Приглашаем посетить сайт

Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ГЕГЕЛЬЯНСТВО

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГЕГЕЛЬЯНСТВО

ГЕГЕЛЬЯНСТВО - термин, употребляющийся в истории философии для обозначения идеалистич. течений, исходивших из учения Гегеля. Течения эти возникли в Германии в 30-40-х гг. 19 в. Внутр. противоречивость философии Гегеля сделала возможным ее использование различными партиями в их политич. и идеологич. борьбе. Прусская монархия (Фридрих III) использовала его консервативную систему, к-рая оправдывала деспотизм, полицейское гос-во. Оппозиция к прусскому гос-ву находила в диалектике Гегеля идеи, вооружавшие на борьбу против феод.-абсолютистского строя. Споры в лагере гегельянцев сосредоточились вокруг религ. учения Г., но в условиях подъема освободит. движения накануне революции 1848 реальным содержанием этих споров были политич. проблемы, касающиеся абсолютистского гос-ва и религии как его духовной опоры. "...Путь политики, - писал Энгельс, - был тогда весьма тернистым, поэтому главная борьба велась против религии" ("Людвиг Фейербах...", 1955, с. 13).

Часть гегельянцев стала на путь трактовки учения Г. в духе христ. ортодоксии. Они составили лагерь правогегельянцев (Гёшель, Гинрихс, Габлер). Будучи реакционерами в политике, они унаследовали от Гегеля лишь его идеалистич. систему и, отбросив диалектику, истолковывали философию Гегеля как рациональную форму богословия, используя его тезис о тождестве религии и философии.

Д. Штраус своей книгой "Жизнь Иисуса" (т. 1-2, 1835-36, рус. пер. 1907) положил начало левогегельянскому (или младогегельянскому) движению, хотя сам примкнул к "центру" (Розенкранц, Михелет). Штраус пришел к выводу, что все мифич. рассказы о Христе суть продукты бессознат. творчества нации или крупной религ. общины. Левые гегельянцы (Руге, Б. Бауэр, Фейербах и др.) выступили против ортодоксально-религ. истолкования учения Гегеля. Б. Бауэр, состоявший сперва в лагере правых гегельянцев, в работах 1840 и 1841-42 дал критику взглядов Штрауса, считая, что евангельские рассказы являются преднамеренными измышлениями отд. лиц. Атеизм младогегельянцев покоился на идеалистич. мировоззрении и в силу этого не был последовательным. Религиозный "... спор между Штраусом и Бауэром, - писал Ф. Энгельс, - ...разросся до вопроса о том, что является главной действующей силой во всемирной истории: "субстанция" или „самосознание"" (там же). Б. Бауэр, будучи выразителем бурж.-радикальной идеологии, защищал права "самосознания", подчеркивал решающую роль субъективного фактора в истории, приходил к противопоставлению "критической личности" "некритической массе" и отрицанию объективной историч. закономерности. Маркс и Энгельс подвергли идеализм младогегельянцев критике в "Святом семействе" (1844, изд. 1845) и в "Немецкой идеологии" (1845-46, опубл. впервые 1932, рус. пер. 1933).

Материалистич. критику гегелевской философии дал Фейербах, вышедший из среды левых гегельянцев. Его "Сущность христианства" (1841, рус. пер. 1861) была поворотным пунктом в нем. философии 40-х гг. Но Фейербах вместе с идеализмом реакц. системы отбросил и диалектику Г. По пути прогрессивной переработки идей Гегеля пошли революц.-демократич. мыслители: в Германии Г. Гейне (см. Ф. Энгельс, там же, с. 6), в России Герцен, характеризовавший диалектику Гегеля, как "алгебру революции" (Собр. соч., т. 9, 1956, с. 23), Белинский, Чернышевский.

Со 2-й пол. 19 в. наблюдается возрождение интереса к философии Гегеля в Англии. Стирлинг, Грин, Керд, Брэдли использовали философию Г. для борьбы против материализма и дарвинизма в естествознании, а также для обоснования религии. Г. имело своих представителей и в России (Редкин, Б. Чичерин).

Фальсификацией гегелевского теоретич. наследия явилось неогегельянство, возникшее в конце 19 в., извращавшее философию Гегеля в духе иррационализма. В двадцатых годах в СССР у ряда работников обнаружилась линия на своеобразное возрождение Г., на подмену революц. материалистич. диалектики Маркса идеалистич. диалектикой Г. (см.

Меньшевиствующий идеализм). Этот рецидив Г. был подвергнут всесторонней критике.

Лит. см. при ст. Гегель.

М. Овсянников. Москва.

В начало энциклопедии