Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛЕВ"-"ЛЕР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛЕВ"-"ЛЕР")

ЛЁВЕНХЕЙМ

ЛЁВЕНХЕЙМ (Löwenheim), Леопольд (1878-1940) - нем. логик и математик. Осн. работы Л. посвящены исследованию разрешения проблемы для узкого предикатов исчисления. Он доказал, что решение этой проблемы в общем случае сводится к ее решению для случая, когда логич. выражения имеют лишь двуместные и одноместные предикатные переменные. Л. показал, что существуют выражения (формулы) узкого исчисления предикатов, общезначимые в любой конечной области, но не общезначимые в бесконечной области предметов. Вместе с тем он установил, что если формула узкого исчисления предикатов содержит лишь одноместные предикатные переменные и число их равно нек-рому натуральному n, то из общезначимости формулы в любой области, состоящей не более чем из 2n предметов, следует ее общезначимость во всякой области. Из этого утверждения следует разрешимость проблемы разрешения для узкого исчисления одноместных предикатов. Л. доказал также, что из общезначимости формулы исчисления предикатов в нек-рой счетной области следует ее общезначимость в любой непустой области.

Соч.: Möglichkeiten im Relativkalkül, "Math. Ann.", 1915, Bd 76; Einkleidung der Mathematik in Schröderschen Relativkalkül, "J. Symbolic Logic", 1940, v. 5, No 1.

В. Донченко. Москва.

"ЛЕВИАФАН"

"ЛЕВИАФА́Н" (1651) - сочинение Гоббса, в к-ром изложено его учение о гос-ве.

ЛЕВИ-БРЮЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕВИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕВИ-СТРОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕВИТ

ЛЕВИТ (Löwith), Карл (р. 9 янв. 1897) - нем. бурж. философ; проф. философии в Марбургском ун-те (1928-36), Токийском ун-те (1936-41), в США (1941-52) и в Гейдельбергском ун-те (с 1952). Филос. воззрения Л. складываются в 20-х гг. под влиянием феноменологии позднего Гуссерля, антропологии М. Шелера и особенно экзистенциальной философии Хейдеггера, с к-рым Л. сотрудничал в Марбурге с 1924. В связи с тем, что Хейдеггер в 30-х гг. был близок к фашизму и его философия стала созвучной умонастроению национал-социализма, Л. отмежевывается от Хейдеггера и в работе "Хейдеггер. Мыслитель жалкой эпохи" ("Heidegger. Denker in dürftiger Zeit", 1953) выявляет противоречия во взглядах Хейдеггера.

Осн. проблема, к-рой занимается Л., - кризис совр. бурж. мировоззрения. Для Л. социальные проблемы выступают как проблемы мировоззрения. Становлению бурж. мировоззрения, анализу его истории и его истоков посвящена работа Л. "От Гегеля до Ницше" ("Von Hegel bis Nietzsche", 1941, 4 Aufl., 1958), где автор пытается выявить происхождение марксизма, ницшеанства, экзистенциализма. Гегель, согласно Л., своей системой завершил целую эпоху в бурж. духовном развитии - "эпоху духа", и оказал решающее влияние на последующее развитие, к-рое привело к концу "буржуазно-христианский" мир и вылилось, с одной стороны, в марксизм, а с другой, - в экзистенциализм (см. указ. соч., Stuttg., 1958, S. 178). Эти два момента, по Л., должны быть объединены на новой основе, и это объединение осуществляется в философии Ницше, к-рый, по мнению Л., кладет конец христ. миру и возвращает Европу к античности. В 50-х гг. интерес Л. все больше сосредоточивается на вопросах философии истории. Л. приходит к реакц. выводу, что на осн. вопрос современности: "Определяется ли бытие и смысл истории вообще (исходя) из нее самой, а если нет, то из чего?" ответ может быть один: вне религии история не имеет смысла. Вера или скепсис - вот альтернатива, поставленная Л.

Соч.: Das Individuum in der Rolle des Mitmenschen, Münch., 1928; Max Weber und Karl Marx, "Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik", 1932, Bd 67, H. 1, 2; Kierkegaard und Nietzsche, Fr./M., 1933; Nietzsches Philosophie der ewigen Wiederkehr des Gleichen, [neue Ausgabe, Stuttg., 1956 ]; J. Burckhardt, Luzern, 1936; Weltgeschichte und Heilsgeschehen, 3 Aufl., Z., [1957 ]; Wissen, Glaube und Skepsis, [2 Aufl. ], Gött., 1958; Gesammelte Abhandlungen. Zur Kritik der geschichtlichen Existenz, [Stuttg., 1960 ].

Лит.: Воehm R., К. L. und das Problem der Geschichtsphilosophie, "Z. Philos. Forschung", 1956, Bd 10, H. 1.

П. Гайденко. Москва.

ЛЕВКИПП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕВОГЕГЕЛЬЯНСТВО

ЛЕВОГЕГЕЛЬЯНСТВО (младогегельянство) - направление в нем. философии 30-40-х гг. 19 в. См. Гегельянство.

"ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕГИСТЫ

ЛЕГИСТЫ (от лат. lex - закон), кит. ф а ц з я, - школа кит. философии, возникшая в период 8-5 вв. до н.э. Разрабатывала вопросы права и гос. законодательства. См. Законники.

ЛЕДЕРЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕЙ

ЛЕЙ (Ley), Герман (p. 30 ноября 1911) - нем. философ-марксист. Профессор (с 1949), директор Ин-та философии Берлинского ун-та им. Гумбольдта(с 1962). Осн. труд Л. "Очерк истории ср.-век. материализма" ("Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter", 1957, рус. пер. 1962) содержит обстоят. анализ возникновения аверроизма и его распространения в Зап. Европе. Л. является также автором ряда работ, посвященных критике совр. бурж. философии, особенно неотомизма ("Dämon Technik?", 1961, и др.).

Соч.: Zur Entwicklungsgeschichte der europäischen Aufklärung, "Wiss. 7. Techn. Hochschule Dresden", 1954/55, Jg 4, H. 3; Zur Philosophie eines idealistischen Naturwissenschaftlers, там же, H. 5; Materialistische Dialektik gegen idealistische Metaphysik. Bemerkungen über das Wesen des dialektischen Widerspruchs im Anschluß an eine Arbeit Lakebrinks, там же, 1957/58, Jg 7, Η. 1, 2; Einige erkenntnistheoretische Probleme in Naturwissenschaft und Technik, "Wiss. Z. Techn. Univ. Dresden", 1962, Jg 11, H. 4, 5; Humanismus und Technik, в сб.: Humanismus heute? Essays, В., 1961.

ЛЕЙБНИЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ"

"ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ" (1833-1836) - посмертное издание лекций Гегеля, осуществленное по записям его учеников.

"ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ"

"ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ" (1837) - посмертное издание лекций Гегеля, осуществленное по записям его учеников.

"ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ"

"ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ" (1832) - посмертное издание лекций Гегеля, осуществленное по записям его учеников.

"ЛЕКЦИИ ПО ЭСТЕТИКЕ"

"ЛЕ́КЦИИ ПО ЭСТЕ́ТИКЕ" (1835-38) - посмертное издание лекций Гегеля, осуществленное по записям его учеников.

ЛЕЛЕВЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕММА

ЛЕММА (греч. λῆμμα, букв. - польза; в философии - предложение, предположение). Термин "Л." у Аристотеля обозначал посылку (категорического) силлогизма. В "Началах" Эвклида Л. - математич. предложение, специально доказываемое с целью последующего использования при доказательстве нек-рого другого предложения (теоремы). Этот смысл термина "Л." в истории науки подвергался модификациям. Лейбниц рассматривал Л. в качестве промежуточных (между аксиомами и теоремами) истин, необходимых для сокращения рассуждений.

По Канту, наука, нуждающаяся для своего обоснования во внешних для нее положениях, заимствует эти положения, к-рые и наз. леммами, из др. наук (напр., механика заимствует теоремы геометрии в качестве лемм). Иногда Л. называют истину, к-рая доказывается в др. части той же науки. В совр. математике и математич. логике общепринят смысл, к-рый придавал термину "Л." Эвклид.

У стоиков Л. имела значение большей (условной или разделительной) посылки в рассматривавшихся ими умозаключениях с условными и разделит. суждениями (второй посылкой в к-рых было категорич. суждение); с этим смыслом термина "Л." связаны термины "дилемма", "трилемма" и т.п. традиц. логики, охватываемые понятием л е м м а т и ч е с к и х у м о з а к л ю ч е н и й. Лемматич. умозаключения - особый вид умозаключений с условными и разделит. посылками, являющиеся обобщением дилеммы. В отличие от дилеммы, лемматич. умозаключение в общем случае может иметь большее, чем 2, число условных посылок (и соответствующее число членов дизъюнктивной посылки); если это число равно трем, умозаключение наз. трилеммой, если четырем - тетралеммой и т.п. Пример одной из форм лемматич. умозаключения: "Если А, то D; и если В, то D; и если С, то D; А или В или С; значит, D", где А, В, С, D - к.-л. суждения; это - один из видов трилеммы.

Лит.: Кант И., Критика способности суждения, СПБ, 1898, § 68; его же, Логика, П., 1915, § 39; Лейбниц Г. В., Новые опыты о человеческом разуме, М.-Л., 1936, с. 395; Челпанов Г. И., Учебник логики, М., 1946, гл. 16; Начала Эвклида, пер. с греч., М.-Л., 1950 (см. кн. VI, а также комментарии Д. Д. Мордухай-Болтовского, с. 256-57); Aristoteles, Top. VIII 1, 156 а b 21; Diоg. L., VII 16; Cicero, De divin. II, 53, 108; Prantl К., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 1, Lpz., 1855, S. 375-85; Fries J. Fr., System der Logik, Lpz., 1914, S. 224.

Б. Бирюков, А. Коноплянкин. Москва.

ЛЕМУС

ЛЕ́МУС (Lemos), Мигел (25 нояб. 1854 - 10 авг. 1917) - браз. философ и социолог, последователь Конта, глава т.н. религ.-ортодоксального позитивизма. Руководил (с 1877) "позитивистской церковью" в Бразилии. Вместе с Мендисом Л. издавал ежегодный бюллетень "Circular anual do apostolado positivista do Brasil" и брошюры, в к-рых пропагандировал т.н. религию человечества, добиваясь превращения позитивизма в господств. идеологию и религию.

Соч.: Pequenos ensaios postivistas, R. de J., 1877; A nossa iniciação no positivismo, R. de J., 1889 (совм. с Меndes T.); Apelo as conservadores, R. de J., 1899; О positivismo e a escravidão moderna, 2 ed., R. de J., 1934.

Лит.: История философии, т. 4, M., 1959, с. 416; Круз Костa Ж., Обзор истории философии в Бразилии, пер. с португ., М., 1962; Cruz Costa J., О positivismo na República, São Paulo, 1956.

Ж. Базарян. Москва.

ЛЕНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕНИНИЗМ

ЛЕНИНИЗМ - см. Марксизм-ленинизм, Ленин.

ЛЕОН

П о н с е д е Л е о н (Ponce de Leon), Луис (1527 или 1528 - 28 авг. 1591) - исп. поэт и теолог. В 1572-76 находился в тюрьме инквизиции по обвинению в "иудействующей ереси", в 1579-82 вновь находился под инквизиц. следствием.

Поэт и переводчик лат. авторов, Л. в многочисл. комментариях к текстам священного писания - трактатах "Имена Христовы" ("De los nombres de Christo", 1583, нов. изд., t. 1-3, 1932-38) и "Истолкование книги Иова" ("Exposicion del libro de Job", изд. посмертно в 1779) и др. - примыкал к школе "мистиков", отразивших кризис схоластики (см. Испанская философия) и характерное для Возрождения стремление к критич. методам исследования.

В "Истолковании книги Иова" обнаруживается пессимистич. оценка Л. действительности как воплощения хаоса, страданий и раздоров. Путь к гармонии лежит, по его мнению, через созерцание природы и главное через стремление приблизиться к богу. Если наше мышление, речь и письмо "истинны", то вещи оказываются при этом в нас такими же, какими они существуют вне нас, и мы, т.о., устанавливаем с ним полную гармонию и единство.

Мир с самим собой, без к-рого немыслим мир с окружающими и с богом, заключается, по мнению Л., в гармонии личных устремлений человека под контролем разума и воли. А эта гармония возможна лишь благодаря стремлению к Иисусу, "высшему спасителю" рода человеческого. Если в трактате "Имена христовы" Л. пытался установить некие абсолютные посылки морали, то в трактате "Совершенная супруга" ("La perfecta casada", 1583, нов. изд., 1950) он формулировал принципы "практической этики", сочетая здесь религ. прописи с характерным для эпохи Возрождения уважением к человеч. личности.

Соч.: Obras completas, 2 ed., Md, 1951.

Лит.: Blanco Garcia F., Fr. L. de Leon, Md, 1904; Fitzmaurice-Kelly J., Fray L. de León..., [Oxf. ], 1921; Bell A. F. G., L. de Leon (a study of the Spanish renaissance), Oxf., 1925; Gutiérrez M., Fray Luis de León у la filosofia española del siglo XVI, Obras complétas, t. 1, [El Escorial ], 1929; Vоssler К., Fray L. de León, В. Aires, [1946 ]; Zarco Cuevas J., Bibliografia de Fray L. de León, Málaga, [1924 ].

З. Плавскин. Ленинград.

ЛЕОН ЕВРЕЙ

ЛЕО́Н ЕВРЕ́Й (лат. Leo Неbraеus) псевд. И у д ы А б р а б а н е л я или А б а р б а н е л я; Abrabanel или Abarbanel) (р. ок. 1463 - ум. после 1520) - исп.-евр. философ. Врач по образованию, Л. Е. вследствие преследований евреев переселился из Португалии в Испанию, а в 1492 - в Италию. Здесь он написал трактат "Диалоги о любви" (опубл. впервые посмертно по-итальянски "Dialoghi d'amore", 1535, критич. издание - Bari, 1929; пер. на нем. яз. с комментариями, ч. 1-7, Hdlb, 1929; пер. на англ. яз., L., 1937). Этот трактат - одно из самых популярных изложений неоплатонич. философии Возрождения - анализировал природу и сущность любви, ее универсальность и происхождение.

Л. Е. объявлял любовь высшим принципом мироздания: силою любви божество породило материальный мир, ею он способен воссоединиться с божеством через посредство человека. Различая любовь, присущую неодушевл. природе, животным и человеку, Л. Е. считал, что способность человека к "высшей" любви реализуется в совершенствовании его "разумной души" и очищениях от более "низких" видов любви. Из этого учения о любви Л. Е. выводил теорию эстетич. нравственности, к-рая опирается на представление о красоте как об универсальной идее, являющейся воплощением любви, гармонии и истины. Эта теория оказала большое влияние на этич. и эстетич. воззрения гуманистов в Италии и Испании эпохи Возрождения.

Неоплатоник, объективный идеалист в общефилос. взглядах, Л. Е. считал, что субстанцию вещей составляют идеи, исходящие от бога. Метафизика является для Л. Е. своего рода поэзией, ведущей к познанию красоты всевышнего. Познание вещей равнозначно познанию идей; "формы" чувств как бы "освещают" формы, находящиеся в душе человека в скрытом состоянии. В то же время в трактате Л. Е. явственно обнаруживается тенденция к пантеистич. истолкованию действительности.

Лит.: Ζimmels В., Leo Hebraeus, ein jüdischer Philosoph der Renaissance, Lpz., 1886; его же, Leone Hebreo. Neue Studien, W., 1892; Solmi E., Benedetto Spinoza e L. E., Modena, 1903; Сarvаlhо J. de, Leão Hebreu, filosófo, Coimbra, 1918; Pflaum H., Die Idee der Liebe. Leone Ebreo, Tübingen, 1926; Saitta G., La filosofia di L. E., в кн.: Saitta G., Filosofia itallana e umanesimo, Venezia, 1928; Fontanesi G., Il problemo filosofico dell'amore nell'opera di L. E., Venezia, 1934; Marcel R., Le platonisme de Pétrarque à Léon l'Hébreu, в сб.: Congrès de Tours et Poitiers, 3-9 sept., 1953, P., 1954, p. 293-319.

З. Плавскин. Ленинград.

ЛЕОНАРД

Павел Степанович (11 июля 1837 - 8 июля 1891) - молд. социолог и писатель, сторонник самодержавия, опору к-рого видел в зажиточном крестьянстве. В области эстетики был противником реализма и народности иск-ва.

Соч.: Путешествие по Европе пресловутого принципа национальностей, Lpz., 1867; Эскизы из жизни Европы за последние 20 лет, СПБ, 1874; Смута и ее настоящая причина, СПБ, 1881; Новая эра для дворянства, Вена, 1885; Социальная боль, О., 1887; Сельско-промышленный кризис и меры к его устранению, СПБ, 1888.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕОНОВ

Михаил Андреевич (март 1902 - 4 ноября 1952) - сов. философ, профессор (с 1939), д-р филос. наук (с 1950). Член КПСС с 1919. Окончил филос. аспирантуру при Коммунистич. ун-те им. Я. М. Свердлова (1933). Заведовал кафедрами диалектич. материализма в ряде вузов. В 1945-50 - зав. сектором диалектич. материализма Ин-та философии АН СССР. Работал в области диалектического и исторического материализма, истории марксистской философии.

Соч.: О соотношении войны и политики, [М. ], 1944; Моральный фактор в совр. войнах, [М. ], 1946; Марксистский диалектич. метод, [М. ], 1947; Очерк диалектич. материализма, [М. ], 1948; Критика и самокритика - закономерность развития сов. об-ва, "Большевик", 1948, No 5.

ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ЛЕО́НТЬЕВ Алексей Николаевич [р. 5(18) февр. 1903 ] - сов. психолог, профессор (с 1932), д-р педагогич. наук (с 1941). Действит. член Академии педагогич. наук РСФСР (с 1950). Член КПСС с 1948. Окончил Московский ун-т (1924). Ученик Л. C. Выготского. С 1941 - проф. Моск. ун-та, с 1945 - зав. кафедрой психологии филос. фак-та МГУ. Награжден орденом Ленина. Лауреат Ленинской премии (1963, за книгу "Проблемы развития психики", 1959).

Эксперимент. и теоретич. работы посвящены проблемам развития психики: генезису психики, ее биологич. эволюции и обществ.-историч. развитию, развитию психики ребенка и функциональному развитию психич. процессов. Выдвинул ряд новых теоретич. положений: гипотеза о возникновении чувствительности в связи с переходом от жизни в гомогенной среде к среде вещно-оформленной и формированием реакций, ориентирующих организм на биотич. свойства среды; положение об общности строения внешней, практич. и внутренней, теоретич. деятельности человека; о механизме прижизненного формирования функциональных мозговых систем, составляющих физиологич. основу специфически человеческих способностей и др. Последние годы ведет также исследования в области инженерной психологии.

Соч.: Развитие памяти, М.-Л., 1931; Восстановление движения (соавтор), М., 1945; Очерк развития психики, [М. ], 1947; Очерки психологии детей, М., 1950.

ЛЕОНТЬЕВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич [13(25) янв. 1831 - 12(24) нояб. 1891] - рус. реакц. социолог, идеалист-мистик. Окончил мед. фак-т Моск. ун-та (1854), находился на дипломатич. службе (1861-73), был цензором (1880-87). К концу жизни принял сан монаха. Гл. произведения: "Из жизни христиан Турции" (т. 1-3, 1876), "Восток, Россия и славянство" (т. 1-2, 1885-86), "Записки отшельника" (опубл. в газ. "Гражданин", 1887-88), "Национ. политика, как орудие всемирной революции" (опубл. в газ. "Гражданин", 1888). По филос. взглядам - эклектик, пытавшийся "синтезировать" отд. положения Платона, Гегеля, Спенсера, а также идеи ранних славянофилов о мистич. основе мира; мистич. теория познания Л. включала элементы неокантианства и позитивизма. Социология Л. испытала влияние "теории" культурно-историч. типов Данилевского. Всякий процесс проходит, по Л., три стадии:

1) первичной простоты, 2) цветущей сложности, 3) вторичного смесит. упрощения. Целое только тогда жизненно, когда скрепляется одною "деспотическою" идеею. В соответствии с этим - только сильная императорская власть может спасти Россию от натиска "федеративной Европы". В проповеди культа силы и господства избранных Л. близок к Ницше. Социальным идеалом Л. был византизм, к-рый он характеризовал в политич. отношении как самодержавие, в религиозном - как православное христианство, в нравственном - как наклонность к разочарованию во всем земном и отвержение идеи о всеобщем благоденствии народов. Этика Л. аскетична и основана на принципах христ. догматики; эстетич. нормы, по Л., неотделимы от религ. чувства. Единомышленниками и последователями Л. были Астафьев, Розанов, "веховцы" (см. C. Булгаков, Победитель - побежденный, в его кн.: Тихие думы, 1918). Представители неотомизма и христ. экзистенциализма находят в творчестве Л. близкие их взглядам идеи (см., напр., Н. А. Бердяев, К. Л. Очерк из истории рус. религ. мысли, 1926).

Соч.: Собр. соч., т. 1-9, М., 1912-13.

Лит.: Милюков П., Разложение славянофильства, "Вопр. филос. и психол.", 1893, No 3; Памяти К. Н. Л., Лит. сб., СПБ, 1911; Φудель И., К. Л. и Вл. Соловьев в их взаимных отношениях, "Рус. мысль", 1917, No 11-12; Зандер Л., Учение Л. о прогрессе, "Вост. обозрение", 1921; Gaspаrini E., Le previsioni di Costantino Leont'ev, Venezia, 1957; Kurland J. E., Leont'ev's views on the course of Russian literature, [Montpelier - Ν. Υ. ], 1957.

Библ. в кн.: История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М.-Л., 1962, с. 412-414.

Л. Шкуринов. Москва.

ЛЕРНЕР

ЛЕ́РНЕР (Lerner), Дениел (р. 30 окт. 1917) - амер. бурж. социолог. Проф. социологии (с 1951) Станфордского ун-та, социологии и междунар. отношений (с 1958) Массачусетсского технологич. ин-та. Основатель и директор (с 1954) парижского "Institut d'études européennes". Л. - последователь Г. Д. Лассуэлла и один из представителей т.н. психологич. направления в социологии. Сводя фактически социологию к социальной психологии и широко используя фрейдизм и психоанализ, Л. утверждает, что исследование понимания личностью своей индивидуальности является ключом к решению осн. социальных проблем, т.к. "через индивидуальность своего я (ego-identification) человек соотносится со своей семьей, со своей работой, с обществом, нацией, религией, расой, культурой и политикой" ("Social science: whence and whither", в сб.: "The human meaning of the social sciences", N. Y., 1959, p. 18). Внимание Л. привлекают следующие проблемы: природа и техника пропаганды, формирование обществ. мнения, средства массовой коммуникации и их роль в обществе, формирование политич. элиты и социология познания. Ограниченность в понимании природы социальных явлений, недооценка классового и экономич. факторов приводит Л. к одностороннему пониманию методологии социальных наук. По Л., социальные и естественные науки должны применять только количеств. методы (см. D. Lerner and E. R. Hilgard, The person: subject and object of science and policy, в сб. "The policy sciences", ed. D. Lerner and H. Ü. Lasswell, Stanford, 1951, p. 28). В работах о формировании политич. элиты [см., напр., "Нацистская элита" - "The nazi elite", 1951 (соавтор); "Сравнительное изучение элит" - "The comparative study of elites", 1952 (в соавторстве с H. D. Lasswell и С. Ε. Rothwell) ] и в книге "Отмирание традиционного общества..." - "The passing of traditional society. Modernizing the Middle East", [1958 ], посвященной анализу социальных изменений, происшедших в нач. 50-х гг. в странах Ближнего и Ср. Востока, осн. приемом исследования явилось психоаналитич. интервью.

Соч.: Sykewar. Psychological warfare against Germany, N. Y., [1949 ]; The American soldier and the public, в кн.: Continuities in social research. Ed. R. K. Merton and P. F. Lazarsfeld, Glencoe, 1950; Propaganda in war and crisis: materials for American policy, Ν. Y., 1951; The comparative studies of symbols, [Stanford ], 1952 (совм. Lasswell H. D. и Sola Pool I.); La querrelle de la С. Ε. D. (совместно с Aron R.), Ρ., 1956; France defeats EDC. Ed. D. Lerner and R. Aron, N. Y., [1957 ].

И. Добронравов. Москва.

ЛЕРУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница