Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ПСИХОАНАЛИЗ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПСИХОАНАЛИЗ

ПСИХОАНАЛИЗ - психологич. учение, разработанное в конце 19 - нач. 20 вв. Фрейдом. В П. следует различать технику П. как метод психологич. исследования бессознательных психич. процессов, связанную с ней терапию и основанную на них теорию П. - совокупность взаимно связанных гипотез о строении и функциях психич. аппарата в целом. От теории П. следует отличать фрейдизм, возводящий положения П. в ранг философско-антропологич. принципов. Возникновение П. означало резкий разрыв с существовавшими в конце 19 в. психологич. теориями и методами. Одновременно с этим П. предвосхитил ряд положений совр. науч. психологич. исследования (построение структурных моделей явления, учение о гомеостазисе, противопоставление энергии и структуры, общие принципы изучения сложной развивающейся системы, отличные от традиц. эволюционизма). В психологии П. означал переход от внешнего описания изолированных психич. явлений к раскрытию лежащих в их основе "глубинных механизмов". Отдельные положения П. можно обнаружить у Гербарта (учение о бессознательных идеях), Фехнера (о психич. энергии), у Шарко и Пьера Жане (психологич. теория неврозов); понятие "вытеснение" встречается в соч. Шопенгауэра. Предшественником П. явился т.н. катартич. метод (см. Катарсис), предложенный в 1882 венским психиатром И. Брёйером, к-рый показал, что можно достигнуть излечения тяжелой формы истерии (известный случай Анны О.), если с помощью гипноза заставить пациента вспомнить и "отреагировать" забытую им травматич. ситуацию, послужившую источником невроза. Позднее Фрейд заменил гипноз, дававший неустойчивые результаты, методом свободных ассоциаций, к-рый лег в основу техники П. Метод свободных ассоциаций обнаружил, что травматич. события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. только по видимости исчезают из психики. На деле же они подвергаются "вытеснению" - активному удалению из сознания в сферу подсознательного. Не находя прямого выхода в сознании, вытесненное продолжает, однако, активно воздействовать на психич. жизнь, проявляясь часто в замаскированной, "зашифрованной" форме в виде невротич. симптомов. Последние раскрываются как компромиссные психич. образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с противостоящей им внутр. "цензурой", представляющей собой механизм защиты сознательного "Я" против опасных влечений и импульсов. Сходной с невротич. симптомами внутр. структурой обладают и сны (см. З. Фрейд, Толкование сновидений, М., 1913). То, что проявляется в сознании спящего как картина сновидения, - лишь конечный результат бессознательной психич. деятельности, итог борьбы противоположно направленных психич. сил (вытесненного материала и цензуры). Сновидение - галлюцинаторное символич. исполнение вытесненных желаний. Такого же рода компромиссные образования можно открыть в ошибочных действиях (оговорках, описках и т.д.), а также в остротах, представляющих собой модель для выявления структуры неврозов. Эти наблюдения вывели П. за пределы собственно психиатрии и позволили установить связь между нормальными и патологическими психич. явлениями. В тех и других П. обнаружил общие психич. механизмы символизации, замещения, конденсации и др.

Основы совр. теории П. составляет учение об общих принципах функционирования психики (метапсихология), структурная теория строения психич. аппарата и учение о способах распределения и трансформации психич. энергии (психодинамика).

С т. зр. метапсихологии каждое психич. явление должно быть раскрыто в трех аспектах - динамическом, энергетическом и структурном. Динамика рассматривает психич. процессы как результат взаимодействия и столкновения различных психич. сил. Энергетика - количество и распределение связной и свободной энергии, вовлеченной в тот или иной процесс. Структурный подход основан на пространств. модели психич. аппарата; в пространстве локализованы родственные группы психич. функций, причем оно не является внутренне однородным и подчиняется различным закономерностям в отд. своих частях. В основе психоаналитич. модели психики лежит представление о психич. энергии, действующей в пределах определенной неоднородной структуры. По аналогии с физич. энергией П. вводит понятие о количестве (квантуме) психич. энергии, о "зарядах" психич. энергии (катексисах), о различных способах распределения и перемещения психич. энергии.

На первом этапе развития П. разрабатывал учение о различных формах и проявлениях психич. энергии с акцентом на сексуальных влечениях (libido), поскольку, в отличие от влечений к самосохранению, они обладают способностью к вытеснению и сложной трансформации. В процессе индивидуального развития libido локализуется в различных телесных зонах, определяя фазы психосексуального развития, в ходе к-рого меняется и объект влечения: от ауто-эротизма через эдипов комплекс к внешнему объекту. Инфантильные компоненты сексуальности, подвергаясь в ходе индивидуального развития наиболее глубокому вытеснению, обладают и наибольшим патологич. потенциалом; создавая гл. источник психоневрозов, они влияют на формирование характера. Столкнувшись с внешним препятствием, libido может возвращаться на пройденные этапы развития, приобретая форму патологич. регрессии (лежащей в основе шизофрении), и наряду с этим отклоняться от первонач. целей, образуя основу сложных процессов творчества.

Учение о психич. структуре возникло в П. позднее, чем учение о влечениях (З.Фрейд, "Я и Оно", М., 1921, и др.). С т. зр. структурной теории психич. аппарат есть единство трех систем, находящихся в постоянном взаимодействии. Наиболее архаическая, безличная часть психич. аппарата получила наименование Id ("Оно") - это резервуар психич. энергии, "кипящий котел" влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Id - часть психики, связанная с соматич. областью, служащей для нее источником энергии влечений. Она лишена контактов с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой. Сознательное "Я" (Ego) формируется как "оттиск" внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. Среди факторов формирования Ego особую роль П. придает различным типам идентификации, бессознат. уподоблению с объектами (лицами) внешнего мира. Ego - посредник между внешним миром и Id, влечением и удовлетворением. В отличие от Id, оно руководствуется не принципом удовлетворения, а требованиями реальности. Значит. часть энергии расходуется на сдерживание и контроль иррациональных импульсов Id, против к-рых Ego воздвигает оборонительные рубежи (антикатексисы), используя для этого различные защитные механизмы. Генетич. классификация последних дана дочерью основоположника П. Анной Фрейд (A. Freud, Ego and the mechanisms of defence, L., 1946). Эти механизмы функционируют бессознательно, хотя имеют сознат. аналогии. Важнейший из них - вытеснение. Как правило, вытесненный материал сохраняет значит. катексис энергии и стремится вернуться в сознание при любых ослаблениях антикатексисов, чем поддерживается постоянное динамич. напряжение на рубежах вытеснения, на границе Ego и Id. Эти затраты энергии нередко приводят к ослаблению др. операций Ego, и целью психоаналитич. терапии является снятие излишних антикатексисов. К числу защитных механизмов относится также реактивное образование, построенное на амбивалентности влечений, при к-ром к.-л. влечение заменяется в сознании на противоположное (сохраняя в бессознательном свой первонач. характер). Так, бессознат. любовь может проявляться как сознат. ненависть, жестокость - как чрезмерная доброта и т.д. Механизм проекции есть перенесение собств. желаний и импульсов вовне, что играет большую роль в параноидных психозах, а также в формировании расовых и т.п. предрассудков. При механизме инверсии человек, не осмеливаясь направить свой гнев на первонач. объект, обращает его на себя ("рвет на себе волосы"), что может быть связано с бессознат. идентификацией ("идентификация с агрессором" - по терминологии Анны Фрейд). Третья психич. структура - Super-Ego (Сверх-Я) - формируется в результате интроекции предписаний родителей и воспитателей, выражающих установки социальной среды. Напряжения в психич. структуре, вызываемые Super-Ego, воспринимаются как чувства страха и вины. Хотя Super-Ego функционирует бессознательно, оно имеет и сознат. аналоги (совесть, идеал-"Я"). Ему присущи архаич. формы морали ("око за око" - lex talionis, букв. - закон возмездия). Действия Super-Ego приводят к бессознат. потребности в искуплении и самонаказании и служат, согласно П., источником религ. доктрины первородного греха; оно само может стать источником преступных действий, причем чувство вины в таком случае есть уже не следствие, а причина преступления (Т. Рейк, 1926). Деятельность Super-Ego может выразиться в неожиданном провале карьеры ("невроз судьбы"), в "случайных" травмах, несчастных случаях и т.д. Поэтому Super-Ego само может быть источником опасности и Ego должно использовать против него те же защитные механизмы, что и против Id. Поскольку запреты воспитателей обычно имеют форму словесного приказания, Super-Ego сохраняет тесную связь со слуховыми восприятиями (голос совести). Отд. социальные группы обладают общностью Super-Ego вследствие идентификации его с одним и тем же лидером (Фрейд, 1921). Резкая перестройка Super-Ego может наступить и в зрелом возрасте (религ. и политич. обращение). В норме все три психич. системы (Id, Ego и Super-Ego) пребывают в относительном равновесии. Однако при психич. заболеваниях эти отношения нарушаются. Так, в основе шизофрении лежит регрессия к примитивным стадиям организации libido, ведущая к господству над Ego (П. Шильдер, 1927), при этом сами функции Ego не разрушаются, но приходят в расстройство из-за ослабления энергетич. системы Ego. Напротив, в паранойе регрессия протекает при сохранении синтетич. способностей Ego, а формы мышления наполняются патологич. содержанием, вызванным регрессией. При маниакально-депрессивном психозе нарушаются нормальные связи между тремя системами, причем в фазе депрессии Ego оказывается во власти Super-Ego с его потребностью в наказании и чувством вины, а в фазе мании Ego подпадает под власть импульсов Id.

Распространение П. в Европе началось примерно с 1908, когда возникла Междунар. психоаналитич. ассоциация [ранее было создано об-во психоаналитиков в Вене (1906)], и особенно интенсивно шло в годы после 1-й мировой войны. В 1920 был открыт Психоаналитич. институт в Берлине (под руководством К. Абрахама), начавший выпускать проф. врачей-аналитиков. Однако с приходом к власти фашизма П. подвергается гонениям в Германии, с 1938 - на его родине в Австрии, а также в Венгрии, давшей ряд психоаналитиков с мировым именем (Ш. Ференци, Г. Рохейм, М. Клейн и др.). С этого времени начинается быстрое развитие П. в Англии и особенно в США, куда эмигрировало большинство психоаналитиков из Европы. Ныне на США приходится св. 3/4 всей публикуемой лит-ры по П.; там организовано св. 20 учебных и исследовательских институтов П. В годы после 2-й мировой войны П. распространяется в Лат. Америке и ряде стран Азии (особенно Японии и Индии). В традиционно католич. странах развитию П. препятствовало отрицат. отношение церкви (лишь в 1950 папской буллой было разрешено католикам лечиться у врачей-аналитиков).

Развитию П. с самого начала мешал догматизм, стремление принимать за непреложную догму все положения Фрейда, а также существование замкнутых психоаналитических обществ, недоступных для непосвященных, и отрыв от общей психологии, связанный с малой доступностью применяемых П. методов, овладение к-рыми требует специальной долголетней тренировки. Лишь к 40-м гг. экспериментальная психология разработала достаточно точные методы, чтобы приступить к проверке концепций П. Это выявило в П. ряд неточностей и недоработок, к-рые привели к перестройке и уточнению мн. положений П. (первый обзор экспериментальных данных у Р. Сирс, 1943; подробнее - см. кн. "Psychoanalysis as science", Stanford, 1952). Среди новых течений в П. следует отметить разработку Эго-психологии (Г. Гартман и др.) и связанный с ней перенос центра тяжести изучения с бессознательных на сознат. процессы, а также разработку П. детского возраста, проводимую гл. обр. британской группой психоаналитиков, возглавляемой Мелани Клейн (1882-1960). Развитие П. в континент. Европе в послевоенные годы проходило в значит. мере под влиянием философии экзистенциализма (экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера, мед. антропология и др.). Из П. выделился ряд самостоят. направлений и школ (см. Юнг, "Индивидуальная психология", Ранк, Неофрейдизм и др.).

Лит.: Ρанк О., Закс Г., Значение П. в науках о духе, пер. с нем., М., 1914; Φрейд З., Лекции по введению в П., [т. 1-2], М.-П., 1922; его же, Осн. психологич. теории в П., М.-П., 1923; его же, Методика и техника П., М.-П., 1923; П. и учение о характерах. [Сб. ст.], М.-П., 1923; Лурия Α., П. в свете осн. тенденций совр. психологии, Каз., 1923; его же, П. как система монистич. психологии, в сб.: Психология и марксизм, Л., 1925; П. детского возраста. [Сб. ст.], М., 1924; Быховский Б., Метапсихология Фрейда, Минск, 1926; Фрейд Α., Введение в технику детского П., пер. с нем., Одесса, 1927; Рейх В., Диалектич. материализм и П., "ПЗМ", 1929, No 7-8; Ширвиндт М. Л., П., в кн.: Осн. течения совр. психологии, М.-Л., 1930; Франк С., П. как миросозерцание, "Путь", 1930, No 25; Бассин Φ. Α., Фрейдизм в свете совр. науч. дискуссий, "Вопр. психологии", 1958, No 5-6; Хинкле Г. Дж., Социология и П., в кн.: Г. Беккер, А. Босков, Совр. социологич. теория, пер. с англ., М., 1961; Hermann I., Psychoanalyse und Logik, W., 1924; его же, Die Psychoanalyse als Methode, W., 1934; Ρоlitzer G., Critique des fondaments de la psychologie, 1 - La psychologie et la psychanalyse, P., 1928; Dalbiez R., La méthode psychanalytiqiue et la doctrine freudienne, 2 éd., [t. 1-2], P., 1949; Musatti С. L., Trattato di psicoanalisi, 2 ed., v. 1-2, Torino, 1950; Developments in psychoanalysis, L., 1952 (Intern. psychoanalytical library, No 43); Psychoanalysis as science, ed. E. Pumpian-Mindlin, Stanford, 1952; Delpeсh R., Psychoanalysis et cybernétique, Actes de XI Intern. Congrès Philos., 1953, v. 7; Psychoanalysis and the scientific method, "Scientific Monthly", 1954, v. 79, No 5; Вrunswik F., Psychoanalysis and the unity of science, [Boston], 1954; Вraatоу Т., Fundamentals of psychoanalytic technique, N. Y.-L., 1954; New directions in psychoanalysis, ed. M. Klein [a. o.], [L., 1955]; Outline of psychoanalysis, ed. C. M. Thompson [a. o.], Toronto, 1955; Colby K., Energy and structure in psychoanalysis, N. Y., 1955; его же, An introduction to psychoanalytic research, N. Y., 1960; его жe, Research in psychoanalytic information theory, "Amer. Scientist", 1961, v. 49, No 3; Grinstein Α., The index of psychoanalytic writings, v. 1-5, N. Y., 1956-60; La psychanalyse d'aujourd'hui de S. Nacht, t. 1-2, P., 1956; Entfaltung der Psychoanalyse, Stuttg., 1956; Destin de la psychanalyse, P., 1956 (La Table ronde, No 108); Lüсkert H. R., Konflikt-Psychologie, Münch.-Basel, 1957; Görres Α., Methode und Erfahrungen der Psychoanalyse, Münch., 1958; Conceptual and methodological problems in psychoanalysis, Ν. Υ., 1959; Psychoanalysis. Scientific method and philosophy. A symposium, ed. S. Hook, N. Y., 1960; Rappoport D., The structure of psychoanalytic theory, [N. Y.], 1960; This В., La psychanalyse. Science de l'homme endevenir, [Tournai], 1960; Вally G., Einführung in die Psychoanalyse S. Freuds, [Hamb.], 1961; Sсriven M., Psychoanalysis and parapsychology in frontiers of science, Pittsbourg, 1962, p. 79-130.

Периодич. изд.: "Imago" (Zeitschrift für psychoanalytische Psychologie, ihre Grenzgebiete und Anwendungen), Bd 1-23, W.-Lpz., 1912-37; "Psychoanalytic Review", v. 1, N. Y., 1913-; "Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse", Bd 1-25, W.-Lpz.-Z., 1913-40; "The International Journal of Psychoanalysis", v. 1, L., 1920-; Almanach der Psychoanalyse. Hrsg. von A. I. Storfer, Jg 1-13, W., 1926-38; "Revue française de psychanalyse", v. 1, P., 1927-; "Psychoanalytic Quarterly", Ν. Υ., 1932-; "American Imago", v. 1, Boston, 1939-; "The Yearbook of Psychoanalysis", v. 1-10, N. Y., 1945-54; "The Psychoanalytic Study of the Child", v. 1, N. Y., 1945; "Annual Survey of Psychoanalysis", v. 1, N. Y., 1950-; "La psyhanalyse (Société française de psychanalyse), v. 1, P., 1956-; "The Psychoanalytic Study of Society", v. 1, Ν. Υ., 1960; "Jahrbuch der Psychoanalyse", Köln-Opladen, Bd 1, 1960.

Д. Ляликов. Москва.

В начало энциклопедии