Приглашаем посетить сайт

Литература 20 век (20v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "А" (часть 6, "АРИ"-"АХУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 6, "АРИ"-"АХУ")

АРИСТОКСЕН

АРИСТОКСЕН (Ἀριστόξενος) из Тарента (4 в. до н.э.) - один из учеников Аристотеля, автор трактата по музыке "Гармоника", дошедшего до нас с нек-рыми пропусками. В нем А. рассматривал музыкальные тоны со стороны их непосредств. слышимости. Музыкально-теоретич. интересы А. возникли под влиянием пифагореизма. Написал не дошедшие до нас биографии Пифагора и Платона. Кроме "Гармоники", известны лишь нек-рые фрагменты А.

Соч.: Melik und Rhythmik des classischen Hellenenthums, Bd 1-2, Lpz., 1883-93; The Harmonics of Aristoxenus, Oxf., 1902.

АРИСТОТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИСЯН

Левон Егиаевич (19 янв. 1903 - 1938) - сов. философ; профессор (с 1931). Род. в г. Ван. В 1915 поселился в Ереване. Член ВКП(б) с 1920. Окончил фак-т обществ. наук Моск. ун-та (1925) и Российскую ассоциацию н.-и. ин-тов обществ. наук (1931). Работал в области истории теории познания ("Из истории теории познания", 1957). Написал также ряд статей против механицизма, меньшевиствующего идеализма и неокантианства ("О философском разделе ленинградских "Проблем марксизма" ", "Под знаменем марксизма", 1930, No 10-12; "Против одной оппортунистической ревизии исторического материализма", там же, 1931, No 4-5).

А. Асланян. Ереван.

АРКЕСИЛАЙ

АРКЕСИЛАЙ (Ἀρκεσίλαος) (315-241 до н.э.) - древнегреч. философ-идеалист, основатель Средней (2-й) Академии платоновской. Исходя из критики достоверности чувств. познания, А. пришел к скептицизму. Определенное влияние оказала на него философия Пиррона. В отличие от стоицизма, А. считал, что нет неоспоримого критерия истины, что все может оспариваться доводами, которые также лишь вероятны. Человеч. познанию недоступно достижение абсолютно истинного; необходимо ограничиться одним вероятным, достаточным для практич. деятельности. Благоразумие должно основываться на взвешивании вероятности. Цель жизни - невозмутимость духа, атараксия.

Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 253; Рихтер Р., Скептицизм в философии, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1910; Goedeckemeyer Α., Die Geschichte des griechischen Skeptizismus, Lpz., 1905.

АРМЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРНО

АРНО (Arnauld), Антуан (16 февр. 1612 - 8 авг. 1694) - франц. богослов и философ, последователь Декарта, один из руководителей религ.-обществ. движения янсенизма, преподаватель Сорбонны с 1641. В книге "О частом причастии" ("De la fréquente Communion", 1643) А. подвергал критике этику иезуитов и популяризировал идеи янсенизма. В 1656 был отстранен от преподавания на теологич. фак-те и изгнан из Сорбонны. Преследования со стороны иезуитов и правительства вынудили его к бегству в Нидерланды (1679), где он и умер.

А. считал возможным согласование истин разума с правильно понятыми истинами веры. А. написал (совместно с П. Николем) "Логику, или Искусство мыслить" ("La logique, ou l'art de penser" - т. наз. "Логика Пор-Рояля", 1662), в к-рой дана систематич. разработка картезианской дедуктивной рационалистич. логики, в частности 4 правил метода Декарта. В этой работе критиковалась традиционная схоластич. система изложения логики и четко проводилась декартовская мысль о логике как о науке, формулирующей методы нахождения истины в науках о природе и в математике. В 1683 А. опубликовал направленный против Мальбранша "Трактат об истинных и ложных идеях" ("Des vrayes et des fausses idées..."), положивший начало их многолетней полемике об идеалистич. концепции "видения в боге". А. защищал картезианское понимание истинных идей как модусов мышления, будто бы представляющих реальные вещи, находящиеся вне мышления.

Соч.: Oenvres, t. 1-50, Р.-Lausanne, 1775-83.

Лит.: История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 143-44; Коhlеr S., Junsenismus und Cartesianismus.., Düsseldorf, 1905; Sainte-Beuve Сh. Α., Port-Royal. [v.] 1-9. Р., 1926-28; Liebmann С., Die Logik von Port-Royal im Verhältnis zu Descartes, Lpz., 1902 (Diss.).

