Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Р" (часть 4, "РОЖ"-"РЭН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 4, "РОЖ"-"РЭН")

РОЖИН

Василий Павлович (р. 7 янв. 1908) - сов. философ, профессор, д-р филос. наук (c 1958). Член КПСС с 1947. Учился на филос. фак-те Моск. историко-филос. ин-та (1929-32). Окончил историч. фак-т Моск. педагогич. ин-та им. В. И. Ленина (1941). С 1931 ведет науч.-педагогич. работу в вузах. Декан филос. фак-та Ленингр. ун-та (с 1959) и зав. кафедрой диалектич. и историч. материализма филос. фак-та ун-та. Руководитель обществ. Ин-та социальных исследований в Ленинграде (с 1963). Науч. работу ведет в области материалистич. диалектики, логики, марксистской социологии и науч. коммунизма.

Соч.: Марксистско-ленинская диалектич. логика, Л., 1956; Марксистско-ленинская диалектика как филос. наука, Л., 1957; Предмет и структура марксистско-ленинской философии, Л., 1958; Предмет марксистско-ленинской философии, Л., 1958; Творческое развитие XXI съездом КПСС марксистско-ленинской науки, Л., 1960; Коммунизм и личность, Л., 1962; Введение в марксистскую социологию, Л., 1962; О предмете марксистской социологии, в сб.: Вопросы марксистской социологии, Л., 1962; Введение в теорию науч. коммунизма, Л., 1963; Развитие XXII съездом КПСС марксистско-ленинской теории, Л., 1963; Марксистско-ленинская философия, М., 1965 (соавтор и ред.); Пути формирования научного мировоззрения, Л., 1965.

РОЗАНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОЗЕНБЕРГ

Отто Карл Юлиус (Отгон Оттонович) (7 июля 1888 - 26 сент. 1919) - рус. японовед-буддолог. В 1910-х гг. в Японии подготовил фундаментальный труд "Введение в изучение буддизма по япон. и кит. источникам", благодаря к-рому рус. и зап. ученым стали доступны осн. понятия философии махаяны, йогачаров и позднейших школ буддизма.

Соч.: Введение в изучение буддизма по япон. и кит. источникам, ч. 1 - Свод лексикографич. материала, Токио, 1916, ч. 2 - Проблемы буддийской философии, П., 1918; пер. на нем. яз. - Probleme der buddhistischen Philosophie, "Materialien zur Kunde des Buddhismus", 1925, H. 7, 8.

И. Кутасова. Москва.

РОЗЕНТАЛЬ

Марк Моисеевич (р. 19 февр. 1906) - сов. философ, профессор (с 1940), д-р филос. наук (с 1946). Член КПСС с 1925. Заслуженный деятель науки РСФСР (с 1966). Окончил ИКП (1933). С 1933 ведет н.-и. и преподавательскую работу. С 1946 работает в АОН при ЦК КПСС. В 1953-58 - зам. ответственного редактора журн. "Вопросы философии". С 1966 - зав. сектором диалектич. материализма Ин-та философии АН СССР. Разрабатывает проблемы диалектич. материализма, в особенности диалектич. логики, вопросы эстетики и историй философии.

Соч.: Против вульгарной социологии в лит. теории, М., 1936; Вопросы эстетики Плеханова, М., 1939; Материалистич. диалектика, [М.], 1937; Филос. взгляды Н. Г. Чернышевского, М., 1948; Марксистский диалектич. метод, [М.], 1951; Вопросы диалектики в "Капитале" Маркса, М., 1955; Принципы диалектич. логики, М., 1960; Ленин и диалектика, М., 1963; Филос. словарь, М., 1963 (ред. и соавтор); Основы марксистской философии, 2 изд., М., 1964 (соавтор); Ленинская теория познания и ее совр. развитие, М., 1965; Диалектика "Капитала" Маркса, М., 1967.

РОЗИНЬ

РО́ЗИНЬ (А з и с), Фриц Фридрих Адамович (7 марта 1870 - 7 мая 1919) - один из основателей Коммунистич. партии Латвии, пропагандист марксизма, историк. Чл. ЦК С.-д-тии Латыш. края (СДЛК) (1904), пред. Исполкома Совета рабочих, безземельных и солдатских депутатов Латвии (1917), чл. Президиума ВЦИК (1918).

Еще в Дерптском ун-те изучал произведения Маркса, Энгельса, Плеханова, примыкал к прогрессивному движению латыш. интеллигенции - "Новое течение", за что был сослан; из ссылки бежал в Англию, где основал зап.-европ. союз латыш. социал-демократов. В 1908 Р. был приговорен к 4 годам каторги с пожизненной высылкой в Сибирь; в 1913 бежал в Америку. В Бостоне был редактором латыш. марксистской газ. "Strādnieks" ("Рабочий"). В дни Октябрьской революции вернулся в Россию. В своих трудах выступал как против сторонников экономич. материализма, так и против ревизионистов марксизма (Бернштейна, Каутского и др.). Критикуя эсеровскую "теорию героев", Р. показал, что терроризм, проповедуемый эсерами, приносит делу рабочего класса только вред. Р. - автор первого марксистского очерка по истории философии на латыш. яз. и первого труда по аграрной истории Латвии ("Латыш. крестьянин" - "Latviešu zemnieks", Berna, 1904), написанного с марксистских позиций.

Соч.: Rakstu izlase, t. 1, Riga, 1963; в рус. пер. - Страница из истории крестьянства, Л., 1925.

Лит.: Штейнберг В. Α., Филос. жизнь Латвии начала XX в. 1900-1917. П. Стучка, Ф. Розинь, Я. Янсон, П. Дауге, Я. Березинь, Рига, 1966; его же, F. Rozinš - marksistiskās filozofijas celmlauzis Latvijā, Riga, 1960.

П. Валескалн. Рига.

РОЗМИНИ-СЕРБАТИ

РОЗМИНИ-СЕРБАТИ (Rosmini-Serbati), Антонио (25 марта 1797 - 1 июля 1855) - итал. религ. мыслитель. Оставаясь в рамках католич. традиции в ее августинианском варианте, Р.-С. стремился в известной мере сблизить теорию и практику католицизма с требованиями умеренного либерализма своего времени. С этих позиций Р.-С. выдвинул проект антифеод. реформы церкви с целью устранения анахронистич. сторон католицизма и удержания ее авторитета. Т.о., он отстаивал идею бурж. переориентации церкви, превращения ее из феод. силы в буржуазную.

