Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
БУАЛО

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БУАЛО

БУАЛО́ (Boileau), Б у а л о - Д е п р е о, Николá (1 ноября 1636 - 13 марта 1711) - франц. поэт и теоретик классицизма. Учился на богословском, а затем на юридич. ф-тах Парижского ун-та. Поэтич. наследие Б. весьма разнообразно по своим жанрам (сатиры, послания, эпиграммы, диалоги). Наибольшее значение имеет дидактич. поэма "Поэтическое искусство" ("L'art poétique", 1674, рус. пер. 1957), излагающая осн. принципы эстетики классицизма. Эстетич. взгляды Б. складывались в борьбе с враждебными абсолютизму лит. течениями (прециозным направлением и бурлеском), когда стиль классицизма стал господствующим в лит-ре и иск-ве Франции. В основу своей поэтики Б. кладет принцип "подражания природе". Следуя за Декартом, Б. признавал единственно достоверным рационалистич. метод познания и понимал "подражание природе" в иск-ве как изображение абстрактно-всеобщего, отвлеченного от всего индивидуального, случайного, исторически изменчивого. Прекрасное для Б. - это разумное, ясное, простое, логическое, лишенное многообразия и противоречий, присущих реальной жизни. Единство, гармония и симметрия - его обязат. условия. Лучшим способом правильного "подражания природе" Б. считал подражание антич. иск-ву, рассматривая его как абс. внеисторич. эстетич. норму. На основе изучения античной лит-ры и поэтики Аристотеля Б. провозгласил незыблемые "правила" поэтич. творчества, к-рым должен подчиняться писатель. Нормативный характер эстетики Б. сказывается и в строгом разграничении жанров, к-рое не допускает смешения трагического и комического, серьезного и шутовского. Разделяя жанры на "высокие" и "низкие", он каждому жанру отводил изображение особой сферы обществ. жизни: материалом для "высоких" жанров (трагедия, эпич. поэма, ода) должна служить жизнь королей и высшей знати, тесно связанная с судьбами гос-ва; материалом для "низких" жанров (комедия, бытовой жанр) - бурж. жизнь с ее будничными материальными интересами. Из др. работ Б. выделяется трактат "Размышления о Лонгине" ("Reflexions sur Longin", 1694, рус. пер. 1807), в к-ром Б. отстаивал превосходство античных писателей над современными. Эстетич. правила Б., в особенности знаменитые три единства в драматич. жанрах (единство места, времени, действия), были канонизированы. Поэтика Б. оказала значит. влияние на теорию и практику классицизма. В 18 в. на нее опирались сторонники классицизма не только во Франции, но и во всех странах Европы (Готшед в Германии, Поп в Англии и др.). Огромным авторитетом Б. пользовался и у сторонников классицизма в России - у Кантемира, Сумарокова и Тредиаковского, к-рому принадлежит первый перевод "Поэтического искусства" на рус. яз. (1752). В период борьбы против канонов классицизма Б. стал гл. мишенью нападок со стороны реалистов и романтиков.

Соч.: Oeuvres, ed. Pauly, v. 1-2, P., 1891.

Лит.: История француаской литературы, т. 1, М.-Л., 1946; Сигал Η. Α., "Поэтическое искусство" Буало, в кн.: Буало, Поэтическое искусство, М., 1957; Lanson G., Boileau, P., 1892; Deschanel E., Le romantisme des classiques, sér. 4, P., 1888; Brunetière F., L'esthétique du Boileau, в его кн.: Е́tudes critiques sur l'histoire de la littérature française, sér. 6, P., 1899; Bellesort Α., Sur les grands chemins de la poésie classique, P., 1914; Mornet D., Nicolas Boileau, P., [1941].

В. Бахмутский. Москва.

В начало энциклопедии