Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ВЕДАНТА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВЕДАНТА

ВЕДАНТА (санскритск., букв. - конец, завершение Вед), уттара-миманса (санскритск., букв. - позднейшее, высшее исследование), - объективно-идеалистич. система инд. философии. В истории инд. философии В. широко использовалась для обоснования религии и борьбы с материализмом и атеизмом. В условиях складывающихся раннефеод. отношений идеализм В., в особенности в учении Шанкары, служил для идеологич. обоснования кастового строя, способствовал формированию религии индуизма. Веданта берет свое начало в учениях Упанишад. Первое систематич. изложение идей В. дано в приписываемой Бадараяне Веданта-сутре, к-рая вместе с Упанишадами и Бхагавадгитой считается тройств. основанием В., образуя ранний этап ее истории. В дальнейшем на эти три источника составляются комментарии (бхашья). Самыми значит. из них являются работы Шанкары и его учеников (до 11 в.), к-рые получили название адвайта-В. (недуалистич. В.). Важный этап в истории В. составляют работы Рамануджи и его последователей (до 18 в.). Основа учения Шанкары заключается в учении о безличном, аб с. духе - брахмане, являющемся конечной и единств. основой бытия. Человеч. душа (атман) тождественна с брахманом и является его эмпирич. проявлением. Брахман характеризуется единством бытия (сат), сознания (чит) и ничем невозмутимого спокойствия, блаженства (ананда) и поэтому наз. сатчидананда. Материальный мир - это не часть брахмана или его эманация, но сам брахман в своем эмпирич. проявлении. Поскольку материальный мир не имеет в самом себе основания для своего бытия, то он неистинен, а лишь видимость, иллюзия (майя) брахмана, к-рую, однако, обыденное сознание принимает за истину, подобно тому, как незнающий человек принимает зачастую веревку за змею, монетку, мелькающую в руках фокусника, - за множество монет или же отражение луны в волнах реки - за множество лун. Эта ошибка наз. авидьей - незнанием, заблуждением - и является, по Шанкаре, низшей, эмпирич. ступенью познания. В своем заблуждении человек, принимая внешний мир за истиный, подчиняется законам его развития, считает себя его частью, оказываясь тем самым в зависимости от него. Однако на высшей ступени знания, когда человек усвоит истину о субстанциальном единстве брахмана и атмана и проникнется ею, он уже не отождествляет себя с миром и, избавившись от оков эмпирич. круговорота жизни, делается свободным и сливается с брахманом, невозмутимо созерцая его проявления как игру, как мираж. Т. о., Шанкара исходит из наличия двух истин: низшей, или эмпирич., к-рая постигается обыденным сознанием и дает знание только видимости - временного, преходящего бытия, и высшей, или духовной, постигаемой лишь в результате созерцания, размышления и интуиции, к-рая одна лишь ведет к реализации конечной истинной реальности - брахмана. Но эта высшая истина о мире как видимости брахмана, по признанию Шанкары (см. его комментарии на "Vedanta Sutra", II. 1.27, S. В. Ε., vol. XXXIV, Oxf., 1924), не может быть получена путем логич. рассуждений, а должна быть принята на веру как откровение свящ. писания - Вед и Упанишад.

Рамануджа, сохраняя положение Шанкары о брахмане как основе мира, несколько видоизменил учение В., сделав ее более доступной для масс. Он говорил, что материальный мир и человеч. душа произошли из брахмана и являются его частями; они не иллюзорны, а имеют реальное существование. Причина страдания и зависимости человека от материального мира не столько в незнании, сколько в недостаточной любви, преданности (бхакти) богу. При полном посвящении себя богу человек избавляется с его помощью от привязанности к внешним преходящим объектам и становится свободным. В учении Рамануджи В. приобретает теологич. окраску, но благодаря более конкретной и доступной форме и осуждению кастового деления общества В. стала теоретич. знаменем антифеод. по своей социальной сущности, но религ.-сектантского по форме крест. движения бхакти, наиболее видными теоретиками к-рого в позднее средневековье были Кабир, Мадхва, Нимбарка, Валлабха, Чайтанья и др.

В новое время принципы В. развивали инд. философы Раммохан Рай, Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо Гхош, Радхакришнан, Бхагаван Дас и др. В. получила широкое распространение и признание в идеалистич. бурж. философии Запада (напр., у Шопенгауэра и др.), где она считается учением, с наибольшей полнотой и глубиной выражающим якобы свойственную инд. духу склонность к религ.-мистич., потустороннему мышлению. Во мн. странах, напр. в США, Англии, ФРГ, имеется целый ряд ведантийских центров и орденов, члены к-рых с помощью йоги пытаются постигнуть "конечную первичную реальность" - бога.

Лит.: История философии, т. 1-2, М., 1957, т. 1, с. 46-47, 187-88, 195-96; т. 2, с. 575, 580; Дейссен П., Веданта и Платон в свете кантовой философии, пер. [с нем.], [М., 1911]; Шанкара Ачария, Таттва-Бодха, или Познание бытия, [пер.] с нем. перевода, Харьков, 1912; Чаттерджи С. и Датта Д., Введение в индийскую философию, пер. с англ., М., 1955, с. 289-361; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, Μ., 1957, с. 382-689; History of philosophy, Eastern and Western, ed. by S. Radhakrishnan [a. o.], v. 1, L., [1952], p. 272-428; The Vedânta Sûtras. With the comment. by Saňkarâchârya. Transl. by G. Thibault, pt 1-2, Oxf., 1890-[1925] (The sacred books of the East, v. 34-38); Sankaracharya, Select works. Sanskrit text and English transl... by S. Venkatarama-nan, 4 ed., Madras, [1947]; Deussen P., Das System des, Vedânta..., 2 Aufl., Lpz., 1906; Belvalkar S. K., Lectures on Vedanta, Poona, 1929; Hiriyanna M., Outlines of Indian philosophy, L., 1952, p. 336-415.

И. Аникеев. Москва.

В начало энциклопедии