Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ФРЕЙДИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФРЕЙДИЗМ

ФРЕЙДИЗМ - общее учение Фрейда (в т.ч. психоанализ) и вся совокупность развившихся на его основе учений и школ (именуемых иначе "глубинной психологией"). В более широком смысле, за пределами собственно психологии, Ф. выступает как разновидность философии жизни, стремящаяся свести явления культуры и социальной жизни к формам проявления первичных жизненных влечений, опираясь на учение Фрейда о бессознательном и др. его построения.

Раскол внутри фрейдовской школы был результатом несоотнесенности ее осн. теоретич. положений, а также заложенных в них противоречий. Осн. пунктами расхождений явилось учение об особой психич. энергии (либидо), о природе бессознательного и относит. значений сознат. и бессознат. процессов, о роли социальных и биология, компонентов в формировании личности и др. Компромиссная сбалансированность биология, и социальных факторов, рассмотрение личности как сферы их взаимодействия требовало вычленения осн. принципа формирования личности; с др. стороны, поскольку не оставалось места для самостоят. роли субъекта, для его автономии, остро вставала проблема личности. В зависимости от тех положений учения Фрейда, к-рые взяты за исходные, во Ф. можно выделить неск. течений: выявляются биологизаторские теории, клонящиеся в сторону позитивизма и бихевиоризма; культурно-социологич. направление (неофрейдизм); направление, выдвигающее на первый план роль сознат. "Я" (Эго-психология); различные направления в психологии, сформировавшиеся под прямым воздействием определ. филос. систем, но включающие в них положения Ф. (экзистенциальный анализ, логотерапия и др.). В целом для эволюции Ф. характерен отход от господствующих в психологич. науке установок, относивших развитие личности к строго детерминированным процессам органического и социального развития.

Еще в первые годы распространения учения Фрейда от него отделились его ближайшие последователи А. Адлер (в 1911) и Юнг (в 1913). В индивидуальной психологии Адлера намечен ряд тем, вокруг к-рых развернулась полемика внутри Ф. Адлер выступил с отрицанием доминирующей роли сексуальных влечений в развитии личности, выдвинув вместо них стремление к самоутверждению, или волю к власти. Сам Адлер еще не отошел от позиций биологизма, близкого Фрейду, поскольку психика выступала для него в конечном счете как порождение и компенсация биологич. неполноценности индивида; однако им были высказаны положения, послужившие развитию неофрейдизма, подчеркивавшего роль внешних (социальных или культурных) факторов в формировании личности и включавших субъект в систему внешних отношений. В то же время, выдвинув идею уникального для каждого индивида "жизненного стиля", Адлер предвосхитил установку экзистенциальной психологии. Юнг, стремившийся, как и Фрейд, к созданию универс. системы, пытался вывести индивидуальную психологию из нового психич. измерения - коллективного бессознательного, и одновременно сохранить принцип саморазвития личности (процесс индивидуации). Эти противоречия системы Юнга привели к глубоким расхождениям в созданной им школе.

Биологизаторские тенденции во Ф. особенно проявляются в психосоматике Ф. Александера (1891 - 1964), главы Чикагской психоаналитич. школы, начавшей широко применять психоанализ при лечении органич. заболеваний. Введенные Фрейдом "внутрипсихич. инстанции" (Ego, Super-Ego, Id) Александер заменяет столкновениями или конфликтами разнородных влечений, к-рые сами есть лишь субъективные представления или символы физиологич. процессов. Психофизическая проблема объявляется Александером, в духе позитивизма, псевдопроблемой, хотя в его системе она возникает в новой форме: в виде методологич. несовместимости двух уровней - физиологич. процесса и символич. способа выражения. Бихевиористское направление во Ф. особенно влиятельно в США. Оно использует критику Фрейдом метода сознат. интроспекции, его интерпретацию снов и симптомов как лишь внешне иррациональных, но по существу целенаправленных актов, равно как и положение Фрейда об "объективности" бессознательного, выступающего для сознания в качестве внешнего объекта. Кроме работ Дж. Массермана, С. Радо (S. Rado, Psychoanalysis of behavior, Ν. Υ.-L., 1956), в этой школе выделяется объемистый труд сотрудника Александера Т. Френча (Th. M. French, The integration of behavior, v. 1-3, [Chi., 1952-58]), ставящий целью превратить Ф. в разновидность т.н. необихевиоризма. К тому же направлению примыкают и многочисл. опыты сближения Ф. с рефлексологией (Френч в ранних работах, Массерман, Кьюби и др.) и с кибернетикой (К. Коулби).

Источником новых построений во Ф. стал особенно быстро развивающийся психоанализ детского возраста, где сформировались две школы - А. Фрейд и М. Клейн (1882-1960). Последняя внесла глубокий раскол в ортодоксальный Ф., хотя исходила из тех же осн. предпосылок, что и Фрейд (Клейн утверждает решающую роль в жизни ребенка процессов проекции чувства страха, вины, депрессивных состояний и т.п.). Однако там, где Фрейд видел воздействие внешней среды, Клейн усматривает восприятие ребенком внешних проекций своих же собств. влечений, от напряжения к-рых он стремится избавиться, объективируя их и конструируя из них "дурные объекты" (типа "ведьмы", "людоеда" и т.п.). Появляющиеся впоследствии психозы, для Клейн, - также результат регрессии к первичному способу отношения к объекту (процессу проекции - интроекции) и возникают не в итоге позднейших отклонений, но лежат в самой основе психики. И хотя Клейн исходит из биологич. предпосылок, гл. место в ее построениях занимает уже не безличный поток либидо с его стадиями, но активный субъект в его отношении к миру (утверждается "гносеологич." природа психоза как самого раннего или архаич. способа познания).

Т.н. социальные течения во Ф. представлены ныне гл. образом неофрейдизмом, к-рый не образует, однако, единого направления. Неофрейдизм был связан с "открытием" амер. культур-антропологов (М. Мид и др.), показавших, что можно использовать весь аппарат понятий Ф., если представить источник развития личности на др. конце цепи - во внешней среде, вместо биологич. организации индивида. Оппонент неофрейдизма в США Г. Маркузе в полемике с Фроммом утверждает, что эта среда ничего не создает, но лишь по-иному формирует материал биологич. влечений (см. Н. Marcuse, Eros and civilization, L., 1956). Неофрейдизм, исходя из совсем иных установок, чем экзистенциальная психиатрия, приближается к ней в использовании такого комплекса понятий, как страх, отчуждение, "бегство от свободы" (Фромм) и др. Стимулом к развитию обоих этих направлений явилось распространение новых форм социальной патологии, отличных от классич. неврозов (истерии), с к-рыми прежде имел дело Ф. Пациенты, как отмечает Хорни, ныне все чаще жалуются на отчужденность, психич. изоляцию или ощущение бессмысленности жизни при отсутствии каких-либо нарушений в физич. сфере.

Опыт экзистенциалистского истолкования Ф. был предпринят еще в 30-х гг. швейц. психиатром Л. Бингсвангером, а позднее В. Вайцзеккером в его системе медицинской антропологии, опирающейся на концепцию Хайдеггера. В конце 50-х гг. сходные направления стали распространяться в США (см. сб. "Existence", Ν. Υ., 1958). Были и попытки представить Фрейда как "тайного" экзистенциалиста (Г. Кунц). Параллельно предпринимались, хотя и менее энергичные, усилия приспособить Ф. к католич. философии в "новой венской школе" (В. Дайм, В. Франкель, И. Карузо). По Дайму, это может быть достигнуто при повороте осн. построений Ф. на 180° (W. Daim, Umwertung der Psychoanalyse, W., 1951). Так, невроз есть не бегство от реальности, но абсолютизация преходящего и относительного, и в состоянии вытеснения у совр. человека пребывают не низшие влечения, но высшие духовные способности. Сама возможность столь различных подходов говорит о том, что Ф. в наст. время выступает скорее как аппарат психич. анализа, чем замкнутая теоретич. система (см. D. Wyss, Die Tiefenpsychologische Schulen zur Gegenwart, Gött., [1961]; R. L. Munroe, Schools of psychoanalytic thought, [Ν. Υ., 1955]).

Влияние Ф. обычно усматривается также в новейших течениях иск-ва. Так, сюрреализм сознательно стремился основать свою худож. систему на положениях Ф., провозгласив целью расширение сферы и с к - в а за счет ранее не освоенных им форм психич. реальности: сновидения, сомнамбулизм и различные патологич. состояния. Однако именно в худож. творчестве, где влияние Ф. нередко истолковывается беспредельно широко, фактически нельзя отделить это влияние от патогенных и деструктивных социальных и культ, факторов, действовавших в том же направлении. По ряду причин именно в лице Фрейда персонифицировались нек-рые общие тенденции культуры, бывшие результатом длительной предшествовавшей работы. В сфере иск-ва речь идет не столько о роли учений Фрейда о бессознательном в процессе творчества и об анализе Фрейдом символич. языка иск-ва, сколько о независимом от Ф. параллельном развитии. Так, в художеств. методе М. Пруста ("В поисках потерянного времени") находят сходство с терапевтич. методом Ф. реконструкции прошлого. Одним из наиболее "фрейдистских" соч. считается роман Д. Лоренса "Сыновья и любовники" (D. H. Lawrence, Sons and lovers, N. Y., 1913) на тему патологии семьи, написанный до знакомства автора с Ф. Предпринимаются попытки рассмотреть с т. зр. Ф. творчество Достоевского, романтиков, Шекспира и т.д. С др. стороны, однако, имеются попытки сознат. использования Ф. в худож. творчестве. Т. Манн, напр., в "Волшебной горе" ("Der Zauberberg", Bd 1-2, В., 1925) использовал учение о борьбе влечений к жизни и смерти и вообще антропологию Ф. О глубоком знакомстве Т. Манна с предметом свидетельствует его ст. "Фрейд и будущее" ("Freud und Zukunft", журн. "Imago", 1936, Bd 22). Дж. Джойс, а также Т. Эллиот в большей мере, чем к Фрейду, тяготеют к Юнгу.

Лит. см. при ст. Психоанализ, Фрейд, Неофрейдизм.

Д. Ляликов. Москва.

В начало энциклопедии