Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - творч. метод социалистич. литературы и искусства, сущность к-рого определяется в Уставе ССП как "правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии". Это - метод художеств. освоения жизни в период поступат. развития общества к социализму и коммунизму. Иск-во С. р. стремится проникнуть в суть совр. социально-историч. процессов, показать в своей образной концепции мира и человека осуществимость новых идеалов, отобразить остроту конфликтов современности, передать убыстряющиеся темпы историч. движения и грандиозные масштабы событий, вовлекающих в свою орбиту судьбы миллионов людей. Перед иск-вом С. р. открывается возможность художеств. изображения жизни, как она есть и какой должна быть, синтеза реального и идеального, этического и эстетического. На этой основе в иск-ве С. р. возникает органическое единство критического, аналитического и утверждающего начал художеств. образа.

При характеристике традиций, на к-рые опирается С. р., необходимо исходить из положения, что социалистич. культура призвана освоить все богатства человеческой культуры, предшествующего художественного творчества и эстетич. мысли. Открытия нового метода опираются на опыт искусства Возрождения и Просвещения, романтизма и критического реализма (см. Реализм в иск-ве). С. р. - явление международное; богатство его традиций и разнообразие его конкретных форм определяются прежде всего многообразием нац. путей (и социальных, и художественных) его формирования и развития.

Историч. основы рождения нового худож. метода были охарактеризованы В. И. Лениным в ст. "Партийная организация и партийная литература" (1905): "Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата..." (Соч., т. 10, с. 31).

Открытия иск-ва С. р., его историзм и гуманизм были связаны с трактовкой "жизни как деяния" (М. Горький), а нового человека как "политического человека" (И. Бехер); это позволило взглянуть на социальные противоречия с позиций историч. оптимизма, увидеть в искусстве "мастерскую человечьих воскрешений" (В. Маяковский), поставить вопрос об ответственности человека за ход истории и истории за человека (М. Шолохов). Завоеванием иск-ва С. р. стало создание образа положительного героя - борца, строителя, ведущего за собой массы.

Для становления метода С. р. большое значение имел опыт пролетарской революц. литературы 19-20 вв., достижения таких художников, как Т. Драйзер, А. Барбюс, Р. Роллан, М. Андерсен-Нексё, Лу Синь и др. Новый метод формируется в творчестве Горького до Октябрьской революции ("Мать", "Враги") и получает широкое распространение после 1917. С. р. прошел ряд этапов в своем развитии, общих по существу, но не совпадающих хронологически для лит-р, находящихся в разных историч. и нац. условиях. С. р. с его оптимистич. верой в человека и его будущее, осмыслением историч. судеб народов в борьбе за их свободу и счастье противостоит различным направлениям совр. бурж. иск-ва, с характерными для них пессимистич. представлениями о бессмысленности человеч. существования. Открытия художников С. р. оплодотворяют иск-во 20 в., и даже не принимающие этих открытий писатели иных направлений вынуждены считаться с тем, что сделано Маяковским, Арагоном, Незвалом, Галчиньским, Нерудой, Шостаковичем и др. представителями С. р.

Термин "С. р." возник в нач. 1930-х гг. в период подготовки 1-го съезда сов. писателей (впервые появился на страницах сов. печати в "Лит. газете" от 29 мая 1932). Он возник в связи с необходимостью выдвинуть на смену пропагандировавшемуся критикой РАПП догматич. определению метода сов. лит-ры по аналогии с методом в философии как "творческого диалектико-материалистического метода" широкую формулировку, отвечающую осн. направлению худож. развития сов. лит-ры, определившемуся в конце 20-х - нач. 30-х гг. Решающим при этом являлось признание роли классич. традиций (реализм) и понимание новых качеств реализма (с о ц и а л и с т и ч е с к и й), обусловленных как новизной жизненного процесса, так и социалистич. миропониманием сов. писателей.

В сов. критике к тому времени уже накопилось немало попыток, принадлежавших и писателям (М. Горькому, В. В. Маяковскому, А. Н. Толстому, А. А. Фадееву и др.) и критикам (А. В. Луначарскому, А. К. Воронскому, В. П. Полонскому и др.), определить худож. своеобразие сов. лит-ры и иск-ва: говорилось о неореализме, о преображенном реализме, о реализме пролетарском, тенденциозном, монументальном, героическом, романтическом, синтетическом, социальном, о новой реалистич. школе, о сочетании реализма с романтикой, реалистич. социальной романтике и др. Понятие "С. р.", более четко выражавшее черты новой сов. лит-ры, сразу же получило широкое распространение и было закреплено 1-м Всесоюзным съездом сов. писателей (1934). В сер. 30-х гг. развернулась дискуссия о методе и мировоззрении художника (журн. "Лит. критик"), показавшая невозможность их отождествления и противоречивый характер взаимоотношения между ними. Получили разработку проблемы художеств. правды, народности, партийности, традиций и новаторства в иск-ве, создания образа положительного героя и др. (А. В. Луначарский, М. Горький, а также В. Я. Кирпотин, B. В. Ермилов). В 40-50-е гг. подчеркивается оптимистич. направленность С. р., изучается соотношение романтич. и реалистич. моментов в нем (А. Фадеев, Б. Бялик), разъясняется несостоятельность теории бесконфликтности и ложной идеализации в иск-ве. С конца 50-х гг. развивается конкретно-историч. анализ иск-ва С. р., закономерностей его возникновения и развития в разных странах. Исследуется вклад С. р. в художеств. развитие человечества (И. Анисимов, Б. Сучков, Т. Мотылева), нац. специфика С. р. (Б. Бурсов, Г. Ломидзе), соотношение творч. методов и лит. направлений между собой (конференция по актуальным проблемам С. р. в 1966).

Лит.: В спорах о методе. Сб. ст., Л., 1934; В борьбе за C. р., Сб. ст., М., 1959; С. р. и классич. наследие. [Сб. ст.], М., 1960; Проблемы С. р. [Сб. ст.], М., 1961; С. р. в лит-рах народов СССР, М., 1962; Иванов В., О сущности С. р., М., 1965; Генезис С. р. в лит-рах стран Запада. [Сб. ст.], М., 1965; Гей Н. К., С. р. как закономерность лит. развития, в кн.: Теория лит-ры, М., 1965; С. р. и художеств. развитие человечества. [Сб. ст.], М., 1966; Анисимов И. И., Новая эпоха всемирной лит-ры, М., 1966.

Н. Гей. Москва.

В начало энциклопедии