Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ВИДИМОСТЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВИДИМОСТЬ

ВИДИМОСТЬ - кажимость (в ф и л о с о ф и и), - выражение сущности вещей в поверхностных, неустойчивых, случайных проявлениях, воспринимаемых непосредственно. В. выражает не всю сущность, а лишь ее момент. В процессе непосредств. созерцания мы иногда сталкиваемся с тем, что явления кажутся нам не такими, каковы они есть на самом деле. Это и есть В., или кажимость. В. не есть чистое порождение нашего сознания. Она возникает в результате воздействия на субъект реальных отношений и условий наблюдения. Вещи могут представляться нам как в правильном, так и в извращ. виде. Представление вещи в извращ. виде есть с у б ъ е к т и в н ы й момент В., хотя способ представления вещей вытекает из их реальных отношений. Нам кажется, что Солнце передвигается по небесному своду с В. на З. Это искаж. отражение вызывается не особенностями нашей познават. способности, а тем, что мы вместе с Землей движемся вокруг Солнца. Особенно сложно за В. вскрыть сущность вещей в обществ. явлениях. Так, при капитализме заработная плата, к-рую выплачивает рабочему предприниматель, представляется как оплата всего труда рабочего; но В. в данном случае вводит в заблуждение, ибо в действительности оплаченной является лишь часть труда рабочего, в то время как остальная, неоплаченная его часть служит для создания прибавочной стоимости, составляющей источник прибыли капиталистов. Сущность вещей проявляется во взаимодействии явлений, однако ни одно явление никогда не может полностью выразить соответствующую сущность; явления выражают сущность односторонне. В этом заключен источник заблуждений: на основании содержащейся в явлениях неполной информации о законах природы и общества люди зачастую делают неверные выводы об этих законах. Эта особенность явлений и фиксируется в категории В., или кажимости. Эта категория, с одной стороны, характеризует ту особенность объективного мира, что явления выражают определяющие их сущности не всегда адекватно, а с другой - особенность самого познания, процесс перехода от явления к сущности.

"Кажущееся есть сущность в о д н о м ее определении, в одной из ее сторон, в одном из ее моментов. С у щ н о с т ь кажется тем-то" (Ленин В. И., Философские тетради, 1947, с. 107). Применяя категорию В., мы имеем дело с действием предметов материального мира на органы чувств человека, и возникающий при этом образ обусловлен объективными свойствами отражаемых предметов и выражает в какой-то форме эти свойства. Поэтому В. И. Ленин говорит: "Не толькo Wesen [сущность], но и Schein [видимость] объективны" (там же, с. 72). Цель науки состоит в том, чтобы за изменчивыми и преходящими явлениями вскрыть определяющую их сущность, устранив заблуждения, связанные с В.

Познание и практика научили человека отличать законы развития вещей от явлений, в к-рых эти законы выражаются, научили отличать обманчивую В. вещей от их истинного содержания. Домарксистская философия не могла правильно решить вопрос об отношении между В. и сущностью. Субъективный идеализм отрицает объективное содержание явлений и фактически сводит материал человеч. знаний к В. Метафизика отрывала В. от ее объективной основы, от сущности, рассматривая В. только как чисто субъективную иллюзию. Отрыв В. от сущности используется для обоснования непознаваемости мира. Агностич. и скептич. подход к В. подверг критике Гегель, выступавший с позиций объективного идеализма. Гегель впервые ввел В. как особую филос. категорию, однако эта категория выступала у него как одно из понятий идеалистич. филос. системы. Только марксистская философия раскрыла рациональное содержание категории В., выявив диалектич. Соотношение субъективной и объективной сторон в В. и ее отношение к категориям сущности и явления.

Отстаивая объективный характер В., диалектич. материализм ведет борьбу против идеализма, использующего неполноту и недостатки эмпирич. познания для "обоснования" агностицизма. Диалектич. материализм исходит из того, что показания органов чувств дают образы предметов внешнего мира, сходные с самими предметами, но не абсолютно, не целиком, не безоговорочно, а лишь в основном. Эмпирич. познания недостаточно для понимания сущности вещей. Взятые сами по себе, показания органов чувств; не могут служить безошибочным критерием истины. Однако познание никогда не останавливается на В. и на явлениях, идет дальше, проникает в сущность вещей и процессов; оно охватывает чувств, и рациональную ступени и имеет своей основой общественно-историч. практику. См. Диалектический материализм, Теория познания, Истина.

Лит.: Маркс К. И Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955, с. 62-67; Маркс К., Теории прибавочной стоимости, т. 3, 4 изд., М., 1936, с. 107-15; его же, Тезисы о Фейербахе, в кн.: Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 43-44, 358; его же, Диалектика природы, М., 1955, с. 159, 168, 191; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 90-92, 24,249; его же, Философские тетради, там же, т. 38, с. 118, 121,122, 133,139-42, 189, 214, 249; Кант [И.], Критика чистого разума, 2 изд., П., 1915, с. 172-200; Гегель [Г.], Энциклопедия философских наук, Соч., т. 1, М.-Л., 1929, с. 191-263; его же, Наука логики, там же, т. 5, М., 1937, с. 459-694.

А. Спиркин. Москва.

В начало энциклопедии