Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "В" (часть 2, "ВАС"-"ВЕР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 2, "ВАС"-"ВЕР")

ВАСИЛИД

ВАСИЛИД (Βασιλίδης) (2 в. н.э.) - философ-гностик, родом из Сирии, жил в Антиохии, Александрии, Персии. Вместе с др. представителями гностицизма учил об аб с. "полноте" бытия, недоступной никакому знанию и стоящей выше всякого бытия. Путем излияния из этой "полноты" образуется множество разного рода мифологич. существ, возникают небо и все персонажи христ. вероучения. Т.о., языч. пантеизм отождествляется здесь с христианством. Путем целого ряда космич. переворотов преодолевается зло, возникшее в результате отдаления от "полноты", и торжествует вечная истина "полноты". Соч. В. до нас не дошли. Источниками являются Ириней Лионский ("Сочинения...", СПБ, 2 изд., 1900) и Ипполит ("Philosophumena", в кн.: Patrologiae cursus compl. ser. graeca... acur. J. P. Migne, t. 16, v. 3, col. 3293-321).

Лит.: Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, [т. 2], СПБ, 1910, с. 197-209; Uhlhorn G., Das Basilidianische System, Göttingen, 1855; Foerster W., Von Valentin zu Herakleon, Giessen, 1928; The Jung Codex. A newly recovered gnostic papyrus, three studies by H. C. Puech, G. Quispel, W. C. Unnik, L., 1955.

А. Лосев. Москва.

ВАСИЛЬЕВ

Николай Александрович (1880-1940) - рус. логик. Проф. Казанского ун-та (с 1918). Развивал, начиная с 1910, независимо от голл. математика Брауэра, идею о неуниверсальном характере логич. закона исключенного третьего (см. Исключенного третьего закон), в связи с чем высказал ряд соображений, предвосхищающих нек-рые положения конструктивной логики.

филос. взгляды В. не всегда выдержаны в духе материализма; он испытал влияние кантианства.

Соч.: О частных суждениях, о треугольнике противоположностей, о законе исключенного четвертого, Казань, 1910; Воображаемая (неаристотелева) логика, "Ж. М-ва народного просвещения", 1912, ч. 40, авг.; Логика и металогика, "Логос", 1912-13, кн. 1-2; [Рецензия на кн.] Fr. Ρaulhan, La logique de la contradiction. P., 1911, там же, 1913, кн. 3-4; Логический и исторический методы в этике (Об этических системах Л. Н. Толстого и В. С. Соловьева), Казань, [б. г.]; Лекции по психологии, 2 изд., Казань, 1914. Лит.: Смирнов К. Α., Η. А. Васильев и его закон исключенного четвертого, СПБ, 1911.

В. Смирнов, Н. Стяжкин. Москва.

ВАССИАН КОСОЙ

ВАССИА́Н КОСО́Й (в миру - князь Василий Иванович П а т р и к е е в) (гг. рожд. и смерти неизв.) - рус. религ. мыслитель, публицист нач. 16 в. До своего пострижения был близок ко двору Ивана III и выполнял ответств. военные и дипломатич. поручения. В 1499 попал в опалу, был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где сблизился с Нилом Сорским. После возвращения из ссылки (ок. 1509) принимал активное участие в церковно-политич. борьбе в качестве главы нестяжателей. Написал ряд полемич. произведений, направленных против иосифлян, в которых осуждал церковь за накопление богатств, владение селами и эксплуатацию крестьян; выступал против казней еретиков - жидовствующих. В 1517 составил новую Кормчую книгу (свод церк. законов), включив в нее статьи, направленные против монастырских имуществ. В. К. выражал интересы боярства, стремившегося добиться секуляризации церк. земель, чтобы таким образом отвести от своих вотчин угрозу конфискации. Учению В. К. были свойственны элементы критицизма и рационализма. Отрицание В. К. тленности плоти Христа означало по существу отрицание его человеч. природы (вопреки учению о двух природах Христа - божественной и человеческой) и вело к идеалистич. монизму. В 1531 на церк. соборе иосифлянское руководство рус. церковью добилось осуждения В. К. На суде он был обвинен также и в признании "еллинских мудрецов" - Платона и Аристотеля. Умер в заточении.

Лит.: Полемические сочинения инока-князя Вассиана Патрикеева, "Православный собеседник", Казань, 1863, ч. 3, No 9-10, с. 93-112, 180-210; Казакова Η. Α., Неизданное произведение Вассиана Патрикеева, в кн.: Тр. Отд. древнерусской лит-ры Ин-та русской лит-ры АН СССР, [т.] 12, М.-Л., 1956, с. 387-426; Будовниц И. У., Русская публицистика XVI в., М.-Л., 1947, с. 79-81, 110-20.

Н. Казакова. Ленинград.

ВАХДАТИ-ВУДЖУД

ВАХДА́ТИ-ВУДЖУД (араб. - единство бытия) - ср.-век. мистич. учение, распространенное среди мусульман в странах Востока. Согласно этому учению, единственной реальностью является бог, а все остальное рассматривается как его отблеск. Отсюда - презрение к материальному миру. Представителями В.-в. являлись Ибн аль-Араби, Газали и др., использовавшие В.-в. для философского обоснования ислама.

ВАХДАТИ-МАВДЖУД

ВАХДА́ТИ-МАВДЖУД (араб. - единство существующего) - ср.-век. пантеистич. учение (см. Пантеизм), было распространено в мусульм. странах Востока. Имело связи с инд. материалистич. философией. Утверждало: бог есть мир, дух и материя едины, природа вечна и несотворима, жизнь - благо. Виднейшие представители В.-м., особенно Бедиль, признавали существование объекта ощущения вне человека, подчеркивали значение мышления в процессе познания, критиковали теории предопределения и переселения душ, веру в существование фей, демонов и т.п.

ВАХТЕР

ВА́ХТЕР (Wachter), Иоганн Георг (1673-1757) - нем. филолог и философ. В соч. "Начала естественного права" ("Origines juris naturalis", 1704) и "Объяснение каббалы" ("Eiucidarius cabbalisticus", 1706) в осторожной форме пропагандировал философию Спинозы, стремясь примирить ее с учением церкви. В. доказывал, что Спиноза не был атеистом, т.к. различал природу и бога. Учение Спинозы, имеющее будто бы каббалистич. происхождение, В. считал "истинным христианством".

Лит.: Mauthner F., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Bd 3, В. - Stuttgart, 1922, S. 249-51.

ВАЦЛАВЕК

ВА́ЦЛАВЕК (Václavek), Бедржих (10 янв. 1897 - 5 марта 1943) - чеш. пропагандист марксизма, художеств. критик и теоретик лит-ры. Редактор художеств. журналов "Pásmo" (1924-26), "Red" (1927-1930), "Index" (1929-30). С 1936 по 1938 редактировал журнал группы социалистич. реалистов "U-Blok". Выступал против субъективизма, за создание объективной лит.-критич. методологии, основанной на марксистском мировоззрении. Исходным методологич. принципом В. считал социологию, очерк к-рой дал в книге "Поэзия в растерянности" ("Poesie v rozpacich", 1930). Выступал против вульгарной социологии и т.н. социологии содержания, изучая не только то, как отображается действительность в художеств. произведении, но и как она влияет на структуру иск-ва. Подчеркивал значение обратного влияния лит-ры на общество. С этих позиций В. написал работы: "Чешская литература XX столетия" ("Česka literature XX století", 1935), "Творчество и реальности" ("Tvorbou k realitě", 1937) и "Литература и народная традиция" ("Písmenictví a lidová tradice, 1938). В 1930 В. принял участие в конгрессе революц. литераторов в Харькове. Во время гитлеровской оккупации Чехословакии работал в подполье. В 1942 был арестован, погиб в Освенциме.

Соч.: Od umění k tvorbe, [Praha], 1937.

Лит.: Svoboda L., Bedřich Václavek jako sociolog literatury, Praha, 1947.

К. Хватик. Чехословакия.

ВАШВАРИ

ВА́ШВА́РИ (Vasvári), Пал (наст. фамилия - Φ е й е р; Fejér) (1827 - 13 июля 1849) - венг. публицист, философ, революционер, участник революции 1848-49. Был секретарем в пр-ве Л. Кошута. В. принадлежал к плебейскому лагерю бурж. революции, был приверженцем утопич. социализма. В. выступал с критикой гегелевского учения о триадах. В работах, посвященных истории, указывал на просвещение как на одно из гл. условий историч. прогресса.

Соч.: Valogatott politikai írásai..., Bdpst, 1948; Válogatott írásai, Bdpst, 1956.

Лит.: Хевеши Μ. Α., Социологические взгляды Вашвари Пала, "Вопр. философии", 1959, No 9.

Т. Мадарас. Венгрия.

ВАЯНСКИЙ

ВА́ЯНСКИЙ (Vajanský), Светозар [наст. фамилия - Г у р б а н (Hurban); 16 янв. 1847 - 17 авг. 1916] - словацкий писатель и публицист. Редактор "Národnie noviny" и "Slovenské pohlady", на страницах к-рых выступал за нац. освобождение словаков от гнета Австро-Венгерской монархии. В. принадлежит заслуга в деле ознакомления словацкого общества с культурой рус. народа. Не видя возможности нац. освобождения силами словацкого народа, В. пассивно ожидал вмешательства России. За свое бесплодное панславистское мечтательство подвергся критике со стороны группы бурж. демократов, сплотившихся вокруг журнала "Hlas".

Соч.: Sobrané diela, sv. 1-18, Turčianský Sv. Martin, 1936-49; State о svetovej literatúre, Brat., 1957. В рус. пер. - Душевное спокойствие, Харьков, 1910.

Лит.: Vlček J., Dejiny literatury slovenskej, Brat., 1953.

И. Стринка. Чехословакия.

"ВВЕДЕНИЕ" (ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РУКОПИСЕЙ 1857-1858 ГОДОВ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВВЕДЕНСКИЙ

Александр Иванович (1856 - 7 марта 1925) - рус. философ и психолог, неокантианец. Проф. Петербургского ун-та (1888), пред. Санкт-Петербургского филос. об-ва (1899). Начиная с магистерской дисс. "Опыт построения теории материи на принципах критической философии" (ч. 1, 1888), развивал идеи кантовской философии, называя свою филос. систему "логицизмом". В соч. "О пределах и признаках одушевления" (1892) В. утверждал, будто чужая душевная жизнь никаких объективных признаков не имеет и потому недоказуема. Исходя из этого, В. в соч. "Психология без всякой метафизики" (1914) критиковал справа эмпирич. экспериментальную психологию. В. выступал против атеизма. В логике В. - последоват. идеалист ("Логика, как часть теории познания", 1909, 3 изд., 1917).

Соч.: Атомизм и энергетизм (По поводу речи В. Оствальда "Несостоятельность научного материализма"), СПБ, 1896; Спор о свободе воли перед судом критической философии, "Ж. М-ва народного просвещения", ч. 337, 1901, октябрь; Об атеизме в философии Спинозы, "Вопр. филос. и психол.", 1897, кн. 2(37); Судьбы философии в России, там же, 1898, кн. 2 (42); Философские очерки, 2 изд., Прага, 1924.

Лит.: Водзинский Е. И., Русское неокантианство и его реакционная сущность, "Вестн. ЛГУ", 1959, No 5, Сер. экон., филос. и права, вып. 1.

А. Петровский. Москва.

ВЕXOBCTBO

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕБEP

ВЕ́БEP (Weber), Альфред (30 июля 1868 - 2 мая 1958) - нем. бурж. социолог. Брат М. Вебера. Проф. Пражского (1904-07) и Гейдельбергского (с 1907) ун-тов.

Вначале В. выступил с соц.-экономич. теорией размещения промышленности, рассматриваемого в отрыве от общих законов капитализма ("Теория размещения промышленности" - "Über den Standort der Industrien", Teil 1, 1909, рус. пер. 1926). Впоследствии он разработал общеметодологич. теорию - т.н. "социологию истории и культуры" ("Проблемы социологии государства и культуры" - "Ideen zur Staatsund Kultursoziologie", 1927; "Принципы социологии истории и культуры" - "Prinzipien der Geschichts-und Kultursoziologie", 1951), в к-рой заметно влияние M. Вебера, Ницше и философии жизни. В историч. процессе В. различал три сферы: "общественный процесс" (в к-ром гл. роль играют "естественные силы побуждений и воли народов"), "процесс цивилизации" (развитие техники, науки) и "культурное движение" (религии, системы идей, искусство и т.д.).

В. отрицал объективную закономерность в истории, считая ее "металогичной", т.е. недоступной разуму. Несоответствие в уровне техники и культуры он объяснял "иррациональными" факторами: влиянием техники (Verapparatung) и народных масс, к-рые якобы вносят в общество "дух стадности" (Vermassung); коллективизм В. объявляет антиподом личности. Выступая против фашистского нигилизма в культуре, В. в то же время большой опасностью считает демократию, и поэтому политич. программа В. включает требование укрепления власти "слоя руководителей" (élite). В кн. "Прощание с досовременной историей" ("Abschied von der bisherigen Geschichte", 1946) и в особенности в последующих публичных выступлениях против социализма В. ратовал за руководящую роль амер. империализма в капиталистич. мире. В. оказал значит. влияние на бурж. социологию ФРГ и др. европейских стран.

Соч.: Kulturgeschichte als Kultursoziologie, Münch., [1950]; Der dritte oder der vierte Mensch, Münch., [1953]; Einführung in die Soziologie, Münch., [1955].

А. Мысливченко. Москва.

ВЕББ

У э б б (Webb)

1) Б е а т р и с а (22 янв. 1858 - 30 апр. 1943) - англ. экономист, обществ. деятельница. Еще в молодости В. обратилась к изучению социальных вопросов, приняла участие в коллективной работе Ч. Бутса "Жизнь и труд народа в Лондоне" ("Life and labour of the people in London", v. 1-9,1889-97), широко применив в ней метод коллективной устной анкеты (интервью).

Соч.: The cooperative movement in Great Britain, L., 1891 (рус. пер. - Кооперативное движение в Англии, СПБ, 1905); My apprenticeship, v. 1-2, Harmondsworth, [1938 ].

2) С и д н е й (13 июля 1859 - 13 окт. 1947) - англ. экономист и социолог. Один из организаторов Фабианского об-ва (см. Фабианцы), член палаты общин (с 1922) и палаты лордов (с 1929). В 1924 и 1929-31 входил в состав пр-в Макдональда. Совместно с женой Б. Вебб написал ряд трудов по истории брит. рабочего и профсоюзного движения. Веббы в своих работах, указывая на недостатки капиталистич. строя, призывают буржуазию к самоотречению, к отказу от той реакц. политики, к-рую англ. буржуазия начала, по словам Веббов, лишь после 1-й мировой войны. Они выдвигают идею о постепенном торжестве социализма путем реформ и поправок к существующему строю (муниципализация и национализация). Веббы в период 1-й мировой войны, как и в англобурской войне, одобряли действия англ. империалистов. Их переход на социал-шовинистич. позиции Ленин расценил как предательское действие по отношению к социализму (см. Соч., 4 изд., т. 28, с. 93, 408, 411). Большое влияние на Веббов оказала Великая Октябрьская социалистич. революция. Они отнеслись с симпатией к Сов. республике. После посещения СССР в 1932 выступили с книгой "Советский коммунизм - новая цивилизация?" (1935, рус. пер. 1937), положительно оценивающей и освещающей великие успехи сов. народа. Последняя книга С. Вебба "Правда о Советской России" ("The truth about Soviet Russia", L.-N. Y., 1942), рассказывавшая о героизме сов. людей, пользовалась большим успехом в прогрессивных кругах Англии.

Соч.: (совм. с В. Webb) The history of trade unionism, N. Y.-L., 1920 (рус. пер. - История тред-юнионизма, вып. 1-5, M., 1922-25); Industrial democracy, [8 ed.], L. - N. Y., 1920 (рус. пер. - Теория и практика английского трэд-юнионизма, т. 1, пер. с англ. [В. И. Ленина], СПБ, 1900, т. 2, СПБ, 1901); The prevention of destitution, [L., 1911]; A constitution for the socialist commonwealth of Great Britain, L. - N. Y., 1920; English poor law history, v. 1-3, L. - N. Y., 1927-29.

Лит.: Reichel F., Der Sozialismus der Fabier, Hdlb., [1947].

ВЁБЕР

ВЁБЕР (Weber), Макс (21 апр. 1864 - 14 июня 1920) - нем. бурж. социолог. Старший брат социолога А. Вебера. Научную деятельность начал в 80-х гг. 19 века; преподавал в Берлине, Фрейбурге, Гейдельберге и Мюнхене. Диапазон исследований В. очень широк: вопросы истории х-ва и социальных форм, взаимодействие религии и социально-экономич. структуры общества ("Собр. соч. по социологии религии" - "Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziulogie", т. 1-3, 1920-21), логика и методология обществ. наук ("Собр. соч. по наукоучению" - "Gesammelte Aufsätze zur Wissenschaftslehre", 1922; "Собр. соч. по социологии и социальной политике" - "Gesammelte Aufsätze zur Soziologie und Sozialpolitik", 1924) и т.д.

Субъективно-идеалистич. социология В. представляет собой соединение социологич. типологии (т.е. учения В. об йдеально-типич. абстракциях, понятиях, к-рые создает исследователь для теоретич. осмысления изучаемой действительности) с неокантианским идиографическим методом. Рассматривая социологию как подсобную дисциплину истории, В. отрицал объективность законов обществ. развития. Социологич. понятия, по В., суть не отражение существ. черт объективной реальности, а чисто условные, лишенные объективного содержания "идеальные типы", создаваемые сознанием для удобства систематизации сложной и иррациональной действительности. При выработке "идеальных типов" социолог руководствуется "ценностными идеями" своего времени.

Соединив неокантианский идиографизм с психологизмом Дильтея, В. заложил основы т.н. "понимающей социологии", сводящей задачи социологич. исследования к познанию господствующих идей каждой данной эпохи. Он резко выступал против материалистич. понимания истории, к-рое, по его мнению, якобы абсолютизирует роль материального фактора и классовой борьбы в обществе.

В противоположность марксистскому материалистич. монизму В. отстаивал методологич. плюрализм, фактически маскировавший его субъективный идеализм. Взгляды В., особенно его методология, оказали большое влияние на бурж. социологию, философию и историографию 20 в. (Зомбарт, Петрушевский, Ясперс, Арон и др.), а также послужили одним из идейно-теоретич. источников ревизионизма.

Соч.: Gesammelte politische Schritte, Münch., 1921; Gesammelte Aufsätze zur Sozial-und Winrtschaftsgeschichte, Tübingen, 1924. Соч. в рус. пер. - Город, П., 1923; История хозяйства, П., 1923; Аграрная история древнего мира, М., [1923].

Лит.: Неусыхин Α., Эмпирическая социология Макса Вебера и логика исторической науки, "Под знаменем марксизма", 1927, NoNo 9, 12; Данилов А. И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии конца XIX - начала XX в., [М., 1958], с. 96-105; Jaspers К., Мах Weber, [2 Aufl.], Bremen, 1946; Heinrich D., Die Einheit der Wissenschaftslehre Max Webers, Tübingen, 1952.

И. Кон. Ленинград.

ВЕБЛЕН

ВЕБЛЕН (Veblen), Торстин (30 июля 1857 - 3 авг. 1929) - амер. бурж. социолог и экономист. Проф. ун-тов в Чикаго, Станфорде и ун-та в штате Миссури.

В первых трудах ("Теория праздного класса" - "The theory of the leisure class", 1899; "Теория делового предпринимательства" - "The theory of business enterprise", 1904) В. с либерально-бурж. позиций критиковал отд. стороны монополистич. капитализма. Однако осн. труды В., вышедшие в период 1914-23, направлены на оправдание капитализма. В книге "Инженеры и система цен" ("The engineers and the price system", 1921) В. вместо классовых противоположностей выдвигал противоречия между технич. интеллигенцией и бизнесменами и призывал инженеров и техников изъять руководство хозяйством и страной из рук бизнесменов. Для этого В. считал необходимым и достаточным создать "генеральный штаб индустриальной системы", к-рый объединил бы в своих рядах технич. специалистов и возглавил их борьбу за политич. власть. Средство борьбы против бизнесменов В. видел в "забастовке инженеров", к-рая должна, по его мнению, поставить пром. произ-во перед угрозой полного краха и принудить бизнесменов мирно уйти из сферы производств. и обществ. деятельности. Мелкобурж. утопич. идеи В. в дальнейшем легли в основу т.н. теории "управляющих" (см. Технократия).

Соч.: The instinct of workmanship and the state of the industrial arts, N. Y., 1914; The higher learning of America, N. Y., 1918; The vested interests and the state of the industrial arts, N. Y., 1918; The place of science in the modern civilisation, N. Y., 1919; Absentee ownership and business enterprise in recent times, N. Y., 1923.

Г. Осипов. Москва.

ВЕДАНТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕДАНТА-СУТРА

ВЕДАНТА-СУТРА (Б р а х м а - с у т р а, Шарирака-сутра, Шарирака-миманса, Уттара-миманса) - филос. трактат, считающийся теоретич. первоосновой идеалистич. школы веданта. Предполагаемым автором В.-С. является Бадараяна.

Историки инд. философии считают, что В.-С. была составлена в период между 500-200 до н.э. Фрейзер (R. W. Frazer, A literary history of India, 1898, p. 196) датирует ее приблизительно 400 до н.э. Нек-рые европ. индологи (Риттер, Якоби и др.) относят В.-С. к 5-7 вв. Кит (А. В. Keith, The Karma-Mīmāmsā, 1921, p. 5-6) утверждает, что дата жизни Бадараяны не может быть отнесена позднее чем ко 2 в. В В.-С. Бадараяна с объективно-идеалистич. позиций сделал попытку систематизировать нек-рые разрозненные филос. мысли, содержащиеся в Упанишадах. В.-С. имеет 4 главы. В 1-й рассматривается теория брахмана, объясняется его природа, отношение к миру и индивид. душе, 2-я посвящена критике теоретич. положений противников веданты - чарваков, джайнистов, буддистов и др. В 3-й главе обсуждаются пути и средства (садхана) достижения брахма-видьи (см. Авидья). В ней встречаются объяснения перевоплощений, психологич. и телеологич. рассуждения и т.д. В 4-й главе рассматриваются результаты брахма-видьи.

