Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ВЕДЫ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВЕДЫ

ВЕДЫ (ведическая литература) (санскритск. веда - знание) - древнейшие памятники инд. лит-ры, являющиеся важнейшим источником для изучения религ. представлений и филос. идей древних индийцев. Написаны на др.-инд. (ведийском) языке. Возникновение В. относится к концу 2-го - 1-й пол. 1-го тысячелетия до н.э. Вопрос о социальной основе В. окончательно не решен. Складывавшиеся в течение мн. веков В., по-видимому, отражают доклассовый период в развитии инд. общества. Принято различать 3 этапа в истории ведич. лит-ры. Первый и наиболее древний из них отмечен созданием собственно В. - четырех крупных по объему сборников гимнов, молитв, жертвенных формул, заклинаний: Ригведа, Самаведа, Яджур-веда, Атхарваведа. Самым древним и наиболее значит. из них по ценности сообщаемых сведений из области философии, религии, истории, культуры и языка является собрание гимнов, известное под назв. Ригведы ("Веда гимнов"). Ригведа включает 1028 гимнов, разделенных на 10 мандал, или циклов (инд. традиция предпочитает механич. деление текста на восемь частей - аштака). Известны две разновидности текста Ригведы: более древняя - самхита, представляющая собой текст, не разделенный на отд. слова, и более поздняя - падапатха, в к-рой искусственно устранены нек-рые затруднения фонетич. порядка и текст разделен на отд. слова. Не все части Ригведы однородны по содержанию. Известное единство составляют наиболее древние гимны 2-7-й мандал (т.н. фамильные гимны), расположенные в соответствии с установленной последова-тельностью богов (Агни, Индра и т.д.) и объединенные особым композиц. приемом (принцип все возрастающего числа гимнов). Особое место занимает 9-я мандала, посвященная одному божеству - Соме-павамане. Поскольку в "фамильных" гимнах нет обращений к Соме и культ его играет первостепенную роль в Авесте, нек-рые ученые полагают, что 9-я мандала - древнейшая в Ригведе (М. Винтерниц, В. Вюст), др. ученые отвергают эту т. зр., считая, что 9-я мандала составлена из гимнов, извлеченных из "фамильных" мандал (Г. Ольденберг, А. Кит). Об остальных мандалах можно с несомненностью сказать, что они сложились позже, чем 2-7-я мандалы. Установлено, что в 8-й мандале содержится более позднее включение - т.н. гимны Валакхилья. С др. стороны, ряд гимнов этой мандалы связан с более поздней 1-й мандалой. Самой поздней частью Ригведы является 10-я мандала, отличающаяся богатством содержания.

Осн. место в Ригведе занимают изложенные в высокохудожеств. метрич. форме обращения к богам - Агни, Индре, Митре, Варуне, Соме, Ушас, Ашвинам, Марутам и др., восхваление сил, олицетворяющих разные стороны природы; боги приглашаются для участия в жертвенных возлияниях, к ним обращены просьбы о награде певцам и о каре врагам. К этим обращениям примыкают гимны о могуществе слова. Однако, кроме панегирич. гимнов и ритуальных описаний, в Ригведе содержится ряд космогонич. гимнов (о происхождении мира, о тех или иных явлениях природы и т.д.), а также отрывки, в к-рых учёные с полным основанием видят отд. историч. отголоски (см. III, 33; VI, 27; VII, 33; X, 75; VII, 18; I, 163 и др.). Нек-рые гимны имеют достаточно мирской характер (напр., исключит. по психологич. глубине и поэтичности гимн об игроке в кости - X, 34). Существ. интерес представляют и диалогич. гимны (особенно в 10-й мандале).

Ригведа является ценным источником сведений о филос. и религ. представлениях древних индийцев. Несмотря на ее неоднородность, заключающуюся в переплетении элементов разных систем, она дает известные возможности для проникновения в осн. черты др.-инд. представлений об окружающем мире и выделения нек-рых этапов их эволюции. Структурный анализ Ригведы позволяет найти в древнейших частях В. сходство с др.-иранской религией, а также указывает на относительно развитые концепции, к-рые связывают Ригведу с послед. этапами в развитии филос. и религ. мысли в Индии.

Абсолютная хронология Ригведы остается неясной. Более целесообразным является установление относит. хронологии отд. частей Ригведы. Отношение Ригведы к др. В. и к брахманам позволяет предположить, что Ригведа является наиболее древним памятником ведич. лит-ры. С др. стороны, успехи в установлении относит. датировки частей Ригведы создали возможность для установления ее абсолютной хронологии.

Значение других В. несравненно меньше, чем Ригведы. В частности, Самаведа ("веда мелодий") практически не имеет самостоят. значения, поскольку из 1549 ее гимнов только 75 отсутствуют в Ригведе. В Самаведе имеется отрывок, называемый Маханамньяс, к-рый по древности, видимо, не уступает самым ранним частям Ригведы. Немало гимнов Ригведы дублируется и в Яджурведе ("веда жертвоприношений"), состоящей из двух отличных по тексту частей - Черной и Белой Яджурведы. Тем не менее, есть нек-рые основания говорить об относит. самостоятельности этой В., проявляющейся в содержании (собрание формул, произносимых при жертвоприношении) и в форме (в Яджурведу включен ряд прозаич. отрывков). Гораздо более важным источником является Атхарваведа ("веда заклинаний"), не сразу завоевавшая себе равноправное место среди др. В. По своему характеру она существенно отличается от остальных В. Осн. место в ней занимают заклинания против демонов, врагов, болезней, змей и т.д., предполагающие веру в магию; наряду с этим есть и гимны, полные мистич. рассуждений. Атхарваведа была сложена в иной среде и в др. период по сравнению с Ригведой. Согласно мнению ряда ученых, Атхарваведа является известным синтезом воззрений арийцев (ведийская традиция) и представлений народов неарийского происхождения, еще сохранявших свою первобытную веру. Именно поэтому Атхарваведа представляет собой источник первостепенного значения для изучения нар. верований, для исследования эволюции филос. и религ. идей в течение ведийского периода.

К В. тесно примыкают т.н. брахманы, создание к-рых и составляет второй период в развитии ведич. лит-ры. Когда ведич. гимны перестали быть полностью понятными слушателям, возникла необходимость в комментариях. Так появились брахманы, в к-рых объяснялись взаимные отношения свящ. текстов, ритуальные подробности, их символич. смысл. Брахманы содержат в себе ряд пояснений, относящихся не только к определ. обряду, но и к соответств. месту в В., причем эти комментарии нередко имеют филологич., грамматич. или этимологич. характер. Естественно, что специфич. задачи брахман лишают их привлекательности в художеств. плане (если не считать отд. легенд и др. образцов повествоват. жанра, иногда встречающихся в брахманах) и придают им нек-рый оттенок формализма и педантичности. Несомненно, что период создания брахман отражает начало кризиса ведич. религии и расцвет ритуализма и жречества. Наиболее известными из брахман являются две, связанные с Ригведой, - Айтарея-брахмана и Каушитаки-брахмана, содержащие целый ряд мифов и рассказов, из к-рых особенно известна история о Шунахшепе в Айтарея-брахмана; Тайттирия-брахмана, относящаяся к Черной Яджурведе, и особенно Шатапатха-брахмана, содержащая объяснения ритуалов Белой Яджурведы и ряд легенд и преданий (о потопе, о нимфе Урваши), определяющих исключит. место этой брахманы в ведической лит-ре. Меньшее значение имеют Джайминия-брахмана, Гопатха-брахмана и нек-рые др. произведения этого рода.

Третий период в развитии ведич. лит-ры связан с созданием араньяк - книг о правилах поведения отшельников и особенно Упанишад - филос. трактатов, примыкающих к В. и как бы завершающих их (отсюда их назв. веданта - "конец вед"; ср. также филос. систему веданты, представляющую собой развитие мыслей, содержащихся в упанишадах). Несмотря на связь с В., Упанишады, по существу, дают начало новому направлению в развитии филос. и религ. мысли, определившему многие послед. системы. Если в Упанишадах в центре внимания стоят филос. проблемы, то связанные с В. сутры (Шраутасутра, Грхьясутра, Дхармасутра) посвящены прежде всего ритуальным церемониям и отчасти проблемам права (Дхармасутра). Составленные во 2-й пол. 1-го тысячелетия до н.э., эти книги уже не относятся к В.: они составляют ведангу ("части вед"), к к-рой также относятся 6 трактатов по фонетике, грамматике, этимологии, метрике, астрономии и ритуалу.

Первостеп. значение В. и примыкающей к ним лит-ры для изучения др.-инд. философии, религии, истории, культуры, лит-ры и языка определило глубокий интерес к В. как в Индии, где существует более чем двадцатипятивековая традиция изучения В., представленная именами Панини, Шанкары, Саяны (комментатор Ригведы), так и в др. странах. В Европе интерес к В. возник в нач. 19 в. [Г. Т. Колбрук (Англия), а позже Р. Рот, Т. Бенфей, Т. Ауфрехт, А. Вебер (Германия), М. Мюллер (Англия), Д. Уитни (Америка) и др.]. Работы этих авторов дали первые сведения о ведич. лит-ре. Дальнейший прогресс был связан с созданием в ряде стран нац. школ в изучении В. и с начавшейся дифференциацией в подходе к ним (исследования в области лит-ры, метрики, языка, философии, религии и т.д.). Крупнейшие ученые 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Г. Грасман, Г. Ольденберг, А. Хиллебрандт, Р. Пишель, К. Гельднер, А. Людвиг (Германия), А. Бергень (Франция), М. Блумфилд (Америка), А. Кит, А. Макдонелл (Англия), а в последние десятилетия Л. Рену (Франция), И. Хертель, Г. Эртель, Г. Людерс, П. Тиме (Германия) и др. внесли существ. вклад в изучение В. В наст. время с полным основанием можно говорить о ведологии как о комплексе целого ряда наук, занимающихся изучением В.

Лит.: Фортунатов Ф., Sâmaveda-Âranyaka Samhitâ. Исследование, M., 1875; Рагозина З. Α., История Индии времен Риг-Веды, СПБ, [1905]; Восемь гимнов Риг-Веды, пер. Н. В. Крушевского, Казань, 1879; Ларин Б., Из области ведийской поэзии, "Восток", 1924, No 4; Renou L., Bibliographie Védique, P., 1931; Dandekar R. N., Vedic bibliography, Bombay, 1946; Aufrecht Th., Die Hymnen des Rigveda, Tl 1-2, 3 Aufl., В., 1955; Rig-Veda-samhitâ. The sacred hymns of the Brâhmans together with the commentary of Sâyanâkârya, ed. by F. Max Müller, t. 1-4, 2 ed., L., 1890-92; Oldenberg H., Die Hymnen des Rigveda. Bd 1 - Metrische und textgeschichtliche Prolegomena, В., 1888; Winternitz M., Geschichte der indischen Literatur, Bd 1 - Einleitung. Der Veda..., 2 Ausg., Lpz., 1909; Wüst W., Stilgeschichte und Chronologie des Rgveda, Lpz., 1928; Grassmann H., Wörterbuch zum Rig-Veda, 3 Aufl., Wiesbaden, 1955; Der Rig-Veda. Aus dem Sanskrit ins Deutsche übersetzt und mit einem laufenden Kommentar versehen von K. F. Geldner, Tl 1-4, Camb. (Mass.), 1951-57; Rig-Veda repetitions,... with critical discussion by M. Bloomfield, pt. 1-3, Camb. (Mass.), 1916; Rigveda Brahmans. The Aitareya and Kausitaki Brahmanas of the Rigveda. Transl. from the original Sanskrit by A. B. Keith, Camb. (Mass.), 1920; Die Hymnen des Sâma-Veda, hrsg. von Th. Benfey, Lpz., 1848; Yajurveda. The Veda of the black Yajus school..., transl. ... by Α. Β. Keith, pt. 1-2, Camb. (Mass.), 1914; The texts of the white Yajurveda, transl. by R. T. H. Griffith, Benares, 1899; Atharvaveda samhitâ, transl. ... by W. D. Whitney, [pt.] l-2, Camb. (Mass.), 1905; Bloomfield M. and Edgerton F., Vedic variants, v. 1-3, Phil., 1930-35; The Satapatha-brâhmana, transl. by J. Eggeling, pt. 1-5, Oxf., 1882-99; Les Upanishad. Texte et trad. sous la dir. du L. Renou, [t] 1-15, P., 1943-52; The principal Upanisads, ed... by S. Radhakrishnan, L., [1953]; Hillebrandt Α., Vedachrestomatie, В., 1885; Renou L. et Filliozat J., L'Inde classique, t. 1-2, P., 1947-53; Ρischel R. und Geldner К. F., Vedische Studien, Bd 1-3, Stuttgart, 1889-1901; Hymns of the Atharva-Veda, transl. by M. Bloomfield, Oxf., 1897; Minard Α., Trois énigmes sur les Cent chemins. Recherches sur le Sâtapatha-Brâhmana, t. 1-2, P., 1949-56; Macdonell Α., A history of Sanscrit literature, Ν. Υ., 1900; Renou L., Les écoles védiques et la formation du véda, P., 1947; его же, Е́tudes védiques et pāninéennes, t. 1-4, P., 1955-58; его же, Grammaire de la langue védique, Lyon, [1952]; его же, Histoire de la langue sanskrite, Lyon - P., [1956].

В. Топоров. Москва.

В начало энциклопедии