Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
РУГЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РУГЕ

РУГЕ (Ruge), Арнольд (13 сент. 1802 - 31 дек. 1880) - нем. философ-младогегельянец, политич. деятель, публицист, писатель. За участие в буршеншафтах, требовавших политич. свобод и единства Германии, арестован в 1824 и до 1830 находился в заключении в Кольберге. В 1831 Галльский ун-т присудил ему докторскую степень за работу "Эстетика Платона" ("Die Platonische Aesthetik", Halle, 1832); с 1832 - приват-доцент филологии и древней философии в этом ун-те. В 1838-43 Р. - глава младогегельянства (см. Гегельянство). Вместе со своим другом Т. Эхтермейером (1805-44) основал журн. "Hallische Jahrbücher für deutsche Wissenschaft und Kunst" ("Галльский ежегодник по вопросам немецкой науки и искусства"), начавший выходить в Галле 1 янв. 1838 (с 1 июля 1841 - в Дрездене под названием "Deutsche Jahrbücher für Wissenschaft und Kunst"). Провозгласив девизом журнала соединение философии с практич. задачами дня, Р. вскоре превратил журнал в трибуну нем. бурж. радикализма.

Кульминац. пунктом идейного развития Р. явилась его ст. "Самокритика либерализма" ("Selbstkritik des Liberalismus", опубл. в журн. "Deutsche Jahrbücher für Wissenschaft und Kunst", 1843, 2. Jan.), в к-рой он пришел к требованию претворить либерализм в демократизм. Однако демократизм Р. был половинчатым, не выходившим за рамки бурж. радикализма. Эта половинчатость обнаруживается и в его филос. кредо, к-рое Р. изложил в ст. "Гегелевская философия права и политика нашего времени" ("Die Hegelsche Rechtsphilosophie und die Politik unserer Zeit"). Здесь Р. одним из первых подверг критике гегелевскую философию права за превращение конкретных историч. явлений в чисто логич. категории. Тем не менее эта критика не выводила Р. за пределы идеализма, ибо для него "конкретное государство является не чем иным, как формой существования духа, в которой последний воплощается исторически" ("Deutsche Jahrbücher...", No 191, 12. August, S. 762).

С идеалистич. позиций поддерживал он и фейербаховский антропологизм. Сотрудничество с Фейербахом. Р. начал еще в 1838, предоставив ему страницы своего журнала. В 1841-42 "Нем. ежегодник" развернул обсуждение "Сущности христианства", поддержав Фейербаха против Штрауса в полемике о "чуде". Одновременно Р. сам написал обширную рецензию на "Сущность христианства", проницательно усмотрев "очень существенное отличие Фейербаха от всей гегельянской, даже от так называемой младогегельянской философии": если младогегельянцы лишь вскрывали непоследовательность Гегеля и выводили необходимые следствия из его философии, то "...позитивное уничтожение существенной части гегелевской философии, а именно философии религии, впервые дал Фейербах в "Сущности христианства" в форме феноменологии христианской религии" ("Anekdote zur neuesten deutschen Philosophie und Publicistik", Z., 1843, Bd 2, S. 17-18). Однако Р., подобно большинству современников, не понял тогда подлинного, материалистич. содержания произведения Фейербаха. Гораздо ближе к выяснению сути дела уже в начале 1842 подошел молодой Маркс в ст. "Лютер как третейский судья между Штраусом и Фейербахом" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 28-29), опубликованной в "Нем. ежегоднике". В связи с публикацией этой и др. статей между Марксом и Р. завязывается в 1842 переписка. Весной 1843, после запрещения "Нем. ежегодника" и редактировавшейся Марксом "Рейнской газеты", Р. и Маркс решили совместно издавать в Париже "Нем.-франц. ежегодник". В это время завершается переход Маркса и Энгельса к материализму и коммунизму. Между тем Р. остался на половинчатых позициях бурж. радикализма. Враждебно относясь к пролет. коммунизму, он под псевдонимом "Пруссак" выступил в газете "Vorwärts" со статьей, принижавшей значение восстания силезских ткачей в июне 1844. Эту позицию Маркс подверг резкой критике в "Критических заметках к статье "Пруссака" „Король прусский и социальная реформа"" (см. тамже, с. 430-48). В результате обнаружившихся идейных разногласий прекратилось издание "Нем.-франц. ежегодника", а вместе с ним закончилась и восходящая фаза идейного развития Р. В дальнейшем Р. был деятелем нем. мелкобурж. демократии, принимал участие в революции 1848, а в 1866 стал национал-либералом.

Несмотря на свою вражду к коммунизму, Р. дал высокую оценку первому тому "Капитала", считая, что "Маркс обладает широкой ученостью и блестящим диалектическим талантом" (цит. по кн.: Meринг Ф., Карл Маркс. История его жизни, М., 1957, с. 408).

Соч.: Neue Vorschule der Aesthetik. Das Komische mit einem komischen Anhange, Halle, 1836; [2 Aufl.], Halle, 1837; Zwei Jahre in Paris, Tl 1-2, Lpz., 1846; Sämtliche Werke, 2 Aufl., Bd 1-10, Mannheim, 1847-48; Politische Bilder aus der Zeit, Tl 1-2, Lpz., 1847-48; Die Gründung der Demokratie in Deutschland, oder der Volksstaat und der social-demokratische Freistaat, Lpz., 1849; Aus früherer Zeit, Bd 1-4, В., 1862-67; Der Krieg und die Entwaffnung, В., 1867; Geschichte unserer Zeit, Lpz.-Hdlb., 1881; Briefwechsel und Tagebuchblätter aus den Jahren 1825-1880, hrsg. von P. Nerrlich, Bd 1-2, В., 1886; Ausgewählte Texte, в кн.: Strauss D. F. [u. a.], Die Junghegelianer, В., 1963.

Лит.: Маркс К., [Письма к Руге 1842-1843 гг.], в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 240-49, 251-57; его же, Письма из "Deutsch-Französische Jahrbücher", Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 371-81; Маркс К. и Энгельс Ф., Великие мужи эмиграции, там же, т. 8; Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, т. 1-2, М., 1959-61; Rosenberg Η., Α. Ruge und die "Hallischen Jahrbücher", "Archiv für Kulturgeschichte", 1929, Bd 20, H. 3; Neher W., A. Ruge als Politiker und politischer Schriftsteller, Hdlb., 1933 (Heidelberger Abhandlungen zur mittleren und neueren Geschichte, H. 64).

H. Лапин. Москва.

В начало энциклопедии