Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "С" (часть 5, "СОЛ"-"СОЦ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 5, "СОЛ"-"СОЦ")

СОЛИПСИЗМ

СОЛИПСИЗМ (от лат. solus - единственный и ipse - сам) - крайняя форма субъективного идеализма, в к-рой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида. С. находится в противоречии с жизненным опытом и повседневной человеч. деятельностью. В последоват. виде С. встречается крайне редко, у отд. мыслителей (напр., у франц. философа и врача 17 в. К. Брюне). По словам Шопенгауэра, законченных солипсистов можно найти только среди обитателей дома умалишенных.

Сторонники этого направления стремятся, как правило, избежать явного С. путем синтеза субъективного и объективного идеализма, тем самым свидетельствуя о несостоятельности своих основоположений. Так, Беркли, пытаясь уйти от обвинения в С., заявлял, что все вещи существуют как "идеи" в божеств. уме, к-рый "внедряет" ощущение в сознание людей, и т.о. переходил на позиции идеализма платонистского типа. К С. вел и субъективный идеализм Фихте, хотя сам он подчеркивал, что абсолютное Я, положенное в основу его наукоучения, не есть индивидуальное Я, а совпадает в конечном счете с самосознанием всего человечества. Отчетливо проявилась тенденция к С. в философии эмпириокритицизма (см. В. И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм). Еще более явно, чем в эмпириокритицизме, к С. вела имманентная философия. Шуберт-Зольдерн, напр., заявлял в духе Фихте, что "теоретико-познавательный" С. неопровержим (см. R. von Schubert-Soldern, Grundlagen einer Erkenntnißtheorie, Lpz., 1884). С гносеологич. обоснованием С. выступил также Шуппе (W. Schuppe, Der Solipsismus, в журн. "Zeitschrift für immanente Philosophie", 1898, Η. 3). Тенденция к С. проявляется в разных формах субъективизма.

Термин "С." употребляется также в этич. смысле, как крайний эгоизм, эгоцентризм (т.н. практич. С., по терминологии экзистенциалиста Марселя). Ярким представителем этой формы С. был Штирнер. К "практич. С." тяготеют и мн. представители совр. бурж. "эготизма".

Б. Мееровский. Москва.

СОЛОВЬЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОММЕРВИЛЛ

СО́ММЕРВИЛЛ (Sommerville), Джон (р. 13 марта 1905) - амер. философ и социолог, проф. Колумбийского ун-та. Кн. С. "Сов. философия" ("Soviet philosophy", Ν. Y., 1946) - первая работа, к-рая освещает историю сов. философии. Центр. место в работах С. занимают проблемы прогресса общества, революции, демократии, гуманизма, вопросы морали, а также филос. обоснование идеи мира и мирного социального развития. Осн. задачу совр. филос. мышления С. видит в поисках мирных путей достижения социализма. Выступая против антикоммунизма и вульгаризации марксистско- ленинского мировоззрения, показывает в своих работах несостоятельность попыток отождествления марксизма-ленинизма с бланкизмом, теории социалистич. революции с терроризмом и нечаевщиной. С. - активный борец против неофашизма (см. Избранное, М., 1960, с. 57). С. - активный участник междунар. филос. конгрессов; в 1957 на Всемирном филос. конгрессе в Венеции С., полемизируя с С. Хуком, выступил в защиту сов. демократии.

Соч.: The relativity of truth, "Philos. Review", 1936, v. 45, No 4; Methodology in social science, N. Y., [1938]; Ontological problems of contemporarv dialectical materialism, "J. of Philosophy", 1938, v. 35, No 9; The philosophy of peace, N. Y., [1949]; The way of science, its growth and method, N. Y., [1953]; The Communist trials and the American tradition, N. Y., [1956].

Лит.: Константинов Ф. В., Предисл., в кн.: Д. Сомервилл, Избранное, пер. с англ., М., 1960.

СООТВЕТСТВИЯ ПРИНЦИП

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОПУТСТВУЮЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ МЕТОД

СОПУТСТВУЮЩИХ ИЗМЕНЕ́НИЙ МЕ́ТОД - см. Методы исследования причинных связей.

СОРЕЛЬ

СОРЕЛЬ (Sorel), Жорж (2 нояб. 1847 - 30 авг. 1922) - франц. социолог и философ, теоретик анархо-синдикализма. Св. 20 лет работал инженером путей сообщения; с 1892 занялся лит. и общественно-политич. деятельностью. В 1895 (с П. Лафаргом и др.) основал журн. "Le devenir social", a с 1899 активно сотрудничал в междунар. социалистич. журн. "Le mouvement socialiste". Филос. и социологич. взгляды С. эклектичны, сложились под влиянием Лабриолы, Тэна, Ренана, Ницше, Э. Гартмана и особенно Бергсона и Прудона. С. пытался "синтезировать" марксизм со взглядами Прудона и Бергсона. Ленин критически оценивал мировоззрение С., назвав его "известным путаником" (см. Соч., т. 14, с. 279). Вначале С. считал себя представителем "новой школы" марксизма, в дальнейшем он выступил против марксизма, противопоставив науч. социализму волюнтаристич. концепцию "революц." анархо-синдикализма, принципы к-рого изложил в кн. "Размышления о насилии" ("Réflexions sur la violence", P., 1906, рус. пер., M., 1907). С. отрицал необходимость пролет. партии, диктатуры пролетариата и выступал против участия рабочего класса в политич. борьбе (см. "Социальные очерки совр. экономии", М., 1908, с. 303). Революция, по С., - волевой иррациональный стихийный взрыв, порыв народа, а революц. принципы - мифы, аналогичные мифам религии. Единств. носителем социалистич. идей С. считал профсоюзы (синдикаты). Религию он считал одной из существ. форм жизни и человеч. деятельности, очагом "героизма" и "нравств. аскетизма".

Политич. убеждения С. непоследовательны и противоречивы. От "революционного" синдикализма он перед 1-й мировой войной пришел к соглашению с националистич. кругами роялистской орг-ции "Action française". Муссолини называл С. своим "духовным отцом". Однако в эти же годы С. остро критиковал парламентский кретинизм франц. и нем. с.-д.-тии, правильно оценил историч. значение революции в России, призывал к помощи Сов. России, отметил революц. тенденции в итал. рабочем движении. С. не оказал заметного влияния на рабочее движение во Франции, но его идеи получили значит. распространение в Италии, Испании, Лат. Америке.

Соч.: Le procès de Socrate, P., 1889; L'Avenir socialiste des syndicats, P., 1898; La ruine du monde antique, P., [1902]; La décomposition du Marxisme, P., 1908; Les illusions du progrès, [P.], 1908; La révolution dreyfusienne, P., 1909; Matériaux d'une théorie du prolétariat, P., 1919; De l'utilité du pragmatisme, P., 1921; Introduction à l'économie moderne, P., 1922; D'Aristote à Marx (L'ancienne et la nouvelle métaphysique), P., 1935; Lettres à Paul Delesalle. 1914-1921, P., 1947; Lettere a un amico d'Italia, Bologna, 1963; в рус. пер. - Введение в изучение совр. хозяйства, М., 1908; Э. Ренан. Критич. этюд, СПБ, [б. г.]; Эволюция социализма, в сб.: Социальное движение в совр. Франции, [М.], 1908.

Лит.: Лабриола Α., Историч. материализм и философия. (Письма к Сорелю), пер. с франц., СПБ, 1900; Rossignol F., La pensée de G. Sorel, P., 1948; Gоreily G., Le pluralisme dramatique de G. Sorel, P., 1962.

T. Сахарова. Москва.

СОРОКИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОСЛОВИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОССЮР

СОССЮР (Saussure), Фердинанд де (26 нояб. 1857 - 22 февр. 1913) - швейц. языковед, родоначальник структурализма в языкознании. В 1881-91 - проф. в Париже, затем - в Женевском ун-те, с 1907 - глава кафедры общего языкознания в Женевском ун-те. По своей филос. ориентации С. тяготел к Дюркгейму и Тарду и взглядам франц. рационалистов. Лингвистич. сторона концепции С. в ряде пунктов смыкалась со взглядами языковедов казанской школы (И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского). В теории С. была осуществлена филос. переориентация языкознания и заложены принципы комплексного исследования языка как семиотич. системы. С. исходит из противопоставления языка и речи как двух сторон разнородной языковой деятельности: язык - социальное явление, код, существующий вне индивида и навязываемый ему; речь - индивидуальное явление, те комбинации, к-рые говорящий образует для выражения мысли, используя язык. С. трактует язык как наиважнейшую из знаковых систем и в этой связи создает особую дисциплину - семиологию, являющуюся частью социальной психологии. Знак, по С., есть двусторонняя психич. сущность, единство означаемого и означающего. В центре концепции С. лежит теория ценности (значимости) лингвистич. знака, восходящая к учению о меновой форме стоимости в политич. экономии. Ценность - релятивное свойство - служит основой отождествления знаков. Язык - система чистых ценностей, ее члены устанавливаются на основе противопоставлений. В языке важны два типа отношений: ассоциативные и синтагматические. Теория ассоциаций и синтагм позволяет применять единый метод анализа языковых выражений от целого - путем последоват. членения и сопоставления - к отд единицам. Язык - предмет синхронич. лингвистики, речь - диахронической. Язык должен рассматриваться "в самом себе и для себя" (внутр. лингвистика).

Соч.: Recueil des publications scientifiques de F. de Saussure, Hdlb., 1922; Notes inédites de F. de Saussure, "Cahiers F. de Saussure", 1954, [No] 12; 1960 [No]17; 1964, [No] 21; в рус. пер. - Курс общей лингвистики, Μ., 1933.

Лит.: Будагов Р. А., Из истории языкознания (С. и соссюрианство), Μ., 1954; его же, Φ. де С. и совр языкознание, "Рус. язык в школе", 1966, No 3; Слюсарева H. A., Главное в лингвистич. концепции Φ. де С., "Иностр. язык в школе", 1968, No 4; ее же, Лингвистич. концепция Φ. де Сосюра, M., 1968 (ротапринт); Gоdеl R., Les sources manuscrites du Cours de linguistique générale de F. de Saussure, Gen.-Ρ., 1957; "Cahiers F. de Saussure", 1963, No 20.

H. Слюсарева. Москва.

СОТИРИХ

Пантевген (Σωτήριχος Παντεύγενος) (сер. 12 в.) - визант. богослов. Вслед за Никифором Василакием выступил с рационалистич. критикой учения о том, что в жертвенном акте Голгофы Христос одновременно был и жертвой, и жертвоприносителем, и тем, кому жертва приносится, усматривая в этом рассечение единой второй ипостаси на две: приносящую и приемлющую. Обвинив противников в несторианстве, он предложил понимать акт примирения божества с людьми как двухступенчатую юридич. процедуру обмена. На первой ступени "бог-Слово положил начало, восприняв нашу сущность, а взамен даровал нам оставление грехов" (Mai Α., Opicilegium Romanum, X, Romae, 1844, p. 8), но таким образом было достигнуто примирение лишь с богом-Сыном, а "когда нам должно было возблагодарить и Отца за усыновление, а у нас не было ничего чистого..., то сам богочеловек Слово пролил свою кровь" (там же), так что крестная жертва была принесена только первому лицу Троицы. Из этого вытекало, что и жертва евхаристии (которую С. предлагал понимать не мистически, как вечно длящуюся голгофскую жертву, но лишь как "воспоминание" о ней) приносится только Отцу. На соборе 1157 взгляды С. были осуждены, и он от них отрекся. Юридич. рационализм С. представляет известную аналогию мировоззренч. стилю современной ему зап. схоластики: круг занимавших его проблем типичен для визант. богословия 12 в. от Евстратия Никейского до собора 1166. Гл. оппонентом С. был Николай Мефонский.

Соч.: Migne, PG, v. 140, col. 140-148.

Лит.: Успенский Φ. И., Очерки по истории визант. образованности, СПБ, 1891, с. 223-25; Павел (Черемухин) иеромонах, Константинопольский собор 1157 г. и Николай, епископ Мефонский, "Богословские труды", 1960, сб. 1, с. 85-109; История Византии, т. 2, М., 1967, с. 366-67; См. также лит. при ст. Николай Мефонский.

С. Аверинцев. Москва.

СОФИЗМ

СОФИЗМ (от греч. σόφισμα - хитрая уловка, выдумка, ложное умозаключение) - логически неправильное (несостоятельное) рассуждение (вывод, доказательство), выдаваемое за правильное. Отсюда "софист" в одиозном значении - понятие лица, готового с помощью любых приемов отстаивать к.-л. тезисы, не считаясь с их объективной истинностью или ложностью, что было характерно для нек-рых поздних древнегреч. софистов, у к-рых искусство рассуждения и аргументации выродилось в искусство "спора ради спора". Разнообразные примеры С. приводит в своих диалогах Платон ("Евтидем" и др.). Логич. анализ С. дал Аристотель в соч. "Опровержение софистических аргументов"; он указал, что С. могут проистекать из двусмысленности значения отд. слов (или их сочетаний) или вследствие нарушения правил логики. Распространенным видом С. являются рассуждения, построенные на произвольно выбранных, выгодных софисту альтернативах, с помощью к-рых, вообще говоря, можно доказывать что угодно. Рассуждению такого рода обычно с равным правом можно противопоставить противоположное рассуждение. Так, по рассказу Аристотеля, одна афинянка внушала своему сыну: "Не вмешивайся в обществ. дела, потому что, если ты будешь говорить правду, тебя возненавидят люди, если же ты будешь говорить неправду, тебя возненавидят боги" - на что, естественно, можно возразить: "Ты должен участвовать в обществ. делах, потому что, если ты будешь говорить правду, тебя будут любить боги, а если будешь говорить неправду, тебя будут любить люди". С. иногда называют рассуждения, к-рые по существу являются парадоксами (напр., "Лжец", "Куча"). Но эти понятия следует различать. В отличие от парадоксов, в С. не проявляются действительные логич. трудности - это результат заведомо некорректного применения семантич. и логич. правил и операций.

Лит.: Джевонс В. С., Элементарный учебник логики дедуктивной и индуктивной с вопросами и примерами, [пер. с англ.], СПБ, 1881; Минто В., Дедуктивная и индуктивная логика, пер. с англ., 6 изд., М., 1909; Ахманов А. С., Логич. учение Аристотеля, М., 1960.

А. Субботин. Москва.

СОФИСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОФИСТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОХРАНЕНИЕ ПРЕДИКАТА

