Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ШЕФТСБЕРИ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ШЕФТСБЕРИ

ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury), Антони Эшли К у п е р (Cooper), граф (26 февр. 1671 - 15 февр. 1713) - англ. философ, эстетик и моралист, представитель деизма. Учение Ш. проникнуто эстетизмом, чувством космич. гармонии Вселенной и гармонич. идеала человеч. существования. Восхищение природой у Ш. принимает характер оптимистич. "космодицеи". Царящее в мире гармонич. единство в многообразии он связывает с творчеством как принципом развития, конечным источником к-рого является бог, понимаемый как мировой дух; признание бога не нарушает, однако, принципа всеобщей закономерности.

Учение Ш. о нравственности основано на понятии врожденного человеку "нравственного чувства" (moral sense), предопределяющего естеств. стремление человека к добру (см. Нравственной санкции теории). В отличие от Локка, понятие "внутреннего чувства" не связано у Ш. с критикой врожденных идей. Нравственность требует гармонич. сочетания индивидуальных влечений с обществ. склонностями: те и другие изначально присущи человеч. природе. Этика Ш. не является ни рационалистической, ни утилитаристской. Добро ценно само по себе; хотя оно и служит источником блаженства, но не тождественно ему. Сближая этику с эстетикой, Ш. подчеркивает эстетич. характер нравств. блаженства "гармонической жизни" как выражения прекрасного: "красоты садов и рощ внутри нас" ("The life, unpublished letters and philosophical regimen...", L., 1900, p. 32). Тем самым "между искусством и добродетелями устанавливается тесная взаимосвязь и так искусствоведческая наука и наука о добродетели сливаются как бы в одну" ("Characteristics of men, manners, opinions, times", v. 1, L., 1900, p. 267).

В своей этике Ш. ведет борьбу как против материалистич. сенсуализма и эвдемонизма Гоббса, так и против религ. морали, к-рая, выводя нравственность из послушания богу и санкционируя ее наградой и наказанием, лишает нравственность независимости и самостоят. ценности. Свой эстетич. энтузиазм Ш. противопоставляет религ. фанатизму.

Ш. был подвергнут критике Беркли в "Алцифроне", а также Мандевилем за его чрезмерный альтруизм и оптимизм. Его учение оказало большое влияние на Хетчесона и Юма, а также на франц. и нем. просветителей (Дидро, Гердер, Шиллер, Гёте).

Б. Быховский. Москва.

Идея достоинства и личной независимости, внутр. свободы человека, равновесия в нем чувственного и рационального, достигающая наибольшей ясности в диалоге "Моралисты", - осн. идея Ш., ради к-рой он отбрасывает догматич. содержание и условности систематич. философии и этики и в непрестанных поисках адекватной формы выражения делает свое изложение все более "образным". Так, картина мира, нарисованная в "Моралистах", - это развернутое поэтич. "подобие" мира; филос.-эстетич. "прекраснодушная" беседа становится здесь аллегорией человеч. сосуществования. Филос. идеи используются здесь не для обоснования этики, а для интуитивного усмотрения ее истинности, поскольку свобода человека определяется в этике Ш. негативно, как отсутствие несвободы, к.-л. долженствования. Весьма широкое представление Ш. о человеке, в единстве его социальной, этич. и эстетич. сторон, перекрещивается с более конкретным образом человека, списанного с англ. аристократа: социальную основу своего идеала Ш. находит в очищенном англ. устройстве общества. Благодаря переводу религ. представлений в сферу образности религиозность Ш. становится неопределенной (нек-рые современники обвиняли его в атеизме). В восприятии античности философия Ш. несводима к традиции платонизма (в частности, кембриджских платоников). Одной из праформ историзма нового времени является восприятие античности у Ш. как нормативной целостности, к-рую он противополагает новому времени. Практицизм античности (типа Ксенофонта) Ш. переносит в космич. план, наполняя довольно простые модели глубоким смыслом и эмоцион. содержанием (ср. иерархию форм в "Моралистах": формы несозданные и создающие, созданные и создающие, формы простые). В целом миросозерцание Ш. (в особенности его идеал человека) выходит за рамки Просвещения и не исчерпывается им.

Соч.: Second characters..., [Ν. Υ.], 1914; Sämtliche Schriften, Bd 1-14 (парал. англ. текст и нем. пер.), Stuttg., 1963-.

Лит.: Stettuer L., Das philosophische System Shaftesbury's und Wielands Agathon, Halle, 1929; Сassirer E., Die Platonische Renaissance in England und die Schule, Camb.-L., 1932; Meinecke F., Shaftesbury und die Wurzeln des Historismus, В., 1934; Brett R. L., The third earl of Shaftesbury, L., 1951; Aldridge A. O., Shaftesbury and the deist's manifesto, Phil., 1951; Zani L., L'etica di lord Shaftesbury, Mil., 1954; Selllegel D. В., Schaftesbury and the French deists, Chapel Hill, [1956]; Anсeschi L., L'estetica dell'empirismo inglese, t. 1 - Da Bacone a Shaftesbury, Bologna, 1959; Wolff E., Shaftesbury und seine Bedeutung, Tubingen, 1960.

Ал. В. Михайлов. Москва.

В начало энциклопедии