Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
АЛЛЕГОРИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АЛЛЕГОРИЯ

АЛЛЕГОРИЯ (греч. ἀλληγορία - иносказание) - условное изображение абстрактных понятий в наглядных образах иск-ва. Гл. приемом аллегорич. изображений является олицетворение. Напр., в ср.-век. иск-ве понятия добродетели и порока, христианства и иудейства, наук и иск-в персонифицировались в наглядных образах людей или фантастич. существ.

А. основывается на несовпадении образа с выражаемым ею значением, являясь условным знаком изображаемого. Так, напр., изображение льва в А. имеет значение не само по себе, а лишь как иносказат. выражение чего-то иного - силы, могущества, власти. А. всегда дидактична, она является таким видом художеств. формы, в к-ром выражается заведомо нехудожеств. содержание: религ. догматы или моральные нормы, научные истины и абстрактные идеи, добытые путем рацион. познания. Поэтому восприятие А. не является непосредственным, оно требует работы абстрактного мышления. Впервые термин "А." встречается в трактатах об ораторском иск-ве Псевдо-Лонгина ("О высоком", СПБ, 1803, с. 178) и Цицерона ("Оратор" 27, 94). Ср.-век. эстетика рассматривала А. в качестве одного из четырех смыслов, к-рыми обладает произведение иск-ва: аллегорический смысл наряду с грамматическим (буквальным), моральным и анагогическим (воспитательным). В эпоху средневековья А. получает особенно широкое распространение; она проникает в лирику, в эпос ("Роман о Розе", "Роман о Лисе") и т.д. В позднем средневековье связь образа и значения А. становится условной: не просто роза является А. богородицы, но и красный цвет, цвет лепестков розы, символизируя страдание, в свою очередь, является А. богородицы.

А. широко используется иск-вом классицизма, к-рый в образах и сюжетах антич. мифологии иносказательно выражал абстрактные идеи добродетели, справедливости, добра и пр. Большое значение проблема А. получила в эстетике сер. 18 - нач. 19 вв., напр. у Винкельмана (см. Избр. произв. и письма, М.-Л., 1935. с. 128-33, 159-74). Гегель рассматривал А. как наиболее характерную форму символич. стадии развития иск-ва (см. "Лекции по эстетике", кн. 1, ч. 2, Соч., т. 12, М., 1938). В эстетике романтизма (Шеллинг, Зольгер) особое значение приобретает противопоставление А. и символа (Schelling, Philosophie der Kunst, см. "Werke", Bd. 3, Lpz., 1907, S. 54-61, Solger, Vorlesungen über Äesthetik, S. 127-36). А. и символ трактуются здесь не просто как формальные художеств. приемы, а как всеобщие принципы, лежащие в основе историч. развития иск-ва.

В эстетике 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. проблема А. теряет свое значение и отодвигается на задний план, уступая место многочисл. исследованиям по проблеме символа.

Лит.: Амбодик [Максимович] H. M., Емвлемы и символы, [СПБ], 1788; Губеρ Α. Α., Структура поэтического символа, в кн.: Труды Гос. Академии Художеств. наук, Филос. отделение, вып. 1, [М., 1927], с. 125-44; Eve G. W., Heraldry аs art, L.-N. Y., 1907; Allegorien, Ser. 1. Lfg, l-12, W., 1896-98; Baes E., Le symbole et l'allégorie, [Brux., 1900]; Mc Clennen J., On the meaning and function of allegory in the English Renaissance, [Ann Arbor], 1947; Mc Murphy S. J., Spenser's use of Ariosto for allegory, Seattle, [1924]; Fоx-Davies A. C., The art of heraldry. An encyclopaedia of armory, L.-N. Y., 1904; Ferguson G. W., Signs and symbols in Christian art, L., 1955.

В. Шестаков. Москва.

В начало энциклопедии