СОХРАНЕ́НИЕ ПРЕДИКА́ТА - понятие алгебры логики, применяемое для формулировки критериев полноты функциональной классов функций различных систем многозначной логики; введено сов. математиком А. В. Кузнецовым. Функция φ(x1 ..., хn), по определению, сохраняет предикат Ρ(x1, ..., xs), если формула Р(x11, х12, ..., x1S)&P(x21, х22, ..., x2S)&Ρ(xn1, хn2, ..., xnS)⊃Ρ(φ(x11, ..., xn1), φ(х12, ..., хn2) ..., φ(x1S, ..., xnS) истинна при всех значениях переменных хij (i=1, 2, ..., n; j=1, 2, ..., s; & - знак конъюнкции, ⊃ - знак (материальной) импликации). Множество всех функций, сохраняющих предикат Р, наз. классом С. п. Р. Примером применения понятия С. п. может служить сформулированное в его терминах условие функциональной полноты множества А функций двузначной алгебры логики, полученное сов. математиком С. В. Яблонским, состоящее в том, что А не должно включаться (или совпадать) ни в один из классов С. п. для след. предикатов (здесь "+" означает операцию сложения по модулю 2, т.е., по определению, 0+0=1+1=0, 0+1=1+0=1): 1) х=0, 2) х=1, 3) х≠у, 4) x+y=u+z, 5) х≤у. С. п., к-рый (предикат) имеет место для всех элементов к.-л. области предметов, есть естеств. условие возможности (или обоснованности, корректности) расширения этой области предметов. В такой роли понятие С. п. выступает обычно в форме т.н. принципа п е р м а н е н т н о с т и (Г. Ганкель), согласно к-рому любые предикаты и(ли) операции, определяемые на расширенной области, для элементов исходного (расширяемого) класса должны иметь те же значения, что и определенные на исходной области одноименные предикаты и операции (общеизвестные примеры: доопределение арифметич. операций, определенных первоначально для натуральных чисел, на области целых, рациональных, действит. и комплексных чисел).

Лит.: Кузнецов А. В., О проблемах тождества и функциональной полноты для алгебраических систем, в кн.: Тр. 3 Всес. математич. съезда, т. 2, М., 1956, с. 145-46; Яблонский С. В., Функциональные построения в k-значной логике, "Тр. Матем. ин-та АН СССР", 1958, т. 51.

Ю. Гастев. Москва.

СОХРАНЕНИЯ ЗАКОНЫ

СОХРАНЕ́НИЯ ЗАКО́НЫ - см. Сохранения принципы.

СОХРАНЕНИЯ ПРИНЦИПЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ ЗАКОН

СОХРАНЕ́НИЯ ЭНЕ́РГИИ ЗАКО́Н - см. Сохранения принципы.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ - специфич. для социализма форма взаимного стимулирования активности людей в процессе их совместной обществ. деятельности. Соревнование может возникать при самых различных социальных формах объединения и кооперации действий отдельных людей, но обществ. природа его зависит от социальных отношений, присущих данному обществу. В товарно-капиталистич. обществе движущим стимулом деятельности частных производителей является конкуренция, где каждый преследует своекорыстные цели. В противоположность этому С. с. в конечном итоге имеет общую для всех его участников цель - повышение благосостояния общества в целом.

С. с. как метод строительства нового, коммунистического общества было обосновано В. И. Лениным в работах "Как организовать соревнование?" (1917, опубл. 1929), "Очередные задачи советской власти" (1918), "Великий почин" (1919) и др. "Социализм, - писал В. И. Ленин, - не только не угашает соревнования, а напротив, впервые создает возможность применить его действительно ш и р о к о, действительно в м а с с о в о м размере... Впервые после столетий труда на чужих, подневольной работы на эксплуататоров является возможность р а б о т ы н а с е б я..." (Соч., т. 26, с. 367, 368). Важнейшими условиями С. с. Ленин считал гласность, обеспечивающую ознакомление всех трудящихся с развитием производства, сравнимость результатов движения к социализму, возможность практич. повторения опыта и товарищескую взаимопомощь.

С. с. процессе своего развития прошло различные формы - коммунистич. субботники в годы гражданской войны, движения ударников и стахановцев в годы социалистич. строительства, движение бригад и ударников коммунистич. труда в совр. период строительства коммунизма. Основываясь на товарищеской взаимопомощи и сотрудничестве, С. с. представляет собой действенный метод повышения производительности труда. Как средство развития обществ. активности и самодеятельности трудящихся С. с. играет важную роль в коммунистическом воспитании.

Лит. см. при ст.Коммунистический труд.

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА - несколько устаревшее и не совсем точно определяемое понятие, обозначающее такой подход к социальным явлениям, при к-ром осн. внимание уделяется изучению процесса изменения этих явлений, его обусловленности, направленности и последствий. К числу проблем С. д. можно отнести, напр., такие: факторы, влияющие на изменения определ. социальных структур, закономерности процесса приспособления индивида к системе обществ. отношений или общества - к новым условиям, теория прогресса и т.д.

Термин "С. д." был введен Контом. Называя социологию социальной физикой, он - по аналогии с физикой своего времени - наметил разделение науки об обществ. явлениях на социальную статику и С. д., к-рая должна заниматься анализом изменений или последоват. состояний взаимосвязанных социальных фактов. Большей частью Конт, однако, отождествлял С. д. с теорией прогресса, рассматривая ее как раздел социологии, изучающий развитие человеческих обществ и всего человечества в целом. Конт подчеркивал условный характер разделения на С. д. и социальную статику, к-рое совершается в процессе анализа.

Спенсер под С. д. понимал отрасль социологии, изучающую постепенное приспособление общества и человека к своему физич. и органич. окружению. Уорд использует это понятие для обозначения тех внешних социогенетических (психологических) сил, при помощи к-рых социальная эволюция приобретает активный и целенаправленный характер. В самой постановке Контом и Спенсером вопроса о различии С. д. и социальной статики по существу крылась попытка отделить социологич. т. зр. от исторической. В дальнейшем противопоставление С. д. и социальной статики привело к различению процессов функционирования и процессов развития общества.

В совр. социологии проблемы, относившиеся к С. д. и социальной статике, исследуются в связи с понятиями структуры, функции, социального изменения.

И. Добронравов. Москва.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА

СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА - несколько устаревшее и не совсем точное понятие, обозначающее такой подход к изучению социальных явлений, при к-ром осн. внимание уделяется исследованию устойчивых социальных структур и их роли в сохранении общества как социального целого. С. с. отличалась от социальной динамики. В С. с. рассматривались типология социальных структур, закономерности их взаимодействия, типология социальных институтов и их функционального соответствия и т.д.

Сам термин впервые был введен в социологию Контом для обозначения исследования ограниченной во времени совокупности сосуществующих и взаимно связанных социальных явлений (в совр. терминологии - структуры). В С. с. не рассматриваются социальные явления, образующие к.-л. временную последовательность. Конт подчеркивал, что сосуществующие социальные явления должны образовывать стабильный порядок, организацию. Спенсер употреблял понятие С. с. для обозначения раздела социологии, изучающего социальное равновесие, наступающее якобы тогда, когда сбалансированы интересы, мотивы и деятельность всех индивидов общества. Т.о., социальная структура (общество) мыслилась как определенное равновесие, поддерживаемое благодаря взаимосвязанному функционированию составляющих ее подструктур.

Проблемами С. с. также занимались Шеффле, Смолл, Кули, Самнер, Дюркгейм, Визе, Б. Малиновский и др.

С. с. находит свое уточнение и детализацию в структурно-функциональном анализе и как особое понятие сохранило свой смысл лишь в истории социологии.

И. Добронравов.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА (physique sociale) - термин, применявшийся для обозначения обществоведения в 17 в. В 19 в. его употреблял А. Кетле и до 1839 - Конт, к-рый позже назвал эту науку социологией (см. Е. Спекторский, Проблема С. ф. в 17 столетии, т. 1-2, К., 1910-17).

СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ИДЕЙНОЕ ЕДИНСТВО

СОЦИА́ЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ИДЕ́ЙНОЕ ЕДИНСТВО - общества - общность экономич. и политич. интересов различных классов и групп, утверждение в качестве идеологии всего народа марксизма-ленинизма в результате социалистич. преобразований и построения социализма. Необходимым условием установления С.-п. и и. е. общества является также решение национального вопроса (см. Дружба народов) и распространение как нормы человеческого поведения. принципов коммунистической морали. См. об этом в ст. Коммунизм.

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ

СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ - промежуточная или переходная обществ. группа, не обладающая всеми признаками класса (нередко наз. прослойкой), или же часть какого-то класса, сохраняющая в рамках его внутр. структуры нек-рые характерные особенности. Считая понятие класса основой науч. представлений о социальной структуре классового общества, марксизм не отвергает, однако, категорию С. с., рассматривает ее как подчиненный элемент. В противоположность этому, ряд представителей немарксистской социологии выдвигает понятие "С. с." (или страты) на первое место: классы же, если и признаются, то трактуются обычно как одна из форм С. с.

А. Вебер. Москва.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС - см. Статус социальный.

СОЦИНИАНСТВО

СОЦИНИА́НСТВО - рационалистическое, антитринитарное направление в протестантизме (см. Антитринитарии), распространенное преим. в Польше в 16 - 1-й пол. 17 вв. Основателями С. были итальянцы Лелий Социн (Sozzini, Socinus, 1525-62) и его племянник Фауст Социн (1539-1604), бежавший от преследований инквизиции в Польшу (1579).

В своем учении Ф. Социн пытался объединить эсхатологич. и хилиастич. представления о тысячелетнем царстве справедливости, еретич. идеи выходцев из России Башкина и Феодосия Косого, отрицавших церк. иерархию и мирскую власть, арианство и др. Признав Священное писание единств. источником вероучения и считая разум верховным судьей в делах веры, С. отмежевывалось в то же время от анабаптистов, кальвинизма и лютеранства, отрицало Троицу, бессмертие души и считало Христа простым человеком, одаренным, однако, божеств. свойствами; только благодаря этой чисто человеч. природе Христа воскресение его и может служить гарантией воскресения всех людей. С. отрицало наклонность человека только ко злу и в связи с этим необходимость сверхъестеств. искупления, отвергало также и предопределение Кальвина. Допуская (но не считая обязательным) отправление нек-рых обрядов, С. не признавало никаких таинств и придерживалось исключит. веротерпимости. Много внимания социниане уделяли распространению просвещения, в частности устройству школ. Осн. положения С. были сформулированы в катехизисе Ф. Социна (1605, Раков).

В нач. 17 в. в Польше и Литве насчитывалось до 150 социнианских общин; центром С. и его осн. организации польские братья был г. Раков. В связи с Контрреформацией в Польше С. подверглось преследованиям: в 1638 были закрыты типография и академия социниан в Ракове (осн. в 1602), а в 1658-60 они были изгнаны из Польши и эмигрировали в Германию, Англию, Голландию. В 1656-92 в Амстердаме была издана "Библиотека польских братьев" в 9 тт., содержащая осн. соч. социниан. С. оказало влияние на англ. деизм, мировоззрение Локка в период его эмиграции в Голландию; позднее оно растворилось в англо-амер. унитаризме.

Источн.: Socinus Faustus: Listy, t. 1-2, Warsz., 1959.

Лит.: Левицкий О., С. в Польше и юго-зап. Руси, "Киевская старина", 1882, т. 2; Кареев Н. И., Очерк истории реформационного движения и католич. реакции в Польше, М., 1886; Будрин Е., Фауст Социн, Каз., 1886; Urban W., Losy braci polskich od załozenia Rakowa do wygnania z Polski, в кн.: Odrodzenie i reformacja w Polsce, t. 1, Warsz., 1956; Chmaj L., Działalhość Fausta Socyna w polskim ruchu unitariánskim, в кн.: Studia z dziejów ideologii religijnej 16 i 17 w., Warsz., 1960.

A. Чанышев. Москва.

СОЦИОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница