Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
СОРОКИН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СОРОКИН

СОРОКИН (Sorokin), Питирим Александрович (21 янв. 1889 - 10 февр. 1968) - бурж. социолог. Род. в России. Правый лидер партии эсеров, после Февр. революции - секретарь Керенского и гл. ред. газ. "Воля народа". С 1919 - проф. Петрогр. ун-та. С 1922 - в эмиграции. С 1930 - проф. Гарвардского ун-та, где организовал и возглавил ф-т социологии.

В центре "социологии культуры" С. - проблемы социальной системы и социальной целостности. С., вслед за Зиммелем, исходным пунктом для построения теоретич. социологии считал анализ "социального взаимодействия", в к-ром выделял совокупность социальных систем, совокупность культурных систем и личность. Социальная действительность, по С., есть сложная иерархия различных социальных и культурных систем и подсистем (религии, этики, науки, иск-ва, экономики, политики). Социология - обобщающая теория структуры и динамики социальных и культурных систем, различной степени их интегрированности - от механич. сосуществования элементов до чисто духовной "логико-значимой" интеграции, к-рая имеет решающее значение ("Система социологии", т. 1-2, П., 1920; "Society, culture and personality", Ν. Υ.-L., 1947). Подлинной причиной и условием систематичности социального мира, по С., является наличие объективной сферы интегрированных ценностей, "значений", "чистых культурных систем". Индивиды и их обществ. отношения - лишь носители этого мира "значений". С. подчеркивает идейное родство своей концепции с филос. теориями Лосского, Гуссерля и Дильтея.

Общая социальная структура, по С., есть совокупность социальных групп (страт) или социальных систем взаимосвязи людей, к-рые реализуют в ней те или иные культурные ценности. С. - один из родоначальников совр. бурж. теории социальной стратификации и мобильности ("Социальная мобильность" - "Social mobility", Ν. Υ.-L., 1927; новое доп. изд. - "Social and cultural mobility", Glencoe, 1959). В области философии истории ("Социальная и культурная динамика" - "Social and cultural dynamics", v. 1-4, N. Y.-[a. о.], 1937-41; переизд.; Boston, 1957; Ν. Υ., 1962) С. пытается свести повторяемость и правильность в историч. процессе к повторяемости в идеологич. духовных отношениях, обобщив их в единое понятие "тип культуры". Каждая "культура" как специфич. тип историч. целостности, или системы, имеет в основе неск. главных "филос. посылок" (представления о природе реальности, о природе осн. потребностей человека, степени и методах их удовлетворения). В соответствии с их характером С. выводит три осн. типа культуры, или три типа мировосприятий: "чувственный" (sensate), в к-ром преобладают чувств. восприятия, "идеациональный" (ideational), в к-ром преобладают элементы рационального мышления, и "идеалистический" (idealistic), в к-ром господствует интуитивный вид познания.

Т.о., система представлений, ценностей или "истин" выступает как осн. детерминанта социо-культурной динамики. Преобладающая в данную историч. эпоху система истин определяет общую природу данного иск-ва, философии, религии, этики, экономич. и политич. отношений. Историч. процесс есть, по С., циклич. флуктуация осн. типов культуры. Совр. "чувств. культура, по С., протекает под знаком неизбежного краха и кризиса" ("The crisis of our age", Ν. Υ., 1941; "S.O.S.: the meaning of our crisis", Boston, 1951). Кризис и противоречия совр. бурж. общества С. пытается представить как общий кризис культуры, связывая его с развитием материализма и науки. Выход С. видел в будущей победе религ. "идеалистической" культуры. Он выдвинул программу "спасения человечества" на базе "творч. альтруизма" и с целью пропаганды этой религ. утопии в 1947-48 основал в Гарварде "Центр по изучению творч. альтруизма". В конце жизни высоко оценивал достижения СССР во многих областях.

Соч.: Преступление и кара, подвиг и награда, СПБ, 1911; Л. Н. Толстой, как философ, [М., 1914]; Проблема социального равенства, П., 1917; Leaves from a Russian diary, Ν. Υ., 1924 (переизд. Boston, 1950); The sociology of revolution, Phil.-L., 1925; Principles of rural-urban sociology, N. Y., 1929 (совм. с С. Zimmerman); Time-budgets of human behavior, Camb, 1939 (совм. с С. Q. Berger); Sociocultural causality, space, time, Durham (N. C), 1943; Man and society in calamity, N. Y., 1943; Reconstruction of humanity, Boston, 1948; Explorations in altruistic love and behavior: a symposium, Boston, 1950; Altruistic love: a study of American "good neighbors" and Christian saints, Boston, 1950; Social philosophies of an age of crisis, Boston, 1950; The ways and power of love, Boston, [1954]; Fads and foibles in modern sociology and related sciences, Chi., 1956; The American sex revolution, Boston, [1956]; Power and morality, Boston, [1959] (совм. с W. A. Lunden); Sociological theories of today, N. Y., 1966.

Лит.: Ленин В. И., Речь на собрании 20 ноября 1918 г., Соч., 4 изд., т. 28; его же, Ценные признания Питирима Сорокина, там же; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33; Голосенко И. Α., Философия истории П. С., "Новая и новейшая история", 1966, No 4. Соwеll F. R., History, civilization and culture. An introduction to the historical and social philosophy of P. A. Sorokin, Boston, 1952; P. A. Sorokin in review, ed. Ph. J. Allen, Durham (N. C.), 1963; Loomis С. P., Loomis L. K., Modern social theories, N. Y.-[a. o.], 1965.

И. Голосенко. Ленинград.

В начало энциклопедии