Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
СЕНСУАЛИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СЕНСУАЛИЗМ

СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение) - направление в теории познания, согласно к-рому в отличие от рационализма чувственность является гл. формой познания. С. стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств, а также свести все содержание сознания к их показаниям как первоначальным элементам.

В истории философии вопрос о роли разума и чувств в процессе познания возник как только встала проблема генезиса человеч. сознания. Первоначально и еще недостаточно четко идеи С. формулируются в индийской философии (в учении чарвака), в китайской философии (в учении моистов), в древнегреческой философии (Гераклит, отчасти Демокрит и Аристотель, являющийся в целом рационалистом).

В дальнейшем ходе истории философии определяются материалистич. и идеалистич. направления С. Материалистич. С. усматривает в чувств. деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира. Идеалистич. С. видит в чувств. деятельности некую самостоятельную и самосущую сферу. Идеализм наметился уже в С. Протагора с его релятивистской и субъективистской тенденцией, усилившейся у Аристиппа и его последователей из основанной им киренской школы. Провозглашая чувств. восприятие единств. источником наших знаний, эти философы вместе с тем утверждали, что оно сообщает людям данные только относительно их собств. состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами (Секст Эмпирик, Adversus mathematicos, VII, 191 и сл.). Последние непознаваемы, и понятие истины применимо только к изменениям нашего собств. существа (там же, а также Diag. L. 11, 192). Впрочем С. киренских философов представлял собой не столько положение теории познания, сколько положение развитой ими этики гедонизма.

Система материалистич. С. была сформулирована Эпикуром, являвшимся гл. представителем этого направления в античности и одним из наиболее последовательных сенсуалистов в истории философии.

Более умеренный С. был разработан стоицизмом уже в древней его фазе. В отличие от эпикурейцев стоики признавали истинным не каждое чувств. восприятие, а только те из них, к-рые возникают в человеч. сознании при определенных условиях ("каталептические образы"). Отвергая взгляд, по к-рому понятия ума имеют внеопытное происхождение, стоики пришли к концепции, согласно к-рой человеч. сознание первоначально представляло собой "чистую доску" (tabula rasa), заполняемую в процессе жизненного опыта образами и понятиями. К гносеологии стоицизма восходит и мысль, к-рая была сформулирована С. как положение о том, что нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувстве (nihil est in intellectu quod non sit us in sensu). Элементы С. имелись и в номинализме.

В эпоху Возрождения, когда передовые философы выступали с решительной критикой схоластики и стали подчеркивать необходимость опытного исследования природы, С. снова приобрел значительное влияние (Телезио, Кампанелла, Ф. Бэкон и др.).

Видными представителями материалистич. С. в 17 в. являлись Гассенди и Гоббс. Последний исходил из древней формулы С., считая, что "...нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах о щ у щ е н и я" (Избр. произв., т. 2, М., 1964, с. 50). Локк, исходя из основоположных формул С., предпринял попытку вывести из чувств. опыта все содержание человеч. сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта.

Непоследовательность локковского С. была использована Беркли, к-рый полностью отбросил внешний опыт и стал рассматривать ощущения ("идеи") как достояние только человеч. сознания, т.е. интерпретировал С. идеалистически. Однако берклианский субъективно-идеалистич. С. не выдерживал своего исходного принципа, вводя идею бога, не воспринимаемого ни в каком чувств. опыте. Именно деятельность бога объясняет, по Беркли, возникновение всех идей человеч. духа. Более последователен Юм в своем субъективно-идеалистич. С., основанном на агностицизме и не апеллировавшем к богу. Идеи Юма заложили фундамент субъективно-идеалистич. феноменализма, к-рый составляет основу таких влиятельных направлений бурж. идеализма 19-20 вв., как позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм.

Виднейшими представителями матери-алистич. С. были франц. материалисты 18 в. Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах.

Преодолевая непоследовательность Локка и отвергая идеализм Беркли, они последовательно связывали ощущения, как основу всех знаний, с объективным миром, как их источником. Материалистич. сенсуализм Гельвеция стал фундаментом разработанной им этико-социологич. доктрины с ее центр. утверждением о том, что внешняя среда играет решающую роль в формировании человеч. сознания. Эта идея Гельвеция оказала большое влияние на Оуэна и нек-рых др. представителей утопического социализма.

Обстоятельную разработку гносеологии С. произвел Кондильяк, хотя он и проявлял тенденцию к агностицизму.

В истории С. немаловажную роль сыграла материалистич. гносеология Фейербаха. В противоположность умозрительно-спекуля-тивному идеализму, господствовавшему в нем. философии конца 18 - нач. 19 вв., Фейербах подчеркивал непосредств. достоверность чувств. познания. Вместе с тем Фейербах понимал, что оно составляет только исходный пункт познания, сложный процесс к-рого с необходимостью включает в себя деятельность рассудка и разума.

Диалектический материализм в своей теории познания исходит из высокой оценки роли чувств. познания. Но он считает, что домарксовский С. был созерцательным и индивидуалистическим, поскольку в подавляющем большинстве домарксистских гносеологич. построений субъектом познания выступал индивидуальный, а не обществ. человек. Сознание такого человека обычно рассматривалось как внеисторич. феномен. Преодолевая эти пороки, вскрывая роль практики в познании и его обществ. сущность, марксизм-ленинизм глубоко увязывает чувств. и рациональную формы познания, вскрывая диалектику их взаимодействия как в истории человеч. познания, так и в индивидуальной деятельности.

Лит. см. при статьях Ощущение, Отражение, Теория познания.

В. Соколов. Москва.

В начало энциклопедии