АРНОЛЬД

А́РНОЛЬД (Arnold), Эмануэль (9 дек. 1800 - 4 янв. 1869) - чешский публицист и социолог, революционер-демократ, участник революции 1848-49; издавал демократич. газ. "Občanské noviny" (1848-49). После провала подготовляемого восстания в мае 1849 А. бежал в Германию, но там был арестован и всю жизнь до своей смерти прожил в тюрьмах в вынужденном изгнании. А. выступил с революц.-демократич. программой, в к-рой требовал разделения помещичьей земли между крестьянами, создания самостоятельной чеш. республики, призывал к солидарности борьбы чеш. народа с венг., польской и нем. революцией. В статье "Отношение рабочего народа к богачам" ("Poměr pracujίcίho lidu k boháčům", 1849) А. дал анализ экономич. положения рабочего класса, однако не видел разницы между пром. пролетариатом и разоряемыми ремесленниками.

Соч.: Sebrané spisy, Praha, 1954. Лит.: Samberger Ζd., Em. Arnold, radikálnί demokrat z roku 1848, в кн.: Sbornίk archivnίch pracί, Praha, 1951; Коsίk K., Česká radikálnί demokracie, Praha, 1958.

К Косик. Чехословакия.

АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ

АРНО́ЛЬД БРЕШИА́НСКИЙ (лат. Arnoldus de Brixia; итал. Arnaldo da Brescia) (р. ок. 1100 - казнен в 1155) - итал. политич. деятель, противник католич. церкви, представитель ср.-век. бюргерской ереси. В сер. 30-х гг. 12 в. возглавил в г. Брешиа борьбу населения за полное освобождение от власти епископа, за что был осужден и изгнан из Италии (1139). Переехав во Францию, А. В. примкнул к Абеляру в его борьбе против Бернара Клервоского, а затем самостоятельно выступал против католич. духовенства. Изгнанный по настоянию Бернара Клервоского из Парижа, а затем из Цюриха, А. Б. в 1143 вернулся в Италию, где возглавил борьбу нар. масс против папы, за сохранение созданной в результате восстания 1143 Римской республики. Бичуя папу и кардиналов за продажность и лицемерие, А. Б. развивал учение о евангельской бедности, требовал лишения духовенства собственности и светской власти и освобождения городов Ломбардии от власти епископов и Рима - от папской власти. А. Б. также требовал ликвидации епископской структуры церкви, рекомендовал мирянам ввиду испорченности католич. духовенства исповедоваться друг другу. Он расходился с церковью в понимании таинств причащения и крещения, хотя сами таинства, а также осн. догматы католицизма не отрицал. Учение А. Б. было одним из проявлений оппозиции "феодализму со стороны переросших его рамки городов" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361).

Лит.: Маркс К., Хронологические выписки, [тетрадь] 1, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 5, Л., 1938; Ρашков С. А., Четыре представителя духовной жизни XII века, М., 1907; Бузескул В. П..Реформатор XII века, в его кн.: Исторические этюды, СПБ, 1911; Бортник Η. Α., Мировоззрение Арнольда Брешианского, в сб.: Средние века, вып. 5, М., 1954; его же, А. Брешианский - борец против католической церкви, М., 1956; Schnizlin G, Arnaldo Brixiensi, Gottingae, 1742; Franke H., Arnoldo von Brescia und seine Zeit, Z., 1825; Сlavel V., Arnaud de Brescia et les Romains du XII siècle, Р., 1868; Сastrо G., Arnaldo da Brescia e la rivoluzione romana del XII secolo, Livorno, 1875; Βonghi R., Arnaldo da Brescia, Citta di Castello, 1885; Stefanode Α., Arnaldo da Brescia e i suoi tempi, Roma, 1921; Greenway G. W., Arnold of Brescia, L., 1931; Ragazzoni Α., Arnaldo da Brescia nella tradizione storica, Brescia, 1937; Fonti per la storia di Arnaldo da Brescia, ed. P. Fedele, Roma, 1938; Frugoni Α., Arnaldo da Brescia nella fonti del secolo XII, Roma, 1954.

Н. Бортник. Свердловск.

АРОМОРФОЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРОН

АРОН (Аrоn), Раймон (р. 14 марта 1905) - франц. бурж. социолог. Один из редакторов реакц. газ. "Фигаро". А. испытал сильное влияние нем. бурж. социологии конца 19 - нач. 20 вв., особенно М. Вебера. В своих довоенных работах в нек-рых вопросах примыкал к Дюркгейму, Объектом исследований А. являются история социологич. учений и наиболее острые совр. политич. проблемы. А. отрицает существование историч. закономерностей, является сторонником "теории факторов". Война, по его мнению, есть гл. содержание политики, высшая цель усилий общества и могучий импульс его развития. Защищая доктрину "народного капитализма", А. выступает с враждебными нападками на социализм, пытается опровергнуть осн. положение историч. материализма об определяющей роли способа произ-ва материальной жизни в развитии общества. На 4-м Всемирном социологич. конгрессе (1959) А. выступил с докладом "Современное общество и социология", к-рый был подвергнут критике марксистами (см. Т. Ойзерман, А. Окулов, Об итогах IV Всемирного социологического конгресса, "Вопр. философии", 1959, No 12, с. 74-75).

Соч.: La sociologle allemande contemporaine, Р., 1935; Introduction à la philosophie de l'histoire, Р., [1938]; Le grand schisme, [Р., 1948]; Les guerres en chaîne, [Р., 1951]; L'opium des intellectuelles, [Р.], 1955; Le développement de la société industrielle et la stratification sociale, Р., [1956].

Лит.: Флит Ю. Я., Критика взглядов Раймона Арона на закономерность и причинность в общественной жизни, "Уч. зап. Орехово-Зуевского пед. ин-та", 1957, т. 6, вып. 1; Федосеев П., Францев Ю., Буржуазная социология и тупике, "Коммунист", 1959, No 17, с. 89, 95-96.

Ю. Флит. Орехово-Зуево.

АРТЕМИЙ

АРТЕ́МИЙ (гг. рожд. и смерти неизв.) - рус. публицист 16 в., сторонник нестяжателей. С 1551 - игумен Троице-Сергиева монастыря. В 1554 по делу Башкина был привлечен к церк. суду и как вольнодумец-нестяжатель осужден на вечное заточение в Соловецкий монастырь, откуда в 1555 бежал в Литву. Им написаны 14 посланий, в к-рых он выступал как идеолог демократич. направления ереси нестяжателей и продолжатель идей Нила Сорского. А. отстаивал идею естеств. права, основанного на самой природе человека, и считал, что всеобщим законом, на к-ром зиждется "жительство правое", является любовь. Отсюда он делал вывод, что власть господина над рабом является противоестественной, противоречащей принципу любви и справедливости. А. выступал с обличениями церк. мракобесия, вел борьбу против монастырского землевладения, опровергал религ. учение, будто только бог может просвещать умы людей. А. считал, что люди приобретают знания не от всевышнего, а от постоянных занятий науками, т.к. "никтоже бо с разумом родися когда, но учитися всякому словеси надлежит нужа" ("Русская историческая библиотека", т. 4, стлб. 1437).

Указывая на силу человеч. разума, А. был близок к рационализму. Вместе с тем А. высказывал мысль о первичности материи и вторичности сознания: "Понеже вся духовная от телесных ражаются, якоже от нага зерна клас (колос), тако бо предваряют духовных всегда телесная..." (там же, стлб. 1445). А. оказал значит, влияние на формирование идеологии нестяжателей: Феодосия Косого, Вассиана, Порфирия и др.

Соч.: Послания старца Артемия XVI века, в кн.: Памятники полемической литературы в Западной Руси, кн. 1, П., 1878, стлб. 1202-1448 (Русская историческая библиотека, т. 4).

Лит.: Вилинский С. Г., Послания старца Артемия, Одесса, 1906; Будовниц И. У., Русская публицистика XVI в., М.-Л., 1947; Зимин А. А., Дело "éретика" Артемия, в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, [т.] 5, М. 1958, с. 213-32.

Н. Алексютович. Минск.

"АРТХАШАСТРА"

"АРТХАША́СТРА" (санскр., букв. - "наука о пользе", о "практической жизни"; "наука об управлении государством" или "наука политики") - памятник др.-инд. общественно-политич. мысли. Обнаружен инд. ученым Р. Шама-Шастри в начале 20 в. Полный текст издан им в 1909 (Bibliotheca Sanskrita, No 37, Mysore). Первый рус. пер. "А.", подготовленный сов. индологами С. Ольденбургом, Ф. Щербатским, Е. Обер-Миллером, В. Кальяновым, Б. Семичевым и др., опубликован в 1959.

