания вели в области теологии к отрицанию традиц. доказательств бытия божия (телеологического и космологического - см. Бог). Равным образом было неприемлемым для Н. и третье традиц. доказательство - онтологическое, поскольку существование и несуществование предмета не рассматривались им как признаки, входящие в логич. содержание соответствующего понятия: понятие бога остается тем же, мыслить ли бога существующим или не существующим.

Лит.: Зубов В. П., Николай из Отрекура и древнегреч. атомисты, "Тр. Ин-та истории, естествозн. и техники АН СССР", 1956, т. 10, с. 338-83; Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, пер. с нем., М., 1962, с. 534-547; Rashdall H., Nicholas de Ultr curia, a medieval Hume, "Proceedings of the Aristotelian Society", 1907, v. 7; Lappe J., Nicolaus von Autrecourt, Münster, 1908; О'Donnel J. R., The philosophy of Nicholas of Autrecourt and his appraisal of Aristotle, в сб.: Medieval studies, v. 4, 1942; Weinberg J. R., Nicolaus of Autrecourt. Princeton, 1948.

B. Зубов. Москва.

НИКОЛАЙ КАВАСИЛА

НИКОЛА́Й КАВА́СИЛА (Νικόλαος Καβάσιλας) (р. ок. 1320 - ум. 1371) - византийский богослов, ученый-энциклопедист, философ-мистик и писатель. В религ.-филос. борьбе между варлаамитами и последователями Паламы стоял на стороне последнего. Вместе с тем Н. К. занимал в этом споре особую позицию, отразившуюся в его гл. произведении "О жизни во Христе" (Περί τῆς ἐν ζωῇς Χριστῶ, Migne, PG, t. 150, обычно цитируется "De vita in Christo"), призывая вернуть христ. учение к патристике. Н. К. утверждал, что недостаточное знакомство "отцов церкви" со светскими науками являлось причиной несовершенства их учения. Корни христологич. концепции Н. К. справедливо искали в его возврате к сократич. воззрениям. Взгляды Н. К. на этику как на сферу "человеческих дел" действительно близки к взглядам Сократа. В учение Н. К. включалась поставленная еще софистами и воспринятая Сократом гносеологич. проблема познаваемости действительности и доступности для человека объективной истины. Н. К. учил, что человек в своем стремлении к идеальной "жизни во Христе" владеет объективным критерием поведения, открывающимся ему через внутр. голос сознания и достаточным для отличения добра от зла, прекрасного от постыдного. Это учение - идеалистич. этика, утверждавшая тождество добродетели и совершенства человеч. познания, стремящегося достигнуть высоты бога, но имеющего возможность достигнуть его только в потустороннем мире. Т.о., в мистич. учении Н. К. пробивалась гуманистич. струя. Он пытался связать мистику христ. церкви со светской теорией, давая толчок развитию визант. гуманизма.

Лит.: Успенский Ф. И., Очерки из истории Византийской образованности, СПБ, 1891; Горянов Б. Т., Поздневизантийский феодализм, М., 1962, гл. 7; Salаville S., Cabasilas le sacellaire et Nicolas Cabasilas, Échos d'Orient, t. 35, P., 1936; Tatakis В., La philosophie byzantine, P., 1949; Lot-Borodine M., Une maître de la spiritualité byzantine au XIV siècle Nicolas Cabasilas, P., 1958; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich, Münch., 1959.

Б. Горянов. Ленинград.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИКОЛАЙ МЕФОНСКИЙ

НИКОЛАЙ МЕФОНСКИЙ (Νικόλαος ὁ Μεϑώνης) (г. рожд. неизв. - ум. между 1157 и 1166) - визант. философ и церк. деятель. Во время христологич. споров на соборах 1156 и 1157 выступил как защитник строгой ортодоксии против неоплатонич. и зап. влияний, выразившихся в христологии Сотириха Пантевгета. В полемике против Сотириха Пантевгета Η. Μ. отстаивал строго объективный онтологизм: "Мы говорим, что железо горячо, а лед холоден, потому, что они таковы на деле, а не потому, что мы мыслим их такими" (цит. по кн.: Δημητρακόπουλος Ἀ., ’Eκκλησιαστικὴ Βιβλιοϑήκη, Lpz., 1866, σ. 232). При этом Η. Μ. усматривал в концепции Сотириха возрождение платоновского учения об идеях и сам в полемич. целях ссылался на критику этого учения Аристотелем. Систематич. сведéнию счетов с той опасностью, к-рую представлял для визант. ортодоксии возрожденный Михаилом Пселлом неоплатонизм, посвящено "Разъяснение на "Основы богословия" Прокла" ("Contra Proclum", ed. Th. Vömel, Frankfurt, 1825). Кроме того, H. M. участвовал в полемике с богомилами, составил "Вопросы и ответы" (’Eρωτήσεις καὶ ἀποκρίσεις, ed. J. Th. Vömel, "Jahresbericht des rankfurtischen Gymnasium", 1925-26, S.1-39) - догматич. трактат, пропагандировавший тринитарные идеи патриарха Фотия. Метод филос. аргументации H. M. обнаруживал сильное влияние аристотелизма Иоанна Дамаскина.

Соч.: Migne, PG, t. 135.

Лит.: Dräseke J., Nikolaos von Methone, "Byzantinische Z.", 1892, Bd 1, S. 438-78; его же, Nikolaos von Methone als Bestreiter des Proklos, "Theologische Studien und Kritiken", 1895, H. 3, S. 589-616; Pachali H., Soterichos Panteugenes und Nikolaos von Methone, "Z. für wissenschaftliche Theologie", 1907, Jg 50, H. 3, S. 347-74; Takakis В., La philosophie byzantine, P., 1949, p. 219-21; Beck H.-G., Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich, Münch., 1959, S. 624-26.

С. Аверинцев. Москва.

НИКОЛАЙ ОРЕM

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИКОЛАЙ-ОН

НИКОЛА́Й-ОН (псевд., наст. фамилия - Д а н и е л ь с о н), Николай Францевич (1844 - 3 июля 1918) - рус. экономист, социолог и публицист, идеолог либерального народничества. Слушал лекции в Петерб. ун-те; служил в Петерб. об-ве взаимного кредита. В 1870 подвергался аресту в связи с делом нечаевцев. Продолжил вслед за Г. Лопатиным и довел до конца перевод 1-го т. "Капитала" К. Маркса (СПБ, 1872; 2-е и 3-е изд., СПБ, 1898), впоследствии перевел также 2-й (СПБ, 1885) и 3-й (СПБ, 1896) тома. Вел оживленную переписку с Марксом и Энгельсом, снабжая их лит-рой и материалами об экономике России. Обмен мыслями с Марксом послужил толчком к появлению первой самостоят. работы Н.-о. "Очерки нашего пореформенного обществ. х-ва" ("Слово", 1880, No 10), показавшей капиталистич. характер развития России. Плеханов использовал эту статью Н.-о. в идейной борьбе против народничества ("Наши разногласия"). Однако на эту работу H.-о., противоречивую по содержанию, ссылались и народники (напр., В. П. Воронцов). Книга Н.-о. "Очерки нашего пореформ. обществ. Х-ва" (СПБ, 1893; нем. изд. - Münch., 1899, франц. - Р., 1902) явилась уже в целом попыткой развернутого обоснования экономич. теории народников, хотя сам Н.-о., по словам Ленина, желал "... выдавать себя за строгого поклонника принципов Маркса" (Соч., т. 1, с. 290). Н.-о. идеализировал возможности сел. общины, противопоставлял кустарную ("народную") пром-сть капиталистической ("искусственной"), утверждал, что развитие капитализма подрывает существование рус. народа, призывал "прекратить ломку" "веками сложившейся формы производства". В ст. "Наше обществ. пробуждение с социально-экономич. точки зрения" ("Рус. богатство", 1905, No 6-7) H.-о. доказывал несовместимость существующих "политических и правовых норм" с изменившимися обществ.-экономич. отношениями и отстаивал неотложность преобразований (нар. представительство, политич. свободы), однако аргументация и выводы Н.-о. страдали либеральной ограниченностью.

Лит.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, 2 изд., М., 1951; Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 197); Деятели революц. движения в России. Био-библиографич. словарь, т. 2, в. 1, М.,1929; Нечаев и нечаевцы. Сб. мат-лов, М.-Л., 1931; Реуэль А. Л., Рус. зкономич. мысль 60-70-х гг. XIX в. и марксизм, М., 1956; Народнич. зкономич. лит-ра, М., 1958; История рус. экономич. мысли, т. 2, ч. 2, М., 1960.

Ш. Левин. Ленинград.

НИКОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИЛ СОРСКИЙ

НИЛ СОРСКИЙ (в миру - Николай М а й к о в, (ок. 1433-1508) - рус. обществ. деятель и мыслитель, глава нестяжателей. Постригся в монахи Кирилло-Белозерского монастыря, но в знак протеста против "обмирщения" монахов покинул монастырь. Н. С. странствовал по Востоку, побывал в Константинополе и Афоне, где познакомился с учением исихастов, изучал патристич. лит-ру (см. Патристика). Вернувшись на родину, основал вблизи Кирилло-Белозерского монастыря, у реки Соры, обитель, где поселился со своими единомышленниками. Учение Н. С. отличалось от авторитарного, схоластич. и внешнеобрядового православия. В своих соч. Н. С. развивал мистико-аскетич. идеи в духе афонского исихазма, требуя сосредоточения верующего на своем внутр. мире, личного переживания веры как непосредств. единения верующего с богом. Нормы евангельской морали Н. С. противопоставлял ветхозаветным концепциям иерократизма, религ. нетерпимости, законничеству. Н. С. выступил с обличением стяжательства и праздности духовенства, его стремления к накоплению богатств, к насильств. эксплуатации чужого труда. Опираясь на высказывание из послания Павла: "не трудящийся да не ест", Н. С. требовал от монахов участия в производит. труде; он выступал за реформу монашества на началах скитской жизни. Учение Н. С. противостояло воинствующей церкви, идеологом к-рой являлся Иосиф Волоцкий (см. Иосифляне). На соборе 1503 Н. С. защищал политику великокняжеской власти, направленную на секуляризацию церк. монастырских земель.

В лит. наследии Н. С. большое место занимают вопросы психологии человеч. страстей, для изучения к-рых он широко привлекал патристич. сочинения. Источником страстей являются воздействия внешнего мира. В развитии страстей Н. С. выделяет след. стадии: восприятие ("прилог"), фиксация ("сочетание"), адаптация ("сложение"), утверждение ("пленение") и, наконец, доминация - "страсть" в ее подлинном значении. Усилием воли и переменой внешнего образа жизни человек должен преодолевать свои страсти на ранних стадиях их развития.

Продолжателями идей Н. С. были Вассиан Косой (Патрикеев) и Артемий Троицкий. Критич. элементы воззрений Н. С. оказали влияние на представителей рус. свободомыслия, в частности Феодосия Косого.

Соч.: Нила Сорского Предание и Устав, вступ. ст. М. С. Боровковой-Майковой, [СПБ ], 1912.

Лит.: Архангельский А. С., Нил Сорский и Вассиан Патрикеев..., ч. 1 - Преподобный Н. С., СПБ, 1882; История рус. лит-ры, т. 2, ч. 1, М.-Л., 1945, с. 317-22; Очерки по истории рус. психологии, [под ред. М. В. Соколова ], М., 1957; Лилиенфельд Ф., О лит. жанре нек-рых сочинений Н. С., в кн.: Труды отдела древнерус. лит., т. 18, М.-Л., 1962, с. 80-98. См. также лит. при ст. Нестяжатели.

А. Клибанов. Москва.

НИРВАНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИСИ

Аманэ (псевд. - К а р а к и , Т э н к о н) (1829-97) - япон. философ-позитивист, юрист и экономист, гос. деятель. После бурж. революции 1867 сотрудничал в журн. "Мэйроку дзасси", пропагандируя "идеи просвещения" и "обновления духа народа", согласующиеся с политикой бурж.-помещичьего пр-ва. С 1879 - чл. комитета по созданию Японской академии наук, затем - ее президент. Н. первым в Японии применил европ. термины "философия", "философская наука" ("философи но гаку") и др. Соч. Н. "Просвещение на основе законов познания" ("Тити кэймо", 1874) и "Теория познания" ("Тити сэцу", 1874) - первые япон. работы по логике. В соч. "Мнение о теориях общественных партий" ("Сякайто рон-но сэцу", 1872) Н. высказывал идеи, близкие к кантианским. Однако Н. выражал сомнения в состоятельности трансцендентальной философии Канта. В социально-политич. области стоял на позициях "просвещенного монархизма"; введение в Японии парламентской системы считал преждевременным.

Рассуждения Н. о социализме и коммунизме, основанные на знакомстве с учениями социалистов-утопистов, крайне поверхностны.

Соч.: Тэцугаку тёсаку сю (Сб. филос. произв.), [б. м., б. г. ].

Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Филос. терминология в "Dictionarim Latino-Lusitanicumac Japanicum", "Сов. востоковедение", 1945, No 3; Ямадзаки Mасакадзу, Киндай нихон сисо пуси (Очерк истории совр. яп. мысли), Токио, 1957, с. 33, 40-41; Фунаяма Синьити, Мэйдзи тэцугакуси кэнкю (Изучение истории философии, времени Мэйдзи), Токио, 1959.

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

НИСИДА

Китаро (1870-1945) - япон. философ-идеалист, основатель одного из направлений в совр. япон. философии - т.н. киотоской школы. Стал известен благодаря своей первой работе "Изучение блага" ("Дзэн-но кэнкю", Токио, 1911); признание получил в конце 20-х - нач. 30-х гг. после опубликования работ "Самосознающая система общего" ("Ипанся-но дзикакутэки тайкэй", Токио, 1929), "Определение небытия в самосознании" ("Най-но дзикакутэки гэйтэй", Токио, 1931), "Основной вопрос в философии" ("Тэцугаку-но компон мондай", Токио, 1933), в к-рых изложил свою концепцию. Н. стремился доказать принципиальное отличие вост. философии от западной. Существование такой "единственно истинной" "вост. философии" обусловлено, согласно Н., своеобразием культуры Востока и, в частности, идеей небытия, лежащей в ее основе (см. Полн. собр. соч., т. 7, Токио, 1946-53, с. 44, на япон. яз.). Небытие Н. пытался истолковать с позиций махаянистского буддизма секты Дзэн как представление о всеобъемлющем универсуме, к-рый "будучи всем сам есть ничто", "действует без действующего", "определяет без определяющего" (там же, с. 25). Однако, несмотря на специфич., буддистскую, терминологию, филос. построения Н. близки по духу совр. экзистенциализму и прежде всего Ясперсу и Хейдеггеру. Согласно осн. филос. концепции Н., названной им "антиинтеллектуалистической", истинное бытие достигается интуитивно благодаря особому "способу рассмотрения вещей" или "способу осознания себя" (т.н. диалектика абс. небытия), позволяющему якобы преодолеть противоположность объективного и субъективного. Обществ. развитие Н. представляет как результат взаимодействия общего - небытия и отдельного - человеч. индивидуумов, подлинность отношения к-рых выражается в коммуникации между "Я" и "Ты".

Лит.: Такидзава Кацуми, Нисида Китаро, в сб.: Совр. японские мыслители, пер. с япон., М., 1958; Козловский А. Б., Концепция вост. культуры Нисида Китаро, "ВИМК", 1961, No 2; его же, в кн.: Совр. экзистенциализм, М., 1966; Тосака Дзюн, Сэнсю. (Дайрокукан), Избр. произв., 6 изд., Токио, 1948; Каяма Ивао, Нисида тэцугаку (Философия Нисида), Токио, 1955; Ηагао Mититака, Нисида тэцугаку-но кайсяку (Комментарии о философии Нисида), Токио, 1960; Matao Noda, East-West synthesis in Kitarō Nishida, "Phil. East and West", 1955, v. 4, No 4; Ha Τai Кim, The logic of the illogical; Zen and Hegel, там же,v. 5, No 1.

Ю. Козловский. Москва.

НИССКИЙ

Григорий, Григорий Н и с с к и й (Γρηγόριος ὁ Νύσσης) (ок. 335 - ок. 394), - богослов, виднейший представитель спекулятивной философии в греч. патристике. В молодости изучал философию и риторику, затем ушел в монастырь; с 371 епископ г. Ниссы. Н. Г. принадлежат догматико-полемич. соч., ряд толкований книг Ветхого завета, диалог "О душе и воскресении, или Макриния" - подражание "Федону" Платона, и др. Облик Н. Г. как мыслителя противоречив. По личным связям и субъективным убеждениям он принадлежал к т.н. каппадокийскому кружку церк. писателей, куда входили виднейшие борцы за окончат. оформление твердой ортодокс. догмы - Василий Великий (330-379), Григорий Назианзин (329-390). В то же время огромная филос. эрудиция Н. Г., незаурядная диалектич. глубина его мысли делали для него рамки ортодоксальности узкими, хотя сам Н. Г. остерегался делать окончат. пантеистич. выводы из своих концепций. При библейской эксегесе Н.

Г. широко пользуется свободной аллегорич. интерпретацией откровения, тем самым подчиняя его своим интеллектуалистич. методам. Он испытал сильнейшее влияние языч. неоплатонизма и высоко ценил учение христ. платоника Оригена. Сам Н. Г. сознавал противоречие между своим правоверием и интересом к диалектике антич. склада. В поисках выхода из этого противоречия он впервые выдвинул впоследствии много обсуждавшийся тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия. Другим выходом для него была мистика, с одной стороны, затушевывавшая результаты рационального исследования, но, с другой - ставившая свободное, индивидуалистически-интуитивное познание бога рядом с авторитетом откровения и церкви. Разработанные Н. Г. приемы неоплатонич. интерпретации христианства оказали воздействие на интеллектуалистич. и пантеистич. тенденции Иоанна Скота Эриугены и стимулировали в эпоху схоластики мистич. традицию, сохранявшую в превращенном виде элементы антич. натурализма.

Соч.: Migne, PG, v. 44-46; Opera, v. 1-2, В., 1921.

Лит.: Cherniss H. F., The platonism of Gregory of Nyssa, Berk., 1930; Völker W., Gregor von Nyssa als Mystiker, Wiesbaden, 1955.

С. Аверинцев. Москва.

НИФО

НИФО (Nifo, лат. Niphus), Агостино (1473-1538 или 1545 или 1546) - итал. философ, представитель падуанской школы аверроистов. Учился в Падуе, преподавал в Салерно, Неаполе, Пизе, Болонье, Риме. Считался главой аверроистов. В ранних лекц. курсах, в кн. "Об интеллекте" ("De intellectu libri VI et de daemonibus libri III", Venetia, 1503) и в комментариях к Ибн Рошду (Аверроэсу) ("Super trеs libros de anima... Aristotelis et Averoy commentatio", Venetia, 1503; "Commentationes in Averrois destructiones destructionum, contra Agarelem", Venetia, 1517) выступал как сторонник теории "единого разума" и отвергал индивидуальное бессмертие человеч. души; высказывал сомнение в возможности доказать сотворение души богом; придерживался теории двойственной истины, допуская сосуществование постигаемой разумом филос. истины и "истины" религ. откровения. В области этики отстаивал гедонизм в духе гуманизма эпохи Возрождения. Спасаясь от преследований со стороны церкви, перешел на ортодокс.-католич. позиции и отвергал материалистич. и пантеистич. положения аверроизма. В 1518 по поручению папы Льва X выступил против учения Помпонацци о смертности души ("... De immortalitate animae adversus Petram Pomponatium", Venetia, 1518). Эклектически смешивая аргументацию платоников, аверроистов, александристов, истолковывая ее в духе учения Фомы Аквинского, Н. обосновывал учение христ. религии о нематериальности и бессмертии человеч. души. В последние годы жизни, став придворным философом папской курии, издал лишенные оригинальности комментарии к соч. Аристотеля.

Соч.: Opera, Venezia, 1599; Opusсulá moralia et politica, P., 1645.

Лит.: Ρeнaн Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., [1903 ]; Fiorentino F., Piеtro Pomponazzi. Studi storici su la scuola bolognese et padovana del secolo XVI..., Firenze, 1868; Werner K., Der Averroismus in der christlich-peripatetischen Psychologie des späteren Mittelalters, W., 1881; Garin Ε., I primi scritte del Nifo, "Rinascimento", 1951, No 2; Nobile Ε., L'idea dell'immortalità dell'anima e la sua efficacia sulla, civiltà e sull'educazione, Napoli, 1952; Nardi В., Saggi sull'aristotelismo padovano dal secolo. XIV al XVI, Firenze, [1958 ].

А. Горфункель. Ленинград.

НИЦШЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИЦШЕАНСТВО

НИЦШЕА́НСТВО - течение в духовной жизни многих стран Европы конца 19 - нач. 20 в., сложившееся под влиянием идей философии Ницше.

Предыдущая страница Следующая страница