Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
МАЛЬРО

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МАЛЬРО

МАЛЬРО (Malraux), Андре (р. 3 сент. 1901) - франц. романист, эстетик, политич. деятель. В 20-х гг. принимал участие в гражд. войне в Китае на стороне Гоминьдана, а после разрыва Гоминьдана с коммунистами - на стороне коммунистов. Вернувшись во Францию, публикует романы, посвященные кит. революции - "Завоеватели" ("Les conquérants", 1928, нов. изд., 1963) и "Условия человеческого существования" ("La condition humaine", 1933, нов. изд., 1963). Персонажи М. в меньшей степени живут собственной жизнью, чем являются участниками того философ. спора, к-рый ведет автор. В центре же философ. взглядов М. находится метафизически трактуемая им проблема "человеческого состояния" (condition humaine). Согласно M., перед лицом смерти и в виду утраты веры в предопределенный порядок мира (божественный или рациональный) - человеческое существование обесценивается. Единственным путем преодоления его трагич. абсурдности является действие как таковое, пусть даже лишенное цели. В самом действии и состоит победа человека над "роком", его приобщение к судьбам всего человечества, к "человеческому братству". Эти идеи М. были позднее восприняты философией и лит-рой экзистенциализма (А. Камю, Ж. П. Сартр). Несмотря на субъективно-идеалистич. мотивировку этого приобщения М. к интересам человечества, М. в 30-е гг. сблизился с Коммунистич. партией, активно участвовал в антифашистском движении, в гражд. войне в Испании. В романе "Надежда" ("L'espoir", 1937), посвященном борьбе исп. народа против фалангистских мятежников, основной круг проблем также связан с индивидуалистич. богоборчеством и "преодолением смерти", поисками смысла жизни в действии как таковом. В 1939 М. порвал с Коммунистич. партией и с этого, времени выступает против коммунизма. В годы гитлеровской оккупации Франции М. участвовал в Движении Сопротивления, где сблизился с правым, его крылом - партией де Голля. В 1945-46 М. - министр информации во временном правительстве де Голля, в 1947 - член руководящего комитета деголлевской партии РПФ. С приходом де Голля к власти в 1958 М. становится министром по вопросам культуры.

В соч. "Психология искусства" ("La psychologie do l'art", t. 1-3, 1947-50; нов. доп. изд. под назв. "La voix du silence", 1953) и "Воображаемый музей мировой скульптуры" ("La musée imaginaire de la sculpture mondiale", v. 1-3, 1952-54) M. стремится обосновать свое понимание смысла иск-ва и его осн. закономерностей на широком фоне мировой истории иск-ва, что немало способствовало интересу к этим сочинениям. Эстетич. взгляды М. воспроизводят различные теории идеалистич. эстетики и искусствознания (эстетики А. Бергсона, нем. формалистич. искусствоведения, нек-рых концепций кн. франц. искусствоведа А. Фосийона "Жизнь форм"). Согласно М., благодаря распространению художеств. репродукции совр. зритель имеет возможность объединить все наследие мирового иск-ва в "воображаемый музей". Собранные в этом музее произведения иск-ва благодаря репродукции утеряли свое "качество предметности", "интеллектуализовались" и выявили свой высший смысл: смысл пластич. стиля, с помощью к-рого художник "подчиняет" себе действительность. Это "подчинение" состоит в том, что художник переселяет объекты реальной действительности в ту "исключительную область", в к-рой они ускользают от смерти. Для переселения в эту область, для создания иск-ва необходимо, чтобы отношение художника к изображаемому объекту было принципиально иного рода, чем то, к-рое ему "навязывает" общество. Т. обр., следуя за интуитивистской эстетикой, М. противо-поставляет иск-во действительности, художеств. сознание - общественному. Однако в дальнейшем развитии своей теории М. нередко вообще опускает вопрос об отношении иск-ва к действительности и сводит историю мирового иск-ва к автономному, самовоспроизводящему развитию стиля. Тем самым всю историю мирового иск-ва М. изображает как своего рода прелюдию модернистского иск-ва 20 в., в к-ром он видит чистое выражение стиля.

Соч.: La métamorphose des dieux, P., 1957.

Лит.: Андреев Л., Музей обожествленного искусства, "Иностр. лит-ра", 1957, No 3; его же, Снова "чистое искусство", в сб. ст.: О совр. бурж. эстетике, М., 1963; Duthuit G., Le musée inimaginable, v. 1-3, P., [1956 ]; Boisdeffre P. de, A. Malraux, 4 éd., P., 1957.

M. Толмачев. Москва.

В начало энциклопедии