В философии Р.-С. пытался сблизить платоновско-августинианскую линию с элементами кантовского априоризма. Не отрицая традиц. томистских "5 путей" "доказательства" бытия бога, он придавал осн. значение "пути" к богу от субъекта, от присущих будто бы ему априорных идей, гл. обр. идеи бытия, к-рая и является исходным пунктом познания. Она родственна августинианскому "озарению", идущему от божеств. разума. Познание есть синтез этой идеи бытия и данных чувств. опыта. Бытие имеет три неразрывных модуса или формы - идеальный (постигаемый разумом), реальный (постигаемый чувств. опытом) и моральный. Идеальное - вечно, бесконечно, необходимо и как таковое в силу конечности и ограниченности человеч. разума требует адекватного субъекта, т.е. бога, являющегося истинной, абсолютной, совершенной реальностью, универсально-конкретным бытием, высшим синтезом бытия. Идеи Р.-С. пользуются большим авторитетом в совр. католицизме. Розминианские тенденции сильны в совр. религ. мысли и служат одним из источников весьма влиятельных ныне "обновленческих" устремлений в идеологии и практике католич. церкви. Филос. воззрения Р.-С. оказали влияние на совр. христ. спиритуализм, особенно в его итал. варианте.

Соч.: Ореrе, v. 1-14, Napoli, 1842-45; Opere, v. 1-27, Roma, 1934-55 (издание продолжается).

Лит.: История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 486-90; Ρrini P., Introduzione alla metafisica di Α. Rosmini, Domodossola, 1953; Franchi Α., Saggio sul sistema ontologico di A. Rosmini, Mil., 1953; Milano Università cattolica del sacro Cuore. Facoltà di lettere e filosofia. A. Rosmini nel centenario della morte. Saggi vari, Mil., [1955]; Congresso internazionale di filosofia A. Rosmini. Stresa-Rovereto, 1955. Atti del Congresso, [v.] 1-2, Firenze, [1957]; Garioni Bertolotti G., A. Rosmini, Torino, [1957]; Benvenuti S., Saggi critici sulla filosofia di A. Rosmini, Trento, 1957; Leetham C. R. H., Rosmini: priest, philosopher, patriot, L.-N. Y., [1957]; Rasсhini M., Il principio dialettico nella filosofia di A. Rosmini, Mil., 1961; Caviglione G., Bibliografia delle opere di A. Rosmini, Torino, 1925.

С. Эфиров. Москва.

РОЙС

РОЙС (Royce), Джосайя (1855-1916) - амер. философ, абс. идеалист. Испытал влияние Гегеля, философию к-рого рассматривал "как анализ фундаментального парадокса нашего сознания" (см. "The spirit of modern philosophy", Boston - N. Y., 1892), состоящего в том, что сознание способно осознать себя только во взаимоотношении с др. сознаниями. Осн. доводом в пользу идеальности мира Р. считал невозможность обнаружить то, что не может содержаться в мысли. Источник вещей и частных сознаний Р. видел в "универсальной мысли", к-рая "объединяет все наши мысли вместе с объектами и всеми мыслями об этих объектах... в абсолютное единство мысли" и тождественна богу ("The religious aspect of philosophy", Boston-N. Y., 1885, p. 475).Конкретная идея, реализующаяся в объектах, первоначально принималась Р. как чисто мыслит. содержание, но в дальнейшем под влиянием прагматизма Р. истолковывал идею как целенаправленный процесс, избирающий объект для воплощения своего "внутреннего значения". Структура реальности определяется, по Р., структурой мысли, являющейся "самопредставительствующей системой" (selvrepresentative), прообразом к-рой может служить множество, характеризуемое равномощностью части и целого: так, карта Англии, в качестве части поверхности Англии, представляет всю ее поверхность, в том числе и занимаемую самой картой. Понятие самопредставительствующей системы лежит в основе учения Р. о мире как "абс. личности", представленной в бесконечной совокупности воспроизводящих ее конечных личностей.

Обществ. взгляды Р. консервативны. Его идеал - капиталистич. общество, в к-ром несогласия тают "под солнцем кооперации и гармонии".

Соч.: Studies of good and evil, N. Y., 1898; The world and the individual, series 1-2, N. Y., 1900-1901; Outlines of psychology, N. Y.-L., 1903; The sources of religious insight, N. Y., 1912; The problem of Christianity, v. 1-2, N. Y., 1913; The hope of the great community, N. Y., 1916; Fugitive essays, Camb., 1920; Lectures on modern idealism, New Haven-L.-Oxf., [1934]; Logical essays, Duboque (Iowa), [1951].

Лит.: Яковенко Б., Филос. система Ж. Р., в изд.: Новые идеи в философии, сб. 17, СПБ, 1914; История философии, т. 4, М., 1959; Богомолов А. С., Англо-амер. бурж. философия эпохи империализма, М., 1964; Papers in honor of Josiah Royce on his sixtieth birthday, [N. Y.], 1916; Muirhead J. H., The Platonic tradition in Anglo-Saxon philosophy, L.-N. Y., [1931]; Norborg Sv., Josiah Royce, Oslo, 1934; Marcel G., La métaphysique de Royce, [P.], 1945; Smith J. Ε., Royce's social infinite: the community of interpretation, N. Y., 1950; "Journal of Philosophy", 1956, v. 53, No 3 (In memoriam of J. Royce); Buranelli V., Josiah Royce, N. Y., [1964]; Rand В., A bibliography of the writings of Josiah Royce, "Philosophical Reviews", 1916, v. 25.

А. Богомолов. Москва.

РОКА БЛАС

РО́КА БЛАС (Roca Blas) (наст. имя и фамилия - Франсиско Вильфредо К а л ь д е р и о, Calderio; р. 24 июля 1908) - деятель кубинского рабочего движения, марксист. В 1929 вступил в компартию, с 1933 - член ЦК. В 1935-43 - кандидат в члены ИККИ. С 1934 - ген. секретарь компартии, с 1944 - Народно-социалистич. партии. С 1963 - член Нац. руководства Единой партии социалистич. революции.

В гл. работе "Основы социализма на Кубе" (La Habana, 1943, 8 ed., La Habana, 1961; рус. пер. - M., 1961) P. Б. вскрывает характерные черты капитализма и империализма на Кубе, обосновывает необходимость и неизбежность перехода к социализму и показывает значение марксистско-ленинских принципов в решении социальных проблем на Кубе. Изложение общих вопросов марксистской теории, таких, как учение об экономич. формациях, о классах и классовой борьбе, сочетается с конкретным анализом кубинских условий. В своих работах Р. Б. исследует особенности, характер и движущие силы кубинской революции. В частности, он показывает, что буржуазия на Кубе не могла возглавить последоват. антиимпериалистич. борьбу за полную нац. независимость. В работе "Куба - свободная территория Америки" (1960, рус. пер., М., 1961), а также в статьях, опубликованных в журн. "Cuba socialista" ("Социалистич. Куба"), Р. Б. разрабатывает вопросы, связанные с развитием социалистич. революции на Кубе, напр. вопрос о наличии объективных и субъективных условий построения социализма, о необходимости союза пролетариата и крестьянства в процессе строительства социализма, об отношении к мелкой буржуазии; анализирует новые формы гос. власти революц. Кубы и раскрывает значение участия в них нар. масс. Анализируя вопрос о роли социалистич. идеологии в строительстве социализма, Р. Б. рассматривает ее распространение как один из важнейших факторов, обеспечивающих обществ. прогресс страны.

Соч. в рус. пер.: Социалистич. мораль - новая сила, вдохновляющая кубинский народ, в кн.: Куба. Историко-этнографич. очерки, М., 1961; Куба: революция в действии, "ПМ и С", 1959, No 8; Кубинский народ в борьбе за свободу и независимость, "Коммунист", 1960, No 7; Народная революция на Кубе и перспективы ее дальнейшего развития, "Партийная жизнь", 1959, No 6.

Лит.: История философии, т. 5, M., 1961; Блас Рока, Биографич. справка, "Новое время", 1961, .No 41; Μохначев М. И., Слияние революционного движения на Кубе в единый патриотич. антиимпериалистич. поток (1951-1958 гг.), в сб.: Борьба за единый рабочий и антиимпериалистический фронт в странах Латинской Америки, М., 1963.

А. Зыкова. Москва.

РОЛЕЙ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОЛЬ НАРОДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОМАНТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОМАНЬОЗИ

РОМАНЬО́ЗИ (Romagnosi), Джан Доменико (11 дек. 1761 - 8 июня 1835) - итал. философ и правовед. Противник абсолютизма и клерикализма, поборник бурж.-демократич. обществ. строя. Был в числе немногих итал. мыслителей того периода, испытавших значит. влияние идей Просвещения, в частности франц. сенсуализма (Кондильяка). Однако сенсуализм сочетался в его мировоззрении с элементами идеалистич. рационализма. Полагая, что рацион. познание возникает на основе чувств. восприятий, источником к-рых является объективная реальность, Р. считал, что упорядочение чувств. данных происходит при посредстве идей, возникающих из самого сознания, хотя и не являющихся врожденными или предшествующими познанию (единство, форма, число, последовательность и т.п.). Р. отрицал возможность познания сущности вещей. Истина, по его мнению, состоит не в выявлении действит. природы реальности, а в согласованности познания с внешними воздействиями. Осн. задачей Р. считал создание "гражданской философии", отвечающей, в частности, нуждам будущего единого гос-ва. Становление последнего он рассматривал как необходимый результат истории страны. В отличие от ряда др. сенсуалистов, в своей концепции обществ. структуры и обществ. развития он исходил не из представления об изолированном человеке, а из мысли, что человек существует и должен рассматриваться всегда как общественный. Подойдя к пониманию социальной обусловленности и социальной функции морали, Р. полагал вместе с тем, что прогресс общества - продукт гражд. совершенствования, по пути к-рого народы ведет разум выдающихся "носителей цивилизации".

Соч.: Ореrе, v. 1-8, Palermo-Napoli, 1859-77.

Лит.: Nоrsa Α., Il pensiero filosofico di G. D. Romagnosi, Mil., 1930; Levi Α., Romagnosi, Roma, 1935; Del Vecchiо G., G. Romagnosi nel primo centenario della sus morte, Padova, 1935; Вelloni G. Α., Saggi sul Romagnosi, Bocca-Mil., 1940; Draetta Α., Della civile filosofia di G. D. Romagnosi, Bari, 1950; Berti G., Fonti ideologiche e orlentamenti sociali della democrazia italiana, "Societá", 1959, anno 15, p. 673-734, 885-947.

С. Эфиров. Москва.

РОМЕPO

РОМЕ́PO (Romero), Франсиско (р. 18 июля 1891) - аргент. философ, взгляды к-рого складывались под влиянием зап. философии - феноменологии Гуссерля и философии жизни. Род. в Испании. Проф. философии в ун-те Буэнос-Айреса (1931-46) и в ун-те Ла-Платы (1936-46), ныне проф. философии Нац. педагогич. ин-та в Буэнос-Айресе. Р. выступил как один из сторонников антипозитивистского движения, развернувшегося в Лат. Америке еще во 2-й пол. 19 в. "Новое мировоззрение", к-рое Р. противопоставляет позитивизму, сочетает в себе элементы интуитивизма Бергсона, антропологии Шелера и "критической онтологии" Н. Гартмана, вслед за к-рым Р. рассматривает реальность как ступенчато-иерархич. структуру. В своем понимании личности был близок Ортеге-и-Гасету, но, в отличие от последнего, отрицал детерминированность человеч. характера.

Соч.: Lógica, В. Aires-Мéх., 1942 (cовм. с E. Pucciarelli); Sobre la historia de la filosofía, [Tucumán], 1943; Filosofia contemporánea, 2 ed., В. Aires, [1944]; Filosofia de la persona, В. Aires, [1944]; El nombre y la cultura, B. Aires, [1950]; Teoria del nombre, В. Aires, [1952]; Sobre la filosofía en América, B. Aires, [1952]; Ubicaciόn del nombre. Introducción a la antropología filosófica, [В. Aires, 1954]; Filósofos y problemes, 2 ed., В. Aires, [1957]; Historia de la filosofía moderna, Méx., [1959].

Лит.: Perelstein В., Positivismo y antipositivismo en la Argentina, В.-Aires, [1952].

A. Дерюгина. Москва.

РОМЕРУ

РОМЕ́РУ (Romero), Силвиу (21 апр. 1851 - 18 июля 1914) - браз. социолог, историк и литературовед, один из основоположников филос. "школы Ресифи"; ученик и соратник Баррету, испытал влияние Спенсера, полемизировал с Контом. Согласно близкому к пантеизму монистич. эволюционизму Р., все существующее - от космических до психических и социальных явлений - это различные формы единств. субстанции - вечной материи, к-рой присущи жизнь, чувство, сознание, свобода и целесообразность.

Р. - сторонник революц. преобразования общества: "... нет антиномии между нормальной эволюцией общества и революционными движениями; революция есть один из необходимых процессов развития нации" ("Historia da literatura brasileira", v. 1, R. de J. 1953, p. 159).

Соч.: A philosofia no Brasil, Porto Alegre, 1878; Doutrine contra doutrine ou о evolucionismo e о positivismo no Brasil, 2 ed., R. de J., 1896; Ensaio de philosofia do Direito, 2 ed., R. de J., 1908.

Лит.: История философии, т. 4, M., 1959, с. 422-25; Sánchez Reulet Α. [ed.], La filosofía latinoamericana contemporánea..., Wash., [1949].

Ж. Базарян. Москва.

РОСС

РОСС (Ross), Эдуард Олсуорт (12 дек. 1866 - 22 июля 1951) - амер. социолог. В 1906-37 - проф. социологии ун-та шт. Висконсин. Выступал в духе мелкобурж. критики трестов и милитаризма.

Социально-психологич. теория Р. складывалась под воздействием идей Дюркгейма и Тарда, Л. Уорда и Смолла. В работе "Социальный контроль" ("The social control", N. Y., 1901), наметившей новую область исследований, Р. рассматривал основы "здорового социального порядка". Социальный контроль - "преднамеренное влияние общества на поведение человека", в отличие от бессознат. социального влияния; в то же время Р. часто расширял понятие контроля, подразумевая под ним все виды "социального внушения" (обществ. мнение, обычаи, религию, иск-во и др.). Р. различал внешний и внутр. механизмы контроля: первый основан на чувствах и является этич. по своему характеру, второй - на силе и авторитете и является политическим (законы, образование и т.д.). Общество - совокупность индивидуумов, связь к-рых создается исключительно социальным контролем. Хотя наиболее ценным является этич. контроль, когда обществ. ценности становятся интегральной частью личности, в совр. обществе гл. роль играет политич. контроль. Р. рассматривал средства контроля, пренебрегая его классовым характером и социально-экономич. генезисом.

Предмет социологии, по Р., - социальный процесс как взаимодействие индивидуумов и социальных групп. Он намечает типы взаимодействия - процессы ассоциации, господства и эксплуатации, оппозиции, приспособления, стратификации, кооперации и др., к-рые приводят к образованию социальных групп. Социальные изменения Р. делил на "прогрессивные" и "регрессивные": к числу последних он относил те, к-рые "углубляют конфликт классов". Р. написал первый в США учебник социальной психологии.

Соч.: Foundations of sociology, N. Y.-L., 1905; Social psychology, N. Y., 1908; Sin and society, N. Y., 1907; Civic sociology, N. Y,-Chi., 1925; Seventy years of it, N. Y.-L., 1936; Principles of sociology, 3 ed., N. Y.-L., 1938.

А. Завадье. Москва.

РОСТОУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОСЦЕЛИН

РОСЦЕЛИН (Roscelinus, Roscellinus, Ruzelinus), Иоанн (ок. 1050 - ок. 1122) - франц. философ и богослов, первый крупный представитель ср.-век. номинализма. Род. в Компьене, где стал каноником и преподавал логику, применяя ее к теологич. проблемам. Воззрения Р. дошли до нас только в критич. изложении его противников: Ансельма Кентерберийского (S. Аnselmus, De fide trinitatis et de incarnatione, verbi contra blasphemias Ruzelini sive Roscelini, Migne, PL, t. 158; Письма о Р., Epistola 35, 41, 51, там же), с к-рым Р. вел упорную борьбу; Абеляра, учившегося у него, а затем резко полемизировавшего с ним в трактате "О троичности" ("De trinitate") и обвинявшего его перед парижским епископом; Иоанна Солсберийского и др. Интерес представляет анонимное, более объективное изложение идей Р., имеющееся в одной из рукописей 12 в. в парижской Нац. биб-ке (No 17813, fol. 19; см. В. Haureau, Notices et extraits de quelques manuscrits latins, t. 5, P., 1892). От самого Р. дошло лишь письмо к Абеляру - "Epistola 15 que est Roscelini ad Abaelardum", Migne, PL, t. 178; см. также J. Reiners, Der Nominalismus in der Frühscholastik, [Münster, 1910] (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 8, H. 5), в к-ром Р. в очень осторожной форме высказывал свои теологич. воззрения. Применив сформулированные им осн. идеи номинализма к учению о триединстве божием, Р. пришел к положениям, несовместимым с католич. догматикой, хотя сам он это отрицал. Утверждение, что действит. существованием могут обладать только "единичные вещи" (res singulares) и что общие понятия - лишь наименования (nomina), даже "звучания голоса" ("flatus vocis") привело Р. в вопросе о сущности божеств. триединства к признанию каждого лица троицы самостоятельным и раздельно существующим божеством и послужило основанием к обвинению его в "тритеизме" (троебожии). Церк. собор в Суассоне (1092) объявил учение Р. еретическим, заставил его от него отречься. Противники Р., напр. Ансельм Кентерберийский, отмечали связь между догматич. заблуждениями Р. и его пониманием разума, который "...должен быть управителем и судьей над всем, что есть в человеческой душе, но он настолько опутан телесными представлениями (imaginationibus corporalibus), что не может от них освободиться" ("De fide...", Migne, PL, t. l58, col. 265). В этих словах звучат нападки на прогрессивную рационалистич. и материалистич. тенденцию, к-рая проступала в идеях номиналистов и была в самой своей основе неприемлема для защитников догматич. богословия. В борьбе за эту тенденцию следует видеть историч. заслугу Р. как первого ср.-век. философа, выступившего против платоновского идеализма в его ср.-век. форме и защищавшего права разума против слепого авторитета церкви.

Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940 (по имен. указат.); Сидорова Η. Α., Очерки по истории ранней гор. культуры во Франции, М., 1953 (по указателю); Τрaхтенберг О. В., Очерки по истории западно-европ. ср.-век. философии, М., 1957, с. 26, 32, 34, 35; Adlhoch В., Roscelin und St. Anselm, "Philosophisches Jahrbuch", 1907, Bd 20, S. 442-56; Picavet F., Roscelin philosophe et théologien, [2 éd.], P., 1911; Wi1mart Α., Le premier ouvrage de st. Anselme contre le trithéisme de Roscelin, "Recherches de théologie ancienne et médiévale" (Louvain), 1931, No 3; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1-2, В., 1957 (по указат.).

Б. Рамм. Ленинград.

РОТХАKKЕP

РОТХА́KKЕ́P (Rothacker), Эрих (12 марта 1888 - 10 авг. 1965) - нем. философ, психолог и социолог культуры. Проф. философии в Гейдельбергском (1924-29) к Боннском (с 1928) ун-тах. Филос. концепция Р. сложилась под влиянием Дильтея и нем. историч. школы. Осн. внимание он уделял философии истории как науке, изучающей структуру и законы жизни народов, а также "гносеологию и методологию историч. познания". Предпосылкой познания действительности, по Р., является "значимость", т.е. отнесенность знания к конкретной ситуации, в к-рой действует познающий субъект. При этом субъектом любого знания, творения и действия является конкретная историч. общность людей (см. ст. Р. о собств. взглядах в кн.: W. Ziegenfuss, G. Jung, Philosophen-Lexikon. Handwörterbuch der Philosophie nach Personen, Bd 2, В., 1950, S. 375). Внешний мир, по Р., неотделим от "значимости" и является ее объективацией. Не отрицая объективного познания, Р., следуя Дильтею, подчеркивает, что этим путем еще не достигается понимание целостности жизни. Оно достижимо лишь с помощью интуиции, "творч. прозрений". Все качества, к-рыми характеризуется историч. действительность, суть символы нашего жизненного чувства (см. "Logik und Systematik der Geisteswissenschaft", Bonn, 1926, S. 163). Мировоззрение, по Р., включает все духовные факторы, определяющие как миротолкование, так и поведение человека в пределах определ. социальной общности. Р. определяет культуру ("стиль жизни") как специфич. способ действия, мышления, миропонимания, организации жизни. Осн. носители "культуры" - общности, группы, народы и нации. В них специфичность способов действия и мышления развертывается от индивидуальной духовной жизни к обществ. "стилям жизни", получающим для отд. индивида авторитарную силу. Р. сводит историч. процесс к творч. развитию сознания и самосознания отд. индивидов и социальных общностей. В то же время Р. считает, что в конечном счете творч. одаренность различных социальных групп и народов определяют биологич. факторы. Заявляя, что каждое общество проявляется как специфич. культурная целостность жизни, он отвергает взгляд на историю как единый закономерный процесс и понятие историч. прогресса.

Филос. взгляды Р. непосредственно связаны с реакц. общественно-политич. убеждениями. В годы нацизма Р. восхвалял национал-социализм.

Соч.: Geschichtsphilosophie, Münch.-В., 1934; Probleme der Kulturanthropologie, Bonn, 1948; Mensch und Geschichte, Bonn, 1950; Die Schichten der Persönlichkeit, 6 Aufl., Bonn, 1965; Die dogmatische Denkform in den Geisteswissenschaften und das Problem des Historismus, Mainz, 1954; Intuition und Begriff, Bonn, 1963; Philosophische Anthropologie, Bonn, 1964.

Лит.: Кон И. С., Бурж. философия истории в тупике, "Вопр. истории", 1960, No 12.

И. Добронравов. Москва.

РОШKA

РО́ШKA (Roşca), Думитру (р. 29 янв. 1895) - рум. философ, проф. Клужского ун-та; чл.-корр. АН СРР (с 1963). В прошлом Р. разрабатывал вопросы этики с идеалистич. позиций, но выступал с критикой иррационализма. После освобождения страны Р. изучал марксистскую философию, анализировал с марксистской т. зр. нек-рые вопросы гегелевской логики, в частности теорию понятия. Перевел на рум. яз. осн. работы Гегеля.

Соч.: L'influence de Hegel sur Taine théoricien de la connaissance de l'art. P., 1928.

РОШЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУАЙЕ-КОЛЛАР

РУАЙЕ́-КОЛЛА́Р (Royer-Collard), Пьер Поль (21 июня 1763 - 4 сент. 1845) - франц. философ, эклектик спиритуалистич. направления, умеренный либерал - "роялист буржуазной породы", как называл его франц. историк Филипп (см. А. Phillippe, Royer-Collard. Sa vie publique, sa vie privée, sa famille, P., 1857). В философии Р.-К. соединял противоположные филос. учения, но гл. источниками его филос. концепции были идеи Мен де Бирана и Рида. Для Р.-К. внешний мир реален, об этом свидетельствует повседневный опыт человека. Однако, вслед за Ридом, убеждение в существовании этой реальности Р.-К. основывал на вере, что и составляло теоретич. основу его спиритуализма, его критики сенсуализма. Р.-К. подчеркивал активность души или разума, к-рый не менее, чем ощущения, является, по его мнению, источником наших знаний: "...существование универсума, универсального времени, внешней причинности, все эти труднопостижимые тайны скрыты в еще более глубокой тайне жизни интеллектуальной..." (цит. по кн.: Rеid Th., Oeuvres complètes..., t. 4, P., 1828, p. 433; Соч. Р.-К. опубликовано в приложении к 3-му и 4-му тт. этого издания). Примыкая к Лейбницу, Р.-К. понимал "я" как некую духовную сущность. Рассматривая взаимоотношение субъекта и объекта, Р.-К. утверждал, что уже первое ощущение "...которое мы испытываем, раскрывает нам единство двух фактов - действительную реальность того, что ощущается и действительное существование того, что ощущает" (там же, р. 434). Существование и мышление одновременны, одно не существует без другого. Таким образом, Р.-К. отрицал объективное содержание ощущений, знания, приходил к идеалистич. выводу, не только переводя в спиритуалистич. план, но, в сущности, отрицая свое признание реальности внешнего мира. Идеалистич. эклектич. учение Р.-К. продолжил Кузен, оно давало пищу для различных субъективно-идеалистич. течений и во 2-й пол. 19 в.

Соч.: Les fragments philosophiques..., par A. Schimberg., P., 1913.

Лит.: История философии, т. 3, [M.], 1943, с 399-400; История философии, т. 2, М., 1957, с. 193; Barante A. de, La vie politique de M. Royer-Collard, ses discours et ses écrits, 2 éd., v. 1-2, P., 1863; Baudrillart H., Publicistes modernes, P., 1863; Royer-Collard, в кн.: Dictionnaire des sciences philosophiques, sous la dir. de Ad. Franck, P., 1885; Spu11er E., Royer-Collard, P., 1895; Antonescu G., Royer-Collard als Philosoph, Borna-Lpz., 1904 (Diss.); Nesmes-Desmarets R. de, Les doctrines politiques de Royer-Collard, [Montpellier], 1908 (Diss.); Jovy E., De Royer-Collard à Racine, Vitry-le-François, 1917.

Г. Зельманова. Ленинград.

РУБИН

Арон Ильич [29 дек. 1888 (10 янв. 1889) - 7 янв. 1961] - сов. философ, переводчик филос. лит-ры. Кандидат филос. наук (с 1944). Окончил юридич. фак-т Петерб. ун-та (1911), аспирантуру Ин-та философии РАНИОН (1929). В 1924-28 участвовал в подготовке к печати докторской диссертации Маркса. Преподавал (с 1928) философию и логику в вузах Москвы, Калинина, Ярославля. Исследовал историю зап.-европ. философии нового времени, ср.-век., араб, и евр. философий (см., напр., ст. Брэдлей, Гердер в 1-м изд. БСЭ), проблемы логики. Неск. статей Р. посвящено филос. интерпретации произведений рус. поэзии ("Поэт вечного воспоминания", опубл. в журн. "Северные зап.", 1914, окт.-нояб.) и логики ("О логич. учении Аристотеля", "ВФ", 1955, No 2). Р. принадлежат переводы произведений X. Уарте ("Исследование способностей к наукам", М., 1960), Дж. Бруно ("О бесконечности, вселенной и мирах", в кн.: Дж. Бруно, Диалоги, М., 1949), М. Маймонида (главы из "Путеводителя колеблющихся", в приложении к кн. С. Н. Григоряна, "Из истории философии Ср. Азии и Ирана VII - XII вв.", М., 1960), Ибн Рошда ["Опровержение опровержения" (совм. с А. В. Сагадеевым), в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Ср. Востока IX - XIV вв., М., 1961], польских мыслителей (в кн.: Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей, т. 1-3, М., 1956-58).

РУБИНШТЕЙН

Сергей Леонидович [6(18) июня 1889 - 11 янв. 1960] - сов. психолог и философ, чл.-корр. АН СССР (с 1943). Зав. кафедрами психологии Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена (1930-42), Моск. гос. ун-та (1942-50), директор Ин-та психологии АПН РСФСР (1942-45), зам. директора Ин-та философии АН СССР (1945-49), зав. сектором психологии Ин-та философии АН СССР (1945-60).

Осн. направление исследований - филос. проблемы психологии, критич. анализ гл. направлений зарубежной психологии и философии, конкретное исследование проблем памяти, восприятия, речи, мышления. Применил к психологии марксово понятие деятельности (1934); в труде "Основы общей психологии" (1940, 2-е изд., 1946; первое изд. удостоено Гос. премии СССР) Р. представил систему психологии, основанную на принципе единства сознания и деятельности. Разработал диалектико-материалистич. понимание принципа детерминизма применительно к психологии (действие внешних причин через посредство внутр. условий), конкретизировал марксистскую концепцию психического как идеального, субъективного и предложил оригинальную трактовку категории объекта. Дал анализ экономическо-филос. рукописей Маркса 1844 применительно к психологии (1959). На основе принципа детерминизма развил рефлекторную теорию мышления. В последние годы исследовал проблему человека в плане онтологии, гносеологии и этики.

Соч.: Проблемы психологии в трудах К. Маркса, "Сов. психотехника", 1934, т. 7, No 1; Бытие и сознание, М., 1957; О мышлении и путях его исследования, Μ., 1958; Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Проблема способностей и вопросы психологич. теории, "Вопр. психологии", 1960, No 3; Очередные задачи психологич. исследования мышления, в сб.: Исследования мышления в сов. психологии, М., 1966; Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения, под общ. ред. С. Л. Рубинштейна, М., 1960; Из неопубл. рукописи С. Л. Рубинштейна "Человек и мир", "ВФ", 1966, No 7.

К. Славская. Москва.

РУГЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУДАШ

РУДАШ (Rudas), Ласло (1885-1950) - венг. философ-марксист, один из основателей Коммунистич. партии Венгрии. После поражения Венгерской советской республики (1 авг. 1919) находился в СССР, принимая активное участие в междунар. коммунистич. движении. Р. пропагандировал идеи диалектич. и историч. материализма, выступал против ревизии марксизма-ленинизма. В 20-е гг. принимал непосредств. участие в дискуссии с "механистами". После возвращения в Венгрию в 1945 Р. возглавил Высшую парт. школу, затем стал ректором Экономич. ин-та в Будапеште. Им был написан ряд работ, посвященных изложению основ философии марксизма-ленинизма; книга Р. "Материалистическое мировоззрение" ("Materialista világnézet", 1947, 4 kiadv., Bdpst, 1950) - первое систематич. изложение диалектич. материализма в Венгрии. Р. неоднократно выступал с критикой эстетич. и филос. концепций Лукача.

М. Хевеши. Москва.

РУДНЯНЬСКИЙ

Стефан (Щепан Рунич, Ρубер) (28 апр. 1887 - 23 июня 1941) - польский философ-марксист и обществ. деятель. Первым перевел на польский яз. кн. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм". Доктор философии (с 1927), проф. Львовского ун-та (1939-41). Чл. Коммунистич. партии Польши (с 1918).

Р. занимался преим. франц. материализмом 18 в. (ему принадлежит, в частности, перевод кн. Ламетри "Человек-машина") и историей польской филос. мысли. Р. - едва ли не единственный крупный философ-марксист в довоен. Польше. Р. принадлежит первое в Польше популярное изложение диалектич. материализма - "Беседы по философии материализма" ("Pogadanki filozoficzne", Вильна, 1910). В 30-е гг. Р. опубл. ряд работ о философии в СССР, а также статьи, знакомящие сов. читателей с польской революц.-демократич. мыслью. Р. принадлежит ряд ярких атеистич. статей.

Соч.: Zdziejów filozofii, Warsz., 1959; в рус. пер. - Энгельс и младогегельянцы в России и Польше в 40-х гг. XIX в., "ПЗМ", 1941, No 5.

Лит.: Кравчик З., О филос. трудах С. Рудняньского, "ВФ", 1962, No 7; История философии, т. 5, М., 1961, с. 424.

Е. Плудовский. ПНР.

РУЛЬЕ

Карл Францевич [8(20) апр. 1814 - 10(22) апр. 1858] - рус. естествоиспытатель, биолог-эволюционист. Развивал идеи о единстве организма и условий его существования и доказывал причинную зависимость эволюции живых форм от изменения окружающей среды. Труды Р. положили начало экологии, а его палеонтологич. исследования подготовили почву для создания эволюц. палеонтологии. Р. был одним из первых в России пропагандистов и популяризаторов естеств.-науч. взглядов. По инициативе Р. Моск. об-во испытателей природы издавало в 1854-60 научно-популярный журнал "Вестник естественных наук".

Соч.: Избр. биологич. произведения, М., 1954.

Лит.: Давиташвили Л. Ш. и Микулинский С. Р., К. Ф. Рулье - выдающийся рус. естествоиспытатель-эволюционист, в кн.: Научное наследство, т. 2, М., 1951, с. 529-69; Райков Б. Е., Рус. биологи-эволюционисты до Дарвина, т. 3, М.-Л., 1955.

РУМЛ

РУМЛ (Ruml), Владимир (р. 20 мая 1923) - чеш. философ-марксист, доктор философии. Окончил природоведч. и филос. фак-ты Карлова ун-та в Праге. В период оккупации Чехословакии участвовал в подпольной борьбе КПЧ, был в заключении. С 1948 по 1952 преподавал в Высшей школе политич. и гос. наук в Праге; ныне директор Ин-та философии АН ЧССР (с 1963). Сфера науч. деятельности Р. - методология науки, а также проблема отношения философии и политики.

Соч.: Materialistická dialektika a dnešní problémy naší socialistické výstavby, Praha, 1958 (соавтор); О předmětu filosofie, Praha, 1959; Aktuální význam Leninova filosofického odkazu, в сб.: Marxistická fllosofie a naše dnešní politika, Praha, 1959; Ideologie a věda, "Otázky míru a socialismu", 1960, No 7; Lidstvo, věda a vesmír (Světový názor a meziplanetární lety), Praha, 1960 (соавтор); Astronomie a světový názor, веб.: Filosofie a př írodní vědy, Praha, 1961; Základní otázky filosofie logického pozitivismu, Praha, 1962; К otázkám vědy jako výrobní síly, в сб.: Teoretické podněty XXII sjezdu KSSS, Praha, 1963; Marxistická fllosofie a komunistická strana, Praha, 1965 (соавтор); Der logische Positivismus, В., 1965.

РУМЫНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУМЯНЦЕВ

Алексей Матвеевич [р. 3(16) февр. 1905] - сов. экономист и обществ, деятель. Проф. (с 1935), академик (1966), вице-президент АН СССР (с 1967), директор Ин-та конкретных социальных исследований АН СССР (с 1968). Член КПСС с 1940. Член ЦК КПСС с 1952. В 1926 окончил Харьк. ин-т нар. хоз-ва. Вел преподават. и науч. работу. Зав. отделом науки и культуры ЦК КПСС (1952-55). В 1955-65 - гл. редактор журн. "Коммунист", шеф-редактор журн. "Проблемы мира и социализма", гл. редактор газ. "Правда". Один из директоров Центра социальных наук ЮНЕСКО в Вене.

Гл. проблемы исследования - политэкономия социализма и совр. капитализма, стратегия и тактика мирового коммунистич. и рабочего движения, методология обществ, наук, формирование социалистич. культуры и интеллигенции, вопросы социологии, социального прогнозирования и управления; критика антикоммунизма и ревизионизма.

Соч.: Нариси з исторiï науки i технiки, "Технiка масам", 1936, No 6-12; 1937, No 4, 5, 7; О характере экономич. законов при социализме, М., 1953; Предмет политич. экономии и характер законов экономич. развития общества, "ВФ", 1955, No 2; О нек-рых социологич. концепциях совр. ревизионизма, там же, 1959, No 7-8; О роли нац. буржуазии в освободит. движении, в сб.: Совр. освободит. движение и нац. буржуазия, Прага, 1961; "Китаизированный марксизм", националистич. содержание в псевдомарксистской оболочке, "Коммунист", 1964, No 12; О категориях и законах политич. экономии коммунистич. формации, 2 изд., М., 1966; Ленинский этап в развитии политич. экономии, М., 1967; Марксистская социология и конкретные социальные исследования (соавтор), "ВФ", 1968, No 6; Гуманистич. идеология и социальная наука, там же, 1968, No 11; В. И. Ленин и проблемы социально-экономич. преобразования об-ва, в сб.: В. И. Ленин и совр. наука, т. 1, М., 1970; Проблемы совр. науки об обществе, М., 1969; Вопросы социального прогнозирования и планирования, "ВФ", 1970, No 8.

РУСАНОВ

Николай Сергеевич (1859-1928) - рус. историк утопич. социализма, народоволец, позже - активный член партии эсеров. В 1882-1905 жил за границей, где сотрудничал в ряде рус. эмигрантских журналов. Филос. мировоззрение Р. противоречиво; заявляя о своем согласии с марксизмом, он подвергал критике осн. положения историч. материализма, к-рый понимал как экономич. материализм. Наряду с ошибочными положениями Р. высказывал и верные идеи относительно прогрессивного развития общества. Он писал, что человечество неизбежно придет от капитализма к коммунизму, к цельной гармонич. личности, в к-рой "...материальные и идеальные элементы будут соединены в высшей гармонии" ("Мировой рост и кризис социализма", М., 1906, с. 44). Характеризуя политич. деятельность Р., Ленин отмечал, что в последний ее период, в период Временного пр-ва, он был революционером на словах, а на деле выступал защитником капиталистов (см. Соч., т. 25, с. 396). После Октябрьской революции Р. эмигрировал за границу.

Соч.: На родине. 1859-1882, [М.], 1931; Очерки совр. Франции, 2 изд., СПБ, 1904; Галлерея совр. франц. знаменитостей, СПБ, 1906; Социалисты Запада и России, 2 изд., СПБ, 1909.

О. Панцуктилова, И. Серебров. Ленинград.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССО АЛЕКУ

РУССО Алеку (Russo), [17(29) марта 1819 - 4(16) февраля 1859] - румыно-молд. писатель и мыслитель. Род. в Бессарабии в боярской семье. Образование получил в Швейцарии и Вене. Участвовал в революции 1848 и примыкал к ее революц.-демократич. крылу (Бэлческу, М. Когэлничану и др.). Выступал за уничтожение феод. привилегий, за освобождение крестьян и наделение их землей без выкупа. Особое значение в истории развития общества Р. придавал нар. массам, но не отрицал и роли личности. Во мн. произведениях Р. чувствуется влияние идей франц. энциклопедистов, в частности Ж. Ж. Руссо, и сен-симонистов. Р. близок к материалистич. эстетике. Лит-ру он рассматривал как "выражение жизни наций", как "одежду бытия", а обычаи, сказки, музыку и поэзию - как "архивы народов", с помощью к-рых можно реконструировать "затемненное" прошлое.

Соч.: Избранное, Кишинев, 1959; Scrieri alese, Buc., 1959.

Лит.: История литературий молдовенешть, вол. 1, Кишинэу, 1958; Dima Α., A. Russo, Buc., [1957].

В. Ермуратский, В. Коробан. Кишинев.

РУССО ЖАН ЖАК

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУСТАВЕЛИ

Шота (12 в.) - ср.-век. груз. поэт-гуманист и мыслитель. Филос. взгляды Р., изложенные им в поэме "Витязь в тигровой шкуре", являются выражением пантеистич. тенденции Ареопагитик и учения И. Петрици о сущем. В своем мировоззрении Р. исходил из синтеза духовного и материального начал, единства неба и земли Основа этого единства - бог - "полнота всего сущего" В этич аспекте бог трактуется Р. как абс. добро, активное стремление к к-рому составляет осн. цель деятельности человека. Утверждая активность человека, Р. ставил успех человеч. деятельности в зависимость от ее целенаправленности. Эстетич. взгляды Р. связаны с его общефилос. концепцией идеал прекрасного - в реальной жизни. Осн. признаками красоты Р. полагает гармонию, мощь и целесообразность. Прекрасное в человеке Р. связывает с высшими моральными ценностями любовью и дружбой. Р. выступает в поэме как защитник единого, сильного, политически независимого гос-ва.

Соч.: Витязь в тигровой шкуре, Μ., 1965; Юбилейный сборник, Тб., 1966 (на груз. и рус. яз )

Лит.: Очерки по истории филос. и общ.-политич. мысли народов СССР, т. 1, Μ., 1955, с. 50-53; Нуцубидзе Ш., Творчество Руставели, Тб., 1958, его же, История груз. филос., Тб., 1960; Деятели рус. культуры о Ш. Руставели, Тб., 1966.

Ш. Хидашели. Тбилиси.

РУТКЕВИЧ

Михаил Николаевич (р. 2 окт. 1917) - сов. философ, профессор (1960), д-р филос. наук (1961). Член КПСС с 1944. Окончил физич. ф-т Киевского ун-та (1939). Преподает философию с 1947, с 1953 - зав. кафедрой философии Уральского ун-та (Свердловск). Работает над проблемами: роль практики в процессе познания, законы и категории материалистич. диалектики, формы движения материи и их взаимосвязь, роль естествознания в развитии общества, социальные аспекты науч.-технич. прогресса и т.д. Член редколлегии журн. "Филос. науки". Автор учебника "Диалектич. материализм" (2 изд., М., 1960).

Соч.: Практика - основа познания и критерий истины, М., 1952 (изд. на польск., чешек., венг., нем. яз.); Марксизм-ленинизм о естествознании и его роли в жизни общества, Свердл., 1952; К вопросу о роли практики в процессе познания, "ВФ", 1954, No 3; Религия и ее реакц. роль в жизни общества, Свердл., 1954; Движение и развитие в природе и обществе, М., 1954; Роль практики в познании мира, Свердл., 1956; О формах движения в неорганич. природе, "Уч. зап. Уральск, ун-та", 1957, вып. 21; Необходимость и случайность, Свердл., 1958; К вопросу о классификации форм движения материи, "ФН" (НДВШ), 1958, No 1; О сущности закона отрицания отрицания и сфере его действия, там же, No 4; Диалектич. характер критерия практики, "ВФ", 1959, No 9; Практика - критерий истины в науке, М., 1960 (ред. сб. и автор двух статей); Краткий очерк истории философии (автор, гл. 12, 15, § 2; 21, § 1, 2; 25), М., 1960; О методах конкретно-социологич. исследования, "ВФ", 1961, No 3 (соавтор); Подъем культурно-технического уровня советского рабочего класса, М., 1961 (ред.); Коммунизм и наука, "ФН" (НДВШ), 1962, No 2, 3; Некоторые категории диалектики, Μ., 1963 (ред. и автор двух статей); О диалектике природы как философской науке, "ВФ", 1963, No 3 (совм. с Г. В. Платоновым); Проблема общественного прогресса, в кн.: Человек и эпоха, Μ., 1964; Развитие СССР к бесклассовому обществу и интеллигенция, в кн.: Марксистская и бурж. социология сегодня, М., 1964; О структуре и единстве философии марксизма, "ФН" (НДВШ), 1965, No 1; Развитие, прогресс и законы диалектики, "ВФ", 1965, No 8; Век науки и искусство, М., 1965 (совм. с А. Ереевым); Für eine dialektische Auffassung der Praxis, "Dtsch. Z. Philos.", 1962, [No] 11; Progress in science and technology in relation to art, в сб.: Philosophy, science and man. The Soviet delegation reports for the XIII world congress of philosophy, Moscow, 1963.

РУТКОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУФ

Муциан (Mutianus Rufus), наст. имя - Конрад M у т (Conrad Muth) (15 окт. 1470 или 1471 - 30 марта 1526) - нем. гуманист, глава т.н. эрфуртского гуманистического кружка. Р. стремился объединить христианскую религию с античной философией. Он признавал единого бога, к-рый лишь принимал в истории народов разные названия: Юпитер, Гелиос, Аполлон, Моисей, Христос, Юнона и др. В представлении Р. бог лишен каких бы то ни было внешних атрибутов и воплощает высшую мораль мира. "Бог" и "идея Христа" проявляются, по мнению Р., в законе взаимной любви людей. Поэтому Р. считал, что истинная религия проявлялась уже задолго до христианской эры и первоисточником религии нельзя считать "Священное писание". Изучение классич. лит-ры убедило Р. в том, что к библейским "чудесам" нужно подходить критически.

В своем религ. свободомыслии Р. последовательнее Эразма Роттердамского и Рейхлина, поскольку он отвергал в религии необходимость каких бы то ни было внешних символов и знаков, доступных чувств. восприятию, и сводил религиозность только к внутр. совершенству. В мировоззрении Р. сильнее, чем у Эразма и Рейхлина, проявилась характерная черта нем. гуманизма (социальной базой к-рого являлись пестрые элементы гор. и рыцар. оппозиции), рассматривавшего религию как этич. содержание человеч. жизни, подчиненной идее внутр. совершенства и справедливости, а не внешней целесообразности, не идее внешнего порядка. Воззрения Р. известны лишь по его личной переписке - "Der Briefwechsel des Mutianus Rufus", опубл. в "Zeitschrift des Vereins für hessische Geschichte und Landeskunde", neue Folge, Supplement 9, Kassel, 1885; "Der Briefwechsel des Conradus Mutianus", H. 1-2, Halle, 1890 (в серии: "Geschichtsquellen der Provinz Sachsen", Bd 18).

Лит.: Смирин M. M., Немецкий гуманизм, "Историк-марксист", 1941, No 3; его же, Германия в первые десятилетия XVI в. и Ульрих фон Гуттен, в кн.: Ульрих фон Гуттен. Диалоги. Публицистика. Письма, М., 1959; Winter G., Ein Hauptführer des deutschen Humanismus, "Nord und Süd", 1888, Bd 47; Ha1bauer F., Mutianus Rufus und seine geistesgeschichtliche Stellung, Lpz.-В., 1929; Steinmetz M., Deutschland von 1476 bis 1648, В., 1965.

M. Бур. ГДР, M. Смирин. Москва.

РЫЛЕЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЭДУЛЕСКУ-МОТРУ

РЭДУЛЕ́СКУ-МО́ТРУ (Ra`´dulescu-Motru), Константин (2 февр. 1868 - 6 февр. 1957) - рум. философ-идеалист. Чл. Рум. академии (с 1923); руководил рядом филос. изданий, был основателем Рум. филос. об-ва и Рум. об-ва психологич. исследований. В психологии - сторонник экспериментального направления, в ряде вопросов разделял учение И. П. Павлова. Однако в работе "Энергетич. персонализм" ("Personalismul energetic", Buc., 1927) утверждал, что личность как "духовная реальность" есть результат эволюции нематериальной космич. энергии.

Соч.: Puterea sufleteasca`´, Buc., 1908; Elemente de metafizica`´, Buc.,1912; Curs de psihologie, 2 ed., Buc., 1930; Vocaţia, Buc., 1932; Romînismul, Buc., 1936; Timp şi destin, Buc., 1940.

Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, с. 437-38.

РЭНДЕЛЛ

РЭНДЕЛЛ (Randall), Джон (р. 1899) - амер. философ и социолог, проф. Колумбийского ун-та. Филос. концепция Р. эклектична; сам он признает, что опирается на то "общее", что было "...между теориями Аристотеля, Гегеля, Маркса и Дьюи" ("Nature and historical experience", N. Y., 1958, p. 31). Однако ближе всего он стоит к прагматизму, открыто объявляя себя сторонником этого учения. В гносеологии Р. примыкает к инструментализму. Р. выступает с критикой диалектико-материалистич. теории отражения; марксизм же он истолковывает в духе прагматизма. Отстаивая теорию факторов (см. Факторов теория), он выдвигает концепцию об относительности принципов отбора историч. фактов. Историч. процесс, по Р., не имеет закономерности, в нем непрерывно появляются новые "факторы" и действует неподдающееся учету "непостоянное ускорение". Плюрализм в истолковании истории сочетается у Р. с пиететом по отношению к теологии. Р. - сторонник экономич. децентрализации, "экономического федерализма" в развитии США, к-рое, по его мнению, обеспечивает сохранение свободы; в политике занимает относительно либеральные позиции.

Соч.: The problem of group responsibility to society, N. Y., 1922; The making of the modern mind, Boston - N. Y., [1926]; Our changing civilization, N. Y., 1929; Historical naturalism, в кн.: American philosophy today and tomorrow, N. Y., 1935; Philosophy. An introduction, N. Y., [1942] (совм. с. J. Buchler); Nature and historical experience, N. Y., 1958; The career of philosophy. From the middle ages to the enlightenment, N. Y.-L., 1962.

А. Титаренко. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница