Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
МАКИАВЕЛЛИ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МАКИАВЕЛЛИ

МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli), Никколо ди Бернардо (3 мая 1469 - 22 июня 1527) - итал. политич. мыслитель, обществ. деятель и писатель. Происходил из обедневшей флорентийской дворянской семьи нотариуса. Противник Медичи, фактич. государей Флоренции, М. встал на сторону республиканцев и выполнял во время республики ответств. внешнеполитич. поручения. После реставрации Медичи (1512) был арестован и выслан в свое поместье близ Флоренции, где написал большинство произведений.

Один из ранних бурж. идеологов, М. стремился обосновать теорию бурж. гос-ва с т. зр. этики, философии и права, основанных на принципе единой, неизменной природы человека. Он пытался раскрыть законы обществ. развития, не прибегая к теологич. идее; отмечал влияние климата на нравы людей. Значительно раньше Гоббса М. выводил необходимость гос-ва из эгоистич. природы человека, из его стремления к личному интересу и к самосохранению. Из этого стремления вытекает, по его мнению, необходимость насилия над людьми для обуздания эгоизма и установления порядка. Эту функцию насилия и выполняет гос-во. М. подошел к идее объективной закономерности обществ. развития, к-рую называл "фортуной" и считал, что человек, как разумное существо, может познать ее, а познав - направить "закон" на благо человечества. М. был уверен в победе разумного начала в человеке, а поэтому считал, что все историч. развитие общества идет "от несвободы к свободе", от жестокого насилия к победе гуманности. Борьба людей за свои интересы выражается полнее всего в приобретении собственности и ее защите. На этой почве развивается борьба между "народом" и "высшими классами", к-рая способствует обществ. прогрессу, как это стремился показать М. на примере истории Флоренции. Само существование в обществе богатых и бедных является, по М., естественным и должно быть сохранено при условии ограничения чрезмерного обогащения и ликвидации крайней нищеты. Являясь защитником бурж. собственности, М. резко критиковал феод. строй, а также христианство с его проповедью смирения и непротивления злу. Он осуждал богатство и светскую власть папства как препятствия к развитию новых экономич. отношений, нац. объединения и культуры. В то же время М. боялся самостоят. действий народа. Политич. идеалом М. была умеренно демократич. республика, но ее осуществление в современных ему условиях политич. раздробленности Италии М. считал невозможным. Только после завершения нац. объединения Италии и изгнания иноземных захватчиков следует, по его мнению, постепенно переходить к организации республики. Нац. объединение Италии М. связывал с деятельностью сильного государя, к-рый во имя этой великой цели может применять по отношению к врагу все средства - вероломство, убийство явное и тайное, обман и т.д. Образцом такого политич. деятеля для М. являлся Чезаре Борджа, прославившийся аморализмом и политич. предательством.

Взгляды М. оказали сильное влияние на мн. социологов, политич. писателей и практич. политич. деятелей 17-18 вв., опиравшихся на него в защите абсолютизма против идеи суверенитета народа.

Реакц. бурж. историки и государствоведы эпохи империализма и особенно фашистские теоретики использовали макиавеллизм, не учитывая особенностей историч. и нац. обстановки его времени. Они выдвигали на первый план защиту М. единоличной власти князя, полностью замалчивая его респ. идеал гос-ва, к-рое придет на смену единовластия. Вопреки ясно выраженному убеждению М. в независимости социально-политич. строя от законов морали и религии, реакц. бурж. историографы отождествляют философию истории М. с волюнтаризмом Ницше и Шпенглера. Марксистские историки и философы в оценке М. опираются на положения Маркса о том, что у М. "...теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали...", "...был выдвинут лишь постулат самостоятельной трактовки политики" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 314), что М. относится к числу тех, к-рые "...стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии" (Маркс К., там же, т. 1, с. 111). Глубокому анализу взглядов М. посвятил многие свои заметки Грамши (Избр. произв., т. 2, М., 1957, с. 55; т. 3, 1959, с. 125-29 и 160-61), рассматривавший М. как крупнейшего передового мыслителя Италии.

З. Мелещенко. Ленинград.

Соч.: "Государь" или "Князь" ("Il Principe") - гл. соч. М., закончено в основном к 1513 г., дописывалось, вероятно, в течение 1514-1515, издано впервые во Флоренции и Риме в 1532 на итал. яз. На яз. оригинала - итальянском - она издавалась десятки раз, отдельно, в т.ч. Roma, 1955, и в собр. соч. Лат. пер. книги издавались в Базеле (1560 и др.) и др. городах. Первый франц. перевод издан Ж. Гогори в 1544. Последний - 1956. Англ. переводы: первый - L., 1640, посл. - L., 1954; Chi., 1955. Первый нем. перевод - Fr.-Lpz., 1745, последний - Stuttg., 1955. Исп. пер. - Md., 1821,последний - Md., 1957. В 1920 в Барселоне вышел каталанский перевод. Имеются переводы на: швед. - 1757, 1867, Stockh., 1914, норв. - Kristiania, 1898, Oslo, 1948, дат. - Kbn., 1876, голл. - Hague, 1940, Amst., 1955, польск. - Kr., 1868, Lw.-Warsz., 1920, чеш. - Praha, 1873, 1901, болг. - С., 1933, венг. - Pest, 1848, Bdpst, 1906.

Рус. пер. - одновременно (СПБ, 1869) под названием "Государь" (пер. Н. Курочкина) и "Монарх" (пер. Ф. Затлера). Н. Курочкин переводил с франц. версии, повторяя ее ошибки, Ф. Затлер - с нем., его перевод также несовершенен. В 1900 вышло сокр. изложение А. Пресса, в 1910 - перевод С. М. Роговина (Москва). Лучшее рус. изд.: "Князь" - в кн.: Соч. М., М.-Л., 1934, переводчик - М. С. Фельдштейн, примеч. составил А. Дживелегов.

Л. Азарх. Москва.

Opere, Mil.-Napoli, 1954; Opere, v. 1-2, 6-, [Mil. ], 1960-1961 -; в рус. пер. - Соч., т. 1, М.-Л., 1934; Мандрагора, Берлин, 1924; О военном искусстве, М., 1939; Рассуждения на 1 декаду Тита Ливия, СПБ, 1869.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, 3, 13, 14, 15, 16; их же, Соч., т. 22, М.-Л., 1929 (см. Указатель имен); Архив Маркса и Энгельса, кн. 4, М.-Л., 1929; История философии, т. 2, [М. ], 1941, с. 72-75; Деборин А. М., Социально-политич. учения нового времени, т. 1, М., 1958; История политич. учений, 2 изд., М., 1960; Виллари П., Н. М. и его время, пер. с итал., т. 1, М., 1914; Τommasini О., La vita e gli scritti di N. Machiavelli..., v. 1-2, 2 ed., Roma, 1911; Orsini Ν., Bacone e Machiavelli, Gen., 1936; Νorsa Α., Il prinzipio della forza nel pensiero politico di Niccolo Machiavelli, Mil., 1936; Whitfield J. H., Machiavelli, Oxf., 1947; Νorsa Α., N. Machiavelli, Mil., 1949; Gramsci Α., Note sul Machiavelli, sulla politica e sullo Stado moderno, Torino, 1949; Кłоskowska Α., Machiavelli jako humanista..., Lόdź, 1954; Prezzolini G., Machiavelli anticristo, Roma, 1954; Ridоlfi R., Vita di N. Machiavelli, 2 ed., Roma, 1954; Butterfield H., The statecraft of Machiavelli, L., 1955; Möbus G., Die politischen Theorien von den Anfängen bis zu Machiavelli, Köln-Opladen, [1958 ]; Sasso G., N. Machiavelli. Storia del suo pensiero politico, Napoli, 1958; Сhabod F., Machiavelli and the Renaissance, L., 1958.

З. Мелещенко. Ленинград.

В начало энциклопедии