В.-С. состоит из 555 сутр, каждая из к-рых содержит 2 или 3 слова. Сутры неясны и открывают возможности для различных толкований. Для разработки учения веданты были написаны комментарии, в каждом из к-рых доказывалась их совместимость с текстами "божественного откровения" (шрути) и сутрами. Авторы гл. комментариев - Шанкара, Рамануджа, Мадхва, Валлабха - были основателями самостоят. школ веданты.

Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, гл. 7; Shastri S., Hundred and eight Upanishads, [Madras, 1883]; Ranade R. D., A constructive survey of Upanishadic philosophy, Poona, 1926; Deussen P., Allgemeine Geschichte der Philosophie, Bd 1, Tl 2 - Die Philosophie der Upanischaden, Lpz., 1919; Thibaut G. [transl.], Vedānta-Sūtras, [with the commentaries by Sankara and Rāmānuja], [v. 1-3], [Oxf., 1890-1896]; Hiriyanna M., Outlines of Indian philosophy, [L.], 1952.

В. Бродов. Москва.

ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЙГЕЛЬ ВАЛЕНТИН

ВЕ́ЙГЕЛЬ Валентин (Weigel), (1533 - 10 июня 1588) - нем. философ-пантеист, предшественник Бёме. Связав нем. богословие (молодой Лютер, Экхарт, Таулер) с натурфило с. взглядами Парацельса, В. развил учение, по к-рому бог - ничто до сотворения мира. Наряду с естеств. познанием, по В., существует познание бога, осуществляемое человеком, к-рый есть орудие самопознания бога. Условием такого познания является внутр. спокойствие: человек должен дать богу проявиться в нем. Эта идея пассивности импонировала нем. бюргерству; последователи В. образовали религ. секту "вейгелианцев" (G. Stiefel, ум. 1627; E. Neth, ум. 1640, и др.), к-рые призывали к пассивному сопротивлению ортодоксальной религиозности.

Соч.: Gesamtausgabe, Hg. v. W. Ε. Peuckert [s. 1.], 1957.

Лит.: Israel A. M., Valentin Weigels Leben und Schriften, Zschopau, 1888; Meier H., Der mystische Spiritualismus Valentin Weigels, "Beitr. Förderung christl. Theologie", Gütersloh, 1926, Bd 29, H. 4; Zeller W., Die Schriften Valentin Weigels, В., 1940; Krоdel G., Die Anthropologie Valentin Weigels, [s. 1.], 1948 (Diss.).

Г. Бартш. Берлин.

ВЕЙГЕЛЬ ЭРХАРД

ВЕ́ЙГЕЛЬ Эрхард (Weigel), (1625 - 21 марта 1699) - ранний нем. просветитель, проф. математики в Иене, учитель Лейбница и Пуфендорфа. В. выступал против схоластики, к-рой он противопоставлял науку, сочетавшую разум и опыт. В. предложил классификацию наук, в основу к-рой он положил различие объектов наук (естественные, нравственные, словесные и сверхъестественные объекты). Своей попыткой применить принцип Эвклида к логич. категориям В. побудил Лейбница к его логич. изысканиям. В области педагогики был поборником введения в школах изучения математики, физики и родного языка (взамен латыни). Занятия математикой, по В., являются не только логич. операцией, но также этич. упражнением. Среди его многочисл. изобретений следует особо выделить улучшенный небесный глобус и астрономич. квадрант.

Соч.: Analysis Aristotelica ex Euclide restituta..., Jenae, 1658; Mathematische Kunstübungen samt ihrem Anhang, Jena, 1670; Idea totius encyclopaediae, [Jena], 1671; Universi corporis pansophici prodromus..., Jenae, 1672; Universi corporis pansophici caput summum, Jenae, 1673; Corporis pansophici pantologia, Jenae, 1673; Aretalogistica. Die Tugend übende Rechenkunst, Nürnberg, 1687.

Лит.: Спекторский Е., Эргард Вейгель, забытый рационалист XVII века, в кн.: Записки общества истории, филологии и права при Варшавском ун-те, вып. 4, Варшава, 1909; Stamfort О., Die philosophischen und pädagogischen Grundansichten Ε. Weigels, Gelnhausen, 1931 (Diss.).

И. Форстер. Лейпциг.

ВЕЙДЕМЕЙЕР

ВЕЙДЕМЕЙЕР (Weydemeyer), Иосиф (1818 - 20. VIII. 1866) - деятель нем. и амер. рабочего движения, первый пропагандист марксизма в США. Вначале примыкал к истинному социализму; сблизившись в Брюсселе с Марксом и Энгельсом (1846), вступил в "Союз коммунистов" (1847). Участвовал в революции 1848; позже эмигрировал в США, где в 1852 основал марксистский журнал "Революция", опубликовав в нем "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" Маркса. Боролся против сторонников Вейтлинга и Лассаля, против сектантства и национализма в амер. рабочем движении, подготавливая, т.о., условия для создания амер. секции 1-го Интернационала. Принимал участие в гражданской войне в США 1861-65. Поместил в "Illinois Staatszeitung" серию статей, рассматривавших экономич. сторону вопроса о рабстве. В письме к В. (5 марта 1852) Маркс сформулировал то новое, что он внес в теорию классовой борьбы (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. письма, 1953, с. 61-64). Маркс отзывался о В. как об "одном из лучших борцов немецкой рабочей партии" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, ч. 1, 1936, с. 19).

Лит.: Маркс К., Предисловие ко второму изданию [книги] "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1955; его же, Редактору "Beobachter" в Штутгарт 28 ноября 1864 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, ч. 1, [M.], 1936; его же, [Письма] Вейдемейеру, там же, т. 25, [М.], 1936; его же, [Письмо] И. Ф. Беккеру 9 апр. 1860 г., там же; Письма И. Ф. Беккера, И. Дицгена, Ф. Энгельса, К. Маркса и др. к Ф. А. Зорге и др., СПБ, 1907; Зорге Ф., Рабочее движение в Соединенных Штатах, пер. с нем., СПБ, 1907; Меринг Ф., Карл Маркс, М., 1957; Obermann К., Joseph Weydemeyer. Pioneer of american socialism, N. Y., [1947].

А. Панфилова. Москва.

ВЕЙДЕНБАУМ

ВЕ́ЙДЕНБАУМ (Veidenbaum), Эдуард (3 окт. 1867 - 24 мая 1892) - латышский революционный поэт и мыслитель. Из крестьян. Большое влияние на формирование мировоззрения В. оказали труды рус. революц. демократов, особенно Чернышевского и Писарева. Учась (1887-91) в Дерптском (ныне Тартуский) ун-те, В. познакомился с революционно настроенными студентами, читал произведения Маркса и Энгельса, а также работы Плеханова, Каутского и Лассаля. Вместе с др. студентами В. основал лит.-науч. студенч. об-во, к-рое на своих заседаниях и в сб. "Ларец" ("Pūrs") пропагандировало материализм, диалектику, дарвинизм. В трех номерах этого сборника (1891, 1892, 1894) были опубликованы статьи В. В популярной естеств.-науч. работе "Очерки о механике" ("Арсеrējumi iz mechanikas", 1894) В., исходя из закона сохранения и превращения материи, опровергал идеалистов, признававших существование бога или "особых самостоятельных сил" вне материи. Материя и движение, согласно В., не могут существовать в отрыве друг от друга; "сознание, воля есть свойство материи, особая форма движения материи" ("Pūrs", 1894, No 3, с. 106) и притом - высокоорганизованной материи.

В. в общих чертах дал картину "бесклассового общества будущего", основанного на обществ. собственности на средства произ-ва. Понимая эксплуататорскую сущность бурж. гос-ва и необходимость уничтожения капитализма революц. путем, В. писал: "рабочие должны объединиться в особую политическую партию, которая должна стремиться к насильственному захвату власти правительством рабочего класса" (Соч., Цесис - Рига, 1926, с. 619, на латыш. яз.). Однако до марксизма В. не поднялся. Большую роль в развитии освободит. движения в Латвии сыграла революц.-критич. реалистич. поэзия В.

Соч.: Raksti, Cēsīs - Rīga, 1926; в рус. пер.: Избранное, Рига, 1953.

Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 843-46; Εgle R., Eduards Veidenbaums dzlvë un darbä, Cësïs- Riga, 1926; V lisons Α., Revolucionarais dzejnieks un do-mätäje. Ed. Veidenbaums, Riga, 1955.

П. Валескалн. Рига.

ВЕЙКАРД

ВЕ́ЙКАРД (Weickard), Мельхиор Адам (27 апр. 1742 - 25 июля 1803) - нем. врач; жил в России, где был лейб-медиком имп. Екатерины II. Наряду с многочисл. мед. трудами В. опубликовал также и филос. произведение - "Врач-философ" ("Der philosophische Arzt", 1775-77, 3 Aufl., 1798-99), характеризующее его как представителя материалистич. идей в психологии. В. подчеркивал зависимость психич. процессов не только от физич. особенностей человеч. организма, но также и от внешних условий жизни, воспитания, климата и т.п.

Соч.: Gemeinnützige medizinische Beiträge, Frankf. - Lpz., 1770; Medizinisch-praktisches Handbuch..., Tl 1-3, 5 Aufl., Heilbronn, 1802-04.

О. Фингер. Берлин.

ВЕЙТЛИНГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕКРЛИН

ВЕ́КРЛИН (Wekhrlin, Weckherlin), Вильгельм Людвиг (7 июля 1739 - 24 февр. 1792) - радикальный нем. просветитель. Находился под сильным влиянием Спинозы и Вольтера. Издавал журналы "Седое чудовище" ("Graues Ungeheuer", 1784-87) "Гиперборейские письма" ("Hyperboräische Briefe", 1788-90). В. резко выступал против обскурантизма, пропаганди-ровал атеистич. идеи. В политич. вопросах не имел ясной программы, считал, что деление на бедных и богатых неискоренимо; долгое время был убежден в прогрессивности абсолютной "просвещенной" монархии, однако стал впоследствии сторонником франц. революции. За свою публицистич. деятельность подвергался арестам и тюремному заключению. Произведения В. (наиболее значительное - "Ансельм Рабиозу с. Путешествие по верхней Германии" - "Anselmus Rabiosus. Reise durch Oberdeutschland", 1778) после его смерти не переиздавались. Лит.: Reimann P., Hauptströmungen der deutschen Literatur. 1750-1848, В., 1956, S. 109-25.

А. Гулыга. Москва.

ВЕЛЛАНСКИЙ

ВЕЛЛАНСКИЙ (Кавунник), Данило Михайлович (11 дек. 1774 - 15 марта 1847) - русский ученый-медик и философ-идеалист. Род. в г. Борзне (Черниговская губ.) в семье ремесленника, учился в Киевской духовной академии (1789), Петербургской медико-хирургич. академии (1796-1802), а также в Германии (1802-05), где слушал лекции Шеллинга и Стеффенса. Состоял адъюнктом (1805), затем проф. (1814-37) Петербургской мед.-хирургич. академии.

В своей натурфилософии В. исходил из объективного идеализма, близкого к шеллинговскому ("Опытная, наблюдательная и умозрительная физика", 1831, с. 1, 20 и др.; "Пролюзия к медицине как основательной науке", 1805, с. 76). С этих позиций В. решал проблему пространства и времени, считая их неотрывными от материи ("Биологическое исследование природы...", 1812, с. 6-9). Порожденная абсолютным началом - богом, материя развертывается как природа, неорганич. и органич., приходящая в результате к человеку ("Опытная ... физика", с. 649, 660, 788; "Основное начертание...", 1836, с. 9, 374-75). Исходя из идеалистич. понимания тождества бытия и мышления, В. в полемике с агностицизмом провозглашал познаваемость мира ("Пролюзия...", с. 25, 27, 28, 39-40; "Биологическое исследование...", с. 5, 315; "Предуведомление" к "Обозрению главных содержаний философического естествопознания", 1815, с. 3-6). Признавая необходимость, а вместе с тем и ограниченность эмпиризма ("Биологическое исследование...", с. 87-88, 90, 317; "Пролюзия...", с. 17-19, 33; "Осн. начертание...", с. 149-50, 215, 231-32), В. отдавал предпочтение рациональному познанию. В идеалистич. форме В. высказал диалектич. идеи о всеобщей связи явлений, о развитии в форме триады, о двойственности явлений и борьбе полярностей как источнике развития ("Пролюзия...", с. 14-15, 16; "Опытная... физика", с. 1, 3, 8, 18, 38-39; "Основное начертание...", с. 2-3, 239-240, 248; "Биологическое исследование", с. 5,7, 9, 12, 90, 295). Идеи В. оказали влияние на М. Павлова, т.н. любомудров и др.; его идеализм, натурфило с. взгляды критиковались представителями материализма и опытной науки - Ф. [обским] ("Биологическое исследование природы... Даниила Велланского", СПБ, 1812, "Санкт-Петербургский вестник", 1812, ч. 2, No 4), физиком Э. X. Ленцем, Раевским, Максимовичем и др.

Лит.: Змеев Л. Ф., Русские врачи писатели, вып. 1, СПБ, 1886; Веселовский К., Русский философ Д. М. Велланский, "Русская старина", 1901, No 1; Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии, т. 3, М.-Л., 1943; Коштоянц X. С, Очерки по истории физиологии в России, М.-Л., 1946, гл. 3.

З. Каменский. Москва.

ВЁЛЬФЛИН

ВЁЛЬФЛИН (Wölfflin), Генрих (21 июня 1864 - 19 июля 1945) - нем. историк и теоретик иск-ва, последователь формалистич. и идеалистич. "всеобщей науки об искусстве", основанной Э. Утицем и М. Дессуаром. Проф. в Базеле (с 1893), Берлине (с 1901), Мюнхене (с 1912), Цюрихе (с 1924). Первоначально стоял на позициях идеалистич. истолкования иск-ва на основе "психологии эпохи" или "жизненного чувства эпохи" ("Ренессанс и барокко" - "Renaissance und Barock", 1888, рус. пер. 1913; "Классическое искусство" - "Die klassische Kunst", 1899, рус. пер. 1912). Позже под влиянием идеалистич. теории видения Фидлера стал объяснять стили иск-ва на основе характерных для разных эпох субъективных "оптических форм видения" и вытекающего из них "формотворчества". В гл. работе В. "Основные понятия истории искусства" ("Kunstgeschichtliche Grundbegriffe", 1915, рус. пер. 1930) стилистич. характеристику иск-ва Возрождения и барокко В. сводит к пяти парам противоположных друг другу формальных категорий (линейность и живописность, плоскостность и глубинность и т.д.). В. считал, что предпосылкой художеств. творчества является различное для разных народов и рас стихийное чувство формы ("Die Kunst der Renaissance. Italien und das deutsche Formgefühl", 1931, в рус. пер. - "Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса", 1934).

Теоретич. рассуждения В. об эстетич. преимуществах иррационализма и экспрессионизма перед рационализмом и реализмом получили распространение в теории и практике формализма.

Соч.: Die Kunst Albrecht Dürers, 4 Aufl., Münch., 1920; Истолкование искусства, пер. с нем., М., 1922.

Лит.: Landsberger F., Heinrich Wölfflin, В., 1924; Concinnitas, Beiträge zum Problem des Klassischen, Basel, 1944.

И. Мáца. Москва.

ВЕЛЯМОВИЧ

Владимир Викторович (1 июня 1854 - г. смерти неизв.) - рус. эстетик-позитивист. В 1878 выпустил книгу "Психо-физиологические основания эстетики. Сущность искусства, его социальное значение и отношение к науке и нравственности", СПБ, (ч. 1-2), где с вульгарно-материалистич. позиций выступал против мистики в науке и прежде всего в эстетике. В. рассматривал человеч. дух как "деятельность тела" (с. 214), полагая, что существ. элементы красоты сводятся к процессам, происходящим в нервной системе; определял прекрасное как "полезное, полезность которого выражается сложною совокупностью оптических или акустических принципов" (с. 49). Различие идеалов красоты у людей В. объяснял близко к Чернышевскому - из социальных различий, но в критике эстетики Тэна опирался на Спенсера; подчеркивал в художеств. произведении "начала выразительности". Работа В. подверглась критике как официальной печатью, так и представителями передового лагеря (В. В. Стасов, Собр. соч., т. 2, 1894, столб. 413-19) и не была закончена (вместо 3 частей опубликовано только 2).

Лит.: Венгеров С. Α., Источники словаря русских писателей, т. 1, СПБ, 1900.

А. Сидоров. Москва.

ВЕНГЕРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕНЕВИТИНОВ

Дмитрий Владимирович (14 сент. 1805 - 15 марта 1827) - рус. поэт и мыслитель. Вольнослушатель Моск. ун-та (1822-24), представитель т.н. любомудров (1823-25). В. живо интересовался политикой и сочувственно относился к движению декабристов, по подозрению в соучастии с к-рыми подвергся аресту (1826, ноябрь). Герцен назвал В. "юношей, полным мечтаний и идей 1825 года" (Собр. соч., т. 7, 1956, с. 223).

Неоконч. работа В. "Письмо о философии" (1825) посвящена вопросу о предмете философии, задачей к-рой, по В., является сведéние всех наук к одному началу, исследование "общего всем наукам", их "общей формы", понимаемой В. как "приведение явлений в познание". Философия есть, т.о., "наука формы всех наук или наука познания вообще", "познание самого познания". Созвучно Шеллингу В. ставил вопрос: что всему причина - природа, из к-рой произошел ум, или наоборот, - и решал этот вопрос идеалистически: "...независимо от мира (организованного) существует идея мира (организация)" (Полное собр. соч., 1934, с. 259, см. также с. 251-57).

В области эстетики, науки "о законах прекрасного" (там же, с. 254) В. выдвигал идею историч. усложнения форм иск-ва, что ставилось им в связь с развитием обществ. форм и форм познания и противопоставлялось нормативности эстетики классицизма ("Разбор рассуждения г. Мерзлякова...", "Разбор статьи о „Евгении Онегине"", "Письма к Кошелеву", 1825, см. там же, с. 208-10, 224, 304 и др.). Выступая за народность и самобытность иск-ва, В. критиковал подражательность в иск-ве и требовал от него гражд. служения ("Несколько мыслей в план журнала", "Ответ г. Полевому", там же, с. 216-18, 220, 237 и др.). Согласно В., в основе художеств. творений лежит идея (там же, с. 218, 224, 207), что обусловливает возможность науч. эстетич. критики. В. высказывал мысль о будущем обществе как "эпохе счастья", "нравственной свободы" ("Анаксагор", "Разбор рассуждения...", там же, с. 137, 216), когда путем совершенствования каждого народа будет достигнуто "благо общее" (неопубл. отрывок "Что написано пером...").

Соч.: Избранное, М., 1956; Полн. собр. соч., [М.-Л.], 1934 (Вступ. статья Д. Д. Благого). Лит.: Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 2, М., 1949, с. 776, 780, 926-27; Белинский В. Г., Собр. соч., т. 2, М., 1948, с. 165.

З. Каменский. Москва.

ВЕННА ДИАГРАММЫ

ВЕ́ННА ДИАГРА́ММЫ - геометрич. (точнее - топологич.) иллюстрация отношений между классами (объемами понятий) с помощью системы взаимно пересекающихся кругов (или др. контуров), введенная в конце 19 в. англ. логиком Дж. Венном (J. Venn).

Лит.: Wenn J., Symbolic logic, 2 ed., L. - Ν. Υ., 1894; Кутюра Луи, Алгебра логики, пер. с франц., Одесса, 1909.

ВЕНСКИЙ КРУЖОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕНЦЛЬ

ВЕНЦЛЬ (Wenzl), Алоиз (р. 25 янв. 1887) - нем. философ-идеалист, представитель критического реализма. Проф. Мюнхенского ун-та (1933-38 и с 1946). В своем гл. соч. "Философия свободы" ("Philosophie der Freiheit", Bd 1-2, 1947-48) В. развивал идеалистич. идею о специфике свободы, свойственной якобы каждому структурному слою бытия - неорганич. природе, органич. жизни, психич. и духовному слоям. Свобода, проявляющаяся в низших слоях как неопределенность и множество возможностей (В. ссылается при этом на принцип неопределенностей Гейзенберга и на теории виталистов), на высших ступенях выступает уже как "нравственная свобода" человека.

Соч.: Wissenschaft und Weltanschauung. Natur und Geist als Probleme der Metaphysik, [2 Aufl.], Hamb., [1949]; Die philosophischen Grundfragen der modernen Naturwissenschaft, Stuttgart, 1954.

А. Мысливченко. Москва.

ВЕРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕРА АУГУСТО

ВЕ́РА Аугусто (Vera), (4 мая 1813 - 13 июня 1885) - итал. философ-идеалист. Преподавал историю и философию в лицеях и ун-тах Франции и Италии. В. содействовал распространению гегелевской философии своими переводами на франц. яз. осн. трудов Гегеля: "Логики" (1859, 2 изд. 1874), "Философии природы" (1863-65), "Философии духа" (1874, с обширными введениями и комментариями). Влияние В. было значительно сильнее во Франции, нежели в Италии, где (гл. обр. в Неаполе) процветало левогегельянское направление, возглавлявшееся Б. Спавента, а правое гегельянство В. пользовалось малой популярностью.

Соч.: Introduction à la philosophie de Hegel, P., 1885; L'Hégélianisme et la philosophie, Milan - P., 1861; Introduzione all filosofia della storia, Firenze, 1869; Problema dell'assoluto, v. 1-4, Napoli, 1872-82.

Лит.: Rosenkranz [С.], Hegel's Naturphilosophie und die Bearbeitung derselben durch den italienischen Philosophen A. Vera, В., 1868; Mariano [R.], Strauss e Vera, Roma, 1874; Gentile G., A Vera e l'ortodossimo hegeliano, в его кн.: Le origini della philosophia contemporanea in Italia, t. 3, 1 - I neokantiani e gli hegeliani, Messina, 1921, pt. 2a, cap. 2, p. 271-387.

З. Мелещенко. Ленинград.

Предыдущая страница Следующая страница