Приглашаем посетить сайт

Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "П" (часть 4, "ПОЛ"-"ПРА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 4, "ПОЛ"-"ПРА")

ПОЛНОТА ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛОЦКИЙ

Симеон (1629-80) - белорус. и рус. писатель, ученый, обществ. деятель. См. Симеон Полоцкий.

ПОЛЬСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛЬСКИЕ БРАТЬЯ

ПО́ЛЬСКИЕ БРА́ТЬЯ - религ. группировка, возникшая в 70-х гг. 16 в. в результате раскола среди польских кальвинистов. Отличит. чертой П. б. является религ. радикализм, к-рый проявлялся прежде всего в отрицании догмата Троицы и божественности Христа (поэтому П. б. назывались также арианами, см. Арианство). Первоначально среди П. б. преобладали плебейские элементы (Петр из Гонендза, С. Будный и др.), к-рые с религ. радикализмом, носившем иррационалистич. характер, соединяли обществ.-политич. идеи (отмена барщины и крепостной зависимости, всеобщее братство, осуждение войны и т.д.). В более поздний период под влиянием эмигранта из Италии Фауста Социна (1539-1604) формируется рациона-листич. направление польского арианства (см. Социнианство); его представители - Я. Крель, С. Пшипковский, Е. Шлихтынг, Вишоваты, религ. позиция к-рого является в своей основе скрытым деизмом, и др. В 1658 постановлением сейма ариане были изгнаны из Польши.

Источн. в рус. пер.: Польские мыслители эпохи Возрождения, М., 1960, с. 129-92, 292-310.

Лит.: Кареев Н., Очерк истории реформац. движения и католич. реакции в Польше, М., 1886; Будрин Е., Анти-тринитарии шестнадцатого века, вып. 2, Каз., 1886; Любович Н., История реформации в Польше. Кальвинисты и антитринитарии, Варшава, 1883; его же, Начало католич. реакции и упадок реформации в Польше, Варшава, 1890; Ogonowski Z., Racjonalizm w polskiej myśli ariańsklej i jego oddziaływanie na Zachodzie, в кн.: Odrodzenie i reformacja w Polsce, t. l, Warsz., 1956; Сhmaj L., Bracia polscy, Ludzie, idee, wpływy, Warsz., 1957; Literatura ariańska w Polsce XVI w., [Warsz.], 1959; Studia nad arianizmem, Warsz., 1959; Studia z dziejów ideologii religijnej XVI i XVII w., Warsz., 1960 (Archiwum historii filozofii i myśli społecznej, t. 6).

ПОЛЯРНОСТЬ

ПОЛЯРНОСТЬ (позднелат. polaris - полярный, от греч. πόλος - полюс) - отношение, выражающее попарную противоположность нек-рых сторон объекта (признаков, свойств, тенденций развития), называемых полюсами. Полюсы, будучи противоположными, в то же время не могут существовать друг без друга, не нарушая единства, целостности вещи или явления. Отражением этого объективно существующего отношения П. является полярный (парный) характер понятий, с помощью к-рых выражаются противоречия объектов. С помощью полярных понятий выражается также диалектика познават. процесса (эмпирическое - теоретическое, анализ - синтез, абстрактное - конкретное и т.д.). В науч. теориях П. описывается с помощью различных абстрактных образов. Напр., в физике - с помощью понятий положит. и отрицат. зарядов, северного и южного магнитного полюсов, электрич. или магнитных диполей и т.д. Понятие П. в физике является нек-рым частным случаем более общего понятия а н и з о т р о п и и - неодинаковости физич. характеристик объекта в различных направлениях и разных точках пространства. Фундаментальную роль в описании отношения П. физич. объектов играет понятие а н т и с и м м е т р и и. В теории элементарных частиц можно проследить значение понятий антисимметрии и П. на примере античастиц в абстрактных пространствах заряда и изотопич. спина. С понятием П. вводится векторная антисимметрия, т.е. противо-положность св-в, лежащих в разных направлениях оси, задаваемой вектором. Исходя из физич. понятия П. и соответствующих ему матем. методов можно филос. категорию П. интерпретировать с помощью матем. понятия абстрактного пространства, точками к-рого будут св-ва того или иного объекта. Тогда П. будет характеризоваться векторной антисимметрией нек-рого объекта в абстрактном пространстве его св-в. Задавая вектор в этом абстрактном пространстве, мы тем самым выделяем направление оси; и если точки пространства, т.е. св-ва объекта, лежащие на этой оси, обладают св-вами антисимметрии, то мы говорим об их П. Такое определение П. позволяет применять соответствующие матем. методы в области биологич. и социальных объектов, предварительно выделив отношения П. на основе специфич. средств данной науки. Применимость понятия абстрактного пространства можно проиллюстрировать на примере проблемы распознавания образов в кибернетике. Для ее решения вводится понятие об абстрактном пространстве признаков объекта (см. А. Г. Аркадьев и Э. М. Браверман, Обучение машины распознаванию образов, М., 1964). При этом процессы ограничения и обобщения, различения и отождествления выступают как полярные. Исследования полярных св-в и выделение среди них существенных дают один из подходов конкретного применения закона единства и борьбы противоположностей в познании мира.

С. Илларионов. Москва.

ПОМПОНАЦЦИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ (Verstehende Psychologie) - идеалистич. направление в философии и психологии (гл. обр. немецкой), получившее распространение в 1-й четв. 20 в. Термин "П. п." предложен Шпрангером. П. п. исходит из гетерогенности низших (чувственных) и высших (рациональных) форм познания. В основе П. п. лежит тезис Дильтея о разделении наук на "науки о духе" и "науки о природе" и о принципиальном различии двух методов познания - причинно- с л е д с т в . о б ъ я с н е н и я в естеств. науках и "п о н и м а н и я" - непосредств. интуитивного постижения созданных культурой ценностей - в науках гуманитарных. У Дильтея "понимание" трактуется как "вчувствование в объект познания". Шпрангер, полемизируя с этим тезисом, выводит "понимание" из надиндивидуальных сущностей, прежде всего - из истории культуры. Подробнее об этом см. в ст. Шпрангер.

Лит.: Дильтей В., Описательная психология, пер. с нем., М., 1924; Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., 1960; Störring G., Die Frage der geisteswissenschaftlichen und verstehenden Psychologie, Lpz., 1928; Spranger E., Lebensformen, 8 Aufl., Tübingen, 1950; Jaspers K., Allgemeine Psychopathologie, 8 Aufl., В., 1965; Gruhle H. W., Verstehende Psychologie, Stuttg., 1948.

М. Роговин. Москва.

ПОНОСОВ

Петр Иванович (1816 - г. смерти неизв.) - рус. крепостной вольнодумец. В 1836 организовал на Урале тайную антикрепостнич. группу из простолюдинов - "Об-во вольности", участники к-рой вскоре были арестованы. На следствии П. показал, что к идее создания об-ва он пришел сам, под влиянием прочитанной лит-ры. Гл. роль в пробуждении самосознания П. сыграли рабочие волнения и восстание декабристов.

Отвергая попытки оправдания крепостного права "божественной" санкцией, П. писал: "Какая же причина такового невольничества?... Кто дал дворянам право поступать так с подобными себе? Многие скажут: бог, ибо без воли его ничего быть не может! Совсем нет..." ("Положение об организации "Тайного общества для уничтожения власти помещиков над крестьянами"", в кн.: "Рабочее движение в России в XIX в.", т. 1, ч. 2, 1955, с. 164). Необходимым условием величия государств является, по П., свобода граждан, к-рая может быть обретена лишь в борьбе (см. тамже).

Лит.: Савич Α. Α., Тайное "Об-во вольности" на Чермозском вотчинном (Лазаревском) заводе 1836 г., в сб.: К 10-летию Пермского ун-та. 1916-1926. Пермский краеведч. сб., вып. 2, Пермь, 1926; Ушаков И. Ф., К вопросу о возникновении Чермозского тайного об-ва "Верных приверженцев свободы", "Уч. зап. Выборгского гос. пед. ин-та", 1957, т. 1, вып. 1; Коган Л. Α., Связь филос. идей в рус. нар. свободомыслии XIX в. с традициями передовой культуры, "ФН" (НДВШ), 1963, No 1; его же, Идея равенства в рус. нар. свободомыслии второй пол. XVIII - начала XIX в., там же, 1964, No 1.

Л. Коган. Москва.

ПОНЯТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОПЕЛОВА-ОТАГЛОВА

ПО́ПЕЛОВА-О́ТАГЛОВА (Popelová-Otahlová), Йиржина (р. 29 сент. 1904) - чеш. философ-марксист, доктор философии (с 1958). В первый период своей деятельности испытала влияние совр. идеализма. Позже переходит на позиции марксизма. В 1949-53 П. - ректор ун-та им. Палацкого в г. Оломоуце, в 1953-59 -руководитель кафедры истории философии в Пражском ун-те. Занимается исследованием в области культурной революции, педагогики, этики, истории философии, классификации наук.

Соч.: Poznání kulturní skutečnosti, Praha, 1936; Tři studie z filosofie déjin, Praha, 1947; Studie o současné české filosofii. Praha, 1946; Dějiny ruské filosofie, Praha, 1954; К filosofické problematice Marxova Kapitálu, Praha, 1954; J. A. Komenského cesta k všenápravě, Praha, 1958; в рус. пер. - Этика, M., 1965.

Лит.: Sborník k šedesátým narozeninám prof. phdr. Jiřiny Popelové, Praha, 1964.

M. Маховец. ЧССР.

ПОПОВ АЛЕКСЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ

ПОПО́В Алексей Яковлевич (р. 1924) - сов. философ, доктор филос. наук (с 1961). Член КПСС с 1945. Окончил Ин-т междунар. отношений (в 1948) и аспирантуру того же ин-та (в 1951). В 1955-59 - старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР. С 1955 - зам. зав. Отделом печати МИД СССР. Область науч. деятельности - критика совр. бурж. философии и социологии, история междунар. отношений.

Соч.: Совр. мальтузианство - человеко-ненавистническая идеология империалистов, М., 1953; Совр. мальтузианство, М., 1960.

ПОПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

ПОПО́В Сергей Иванович (р. 7 ноября 1923) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1964). Член КПСС с 1946. Окончил филос. ф-т МГУ (1952) и аспирантуру там же (1955). Ведет преподават. работу с 1953; в 1955-64 - на филос. ф-те МГУ, зам. гл. ред. журн. "Филос. науки" (1962-64), с 1964 - зам. руководителя кафедры философии и профессор ВПШ при ЦК КПСС.

Соч.: Софистика и эклектика как характерные черты методологии совр. ревизионизма, "Вестн. Моск. ун-та. Серия экономики, философии и права", 1958, No 4; К вопросу о роли закона единства и борьбы противоположностей в диалектич. логике, в сб.: Проблемы диалектической логики, [М.], 1959; Против неотомистской фальсификации диалектич. материализма, "ФН" (НДВШ), 1959, No 3; Борьба В. И. Ленина против неокантианской ревизии марксистской философии и значение этой борьбы для современности, в сб.: Очерки по истории философии в России, [М.], 1960; Развитие марксистско-ленинской мысли в Германии в борьбе с пеформизмом и ревизионизмом, (1918-59), [М.], 1960; Кант и кантианство, М., 1961; О марксистско-ленинских принципах критики правосоциалистич. идеологии, "ФН" (НДВШ), 1961, No 3; Борьба нем. марксистов с правосоциалистич. идеологией, в кн.: Из истории марксистско-ленинской философии после второй мировой войны, М., 1961; Идейное банкротство бурж. и ревизионистских критиков научного коммунизма, в сб.: Закономерности перехода от социализма к коммунизму, М., 1961; Идейное банкротство совр. реформизма (Критика филос. и социологич. концепций западно-герм. правых социалистов), М., 1963; Борьба против социал-реформистской идеологии, ее филос. и социологич. концепции, в кн.: История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965; Категории ценности и оценки и марксистская философия, "ФН" (НДВШ), 1965, No 5.

ПОПОВИЧ

ПО́ПОВИЧ [Поповиh), Душан (25.XII.1884 - 18.XI.1918)] - пропагандист марксизма, один из организаторов революц. рабочего движения в Сербии, секретарь Серб. с.-д. партии. Вместе с Туцовичем основал теоретич. журн. "Борба". Переводил труды Маркса, Бебеля и др.

Боролся против ревизионистов марксизма, активно отстаивал и популяризировал марксизм. Революц.-критич. деятельность, классовая борьба - это, по П., фундаментальный принцип марксистской философии и социологии (см. Душан Поповичh, Изабрани списи, Београд, 1951, с. 164). В работе "Теория и практика" (1910) П. подвергал критике метафизич. и идеалистич. (в частности гегелевское) понимание взаимоотношения теории и практики. П. утверждал, что марксистская теория, будучи выражением реальных отношений, сама превратится в фактор историч. развития, как только станет достоянием масс. "Люди являются не только материалом истории, но и историческим ф а к т о р о м; они не только объект истории, но в то же время и ее с у б ъ е к т ...Наша теория...не хочет быть только мертвой буквой, она стремится войти в общественную жизнь, стать ее составной частью" (там же, с. 102). П. был последоват. интернационалистом; он выступал против империалистич. войны, подвергал критике социал-шовинизм.

ПОПОВСКИЙ

Николай Никитич (ок. 1730-60) - рус. философ-просветитель, проф. Моск. ун-та. Род. в Москве в семье священника. Учился (с 1748) в ун-те при АН в Петербурге. В 1755 назначен по представлению Ломоносова, любимым учеником к-рого П. был, проф. красноречия и философии Моск. ун-та. Автор ряда филос. стихотворений; переводил филос. произведения зап. мыслителей ("Мысли о воспитании" Локка под назв. "О воспитании детей", М., 1759, и "Опыт о человеке" Попа, М., 1802). Основатель одной из двух издававшихся в 18 в. в России газет "Московских ведомостей" (1756).

По филос. воззрениям - деист. Перед философией П. ставил задачу познать прежде всего законы природы, открыть возможности устроить счастье и благополучие людей. Он рассматривал философию как мать всех наук и художеств, как науку, к-рая "...рассуждает о всем, что ни есть в свете", пытаясь объяснить законы природы и предписать "...общие пути и средства всему человеческому благополучию..." (Избр. произв. рус. мыслителей второй половины XVIII в., т. 1, 1952, с. 90). Первым в России он стал читать курс философии в Моск. ун-те на рус. яз. П. призывал рус. ученых стремиться прославить Россию развитием наук и иск-в. Он высказал ряд прогрессивных педагогич. мыслей (см. "Письмо о пользе наук и о воспитании во оных юношества", опубл. в журн. "Живописец", 1772, лист 8; вошло в "Избр. произв. рус. мыслителей второй половины XVIII в.", т. 1, М.-Л., 1952). Многие произведения П. до нас не дошли: перед смертью он сжег свои рукописи.

Лит.: Якушкин В. Е., Из первых лет жизни Моск. ун-та, М., [б. г.]; Очерки по истории филос. и общественно-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, гл. 9; История Московского университета, т. 1, М., 1955; История философии, т. 1, М., 1957, гл. 9; Московский университет и развитие филос. и общественно-политич. мысли в России, М., 1957.

Л. Светлов. Москва.

ПОПОРАНИЗМ

ПОПОРАНИЗМ (от рум. ророr - народ) - идеологич. течение в Румынии конца 19 - нач. 20 вв., близкое к рус. либеральному народничеству. См. Румынская философская и общественная мысль.

ПОППЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОПУГАЕВ

Василий Васильевич (р. 1773 или 1779 - умер, предположительно, в 1816) - рус. писатель-просветитель. Выходец из разночинной среды. Один из организаторов "Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств" (1801). В стихотворениях и публицистич. статьях развивал реформаторские, конституционные и респ. идеи. В 1802 преподнес Александру I труд "О благополучии народных тел". Этот труд не был опубликован. В 1807 П. анонимно издал филос. трактат "О благоденствии народных обществ". Рассматривая вопросы о происхождении общества и обществ.-историч. прогрессе, П. исходил из теории естественного права и общественного договора: физич. и нравств. слабость, с одной стороны, "неравное разделение нужд, заключающихся в произведениях природы и искусственности", с другой, привели к соединению людей в гос-во и породили торговлю. Придерживаясь теории договорного происхождения гос-ва, П. делал из нее демократич. выводы, он резко осуждал абсолютистские и деспотич. правления, династич. и грабительские войны. П. ратовал за "благонамеренные конституции", мудрые гуманные законы и твердое их исполнение, разумное равновесие между силой народа и политич. властью, идеализируя при этом респ. строй Древней Спарты. В развитии общества П. решающее значение отводил просвещению, торговле и промышленности. Гл. препятствием на пути просвещения и прогресса является, по П., рабство (куда он относил и крепостное право). "Человек, тем более народ не должен рабствовать. Соединяясь в общество, имеем мы целию благополучие наше, но раб может ли быть благополучен?!" ("О благополучии народных тел" (см. "Рус. просветители", Собр. произв., т. 1, 1966, с. 286).

Соч.: Достоинство старого воспитания в России, в сб.: Периодич. издание Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств. СПБ, 1804; там же; История об-ва Любителей словесности, наук и художеств. там же; Речь на день чрезвычайного собрания июля 15 дня 1802, там же; Краткая история об-ва Любителей наук, словесности и художеств. там же; Негр, там же; О рабстве и его начале и следствиях в России, 1815, опубл. в "ИАН СССР. Отд. лит-ры и языка", 1959, т. 18, вып. 1; Поэты-радищевцы, Л., 1961, с. 149-82; Рус. просветители. Собр. произв., т. 1, M., 1966, с. 271-356.

Лит.: Орлов В., Рус. просветители 1790-1800-х годов, 2 изд., М., 1953.

И. Щипанов. Москва.

ПОПУЛЯРНАЯ ИНДУКЦИЯ

ПОПУЛЯРНАЯ ИНДУКЦИЯ - умозаключение, в к-ром обобщающее заключение (индуктивное обобщение) о принадлежности к.-л. св-ва А всем предметам данного класса U делается в силу того, что установлена принадлежность св-ва А нек-рой части предметов класса U, а именно тем предметам из U, к-рые рассмотрены в ходе индукции; П. и. - вид неполной индукции. Убеждение в правильности П. и. обычно основывается на том, что в исследовании не встретился предмет из U, не имеющий св-ва А. Поэтому Ф. Бэкон назвал П. и. и н д у к ц и е й через простое перечисление, в к-ром не встречается противо-р е ч а щ е г о с л у ч а я; обнаружение противо-речащего случая опровергает индуктивное обобщение. Заключение в П. и. носит вероятностный характер, причем степень вероятности заключения в П. и., вообще говоря, растет по мере учеличения числа рассмотренных предметов класса U. П. и. широко распространена в практике повседневного мышления. В науке П. и. чаще рассматривается как источник предположит. суждений, к-рые затем проверяются иными средствами (напр., статистическими). Однако существует т. зр. (см. Z. Czerwiński, Enumerative induction and the theory of games, "Studia logica", 1960, t. 10), согласно к-рой П. и. является достаточно хорошим правилом умозаключения, к-рое в состоянии "конкурировать" с т.н. статистич. правилами умозаключений. Эта т. зр. оправдывается анализом общей схемы нахождения оптимального правила умозаключения (из ряда альтернативных правил, каждое из к-рых определяет выбор гипотезы - индуктивного обобщения - по результату эксперимента) на основе критерия м и н и м у м а п о т е р ь, заимствованного из теории игр. Др. словами, при сведéнии проблемы выбора оптимального правила умозаключения к проблеме нахождения решения игры и в тех случаях, когда П. и. может использоваться в качестве одного из альтернативных правил, можно обосновать существование (при определ. ограничениях) практически реализуемого критерия, оправдывающего поиски примеров, подтверждающих П. и.

Лит.: Асмус В. Ф., Логика, М., 1947, с. 255-56; Kokoszyńska M., О "dobrej" i "złej" indukcji, "Studia Logica", 1957, t. 5; Czerwiński Z., Zagadnienie probabilistycznego uzasadnienia indukcji enumeracyjnej, там же. См. также лит. к ст. Неполная индукция.

Б. Бирюков, М. Новоселов. Москва.

"ПОПУЛЯРНАЯ ФИЛОСОФИЯ"

"ПОПУЛЯРНАЯ ФИЛОСО́ФИЯ" - одно из направлений немецкой философии эпохи Просвещения. Ее представители - Мендельсон, Николаи, X. Гарве, Т. Абт и др.- видели свою задачу в борьбе с суеверием и религ. предрассудками, в популяризации знания. Придерживаясь различной филос. ориентации, деятели этого направления в общедоступной форме излагали свои филос., психологич. и этич. учения, представлявшие собой эклектич. соединение взглядов Локка, X. Вольфа, Бонне.

А. Гулыга. Москва.

ПОРЕЦКИЙ

Платон Сергеевич (1846-1907) - рус. математик, астроном и логик. Окончил физико-математич. фак-т Харьковского ун-та. В 1876 П. избран астрономом-наблюдателем Казанского ун-та; с 1886 - доктор астрономии, приват-доцент. П. внес значительный вклад в алгебру логики, его работы существенно обобщают и развивают нек-рые результаты Буля, Джевонса, Э. Шрёдера. Впервые в России П. начал читать лекции по математической логике и ее приложению к теории вероятности. Изучая формально-логич. правила вывода, он исходил из единства формы и содержания, о чем, в частности, свидетельствует понимание П. логич. закона. Согласно П., законы логики зависят от свойств предметной области, исследуемой той или др. наукой. Закон логики есть поэтому "...истина, заключающая в себе какое-либо определенное указание на самую п р и р о д у изучаемого материала" (см. его работу "О способах решения логических равенств и об обратном способе математической логики", в кн.: "Собр. протоколов заседаний секции физико-математич. наук Об-ва естествоиспытателей при Казанском ун-те", т. 2, Каз., 1884, с. XXII). Основой исследований П. в области логики явились его теория логич. равенств (П., как и нек-рые др. логики 19 в., через отношение равенства определяет все др. отношения между логич. классами - объемами понятий. См. Принцип замещения), одна из центральных проблем к-рой состоит в решении (путем построения спец. таблиц) вопроса о выводе следствий из данных посылок (и, обратно, в нахождении тех посылок, из к-рых данное логич. равенство выводится в качестве следствия) и оригинальная трактовка канонич. выражений алгебры логики. П. использовал в своем исчислении т.н. упрощенную канонич. форму для логич. выражений, обобщив тем самым классич. теорию нормальных форм. Приемы П. были восприняты и развиты амер. математиком и логиком А. Блейком (1938). П. принадлежит также одно из обобщений классич. теории силлогизма (см. "Théorie des égalités logiques à trois termes, a, b et c", "Bibliothèque du Congrès International de Philosophie", 1901, v. 3), работы в области аксиоматики, теории чисел, применения логики к теории вероятностей и др. По своим филос. взглядам П. был материалистом.

Соч.: Решение общей задачи теории вероятностей при помощи математич. логики, в сб.: Собрание протоколов заседаний секции физ.-мат. наук Об-ва естествоиспытателей при Казанском ун-те, т. 5, Каз., 1887, с. 83-108; Закон корней в логике, "Научн. обозрение", 1896, No 19; Из области математич. логики, М., [1902]; Sept lois fondamentales de la théorie des égalités logiques, "Изв. Физ.-мат. об-ва при Казанском ун-те", 1898, 2 серия, т. 8, No 2-4; Théorie des nonégalités logiques (Supplément aux deux traités: "Sept lois fondamentales de la théorie des égalités logiques" et "Quelques lois ultérieurs de la théorie des égalités logiques", там же, 1903, 2 серия, т. 13, No 3-4; Théorie conjointe des égalités et des non-égalités logiques, там же, 1908, 2 серия, т. 16, No 1-2.

Лит.: Стяжкин Н. И., Упрощение П. С. П. некоторых алгоритмов классич. исчисления высказываний, в сб.: Логич. исследования, М., 1959; его же, Логич. наследство П. С. П., в сб.: Очерки по истории логики в России, М., 1962; Blake Α., Canonical expressions in Boolean algebra, Chi., 1938.

H. Стяжкин. Москва.

ПОР-РОЯЛЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОРТЕР

ПО́РТЕР (Porter), Hoa (14 дек. 1811 - 4 марта 1892) - амер. философ-идеалист, влиятельный представитель шотландской школы в США. Профессор (с 1846) и президент (с 1871) Иельского ун-та.

Приверженец кальвинистской теологии, П., не будучи оригинальным мыслителем, отстаивал и распространял религиозно-идеалистическую философию. Определяющее влияние на воззрения П. имели нем. идеалистич. философия (кантианство), учение Гамильтона и Тренделенбурга, к-рому посвящено гл. произведение П. "Элементы интеллектуальной науки" ("Elements of intellectual science", N. Y., 1871). Основы своих воззрений П. формулировал следующим образом: "Вселенная есть мысль, также как и вещь... Мы признаем, что Абсолютное существует, благодаря чему возможны мышление и наука... Мы не доказываем бытия бога, однако же каждый человек должен с необходимостью признать его бытие" (указ. соч., р. 555). Интуитивное познание "необусловленного", защищаемое Гамильтоном, П. толковал как познание абсолютного, используя при этом кантовский априоризм. П. подверг критике справа не только материализм, но также и эмпиризм, позитивизм, агностицизм, неоднократно выступая против взглядов Милля, Спенсера, Бэна, а также против объективного идеализма Колриджа. Этич. учениям, основанным на эволюц. натурализме, П. противопоставлял этич. априоризм, заимствованный у Канта и сближаемый с религ.-этич. доктриной кальвинизма.

Соч.: The human intellect, N. Y., 1868; The sciences of nature versus the science of man, N. Y., 1871; Science and humanity, N. Y., 1882; The elements of moral science, N. Y., 1885; Kant's ethics, Chi., 1886.

Лит.: Dwight T., N. Porter..., New Haven, 1892.

Б. Быховский. Москва.

ПОРФИРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОРЯДКА ОТНОШЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛА

ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛА - см. Число.

ПОСИДОНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСЛАНИЯ ПАВЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСТУЛАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСЫЛКА

1) В логике Аристотеля - "...высказывание, утверждающее или отрицающее что-нибудь о чем-нибудь" ("Аналитики..." I, 1, 24а, 16; рус. пер., М., 1952). Термин "П." (греч. πρότασις) в этом случае как будто обозначает то, что позднее (напр., в ср.-век. логике) стали наз. просто высказываниями, предложениями (или суждениями); однако у Аристотеля он носит, по-видимому, технич. характер, обозначая, как правило, предложения силлогизма. 2) В традиц. логике П. стали наз. такие данные п р е д л о ж е н и я (лат. praemissae) силлогизма, из к-рых по соответств. правилам силлогизма получают новое предложение - заключение (лат. conclusio). П., содержащую больший т е р м и н, стали наз. большей П., а содержащую меньший термин - м е н ь ш е й П. 3) В совр. формальной логике П. наз. обычно любые предложения (формулы), на основе к-рых делается (логический) вывод и к-рые в рамках данного вывода не обосновываются. Это могут быть логически осн. предложения (аксиомы) или предложения-гипотезы, к-рые устраняются на более поздних шагах дедукции. Если эти шаги состоят в применении т.н. фигур дедукции (правил вывода), имеющих вид:

ПОСЫЛКА

где n ≥ 1, α1, ..., αn, β - формулы, причем α1, ..., αn наз. верхними формулами, a β - нижней формулой фигуры, то П. естественно наз. все верхние формулы данной фигуры дедукции (среди к-рых могут быть как формулы-гипотезы, так и аксиомы). Этим определением, термину "П." придается о т н о с и т е л ь н ы й характер: в данном выводе формула может быть заключением (нижней формулой) одной фигуры дедукции и П. (верхней формулой) др. фигуры (при условии, конечно, что графически равные формулы, встречающиеся в разных местах вывода, не считаются различными). Все же в исчислениях логистич. типа, основанных на аксиомах, последние играют в определ. смысле роль "абсолютных" П., поскольку процедура вывода должна начинаться обязательно с них. Исчислениями без "абсолютных" П. являются натуральные исчисления (доказательства в к-рых напоминают известные еще в древности т.н. доказательства ex suppositione).

M. Новоселов. Москва.

ПОТЕБНЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОТРЕБНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ГЛУПОСТИ"

"ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ГЛУПОСТИ" (1509) - гл. работа Эразма Роттердамского .

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО - идеалистич. направление рус. социально-филос. мысли 60-х гг. 19 в., представители к-рого проводили идею о "нац. почве" как основе и форме социального и духовного развития России. Основополагающие принципы П. были сформулированы на страницах журн. "Время" (1861-63) и "Эпоха" (1864-65). Гл. идеологи - А. Григорьев, братья М. и Ф. Достоевские, Н. Страхов. П. отвергало и крепостничество ("кошмарное прошлое"), и строй бурж. демократии ("чуму буржуазную"). Идеологи П. были против "крайностей" офиц. политики самодержавия, но боялись также и "крайне левых" революц.-демократич. идей "Современника" Чернышевского и "Рус. слова" Писарева. Стремясь выработать "нейтральную" идейную платформу, представители П. желали объединить все обществ. течения на базе идей о самобытном пути России. "Нетронутые" бурж. цивилизацией основы "нар. быта", "нар. духа", "нар. культуры" и "христианская связь в среде народной", измышляемые "почвенниками", объявлялись ими реальной "почвой" этого пути, гарантом будущего рус. нации. Организац. формой "слияния" "просвещенного общества" с народом "почвенники" считали общину и земство, а духовной - "русскую идею" (см. "Время", 1860, No 1, с. 12). Религ. чувство смирения, самоотречение, стремление к царству божьему на земле выдавались П. за необходимые элементы "рус. духа", или "рус. идеи". В прямой связи с этими положениями П. находились идеи об особой миссии рус. народа, к-рый "призван спасти человечество".

Революц.-демократич. программе "Современника" П. противопоставляло программу "постепенства и малых дел". Не лишенный мелкобурж. иллюзий расплывчатый обществ. идеал П. включал в себя нек-рые реформаторские требования. В области философии взгляды представителей П. отличал эклектизм, в к-ром преобладали субъективно-идеалистич. идеи.

П. было объектом резкой критики со стороны Чернышевского, Антоновича, Писарева, Салтыкова-Щедрина, Танеева и Шелгунова. Совр. философствующие богословы, неотомисты и христ. экзистенциалисты возвеличивают П., пытаясь доказать, будто оно являлось "истинной формой рус. духа" и "рус. нац. самосознания".

Лит.: Достоевский Ф. М., Записные тетради, М.-Л., 1935; Ермилов В., Ф. М. Достоевский, М., 1956, с. 88-150; Галактионов Α., Никандров П., История рус. философии, М., 1961, с. 309-12; Гроссман Л., Достоевский, М., 1962, гл. 9, 11.

П. Шкуринов. Москва.

"ПОЭТИКА"

"ПОЭТИКА" (Poëtica, первый лат. пер. с греч. оригинала издан в 1498) - соч. Аристотеля.

ПРАВИЛО

ПРАВИЛО - в простейших случаях это предложение вида: (при таких-то условиях) разрешается (или требуется) совершить (или не совершить) такое-то действие (или поступок, т.е. действие или бездействие). Эти "простейшие П.", или предписания, называются, соответственно, разрешениями или требованиями (приказаниями); требование не совершить поступок наз. запрещением этого поступка. Сложные П. получаются путем тех или иных предписаний, применяемых к др. предписаниям или их спискам. Примерами таких П. являются обычные правила грамматики; порождая (вместе с нек-рой лексич. базой) язык, они создают возможность формулировать все более и более широкие классы условий (ситуаций) и поступков и тем самым все более и более широкие классы П. Всякий метод, или способ, можно рассматривать как систему (список) П., учитывающую, в случае надобности, и характер изменения этого способа в процессе следования ему. Последнее обстоятельство естественно приводит к нек-рой иерархии методов. Частным случаем методов являются алгоритмы. Требования являются ограничительными предписаниями; только требования, но не разрешения могут быть нарушены, а следовать можно тем и другим. Иногда требования выражают посредством повелительного наклонения. Систематич. изучение П. составляет предмет д е о н т и ч е с к о й, или нормативной логики. Терминология в этой области до сих пор не установилась. Естественно называть нормой пару, состоящую из П. и др. П., представляющего собой гарантию соблюдения первого (обычно - в виде предписания на тот случай, если оно будет нарушено; именно такой вид имеют уголовные законы, санкционирующие наказание за преступление). Эти гарантии обычно относятся к классу поступков, отличных от тех, к-рые предписываются первым П.; часто они выражаются средствами, выходящими за пределы того языка, к-рый необходим для формулировки первого П. В силу сказанного выше о связи понятий метода и правила П. играют роль во всех сферах человеч. деятельности, но особенно заметна их роль в таких науках, как логика, математика, грамматика, этика и юриспруденция.

А. С. Москва.

ПРАВИЛО ВЫВОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВИЛО ЗАМЕНЫ РАВНОГО РАВНЫМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВОГЕГЕЛЬЯНСТВО

ПРАВОГЕГЕЛЬЯНСТВО (с т а р о - г е г е л ь я н с т в о) - реакц. направление в нем. философии 30-40-х гг. 19 в. См. Гегельянство.

ПРАВОСЛАВИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВОСОЗНАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАГМАТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАГМАТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАДУ ЖУНИОР

ПРАДУ ЖУНИОР (Prado Junior), Каю (р. 1907) - браз. ученый, автор трудов по истории, экономике и философии. В своем гл. филос. соч. "Диалектика познания" ("Dialética do conhecimento", São Paulo, 1952, 3 ed., São Paulo, 1960) П. Ж. рассматривает ряд вопросов марксистской теории познания и диалектики, выступает против метафизики и идеализма.

Соч.: URSS, um mundo novo, 2 ed., São Paulo, 1935; Formação do Brasil contemporaneo Colonia, 4 ed., São Paulo, 1953; Notas introdutorias a logica dialetica, São Paulo, 1959; Esbôço des fundamentos da teoria economlca, 2 ed., São Paulo, 1960; Evoluçao politica do Brasil e outros estudos, 3 ed., São Paulo, 1961; в рус. пер. - Экономич. история Бразилии, М., 1949.

Лит.: Совр. философия и социология в странах Зап. Европы и Америки, М., 1964, с. 450-52.

Ж. Базарян. Москва.

ПРАКРИТИ

ПРАКРИТИ (санскрит., букв. - производящая, творящая, создающая) - одна из осн. категорий инд. философии, эквивалентная первоматерии, природе, объективному миру. Понятие П. своими корнями уходит в мифологич. представления Др. Индии, где оно символизировало продуктивные, производящие, творч. силы природы, отождествлявшиеся с женским началом. Самое раннее систематич. и развернутое изложение концепции П. дается в филос. текстах Махабхараты и принадлежит эпич. санкхье. Здесь П. выступает первоначалом, к-рое за счет взаимодействия трех своих составляющих противоречивых компонентов (гун) порождает из себя мир феноменов, как психических, так и вещественных; в этом смысле П. перекликается с античным понятием materia, означавшим "мать", "начало" всех вещей. Однако в эпосе П. обычно подчинена стоящему над ней и порождающему ее духовному принципу (пуруше, атману, брахману, богу).

Дальнейшую разработку категория П. получила в классич. санкхье (4-10 вв.), к-рая стремилась объяснить П. как исходное начало бытия, уже не зависящее ни от какого внешнего по отношению к ней божеств. принципа; здесь делается попытка истолковать П. как источник, первопричину и субстанциальную основу всего эмпирич. многообразия конкретной действительности.

Поскольку П. не обладает творч. способностью к саморазвитию, санкхья постулирует духовное начало, существующее параллельно и наряду с П.; с одной стороны, оно выполняет роль своего рода первотолчка, выводящего П. из состояния первонач. равновесия, а с др. стороны - воплощает принцип духовности сознания, его качественного отличия от материи.

В идеалистич. школах (в частности, в веданте) П. выступает синонимом майи - иллюзии видимости.

Лит.: Махабхарата, пер., введения и прим. Б. Л. Смирнова, вып. 2-7, Аш., 1956-63; Чаттопадхьяя Д. П., Локаята даршана, пер. с англ., М., 1961; Mishra M. U., Conception of matter. According to Nyaya-Vaiçhesika, Allahabad, 1936; его же, History of Indian philosophy, v. 1, Allahabad, [1957].

H. Аникеев. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница