Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
НИКОЛЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НИКОЛЬ

НИКОЛЬ (Nicole), Пьер (19 окт. 1625 - 16 ноября 1695) - франц. философ и теолог. Проф. Пор-Рояля, Н. наряду с Арно был одним из гл. теоретиков янсенизма во Франции. Активно выступал против иезуитов. В философии Н. был последователем рационализма картезианства, его принципами проникнуты работы "Логика, или Искусство мыслить" ("La logique, ou l'art de penser", P., 1662, в соавторстве с А. Арно, см. Пор-Рояля логика), "Всеобщая грамматика" ("Grammaire générale et raisonnée", P., 1660, в соавторстве с А. Арно). В то же время он скептически относился к материалистич. физике Декарта. В том, как Н. смотрел на познание природы, чувствуется влияние скептицизма Монтеня и Паскаля: человек не способен познать сущность вещей, окружающих его. "Самая надежная философия это лишь наука о незнании людей..." ("Pensées de Nicole", P., 1806, p. 62).

H. подверг критике окказионалистскую переработку картезианства Мальбраншем, усматривая в нем пантеистич. учение, противоречащее христ. догматике. Посредством идей, согласно Н., человек созерцает сами вещи, а не божеств. сущность. Идея понимается Н. как обозначение вещи. Высшая задача человека - познать самого себя, а самая важная наука - мораль, разработке к-рой посвящены наиболее значит. произведения Н. (основное из них - "Моральные опыты и теологич. поучения" - "Essais de morale", v. 1-4, P., 1671-78; "Continuation des essais de morale", t. 1-10, P., 1687-1713). Антииезуитское по содержанию, моральное учение Н. не выходило за рамки христ. представлений. Он считал человека противоречивым существом, в к-ром соединены бессмертная душа и смертное тело. В своем поведении человек больше руководствуется страстями, чем разумом. Однако Н. далек от пессимизма и антигуманизма. Любовь человека к самому себе, к своим ближним, к удовольствиям, по Н., вполне естественна и оправданна. Человек должен следовать высокому нравств. идеалу христианства и стремиться к постоянному самосовершенствованию. Сохранение мира между гос-вами и внутри данного общества Н. считал высшим благом. Уважение к установленным мнениям, терпимость к недостаткам людей, прощение их дурных поступков, отказ от "химерического желания все исправить" - такие средства рекомендует Н. для поддержания мира ("Трактат о средствах сохранения мира с людьми" - "Traité des moyens de conserver paix avec les hommes", в кн.: "Essais de morale", v. 1, 1671). Взгляды H. отражали умонастроение франц. буржуазии 17 в., к-рая, будучи недовольна своим бесправным положением в обществе, стремилась решить стоящие перед ней задачи на путях компромисса с феод. монархией. После поражения франц. революции конца 18 в. идеологи Реставрации (см., напр., D.-F. Moreau de Mersan, предисловие к кн. "Pensées de Nicole", P., 1815) поднимали на щит H. и др. мыслителей 17 в., противопоставляли их мятежному духу Просвещения и призывали новое поколение учиться у них.

Соч.: Oeuvres philosophiques et morales, P., 1845.

Лит.: Sainte-Beuve Сh. Α., Port-Royal, 4 éd., v. 4, P., 1878; Schenk R., Die Verstandes- und Urteilsbildung in ihrer Bedeutung für die Erziehung bei Nicole, Bern-Lpz., 1908; Brémond H., Histoire littéraire du sentiment religieux en France, t. 4, P., 1925; Thouverez E., P. Nicole, P., 1926; Le Breton Grandmaison, P. Nicole ou la civilité chretienne, P., [1945 ]; Lewis G., L'intervention de Nicole dans la polémique entre Arnauld et Malebranche..., "Rev. рhilos. de la France et de l'étranger", 1950, v. 75, p. 483-506.

В. Кузнецов. Москва.

В начало энциклопедии