Большинство исследователей считает, что "А." была написана министром имп. Чандрагупты из династии Маурья Каутильей (4 в. до н.э.); нек-рые относят "А." к более позднему времени - вплоть до 4 в. н.э. "А." представляет собой нормативный трактат о правилах и принципах управления государством. Характер содержащихся в "А." данных дает основание считать, что памятник описывает раннефеодальное общество, еще сохранившее остатки рабовладения. "А." содержит ценный материал для характеристики идеологии и филос. мысли того времени. "А." отличается ярко выраженным рационализмом. В отличие от большинства инд. правовых и политич. кодексов, исходящих из определяющей роли религии в жизни общества, "А." отводит религии подчиненное место по сравнению с экономикой и политикой. В "А." говорится, что только материальные блага, ценности (артха) обеспечивают человеч. существование (XV, 180, 1), что материальные блага являются основой религии и чувственных удовольствий (I, 3, 7), что управление государством, политика (данда-нити) "обеспечивает сохранение и благополучие" философии, религии и экономики (I, 1, 4) и что эти три науки корнями своими уходят в политику (I, 2, 5).

"Артхашастра" выделяет философию в качестве самостоятельной отрасли знания. "Философия тем, что исследует при помощи логических доказательств: в учении о трех ведах - праведное и неправедное, в учении о хозяйстве - пользу и вред, в учении о государственном управлении - верную и неверную политику, и исследует при этом сильные и слабые стороны этих наук, приносит пользу людям, укрепляет дух в бедствии и в счастии и дает умение рассуждать, говорить и действовать. Философия всегда считается светильником для всех наук, средством для совершения всякого дела, опорою всех установлений" (I, 1, 2). "А." называет лишь три школы в качестве подлинно философских - санкхью, йогу и локаяту, причем йога в "А."имеет вполне практич., далекое от всякой мистики истолкование. Йога в "А." призвана служить не подавлению человеч. страстей вообще, а удержанию их в разумных, не выходящих за общепринятые нормы, границах "золотой середины", разумно сочетая чувств. влечения и страсти (кама) с требованиями религии (дхарма) и приобретения пользы, богатства (артха), причем последнее должно преобладать (отсюда название трактата). Признание материалистич. учения локаяты в качестве подлинной философии вполне согласуется со всем духом "А.".

Лит.: Артхашастра, или Наука политики, пер. с санскр., изд. подгот. В. И. Кальянов, М.-Л., 1959 (имеется библиогр.); Александров Г. Ф., История социологических учений. Древний Восток, М., 1959, с. 497-503.

Н. Аникеев. Москва.

АРХЕЛАЙ

АРХЕЛА́Й (Ἀρχέλαος) (5 в. до н.э.) - древнегреч. натурфилософ-материалист, ученик Анаксагора и учитель Сократа. А. в своем учении истолковывал понятие νοῦς ("ум") Анаксагора как воздух; он восстановил др.-ионийские принципы сгущения и разрежения первонач. материальной массы, переходящей от хаоса к космосу, чем сблизил философию Анаксагора и Анаксимена. А. учил об относительности моральных представлений, о существовании справедливости и несправедливости не "по природе", но "по установлению", что является уже типичным для софистич. школы.

Соч. в рус. пер.: [Фрагменты], в кн.: Маковельский А., Досократики, т. 3, Казань, 1919. с. 161-66.

Лит.: Zeller E., Die Philosophie der Griechen..., Tl 1, 2 Hälfte, 6, Aufl., Lpz., 1920, S. 1270 - 77.

АРХИТ

АРХИТ (Ἀρχύτας) (4 в. до н.э.) - древнегреч. философ, пифагореец; родом из Тарента, глава его правительства; друг Платона. А. - автор многих соч., от к-рых дошло лишь неск. фрагментов. Ставя вопрос: "Если бы я находился на самом крае вселенной, смог ли бы я протянуть свою руку или палку дальше за пределы его?" и утверждая законность повторения этого вопроса для каждой вновь получаемой границы, А. пытался этим доказать бесконечность пространства и материи. А. был крупным математиком, механиком, развил теорию музыки, положив в ее основу математич. акустику.

Лит.: Маковельский А. О., Досократики, т. 3, Казань, 1919, с. 43-59; В1аss Fr., De Archytae Tarentini fragmentis mathematicis, в кн.: Mélanges Graux. Recueil..., Р., 1884.

А. Маковельский. Баку.

