Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ДЕИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДЕИЗМ

ДЕИЗМ (от лат. deus - бог) - религ.-филос. направление, отвергающее идею личного бога и его повседневного вмешательства в жизнь природы и общества. Д. рассматривал бога лишь как первопричину, как творца мира - безличное начало, сообщившее миру его законы, к-рые со времени творения действуют самостоятельно. У ранних бурж. идеологов Д. был компромиссной формой борьбы с офиц. религ. идеологией феодализма, "буржуазной разновидностью" христианства (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 85). Возникновение деистич. мировоззрения было связано, по выражению Плеханова, со стремлением буржуазии "к ограничению королевской власти". Многие прогрессивные философы 16-17 вв. обнаруживают склонность "к такой системе представлений, в которой власть бога со всех сторон ограничивается з а к о н а м и природы. Деизм есть небесный парламентаризм" (Плеханов Г. В., О религии и церкви, 1957, с. 290).

Выдвигая разум (или чувства) в качестве критерия истинности знания, философы-деисты требовали разумной веры, отрицали "положительную" религию с ее мистич. учением об откровении, выступали против многих догматов и обрядов, отстаивали свободу совести и мысли и стремились к созданию "естественной религии", "религии Разума". Доказательство существования бога как первопричины мира Д. усматривал в гармоничности и целесообразности "удивительной машины" природы (т.н. "физико-теологическое" доказательство бытия бога). Т.о., выступая против чудес и идеи повседневного вмешательства бога в жизнь Вселенной, Д. допускал первоначальное чудо. Родоначальником Д. считается Чербери ("Трактат об истине..." - Herbert Ε. of Cherbury, De Veritate..., 1624). Д. не являлся по филос. воззрениям его представителей единым течением: под его флагом выступали материалисты, идеалисты, мыслители с эклектич. мировоззрением.

К Д. примыкали нек-рые философы-идеалисты - Лейбниц, Юм, Кант ("Религия в пределах только разума", 1793, рус. пер. 1908).

Сторонники Д. в его прогрессивном варианте склонялись в трактовке важнейших явлений природы либо к метафизич. материализму, считая материю инертной массой, приводимой в движение "первотолчком", либо к дуализму; многие из них основывали свои представления о мире на новых открытиях естествознания, отстаивали независимость от религии науки, разума и основанной на нем морали. Объяснения явлений обществ. жизни они искали в законах природы, частью к-рой считали и человека (см. Общественный договор). Для материалистов, по выражению Маркса, Д. "есть не более как удобный и лёгкий способ отделаться от религии" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144), поскольку он давал возможность, прикрываясь признанием бога, рассматривать закономерности природы и общества вне божеств. предопределенности, как самостоятельные и к тому же постигаемые естеств. познават. средствами человека. К числу деистов-материалистов относились в Англии - Толанд ("Письма к Серене", 1704, рус. пер. 1927; "Пантеистикон", 1720, рус. пер. 1927), Коллинз ("Исследование о человеческой свободе" - "A philosophical inquiry concerning human liberty", 1717), Пристли и др., в Германии - Эдельман, в России - Ломоносов и Радищев (о наличии деистич. непоследовательности, в материализме к-рого идет полемика, см. "Вопр. философии", 1958, No 5).

Деистами были такие прогрессивные мыслители, как Ньютон ("Письмо к Бентли от 11 февр. 1693 года"), Локк ("Четыре письма о веротерпимости" - "А letter concerning toleration", etc., 1685-1704, изд. 1689-1706; "Опыт о человеческом разуме", 1690, рус. пер. 1898, с. 312; 625-30; 702-09), Вольтер ("Кандид", 1759, рус. пер. см. вего кн.: Избр. произв., 1947, с. 45-58, 124-26; "Разговоры между А, В и С", 1768, рус. пер. см. там же, с. 457-99), Джефферсон, Франклин ("Первоначала" - "First principles", в его кн.: Works, v. 2, 1840, р. 1-3). Деистами были также "вольнодумцы" Шефтсбери ("Письмо об энтузиазме" - "A Letter concerning Enthusiasm", 1708), Тиндаль ("Христианство без тайн" - "Christianity not as old as Creation", 1730), Болингброк, Руссо ("Исповедание веры савойского викария", 1762, см. вкн.: "Эмиль, или о воспитании", СПБ, 1912, с. 265-79; 298-309), Лессинг.

Широкое распространение получил Д. в среде рус. прогрессивных мыслителей конца 18 - нач. 19 вв. (И. П. Пнин, И. Д. Ертов, А. С. Лубкин, нек-рые декабристы).

Однако уже к концу 18 в. во Франции Д. был подвергнут критике со стороны франц. метафизич. материалистов и атеистов - Гольбаха ("Система природы", М., 1940, с. 321-43), Дидро ("Племянник Рамо" и др. работы, см. Собр. соч., т. 1, М.-Л., 1935, с. 91-122; 142-77; 292-98; 367-82). В России 20-х гг. 19 в. Д. критиковали Н. Крюков, А. П. Барятинский (Избр. соц.-политич. и филос. произв. декабристов, т. 2, 1951, с. 400-01; 437-40).

К сер. 19 в. Д. превратился в реакц. систему, используемую сторонниками теологич. взгляда на мир для ограждения религии от критики атеистов и материалистов.

В совр. бурж. идеалистич. философии, возрождающей идеи ср.-век. схоластики, Д. не играет самостоят. роли, но его придерживаются мн. естествоиспытатели, к-рые в упорядоченности мира видят доказательство бытия безличного создателя (см. Е. Long, Religious beliefs of American scientists, Phil., 1952; Ю. А. Левада, Современный фидеизм и наука, "Вопросы философии", 1957, No 3, с. 77; автор приводит материал, характеризующий деистич. тенденции в мировоззрении нек-рых совр. естествоиспытателей).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1952, с. 97-99; Орбинский, Английские деисты XVII и XVIII столетий, Одесса, 1868, "Зап. Новорос. ун-та", год 2, т. 3, вып. 1; Роговин С. М., Деизм и Давид Юм. Анализ "Диалогов о естественной религии", Μ., 1908; Маутнер Ф., Атеизм в эпоху Великой Французской революции, пер. с нем., Л.-М., 1924; Лукачевский А., Очерки по истории атеизма, "Антирелигиозник", 1929, No 10 (см. Введение); Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [Рязань, 1930]; Капелюш Ф. [Д.], Религия раннего капитализма, М., 1931; Lechlеr G. V., Geschichte des englischen Deismus, Stuttgart, 1841; Sayous Ed., Les déistes anglais et le christianisme... (1696-1738), P., 1882; Religionsphilosophie des Herbert von Cherbury, hrsg. von H. Scholz, Giessen, 1914; Mauthner F., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Buch 1-2, Stuttgart, 1921; Torrey N. L., Voltaire and the English deists, New Haven - Oxf., 1930; Orr J., English deism. Its roots and fruits, Grand Rapids (Mich.). 1934.

Б. Раббот. Москва.

В начало энциклопедии