Приглашаем посетить сайт

Культура (cult-news.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Б" (часть 6, "БОС"-"БУА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 6, "БОС"-"БУА")

БОСТШМ

БОСТШМ (Boström), Якоб (1 янв. 1707 - 22 марта 1866) - шведский философ, проф. ун-та в Упсале (1838-63), основатель т.н. персонального ("рационального") идеализма в Швеции. Согласно этому учению, исходным пунктом познания является самосознание, а потому философия есть наука о личности ("Афоризмы о душе и о восприятии" - "De mente ас perceptione aphorismi", 1839). Являясь в теории познания субъективным идеалистом, Б. переходил к религ. объективному идеализму, когда доказывал, что посредством разума человек познает бога, бытие духа, являющееся действит. миром. Отражение бога - материальный мир человек может познавать и посредством чувств (см. "Основные идеи о философии права. Пропедевтика" - "Grundlinier till philosophiska statslärnas Propädeutik", 1851). Концепцию неразвивающегося бога-абсолюта (духовного мира) Б. направлял против диалектики Гегеля. Общество, по Б., является "нравств. личностью" и возникает на основе априорных нравств. принципов. Существуя в форме "частной" (семья) и "общезначимой" (народ), оно через гос-во, к-рое, по Б., надклассово, оберегает "общественные интересы" от влияния интересов отд. личностей, что возможно только при наследств. конституц. монархии, в к-рой "зрелый народ" может иметь свое представительство. Философия Б., отразившая интересы господствующих классов - дворянства и буржуазии, имела последователей (Салин и др.) и оказывает влияние в Швеции до наст. времени.

Соч.: Skrifter, del 1-3, Uppsala, 1883-1901.

Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с. 573-76; Ljunghoff J., Christopher Boström, Sveriges Platon, Uppsala, 1916; Liljeqvist E., Christopher Jacob Boström, в кн.: Svenskt biografiskt lexikon, Bd 5, Stockh., 1925; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie. Τl 5, В., 1928; Wedberg Α., Den logiska strukturen, hos Boströms filosofi, Uppsala, 1937; Larsson H., Minnesteckning över Christopher Jacob Boström, Stockh., 1931.

Ц. Арзаканьян. Москва.

БОТЕВ

Христо [25 дек. (7 янв.) 1849 - 20 мая (1 июня) 1876] - болг. поэт, революционер-демократ и мыслитель- материалист. Один из организаторов и руководителей Болгарского революционного центрального комитета. В начале 60-х гг. 19 в. учился в Одессе, где познакомился с произведениями рус. революц. демократов, оказавщими решающее влияние на формирование его мировоззрения. Свои филос. и социально-политич. взгляды изложил в газ. "Дума на българските емигранти" (1871) и "Знаме" (1874-75), издававшихся им в Румынии. Идеолог болгарского крестьянства и разорявшихся ремесленников, Б. выступал с обоснованием необходимости всенародной "беспощадной" революции, к-рая ликвидировала бы социальный и нац. гнет тур. феодалов и зарождавшейся нац. буржуазии. Выдвинутый Б. лозунг нар. гос-ва, "федерации свободных общин", отражал его утопич. представления об обществе без эксплуатации, о гос-ве, основанном на равенстве производителей. Б. положительно оценивал деятельность 1-го Интернационала, был знаком с "Коммунистическим Манифестом", читал 1-й том "Капитала". Однако не понял в условиях феод. Болгарии роли рабочего класса в социалистич. революции.

Пропаганду материализма Б. связывал с борьбой против религ. мировоззрения, выступал с критикой духовенства как глубоко враждебного народу сословия. Решающее значение в борьбе с религией Б. придавал прогрессу естеств. наук и пропаганде их достижений. "Религия исчезает и уступает дорогу более новому и научному миросозерцанию, духовенство сходит со сцены и дает место свободе и равенству..." (Ботев X., Съчинения, т. 2, София, 1945, с. 73). В газ. "Дума..." Б. поместил свободный перевод статьи Герцена "Разговор с детьми", где излагались основы материалистич. мировоззрения. Материализму Б. свойственны элементы диалектики, особенно в оценке историч. развития, конкретно-историч. подхода к вопросам нац.-освободит. движения. Во взглядах на жизнь общества Б. остался идеалистом, хотя в его произведениях есть догадки о решающей роли материальных отношений ("народной экономики") в жизни общества. В области эстетики Б. был последователем Чернышевского. Подчеркивая социальное значение иск-ва, Б. выступал против теории "иск-ва для иск-ва". Поэзия Б. отличается глубокой идейностью, непосредственностью чувства и совершенной художеств. формой. Выступая как сатирик, Б. беспощадно изобличал врагов народа.

Соч.: Съчинения. Под редакцией на З. Стоянов, С., 1883; Съчинения. Под редакцией на Михаил Димитров, [3 изд.], т. 1-3, С., 1950; в рус. пер. - Публицистика, М., 1952; в кн.: Избр. произв. болгарских революционных демократов, М., 1959.

Лит.: Димитров М., Христо Ботев. Идеи - личность - творчество, 2 изд., С., 1945; его же, Христо Ботев. Биография, С., 1948; Павлов Т., Христо Ботев, [С., 1949]; Ерихонов Л., Русские революционные демократы и общественная мысль южных славян в 60-70-х годах XIX века, [М.], 1950; Воробьев Л., Христо Ботев, М., 1953; Киселинчев Α., Мирогледът на Христо Ботев, С., 1949; Унджиев И., Христо Ботев. Живот, идеи и творчество, С., 1956; Шестаков П. М., Христо Ботев - великий болгарский революционер и мыслитель, Рязань, 1959.

Л. Воробьёв. Москва.

М. Димитров. Болгария.

БОТКИН

Василий Петрович [27 дек. 1811 (8 янв. 1812) - 10 (22) окт. 1869] - рус. либеральный публицист, лит. критик. Сын моск. купца. В юности принадлежал к кружку Станкевича (см. Станкевича кружок), был близок к Белинскому, позже сблизился с Герценом, симпатизировал левогегельянской школе, участвовал в полемике со славянофилами (рецензия на "Историю древней философии" Карла Зедергольма, "Отеч. записки", 1842, No 3, то же, Соч., т. 2, СПБ, 1891). В ст. "Германская литература в 1843 году" ("Отеч. записки", 1843, No 1, то же, Соч., т. 2, СПБ, 1891) без ссылки на источник кратко изложил памфлет Энгельса "Шеллинг и откровение". Пребывание (1843-46) в странах Зап. Европы (см. "Письма об Испании", в журнале "Современник", 1847-51, отд. изд. 1857) способствовало формированию буржуазно-либеральных политических взглядов Б. Решающую роль в обществ. развитии Б. отводил "просвещенному коммерсанту" (см. "П. В. Анненков и его друзья", СПБ, 1892, с. 550-55), обрушивался на критику буржуазии Герценом (см. Ч. Ветринский, В сороковых годах, М., 1899, с. 167-68). Идеализация зап.-европ. буржуазии и отрицат. отношение Б. к революции явились гл. причинами расхождения Б. с Белинским. В 50-е гг. сформировались воззрения Б. на иск-во, в основе своей шеллингианские. Искусство, по Б., является орудием и выражением движущих общество нравств. идей (см. "Русская литература", Соч., т. 2, 1891, с. 354); сущность его якобы непреходяща, вечна, обща всем временам и выражает внутр. мир души человека (см. тамже, с. 360-62). Защищая "чистое искусство", Б. выводил эстетич. категории из переживаний человека. К 60-м гг. политич. взгляды Б. становились все более реакционными - он поддерживает политику царя (см. Ч. Ветринский, указ. соч., с. 181), резко отрицательно относится к "Колоколу" Герцена, выступает против Чернышевского (см. А. Фет, Мои воспоминания, ч. 1, с. 429-30, ч. 2, с. 62, 82).

Соч.: Соч. в 3 томах, СПБ, 1890-93.

Лит.: Ветринский Ч., В сороковых годах, М., 1899; Анненков И. В. и его друзья. Литературные воспоминания и переписка 1835-1885 годов, СПБ, 1892; Фет Α., Мои воспоминания 1848-1889, ч. 1-2, М., 1890; Боткин В. П. и Тургенев И. С., Неизданная переписка 1851-1869 по материалам Пушкинского дома, Толстовского музея, М.-Л.. 1930; Белинский В. Г., Избр. письма. В двух томах, М., 1955 (см. Указатель); Сакулин П., Русская литература и социализм, ч. 1, 2 изд., М., 1924; Пруцков Н. И., В. П. Боткин и литературно-общественное движение 40-60-х гг. XIX ст., "Уч. зап. Грозненск. пед. ин-та", Филол. серия, 1947, вып. 3; История русской критики, т. 1, М.-Л., 1958, гл. 13.

Л. Волкова. Москва.

БОУН

БО́УН (Bowne), Борден Паркер (14 дек. 1847 - 1910) - амер. философ-идеалист, основатель теистич. персонализма. Проф. Бостонского ун-та (1876-1910). В учении Б. выражена характерная тенденция амер. философии конца 19 в. к объединению теологии и объективного идеализма с эмпиризмом. В своей философии Б. использовал элементы учений Беркли, Канта, Лотце. Реальность, согласно Б., является совокупностью взаимодействующих "личностей", зависимых от творческой деятельности высшей личности или бога. Под личностью у Б. фигурирует не реальный человек, а некая духовная монада или душа, к-рая, оставаясь самотождественной, раскрывается в непосредств. опыте отд. человеч. личности. Объективный мир, его формы и качества создаются в опыте личности и являются вторичными по отношению к ней ("Персонализм" - "Personalism", 1908).

Соч.: Metaphysics, [2 ed.], N. Y.-L., 1898; Introduction to psychological theory, N. Y., 1887; Philosophy of theism, N. Y., 1887; The principles of ethics, N. Y., 1892; Theism, N. Y., [1902]; Kant and Spencer, Boston - N. Y., 1912.

H. Юлина. Москва.

БОХЕНЬСКИЙ

БОХЕНЬСКИЙ (Bocheński), Юзеф Мария (р. 30 авг. 1902) - швейц. философ-неотомист. Один из теоретич. лидеров антикоммунизма; член ордена доминиканцев, по национальности поляк. Проф. истории философии (с 1945), ректор (1964-66) Фрейбургского ун-та. Б. - организатор и директор (с 1957) Ин-та восточноевроп. исследований при Фрейбургском ун-те, основатель и издатель (с 1961) журн. "Studies in Soviet Thought" и серии "Sovietica" (с 1959). Как теоретик "советологии" Б. эволюционировал от "глобального" антикоммунизма к более дифференцированным формам его критики. Будучи убежденным идейным противником коммунизма, Б. выступил с утверждениями об антигуманном характере сов. строя и филос. несостоятельности марксистско-ленинского мировоззрения. Совр. коммунизм, по Б., является якобы одной из искаженных версий марксизма.

В последние годы Б. отмечает быстрое развитие сов. философии и ее успехи (в разработке проблем естествознания, логики, роста науч. продукции и др.).

Б. - автор работ по истории философии и современной, в частности математической, логике.

Соч.: Europäische Philosophie der Gegenwart, 2 Aufl., Bern, 1947; Formale Logik, Freiburg-Münch., 1956; Wege zum Philosophischen Denken, 2 Aufl., Basel-W., 1960; Logik of religion, Ν. Υ., 1965; Diamat, Stuttg., 1968.

Лит.: "Новые книги за рубежом", 1958, No 21; 1960, No 16, 21; Быховский Б., Партии в философии и философский камуфляж, "Коммунист", 1967, No 1.

А. Алтухов. Москва.

БОЧОРИШВИЛИ

Ангия Тадеозович [р. 23 нояб. (6 дек.) 1902] - сов. психолог, акад. (с 1955) и вице-президент (с 1957) АН Груз. ССР. Член КПСС с 1950. Окончил филос. ф-т Тбилисского ун-та (1924). Читал курсы лекций по психологии в Тбилисском ун-те (1928-33), Кутаисском пед. ин-те (1933-56) и курс логики в Кутаисском пед. ин-те, где заведовал кафедрой психологии (1935-56). Работы Б. посвящены проблемам предмета и метода психологии, истории психологии, вопросам психологии мышления и языка.

БОЧОРИШВИЛИ

БОШКОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЭЦИЙ

БОЭЦИЙ (Boethius), Аниций Манлий Торкват Северин (480-524) - позднерим. философ. Консул и крупный придворный деятель остготского царя Теодориха. Б. перевел на лат. язык и прокомментировал логич. сочинения Аристотеля ("Об истолковании", "Категории"), а также "Введение" Порфирия (к "Категориям" Аристотеля) и сам написал ряд соч. по логике: "Введение в категорический силлогизм", "О категорическом силлогизме", "О гипотетическом силлогизме", "О делениях", "О различии". Что касается сохранившихся под его именем переводов прочих сочинений, составляющих "Органон" Аристотеля ("Аналитики первая и вторая", "Топика", "Софистические опровержения"), то подлинность их оспаривается. Трактат "Об определении" принадлежит Марию Викторину, а не Б. Трактат "Об единстве", приписываемый Б., тоже принадлежит не ему, а Доминиго Гундисальво. Переводы и комментарии Б. в эпоху раннего средневековья служили единств. источником сведений по логике Аристотеля. Большую известность в ср. века получили математич. работы Б. ("Основания арифметики" - изложение арифметики Никомаха, перевод четырех первых книг "Начал" Эвклида, без доказательств) и трактат "О музыке", излагавший муз.-теоретич. учения древних греков. Филос.-онтологич. воззрения Б. отразились и в его богословских произведениях ("О святой троице", "О католической вере" и др.). Как философ Б. - эклектик, находившийся под влиянием учений Аристотеля, Платона, неоплатонизма и стоицизма, к-рые он стремился сочетать с принципами христианства. Осн. филос. соч. Б. - "Consolatione philosophiae" (в рус. пер. - Утешение философское, 1794) - пронизано духом пессимизма, отразившего разложение и гибель рабовладельч. культуры. Христ. бога-творца Б. отождествлял здесь с платоновской идеей высшего блага. Под влиянием стоиков Б. отождествлял божеств. провидение с закономерностью происходящих в природе процессов, учил, что истинное счастье - в нас самих и ничем не может быть от нас отнято, зло в мире - лишь видимость, за ним скрывается благо, вытекающее из божеств. провидения, к-рое все знает и всем руководит. Это соч. Б. начиная с 9 в. неоднократно переводилось на европ. языки и комментировалось.

Соч.: Opera omnia, t 1-2, [Ρ.], 1860 (Patrologiae cursus compl., ser. latina, accur. J.-P. Migne, t. 63-64), Philnsophiae consolationis libri quinque, Lpz., 1934 (Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum, v. 67).

Лит.: Stewart H. F., Boethius, an essay, Edin. - L., 1891; Bruder К., Die philosophischen Elemente in den opuscula sacra des Boethius, Lpz., 1928; Klingner F., De Boethii Consolatione philosophiae, Β., 1921; Patch Η. R., The tradition of Boethius. A study of his importance in medieval culture, Ν. Y., 1935; Fremantle A., The age of belief, Boston - Camb., 1957; Ley H., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, Β., 1957 (см. Именной указатель).

В. Соколов. Москва.

БРАXMA-CУTPA

БРА́XMA-CУTPA - филос. трактат, являющийся источником школы Веданта. См. Веданта-сутра.

БРАГА

БРА́ГА (Braga), Теофилу (24 февр. 1843 - 24 янв. 1924) - португ. обществ. деятель, философ-позитивист, историк литературы и поэт. В книге "Позитивные решения португальской политики" ("Solucoes positivas da politica portugueza", 1879-80) и др. трудах Б. формулирует требования либеральных реформ и установления бурж. республики в Португалии. После бурж. революции 1910 возглавлял временное республиканское пр-во (5 окт. 1910 - 24 авг. 1911), в 1915 исполнял обязанности временного президента республики. В последние годы жизни отошел от политич. деятельности.

Научно-лит. наследие Б. составляет св. 100 томов. Его филос. сочинения лишь популяризируют позитивизм Конта ("Общие черты позитивной философии" - Traços geraes de philosophia positiva, 1877; труды и статьи, опубликованные в издававшемся им журн. "О Positivismo", 1878-82). В русле позитивизма идут и социологич. исследования Б.: "Система социологии" ("Systema de sociologia", 1884) и "Всеобщая история" ("Historia universal", 1878-81). Иллюстрацией историч. воззрений Б. явилась его филос. поэма "Видение времен" ("Visão dos tempos", 1864, переизд. 1908). Отказ от науч. обобщений, преклонение перед фактом снизили ценность эстетич. и историко-лит. трудов Б., наиболее значит. среди к-рых является 12-томная "История португальской литературы" ("Historia da literatura portugueza", 1870-73, переизд. 1909), где автор уделил большое внимание нар. творчеству и его воздействию на письменную лит-ру.

Лит.: Teixeira Bastos Y. F., Teophilo Braga e a sua obra, Porto, 1892; Agudо F., Τ. Braga e a alma portugueza, Oporto, 1902.

З. Плавскин. Ленинград.

БРАГИНЕЦ

Андрей Степанович [р. 1(14) дек. 1903] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1959). Член КПСС с 1926. Окончил Харьковский ун-т (1934). Зав. кафедрой философии Львовского ун-та (с 1939). Работает в области истории философии.

Соч.: Философськи i суспiльно-полiтичнi погляди Iвана Франка, Львiв, 1956; Георгий Валентинович Плеханов, "Тр. Львовск. гос. ун-та. Кафедра общественных наук", 1957; Боротьба В. I. Ленiна проти буржуазноï реакцiйноï философiï, [Львiв], 1959.

БРАЗИЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРАЙTMEH

БРА́ЙTMEH (Brightman), Эдгар Шеффилд (20 сент. 1884 - 1954) - амер. философ-идеалист, видный представитель персонализма. Д-р философии (1912), права (1929), лит-ры (1936); проф. Браун-ун-та, Небраска-ун-та, лектор Бостонского и Гарвардского ун-тов. Подобно своему учителю Боуну, Б. защищал религ. взгляд на мир, но, в отличие от него, в качестве центральных выдвигал этич. проблемы или философию жизни ("Природа и ценности" - "Nature and values", 1945). Исходный пункт философии Б. - "личность Я", но не как реальная человеч. личность, а как мистич. самосознание или духовная сила, благодаря деятельности к-рой, выражающейся в создании "ценностей", мир приобретает содержательность, связность и познаваемость. Первичной субстанцией у Б. является божественная личность, ее познание есть задача науки ("Проблема бога" - "The problem of God", 1930).

Соч.: An introduction to philosophy. Rev. ed., N. Y., [1951]; Immortality in post-Kantian idealism, Camb., 1925; Religious values, [N. Y.], 1925; Is God a Person?, [Ν. Y.], 1932; A philosophy of religion, [2 ed.], N. Y., [1947]; Spiritual life, [N. Y.], 1942.

H. Юлина. Москва.

БРАК

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРАНКОВИЧ

БРА́НКОВИЧ (Brankovič), Константин (25 мая 1814 - 22 нояб. 1865) - сербский философ. С 1839 - проф. лицея в Белграде. С 1854 преподавал логику, психологию и педагогику в Высшей школе в Белграде. В 1856 - ред. газ. "Šumadinke", с 1859 - цензор. Б. - последователь Канта. Самое значит. произведение - "Основно мудрословиjе" (1848) и "Мыслословлъ, или логика за младежь" (1849) - написано под влиянием работ кантианца В. Круга.

Соч.: Природословлъ, или физика за младежь, Београд, 1850.

БРАХМАН

БРАХМАН - категория инд. идеалистич. философии, гл. обр. веданты, обозначающая безличный абсолют, лежащий якобы в основе всех вещей.

БРАХМАНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРАХМО САМАДЖ

БРА́ХМО САМА́ДЖ (" Общество Брахмы") - бурж. реформаторское просветительское общество в Индии. Организовано в Бенгалии в 1828 Раммохан Раем. Движение этого об-ва за религ. и социальные реформы отражало зарождение бурж. идеологии в Индии, попытку переосмыслить инд. религ.-филос, культурные и социальные традиции в свете достижений зап. бурж. цивилизации. Средством обществ. переустройства руководители Б. с. считали реформированную религию. В единстве религий ("универсальная религия" Раммохан Рая охватывала индуизм, ислам и христианство) они видели основу для единства людей, а в европеизации Индии - единств. путь к ее социальному и культурному прогрессу. Среди членов Б. с. были отменены религ. и кастовые различия, мн. вредные обычаи (напр., неприкасаемость, идолопоклонство, самосожжение вдов и др.). Филос. основа Б. с. - монистич. теизм. Высшим назначением жизни признавалась реализация внутр. духа человека. В 1866 Б. с. раскололось на 2 об-ва: Ади самадж (во главе с Дебендранатхом Тагором) и Всеиндийский Брахмо самадж (во главе с К. Ч. Севом). Первое объявило себя приверженцем идеологии Упанишад, второе оказалось под сильным воздействием христианства.

Впоследствии движение Б. с. выродилось в ряд более мелких идейных направлений и об-в, существовавших вплоть до 2-й четверти 20 в.

Лит.: Ρоллан Р., Собр. соч., [т. 19], Л., 1936, с.64-98; History of philosophy, Eastern and Western, ed. by S. Radhakrishnan [a. o.], v. 1, L., 1952; Farquhar J. Ν., Modern religious movements in India, L., 1929.

С. Кедрова. Москва.

БРЕЙЗИГ

БРЕЙЗИГ (Breysig), Курт (5 июля 1866 - 16 июня 1940) - нем. бурж. социолог и историк. Учился в Тюбингене у Шмоллера. Доцент в Берлине (1892). Рассматривая мировую историю как единый процесс становления человечества, Б. пытается создать социологич. учение о закономерностях историч. развития ("История культуры нового времени" - "Kulturgeschichte der Neuzeit", Bd 1-2, 1900-1901; "Ступени и законы мировой истории" - "Der Stufenbau und die Gesetze der Weltgeschichte", 1905). Творческую силу истории Б. видит в "созидающей личности", нар. массы представляются ему инертной силой. Сама историч. закономерность, по Б., носит формальный характер. Б. сравнивает историю с циклом жизни растений, усматривая в ней "постоянно повторяющийся круговорот цветения, созревания, гибели и нового цветения". Идеалистически рассматривая культурное развитие как совокупность элементарных процессов, творимых психикой общественного человека, Б. уделял мало внимания экономической основе обществ. развития.

Соч.: Vom geschichtlichen Werden, Bd 1-3, Stuttgart-В., 1925-28; Die Geschichte der Seele im Werdegang der Menschheit, Breslau, 1931; Naturgeschichte und Menschheitsgeschichte, Breslau, 1933; Der Werdegang der Menschheit vom Naturgeschehen zum Geistesgeschehen, Breslau, 1934; Gestaltungen des Entwicklungsgedankens, Breslau, 1940.

В. Михеев. Москва.

БРЕНТАНО ЛУЙО

БРЕНТА́НО Луйо (Brentano), (18 дек. 1844 - 9 сент. 1931) - нем. бурж. экономист, один из теоретиков катедер-социализма; проф. ун-тов в Бреславле, Страсбурге, Вене, Лейпциге и Мюнхене. Б. - автор работ о чартистском движении в Англии, занимался и историко-этич. проблемами. В своих работах, в особенности экономических, Б. утверждал, что поскольку повышение заработной платы и сокращение рабочего дня сопровождаются ростом производительности труда, постольку капиталисты, заинтересованные в последнем, будут улучшать и положение рабочих. Отсюда он проводил ложную идею о возможности "социального мира", о примирении классовых противоречий путем реформ и разрешения этич. задач. Б., по выражению Энгельса, хотел сделать рабочего "д о в о л ь н ы м наемным рабом" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 2, 1936, с. 152). Для филос. и социальных взглядов Б. характерны идеализм и эклектизм. Он проповедовал "всеобщее благополучие" на основе либеральных реформ. В последние годы жизни - открытый апологет империализма. На идеи Б. опирались в последующем его ученики Геркнер, Шульце-Геверниц, а потом и фашиствующие экономисты.

Соч.: Die Arbeitergilden der Gegenwart, Bd 1-2, Lpz., 1871-72; Der wirtschaftende Mensch in der Geschichte, Lpz., 1923; Konkrete Grundbedingungen der Volkswirtschaft..., Lpz., 1924; Mein Leben in Kampf um die soziale Entwicklung Deutschlands, Jena, [1931]; Соч. в рус. пер.: Об отношении заработной платы и рабочего времени к производительности труда. СПБ, 1895; Классическая политическая экономия, СПБ, 1900; Профессиональные организации рабочих, СПБ, 1903; Этика и народное хозяйство в истории, СПБ, 1906; Опыт теории потребностей, Казань, 1921; Аграрная политика, М.-Л., 1929.

Лит.: Энгельс Ф., Брентано contra Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 2, М., 1936; Маркс К., Капитал, т. 1, М., 1955 (см. Предисловие к четвертому изданию); Святловский В. В., Л. Брентано, его жизнь, воззрения и школа, М., 1896; Nеissеr H. und Palyi M., L. Brentano. Eine Bio-Bibliographie, В., 1924.

Б. Раббот. Москва.

БРЕНТАНО ФРАНЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРИДЖМЕН

БРИДЖМЕН (Bridgman), Перси Уильяме (р. 21 апр. 1882) - амер. физик и философ-идеалист. Окончил Гарвардский ун-т (1904), в к-ром затем был проф. математики и естеств. философии до 1954. Лауреат Нобелевской премии (1946) за исследование в области физики высоких давлений.

В философии Б. известен как родоначальник операционализма, осн. идеи к-рого им были высказаны впервые в работе "Анализ размерностей" ("Dimensional analysis", 1922, 2 изд., 1931, рус. пер. 1934), затем подробно развиты в "Логике современной физики" ("Logic of modern physics", 1927, переизд. 1954) и последующих работах. По мнению Б., значение всякого понятия можно выяснить, лишь проанализировав ряд операций, к-рые выполняются или при употреблении этого понятия, или при верификации, т. е. при определении истинности предложения, включающего это понятие, или при ответах на вопросы относительно него. Т.о., значение понятия сводится к соответствующей серии операций; это выражено в формуле Б. "значение - это операции". Операции определяются Б. как "направленные действия" индивида и могут быть как чисто физическими, так и умственными ("с карандашом и бумагой"), а также смешанными. Понятия, не допускающие операц. определения, Б. объявляет непригодными для науч. употребления. Эти взгляды являются синтезом логического позитивизма, откуда Б. берет идею эмпирич. определения значения понятия, с прагматизмом. Операционализм Б. неизбежно приводит к субъективному идеализму, т.к., в конечном счете, познание сводится к субъективному опыту индивида. В области социологии Б. занимает позицию анархиствующего интеллигента, воспевая интеллектуальную свободу ученого-одиночки; он призывает к отказу от "сентиментального демократизма", где все члены гос-ва пользуются одинаковыми привилегиями, и настаивает на участии в управлении лишь наиболее "авторитетных" политиков и ученых.

Соч.: The nature of physical theory, 2 ed., N. Y., 1949; The intelligent individual and society, N. Y., 1938; Reflections of a physicist, 2 ed., N. Y., 1955; The nature of some of our physical concepts, N. Y., 1952. Лит.: Шафф Α., Некоторые проблемы марксистско-ленинской теории истины, М., 1953; Быховский Б. Э., Операционализм Бриджмена, "Вопр. философии" 1958, No 2; Горнштейн т.н., Современный позитивизм и философские вопросы физики, в кн.: Современный субъективный идеализм, М., 1957.

В. Абрамов. Москва.

БРИТУ

БРИТУ (Brito), Фариас (24 июля 1862 - 16 янв. 1917) - браз. бурж. философ. Получил юридич. образование в г. Ресифи. Филос. учение Б. представляет собой противоречивое сочетание материалистич. и идеалистич. положений. Первые его работы (1886-95) написаны под влиянием Т. Баррету и Геккеля; с 1899 под влиянием философии Спинозы Б. переходит к своеобразному телеологич. пантеизму. На последних произведениях Б. (после 1905) сказалось его увлечение идеалистич. философией Бергсона. Почти во всех работах Б. в качестве центрального выступает вопрос о конечной цели мира и о моральном поведении человека в обществе. В книге "Истина, как правило действий" ("A verdade como regra das ações", 1905) Б. утверждает, что познание есть конечная цель мира, а истина есть предмет познания и цель морали, наивысший критерий поведения человека. Целью своей собств. философии Б. считает моральную реформу человечества, идеалистически рассматривая ее как единств. выход из духовного и социального кризиса капиталистич. общества.

Соч.: A finalidade do mundo, v. 1-3, Ceará, 1895-1905; A base física do espírito, Bolém, 1912; О mundo interior, Rio de Janeiro, 1914.

Лит.: Carvalho L. R. de, A formação filosófica de Farias Brito, S. Paulo, 1951; Elías de Tejada F., Las doctrinas políticas de Raimundo de Farias Brito, Sevilla, 1953.

Ж. Базарян. Москва.

БРОС

БРОС (de Brosses), Шарль де (17 февр. 1709 - 7 мая 1777) - франц. историк и филолог. Окончив Дижонский коллеж, стал советником (1731), а затем и президентом парламента в Бургундии. Параллельно Б. занимался изучением истории и лингвистики ("Трактат о законах образования языков" - "Traité de la formation mécanique des langues", 1765, рус. пер. 1821 A. Никольского). Сотрудничал в "Энциклопедии" Дидро, находился в тесной связи с франц. учеными Дюпюи, Бюффоном и др.

Б. - автор получившего широкую известность соч. "О культе религиозных фетишей" ("Du culte des dieux fétiches", 1760). В этой работе Б. выдвинул положение о том, что древнейшим этапом развития религии являлся фетишизм, т. е. почитание животных или неодушевленных предметов. Фетишизм, по мнению Б., является универсальной формой первобытной религии, он "распространен у всех первобытных народов вселенной, во все времена, во всех местах" ("Du culte des dieux fétiches", p. 185). Причиной возникновения фетишизма является, по Б., страх, а также невежество. Излагая теорию происхождения религии, Б. выдвинул положение об историч. развитии мышления. Человеч. сознание развивается от грубых чувственных представлений к более абстрактным, отвлеченным. Б. возражал против механич. перенесения на первобытную религию таких терминов, как "бог", "дух", т.к. это означало бы, по его мпению, приписывание дикарям "наших идей", "нашего способа мышления". Учение Б. оказало влияние на теории франц. мыслителей 18 - нач. 19 вв. - Гельвеция, Вольнея и др. Соч. Б. о фетишизме читал и конспектировал Маркс в 1842.

Лит.: Францев Ю. П., Материалисты прошлого о происхождении религии, в кн.: "Ежегодник Музея истории религии и атеизма", т. 1, М.-Л., 1957, с. 38-41; Mamet H., Le président de Brosses, sa vie et ses ouvrages, P., 1874; Brunel L., Les philosophes et l'académie française au XVIII siècle, P., 1884.

БРОУД

БРОУД (Broad), Чарли Данбар (р. 30 дек. 1887) - англ. философ-идеалист, сторонник т.н. неореализма. Проф. философии морали в Кембриджском ун-те (1933-53). Выдвигает идею т.н. критической философии ("Научная мысль" - "Scientific thought", 1923), задача к-рой заключается в анализе и определении осн. понятий повседневной жизни и науки и в выяснении смысла предложений и решит. критике осн. убеждений, переносимых без надлежащего анализа из сферы обыденного мышления в науку. По Б., философия должна состоять из логики, анализирующей формы предложений, их части, качества и отношения между собой, и этики, анализирующей понятия и исходные идеи, к-рыми пользуются в суждениях одобрения и неодобрения. Б. рассматривает материальные вещи как комбинации "мгновенных точек - событий". Б. - сторонник эмерджентной эволюции. По Б., все в мире происходит в результате слепой комбинации материи или энергии. Считая человеч. душу "компонентом" мира ("Человеческая личность и возможность ее посмертного существования" - "Human personality and the possibility of its survival", 1955), Б. отстаивает мистич. взгляд на возможность переселения души после смерти человека в тело др. человека.

Соч.: Perception, physics and reality, N. Y., 1914; The mind and its place in nature, N. Y., 1952; Five types of ethical theory, N. Y., 1951; Examination of McTaggart philosophy, v. 1-2, N. Y., 1933-38; Ethics and the history of philosophy, L., 1952.

В. Абрамов. Москва.

БРУККЕР

БРУККЕР (Brucker), Иоганн Якоб (22 янв. 1696 - 26 нояб. 1770) - нем. историк философии, ученик Буддеуса. Автор одного из первых в Германии трудов по истории философии ("Критическая история философии..." - "Historie critica philosophiae...", t. 1-5, 1742-44, 2 ed., 1767). Б. примыкал к правому крылу философии немецкого Просвещения (см. Немецкая философия).

Соч.: Kurze Fragen aus der philosophischen Historie, Tl 1-7, Ulm, 1731-36.

Лит.: Гегель Г. В. Ф., Лекции по истории философии, кн. 1, М.-Л., 1932 (Соч., т. 9, по Указателю).

В. Хейзе. Берлин.

БРУННЕР

БРУННЕР (Brunner), Эмиль (р. 23 дек. 1889) - швейц. теолог. Проф. в Цюрихе с 1924. Один из представителей т.н. диалектич. теологии. В своих работах Б. утверждает мысль о благотворности связи веры с общим развитием культуры, к-рое понимается гл. обр. как развитие философии, морали, психологии. Б. проводит идею близкого конца мира, причину к-рого он видит в успехах техники и автоматизации.

Соч.: Erlebnis, Erkenntnis und Glaube, 5 Aufl., Tübingen, 1933; Die Grenzen der Humanität, Z., 1922; Religionsphilosophie evangelischer Theologie, Münch., 1927; Das Wort Gottes und der moderne Mensch, В., 1937; Der Mensch im Wiederspruch, Z., 1941; Offenbarung und Vernunft, Z., 1941; Dogmatik, Bd 1-2, Z., 1946-50; Das Missverständnis der Kirche, Stuttgart, 1951; Das Ewige als Zukunft und Gegenwart, Z., 1953.

Лит.: Баумер Φ. Л., Апокалиптика 20-го столетия, "Вести, истории мировой культуры", 1957, No 2; Момджян X. Н., Об идеологии социального пессимизма, там же, с. 47-55; Vоlken L., Der Glaube bei E. Brunner, Freiburg, 1947.

БРУНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРУШЛИНСКИЙ

Владимир Константинович [р. 23 сент. (6 окт.) 1900] - сов. ученый, текстолог и науч. редактор произведений Маркса и Энгельса. Окончил Моск. ун-т (1922) и аспирантуру ин-та философии РАНИОН (1929). Ведет науч. работу в области философии. С 1939 - старший науч. сотрудник Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

Б. подготовил науч. изд. "Диалектики природы" Энгельса (1941). Работа Б. позволила выявить внутр. стройность незаконч. сочинения Энгельса. Б. подготовил также для 2-го изд. Соч. Маркса К. и Энгельса Ф. "Экономическо-философские рукописи 1844 года" (впервые полностью опубликованы на рус. яз.), "Святое семейство", "Нищета философии". С 1948 Б. работает над науч. изд. "Теорий прибавочной стоимости" (4-го т. "Капитала") Маркса, к-рые были известны ранее лишь в издании Каутского, дававшем искаженное представление о труде Маркса. 1-я часть "Теорий" вышла в свет в 1955, 2-я часть - в 1957. Подготавливается 3-я, заключит, часть.

Соч.: Спинозовская субстанция и конечные вещи, "Под знаменем марксизма", 1927, No 2-3; О категории меры у Гегеля, "Вестн. Коммунистической акад.", 1929, кн. 35-36; О новом издании "Диалектики природы" Ф. Энгельса, "Пролетарская революция", 1940, No 4; РаботаЛенина над философскими вопросами в 1914-1915 годах. "Вопр. философии", 1947, No 2; О подготовке научного издания "Теории прибавочной стоимости" К. Маркса, "Вопр. экономики", 1950, No 9 (совм. с И. И. Прейсом).

БРЭДЛИ

БРЭДЛИ (Bradley), Фрэнсис Герберт (30 янв. 1846 - 18 сент. 1924) - англ. философ-идеалист, глава англ. гегельянства. Окончил Оксфордский ун-т и преподавал в нем с 1876. В развитом им вслед за Стерлингом, Грином, Кердом учении "абсолютного идеализма" Б. пытался соединить традиционный в англ. бурж. философии субъективно-идеалистич. эмпиризм Беркли - Юма с абс. идеализмом Гегеля и нек-рыми идеями трансцендентального идеализма Канта. Устраняя из диалектич. метода понятие развития и находясь всецело на почве формальной логики, Б. в своем труде "Явление и реальность" ("Appearance and reality", 1893) использовал диалектику лишь для доказательства противоречивости всех науч. понятий, делая из нее вывод о том, что наука не дает объективной истины, т.к. имеет дело якобы не с подлинной реальностью, а лишь с видимостью. Б. утверждал, что науч. понятия (пространство, время, материя, движение, причинность и пр.) и законы не отражают объективной реальности, а представляют собой лишь "рабочие идеи" или даже "рабочие фикции", служащие для практич. действия в мире "явлений". В то же время, согласно Б., "видимость", к-рая включает весь чувственно воспринимаемый мир, это не пустая иллюзия, но проявление более глубокой, подлинной реальности. Эта реальность, согласно метафизич. учению Б., исключает все противоречия и изображается Б. как некое безусловное духовное начало, как сверхчеловеч. "абсолютный опыт", представляющий собой единство мышления, чувства и воли. В этом абсолюте, имеющем божеств. характер, хотя и не отождествляемом Б. с богом той или иной определ. религии, все противоречия снимаются и разрешаются. В социально-этич. плане учение Б. о совершенстве абсолюта превращается в проповедь примирения классовых противоречий и в оправдание зла, к-рое существует якобы лишь с частной, ограниченной точки зрения.

Соч.: Ethical studies, Ν. Υ., 1951; The principles of logic, v. 1-2, L., 1928; Essays on truth and reality, Oxf., 1914.

Лит.: Квитко Д. Ю., Очерки современной англо-американской философии, М.-Л., 1936; Данэм Б., Гигант в цепях, пер. с англ., М., 1958; Metz R., Die philosophischen Strömungen der Gegenwart in Grossbritannien, Bd 1, Lpz., 1935; Church R. W., Bradley's dialectic, Ithaca, 1942; Datta Dhirendra Mohan, The chief currents of contemporary philosophy, Calcutta, 1950.

Ю. Мельвиль. Москва.

БРЮНСВИК

БРЮНСВИК (Brunschvicg), Леон (10 нояб. 1869 - 18 янв. 1944) - франц. бурж. философ-идеалист, представитель т.н. критического рационализма. С 1909 - проф. Сорбонны. Б. выступал за рационализм и применение науч. метода в философии ("Модальность суждения" - "La modalité du jugement", 1897). Однако в истолковании Б., подвергшегося сильному влиянию Канта, наука превращается в свою противоположность, ибо под "научным методом" он разумел такую активность разума, к-рая устанавливает принципы "собственного движения", а они, согласно Б., тем более "научны", чем больше дух "свободен" от органов чувств и внешних материальных вещей (см. "Введение в жизнь духа"- "Introduction à la vie de l'esprit", P., 1900). Между наукой, философией и религией, согласно Б., не существует принципиальных различий. Бог совпадает у него с "бесконечным разумом", а наука на своей высшей ступени перерастает в религию (см. "Прогресс сознания в западной философии"- "Les progrès de la conscience dans la philosophie occidentale", P., 1927).

Соч.: Les étapes de la philosophie mathématique, 3 éd., P., 1929; La raison et la religion, P., 1939.

Л. Герман. Москва.

БРЯНЦЕВ

БРЯНЦЕВ (Б р я н ц ó в), Андрей Михайлович (1749 - 26 янв. 1821) - рус. философ, объективный идеалист. Учился в Вологодской духовной семинарии, Славяно-греко-лат. академии и Моск. ун-те. Проф. кафедры логики и метафизики Моск. ун-та (с 1795). Магистерская диссертация Б. "О критерии истины" ("De criterio veritatis", 1787) не сохранилась. В "Слове о связи вещей во вселенной..." (1790) Б. трактовал законы природы в плане каузально-телеологич. параллелизма. Согласно Б., в основе мироздания лежит некая "непостижимая деятельность", одушевляющая все его части. Природа, с одной стороны, - физич. целое, механически устроенное тело, подчиненное закону причинности. С другой, она - "нравственное целое", в трех царствах к-рого господствует установленная богом целесообразность. Все вещи не только "сопряжены" во времени и пространстве "физической связью", где настоящее определяется прошедшим и содержит в себе причину будущего, но связаны и посредством целей ("конечных причин"), предписанных творцом. В "Слове о всеобщих и главных законах природы..." (1799) Б. относил к всеобщим законам природы закон непрерывности Лейбница, закон "бережливости", а также закон сохранения количества вещества и сил в природе, к-рый он формулировал, опираясь на Декарта, Бильфингера, Мендельсона. Б. одним из первых знакомил русских с философией Канта. В оценке мировоззрения Б. имеются расхождения. Профессор И. Я. Щипанов (вступ. ст. к "Избр. произв. русских мыслителей 2-й пол. XVIII века", т. 1, 1952, с. 48-50) считает Б. "метафизическим материалистом".

Соч. Б. см. вкн.: Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века, т. 1, М., 1952, с. 363-83.

Лит.: Рус. биографич. словарь, т. 3, СПБ, 1908 (статья Брянцов Α. Μ.).

Ε. Плимак. Москва.

БУАЛО

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница