Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
САМОДВИЖЕНИЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

САМОДВИЖЕНИЕ

САМОДВИЖЕНИЕ - собственное, внутренне необходимое самопроизвольное изменение системы, к-рое определяется ее противоречиями, опосредствующими воздействие внешних факторов и условий.

Все диалектич. системы антич. философии в той или др. форме придерживались идеи С: материалистич. системы - С. всего мира, идеалистические - С. сознания. Идея С. имплицитно содержалась и в филос. системах нового времени, разрабатывавших проблему субстанции (Спиноза, Лейбниц). В естествознании нового времени первым, не вполне еще адекватным выражением идеи С. явились закон сохранения количества механич. движения (Декарт) и законы инерциального движения (Галилей, Ньютон). Существ. вклад в проблему С. материи внесли Дж. Толанд и франц. материалисты 18 в. Материализм нового времени, однако, не смог поставить и решить наиболее существ. проблемы С: вопрос о его источнике и о применении общей идеи С. материи к анализу С. конкретных систем. Эти проблемы нашли идеалистич. истолкование в классич. нем. философии, в особенности у Гегеля.

Диалектико-материалистич. концепция С. исходит из того, что С. присуще не только материи в целом, но и всем ее конкретным видам. Источником С. являются внутр. причины. Это прежде всего противоречия, свойственные всем объектам с системным строением, либо иные силы - напр., взаимодействие отд. составляющих системы. Влияние внешних условий на конкретную самодвижущуюся систему осуществляется опосредованно, через внутр. источники. С., связанное с направленным, необратимым изменением, составляет особый тип С. - с а м о р а з в и т и е. В этом пункте концепция С. непосредственно смыкается с общей диалектич. концепцией развития, в к-рой "...главное внимание устремляется именно на познание и с т о ч н и к а " с а м о" движения" (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 358).

Материя как таковая абсолютно не обусловлена в своем С. к.-л. внешними воздействиями. Однако абс. характер С. материи в целом проявляется в относительных С. конкретных материальных систем - относительных потому, что всякая материальная система подвержена воздействию др. материальных систем, выступающих по отношению к данной системе как условия ее С. Воздействие внешних факторов на самодвижущуюся систему тем значительнее, чем менее организованна система. Поэтому одним из существ. условий и критериев повышения организации системы является усиление ее "автономности" по отношению к внешним воздействиям, т.е. возрастание роли внутр. источников развития - возрастание С., благодаря чему система получает большие возможности как для сохранения устойчивости, так и для адекватной реакции на изменения среды.

В человеч. обществе С. основывается на специфически человеч. деятельности, прежде всего - на развитии материального произ-ва. На высших стадиях развития общества (коммунистич. формация) С. утрачивает стихийный характер, присущий ему в условиях антагонистич. формаций. Постоянным условием и элементом С., наряду с объективными условиями, здесь становится сознат. планирование, превращающееся в материальную силу развития через планомерную деятельность всего общества.

Лит.: Хрустов Г. Φ., Ο возникновении материального производства, "ВФ", 1960, No 3; Орлов В. В., Особенности чувств. познания, Пермь, 1962, с. 12-24; Петрушенко Л. Α., К вопросу об общем характере и особенностях авторегуляционных систем, "Изв. Ленингр. электротехнич. ин-та им. В. И. Ульянова (Ленина)", 1963, вып. 49. См. также лит. при ст. Единство и борьба противоположностей, Противоречие, Развитие.

Ф. Вяккерев. Пермь.

В начало энциклопедии