Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЕР"-"ФИЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЕР"-"ФИЛ")

ФЕРГЮСОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕРЕКИД

ФЕРЕКИД (Φερεκύδης) из С и р о с а (гг. рожд. и смерти неизв.) - др.-греч. поэт и философ. По ряду свидетельств, Ф. - учитель Пифагора, первым развивал идеи метемпсихоза (переселения душ). Ф. учил устно, хотя Диоген Лаэртский приписывал ему десятитомный труд "Теология". Космогонич. система Ф. во многом отходит от традиционных тео- и космогоний и носит более поэтический, чем филос. характер (Diog. L., I, III, Clem. Str., VI, 9; Orig. с. Cels., VI, 42). B ее основе три начала: Зас (эфир), Хронос, или Кронос (время) и Хтония, из к-рых Зас действует, Хтония страдает, а Хронос заключает в себе процесс изменения (Damasc. de princ. 124 b; Hermias irr. 12).

Лит.: Diels H., Die Fragmente der Vorsokratiker, 5 Aufl., Bd 1, В., 1934.

M. Петров. Ростов-на-Дону.

ФЕРРАРИ

ФЕРРА́РИ (Ferrari), Джузеппе (7 марта 1811 - 2 июля 1876) - итал. философ и политич. деятель; ученик Романьози, проф. в Турине и Милане. Вместе с Каттанео и Пизакане принадлежал к демократич. крылу Рисоржименто. Согласно Ф., история движется циклически, в каждом цикле проходя четыре этапа, соответствующие деятельности четырех поколений: предшественников, революционеров, реак- ционеров и "уравновешивающих". Историч. развитие, представляющее собой, по мнению Ф., цепь революций, приведет к созданию эгалитарного общества, основанием к-рого будут наука и атеизм. Обществ. прогресс требует, с т. зр. Ф., прежде всего борьбы против религии. Филос. воззрения Ф. близки к позитивизму. Философию он в сущности сводил к психологическо-феноменологич. описанию явлений сознания. Для этики Ф. характерна апелляция к инстинктам, моральный утилитаризм с нек-рым скептико-пессимистич. оттенком.

Соч.: Essai sur le principe et les limites de la philosophie de l'histoire, P., 1843; Filosofia délia rivoluzione, v. 1-2, Londra, 1851; Histoire des révolutions d'Italie, ou Guelfeis et Gibelins, v. 1-4, P., 1858; Corso suqli scrittori politici italani, Mil., 1862; Prolusione al corso di filosofia délia storia, Mil., 1863; Teoria dei periodici politici, Mil., 1874.

Лит.: Niсо1i P., La mente di G. Ferrari, Pavia, 1902; Ferrari Α., G. Ferrari, Gen., 1914; Mоnti A., Un dramma fra gli isuli, da lettere inedite di G. Ferrari..., Mil., 1921; Nitti F., Il pensiero storiografico di G. Ferrari, Matera, 1940.

С. Эфиров. Москва.

ФЕРРЕЙРА

ФЕРРЕ́ЙРА (Ferreira), Сильвештри Пиньейру (31 дек. 1769 - 1 июля 1846) - португ. философ-просветитель и политич. деятель. Род. в Лисабоне, получил духовное воспитание. В 1794-96 - профессор философии в ун-те г. Коимбра. В 1796-1807 - на дипломатич. работе во Франции и Германии, где Ф. занимался нем. философией и естествознанием. В 1807-21 преподавал в Бразилии, затем до 1826 - на дипломатич. работе в Португалии. В 1826 оставил политич. поприще и, переехав в Париж, целиком посвятил себя философии. С 1838 Ф. - чл.-корр. Французской академии наук. В 1842 вернулся в Португалию. Филос. взгляды Ф. эклектичны. В числе своих идейных наставников он сам называл Аристотеля, Бэкона, Лейбница, Локка, Кондильяка и др. Теория познания Ф. перекликается с гносеологией Аристотеля и сенсуализмом Локка (см. "Prelecções filosóficas...", R. de J., 1813, p. 6), историч. идеи сходны с учением Конта. Правовые идеи Ф. подготовили реформу юридич. наук в ряде стран Лат. Америки (в частности, Перу).

Соч.: Noções elementares de ontologia, P., 1836; Noções elementares de filosofia geral..., P., 1839; Cartas sôbre a Revolução do Brasil, "Revista do Instituto Histórico e Geográfico Brasileiro", 1888, t. 51, p. 239.

Лит.: Круз Коста, Обзор истории философии в Бразилии, пер. с португ., М., 1962, с. 88-95.

ФЕРРИ

ФЕ́РРИ (Ferri), Энрико (25 февр. 1856 - 12 апр. 1929) - итал. правовед и социолог. Одно время был в числе лидеров Итал. социалистич. партии, затем резко эволюционировал вправо. Вместе с Ломброзо - основатель позитивистской школы в криминалистике. С биологизаторских позиций толковал марксизм, рассматривая его как дополнение и распространение на социальную сферу идей Дарвина и Спенсера. Закономерности и формы развития в природе и обществе, по мнению Ф., абсолютно тождественны. Классовая борьба - форма борьбы за существование, наказание преступников - форма естеств. отбора и т.п. Социализм, в представлении Ф., - система, в к-рой в наиболее чистом виде проявится закон естеств. отбора. Он считал, что существуют четыре всеобщих формы развития: эволюция, революция, бунт и индивидуальное насилие. Тем самым, с одной стороны, обществ. закономерности сводились к естественным, с другой - последние в значит. мере толковались в социальных терминах.

Лит.: Socialismо е criminalita, Torino, 1884; Socialismo с scienza positiva, Roma, 1894; Sociologia criminale, 5 ed., v. 1-2, Torino, 1929-30.

С. Эфиров. Москва.

ФЕСТИНГЕР

ФЕ́СТИНГЕР (Festinger), Леон (р. 8 мая 1919) - амер. психолог, последователь К. Левина. С 1955 - проф. Станфордского ун-та. Автор теории когнитивного диссонанса, к-рая описывает психологич. механизмы поведения в условиях, когда наличное знание субъекта противоречит его реальному поведению. Исходя из рационалистич. модели поведения, Ф. считает, что оно описывается стремлением субъекта сохранить логич. и психологич. соответствие в компонентах наличного знания ("консонанс") и избежать несоответствия между ними ("диссонанс"). Когнитивные компоненты (понятия, идеи, верования, моральные принципы, идеалы) могут в силу давления внешних обстоятельств вступать в противоречие с реальным поведением индивида, к-рый действует вопреки своим убеждениям или знанию. Возникший диссонанс между наличным знанием и новой информацией, вытекающей из нового опыта поведения, снимается путем приспособления системы знания к новому опыту или путем изменения поведения применительно к изменившейся ранее системе знания. Ф. экспериментально показал, что в тех случаях, когда субъект вынужден действовать вопреки наличному знанию и при этом его поведение получает недостаточно сильное поощрение извне или недостаточно сильное наказание за отказ от диктуемой модели поведения, диссонанс снимается путем изменения в когнитивных элементах применительно к новому опыту. В тех случаях, когда поощрение или наказание весьма сильны, наблюдается неожиданная реакция - диссонанс снимается путем возвращения к прежней системе знания и отказа от диктуемой модели поведения.

Применительно к психологии пропаганды теория Ф. утверждает, что субъект весьма податлив к восприятию информации, оправдывающей его реальное поведение даже в том случае, если оно противоречит наличному знанию субъекта. Субъект стремится избегать пропаганды в поддержку его прежних знаний и убеждений, если наличное поведение противоречит этим знаниям. Гипотезы, вытекающие из теории Ф., подтвердились и в естеств. условиях.

Ф. - редактор и соавтор одного из наиболее популярных учебных пособий по процедуре социально-психологич. исследования, крупный специалист в области методики экспериментальных исследований. На 18-м Междунар. конгрессе психологов (Москва, 1966) Ф. руководил симпозиумом по экспериментальным исследованиям установки.

Соч.: Research methods in the behavioral sciences, L., 1954 (совм. с D. Katz); When prophecy fails, Oxf., 1956 (соавтор); Theory of cognitive dissonance, Evanston, 1957; Conflict, decision and dissonance, Stanford (Calif.), 1964.

Лит.: Вrehm J. W., Cohen A. R., Explorations in cognitive dissonance, Ν.Y., 1962.

В. Ядов. Ленинград.

ФЕТИШИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕХНЕР

ФЕХНЕР (Fechner), Густав Теодор (19 апр. 1801 - 18 нояб. 1887) - нем. физик, психолог, философ и сатирик (как сатирик выступал под именем д-ра Мизеса). В 1832-43 - проф. физики в Лейпцигском ун-те, затем из-за болезни и частичной слепоты, вызванной изучением зрит. восприятий, оставил занятия физикой и обратился к философии. По филос. взглядам близок к Шеллингу, концепцию к-рого трактует в духе анимизма: вся Вселенная одушевлена, а материя - лишь теневая, оборотная сторона психического. Стремясь обосновать этот взгляд с помощью математических и экспериментальных методов, Ф. опирается на установленную Э. Г. Вебером зависимость между ощущениями и раздражителями и выдвигает идею создания особой науки - п с и х о ф и з и к и, предмет к-рой - закономерные соотношения двух рядов явлений: психических и физических. При этом связь физического и психического мыслилась им как чисто функциональная в духе психофизич. параллелизма. Идеи психофизики, изложенные в работе "Elemente der Psychophysik" (Lpz., 1860), оказали огромное влияние на зарождавшуюся эксперимент. психологию. Предложенные Ф. психофизич. методы позволили применить математич. язык к описанию экспериментально установленных корреляций между ощущениями и вызывающими их физич. агентами, а также вывести один из первых психофизич. законов, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. В дальнейшем выявилось, что этот закон не имеет универс. характера и действителен только в известных пределах и притом лишь применительно к слуховым и зрит. ощущениям. Тем не менее методы и идеи Ф. оказались плодотворными не только для разработки психологии ощущений, но и для изучения памяти. Сам Ф., распространив этот подход на область элементарных эстетич. оценок, стал основоположником экспериментальной эстетики, осн. идея к-рой состоит в том, чтобы идти "снизу", от опыта и индукции, а не "сверху", от теоретич. понятий.

Филос. позиция самого Ф. дала повод трактовать психофизику, как и эксперимент, эстетику, в духе позитивизма и субъективного идеализма (напр., Мах). Вопреки этим толкованиям, реальное значение работ Ф. состояло во внедрении новаторских экспериментально-матем. методов в исследование психич. процессов.

Соч.: Zend-Avesta oder über die Dinge des Himmels und des Jenseits, 5 Aufl., Bd 1-2, Lpz., 1922; Vorschule der Ästhetik, 3 Aufl., Bd 1-2, Lpz., 1925; Die Tagesansicht gegenüber der Nachtansicht, 3 Aufl., Lpz., 1919.

Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, M., 1966, гл. 9; Кuntze J., G. Th. Fechner, Lpz., 1892.

M. Ярошевский. Москва.

ФИГЕЙРЕДУ

ФИГЕЙРЕ́ДУ (Figueiredo), Жексон ди (1891-1928) - браз. писатель и католич. мыслитель. Религ. философия Ф. испытала сильное воздействие спиритуализма Фариаса Бриту, к-рому посвящена одна из гл. книг Ф. - "Некоторые размышления о философии Фариаса Бриту" ("Algumas reflexões sôbre a philosophia de Farias Brito", К. de J., 1916). С позиций католицизма Ф. разрабатывал доктрину "спасения" мира от "разлагающего его социализма и иконоборческого большевизма". Организованный Φ. с этой целью католич. "Центр Дон Витал" и журн. "А ordern" до наст. времени являются воинствующими органами католич. церкви в Бразилии. Как политич. деятель Ф. выступал против демократии и, в частности, таких ее институтов, как всеобщее избират. право.

Соч.: Pascal ed inquietação moderna, R. de J., 1922. Лит.: История философии, т. 5, M., 1961, с. 762-67.

ФИДЕИЗМ

ФИДЕИЗМ (франц. fidéisme, от лат. fides - вера) - утверждение приоритета веры над разумом, характерное для религ. мировоззрений, опирающихся на откровение.

ФИДЛЕР

ФИДЛЕР (Fidler), Конрад (23 сент. 1841 - 3 июня 1895) - нем. эстетик, основоположник формалистич. "теории видения" и "формотворчества" (Gestaltung). Осн. соч.; "Об оценке произведений изобразит. искусства" ("Über die Beurtheilung von Werken der bilden Kunst", Lpz., 1876), "Современный натурализм и художественная правда" ("Moderner Naturalismus und künstlerische Wahrheit", Lpz., 1881), "О происхождении художественной деятельности" ("Über den Ursprung der künstlerischen Tätigkeit", Lpz., 1887). Согласно Ф., иск-во есть средство, с помощью к-рого человек "желает выйти из своего положения одиночества и снова приобрести связь с природой" с тем, чтобы преодолеть хаос чувств. впечатлений, получаемых от действительности, раскрыть "космический смысл в этом хаосе" и в конечном итоге "духовно овладеть миром". Это осуществляется через развитие "видения", к-рое полученные нами впечатления может "поднять на высоту определенности и чистоты". Такую форму видения в изобразит, иск-ве Ф. наз. "абсолютным зрением" (по аналогии с муз. термином "абсолютный слух"). В основе его лежит "чистое созерцание", очищенное от всякой логической, моральной и т.п. примеси и ведущее к познанию "чистой формы" предметного мира ("формы бытия", в отличие от "формы восприятия", по терминологии друга и последователя Ф. скульптора А. Хильдебранда, развивавшего его идеи на материале скульптуры, - см. А. Хильдебранд, Проблема формы в изобразительном искусстве, М., 1914). Воссоздание этой "чистой формы" и является задачей иск-ва. Ф. выступал как против натурализма, так и против импрессионизма. Идеалом его было творчество Г. Маре в живописи, А. Хильдебранда в скульптуре, пытавшихся возродить "большое искусство" классич. эпох. Теория Ф. послужила филос. основой формалистич. "науки об искусстве" Вёльфлина и его школы.

Соч.: Schriften über Kunst, Lpz., 1896; [2 Aufl.], Bd 1-2, Münch., 1913-14.

Лит.: Konnerth H., Die Kunsttheorie С. Fiedlers, Münch., 1909; Faensen H., Die bildnerische Form. Die Kunstauffassungen K. Fiedlers..., В., 1965.

И. Маца. Москва.

ФИЗИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЗИКАЛИЗМ

ФИЗИКАЛИЗМ - характерное для австрийского и амер. неопозитивизма 30-х гг. стремление к унификации всех наук на основе универс. языка, предпочтительно - языка совр. физики. По своим филос. основаниям Ф. есть одно из проявлений совр. номинализма. Термин "Ф." был введен О. Нейратом. Возникновение Ф. было связано с попыткой преодоления трудностей проверяемости - с обоснованием возможности сравнения протокольных предложений с дедуктивно выводимыми предложениями (проблема интерсубъективности). Карнап сформулировал принцип Ф. как методологич. требование перевода предложений всех конкретных наук, содержащих описат. термы, на предложения, состоящие исключительно из термов, употребляемых в физике. Нейрат и Гемпель выдвинули т.н. формально-знаковый вариант Ф., истолковывающий предложения науки как физически-веществ. объекты. Все попытки реализовать программу Ф., в частности попытка создания "Энциклопедии унифицированного знания", оказались неудачными. После дискуссии о протокольных предложениях Карнап предложил (1936) "умеренный" Ф., ограничивающийся принципом сведения (редукции) всех описат. термов языков разных наук к термам, обозначающим чувственно воспринимаемые свойства вещей (см. "Logical foundations of the unity of science", "Int. Enc. of Un. Sc", v. 1, pt. 1, 193S, p. 60). Считается достаточным не перевод, но лишь подтверждаемость (confirmability) описат. предикатов наблюдаемыми веществ. предикатами. В последующих работах Карнапа Ф. потерял характер одного из осн. принципов неопозитивизма и стал только пожеланием "по возможности" основывать язык наук на языке физики.

В психологии и социальных науках принцип Ф. смыкался с методологич. установками крайнего бихевиоризма.

Идея унификации знания на базе Ф. не могла быть реализована; этому препятствовал факт качеств. неисчерпаемости мира и сам исходный принцип неопозитивизма, согласно к-рому бессмыслен вопрос об отношении языка и объективной реальности, а вся проблема состоит в достижении языкового единства наук.

Лит.: Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, ч. 5, гл. 14; Швырев В. С., Неопозитивизм и проблемы эмпирич. обоснования науки, М., 1966, гл. 2; Neurath О., Soziologie im Physikalismus, "Erkenntnis", 1931, Bd 2, No 5-6; Сarnap R., Die physikalische Sprache als Universalsprache der Wissenschaft, там же; его же, Logische Syntax der Sprache, W., 1934; его же, Philosophical foundations of physics. An introduction to the philosophy of science, N. Y., [1966]; Neurath O., Einheitswissenschaft und Psychologie, "Einheitswissenschaft", 1933, H. 1; Narski I. S., Positivismus in Vergangenheit und Gegenwart, В., 1967.

И. Нарский. Москва.

"ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ"

"ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ" - концепция, исходящая из тезиса, согласно к-рому содержание и структура познават. деятельности имеют своим источником свойства физиологич. субстрата (мозга и органов чувств), а не вещей самих по себе. Гносеологически "Ф. и." основывается на том, что отражение реальности человеком опосредовано сложившимися в ходе биологич. эволюции спец. нервными устройствами. Сторонники "Ф. и." полагают, что ощущения, восприятия, представления, будучи продуктами раздражения этих устройств, не воспроизводят характеристик объективного источника. Тем самым познават. эффект нервной активности оказывается независимым от представленного в этом эффекте внешнего предмета, знание о к-ром выступает как производное от субъекта. Поэтому, несмотря на рассмотрение организма как физиологич. реальности, сторонники "Ф. и." являются идеалистами в теории познания: качества ощущений, представлений и т.д. для них первичны (по своему информативному составу) по отношению к объективной реальности. Ленин характеризует "Ф. и." как тенденцию к "...идеалистическому толкованию известных результатов физиологии..." (Соч., т. 14, с. 290).

Концепция "Ф. и." возникла в 19 в. в связи с экспериментальным обнаружением того, что сенсорная реакция органов чувств является специфической и может вызываться не только адекватным стимулом (напр., зрит, ощущение светом), но и неадекватным (напр., зрит, ощущение электрич. или механич. раздражителем). И. Мюллер и Ч. Белл сформулировали на этой основе принцип "специфической энергии органов чувств", к-рый составил теоретич. фундамент "Ф. и.", построенного тем же Мюллером. В дальнейшем "Ф. и." был подвергнут критике как "справа" (Лотце, Чольбе и др.), так и "слева" (Фейербах, Сеченов, Ленин). Последоват. идеалисты утверждали, что специфика чувственных качеств зависит от свойств души, а не нервного субстрата; материалисты же, признавая факт специфичности органов чувств, трактовали его как показатель приспособления нервной системы к наиболее расчлененному и адекватному отображению свойств объектов.

Новые варианты "Ф. и.", возникшие в 20 в., связаны с попытками утвердить в качестве конечного источника объективно-значимой информации о мире либо структурные и функцион. свойства мозга (Шеррингтон), либо особенности нервно-мышечного приспособления (Холт).

Лит.: Ярошевский М. Г., Критика В. И. Лениным Ф. и. и ее значение для истории психофизиологии, "Вопр. психологии", 1960, No 2; его же, История психологии, 1966, гл. 7 и 12; Μüllеr J., Handbuch der Physiologie des Menschen, 4 Aufl., Bd 1-2, Coblenz, 1840-44; Holt E. В., The concept of consciousness, L., 1914.

M. Ярошевский. Москва.

ФИЗИОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ФИЗИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ"

"ФИЗИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ" - тенденция в развитии философии и физики, выражающаяся в стремлении доказать, что успехи совр. науки якобы подтверждают правоту идеализма. Термин "физический идеализм" ввел Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм" (см. Соч., т. 14, с. 291). "Ф. и." возник как один из продуктов кризиса в естествознании на рубеже 19-20 вв. Его непосредств. причинами были обнаружение относит. характера естеств.-науч. знания и широкое проникновение в естествознание математич. методов исследования. Выявившаяся на этой основе ограниченность классич. картины мира и побудила часть физиков и философов подвергнуть сомнению объективность всякого знания вообще. Совр. формы "Ф. и." стремятся свести содержание относительности теории, квантовой механики, физики элементарных частиц (см. Микрочастицы) к описанию переживаний наблюдателя и его воздействия на окружающий мир с помощью приборов. Вскрыв классовые и гносеологич. корни "Ф. и.", Ленин показал, что это временный зигзаг, "...преходящий болезненный период в истории науки, болезнь роста, вызванная больше всего к р у т о й л о м к о й старых установившихся понятий" (там же). Через такого рода зигзаги совр. физика "...идет к единственно верному методу и единственно верной философии естествознания..." (там же, с. 299), т.е. к диалектич. материализму.

Лит.: Свечников Г. Α., Категория причинности в физике, М., 1961; Филос. проблемы физики элементарных частиц. [Cб. ст., под ред. И. В. Кузнецова и М. Э. Омельяновского], М., 1963.

Ю. Молчанов. Москва.

ФИЗУЛИ

ФИЗУЛИ (правильнее Φ у з у л и), Мухаммед Сулейман оглы (р. в конце 15 в. - ум. 1556 или 1562) - азерб. поэт, классик азерб. лит-ры. Ф. создал три дивана (сборника) газелей, касыд, рубай и др. на азерб., перс. и араб. языках, а также ряд поэм. Политич. сатира Ф. "Шикает-наме" ("Книга жалоб") осуждала произвол, царивший при дворе тур. захватчика - султана Сулеймана. В лирич. стихах Ф. нашел отражение протест нар. масс против феод. гнета, угнетения человеческой личности. Вершина поэтич. творчества Ф. - романтич. поэма "Лейли и Меджнун".

Соч.: Эсэрлəри, ч. 1-2, Бакы, 1944-49; в рус. пер. - Избранное, Баку, 1958; Газели, М., 1959.

Лит.: Араслы Г., Великий азерб. поэт Физули, пер. с азерб., Баку, 1958.

ФИКЦИОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИКЦИЯ

ФИКЦИЯ (от лат. fictio - вымысел) - представление, о к-ром известно, что оно не соответствует действительности. Лингвистически Ф. выражается при помощи конструкций "как бы", "как если бы". Такие конструкции употреблялись уже Кантом. Термин "Ф." в его специальном филос. значении был введен Файхингером, построившим концепцию фикционализма. Файхингер различает собственно Ф. - мыслит. образования, к-рые 1) не соответствуют действительности и 2) содержат в себе формальнологич. противоречия (понятия "бесконечно малое", "вещь в себе"), - и полуфикции, к-рые обладают только первым из этих свойств (напр., искусств, классификация типа линнеевской, в к-рой предметы упорядочены не но тем принципам, к-рым следовала природа). Ф. связана с открыто выражаемым пониманием ее фиктивности, что отличает ее от гипотезы, отношение к-рой к действительности еще подлежит выяснению.

В представлении о Ф. не вполне адекватно выражена способность психики к условному полаганию, т.е. полаганию нек-рого объекта с одноврем. осознанием неправомерности этого полагания. Абсолютизация этой способности приводит к утверждению, что мир есть лишь скопление Ф., т.е. к агностицизму.

Лит. см. при ст. Файхингер.

В. Костеловский. Москва.

ФИЛОГЕНЕЗ

ФИЛОГЕНЕЗ (от греч. φύλον - род, вид и γένεσις - происхождение) - историч. развитие органич. мира. Термин "Ф." введен Э. Геккелем (1866). Понятие Ф. характеризует те изменения биологич. систем различного уровня, к-рые являются продуктом эволюции и в силу медленного протекания эволюц. процесса не могут быть объектом непосредств. наблюдения. После открытия биогенетического закона Ф. изучается в органич. взаимосвязи с онтогенезом. Понятие Ф. употребляется иногда и в психологии для обозначения тех изменений психики, к-рые обязаны своим происхождением общей эволюции человека и человеч. культуры.

Лит. см. при ст. Онтогенез.

ФИЛОДЕМ

ФИЛОДЕМ (Φιλόδημος) из Г а д а р ы (1 в. до н.э.) - др.-греч. философ, глава неаполитанской эпикурейской школы. Вероятно, в школе Ф. получил свое филос. образование Лукреций. По Ф., философия, как и все др. области знания, есть эмпирич. наука. Воспроизводя в соч. "О святости" и "О богах" (в основном посвященных проблемам религии) эпикурейскую натурфилософию, Ф. считал учение о божеств. промысле предрассудком, оказывающим пагубное влияние на жизнь человеч. общества. В соч. "О знаках и обозначаемом ими" Ф. предвосхищал осн. положения индуктивной логики Ф. Бэкона. Соч. Ф. (впервые обнаруженные при раскопках Геркуланума, 1752) доказывают ошибочность взгляда, будто школа Эпикура после его смерти не развивалась. Соч. Ф. свидетельствуют также, что во 2-1 вв. до н.э. происходила ожесточенная борьба между эпикурейской школой, с одной стороны, стоицизмом и перипатетической школой - с другой.

Соч.: Herculanensium voluminum quae supersunt. Collectio prior, t. 1-11, Neapoli, 1793-1855; Gollectio altera, t. 1-11, Neapoli, 1861-76; в рус. пер. в кн.: Mаковельский Α., Древнегреч. атомисты, Баку, 1946.

Лит.: Борический И., Логика Эпикура, "Изв. ЛГУ", 1930, т. 2; его же, Древняя и совр. философия науки в ее предельных понятиях, ч. 1, М.-Л., 1925; его же, Демокрит и Эпикур в борьбе за основы атомизма, "Архив истории науки и техники", 1936, вып. 8; Gоmpеrz Th., Philodem über Induktionsschlüsse, Lpz., 1865 (Herkulanische Studien, Bd 1); eго жe, Philodemus, über Frömmigkeit, Lpz., 1866 (Herkulanische Studien, Bd 2); Philodemi Volumina de Rhetorica, hrsg. von S. Sudhaus, Bd 1-2, Lpz., 1892-96; Philodemi qui dicitur libellus, ed. Ch. Jensen, Lipsiae, 1906; Diels H., Philodemos. Über die Götter, Bd 1-2, [В.], 1917; Ρhilippson R., Zu Philodem Περί εὐσεβείας "Hermes", 1919, Bd 54; Philodemus of Cadara. On methods of inference, ed. by Ph. H. de Lacy and Ε. A. de Lacy, Lancaster, 1941; Luschnat О., Zum Text von Philodemus Schrift de Musica, В., 1953; Gigante M., Filodemo "De morte", "La Parola del Passato", 1955, No 10.

А. Маковельский. Баку.

ФИЛОЛАЙ

ФИЛОЛАЙ (Φιλόλαος) и з К р о т о н а (5 в. до н.э.) - др.-греч. философ, представитель пифагореизма. В своей натурфилософии принимал учение Эмпедокла о четырех элементах, прибавляя к ним эфир, из к-рого, по Ф., состоит периферия космоса, представляемого в виде шара. Кроме того, началами являются беспредельное, предел (принцип определенности, порядка, закономерности) и числа, о к-рых Ф. развил спец. учение: числа есть принцип "возникновения" (более сложное возникает из простого: движение точки создает линию, движение линии - поверхность, движение поверхности - геометрич. тело), принцип различения геометрич. тел (точка - монада, линия - диада, поверхность - триада, геометрич. тело - тетрада), закономерность (монада - начало всего, а декада - самосущая идея всего совершающегося в мире) и даже принцип божеств. мира. Согласно Ф., все познается через число.

В учении о душе Ф. придерживался взгляда орфиков, считая, что душа заключена в теле, как в темнице, из к-рой стремится освободиться. Критерием истины Ф. признавал разум, родственный природе и способный ее созерцать. Признавая гармонию противоположностей принципом природы и психики, Ф. конструировал свои космологические, биологические, медицинские и эстетич. концепции (тело и душа - соединение противоположностей, а болезнь - нарушение единства противоположностей, почему для сохранения здоровья необходимо соблюдать меру в питании, температуре и т.п.; музыка есть приведение к единству многого, согласие разногласного и т.п.). В учении Ф., как и всего раннего пифагореизма, переплетались материалистич. тенденции (гл. обр. в космологии, астрономии, медицине) и идеализм (в учении о числах и душе) и содержались диалектич. идеи. Дошедшие до нас фрагменты произв. Ф. являются осн. первоисточниками о раннем пифагореизме.

Фрагменты: Nestle W., Die Vorsokratiker in Auswahl übersetzt und herausgegeben, Jena, 1908; Diels E., Die Fragmente der Vorsokratiker, 8 Aufl., Bd 1, В., 1957; в рус. пер. в кн.: Маковельский Α., Досократики, ч. 3, Каз., 1919, гл. 32.

Лит.: Frank E., Plato und die sogenannten Pythagoreer, Halle, 1923; Raven J. E., Pythagoreans and Eleatiсs, Camb., 1948.

А. Маковельский. Баку.

ФИЛОМАФИТСКИЙ

Алексей Матвеевич [17(29) марта 1807 - 22 янв. (3 февр.) 1849] - рус. естествоиспытатель-материалист, проф. Моск. ун-та. Окончил Харьковский (1828) и Дерптский ун-ты. Доктор медицины (1833), стажировался в лаборатории И. Мюллера (1833-35). В 1836-40 выпустил 3-й том своего учебника "Физиология, изданная для руководства своих слушателей" (2 изд., М., 1944), в к-ром подверг критике натурфилософию Велланского, издавшего в том же году собств. учебник физиологии. В своем труде Ф. выступил одним из пионеров экспериментального метода в физиологии; учебник представлял собой теоретич. обобщение экспериментов Ф., чем отличался от умозрит. учебника физиологии Велланского. Книга Ф. получила высокую оценку современников и была в 1841 удостоена Демидовской премии Академии наук. Ф. выступил также пионером науки о переливании крови - гематологии - и положил начало опытам по обезболиванию операций.

Соч.: Первая лекция физиологии, в сб.: Избр. произв. рус. естествоиспытателей первой пол. 19 в., М., 1959.

Лит.: Пирогов Н. И., Соч., 2 изд., т. 2, К., 1916, с. 503-04, 690; Коштоянц X. С, Очерки по истории физиологии в России, М.-Л., 1946 (см. именной указат.); Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 349-50; Шумилин Ε. Α., Рус. предшественники И. М. Сеченова, в кн.: Очерки по истории рус. психологии, М., 1957, с. 336-66.

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОН ИЗ ЛАРИСЫ

ФИЛО́Н из Ларисы (Φίλων) (2-1 вв. до н.э.) - антич. философ, глава 4-й Академии платоновской. Сведения о нем скудны. В 80-х гг. 1 в. до н.э. в Риме его слушал Цицерон, изложивший воззрение ученика Ф. - руководителя 5-й Академии Антиоха. Переводя Академию с позиций скептицизма на позиции догматизма, Ф. приближался к стоицизму. Будучи вначале учеником академич. скептиков Карнеада и Клитомаха, стал придавать особое значение этике, различая хорошее и дурное, положительные и отрицат. поступки, т.е. признавая оценочный критерий. Стоич. "воздержание" (ἀποχή) от всякого познавания вещей Ф. отрицал, но абсолютного знания и критериев истины не признавал, базируясь только на вероятности.

Лит.: Hermann С. F., De Philone Larissaeo, Gött., 1851; его жe, De Philone Larissaeo disputatio altera, Gott, 1855; Ζeller Ed., Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung, 5 Aufl., 1 Abt., Tl 3, Lpz., 1923, S. 609-18.

А. Лосев. Москва.

ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ АНАЛИЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В СССР

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ"

"ФИЛОСО́ФСКИЕ НАУКИ" - науч. журнал сов. философов, орган Мин-ва высшего и среднего спец. образования СССР. Организован в 1957 как серия "Науч. докладов высшей школы"; выходит с начала 1958. Гл. редактор (с 1957) - чл.-корр. АН СССР М. Т. Иовчук. Периодичность журнала: в 1958-61 - 4 раза в год, с 1962-6 раз в год. Объем номера с 1967 - 12 п. л.

Гл. цель журнала - разработка актуальных вопросов марксистско-ленинской философии, освещение проблем и результатов исследований ученых сов. высшей школы в области философии, социологии, этики, эстетики, атеизма, науч. коммунизма, критика совр. бурж. философии и социологии. В "Ф. н." имеются разделы: диалектич. материализм; филос. проблемы естествознания; логика; историч. материализм; этика; эстетика; науч. атеизм; история зарубеж. философии; история философии народов СССР; история марксистско-ленинской философии и совр. марксистская философия в СССР и зарубеж. странах; критика бурж. философии и социологии. С 1967 в "Ф. н." введены спец. разделы "Из истории сов. филос. науки" и "Марксистская философия и социология за рубежом". Журнал имеет постоянные рубрики: "Дискуссии"; "Науч. сообщения и публикации"; "Проблемы научного коммунизма"; "Проблемы научного атеизма"; "Критика и библиография"; "Науч. жизнь". Журнал дает регулярную информацию о проходящих в стране симпозиумах и науч. конференциях, о междунар. филос. и социологич. конгрессах и совещаниях, публикует обзоры науч. работы филос. кафедр вузов, рецензирует новинки сов. и зарубежной филос. лит-ры.

Журнал провел дискуссии по проблемам: структура диалектического материализма; предмет историч. материализма и соотношение историч. материализма и конкретных социологич. знаний; противоречия социалистич. общества и пути их разрешения; соотношение психического и физиологического; проблема противоречивости механич. движения; методология биологии и теории биологич. вида; предмет и характер логики; вопросы эстетич. восприятия и проблема прекрасного; система категорий марксистской этики; методологич. вопросы истории философии, критики совр. бурж. философии и др.

А. Павлов. Москва.

"ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница