Приглашаем посетить сайт

Культурология (cult-lib.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "А" (часть 3, "АЛЕ"-"АМЭ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АЛЕ"-"АМЭ")

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКО́ЛА - античной ф и л о с о ф и и (по названию г. Александрии в Египте) - 1) В широком смысле А. ш. охватывает идеалистич. филос. направления позднего эллинизма (1 в. до н.э. - 6 в. н.э.), связанного с разложением рабовладельч. строя. В А.ш. входит иудейско-александрийская философия с Филоном Александрийским во главе, неопифагореизм, стоич. и вообще эклектич. платонизм 1-2 вв. н.э. и неоплатонизм, имевший свои школы в Риме, в Сирии, в Пергаме, в Афинах; последняя школа неоплатонизма 4-6 вв. опять-таки носит название "александрийского неоплатонизма". Объединение этих филос. школ под назв. "А. ш." имело под собой основание: все они более или менее связаны с мистич. умозрениями и философией мифологии, стараясь, по словам молодого Маркса, "насильственным путем доказать "вечную истину" греческой мифологии и её полное соответствие „результатам научного исследования"" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 99). 2) В узком смысле - иудейско-александрийская философия (1 в. до н.э.); отличалась от традиционно относимых к А. ш. прочих школ тем, что она, во-первых, проповедовала монотеизм (в то время как все прочие направления А. ш. придерживались типичного языческого политеизма); во-вторых, тем, что обосновывала учение о творении мира (в то время как все другие направления А. ш. учили либо о вечности мира, либо о его периодич. возникновении, но всегда как о чем-то самостоятельном и независимом от личной воли единого божества). В-третьих, иудейско-александрийская философия основывалась на толковании Библии с применением аллегорич. методов и аппарата категорий стоич. платонизма.

Лит.: История философии, т. 1, [Μ.], 1940, разд. 4, гл. 6; Ранович А. Б., Эллинизм и его историческая роль, М.-Л., 1950; Семенов И. И., Иудеи и грекоримский мир во втором веке христианской эры (Очерк по истории культурного взаимодействия народов Римской империи), "Уч. зап. Моск. ун-та", 1905, т. 34, отд. изд., М., 1905; Simon J., Histoire de l'école d'Alexandrie, v. 1-2, P, 1845. Vacherot E., Histoire critique de l'école d'Alexandrie, v. 1-3, P., 1846-51; Bigg Gh., The Christian platonists of Alexandria, [2 ed.], Oxf., 1913; Bousset W., Jüdisch-christlicher Schulbetrieb in Alexandria und Rom, Göttingen, 1915.

А. Лосев. Москва.

АЛЕКСАНДРОВ АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ

АЛЕКСА́НДРОВ Александр Данилович [р. 22 июля (4 авг.) 1912] - сов. ученый-математик, занимающийся также филос. вопросами естествознания. Чл.-корр. АН СССР (с 1946). Член КПСС с 1951. В 1933 окончил Ленинградский ун-т. Проф. (с 1944) и ректор (с 1952) Ленинградского ун-та. Осн. труды посвящены геометрии. Работает также в области теоретич. физики, выступает по общим вопросам диалектики. Дал новое построение основ теории относительности (см. Относительности теория), исходя из идеи о единстве пространственно-временнόй и причинно-следств. структуры мира. Сталинская премия (1942).

Соч.: Философское содержание и значение теории относительности, М., 1958 (Материалы к Всесоюз. совещанию по философским вопросам естествознания; на правах рукописи); Теория относительности (теоретико-познавательное значение), Большая Советская Энциклопедия, 2 изд., т. 31, М., [1955]; О сущности теории относительности, "Вестн. ЛГУ", 1953, No 8, Сер. математики, физики и химии, вып. 3; По поводу некоторых взглядов на теорию относительности, "Вопр. философии", 1953, No 5; Об идеализме в математике, "Природа", 1951, No 7; Ленинская диалектика и математика, там же, 1951, No 1; Общий взгляд на математику, в кн.: Математика, ее содержание, методы и значение, М., 1956; О логике, "Вопр. философии", 1951, No 3; Диалектика и наука, "Вестн. АН СССР", 1957, No 6.

АЛЕКСАНДРОВ ГЕОРГИЙ ФЕДОРОВИЧ

АЛЕКСА́НДРОВ Георгий Федорович [р. 25 марта (7 апр.) 1908] - сов. философ, профессор (с 1936), академик (с 1946). Член КПСС с 1928. Окончил Моск. ин-т истории и философии (1932). В течение ряда лет занимался обществ.-политич. деятельностью, был директором Ин-та философии АН СССР (1947-54). Научную работу А. ведет гл. обр. по истории зарубежной философии и социологии. По книге А. "История западноевропейской философии" в 1947 при ЦК КПСС была проведена всесоюзная филос. дискуссия, на к-рой эта книга подверглась всестороннему обсуждению и критике (см. "Вопросы философии", 1947, No 1). С 1955 А. работает в Ин-те философии АН БССР. Сталинские премии (1943, 1947).

Соч.: Философские предшественники марксизма, М., 1939; Марксизм-ленинизм о научном предвидении, [М.], 1939; Аристотель, М., 1940; Диалектика и политика, "Под знаменем марксизма", 1940, No 8, 9, 12, 1941, No 1; Формирование философских взглядов Маркса и Энгельса, М., 1940; Библия людоедов, М., 1941; О современных буржуазных теориях общественного развития, М., 1946; Труды И. В. Сталина о языкознании и вопросы исторического материализма, [М.], 1952; История социологии как науки, Минск, 1958; Очерк истории социальных идей в древней Индии, Минск, 1959; История социологических учений. Древний Восток, М., 1959 (имеется библиогр.); А. - один из авторов кн.: История философии, т. 1-3, [М.], 1940-43; Диалектический материализм, М., 1954; О "Философских тетрадях" В. И. Ленина, М., 1959.

АЛЕКСАНЯН

Тигран Алексанович [р. 6(18) апр. 1906] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1954). Член КПСС (с 1930). Окончил филос. ф-т Моск. ин-та истории и философии (1934). Ведет преподавательскую работу по философии (с 1932). Зав. кафедрой философии и политич. экономии Ереванского мед. ин-та (с 1959). Работает в области критики совр. бурж. социологии, а также над нек-рыми проблемами историч. материализма и истории философии.

АЛЕКСАНЯН

АЛЕКСЕЕВ МИТРОФАН НИКОЛАЕВИЧ

АЛЕКСЕ́ЕВ Митрофан Николаевич [р. 25 июля (7 авг.) 1915 ] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1958), профессор (с 1959). Член КПСС с 1949. Окончил филос. ф-т Моск. ун-та (1947). Преподает философию с 1946. Зав. кафедрой логики Моск. ун-та (с 1958). Работает преимущественно над проблемами логики.

Соч.: К вопросу о логике и ее изучении, "Большевик", 1952, No 11; О диалектической природе суждения, "Вопр. философии", 1956, No 2; О диалектике понятия, "Изв. АН Арм ССР", 1959, No 3 (Сер. Общественные науки); Диалектика умозаключения, "Научн. докл. высшей школы. Филос. науки", 1959, No 3; Что такое диалектическая логика, в кн.: Проблемы диалектической логики, [М.], 1959; Диалектика форм мышления, [М.], 1959.

АЛЕКСИЕВ НИКОЛА

АЛЕКСИЕВ Никола (9 июля 1877 - 4 ноября 1912) - болг. психолог и философ-идеалист, родоначальник эксперимент. психологии в Болгарии. А. разделял взгляды Вундта, учеником к-рого он был в Лейпциге, на психофизический параллелизм, подвергал критике учение Фехнера об универсальном характере психофизич. параллелизма ("Учението на Густав Теодор Фехнер за отношението между душа и тело", 1910). В соч. "Иполит Тен и неговата философия на историята" (1915) А. выступал против упрощенного сведения социальной закономерности к биологической и, пытаясь установить специфику историч. законов, ошибочно утверждал, будто они носят характер психич. закономерности.

Соч.: Основни форми на чувствата, Пловдив, 1907; Принос към учението за волята, в сб.: Годишник на Софийский университет, сер. 1 - Историко-филологически факултет, [т.] 5, С., 1910; Принос към учението на афектите, там же, [т.] 3-4, С., 1908.

А. Бынков. Болгария.

АЛЛАХ

АЛЛА́Х (араб.) - бог в мусульм. религии. См. Ислам.

АЛЛЕГОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЛЕН ДЖЕЙМС

А́ЛЛЕН Джеймс (Allen), (р. 1906) - амер. социолог-марксист, автор работ по экономике и истории. Первые книги А. посвящены негритянскому вопросу и истории гражд. войны в США 1861-65. После второй мировой войны А. исследует проблемы развития мирового, в особенности американского, капитализма. Работа А. "Международные монополии и мир" ("World monopoly and peace", [1946], рус. пер.- 1948) показывает роль капиталистич. монополий в подготовке и развязывании 2-й мировой войны. Имевшуюся в этом труде неверную трактовку гос.-монополистич. капитализма в США А. успешно преодолевает в своих последующих исследованиях: "Атомная энергия и общество" ("Atomic energy and society", [1949], рус. пер. - 1950), "Атомный империализм" ("Atomic imperialism", [1952], рус. пер. 1952). А. принадлежит одно из первых марксистских исследований проблемы влияния открытия атомной энергии на общество. Соч.: The American negro, Ν. Υ., [1932]; Reconstruction. The battle for democracy (1865-1876), N. Y., [1937]; The negro question in the United Slates, N.Y., [1936]; Соч. в рус. пер. - План Маршалла, М., 1949.

В. Колбановский. Москва.

АЛЛЕН ИТЕН

А́ЛЛЕН Итен (Allen), (1737 - 11 февр. 1789) - амер. просветитель-демократ, участник освободит. войны североамер. колоний против Англии (1775-83), организатор партизанских отрядов. Автор первого антирелиг. памфлета, изданного в США, "Разум - единственный оракул человека" ("Reason, the only oracle of man", 1784), в к-ром А. подвергал резкой критике библейские мифы, противопоставляя им рацион. познание законов природы. Атеистич. по своей тенденции, учение А. сохраняет теологич. оболочку, отдаленно напоминая учение Спинозы; он признавал природу несотворенной, вечной как бог. Бόльшая часть тиража памфлета А. была сожжена издателем.

Лит.: Истории философии, т. 2, М., 1941, с. 454 - 55; Hall H., Ethan Allen..., N. Y., 1892; Spargo J., Ethan Allen at Tiсonderoga, Rutland, 1926; Pell J., Ethan Allen, Boston, 1929.

Б. Быховский. Москва.

АЛОГИЗМ

АЛОГИЗМ (от греч. ἀ - частица отрицания и λογισμός - разум) - концепция, отрицающая роль логики в познании. Представителями А. являются Шопенгауэр, Ницше, Джентиле, Бергсон, Джемс, Ф. Шиллер и др. Они критиковали аристотелеву логику, а некоторые из них пытались "развенчать" и математич. логику (Ф. Шиллер, Н. О. Лосский), желая усмотреть наличие внелогич. (интуитивных) моментов в математич. рассуждениях; в этом - родство их "теорий" с концепцией чувственной интуиции Канта. Помимо классовых корней, концепция "кризиса разума" и А. имеют и гносеологич. источник, заключающийся в тех трудностях, к-рые связаны с проблемой отображения движения в логике. Из этих трудностей представители А. сделали неправомерные пессимистич. выводы относительно способностей человеч. интеллекта вообще. На самом деле, упомянутые трудности, свидетельствуя лишь об известной ограниченности средств классич. логики, требуют диалектич. подхода и введения в формальную логич. систему категории движения.

Лит.: Владиславлев М. И., Логика, [2 изд.], СПБ, 1881 (Приложение); Schiller F. G. S., Formal logic, 2 ed., L.-N. Y., 1931.

Н. Стяжкин. Москва.

АЛТМЫШБАЕВ

Асылбек Алтмышбаевич (р. в мае 1912) - сов. философ, акад. АН Кирг. ССР (с 1954). Член КПСС с 1940. Окончил Кирг. гос. пед. ин-т (1942). Зав. отделом философии и права АН Кирг. ССР (с 1958). Работает в области истории философии, гл. обр. по истории обществ.-политич. и филос. мысли кирг. народа [см. статью в журн. "Коммунист" - орган ЦК КП Киргизии-1951, No 5 (совм. с А. Давлеткелдиевым, М. Джунусовым) и статьи - там же, 1958, No 2; "Изв. АН Кирг. ССР", 1957, вып. 4], занимается исследованием проблем развития социалистич. культуры у народов, совершивших переход к социализму, минуя капиталистич. стадию.

Соч.: Некоторые особенности формирования и развития социалистической культуры народов Советского Востока, Фрунзе, 1958; Некоторые пережитки прошлого в сознании людей в Средней Азии и роль социалистической культуры в борьбе с ними, Фрунзе, 1958; О некоторых особенностях формы перехода народов Средней Азии к социализму, Фрунзе, 1959.

АЛТЫНСАРИН

Ибрай (1841-89) - казахский просветитель-демократ, ученый-этнограф, писатель. Был учителем рус.-казахской школы в Оренбурге (1860-69), инспектором казахских школ б. Тургайской обл. (1879-89). Мировоззрение А. противоречиво. Он верил в бога как первопричину мира, идеалистически понимал историч. развитие, видя его движущее начало в разуме и просвещении. В то же время А. выступал, хотя и непоследовательно, против догматов религии, критиковал байскую мораль, боролся за светскую школу, свободную от религ. схоластики, дающую действит. знания. Согласно А., знания человека являются результатом познания действительности. Они приобретаются людьми в жизненном опыте. Поборник изучения рус. науки и культуры, А. распространял произведения классиков рус. лит-ры в Казахстане, был организатором рус.-казахских школ.

Соч.: Избранные произведения, [пер. с казах.], Алма-Ата, 1957. Лит.: Ситдыков А. С., Педагогические идеи и просветительная деятельность И. Алтынсарина, Алма-Ата, 1949; Эфиров А. Ф., Ибрай Алтынсарин, Алма-Ата, 1949; Сулейменов Б. С., Ибрагим Алтынсарин и передовая общественная мысль Казахстана второй половины XIX века, "Вестн. АН Каз. ССР", 1950, No 5 (62); Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 791-93; Бейсембиев К., Из истории общественной мысли Казахстана второй половины XIX века, Алма-Ата, 1957.

К. Бейсембиев. Алма-Ата.

АЛУНАН

А́ЛУНАН (Alunāns), Юрис [1(13) мая 1832 - 6(18) апр. 1864] - латышский поэт и обществ. деятель. По окончании Тартуского (Юрьевского) ун-та (1861) учился в Петербурге в Лесной академии. В 1860 издавал альманах "Двор, природа, вселенная" ("Sēta, daba, pasaule"). С 1862 был редактором "Peterburgas Avīzes" - органа "младолатышей" (см. Латышская философская и общественная мысль). А. сочувствовал стихийному движению крестьянства против нем. баронов. В публицистич. статьях и поэтич. произведениях он критиковал крепостнич. порядки и их защитников, боролся против религии и суеверий, пропагандировал материалистич. понимание природы. Он признавал, что мир материален, бесконечен и развивается в силу внутр. законов: "Все бесконечное пространство, по которому, вращаясь, движутся Солнце, звезды, - не пустота, а полно телесных частиц, из которых миры возникают и в которые миры, разрушаясь, возвращаются" (J. Alunāns, Kopoti raksti, sēj. 2, 1931, lpp. 182). A. многое сделал для развития латыш. лит. языка.

Соч.: Kopoti raksti. sēj. 1-3, Rīga, 1929-32; Izlase Rīga, 1956.

Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 837-39; История философии, т. 2, М., 1957, с. 424-25; Бумбер Я. [и др.], О характере младолатышского движения и о дискуссии по этому вопросу, "Коммунист Советской Латвии", 1960, No 1; Янcон И., Латышское общественно-культурное развитие и латышская литература, в кн.: Сборник латышской литературы, под ред. В Брюсова и M Горького, П., [1916]; Alunāns Α., Jura Alunāna dzïve, Jelgava, 1910.

П. Валескалн. Рига.

АЛЬБЕРДИ

АЛЬБЕ́РДИ (Alberdi), Хуан Баутиста (29 авг. 1810 - 18 июня 1884) - аргент. философ и обществ. деятель. Принимал участие в создании бурж.-демократич. политич. организации "Молодая Аргентина" (1837). Был в эмиграции в Монтевидео и там познакомился с учением Сен-Симона. В центре его работ - экономич. и политич. вопросы, при разрешении к-рых он опирался на бурж. политич. экономию А. Смита и эволюционистские идеи философии Спенсера. Прогрессивные обществ.-политич. идеи А. оказали влияние на авторов бурж. конституции Аргентины 1853 года.

Соч.: Obras completas..., v. 1-8, Buenos Aires, 1886-87; Obras escogidas, México, 1946 (имеется библиогр. соч. А. и лит. о нем).

Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 565-66; Palacios A. L., Alberdi, constructor en el desierto, Buenos Aires, [1944]; Rojas Paz P., Alberdi, el ciudadano dela Soledad, 2 ed., Buenos Aires, [1945].

P. Бургете. Москва.

АЛЬБЕРТ

АЛЬБЕРТ (Albert), Франтишек (29 апр. 1856 - 22 июля 1923) - чешский общественный деятель. Врач по образованию. До 1917 А. участвовал в либерально-бурж. "Прогрессивной партии", руководимой Масариком. На дальнейшее развитие мировоззрения А. оказала влияние Великая Октябрьская социалистич. революция. А. писал, что революция есть не только перемещение власти из рук капитала в руки рабочих, но и полный переворот всех представлений о человеке и обществе. А. примыкал к левому крылу с.-д-тии, принимал участие в создании Коммунистич. партии Чехословакии (1921). В ряде статей выступал с пропагандой идей историч. материализма и коммунизма Работы А. изданы в кн. "Собрание сочинений. Жизнь, история, природа" ("Sebrané spisy. Životem, dějinami přírodou", Praha, 1924).

C. Штросс. Чехословакия.

АЛЬБЕРТ ФОН БОЛЬШТЕДТ

А́ЛЬБЕРТ ФОН БО́ЛЬШТЕДТ - или А л ь б е р т В е л и к и й (Albert von Bollstädt; Albertus Magnus) (p. 1193, по др. данным, 1206 или 1207 - ум. 15 ноября 1280), - нем. философ, естествоиспытатель и богослов, монах-доминиканец, представитель ортодоксальной схоластики. Учился в Падуе, преподавал в Париже, в Кёльне и др. нем. городах. А. фон Б. способствовал схоластизации аристотелизма и вместе со своим учеником Фомой Аквинским вел постоянную борьбу против передовых течений в схоластике и ересей (Сигер Брабантский, Давид Динанский, Гильом из Сент-Амура) и против аристотелизма в его "еретической" арабской интерпретации (аверроизм), хотя сам испытал на себе влияние арабоязычной философии (Фараби, Ибн Сины, и др.). В соч. "Сумма теологии" ("Summa theologiae"), "О причинах и о возникновении всеобщего" ("De causis et processu Universalitatis") и др. он стремился с помощью схоластизированного Аристотеля создать единую систему католич. богословия. В соответствии с порядком аристотелевских произведений (см. Аристотель) филос. соч. А. фон Б. образуют три большие группы: книги по логике, физике и этике. Его оригинальные естеств.-науч. трактаты (о минералах, о растениях, о животных) содержат значит. количество непосредств. наблюдений наряду с наивными и фантастич. легендами и грубыми суевериями. А. фон Б. не создал самостоят. учения, однако славился своей эрудицией и получил титул "всеобъемлющего доктора". Книга "О тайнах женщин" ("De secretis mulierum"), приписывавшаяся А. фон Б. и переведенная в 17 в. на русский язык, на самом деле ему не принадлежит, как и нек-рые алхимич. трактаты, распространявшиеся под его именем.

Соч.: Opera omnia, t. 1-38, P., 1890-99; Opera omnia, t. 12, 19, 28, [Münster], 1951-1955; De vegetabilibus libri VII, В., 1867; О растениях, в кн.: Агрикультура в памятниках Западного средневековья, [Сб. ст.], М.-Л., 1936, с. 231-83.

Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 101-03; Sighагt J., Albertus Magnus. Sein Leben und seine Wissenschaft, Regensburg, 1857; Hertling G. von, Albertus Magnus, 2, Aufl., Münster, 1914; Endriss G., Albertus Magnus als Interpret der aristotelischen Metaphysik, Münch., 1886 (Diss.); Pelster F., Kritische Studien zum Leben und zu den Schriften Alberts des Großen, Freiburg, 1920; Balss H., Albertus Magnus als Biologe, Stuttgart, 1947; Liertz B., Albert der Große, Münster, 1948.

В. Зубов. Москва.

АЛЬБИГОЙЦЫ

АЛЬБИГО́ЙЦЫ (лат. albigenses, франц. albigeois) - христианская секта, существовавшая в Юж. Франции (пров. Лангедок), ветвь ср.-век. ереси катаров. Название получили от области Альбижуа [традиция связывает термин "А." с г. Альби (лат. Albiga)]. Впервые термин "А." появился в 1181 в хронике лимузинского аббата Готфрида, но под др. названиями еретики известны были уже в 1-й четверти 12 в. А. придерживались дуалистич. взглядов и утверждали наличие двух начал: доброго (бога - творца духовного) и злого (дьявола - творца материального). Из этого дуализма вытекало отвержение всего земного, что в условиях средневековья означало отрицание феод. порядков. Дуализм А. служил теоретич. основой оппозиц. отношения к католич. церкви и ее догматам. А. резко критиковали церковь, особенно за обладание богатствами, что вело к требованию секуляризации. Они отрицали легенду о страданиях Христа, не почитали крест, считали ненужными иконы и статуи, не признавали действенными семь таинств католич. церкви, в частности крещение водой, заменяемое ими рукоположением; отрицали учение о предстоящем страшном суде, существование ада и рая. Бόльшая часть А. не признавала Ветхий завет, что имело немаловажное значение, поскольку в то время "библейские тексты получили во всяком суде силу закона" (Энгельс Ф., см. Mаркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 360).

Ересь А. представляла собой оппозицию феодализму со стороны гор. населения, составляющего осн. массу еретиков, к к-рым также примкнули бόльшая часть мелкого дворянства и нек-рые крупные феодалы, заинтересованные в секуляризации церк. имущества. Деятельность А. сводилась к широкой пропаганде ереси. От насильств. действий они отказывались, осуждая всякую войну, в т.ч. оборонительную, что тормозило развитие борьбы масс. Решающий удар движению А. нанесли крестовые походы феодалов Сев. Франции (1209-15; 1216-29).

Лит.: Маркс К., Хронологические выписки, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 5, Л., 1938; Осокин Н., История альбигойцев и их времени, т. 1-2, Казань, 1869-72; Belperron P., La croisade contre les Albigeois et l'union du Languedoc à la France (1209-1249), P., 1942; Runсiman S., The Medieval Manicliee..., L.-Camb., 1947; Niel T., Albigeois et Cathares, P., 1956.

H. Бортник. Свердловск.

АЛЬБОРНОС

АЛЬБОРНО́С (Albornoz), Бартоломе де - исп. ученый, представитель передовой обществ.-политич. мысли Испании 16 в. С 1551 - проф. права ун-та г. Мехико. В "Искусстве договоров" ("Arte de los contraclos", 1573) А. выступал поборником свободы негров, осуждал рабство как обществ. несправедливость, к-рая не поддается оправданию разумом и не соответствует "естественному закону". Лишение человека свободы и отдача его в рабство, по А., равносильны смерти. В противовес церковникам А. утверждал, что "свобода души не должна оплачиваться рабством тела". А. считал захватнич. войны несправедливыми и требовал от каждого, чтобы он не становился соучастником обществ. зла. Книга А. была запрещена инквизицией.

Лит.: Obras escogidas de filόsofos, Madrid, 1873 (Bibl. de autores españoles, t. 65); Хрестоматия испанской литературы с XII по XVIII век, 2 изд., сост. В. С. Узин, М., 1948 (текст на исп. яз.).

Д. Претель. Москва.

АЛЬСАТЕ-И-РАМИРЕС

АЛЬСА́ТЕ-И-РАМИРЕС (Alzate y Ramirez), Антонио (1729 - 2 февр. 1790) - мекс. просветитель, естествоиспытатель и философ. Созданная им газета ("Diario literario de México") стала трибуной передовой мысли в борьбе против схоластики, особенно томизма и схоластизиров. Аристотеля, к-рым А.-и-Р. противопоставлял философию Декарта, Гассенди, Ньютона и особенно материалиста Бэкона (учеником которого часто его называют). Осн. цель философии А.-и-Р. видел в содействии достижению счастья людей на земле.

Лит.: Ramos S., Historia de la filosofía en México, México, 1943.

АЛЬТЕРНАТИВА

АЛЬТЕРНАТИВА [франц. alternative, от лат. alternus - попеременный (alter, здесь - один из двух)] - необходимость выбора между двумя или несколькими исключающими друг друга возможностями. В формальной логике А. - каждый из членов суждений типа: "S есть или Р1, или не Р2" и "S1, есть Р1, или S2 есть Р2". В математич. логике под А. понимают функцию-высказывание, в к-рой два аргумента связаны союзом "или" (символически знаком "V" или "+"), чаще называемую дизъюнкцией.

Лит.: Строгович М. С., Логика, М., 1949; Джевонс [В. С.], Основания логики, пер. [с англ.], СПБ, 1878; Mostowski Α., Logika matematyczna. Warsz.-Wr., 1948.

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter - другой) - этич. принцип, заключающийся в бескорыстной заботе о "благе ближнего"; противопоставляется эгоизму. Термин "А." введен О. Контом. Элементы А. появляются в религ. морали древних индусов, затем в христ. морали (завет "Люби ближнего, как самого себя"). Религ. альтруистич. заповеди о "служении ближнему" затушевывали классовые антагонизмы обществ. морали. Позже это стало специфич. чертой этич. учений, основанных на А.

А. как гл. принцип морального учения стал разрабатываться в 18 в. в бурж. этике англ. и франц. просветителями: Шефтсбери, Хетчесоном, А. Смитом, Руссо. Учение об А. пыталось противопоставить частным эгоистич. интересам другой, индивидуалистич. моральный принцип - заботу о благе другого и помощь ближнему; оно рассматривало обществ. отношения как отношения отд. личностей и предлагало путем альтруистич. воспитания смягчить эгоистич. стремления людей. В 19 в. учение об А., сознательно игнорирующее классовую природу морали, приняло лицемерный и ханжеский характер. Эгоистич. природу бурж. А. и его индивидуалистич. основу вскрыл Чернышевский ("Что делать?", 1863). Этика Ницше вообще отбросила принцип А. как "дарящую добродетель", "мораль слабых" и цинично противопоставила ему "право сильного" и "волю к власти".

Марксизм-ленинизм, видя основу моральных принципов в материальных отношениях людей, показывает лицемерие альтруистич. морали в бурж. обществе и невозможность преодолеть противоречия между эгоизмом и А. в сфере морального сознания. Это преодоление возможно лишь при разрешении материальных противоречий общества; с уничтожением социальных антагонизмов между людьми и появлением новых моральных принципов коллективизма уничтожаются и противоречия между эгоизмом и А. "...Коммунисты не выдвигают ни эгоизма против самоотверженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически эту противоположность..; они, наоборот, раскрывают её материальные корни, с исчезновением которых она исчезает сама собой" (Маркс К. и ЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 3, с. 236). В социалистич. обществе, где уничтожены классовые антагонизмы, отношения между личностями основываются на принципах коллективизма, сотрудничества и взаимопомощи, что снимает всякое противопоставление эгоизма и А. Коммунистическая мораль в основу поведения человека кладет труд не только на себя или в пользу "ближнего", но и "дальнего", труд "на пользу всего общества" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 29, с. 394; т. 31, с. 274).

Лит.: Ленин В. И., Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920, Соч., 4 изд., т. 31; Кареев Н., Мысли об основах нравственности. Пролегомены по этике, 3 изд., СПБ, 1905, гл. 3; Яpоцкий А. И., Альтруистическая мораль и ее индивидуалистическое обоснование, Юрьев, 1914; Спенсер Г., Основания науки о нравственности, СПБ, 1880, §§ 54-69, 75-81; Смит А., Теория нравственных чувств, СПБ, 1895, гл. 6; Dargun L., Soziologische Studien, H. l - Egoismus und Altruismus in der Nationalökonomie, Lpz., 1885; Gusti D., Egoismus und Altruismus, Lpz., 1903; Kanal P. V., Altruism, Moga (Punjab, India), 1956.

АЛЬТУЗИЙ

АЛЬТУЗИЙ (Althusius), Иоганн (1557 - 12 авг. 1638) - голл. политич. деятель, теоретик права; сторонник кальвинизма, видный теоретик Реформации в период нидерл. бурж. революции 16 в. В своей "Политике" ("Politica...", 1603, 2 изд., доп. 1610) А. одним из первых обосновывал теории естественного права и общественного договора. Задача политики, по А., - проведение естеств. нравств. закона и воли бога в обществе. Науками, изучающими задачи политики, являются философия и теология. Один из теоретиков монархомахов, А. задолго до Руссо утверждал идею верховенства и неотчуждаемости суверенитета народа, перед к-рым ответственны носители правительств. власти.

Лит.: История философии, т. 2, М., 1941, с. 77; Buchholz W.. Rousseau und Althusius. Eine staatsrechtliche Untersuchung, Breslau, 1922 (Diss.); Gierke O., Johannes Althusius und die Entwicklung der naturrechtlichen Staatstheorien, 4 Ausg., Breslau, 1929; Reibstein E., Johannes Althusius als Fortsetzer der Schule von Salamanca, Karlsruhe, 1955; Antholz H. W., Die politische Wirksamkeit des Johannes Althusius in Emden, Leer (Ostfriesland), 1954.

В. Соколов. Москва.

АЛЬ-ФАРАБИ

АЛЬ-ФАРАБИ - см. Фараби.

АМАЛЬРИКАНЕ

АМАЛЬРИКА́НЕ - последователи секты, возникшей в конце 12 - нач. 13 вв. в Париже и распространившейся на С.-В. Франции. Название секты происходит от имени мыслителя Амори. А. исповедовали мистич. пантеизм, считали себя чистыми от греха, свободными в своих поступках и, следуя учению о трех эпохах мира, соответствующих трем лицам христ. троицы, ожидали скорого пришествия "святого духа" и установления "царства божьего на земле", понимая под этим торжество правды, мира и свободы. Из крайних пантеистич. представлений, сводившихся к убеждению, будто "все - единое, т.к. все, что существует, есть бог", А. приходили к сугубо спиритуалистич. выводам, заявляя, напр., что сжечь их невозможно, т.к. в каждом из них воплощен бог. Они отрицали христ. представления о "страшном суде", заявляя, что принятие учения Амори достаточно для перехода к новому физич. и духовному состоянию "божественной любви". В этом, по их представлениям, и заключается "спасение", а также "воскресение", благодаря к-рому происходит слияние души "воскресшего" с богом. А. отрицали всякую церковь, религ. обряды и таинства (крещение, культ святых), существование ада и рая, объявляя райским блаженством "познание истинной веры", к-рым считали свое учение. Они резко критиковали духовенство, папу называли антихристом, а Рим - Вавилоном. Представления А. выражали обществ. протест против феод. гнета и социального неравенства, против основ христ. догматики. Мн. идеи А. близки учению Иоахима Флорского, хотя прямых связей между этими сектами не установлено. В 1210 церкви удалось захватить руководителей секты, среди к-рых было шесть преподавателей Парижского ун-та. В Париже был созван церк. собор, осудивший А. на сожжение. Этим же приговором были преданы сожжению и запрещены трактат Давида Динанского "О частях" ("De tomis"), a также естеств.-науч. соч. Аристотеля и др. книги, в т.ч. катехизис, написанный на народном языке.

Б. Рамм. Ленинград.

Лит. см. при ст. Амори Бенский.

АМБАРЦУМЯН

АМБАРЦУМЯН (А м б а р ц у м и а н), Виктор Амазаспович [р. 5(18) сент. 1908] - сов. ученый-астроном, академик (с 1953), президент АН Арм. ССР (с 1947). Член ряда зарубежных науч. академий. Член КПСС с 1940. В 1928 окончил Ленинградский ун-т, в 1934-45 - проф. там же, с 1947 - проф. Ереванского ун-та. Осн. труды А., посвященные теоретич. астрофизике и звездной астрономии, имеют большое значение для исследования происхождения и развития небесных тел. Обнаружение (1947) и изучение А. звездных ассоциаций - очагов формирования звезд в Галактике - привело его к выводу о том, что образование звезд в Галактике, начавшееся неск. миллиардов лет назад, интенсивно продолжается и в наст. время, что опровергает идеалистич. утверждения нек-рых зарубежных ученых о единовременном возникновении всех звезд в отдаленную эпоху. Сталинские премии (1946, 1950).

Соч.: Теоретическая астрофизика, М., 1952 (совм. с Э. Р. Мустель, А. Б. Северным и В. В. Соболевым): Эволюция звезд и астрофизика, Ереван, 1947; Современная астрофизика и космогония, в кн.: Общее собрание АН СССР, посвященное тридцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции. Доклады, М.-Л., 1948; О происхождении и развитии звезд и звездных систем. Доклад..., в кн.: Труды второго совещания по вопросам космогонии, 19-22 мая 1952 г., М., 1953; Удар по идеализму, "Правда", 1950, 5 марта, No 64, с. 2; Проблема возникновения звезд в свете новых работ советских астрофизиков. [Доклад на Общем собрании АН СССР, 23 окт. 1953], "Вестн. АН СССР", 1953, No 12; Некоторые методологические вопросы космогонии, М., 1957 (на правах рукописи); Некоторые вопросы космогонической науки, "Коммунист", 1959, No 8; Наука о Вселенной и религия, "Наука и религия", 1959, No 1.

Лит.: Виктор Амазаспович Амбарцумян, Ереван, 1954 (АН Арм. ССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР).

АМЕГИНО

АМЕГИНО (Ameghino), Флорентино (1854 - 6 авг. 1911) - аргентинский ученый-материалист. Преподавал в муниципальном колледже г. Мерседес, директор Нац. музея Аргентины (с 1902). Филос. идеи А. изложены в ряде работ, писем и выступлений ["Филогения" ("Filogenia", 1884), содержащая его эволюционистскую концепцию; "Мое кредо" ("Mi credo", 1906); Письмо писателю Карлосу М. Мойену; "Происхождение и продолжительность жизни. Материя, жизнь, смерть и бессмертие" ("Origen y persistencia de la vida. La materia, la vida, la muerte y la inmortalidad", изд. посмертно)].

Считая космос взаимосвязанным единством четырех бесконечных: пространства, материи, движения и времени, А. рассматривал естеств. законы как различные отношения между этими бесконечными, развивающимися вместе с изменением условий движения. Постоянно действующим А. считал только закон вечности материи и движения. Жизнь, по А., развилась из неживой природы. Однако живая субстанция, состоящая из той же материи, что и неживая, является не простой комбинацией элементов, а результатом последоват. синтезов.

А. выдвинул гипотезу о том, что человек впервые появился в Юж. Америке.

Соч.: Obras completas y correspondencia científica, v. 1-24, La Plata, 1913-36.

Лит.: Ingenieros [José], Las doctrines de Ameghino..., Buenos Aires, 1919; Вabini Jоsé, La evoluciόn del pensamiento científico en la Argentina, Buenos Aires, 1954.

P. Бургете. Москва.

АМЕНХОТЕП IV

АМЕНХОТЕ́П IV (Эхнатон) - религ. реформатор, др.-егип. фараон 18-й династии (даты царствования спорны, нек-рые сов. ученые придерживаются даты 1424-1388 до н.э., см. В. В. Струве, Подлинный Манефоновский список царей Египта и хронология Нового царства, "Веcтн. древней истории", 1946, No 4, с. 9-25). Заменил традиц. егип. многобожие культом единого бога Солнца Атона. А. подверг запрету фиванский культ Амона, к-рый признавался ранее верховным богом Египта, сменил свое имя Аменхотеп ("Амон покоится") на Эхнатон ("блеск Атона"). Согласно учению А., Атон есть творец всего окружающего. Его проявлением и одновременно дарами, посылаемыми людям, являются заполняющие мир солнечные лучи, жизнь, любовь, красота, радость, истина (маат) и покой. Реформа была направлена против чрезмерно усилившегося жречества, особенно фиванского, и тесно с ним связанной верхушки знати и имела своей целью усиление власти фараона. А. стремился использовать ставший общегосударственным культ Атона для сплочения различных областей (номов) Египта и зависимых от него стран. Однако уже при ближайших преемниках А. жречество восстановило свое влияние, утвердив прежний культ богов (см. Древнеегипетская религия).

Лит.: Авдиев В., Древне-египетская реформация, М., [1924]; Anthes R., Die Maat des Echnaton von Amarna, Balt., 1952.

А. Сухов. Москва.

АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМИЛАХВАРИ

Александр Дмитриевич (1750-1802) - груз. литератор, сторонник "просвещенного" абсолютизма. Вследствие оппозиции царю Ираклию II был изгнан из Грузии, эмигрировал в Россию (1771). По мнению А., люди "рождены равными", и жизнь народа развивается успешно, когда этот "естественный взгляд" приобретает господство. Придерживаясь принципа веротерпимости, А. осуждал насилие духовенства над душой человека. Церковь, согласно А., первоначально была призвана к пресечению зла, но духовенство в своем стремлении к господству само прибегало к оружию. В воззрениях А. на гос. законодательство сказалось влияние идей Монтескьë.

АМИЛАХВАРИ

Соч. в рус. пер.: История Георгианская о юноше князе Амилахорове..., СПБ, 1779. Лит.: Акопашвили Г. Д., Политические взгляды грузинского феодала XVIII в. (Ал. Амилахвари), Тб., 1951 (Автореф. дисс.).

АМИЛАХВАРИ

Ш. Хидашели. Тбилиси.

АММОН

А́ММОН (Ammon, Отто (7 дек. 1842 - 14 янв. 1916) - нем. социолог, представитель т.н. социального дарвинизма, расист. По своим взглядам близок к Лапужу и Гумпловичу. Выступая против историч. материализма, А. предлагал в объяснении социальных явлений исходить из "естеств. природы" человека, руководствуясь законом борьбы за существование и естеств. отбора в органич. природе. По А., трудящиеся - потомки низших рас, и поэтому необходимо, чтобы "дети, предназначенные для высокого жизненного положения, не посещали школ, предназначенных для детей пролетариев...", и путем особой системы расового воспитания заранее готовились к руководству гос-вом ("Die Gesellschaftsordnung und ihre natürlichen Grundlagen", 3 Aufl., Jena, 1900, S. 81). Антинауч. взгляды А. получили широкое признание в гитлеровской Германии.

Соч.: Zur Anthropologie der Badener, Jena, 1899.

M. Баскин. Москва.

АММОНИЙ САККАС

АММОНИЙ САККАС (Άμμώνιος Σακκᾶς) (род. около 175 - умер около 242 н.э.) - древнегреческий философ-идеалист, учитель Плотина, глава неоплатонизма. Источники (Гиерокл у Фотия, Cod. 214, с. 172а cл.; Cod. 251, с 461а 32 cл.) выдвигают его как сторонника сочетания учений Платона и Аристотеля (хотя в этом синтезе заметно преобладал Платон).

Лит.: Владиславлев М., Философия Плотина, основателя повоплатоновской школы. СПБ, 1868, с. 268-274.

АМОРАЛИЗМ

АМОРАЛИЗМ (от греч. ἀ - отрицат. частица и лат. moralis - нравственный) - отрицание моральных норм, провозглашение безнравственности принципом обществ поведения. А. характерен для господств. классов в период разложения обществ.-экономич. формации; А. как отрицание норм нравственности не содержит в себе положит. критики офиц. морали и, сбрасывая лицемерный покров, лишь узаконивает фактически существующую безнравственность. См. Мораль.

АМОРИ

АМОРИ (Amaury), или А м а л ь р и к (Amalric) Ш а р т р с к и й (dе Chartres), или Б е н с к и й (de Вènе) (12 в. - 1206), - франц. мыслитель, пантеист. Преподавал в Парижском ун-те светские науки и теологию. Учение А. известно только по ряду его утверждений, приводимых враждебными ему авторами, гл. обр. Альбертом фон Больштедтом и Фомой Аквинским. Пантеизм А. в сочетании с мистич. учением о Христе оказывался в непримиримой оппозиции к офиц. церкви. В 1204 А. предстал для объяснений перед папой Иннокентием III, осудившим его учение и обязавшим его публично отречься от своих идей. А. учил, что "все - есть бог", "бог - есть все", каждый верующий есть "подлинный член тела Христа". Бог понимался им как субстанциональная сущность всех вещей. В разрез с церк. догмой, изображающей человека как "тварь божию" от природы греховным, а весь материальный мир объявляющей "тленом" ("суетой сует"), учение А. поднимало значение каждого человека, усматривая в нем присутствие бога, утверждало авторитет материального мира. Истоки пантеистич. учения А. находятся в идеях Иоанна Скота Эриугены и в натурфилос. традициях шартрской школы. Несомненна также связь идей А. с учением Иоахима Флорского. Учение А. получило широкое распространение среди горожан Парижа, а также среди сельского населения ряда провинций (см. Амальрикане). В 1215 папа Иннокентий III на 4-м Латеранском соборе запретил учение А.

Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 95-98; Lеу Н., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, В., 1957; Сapеlle G. C., Autour du décret de 1210. III. Amaury de Вènе, Р., 1932; Ρregеr W., Geschichte der deutschen Mystik im Mittelalter, TI 1, Lpz., 1874; Ηauréau В., Histoire de la philosophie scolastique, t. 1, pt. 1, Р., 1880, р. 83-107; Duhem Р., Le système du monde. Histoire des doctrines cosmologiques de Platon à Соpernic, t. 5, Р., 1917, р. 244-49; Grundriβ der Geschichte der Philosophie, 12 Aufl., Bd 2, В., 1928.

Б. Рамм. Ленинград.

АМОРОЗУ

Лима Алсеу - см. Лима, Алсеу Аморозу.

АМФИБОЛИЯ

АМФИБОЛИЯ (греч. ἀμφιβολία - двусмысленность) - см. Логические ошибки.

АМФИТЕАТРОВ

Егор Васильевич [24 апр. (6 мая) 1815-17(29) мая 1888] - рус. эстетик и историк лит-ры. Автор работ по истории лит-ры и философии, из к-рых особое значение имеет "Исторический очерк учений о красоте и искусстве", изд. в 1890 в Харькове на основе отд. статей А. в журн. "Вера и разум" (1889-90). Сочинения А. - первый в рус. филос. лит-ре опыт создания истории эстетики. А. подробно изложил учения антич. мыслителей, склоняясь к Аристотелю, отрицательно характеризовал ср.-век. эстетику; в истории новой эстетики подробно изложил работы Лессинга, критиковал Канта, сближаясь с Гердером и Шиллером. Высоко оценивал эстетич. взгляды Зольгера, считая их промежуточным звеном между эстетикой Шеллинга и Гегеля. Несмотря на идеалистич. характер своего мировоззрения, А. отчетливо противопоставлял романтизму учение Гегеля и "эстетику реализма", представителем к-рой А. ошибочно считал Гербарта. О диссертации Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности" (1855) А. говорил как о "замечательном произведении смелости русского ума" (указ. соч., с. 178).

Лит.: Русский биографический словарь, т. 2, СПБ, 1900.

А. Сидоров. Москва.

АМЭНОМОРИ ХОСЮ

АМЭНОМО́РИ ХО́СЮ (А д з у м а ) (1668-1755) - япон. философ-идеалист, эклектик. Ученик конфуцианца Киносита Дзюнан. В соч. "Наставления Хосю" ("Хосю кодзю"), "Краткие рассуждения о Корее" ("Тёсэн рякусэцу"), "Беседы за чашкой чая ("Киссо тява") А. X. стремился соединить "учение буддизма об извечной пустотности мира", даоское учение о природе и "учение о разумном, идеальном принципе", истолкованном в духе неоконфуцианского дуализма кит. философов 12 в. Чжу Си и Чэн Хао. А. X. признавал также ряд положений субъективно-идеалистич. философии Лу Сянь-шаня и Ван Ян-мина. А. X. писал о незыблемости отношений феод. общества. Его этич. и политич. воззрения отражали углублявшиеся обществ. противоречия периода подъема абсолютистского гос-ва Токугава.

Лит.: Ивахаси Дзюнсэй, Дай ниппон ринри сисо хаттэн си (История развития японских этических идей), т. 1, Токио, 1916, с. 191-204; Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947, с. 295. Я.

Радуль-Затуловский. Ленинград.

Предыдущая страница Следующая страница