АРЦРУНИ

Григор [15(27) февр. 1845 - 19 (31) дек. 1892] - арм. либерально-бурж. публицист и социолог; основатель газеты "Мшак", вокруг к-рой группировались писатели Раффи (А. Мелик-Акопян), Г. Сундукян, А. Ширванзаде (А. Мовсесян), А. Арпиарян и др. А. предложил программу реформ языка, церкви и семьи, требовал эмансипации женщины, развития пром-сти. Он активно выступал за консолидацию арм. народа. По филос. взглядам А. был близок к позитивизму. Обоснование своего либерализма он находил в теории эволюции (см. "Мшак", No 211, 1878). Отвергая фатализм и субъективизм в понимании истории, А. писал, что "люди совершают более или менее важные деяния, идут к добру или ко злу, движимые положительными, материальными интересами, жизненными потребностями" (там же, No 82, 1881). Борясь с реакц. течениями, А. одновременно выступал против революц. демократов. Он отрицал необходимость революций, полагая, что обществ. жизнь изменяется "через постепенное развитие и обновление" (там же, No 18, 1877). Положит. роль А. сыграл в разработке эстетич. и литературоведч. вопросов.

АРЦРУНИ

Лит.: Калашьян В. А., Общественные взгляды Григора Арцруни, "Уч. зап. Ереванского гос. рус. пед. ин-та им. А. А. Жданова", 1949, т. 1.

АРЦРУНИ

А. Бабаханян. Ереван.

АРЬЯ САМАДЖ

А́РЬЯ СА́МАДЖ ("Общество ариев") - инд. реформаторское просветит. об-во. Основано 10 апреля 1875 Даянандом Сарасвати (1824-83). Деятельность А. С. имела антиколониалистскую направленность. Этому сопутствовали попытки возродить древнюю ведич. религию и философию, нетерпимое отношение к др. религ. учениям (особенно христианству), отрицание смирения и бездейственности.

Идея возврата к прошлому, нашедшая свое отражение в лозунге общества "Назад к ведам", в условиях колониальной Индии конца 19 в. приобретала новое социальное значение - как попытка приспособить традиц. инд. культуру и религию к потребностям бурж. развития страны. Английские власти, усматривая в деятельности А. С. угрозу для британского господства в Индии, подвергали его участников репрессиям. А. С. имело филиалы во многих провинциях Индии и вплоть до 20-х гг. 20 в. пользовалось большим влиянием. Лит.: Роллан Р., Собр. соч., [т. 19], Л., 1936, с. 90-98; Farquhar J. N., Modern religious movements in India, L., 1929; Lajpat Rai, The Arya Samaj: an account of its origin, doctrines and activities..., L., 1915.

С. Кедрова. Москва.

АСАКИ

АСА́КИ (Asachi), Георге (1 марта 1788-1869) - писатель и публицист Молдавии и Румынии. Образование получил во Львове, Вене и Риме. Филос. взгляды А., отраженные гл. обр. в поэтич. произведениях "Весна" ("Примэвара"), "Плеяда", "Мир" ("Лумя"), "Стремительность времени" ("Репежиуня тимпулуй"), "Непостоянство вещей" ("Нестаторничия лукрэрилор лумий") и др., носят объективно-идеалистич. характер. А. защищал феод. строй, хотя и критиковал эгоизм помещиков; решительно отмежевывался от революционеров 1848: "Элегия, написанная на сельском кладбище..." ("Ележие скрисэ пе цинтеримул унуй сат..."), "Ко дню открытия Национального театра в Яссах..." ("Пентру зиуа аниверсалэ а дескидерий Театрулуй Национал ын Яшь ла 1817") и др. Тем не менее борьба А. за развитие науки, нац. лит-ры и искусства, за укрепление связей с рус. культурой сыграла прогрессивную роль.

Соч.: Опере алесе, Кишинэу, 1957 (предисл. Ф. Левита); Scrieri literare, [t.] 1-2, Вuс., 1957. Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 646-48; Суслов А. К., Эстетические взгляды молдавских просветителей первой половины XIX века (Г. Асаки, К. Негруци, А Руссо и В. Александри). М.. 1958 (Автореф. дисс.);Densusianu О., Literatura româna`´ moderna`´, 4 ed., Buc., [s. а.].

А. Бабий, В. Ермуратский. Кишинев.

АСАМИ КЭЙДЗАЙ

АСА́МИ КЭЙДЗАЙ (1652-1711) - япон. философ-идеалист. Проповедовал учение об обновлении религии синто - "Суйгасинто", представлявшее собой смесь культа почитания предков императорского дома, анимизма, шаманства и чжусианской неоконфуцианской философии. Догматика "Суйгасинто" не избежала также значительного влияния буддизма. Большинство многочисл. соч. А. К. посвящено истолкованию др.-кит. конфуцианских памятников. Подвергался резкой критике со стороны философа-материалиста Ито Дзинсай и его учеников - Накаэ Миндзан и Сато Наоката.

Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947, с. 349-50; Ивахаси Дзюнсэй, Дай ниппон ринри сисо хаттэн си (История развития японских этических идей), т. 1, Токио, 1916, с. 411-33; Киёхара Садао, Синто си (История синто), Токио, 1936, с. 208-10.

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

АСКЕТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСЛАНЯН

Айказ Габриелович [р. 22 апр. (5 мая) 1903] - сов. философ, зав. сектором философии АН Арм. ССР (1944-48 и с 1956). Член КПСС с 1931. Окончил Закавказский Коммунистич. ун-т им. 26 комиссаров (1926) и аспирантуру при кафедре философии там же (1929). Автор первого на арм. языке учебника "Диалектический материализм" (1930). Работает в области диалектич. и историч. материализма ("Марксизм-ленинизм о необходимости и свободе", 1950), истории рус. философии ("Философско-исторические взгляды русских революционных демократов", 1958), критики бурж. идеологии ("Банкротство современной буржуазной философии истории", 1956).

АСМУС

Валентин Фердинандович [р. 18 (30) дек. 1894] - сов. философ, профессор (с 1935), доктор философских наук (с 1940). Окончил историко-филологич. фак-т Киевского университета (1919). С 1919 ведет научно-исследовательскую и педагогич. работу. Профессор Московского университета (с 1939) и старший науч. сотрудник сектора эстетики Института мировой литературы имени А. М. Горького (с 1956). Автор многочисленных работ по вопросам истории философии (в частности, истории нем. идеализма и рус. философии), истории логики, эстетики и литературоведения. Участвовал в создании труда "История философии" (т. 1, 1940), за что удостоен Сталинской премии (1943).

Соч.: Диалектический материализм и логика, Киев, 1924; Очерки истории диалектики в новой философии, [2 изд.], М.-Л., 1930; Диалектика Канта, 2 изд., М., 1930; Маркс и буржуазный историзм, М.-Л., 1933: Гёте в "Разговорах" Эккермана, в кн.: Эккерман И. П., Разговоры с Гёте в последние годы его жизни, пер. [с нем.], [М.-Л.], 1934; Логика, [M.], 1947; Учение логики о доказательстве и опровержении, |М.], 1954; Декарт, М.. 1956; Учение о непосредственном знании в истории философии нового времени, "Вопр. философии" 1955, No 5, 1957, No 6, 1959, No 11; Шиллер как философ и эстетик, в кн.: Шиллер Ф., Собр. соч., т. 6, М., 1957; Философия в Московском университете во второй половине XIX века, "Уч. зап. МГУ. Философский фак.", 1958, вып. 190; Послесловие к кн.: Рассел Б., История западной философии, М., 1959.

АССЕРТОРИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ

АССЕРТОРИЧЕСКОЕ СУЖДЕ́НИЕ (франц. assertorique, от лат. assero - утверждаю), или суждение действительности, - суждение, в к-ром утверждается или отрицается существование чего-либо, напр. "Москва-река замерзла". А. с. употребляется в том случае, когда известно только то, что указываемый в суждении признак принадлежит или не принадлежит предмету суждения.

Лит.: Таванец П. В., Вопросы теории суждения, М., 1955; Асмус В. Ф., Логика, [М.], 1947 (гл. Суждение).

П. Таванец. Москва.

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АССОЦИАЦИЯ

АССОЦИАЦИЯ (в п с и х о л о г и и) (позднелат. associatio, от лат. associo - связываю) - отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно-психич. явлениями. Первонач. понятие об А. сложилось при наблюдении за процессами памяти, когда было установлено, что одно представление влечет за собой появление другого, связанного с ним в прошлом опыте. Аристотелю принадлежит заслуга расчленения А. на три категории: по смежности, сходству и контрасту, а также попытка объяснить их физиологич. изменениями в организме. Победа материалистич. методологии в естествознании выдвинула А. на место гл. объяснит. принципа психологии (см. Ассоциативная психология). В идеалистич. интерпретации А. из средства науч. анализа стала средством разложения сознания на первичные феномены с целью конструирования из них не только всей психич. деятельности, но и объективной реальности. В дальнейшем под предлогом борьбы с атомизмом и механицизмом в понимании А. идеалистич. психология боролась против материалистич. и детерминистич. трактовки Α., низведя ее до элементарного факта, не имеющего отношения к т.н. "высшим" психич. функциям. Сохранив детерминистич. ядро понятия Α., Сеченов, а затем Павлов преобразовали его на базе рефлекторной теории. В их понимании А. - прежде всего связь рефлексов, а неизолиров. элементов сознания. Физиологич. основу А. составляет, по Павлову, проторение пути между различными пунктами коры полушарий мозга. "Условная связь... есть, очевидно, то, что мы называем ассоциацией по одновременности. Генерализация условной связи отвечает тому, что зовется ассоциацией по сходству. Синтез и анализ условных рефлексов (ассоциаций) - в сущности те же основные процессы нашей умственной работы" (Полное собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2, 1951, с. 335). Все виды А. представляют отражение в головном мозге связей объективного мира в соответствии с задачами, возникающими в ходе деятельности человека. Поэтому ошибочным является взгляд на А. как на процесс механич. соединения отдельных нервно-психич. состояний. Последние ассоциируются под влиянием факторов, выражающих направленность личности (потребности, интересы, установки).

Совр. сов. психология, развивая линию, намеченную Сеченовым и Павловым, рассматривает А. как одну из важных закономерностей, охватывающую весь строй психич. деятельности человека.

Противопоставление смысловых связей А. (как якобы связи механич., бессмысленной) отвергается. Разрабатывается учение об "обобщенных ассоциациях" (Шеварев), об А. внутри данного вида ощущений и между различными их видами (Ананьев), о системном и сигнальном (Рубинштейн) характере А.

Лит.: Сеченов И. М., Рефлексы головного мозга. Избр. произв., М., 1953; его же, Элементы мысли, там же; Павлов И. П., Полн. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 1-2, М.-Л., 1951; Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед, т. 1-3, М.-Л., 1949; Ананьев Б. Г., Ассоциация ощущений, "Уч. зап. ЛГУ", Сер. филос. наук, вып. 8, [Л.], 1955, No 203; Шеварев П. А., Обобщенные ассоциации, "Вопр. психологии", 1958, No 1; Самарин Ю. Α., Об ассоциативной природе умственной деятельности, там же, 1957, No 2; Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957. См. также лит. к статье Ассоциативная психология.

М. Ярошевский. Куляб.

АСТРОНОМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТАИДИ

Тристан де - см. Лима, Алсеу Аморозу.

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ (ἀταραξία, от ἀ - отрицат. приставка и ταράσσω - волную, возмущаю) - понятие др.-греч. этики, обозначающее безмятежность, невозмутимость, душевный покой. В учении Демокрита А. понималась как состояние души, не волнуемой жизненными заботами, свободной от страха смерти, предрассудков и от всех душевных переживаний, т.е. такое состояние, когда разум господствует над страстями. Счастье человека заключается в нем самом: в душевном спокойствии, в хорошем настроении, во внутр. гармонии (Стобей II 7, 3; рус. пер., в кн.: Материалисты Древней Греции, 1955, с. 157). Позднее идея А. развивалась в этике Эпикура ("Эпикур приветствует Геродота", "Эпикур приветствует Пифокла", Diog. L. X 136; рус. пер., там же, с. 181-82, 198 и 224). Эпикур считал А. высшим идеалом жизни, под к-рым он понимал состояние мудреца, достигшего внутр. свободы. Продолжая линию Демокрита, Эпикур исходил из материализма и атеизма, воспевал радости земной жизни, призывал наслаждаться ими. Идеал А. у Эпикура отличен от апатии стоиков, к-рые исходили из религ.-идеалистич. учения о первичности духа, о бессмертии души и говорили о тщетности и суетности земного мира. В последующем идеи стоиков, их проповедь аскетич. морали были восприняты христианством, а учение Эпикура было подвергнуто критике и извращено в духе вульгарного гедонизма. Начиная с 3 в. до н.э. идеал Α., отражая всеобщий кризис рабовладельческого общества, становится уже идеалом примиренчества и глубокого пессимизма. Таков идеал А. у скептиков (см. Секст-Эмпирик, "Пирроновы основоположения", рус. пер., СПБ, 1913). С их т. зр. А. - воздержание от суждений, отсутствие мнения о добре и зле, истинном и ложном.

Лит.: Маковельский А. О., Древнегреческие атомисты, Баку, 1946; Гюйо М., Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями, Собр. соч., т. 2, СПБ, 1899.

Э. Михайлова. Москва.

АТЕИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТМАН

АТМАН (санскр. - дух, душа) - термин индийской философии, гл. обр. системы веданта, обозначающий объективно существующее сознание, мировую душу. А. - синоним брахмана.

АТОМ

АТОМ (от греч. ἄτομος - неделимая частица)-мельчайшая частица химич. элемента. А. -сложная система, состоящая из атомного ядра и электронов.

АТОМИСТИКА

АТОМИСТИКА - см. Атомное учение.

АТОМНОЕ УЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТОМНОЕ ЯДРО

А́ТОМНОЕ ЯДРО - центральная, положительно заряженная часть атома, один из видов частиц вещества. Радиус А. я. 10-13 (см. Элементарные частицы материи).

АТТРИБУТ

АТТРИБУТ - атрибут (от лат. attribuo - придаю, наделяю), - необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета, без к-рого предмет не может ни существовать, ни множиться. Аристотель отличал необходимые свойства вещей, без к-рых вещи невозможны и к-рые неотделимы от них, т.е. Α., от случайных свойств - акциденций, не принадлежащих вещам "ни по необходимости, ни в преобладающем большинстве случаев" ("Метафизика", V 30, 1025 а 14-30; рус. пер., М.-Л., 1934). По Декарту, признававшему две субстанции - материальную и духовную, существует два Α.: у материи - протяжение, а у души - мышление. Спиноза под А. понимал то, что "ум представляет в субстанции, как составляющее ее сущность" ("Этика", см. Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 361). Он считал, что протяженность и мышление суть А. единой материальной субстанции. Англ. философ Толанд и франц. материалисты 18 в. признавали А. материи наряду с протяжением и движение.

АФФЕРЕНТАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АФФИРМАТИВНОЕ СУЖДЕНИЕ

АФФИРМАТИВНОЕ СУЖДЕ́НИЕ (от лат. affirmo - утверждаю) - см. Суждение.

АХИМСА

АХИМСА - а х и н с а (санскр. - непричинение боли или зла), - этич. термин древнеинд. философии и религии, обозначающий поведение человека, основанное на принципе ненанесения боли или зла. Особенное значение получает в джайнизме, где, в соответствии с религиозной идеей потенциального равенства всех душ, А. означает непричинение боли или зла не только друг другу, но и вообще всякому живому существу. Увещеваниями об А. изобилуют Веды, Упанишады и мн. др. памятники санскр. литературы. Нек-рые индологи, усматривая в А. одну из наиболее существ. черт буддизма, называют Будду "апостолом Α.". В 19 и 20 вв. А. проповедовалась в период нац.-освободит. подъема в учении Рамакришны, в особенности в гандизме. Совр. последователи учения веданта, пытаясь очистить понятие А. от религ. содержания, рассматривают А. как понятие, не отрицающее принцип действия и означающее лишь самодисциплину, отсутствие гнева, ненависти и т.д. Лит.: Неру Дж., Открытие Индии, пер. с англ., М. 1955; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. англ., т. 1. М., 1956, гл. 6-10.

В. Бродов. Москва.

АХМАНОВ

Александр Сергеевич [7(19) авг. 1893 - 5 июня 1957] - сов. философ и логик. Филос. образование получил в Моск. ун-те (1911-16). С 1919 преподавал философию, логику и эстетику в различных вузах. Разработка А. истории логич. учений сочеталась с анализом осн. понятий и законов формальной логики и проблемы соотношения логич. и языковых категорий.

Соч.: Логическое учение Аристотеля, "Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та", 1954, т. 24, вып. 2, с. 7-190; Формы мысли и правила логики, там же, 1954, т. 23, вып. 1, с. 193-212; Греческая философия от ее зарождения до Платона, в кн.: История греческой литературы, т. 2, М., 1955, гл. 6; Платон, там же, гл. 7 (совм. с Μ. Ε. Грабарь-Пассек); Аристотель, там же, гл. 8 (совм. с Ф. А. Петровским); Формы мысли и законы формальной логики, в кн.: Вопросы логики, М., 1955, с. 32-102; Логические формы и их выражение в языке, в сб.: Мышление и язык, М., 1957, с. 166-213; О содержании некоторых основных терминов "Поэтики" Аристотеля, в кн.: Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957, с. 141-57.

АХУНДОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница