Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "М" (часть 1, "МАБ"-"МАЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МАБ"-"МАЛ")

МАБЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАГНЕН

M а н ь е н (лат. Magnenus; франц. Magnien, Magnen), Жан Кризостом (р. кон. 16 или нач. 17 вв. - ум. после 1663) - франц. медик и философ, проф. Павийского ун-та. В соч. "Оживающий Демокрит, или об атомах" ("Democritus reviviscens, sive de Atomis", 1646) M., одновременно с Гассенди, пытался восстановить атомистич. учение Эпикура. М. придавал большое значение математике в деле познания природы и специально занимался механикой и баллистикой (труды его в этой области остались неопубликованными).

Лит.: Lasswitz К., Geschichte der Atomistik vom Mittelalter bis Newton, 2 ed., Bd 1-2, Lpz., 1926; Güsgens J., J. Ch. Magnenus, ein Naturphilosoph des 17. Jahrhunderts, Bonn, 1910.

МАДРАССКАЯ ГРУППА

МАДРА́ССКАЯ ГРУППА - арм. просветители 18 в. Эмин, Шаамирян, Баграмян, деятельность к-рых протекала в основном в г. Мадрасе (Индия) и выражала идеологию зарождавшейся арм. буржуазии. М. г. выступала против феод.-монархич. порядков. На основе просветительских идей М. г. разработала бурж.-демократич. респ. конституц. программу, согласно к-рой высшие органы арм. гос-ва должны быть выборными, верховная власть в стране должна принадлежать законодательному органу, т.н. Армянской палате - парламенту, к-рому подотчетны исполнит. органы. Освобождение Армении мадрасские просветители связывали с вооруж. борьбой народа против иностр. захватчиков и местных реакционеров, утверждая, что лишь в союзе с Россией и закавказскими народами Армения может обрести нац. самостоятельность.

Г. Григорян. Ереван.

МАДХАВА

МАДХА́ВА - или Мадхавачарья (14 в.), - представитель недуалистической веданты, историк философии древней и ср.-век. Индии. Написал биографию Шанкары, создал историко-филос. компендиум Сарва-даршана-самграху, к-рый обнимает все осн. филос. и религ. системы Индии от материализма локаяты до веданты Шанкары. М., будучи придворным ученым и советником царей Виджаянагара, пытался создать единый свод индуистской философии, внутри к-рого все ортодоксальные системы противопоставлялись материализму и буддизму, но к-рый в целом оказывался противопоставленным растущему мусульм. влиянию.

Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, т. 2, М., 1957.

А. Пятигорский. Москва.

МАДХВА

МАДХВА - или М а д х в а ч а р ь я (1198-1273), - основатель религ.-филос. системы вишнуизма. Осн. положения философии М. высказаны в комментариях на Брахма-сутры - т.н. Брахма-сутрабашьи. В центре внимания философии M. - учение о знании. Согласно М., всякое знание является истинным, достоверным. Недостаточность знания - не ложность, а знание лишь части истины. В этом пункте М. противостоит недуалистич. веданте, считавшей всякое неполное знание иллюзорным, ложным. В этике М. развивал учение о бхакти - любви к богу. Критика М. квиетистской этики Щанкары привлекла к нему внимание ряда философов нового времени.

Соч.: The Sarva-darśana-samgraha or Review of the different systems of Hindu philosophy, transi, by E. B. Cowell and A. E. Gough, L., 1882; Les noms védiques de Visnu dans l'Anuvyäkhy āna de Maghva (Brahma-Sutra I, I, adhikarana 2 â 12) Texte avec trad, et notes par S. Siauve, Pondichéry, 1959.

Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, т. 2, М., 1957; Glasenapp H. von, Madhva's Philosophie des Vishnu-Glaubens, Bonn-Lpz., 1923; Mahadevan T. M. P., The philosophy of adavita, [rev, ed. ], Madras, 1957; Siauve S., La voie vers la connaissance de dieu, Pondichéry, 1957.

Α. Пятигорский. Москва.

МАДХЬЯМИКА

МАДХЬЯМИКА - одна из филос. школ махаянистского (см. Махаяна) буддизма, существовавшая на С.-З. Индии во 2-9 вв. н.э. Основоположником М. был Нагарджуна. Он предложил метод "срединного пути" (санскр. мадхьямака - отсюда и назв. школы) - обнаружения противоречий в понятиях и опровержения их как "неистинных". Др. название школы "шуньявада" - учение о "пустоте" или о "неистинности" понятийного мышления. Последователи Нагарджуны развили его метод для защиты махаянистской философии и религии. Ученик Нагарджуны Арьядова (нач. 3 в.) в соч. "Трактат из 400 строф" ("Catuhsátaka") критикует атомистич. учение вайшешики, показывая, что атомы не могут быть ни вечными, ни непроницаемыми, ни воспринимаемыми. Другой последователь школы М. - Буддхапалита (ок. 5 в.), родоначальник школы прасангика, в своем "Комментарии к карикам. среднего учения" ("Mulamadhyamakavritti") опровергал противников путем выведения из их положений нежелательных следствий, т.е. посредством метода сведения к абсурду. Буддхапалита воздерживался от к.-л. положит. утверждений, в отличие от Бхававивеки (сер. 6 в.), к-рый дал своей школе имя сватантрика-мадхьямика, Используя достижения логики Дигнаги (см. Индийская логика), Бхававивека опровергал учения санкхьи, выступал с критикой йогачаров. Однако обе школы - М. и йогачары - придерживались идеалистич. учения о том, что высшее знание достигается сверхразумной интуицией. Крупнейший представитель М. - Чандракирти (7 в. н.э.) в соч. "Ясное слово" ("Prasannapadā"), "Введение в учение срединного пути" ("Madhyamakāvatāra"), опираясь на учение Буддхапалиты, выступил за освобождение учения Нагарджуны от нововведений Бхававивеки. Чандракирти заявляет, что логика имеет только негативное значение. Она предназначается им для опровержения противников, а не для обоснования к.-л. тезиса. "Абсолютная реальность есть молчание святого". Последний философ М. - Шантидева в стихах "Вступление на путь просветленного" ("Bodhicaryāvatāra") воспевает истинное "Я", к-рое является чистым сознанием и ведет к чистому будде. Учение о "пустоте" т. о. становится почти неотличимым от объективного идеализма веданты. Школа прасангика получила наибольшее распространение в Тибете, Китае и Японии. Зен-буддизм, распространенный в настоящее время в Японии, ссылается на негативную диалектику М.

Лит.: Васильев В., Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1-3, СПБ, 1857-69; Stcherbatsky Th., The conception of Buddhist Nirvana, Leningrad, 1927; Āryadeva, The Catuhsátaka, Calcutta, [1931 ]; La Vallée Poussin L. de, Madhyamaka, в сб.: Mélanges chinois et bouddiques, v. 2, Brux., 1933; Murti T. R. V., The central philosophy of Buddhism, L., [1955 ]; Frauwallner Ε., Die Philosophie des Buddismus, В., 1956; Sharma Ch., A critical survey of Indian philosophy, L., 1960; Сonze Ed., Buddhist thought in India, L., 1962.

И. Кутасова. Москва.

МАЗДАКИЗМ

МАЗДАКИЗМ - религ.-филос. учение, отражавшее идеологию широкого нар. движения крестьян, горожан и отчасти мелких феодалов в Иране на рубеже 5 и 6 вв., в эпоху перехода от рабовладельч. отношений к феодализму [названо по имени его основоположника Маздака (ок. 470-529) ]. М. учил, что в основе мировых процессов лежит борьба между светлым началом, действующим целеустремленно и разумно, и темным началом, действующим слепо и случайно. Эта борьба проявляется в природе (основные три элемента - вода, земля и огонь, - смешиваясь друг с другом, вызывают положит. и отрицат. явления) и в обществ. жизни. Согласно М., первоначально люди пользовались полным равенством, к-рое было нарушено случайной победой тьмы (зла) над светом (добром), породившей все присущие обществу бедствия: нищету, зависть, жадность, лживость, убийства, воровство и войны. Маздакиты, призывая к активной борьбе за восстановление равенства и требуя раздачи имущества богачей нуждающимся, обобществления средств производства и рабов, а также свободного брака среди членов общины, по существу боролись за восстановление общиннородового строя.

Сохраняя религ. оболочку манихейства, М. отвергал манихейский аскетизм и пессимизм и был насыщен духом борьбы и оптимизма. Маздакитское движение было жестоко подавлено, однако его учение в течение нескольких последующих столетий служило знаменем борьбы крестьянства и городской бедноты в Иране, Средней Азии и Азербайджане (восстания Абу Муслима, Муканны, Бабека).

Лит.: Пигулевская Н. В. [и др. ], Маздакитское движение, "Изв. АН СССР. Отд. истории и философии", 1944, No 4; ee же [и др. ], История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в., Л., 1958; Klíma О., Mazdak. Geschichte einer sozialen Bewegung im sassanidischen Persien, Praha, 1957.

А. Сагадеев. Москва.

МАЗДЕИЗМ

МАЗДЕИЗМ - распространенное название ряда др.-иранских религ. систем, происходящее от имени верховного божества Ахурамазды. Впервые культ Ахурамазды засвидетельствован в сев.-зап. Иране в 8 в. до н.э. Термин "М." иногда употребляется как синоним зороастризма, особенно для сасанидского периода (3-7 вв.). М., однако, не ограничивается зороастризмом, ряд почитающих Ахурамазду др.-иранских религий (персов ахеменидского периода, мидийских магов и др.) расходится с ним по мн. положениям.

МАЙЕР КУРТ

МА́ЙЕР Курт (Mayer), (р. 6 сент. 1916) - амер. бурж. социолог. С 1956 - проф., с 1957 - руководитель отдела социологии и антропологии Браунского ун-та. Интересы М. лежат в области изучения проблем народонаселения и классовой структуры совр. амер. общества. В основном придерживается учения М. Вебера о социальном статусе. М. - один из ярых противников марксистского учения о классах; в ряде работ (напр., в докладах на 2-м и 3-м всемирных социологич. конгрессах) безуспешно пытался доказать его "старомодность". На основе теорий социальной мобильности и социальной стратификации усиленно пропагандирует якобы происходящий в США процесс "ликвидации классов". Проповедуя реакц. теорию о "народном характере" совр. капитализма (см. "Народного капитализма теория"), своеобразии его историч. развития в США, М., извращая факты, утверждает, что в США будто бы начался процесс превращения рабочего класса в "средний класс" и что якобы амер. общество в скором будущем снова станет обществом преим. среднего класса.

Соч.: The population of Switzerland, N. Y., 1952; Economic development and population growth in Rhode Island, Providence, 1953; The theory of social classes, в кн.: Transactions of the second world congress of sociology, v. 2, [L. ], 1954, p. 321-35; Class and society, Garden city (Ν. Υ.), 1955; Recent changes in the class structure of the United States, в кн.: Transactions of the third world congress of sociology, v. 3, [L. ], 1956, p. 66-80.

И. Добронравов. Москва.

МАЙЕР РОБЕРТ ЮЛИУС

МА́ЙЕР Роберт Юлиус (Mayer), (25 ноября 1814 - 20 марта 1878) - нем. ученый, открывший закон сохранения и превращения энергии. Первую формулировку идеи закона М. дал в 1841. Здесь понятие "силы" (причины) приближается по смыслу к понятию энергии. Разность "уровней сил" (энергий) лежит, согласно М., в основе всех изменений в природе. В 1842 М. более четко сформулировал закон и привел экспериментально полученную им величину механич. эквивалента теплоты. В работе 1845 "Органическое движение в его связи с обменом веществ" ("Die organische Bewegung in ihrem Zusammenhang mit dem Stoffwechsel", рус. пер. в журн. "Бюллетень заочно-консультац. отд. Ин-та красной профессуры", 1931, март, No 3) М., развивая открытый им закон, проследил круговорот и взаимные превращения известных в то время "сил" (видов энергии) - механич. движение (особо выделяя свободное падение тел), теплоту, электричество и магнетизм, химич. реакции, а также физич. и химич. процессы в живых организмах.

Соч.: Über quantitative und qualitative Bestimmung der Kräfte, в кн.: Zöllner F., Wissenschaftliche Abhandlungen, Bd 6, Lpz., 1881; в рус. пер. - Замечания о силах неживой природы, "Бюллетень заочно-консультац. отд. Ин-та красной профессуры", 1930, No 9; Закон сохранения и превращения энергии. Четыре исследования. 1841-1851, М.-Л., 1933.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Кудрявцев П. С., История физики, т. 1, М., 1956; Кузнецов Б. Г., Принципы классич. физики, М., 1958.

В. Тюхтин. Москва.

МАЙКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЙМОН

МАЙМОН [Maimon; наст. фам. - X е й м а н (Heiman), Соломон ] (1753 или 1754 - 22 нояб. 1800) - философ-самоучка, субъективный идеалист. Род. в местечке Мирц (или Мир; ныне территория БССР), неподалеку от Несвижа. Воспитанный в духе иудаизма, М. стал поклонником философии Маймонида, в связи с чем изменил свою фамилию.

Критикуя философию Канта с позиций субъективного идеализма и являясь в этом отношении предшественником Фихте, М. писал, что т.к. познать предмет означает отыскать его признаки, а последние содержатся лишь в сознаний, то "вещь в себе" невозможна и непознаваема. А раз "вещь в себе" - ничто, то познание постигает лишь то, что само создает в виде своих объектов, сообщая им характер необходимости и всеобщности. Законы природы определяются деятельностью рассудка. Категории логики, по М., являются условиями существования всех предметов возможного опыта. Сталкиваясь с неразрешенными трудностями, встающими перед субъективным идеализмом, М. пытался преодолеть их либо в традиции Юма - с помощью скептицизма, либо в традиции Беркли - с помощью религии, фидеизма.

Соч.: Versuch über Transcendentalphilosophie, В., 1790; Versuch einer neuen Logik oder Theorie des Denkens, В., 1794; neue Aufl., В., 1911; Über die Progressen der Philosophie..., В., 1793; Kritische Untersuchungen über den menschlichen Geist..., Lpz., 1797; Lebensgeschichte, Bd 1-2, В., 1911 (частичный перевод на рус. яз. см. вкн.: Евр. библиотека, т. 1-2, СПБ, 1871-72).

Лит.: Фишер К., История новой философии, т. 6, СПБ, 1909, гл. 6-7; Яковенко Б., Филос. концепции С. М., "Вопр. философии и психологии", 1912, кн. 4 (114), кн. 5 (115); Kuntze F., Die Philosophie S. Maimons, Hdlb., 1912; Ζubersky Α., S. Maimon und der kritische Idealismus, Lpz., 1925; Guéroult M., La philosophie transcendentale de S. Maimon, P., 1929; Бергман Г., Философия С. M., Иерусалим, 1932 (на яз. иврит); Беленький М., Акоста, Спиноза, Маймон, М., 1941 (на яз. идиш).

М. Беленький. Москва.

МАЙМОНИД

МАЙМОНИД (Maimonides; наст. имя - Моисей бен Маймон) (30 марта 1135 - 13 дек. 1204) - евр. ср.-век. философ, теолог и врач. Род. в Кордове, где и получил воспитание в духе иудаизма. В период, когда Кордова была покорена династией Альмохадов, преследовавшей евреев, М. покинул свой родной город и отправился в путешествие по Испании, Марокко, Палестине. В 1165 М. поселился в Египте, в 1187 - стал лейб-медиком каирского султана Салах-ад-дина. Наряду с медициной M. занимался теологией и философией. В 1190 в Египте на араб. яз. был опубликован гл. филос. труд M. "Наставник колеблющихся" ("Далалат аль-хайрин", 1190), к-рый вскоре был переведен на евр. яз. под назв. "Учитель заблудших" ("Море небуким", 1204), а затем и на лат. язык ("Doctor perplexorum").

Усвоив в интерпретации араб. мыслителей философию Аристотеля, М. пытался рационализировать иудаизм. В поисках синтеза религии и философии он стремился свести ветхозаветное пророчество к разумным началам, усмотрев в нем аллегорию, художеств. образ и метафору. Опровергая идею антропоморфного бога, М. вместе с тем возражал против учения Аристотеля о вечности мира и отстаивал библейский миф о сотворении богом мира из ничего. М. не разделял церк. учение о воскресении мертвых и бессмертии души. Он различал материальный разум, к-рый неотделим от материи и подчинен ее влияниям, и разум приобретенный, к-рый не зависит от тела и является эманацией универсального разума. Этот разум, по М., составляет бессмертную часть человеч. существа. М. призывал к познанию закономерностей природы, изучению наук и философии. Ортодоксы иудаизма преследовали М. При помощи инквизиции они в 1234 предали сожжению его книги, а их автора - анафеме.

Произведения М. оказывали значит. влияние на развитие схоластики 13-15 вв., а также на развитие евр. философии 16 и 18 вв. Горячим последователем М. был, в частности, Маймон.

Лит.: История философии, т. 1, [М. ], 1940, с. 454-57; Гретц Г., История евреев от древнейших времен до настоящего, пер. с нем., т. 7, О., 1906, с. 229-90; Τобенгауз Э., М., его жизнь и деятельность, Тель-Авив, 1956 (на яз. иврит); Beer P., Leben und Wirken des Rabbi Moses ben Maimon, gewöhnlich Rambam und Maimonides genannt, Prag, 1834; Вenisсh Α., Two lectures on the life and writings of Maimonides, L., 1847; Geiger Α., Moses ben Maimon, Rosenberg, [s. a. ]; Joël M., Die Religionsphilosophie des Mose ben Maimon, Breslau, 1859; Yellin D. and Abrahams J., Maimonides, Phil., 1903; Moses ben Maimon, sein Leben, seine Werke und sein Einfluss, Bd 1-2, Lpz., 1908-14; Efros I. I., Philosophical terms in the Moreh Nebukim, N. Y., 1924; Nirenstein S., The problem of the existence of God in Maimonides, Alanus and Averroes..., Phil., 1924; Levy L. - G., Maimonide, nouv. éd., P., 1932 (имеется библиография).

M. Беленький. Москва.

МАЙОРЕСКУ

МАЙОРЕ́СКУ (Maiorescu), Титу (15 февр. 1840 - 2 июля 1917) - рум. бурж. философ-идеалист, эстетик и лит. критик. Проф. философии в Ясском и Бухарестском ун-тах. Занимался политич. деятельностью, был премьер-министром. Филос. концепция М. представляет собой эклектич. синтез вглядов Канта, Гербарта, Фишера, Шопенгауэра. В эстетике М. отстаивал принципы "искусства для искусства", утверждал, что "сущность искусства заключается в вымысле".

Соч.: Einiges Philosophische in gemeinfasslicher Form, В., 1861; Logica, Buc., 1876; Buc., 1940; Critica, v. 1-3, 3 ed., Buc., 1915.

Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 318, 321-22; Gulian G. I., Titu Maiorescu - exponent ideologic al regimului burghezo-moşieresc, "Din istoria filozofiei in Romînia", 1955, v. 1.

МАЙЭВТИКА

МАЙЭВТИКА (от греч. μαιευτική, букв. - повивальное искусство) - метод диалектич. споров Сократа, заключающийся в обнаружении противоречия в рассуждениях собеседника и приведении его к истине посредством искусно задаваемых вопросов и ответов. М. - составная часть т.н. сократич. метода наряду с иронией, индукцией и определением. Благодаря М. познание переходит от филос. сомнения ("Я знаю, что ничего не знаю") к рождению истины посредством самопознания ("Познай самого себя"). Образец М. - ряд сократич. диалогов Платона.

МАЙЯ

МАЙЯ - одно из центр. понятий в инд. философии, имевшее на разных ее этапах различное содержание. Первоначально термин "М." имел магич. и культовое значение. В Ригведе он обозначал могуществ. силу богов и демонов, их способность совершать сверхчеловеч. поступки и действия, напр. вызывать дождь, перевоплощаться, с помощью различных хитростей и уловок побеждать своих врагов и т.п. "Индра, - говорится в Ригведе, - своей силой (майей) утвердил горы, извлек воду из облаков, удержал землю от падения" (Ригведа, II, 7, 5). В Упанишадах М. понимается обычно как магич. способность абс. духа (брахмана) к сотворению мира, материи, имеющих реальное существование; "...материя (природа) есть майя, а всемогущий является творцом этой майи" ("Шветашватара Упанишада", IV, 10). Новое значение М. приобретает в школе веданты. У Гаудапады (7 в.), а затем у Шанкары термин "М." употреблялся в значении иллюзии, видимости; под ним имелся в виду чувственно воспринимаемый материальный мир, будто бы лишь по незнанию (авидья) принимаемый обыденным сознанием за реально существующий. Согласно веданте, все многообразие мира - это иллюзия, видимость, т.е. М., скрывающая истинную природу брахмана, подобно тому, как простая веревка кажется иногда змеей. Когда человек с помощью священного писания и интуиции постигает, что только брахман обладает единств. реальностью, то с его глаз как бы спадает пелена М. и исчезает множественность мира. "Для того, кто достиг состояния истины и реальности (т.е. Брахмана), весь видимый мир исчезает". (Веданта-сутра-бхашья, II, 1, 14).

На позднейших этапах развития веданты среди ее последователей, особенно у Рамануджи, возрождается характерная для Упанишад трактовка М. как способности брахмана к сотворению мира, обладающего реальным существованием.

В европ. философии большое внимание анализу понятия "М." с идеалистич. позиций уделяли А. Шопенгауэр и его последователь П. Дёйсен.

Лит.: Чаттопадхьяя Д., Локаята даршана, М., 1961, с. 567-709; Shastrî [P. D. ], The doctrine of Mâyâ in Vedanta, L., 1911.

H. Аникеев. Москва.

МАК-АЙВЕР

МАК-А́ЙВЕР (McIver), Роберт Моррисон (р. 17 апр. 1882) - амер. бурж. социолог, представитель т.н. теории социального действия. Д-р философии (1915). Проф. (1927-50) Колумбийского ун-та. Последователь М. Вебера, М.-А. идеалистически рассматривает взаимодействие людей как продукт уяснения ими особого "смысла" действий друг на друга, не совпадающего с реальными намерениями или причинами их действий. В работе "Социальная причинность" ("Social causation", 1942) М.-А. выдвигает в качестве причин социальных процессов факты духовной жизни людей, в результате чего приходит к волюнтаристич. пониманию обществ. явлений (напр., революций). Он считает, что социология имеет своей задачей уяснение систем ценностей, норм поведения людей и их роли в процессе обществ. жизни, достигаемое при помощи "метода вживания", сводящегося в трактовке М.-А. к иррационалистически понимаемой интуиции. Статистич. и количеств. методы анализа социальных процессов являются при этом вспомогательными.

В последнее десятилетие центром внимания М.-А. стали проблемы политич., экономич. и культурной жизни совр. капиталистич. общества. Он констатирует разрыв между развитием науки и техники и удовлетворением материальных и духовных потребностей человека ("Поиски счастья" - "The pursuit of happiness", 1955), нерешенность вопросов экономич. прогресса, обеднение духовной жизни людей в условиях капитализма. С позиций идеалистич. "понимающей социологии" он критикует эмпиризм бурж. социологии, обусловливающий, по его мнению, бессилие обществ. науки в реформировании обществ. жизни при капитализме.

Соч.: Community, a sociological study, L., 1936; Labor in the changing world, N. Y., 1919; The elements of social science, L., 1921; The contribution of sociology to social work, [Oxf. ], 1931; Economic reconstruction, Oxf., 1934; Society, a textbook of sociology, N. Y., 1937; Leviathan and the people, Louisiana, 1939; Towards an abiding peace, N. Y., 1945; The web of government, N. Y., 1947; The more perfect union, N. Y., 1948; The ramparts we guard, N. Y., 1950; Democracy and the economic challenge, N. Y., 1952; Academic freedom in our time, N. Y., 1955.

H. Новиков. Москва.

МАКАРЕНКО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАКАРОВ

Алексей Дмитриевич [р. 19 янв. (1 февр.) 1903 ] - сов. философ, профессор (с 1938), д-р филос. наук (с 1962). Член КПСС с 1924. Окончил Ин-т красной профессуры философии (1932). Руководитель кафедры марксистско- ленинской философии ВПШ при ЦК КПСС (с 1959). Член редколлегии "Филос. энциклопедии" (с 1959). Работает преим. над проблемами истории философии и диалектич. материализма. Автор одной из глав кн. "Диалектич. и историч. материализм" (ч. 1, 1933), гл. редактор уч. пособий "Диалектич. материализм" (1960) и "Историч. материализм" (1963), подготовленных в ВПШ при ЦК КПСС.

Соч.: К вопросу о филос. эволюции К. Маркса, "Под знаменем марксизма", 1931, No 7-8; Карл Маркс и его критика "Философии права" Гегеля, "Под знаменем марксизма", 1938, No 4; О работе В. И. Ленина "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", М., 1951; Произведение В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", М., 1953; О произведении Фридриха Энгельса "Анти-Дюринг", М., 1953; Историко-филос. введение к курсу "Диалектич. и историч. материализм", М., 1958.

МАК-ДУГАЛЛ

МАК-ДУГАЛЛ (McDougall), Уильям (22 июня 1871 - 28 ноября 1938) - англ. психолог и философ. Врач по образованию. Работал в психологич. лаборатории в Гёттингене. Преподавал в университетском колледже в Лондоне и в ряде иезуитских уч. заведений, одновременно занимаясь в физиологич. лаборатории (с 1901). В 1920 переехал в США, где стал преемником Мюнстерберга в Гарвардском ун-те, затем (с 1927) проф. Дьюкского ун-та (Сев. Каролина).

М.-Д. считал стремление к цели фундаментальным явлением, свойственным как поведению животных, начиная с простейших (conduct), так и "поведению" человека (behavior). Он противопоставлял ассоциационизму и бихевиоризму Торндайка и др. концепциям в психологии и физиологии, исходящим из признания рефлекторной теории, "целевую психологию", к-рую М.-Д. назвал "гормической психологией" (от греч. ὁρμή - стремление, желание, порыв). "Горме" М.-Д. толкует очень широко, как гл. признак живого вообще. Он открыто характеризует свою теорию как телеологич. и сближает понятие "горме" с "волей" Шопенгауэра, elan vital Бергсона и т.п. Затем М.-Д. расширил свою виталистич. и телеологич. концепцию до масштабов филос. системы, распространив понятие "горме" и на неживую природу (см. "The hormic psychology", в кн.: "Psychologies of 1930", L., 1930, p. 15).

М.-Д. толкует "горме" не как сознание, а именно как некую движущую силу интуитивного характера, что очень сближает ее с бергсоновским "жизненным порывом". В то же время его теория близка к "целевому" бихевиоризму Толмэна и "динамической" психологии вообще. На основе толкования "горме" как изначальных определяющих природу человека инстинктов М.-Д. построил крайне реакционную "социологию", в к-рой, напр., извечность войн выводилась из "инстинкта драчливости". Воинств. идеалист, человек крайне реакц. взглядов, М.-Д. резко выступал против любой материалистич. тенденции в психологии.

Соч.: Physiological psychology, L.-Ν. Υ., 1905; Outline of psychology, N. Y. [a. o. ], 1923; Men or robots?, в кн.: Psychologies of 1925, ed. by C. Murchison, 3 ed., L., 1928, p. 273-75; Outline of abnormal psychology, 2 ed., L., 1933; Body and mind, 8 ed., L., 1938; The group mind, L., 1939; Psychology. The study of behaviour, 2 ed., L., [a. o. ], 1952; в рус. пер. - Осн. проблемы социальной психологии, М., 1916.

Лит.: Flugel J., Prof. W. McDougall. 1871-1938, "Brit. J. Psychol.", Gen. section, 1939, v. 29, pt. 4; Langfeld H. S., Prof. McDougall's contributions to the science of psychology, там же, 1940, v. 31. pt. 2; W. McDougall; a bibliography, ed. by A. L. Robinson, Camb., 1943.

M. Роговин. Москва.

МАКИАВЕЛЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАККЕНЗИ

МАККЕ́НЗИ (McKenzie), Родерик Дункан (3 февр. 1885 - 6 мая 1940) - амер. бурж. социолог. Проф. социологии Мичиганского ун-та (1930-40). Взгляды М. сформировались под влиянием Э. Бёрджесса и особенно Р. Парка, совместно с к-рым он является создателем т.н. "человеч. экологии". Последнюю М. определял как науку, "исследующую пространств. аспекты симбиотич. связей между людьми и человеч. коллективами. Ее задача - открыть принципы и факторы, влияющие на пространств. расположение населения и коллективов, к-рое возникло в результате взаимодействия людей между собой в процессе постоянно изменяющегося развития культуры" ("Human ecology", в кн.: "Encyclopedia of the Social Sciences", v. 5, N. Y.-L., 1931, p. 314). Абсолютизируя классовые антагонизмы капиталистич. общества, М. считал ключевым понятием человеч. экологии понятие конкуренции как человеч. формы якобы всеобщей борьбы за выживание. Конкуренция, как осн. тип взаимодействия между людьми, определяет распределение населения по профессиям и территории; она лежит в основе обществ. разделения труда. Экологич. подход М. использовал и для исследований социальной структуры города (в частности, большого города или сверхгорода) (см. "Метропольное сообщество"- "The metropolitan community", 1933; "Соседство" - "The "neighborhood, a study...", 1923; "Город" - "City", 1925,совм. c R. E. Park и E. W. Burgess).

M. проводил эмпирич. исследования города [анализ пространств. структуры города, его районирование, связь между географич. местоположением города (а также районов внутри города) с уровнем населения и его плотностью, с мобильностью, с уровнем преступности, числом самоубийств, зависимость роста города и его структуры от развития транспорта и средств массовой коммуникации, связь большого города с пригородами и т.д. ], к-рые по методике и тщательности считаются образцовыми в амер. бурж. социологии.

Соч.: Oriental exclusion, Chi., [1928 ]; L'évolution économique du monde, [Boulogne-sur-Seine, 1928 ]; The rise of metropolitan communities, в сб.: Recent social trends in the USA, v. 1, N. Y.-L., 1933.

Лит.: Εubank Ε. Ε., R. D. McKenzie, "Sociology and Social Res.", [1940 ], v. 25, No 1.

И. Добронравов. Москва.

МАККИНДЕР

МАККИНДЕР (Mackinder), Халфорд Джон (1861-1947) - англ. географ и политич. деятель, один из родоначальников геополитики. В 1900-25 - проф. географии Лондон, ун-та. В 1910-22 - член парламента от либеральной партии. В 1919-20 был представителем Великобритании при белогвард. армии Деникина, впоследствии занимал ряд гос. должностей.

В 1904 в лекции "Географич. основа истории" М. изложил геополитич. концепцию, согласно к-рой определяющим моментом в судьбе народов и гос-в является их географич. положение. Позднее он выдвинул псевдонаучн. понятие "сердца земли" как определ. территориального массива, якобы обспечивающего воен. мощь гос-ва. Внешняя политика, по М., определяется географич. факторами; влияние положения страны на ее политику по мере историч. развития не уменьшается, а становится будто бы более значительным. В последние годы отстаивал идею "Атлантического единства", пытаясь геополитич. аргументами оправдать политику создания воен. блоков империалистич. стран во главе с США. Идеи М. не нашли вначале широкого признания в Англии, но в 20-е гг. были подхвачены нем.-фашистской школой геополитиков (К. Хаусхофер и др.). Вовремя и после 2-й мировой войны в империалистич. странах, особенно в США, возрос интерес к взглядам М.

Соч.: Britain and British seas, N. Y., 1902; Democratic ideals and reality, L., 1919.

А. Зивадье. Москва.

МАК-КИННИ

МАК-КИННИ (McKinney), Джон Клиффорд (р. 11 мая 1920) - амер. бурж. социолог. С 1954 - проф. социологии и декан фак-та социологии и антропологии ун-та в г. Дарем (шт. Сев. Каролина). М. занимается проблемами, связанными с природой и строением социологич. теории, с методологией и осн. исследова- тельскими приемами социологии, с социологией познания. Согласно М., социология изучает "повторяющиеся и постоянные факторы или закономерности человеческого общества", она должна "обобщать и предсказывать" (см. "Методология, процедуры и техника социологии", в сб.: "Совр. социологич. теория", под ред. Г. Беккера и А. Боскова, М., 1961, с. 237, 264). Он резко выступает против представителей "идиографического" толкования задач социологии (см. тамже, с. 239). М. критикует также эмпирич. тенденцию в социологии, "эмпирич. миф" о том, что истинный ученый должен исходить из наблюдения фактов без каких-то предварит. теорий и оценок. По М., это требование логически невозможно и находится в противоречии с действит. историей науки. Теория систематизирует опытные данные и позволяет от фрагментарного знания (описания) переходить к систематическому (объяснению). Однако при анализе роли теории в социологии, чему М. уделяет осн. внимание, он следует субъективно-идеалистич. идеям М. Вебера о т.н. конструктивной типологии, т.е. об идеально-типич. абстракциях, "теоретич. моделях". По М., "конструированный тип - это целенаправленный плановый отбор, абстракция, комбинация и подчеркивание ряда критериев, имеющих эмпирические референ-т ы (соответствия. - И. Д.)..." (там же, с. 233). Однако для М. эти "конструированные типы" - чисто условные (хотя и имеющие эмпирич. соответствия) идеальные типы, "...в значительной степени определяемые выбором и творческой деятельностью ученого" и создаваемые сознанием социолога для удобства систематизации. Такие идеалистич. конвенционалистские установки привели М. к псевдонауч. утверждению, что ценность типа как одного из компонентов знания "...определяется не точностью его соответствия воспринимаемой реальности, а его способностью объяснить ее", там же, с. 260). Осн. положения "конструктивной типологии" М. переносит также и в свою трактовку социологии познания (см. "Вклад Дж. Г. Мида в социологию познания" - "The contribution of G. H. Mead to the sociology of knowledge", "Social Forces", 1955, v. 34, No 2), и в ряд эмпирич. исследований семьи и небольших коллективов (см., напр., "Различия в системах между латиноамериканскими семейными общинами...." - "Systemic differences between Latin-American communities of family farms and large estates, в соавт. с Ch. Loomis, в журн.: "Amer. J. Sociol.", 1956, v. 61, No 5).

Соч.: Role of constructive typology of scientific sociological analysis, "Social Forces", 1950, v. 28; Constructive typology and social research, в кн.: An introduction to social research, ed. J. T. Doby, Harrisburg, [1954 ]; Methodological convergence of Mead, Lundberg and Parsons, "Am. J. Sociol.", 1954, v. 59, No 6; The typological tradition (в соавтор. с Ch. P. Loomis), в кн.: Contemporary Sociology, ed. J. S. Rouček, L., 1959.

И. Добронравов. Москва.

МАК-КОШ

МАК-КО́Ш (McCosh), Джеймс (1 апр. 1811 - 6 ноября 1894) - шотл. пастор, религ. философ, оказавший большое влияние на распространение философии шотландской школы в США. М.-К. занимал кафедру логики и метафизики в Белфасте (1852-68), в 1868 переехал в США, где в течение 20 лет был президентом колледжа в Нью-Джерси (впоследствии Принстонский ун-т). На формирование филос. взглядов М.-К. оказали влияние сначала Гамильтон, затем Рид. Отстаивая религ.-интуитивист. концепцию философии "здравого смысла", М.-К. подверг критике справа позитивизм, эмпиризм и сенсуализм Конта, Спенсера и Дж. С. Милля, а также этич. утилитаризм и религ. скептицизм последнего. Формально не отвергая эволюц. теории Дарвина, М.-К. пытался приспособить ее к христ. догматике, толкуя эволюцию телеологически, как осуществление божеств. плана.

Соч.: The intuitions of the mind inductively investigated., L., 1860; The supernatural in relation to the natural, N. Y., 1862; An examination of J. S. Mill's philosophy, L., 1866; The method of divine government, physical and moral, 10 ed., L., 1870; Christianity and positivism, N. Y., 1871; The Scottish philosophy biographical expository, critical from Hutcheson to Hamilton, L., 1875; Realistic philosophy defended in a philosophical series, v. 1-2, N. Y., 1877; Development; what it can do and what it cannot do, N. Y., 1883; Psychology, [v. 1-2 ], L., 1886-87; rev. ed., Ν. Υ., 1906-1909; The religious aspect of evolution, N. Y., 1888.

Лит.: Sloan W. M. (ed.), The life of J. McCosh, 2 ed., N. Y., 1897; Dulles J. H., J. McCosch bibliography, Princeton, 1895; Schmidt G. P., Old time college president, N. Y., 1930.

Б. Быховский. Москва.

МАКМАРРИ

МАКМА́РРИ (Macmurray), Джон (р. 1891) - англ. религ. философ, представитель персонализма; проф. Эдинбургского ун-та. Свой вариант персонализма М. связывает с прагматистским идеалистич. истолкованием понятия практики (см. Прагматизм); отвергает объективную причинную обусловленность событий. Мир, согласно М., представляет собой единое целое лишь благодаря "всеобщему мышлению", выступающему как "одно действие абсолютного деятеля" (т.е. бога).

Соч.: Interpreting the Universe, [2 ed. ], L., 1936; The structure of religious experience, New Haven, 1936; Reason and emotion, N. Y., 1937; The boundaries of science..., L., [1939 ]; The self as agent, N. Y., [1957 ].

А. Титаренко. Москва.

МАКОВЕЛЬСКИЙ

Александр Осипович [р. 10(22) июля 1884 ] - сов. философ, академик АН Азерб. ССР (с 1949), член.-корр. АН СССР (с 1946). Окончил Казанский ун-т (1907). С 1912 - доцент, с 1918 - проф. Казанского ун-та. В 1920-60 - проф. ун-та и др. уч. заведений в Баку. В 1945-50 - директор Ин-та, философии и права АН Азерб. ССР, с 1950 - ст. науч. сотрудник АН Азерб. ССР. М. - один из крупнейших сов. специалистов по истории античной философии. В его переводе и с его комментариями изданы многочисл. труды др.-греч. философов. М. ведет также научно-исследоват. работу в области истории философии народов Ближнего Востока (в частности, азерб. философии), а также по диалектич. материализму, логике и психологии. Участвовал в коллективных трудах: "История философии", т. 1 (1957), "Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР", т. 1 (1955), "Краткий очерк истории философии" (1960).

Соч.: Введение в философию, ч. [1 ]-2, Каз., 1912-16; Мораль Эпиктета, Каз., 1912; Понятие о душе в Древней Греции. "Χάρτις", Варшава, 1913; Психология вюрцбургской школы, Варшава, 1913; Досократики, ч. 1-3, Каз., 1914-19; Досократовская философия.ч. 1, Обзор источников, Каз., 1918; Эпикур, в сб.: История материализма, т. 1, ч. 1, М., 1927; Софисты, вып. 1-2, Баку, 1940-41; Демокрит в веках истории, "Изв. Азерб. филиала АН СССР", 1941, No 3; Древнегреч. атомисты, Баку, 1946; Передовая политич. мысль народов России в XIX в. и влияние на нее рус. революционных демократов, в сб.: Уч. зап. Азерб. ун-та, Баку, No 1, 1955; Элм ганунларынын объектив характери, Баку, 1955; И вопросу о мировоззрении Мирза Шафи, в сб.: Тр. ин-та истории и философии, т. 7, Баку, 1955; Атомистика на Ближнем Востоке, "Вопр. философии", 1957, No 3; Экономич. быт и социальная структура общества в Авесте (Тезисы докладов на 1-м Всесоюзном съезде востоковедов), Таш., 1957; Бенедикт Спиноза и его роль в истории психологии, "Вопр. психологии", 1958, No 5; К вопросу об атеизме Лукреция, в сб.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, [т. ] 3, М.-Л., 1959; Авеста, Баку, 1960; Категория причинности и законы природы и общества, М.,1961; О филос. трактате Μ. Φ. Ахундова и об этапах развития его мировоззрения, "Философские науки" (Науч. докл. высшей школы), 1962, No 9; О материализме Μ. Φ. Ахундова, "Изв. АН Азерб. ССР. Серия обществ. наук", 1962, No 10; Психика и сознание, в сб.: Материалы III Закавказской конференции психологов, Баку, 1962.

Лит.: Шакир-заде А. С. и Ахмедов Э. М., Научно-пед. и обществ. деятельность проф. А. О. М., "Изв. АН Азерб. ССР", 1954, No 10; О научной деятельности и научных трудах А. О. М., "Тр. Азерб. Гос. ун-та им. С. М. Кирова. Сер. логики и психол.", 1954, вып. 4.

МАКРОБИЙ

МАКРО́БИЙ (лат. Macrobius), Амбросий Феодосий (конец 4 - начало 5 вв. н.э.) - антич. философ-идеалист, один из гл. представителей зап. неоплатонизма. Грек по происхождению, М. занимал высокие гос. должности в Зап. Рим. империи. Гл. соч. М. - "Сатурналии" ("Saturnalia"; сатурналии - праздник в честь Сатурна-Кроноса) - дошло до нас не полностью. Для истории философии интерес представляют 6-7-я кн. этого соч., где изображен спор порицателей и защитников Платона, для истории эстетики - 2-я и часть 7-й кн., где затрагиваются вопросы юмора, иронии в антич. лит-ре. Др. большое произведение М. - комментарии к "Сну Сципиона", где М. интерпретирует Цицерона в духе неоплатонизма, причем весьма заметна симпатия автора к начальным стадиям неоплатонизма, а именно к Плотину (I 8, 5) и Порфирию (из к-рого ему известен не дошедший до нас комментарий к "Тимею" Платона, II 3, 15). По примеру всех неоплатоников и прежде всего самого Платона наивысшим божеством является для М. благо, к-рое он называл также и первопричиной (I 2, 14 и след.). Из этого блага проистекает нус - ум, тождественный с ним и являющийся первообразом всего сущего (I 14, 6). Имеется у М. учение также и о третьей (после блага и нуса) неоплатонич. ипостаси - душе (II 14, 15), к-рая трактуется как вечное самодвижение и движение мира. М. признавал вечность мира (III 10), к-рая проявляется в вечной смене его состояний.

Соч.: Opera. Prolegomenis et notis instruxit Ludvig de Ian, Bd 1-2, Quedlinburg - Lpz., 1848-52, Opera, rec. F. Eyssenhardt, Lpz., 1868, Lpz., 1893; Saturnalia, Lpz., 1963.

Лит.: История рим. лит-ры, т. 2, M., 1962, с. 412-19; Ρetit L., De Macrobio Ciceronis interprete philosopho (Thèse), P., 1866; Wissowa G., De Macrobii Saturnaliorum fontibus, Breslau, 1880 (Diss.); Linke H., Quaestiones de Macrobii Saturnaliorum fontibus, Breslau, 1880 (Diss.); Bitsch F., De Platonicorum quaestionibus quibusdam Vergilianis, В., 1911; Skassis H., De Macrobii placitis philosophicis eorumque fontibus, Athènes, 1915; Вaeumker Cl., Der Piatonismus im Mittelalter, Münch., 1916; Sсhedler M., Die Philosophie des Macrobius und ihr Einfluss auf die Philosophie des christlichen Mittelalters, "Beitr. Gesch. Philos. Mittelalt.", 1916, Bd 13, Hlbd 1.

А. Лосев. Москва.

МАКСИМ ГРЕК

МАКСИМ ГРЕК (в миру - Михаил Т р и в о л и с) (ок. 1475 - январь 1556) - рус. публицист и мыслитель. Род. в г. Арта (Эпир) в Византии. В 1492 уехал в Италию, где сотрудничал с деятелями Возрождения - Альдом Мануцием, Пико делла Мирандола, Анджело Полициано и др. Под влиянием проповедей Савонаролы в его мировоззрении происходит перелом. В 1502 М. Г. постригся в монахи доминиканского монастыря св. Марка во Флоренции. Однако в 1504 он покинул Италию и в 1505 стал монахом православного монастыря на Афоне под именем Максима. В 1518 М. Г. прибыл в Москву в качестве переводчика богослужебных книг. В России M. Г. общался с Вассианом Косым, Федором Карповым, Андреем Курбским, Василием Тучковым. В конце 1519 он закончил порученный ему перевод Толкового псалтыря, но, вопреки условию, не был отпущен Василием III.

В России М. Г. выступал противником тех идейно-культурных принципов, к-рые он защищал в Италии. В своих соч. этого периода он рассматривал философию как служанку богословия, критиковал материалистич. традиции греч. философии, защищая христ. концепцию свободы воли. Он выступал против широкого применения аристотелевского учения о силлогизме, усматривая в пользовании им опасную возможность логич. опровержения религ. догматов. Исходным пунктом филос. воззрений М. Г. служил христианизированный аристотелизм, смягченный неоплатонизмом. Отсюда его понимание "духовной свободы", утверждение духовного, а не внешне-обрядового понимания веры, служения богу "в духе и истине", мистич. способности ума "переселиться на небо, минуя все звезды". Вместе с тем, признавая за естеств. и гуманитарными науками прикладное значение, он поощрял занятие ими. М. Г. отрицал врожденность нравств. понятий, уподобляя ум человека воску и бумаге, к-рые как бы заполняются в зависимости от навыков и воспитания. Труды М. Г. содействовали знакомству рус. читателей с произв. антич. классиков (Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха и др.).

Для социальных воззрений M. Г. характерна утопич. идея равновесия обществ. слоев и необходимости согласования интересов всех господствующих групп. Он критиковал подневольный труд крестьян, ростовщичество, спекуляции, обличал монашествующих феодалов, выступал против монастырского землевладения, отстаивал принципы нестяжателей. После осуждения нестяжательства М. Г. по обвинению в ереси и гос. измене был приговорен (1531) к пожизн. заключению. Освобожден в 1556. При всех противоречиях мировоззрения М. Г. деятельность его отвечала прогрессивным тенденциям в идеологич. жизни России 1-й пол. 16 в.

Соч.: Соч. ..., ч. 1-3, Каз., 1859-62;Соч. ..., ч. 1-3, Сергиева Лавра, 1910-11.

Лит.: Иконников В. С., М. Г. и его время, 2 изд., К., 1915; Ρжига В. Ф., Опыты по истории рус. публицистики XVI в. М. Г. как публицист, в сб.: Тр. отд. древнерус. лит. Ин-та рус. лит. АН CCСP, [т. ] 1, Л., 1934; Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.-Л., 1947; Клибанов А. И., К изучению биографии и лит. наследия М. Г., в сб.: Византийский временник, т. 14, М., 1958; Каштанов С. М., Труды И. Денисова о М. Г. и его биографах, там же; Denissoff Ε., Maxime le Grec et l'Occident, P.-Louvain, 1943.

A. Клибанов. Москва.

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК (Μάξιμος ὁ Ὁμολογητής, Maximus Confessor) (ок. 580-662) - визант. мыслитель и богослов. В молодости гос. деятель, с 613-14 монах. С 642 выступает как ведущий оппонент покровительствуемого правительством монофелитства; 645 победил на диспуте с монофелитами в Карфагене, 653 арестован, 662 подвергнут отсечению языка и правой руки; умер в кавказской ссылке. Филос. взгляды М. И. окрашены сильным влиянием Аристотеля, неоплатонизма и особенно Ареопагитик, в распространении к-рых М. И. сыграл решающую роль. В центре его интересов стоит проблема человека. История мира делится М. И. на период подготовки вочеловечения бога, истекший с рождением Христа, и период подготовки обожествления человека. Если человек осуществит свою задачу, преодолеет обусловленное грехопадением самоотчуждение, расколотость на мужское и женское, духовное и животное, горнее и дольнее, космос будет спасен и творение воссоединится с творцом. Осн. события жизни Христа суть поэтому не только историч. события в мире людей, но одновременно символы космич. процессов. Эта доктрина М. И. оказала сильное воздействие на Иоанна Скота Эриугену и повлияла на ср.-век. мистич. традицию. Этика М. И. основана на своеобразном учении о претворении энергии злых эмоций в благие и содержит тонкие психологич. наблюдения. Историко-филос. значение М. И. в полной мере выяснено только в последние десятилетия.

Соч.: Migne, PG, t. 90-91.

Лит.: Епифанович С. Л., Преподобный М. И. и визант. богословие, К., 1915; его же, Материалы к изучению жизни и творений преподобного М. И., К., 1917; Ваlthasar H. U. von, Kosmische Liturgie, Das Weltbild Maximus des Bekenners, 2 Aufl., Einsiedeln, 1961; Thunberg L., Microcosm and Mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor, Lund - [a. o. ], 1965.

С. Аверинцев. Москва.

МАКСИМ ПЛАНУД

МАКСИМ ПЛАНУД (Μάξιμος ὁ Πλανούδης) (1260-1310) - визант. ученый-энциклопедист, философ и педагог. Перевел на греч. яз. соч. Августина, Овидия, Цицерона, Юлия Цезаря и Боэция, в т. ч. его осн. труд "Об утешении философией" (Boethius, De consolatione Philosophiae, graece conversa per M. Planudem, 1833) M. П. принадлежат также комментарии к соч. Аристотеля, Платона и неоплатоников, до сих пор неизданные. Находясь под влиянием Боэция, М. П. придерживался эклектич. философии, соединяя неоплатонизм с идеями Аристотеля, Платона и стоицизма.

Соч.: Migne J. P., PG, t. 147, P., 1857; Соч. по грамматике в кн.: Anecdote graeca, Lpz., 1828; Das Rechenbuch des M. Planudes, Halle, 1865 (на греч. яз); нем. пер. Halle, 1878; Planudis Maximi, Monachi, epistulae, Breslau, 1890; собрание поговорок в кн.: Krumbacher К., Mittelgriechische Sprichwörter, Münch., 1893; Antologia graeca epigrammatum Palatina cum Planudea, v. 1, libr. 5-7, Lpz., 1894.

Лит.: Treu M., Zur Geschichte und Überlieferung von Plutarchs Moralia, Breslau, 1884; Dräseke J., Zu M. Planudes, "Z. für wissenschaftliche Theologie", 1890, Bd 33; Krumbacher K., Geschichte der byzantinischen Litteratur..., Münch., 1897; Wendel C., Planudea, "Byzantinische Z.", 1940, Bd 40, 1 Abtl; Beck H. - G., Kirche und teologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959; библ. в кн.: Fabricius J. Α., Bibliotheca graeca, v. 1-12, Hamb.-Bonn, 1790-1809, Index, Lpz., 1838.

Б. Горянов. Ленинград.

МАКСИМОВ

Александр Александрович [р. 4(16) авг. 1891 ] - сов. философ, проф. (с 1929), д-р филос. наук (с 1934), член-корр. АН СССР (с 1943). Член КПСС с 1918. Окончил Казанский ун-т по физико-математич. фак-ту (1916). Вел преподавательскую работу по философии с 1922. С 1929 - проф. Ин-та красной профессуры, Моск. ун-та и Комакадемии. В 1944-49 проф. филос. фак-та Моск. ун-та. Член редколлегии журн. "Вопросы философии" (1949-55). Работал гл. обр. над проблемами истории науки и филос. вопросами естествознания (преим. физико- математич. наук). Редактор произведений Гегеля ("Философия природы", Соч., т. 2, 1934), Геккеля, Р. Майера, Фарадея. В ряде работ и выступлений в печати допустил нигилистич., философски и научно ошибочную оценку квантовой физики, теории относительности.

Соч.: Ленин и естествознание, М., 1933; Про нiмецьку натурфiлософiю, К., 1936; Дiалектичний матерiалiзм i природознавство, К., 1941; Введение в совр. учение о материи и движении, М., 1941; О произведении Ф. Энгельса "Диалектика природы", [2 изд. ], М., 1946; Очерки по истории борьбы за материализм в рус. естествознании, М., 1947.

МАКСИМОВИЧ

Михаил Александрович [3(15) сент. 1804 - 10(22) ноября 1873 ] - укр. естествоиспытатель, философ, фольклорист и историк. Окончил Московский ун-т (1823). С 1927 - магистр, с 1833 - проф. ботаники Моск. ун-та. С 1834 по 1845 - ректор (до 1836), а затем проф. Киевского ун-та. Преодолевая идеи шеллингианской натурфилософии, М. эволюционировал в сторону стихийного материализма и диалектики. М. доказывал, что в природе происходит вечное движение и развитие, благодаря этому она "повсюду разнообразная". Развитие природы идет "...от низшего к высшему, совершеннейшему, от единства и простоты к сложности и многообразию" (Избр. произв. рус. естествоиспытателей 1-й пол. XIX в., 1959, с. 115). Основа познания - опыт, к-рый "суть отпечатки внешней природы во внешних чувствах, сохраненные памятью" (там же, с. 101). Однако наука не должна ограничиваться описанием предметов и явлений (см. журн. "Московский телеграф", 1826, ч. 8, с. 307).

Вместе с тем в филос. взглядах М. имелись серьезные противоречия; он не сумел полностью преодолеть шеллингианские воззрения, в частности по вопросам об отношении умозрения и чувств. опыта, вещества и силы и др. Идеалистич. взглядов М. придерживался и по вопросу о происхождении человека. Тем неменее творчество М. в целом способствовало расшатыванию устоев теологии и метафизики, послужило толчком к широкой постановке в рус. науке филос. проблем естествознания.

Соч.: Главные основания зоологии или науки о животных, М., 1824; О системах растительного царства, М., 1927; Основания ботаники: ч. 1 - Органология растений, М., 1828; ч. 2 - Систематика растений, М., 1831; Размышления о природе, М., 1833; Историч. изложение системы растительного царства, "Уч. зап. имп. Моск. ун-та", 1833, ч. 1, No 1; Собр. соч., т. 1-3, К., 1876-80; Автобиография, "Киевская старина", 1904, т. 86, сент.

Лит.: Райков Б. Е., Рус. биологи-эволюционисты до Дарвина, т. 2, М.-Л., 1951, с. 496-509; Mикулинский С. P., M. A. M. как естествоиспытатель, Тр. Ин-та истории естествознания АН СССР, т. 5, М., 1953; Очерки по истории филос. и общественно-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 342-44; Шудрик С. П., Филос. и естественно-науч. взгляды Μ. Α. Μ., К., 1955 (автореф.); Острянин Д. X., Фiлософськi погляди М. О. Максимовича, Ниуковi записки iнституту фiлософii АН УРСР, т. 4, К., 1958; Микулинский С. Р., Развитие общих проблем биологии в России, М., 1961.

С. Шудрик. Киев.

МАК-ТАГГАРТ

МАК-ТАГГАРТ (McTaggart), Джон Эллис (3 сент. 1866 - 18 янв. 1925) - англ. философ, представитель т.н. "радикального персонализма", науч. сотрудник Кембриджского ун-та. Свой тезис "не существует ничего, кроме личностей, групп личностей и частей личностей" М.-Т. пытался обосновать с помощью идеалистич. диалектики Гегеля. Абс. идея, - утверждал М.-Т., - не субстанция-субъект, как считал Гегель, а "духовное сообщество" (spiritual society) личностей; сверхиндивидуального сознания не существует, но зато индивидуальное сознание субстанциально, несотворимо и неразрушимо. Отсюда вывод М.-Т. о "бессмертии души" (независимо от того, признается ли существование бога). Искажая философию Гегеля в духе персонализма, М.-Т. упрекает его за "преувеличение объективности" диалектич. процесса. Диалектика, по М.-Т., является лишь методом логич. доказательства в сфере чистой мысли, с помощью к-рого человеч. сознание усваивает абс. истину. Но этой цели можно добиться и помимо диалектики.

Подлинной реальностью, по М.-Т., обладает только дух, т.к., согласно выдвинутому им априорному принципу "детерминирующего соответствия" (determining correspondence), "первичными частями" Вселенной являются восприятия субъекта, а чувств. данные и пространственно-временные характеристики ("материя" в понимании М.-Т.) зависят от них. Время, по М.-Т., - лишь иррациональная видимость, скрывающая подлинную реальность. В целом система М.-Т. представляет собой амальгаму абс. идеализма, лейбницевской монадологии (множественность субстанций и духовная природа их), берклианского спиритуализма (принцип esse - percipi и восприятие как осн. форма человеч. сознания) и "геометрического метода" Спинозы, призванного придать видимость единства и строгой логич. последовательности его системе. В философии М.-Т. логич. аппарт идеалистич. философии поставлен на службу мистике (М.-Т. прямо заявлял, что "истинная философия должна быть мистической...") и обоснованию "нек-рых догм религии".

Соч.: Some dogmas of religion, 1906; The unreality of time, "Mind", 1908, Oct., new ser., v. 17, No 68; A commentary on Hegel's logic, Camb., 1910; Studies in Hegelian cosmology, 2 ed., Camb., 1918; The nature of existence, v. 1-2, Camb., 1921-27; Studies in the Hegelian dialectic, 2 ed., Camb., 1922; An ontological idealism, в кн.: Contemporary British philosophy, [ser. 1 ], ed. by J. H. Muirhead, L.-N. Y., 1924; Philosophical studies, L., 1934.

Лит.: Киссель Μ. Α., Д. М.-Т. и его концепция диалектики, "Вест. ЛГУ" 1963, вып. 1, Серия экономики, философии и права, No 5; Broad Ch. D., Examination of McTaggart's philosophy, v. 1-2, Camb., 1933-38; Dummet M., A defence of McTaggart's proof on the unreality of time, "Philos. Rev.", 1960, Oct., v. 69.

M. Киссель. Москва.

МАЛИНОВСКИЙ БРОНИСЛАВ КАСПЕР

МАЛИНО́ВСКИЙ Бронислав Каспер (Malinowski), (7 апр. 1884 - 16 мая 1942) - англ. этнограф, антрополог и социолог, основоположник функциональной школы. Род. в Кракове, по происхождению поляк. Окончил в 1908 Краковский ун-т со степенью доктора по разделу физико-математич. наук. Заинтере-совавшись этнографией под влиянием модной тогда культурных кругов теории, стал изучать ее в Лейпциге под руководством В. Вундта, а затем в Лондоне под руководством Дж. Фрейзера, У. Риверса, Э. Вестермарка. Годы 1-й мировой войны M. провел в Океании и выпустил первые работы, связанные с функциональной теорией, получившей вскоре признание реакц. ученых и брит. колониальной администрации. С 1927 М. возглавил кафедру этнографии в Лондоне.

В филос. отношении М. находился под влиянием холизма Смэтса. Весьма эклектичная, теория М. биологизировала обществ. жизнь. В послевоенные годы он испытал сильное влияние фрейдизма, а в последние годы жизни, проведенные в США, - влияние бихевиоризма. М. рассматривал этнографию с утилитарной т. зр. и считал, что ее осн. задача - способствовать успешному колониальному управлению в новых историч. условиях. М. призывал к изучению современности, отрицая при этом необходимость и возможность исследования истории общества. Функциональная теория рассматривала общество как сумму индивидов, а культуру - как совокупность взаимосвязей, функций, к-рые служат для удовлетворения потребностей людей. Различия между культурами M. основывал на способах удовлетворения этих потребностей. Понимая функции в биологич. смысле, а общество и культуру - как совокупность (интеграцию) функций (обществ. учреждений, обычаев и т.п.), М. объявлял, в духе идей философии холизма, родовые обычаи, религию (а также и колониальную систему) составными частями опред. целостности, находящейся в равновесии. Задача ученого ограничивалась изучением роли функций в поддержании равновесия общества. Функциональное учение М. нашло многих последователей, составивших функциональную школу. Взгляды М. оказали большое влияние на "психологич." направление в амер. социологии и этнографии и на мн. совр. бурж. филос. направления.

Соч.: The family among the Australian aborigenes. A sociological study, L., 1913; Argonauts of the Western Pacific, L., 1922, new ed., Ν. Υ., 1961, Myth in primitive psychology, L., 1926; Freedom and civilization, N. Y., 1944; A scientific theory of culture and other essays, Chapel Hill, 1944; new ed., Ν. Υ., 1960; The dynamics of culture change, New Haven-L., [1946 ]; Magic science and religion and other essays, Glencoe (Illinois), 1948; Crime and custom in savage society, Paterson (New Jersey), 1959.

Лит.: Man and culture. A evaluation of the work of B. Malinowski, ed. R. Firth, L., [1957 ].

Г. Марков. Москва.

МАЛИНОВСКИЙ ВАСИЛИЙ ФЕДОРОВИЧ

МАЛИНО́ВСКИЙ Василий Федорович (1765-1814) - рус. социолог-просветитель. Род. в Москве в семье священника. Окончил в 1781 филос. фак-т Моск. ун-та. В 1781-1811 - на дипломатич. службе. С 1811 - первый директор Царскосельского лицея; стремился воспитать лицеистов в духе свободомыслия, преданности народу и родине. В кн. "Рассуждение о мире и войне" (ч. 1-2, написано в 1790-98, изд. 1803, последнее изд. в кн.: Трактаты о вечном мире, 1963), в ст. "Общий мир" (опубл. в журн. "Сын Отечества", 1813, ч. 10, прибавл. к кн. 50) и др. М. осуждал захватнич. политику правительств и призывал к установлению всеобщего мира. М. выдвинул оригинальный проект междунар. орг-ции по поддержанию безопасности. В работах М. и в издававшемся им еженедельнике "Осенние вечера" (1803) были сформулированы прогрессивные принципы междунар. права (невмешательства во внутр. дела народов и др.), осуждалось мальтузианство, развенчивался культ завоевателей, пропагандировались идеи народоправства, патриотизма, равенства всех людей и народов, прославлялось могущество науки, знания. М. выступал поборником экономич. и культурного развития России, отмены крепостного права. М. был автором одного из ранних проектов крест. реформы в России ("Записка о освобождении рабов", 1802, опубликована в 1958) и сторонником возглавлявшегося M. M. Сперанским либерального движения за гос. реформы. Социально-историч. ограниченность взглядов М. проявилась в той дани, к-рую он отдавал религ.-этич. идеям.

Соч.: Избр. обществ.-политич. соч., М., 1958 (Вступит. статья Э. Араб-Оглы).

Лит.: Семевский В. И., Размышление В. Ф. М. о преобразовании гос. устройства России, "Голос минувшего", 1915, No 10; Mейлах Б., Пушкин и его эпоха, "Звезда", 1949, No 1-3; Араб-Оглы Э. А., Выдающийся рус. просветитель-демократ, "Вопр. философии", 1954, No 2; Vianu Αl., Iluministul rus V. F. Malinovski în Ta`´rile Romîne, "Studii", 1960, [No ] 2, p. 165-180.

МАЛОН

МАЛО́Н (Malon), Бенуа (1841-1893) - франц. мелко-бурж. социалист и публицист, один из лидеров поссибиллизма. В 1865 вступил в 1-й Интернационал. Вместе с Бакуниным участвовал в организации тайного "Альянса" и вел борьбу против Маркса и его соратников. Участник Парижской Коммуны. Основатель журн. "Revue socialiste" (с 1885). С 1889 - редактор газеты "Egalité". Будучи одним из лидеров правого, мелкобурж. крыла Рабочей партии, способствовал ее расколу и вместе с Бруссом основал "Рабочую социально-революционную партию" (поссибил-листов).

Взгляды М. эклектичны. Наибольшее влияние на него оказали идеи Πрудона и Бакунина. М. утверждал, что идея лучшего общества возникла вместе с классовым обществом, и считал социалистами Платона и Гельвеция. Переход к социализму М. представлял, как серию реформ, осуществляемых в рамках капитализма с помощью бурж. гос-ва и направленных на постепенную социализацию орудий труда, банков, транспорта, в результате чего наемный труд заменяется трудом ассоциированным (см. "Histoire du socialisme", t.1, P., 1885, p. 19). Идеал коммунизма, по M., осуществится в далеком будущем, и тогда произойдет замена "законов - нравами", а гос-ва - "общественной администрацией", "...братством между людьми и пришествием всемирной республики..." (там же, р. 20). М. приписывал подобные взгляды Марксу. Энгельс писал о созданной М. партии, что она стала "хвостом радикальной буржуазной партии", что "...рабочие вожди, которые берутся поставлять для радикалов это стадо рабочих избирателей, совершают, на мой взгляд, прямое предательство" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, 1935, с. 267).

Соч.: La troisième défaite du prolétariat français, Nchât., 1871; Histoire critique de l'économie politique, Lugano, 1876; La morale sociale, P., 1887; Le socialisme intégral, v. 1-2, [P. ], 1890-92; Histoire du socialisme..., v. 1-5, P., 1882-85.

Лит.: Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, М.-Л., 1935 (см. Указатель имен); Лафарг П., Коллективизм-коммунизм, Соч., т. 1, М.-Л., 1925; Варга Ε., Социал-демократические партии..., М.-Л., 1927; Новая история, ч. 2, М., 1939, с. 31, 125, 128.

Г. Зельманова. Ленинград.

МАЛЬБРАНШ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛЬРО

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница