Приглашаем посетить сайт

Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Р" (часть 3, "РЕЙ"-"РОД")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 3, "РЕЙ"-"РОД")

РЕЙХЛИН

РЕЙХЛИН (Reuchlin), Иоганн (22 февр. 1455 - 30 июня 1522) - нем. гуманист, юрист, филолог, философ. Последние четыре года жизни являлся проф. ун-тов в Ингольштадте и Тюбингене. Р. находился в дружеских отношениях с деятелями Академии платоновской (Фичино, Пико делла Мирандола), оказавшими большое влияние на его взгляды. В филос. соч. "О чудотворном слове" ("De verbo mirifico", Basel, 1494) и "О каббалистическом искусстве" ("De arte cabbalistica", Hagenau, 1517) он выступил как противник схоластики и схоластич. аристотелизма. Р. пытался соединить учение каббалы с философией христианства и неоплатонизмом; считал, что содержащиеся в каббале мистич. понимание букв и чисел, а также трактовка вопроса о т.н. сотворении мира представляют собой христ. идею бесконечности и божественности земного мира. Р. видел миссию христ. религии в том, что она вскрывает этич. содержание человеч. культуры, устанавливает связь божественного с человеческим, определяя этим значение земной жизни и находя божественное в самом человеке. Выдвинутая Р. идея изучения сущности христианства путем критич. и лингвистич. анализа первоисточников стала, помимо воли Р. (являвшегося сторонником католицизма и противником Реформации), орудием борьбы с католич. церковью. Его выступление в 1509 против требования католич. теологов об уничтожении евр. книг положило начало т.н. "рейхлиновскому спору" - борьбе, длившейся неск. лет, между католич. реакционерами и нем. гуманистами (к-рые поддерживали Р., понимая, что речь идет о веротерпимости и свободе совести). Обвиненный доминиканцами г. Кёльна в ереси, Р. издал соч.: "Глазное зеркало" ("Der Augenspiegel", [Tübingae, 1511]), "Защита... против кёльнских клеветников" ("Defensio... contra calumniatores suos Colonienses", Tübingae, 1513), "Письма знаменитых людей" ("Clarorum virorum epistolae latinae grecae a hebraicae...", Tübingae, 1514) и добился отмены затеянного против него процесса (1516). В связи с делом Р. нем. гуманисты опубликовали "Письма темных людей" ("Epistolae obscurorum virorum...", Tl 1, 1515; доп. 1516; Tl 2, 1517) - один из самых ярких сатирич. памфлетов 16 в. против католич. мракобесов.

Лит.: Geiger L., J. Reuchlin, sein Leben und seine Werke, Lpz., 1871; Τaverni R., Reuchlin ed Erasmo..., Torino, 1892; Christ K., Die Bibliothek Reuchlins in Pforzheim, Lpz., 1924; Spitz L. W., Reuchlin's philosophy: Pythagoras and Cabala for Christ, "Archiv für Reformationsgeschichte", 1956, Jg. 47; Sicherl M., Zwei Reuchlin-Funde aus der Pariser Nationalbibliothek, Mainz, [1963].

H. Бортник. Свердловск.

РЕКЛЮ

РЕКЛЮ (Reclus), Жан Жак Элизе (15 марта 1830 - 4 июля 1905) - франц. географ, социолог и теоретик анархизма. В 1865 примкнул к 1-му Интернационалу, где поддерживал Бакунина. В 1871 сражался в рядах борцов Парижской Коммуны, после поражения к-рой был изгнан из Франции. В 1892-1905 - проф. географии созданного по его инициативе Нового ун-та в Брюсселе. Всемирную известность Р. приобрел географич. трудами, в к-рых его блестящий популяризаторский и лит. талант сочетался с огромными знаниями. Соч. Р. проникнуты идеями гуманизма и братства народов.

В труде "Человек и Земля" (рус. пер., т. 1-6, 1906-1909) Р. пытался дать общую картину развития человечества. Хотя Р. преувеличивал влияние внешней среды на человеч. общество, он не был географич. детерминистом. Р. различал статическую (природные условия) и динамическую среду (обществ. условия), подчеркивая, что последняя подавляет влияние первой. Р. выделял три "общих явления" или "осн. закона" истории: разделение общества на классы и их борьбу, социальную революцию, рассматриваемую им как "искание равновесия" между классами, и преобладающую роль личности. Р. разделял субъективистскую теорию героев и героического в истории. Распространение гениев и лучшее использование обществом умственных качеств гениальных людей - мерило прогресса. Различие между эволюцией и революцией Р. сводил к количеств. стороне. По характеристике Плеханова, общим складом своего мышления Р. сильно напоминает французских просветителей 18 в. (см. "Э. Реклю, как теоретик анархизма", в кн.: Соч., т. 16, 1928, с. 159).

Выступая как теоретик анархизма, Р. придавал анархистскую трактовку гуманистич. лозунгу Рабле "делай то, что хочешь" и впадал в непримиримые противоречия, стремясь с позиции анархизма решить проблему свободы личности и защитить безгосударственность.

Соч. в рус. пер.: Земля и люди. Всемирная география, т. 1-10, СПБ, 1898-1901; Эволюция, революция и идеал анархизма, М., 1906; Избр. соч., П., 1921.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 34, с. 220-21; Лебедева Η. Α., Лебедев Η. К. [и др.], Э. Р., М., 1956; Nettlau M., E. Reclus Anarchist und Gelehrter (1830-1905), В., 1928.

А. Завадье. Москва.

РЕКУРСИВНЫЕ ФУНКЦИИ И ПРЕДИКАТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЛИГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЛЯТИВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕНАН

РЕНАН (Renan), Жозеф Эрнест (27 февр. 1823 - 2 окт. 1892) - франц. философ, историк религии, семитолог, член Франц. академии (с 1879). Учился в духовных семинариях. Познакомившись в процессе богословских занятий с критикой Библии представителями тюбингенской школы, Р. в 1845 покинул семинарию и отказался от духовной карьеры. Задумав создать критич. историю раннего христианства, Р. осуществил свой замысел в "Истории происхождения христианства" ("Histoire des origines du christianisme", v. 1-8, P., 1863-83, в рус. пер. - "История первых веков христианства", т. 1-7, СПБ, [б. г.]), принесшей ему огромную известность во всей Европе. "Очищая" Новый завет от всего сверхъестественного, Р. изобразил Иисуса Христа лишь исторически существовавшим проповедником, что вызвало резкие нападки со стороны клерик. кругов, увидевших в Р. "эхо старого Вольтера". Считая, что искусство историка состоит в том, чтобы из полудостоверных частностей начертать достоверное целое и что в работу надо включать не только то, что было, но и то, "что вероятно могло быть", Р. допускал в своих соч. крайний субъективизм в оценках и произвольные реконструкции, причудливо переплетенные с исторически достоверными свидетельствами. Все это, при сентимент. идеализации осн. персонажа (Иисуса Христа) придавало историч. работам Р. характер не столько науч. исследования, сколько художеств. повествования, что и побудило критиков оценить его соч. как "церковно-исторический роман" (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 469; см. также с. 473).

Филос. воззрения Р. эклектичны. Будучи позитивистом, он считал, что развитие природы и общества детерминировано и следует объективным законам, не содержащим в себе ничего сверхъестественного. Но наряду с этим он говорил о некоей идеальной цели мирового процесса. Делая своей исходной позицией принцип "благожелательного скептицизма", Р. утверждал возможность одновременного приятия мыслителем всех филос. систем. "Время абсолютных систем прошло... Прежде каждый имел систему; он ею жил; он умирал за нее. Теперь мы последовательно проходим через все системы, или, что значительно лучше, постигаем их все одновременно" ("Dialogues et fragments philosophiques", P., 1876, p. VIII-IX). Признавая нравств. значение религии, Р. видел в ней целительную, утешающую иллюзию и рассматривал ее в целом как выражение нравств. и духовных особенностей народа.

Соч.: Histoire générale et système comparé des langues sémitiques, P., 1855; Histoire du peuple d'Israël, t. 1-5, P., 1887-93; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-12, К., [1902]; История израильского народа, т. 1-2, СПБ, 1908-11.

Лит.: Дрондое Г., Франц. позитивизм второй пол. XIX в. (Ипполит Тэн и Эрнест Жозеф Ренан), Л., 1962 (Автореф. дисс).

М. Кубланов. Ленинград.

РЕНУВЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ (от франц. representatif - представляющий собой что-либо) - свойство выборочной совокупности, к-рое позволяет с нек-рой ошибкой - наперед заданной или вычисленной на материалах фактич. выборки - отождествлять распределение изучаемого признака в выборке с распределением этого признака в генеральной совокупности. Р. есть представительность выборки по отношению к генеральной совокупности по нек-рым заданным конкретным признакам. Р. зависит от субъективных и от объективных факторов. Так, соответствие метода отбора целям исследования, строгость соблюдения процедуры отбора, правильность метода сбора информации, влияющие на Р., не достигаются никакими формальными средствами и полностью зависят от добросовестности и подготовленности исследователей. Особенно велика опасность субъективных ошибок при социологич. исследованиях, в к-рых выборочные данные получаются путем опроса. Объективные ошибки связаны с выборочным характером исследования (ошибки выборки). Эти ошибки поддаются формальному расчету и зависят от колеблемости изучаемого признака, объема выборки, способа отбора, характера генеральной совокупности. Методы вычисления ошибок развиты соответствующими разделами математич. статистики.

Ошибки выборки либо могут задаваться до проведения обследования с целью определения объема выборки, гарантирующего ошибки, не превосходящие заданных, либо могут рассчитываться по результатам обследования для определения обоснованности их распространения на генеральную совокупность.

Лит.: Романовский В. И., Элементарный курс математич. статистики, 2 изд., М.-Л., 1939; Крамер Г., Математич. методы статистики, пер. с англ., М., 1948; Миллс Ф., Статистич. методы, пер. с англ., М., 1958; Ван-дер-Варден Б. Л., Математич. статистика, пер. с нем., М., 1960; Юл Дж. Э., Кендэл М. Дж., Теория статистики, пер. с англ., 14 изд., М., 1960.

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА (от англ. to refer - относить) - понятие в социологии, социальной психологии и психологии, обозначающее социальную (экономич., политич., проф., культурную и др.) группу, к к-рой индивид себя сознательно относит. Р. г. есть явление обыденного сознания членов общества. Понятие Р. г. было введено в амер. социальной психологии в 30-х гг. 20 в. в связи с установлением факта, что индивиды, принадлежащие к определ. социальной группе, строят свое поведение (в труде, быту) в соответствии с нормами, ценностями, принятыми в другой социальной группе, к к-рой они себя относят. Поэтому первоначально термин Р. г. использовался для обозначения таких представлений индивида о своей социальной принадлежности, к-рые не совпадают с его действит. социальным положением. Он помогал, по утверждению Г. Хаймена, разъяснить тот "парадокс, почему некоторые индивиды не ассимилируют позиции групп, в которые они непосредственно включены" ("Reflections on reference group", в журн.: "The Public Opinion Quartery", 1960, v. 25, p. 385). В дальнейшем было установлено, что деятельность и поведение индивида определяются не только его принадлежностью к группе, но и его представлениями о своей социальной принадлежности. Теория Р. г. изучает условия и факторы их образования, типы Р. г. Различают "реальные" и "вымышленные" Р. г. (в первом случае индивид, напр., относит себя к "инженерам", во втором - к "духовной элите", к-рой как группы реально не существует). Р. г. может совпадать с действит. группой индивида (инженер относит себя к технич. интеллигенции) или не совпадать (капиталист относит себя к рабочим).

Для бурж. социологов характерна фетишизация субъективного отнесения индивидами себя в ту или иную группу. Вместе с тем понятие Р. г. может служить инструментом для изучения механизма взаимодействия объективного социального положения и субъективно ощущаемого (Р. г.) как факторов формирования поведения личности. Теория Р. г. находит применение в анализе различных явлений общества. Социологи-функционалисты (в частности, Мертон) используют ее для объяснения отклоняющегося поведения (deviant behavior). Она используется также при создании систем социальной стратификации общества. Понятие Р. г. имеет большое значение для понимания явлений антиобществ. преступного поведения. Оно применяется в психологии (для объяснения внутр. конфликтов личности), в психиатрии (прежде всего в форме концепции "конфликта социальных ролей"). Понятие Р. г. имеет большое значение в практике воспитат. работы (в школе, прежде всего): учет того, к какой группе относит себя ученик (к способным, неспособным, активу и т.д.). Учет обыденных представлений индивидов имеет важное значение для эффективности пропаганды. В сов. социологии термин "Р. г." иногда переводится как "эталонная группа".

Г. Андреева, Н. Новиков. Москва.

РЕФЛЕКС

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ (в математике и л о г и к е) - свойство бинарных (двуместных, двучленных) отношений. Отношение R, определенное на нек-ром множестве (классе), наз. р е ф л е к с и в н ы м, если для любого элемента x этого множества имеет место xRx (т.е. x находится в отношении R к самому себе). Примером рефлексивного отношения служит любое отношение типа равенства (тождества, эквивалентности). Р. равенства (х = х) обычно даже фиксируется в качестве одной из аксиом при аксиоматич. определении равенства. Др. примеры - отношения: ≤ (меньше или равно) между числами, ("включается") между множествами и вообще любые порядка отношения (в широком смысле). Отношение R, такое, что для любого x неверно, что xRx, наз. и р р е ф л е к с и в н ы м. Таковы, напр., отношения неравенства ≠ или отношение < (с т р о г о меньше) между числами. Иррефлексивное отношение не является, разумеется, рефлексивным, но не рефлексивное отношение может и не быть иррефлексивным.

Примером отношения, не являющегося ни рефлексивным, ни иррефлексивным, служит отношение, определяемое как делимость на 3 суммы двух натуральных чисел: (2 2) ( - знак отрицания), но 3 3.

Ю. Гастев. Москва.

РЕФЛЕКСИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕФЛЕКСОЛОГИЯ

РЕФЛЕКСОЛОГИЯ - естественнонауч. направление в психологии, получившее развитие в период 1900-30, гл. обр. в России, и связанное с деятельностью Бехтерева. Следуя за Сеченовым, Р. исходила из того, что нет ни одного процесса мысли, к-рый не выражался бы объективными проявлениями. В связи с этим изучались все рефлексы, протекающие с участием головного мозга ("соотносительная деятельность"). Р. стремилась использовать исключительно объективные методы как "твердую точку опоры" для науч. выводов. Она рассматривала психич. деятельность в связи с нервными процессами, привлекая для объяснения материалы физиологии высшей нервной деятельности. Возникнув в области психологии, Р. затем проникла в педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение.

Несмотря на ряд достижений, Р. не смогла преодолеть механистич. трактовку психич. процессов как эпифеноменов актов поведения.

К концу 20-х гг. усилилась марксистская критика Р. Значит. часть рефлексологов осознала ограниченность Р. и пересмотрела прежние позиции. Лит. см. при ст. Психология.

А. Петровский. Москва.

РЕФОРМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕФОРМАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕФОРМИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЦЕПТОРЫ

РЕЦЕ́ПТОРЫ (от лат. receptor - принимающий) - см. Органы чувств.

РЕЧЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИБО

РИБО (Ribot), Теодюль Арман (18 дек. 1839 - 9 дек. 1916) - франц. психолог, философ; основоположник французской научной психологии, представитель материалистич. направления ассоциационизма. Проф. философии в лицеях Везуля и Лаваля, а затем проф. общей и эксперимент. психологии в Сорбонне и Коллеж де Франс; основатель (1876) первого во Франции психологич. журнала "Revue philosophique" ("Филос. обозрение"). Согласно Р., психология должна быть наукой объективной, генетической, патологической и сравнительной, ее предметом является изучение конкретных фактов психич. жизни в процессе ее развития в норме и патологии. На основе изучения расстройств памяти, воли, внимания Р. установил ряд закономерностей психич. жизни человека и положил начало всемирно известной франц. психопатологич. школе (А. Бине, Ш. Фере, П. Жане, Ж. Дюма, Ш. Блондель, А. Валлон и др.). Важное место в психологич. взглядах Р. занимает принцип социальной обусловленности психич. процессов и качеств человека. Особенно значительны заслуги Р. в области психологии чувств и эмоций, хотя иногда у него проявлялись биологизаторские тенденции. Он впервые в истории психологии развил науч. положения об эмоц. памяти, о логике чувств и непроизвольном внимании, объясняя развитие эмоций и чувств условиями существования, социальными отношениями и обществ. опытом людей. Ряд положений и закономерностей, установленных Р. в области психологии чувств, памяти, мышления, внимания, воображения, имеют науч. ценность и для совр. психологии.

Соч.: Essai sur les passions, P., 1907; La vie inconsciente et les mouvements, P., 1914; в рус. пер. - Совр. англ. психология (Опытная школа), М., 1881; Болезни памяти, СПБ, 1881; Наследственность душевных свойств, СПБ, 1884; Болезни воли, СПБ, [1884]; Болезни личности, СПБ, [1886]; Совр. герм. психология (Опытная школа), СПБ, 1895; Исследования аффективной памяти, СПБ, 1895; О чувственной памяти, Каз., 1895; Психология внимания, К.-X., 1897; Психология чувств, СПБ, 1898; Эволюция общих идей, К.-X., 1898; Характер, СПБ, 1899; Философия Шопенгауера, СПБ, 1899; Опыт исследования творч. воображения, СПБ, 1901; Логика чувств, СПБ, [1905].

Лит.: Тутунджян О. М., Жизнь и психологич. концепция Т. Р., в кн.: Сб. науч. тр. научно-исслед. психологич. лаборатории (Ереванский гос. пед. ин-т им. X. Абовяна), т. 3, Ереван, 1961; его же, Т. Рибо (1839-1916), "Вопр. психологии", 1961, No 2; Janet P., L'oeuvre psychologique de Th. Ribot, "Journal de Psychologie normale et pathologique", 1915, an. 12, No 4; Dugas L., Le philosophe Th. Ribot, P., 1924; Centenaire de Th. Ribot. Jubilé de la psychologie scientifique française, Agen, 1939.

О. Тутунджян. Ереван.

РИГЕР

РИГЕР (Rieger), Ладислав (17 мая 1890 - 30 апр. 1958) - чехословацкий философ, проф. Пражского ун-та, первый директор Ин-та философии АН ЧССР (1953-58), чл. КПЧ (с 1945). Занимался в основном гносеологией и психологией. Находился под влиянием Нельсона и Фриза. В 30-х гг. Р. проявляет интерес к неопозитивизму и феноменологии Гуссерля, в дальнейшем приходит к экзистенциализму и к концу 2-й мировой войны пишет труд "Метафизика человеч. существования" ("Metafysika lidské existence", не издано). После окончания войны Р. занимался вопросами диалектич. материализма, принимал активное участие в научной жизни народной Чехословакии.

Соч.: Problém poznání skutečnosti se stanoviska Kantova a Friesova kriticismu a empirické psychologie..., Praha, 1930; Idea filosofie, Praha, 1939; в рус. пер. - Введение в космологию, М., 1959.

РИД ГЕРБЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИД ТОМАС

РИД Томас (Reid), (26 апр. 1710 - 7 окт. 1796) - англ. философ-идеалист, основатель шотландской школы. Профессор Абердинского ун-та (1752-64) и ун-та в Глазго (1764-80). Исходя из критики скептицизма Юма, распространяемого на категории субстанции и причинности, Р. выступал против всей линии англ. эмпиризма и сенсуализма с их утверждением опытного происхождения всякого знания. Согласно Р., неприемлемые скептич. выводы Юма, последовательно вытекающие из посылок эмпиризма, доказывают несостоятельность этих посылок. Наряду со знаниями, приобретаемыми опытным путем, Р. признавал присущие всякому здравому рассудку изначальные суждения, к-рые являются самоочевидными и непреложными истинами, познаваемыми интуитивно. Р. насчитывал 12 таких осн. принципов, независимых от опыта и предшествующих ему, служащих основоположениями всего теоретич. познания. К их числу Р. относил веру в существование внешнего мира, души, причинной обусловленности. Такое решение вопроса позволяло Р. осуществить свою гл. филос. задачу - доказательство того, что вера в бога покоится на не менее прочном фундаменте, чем все науч. постулаты. Кроме интуитивных теоретич. суждений, Р. признавал интуицию нравств. чувства и эстетич. вкуса как основы этич. и эстетич. суждений. Критикуя Юма, Р. направлял острие этой критики не против идеализма, а прежде всего против скептич. выводов по отношению к религ. вере и духовной субстанции. "Реализм" Р. выполнял при этом подсобную функцию. "Изначальные суждения" используются им не столько в интересах здравого рассудка, сколько для защиты распространенных предрассудков.

Соч.: An inquiry into the human mind, on the principles of Common Sense, Edin., 1764; Essays on the intellectual powers of man, Edin., 1785; Essays on the active powers of man, Edin., 1788; Works, 6 ed., v. 1-2, Edin., 1863.

Лит.: История философии, т. 2, [M.], 1941, с. 269-72; Dauriас L., Le réalisme de Reid, P., 1889; Fraser A. C., T. Reid, Edin.-L., [1898]; Laurie H., Scottish philosophy in its national development, Glasgow, 1902; Sciacca M. F., La filosofia di T. Reid, Napoli, 1935; Robinson D. S., The story of Scottish philosophy, N. Y., 1961.

Б. Быховский. Москва.

РИЖСКИЙ

Иван Степанович [7(18) сент. 1759 - 15(27) марта 1811] - рус. логик, автор одного из первых в России учебников по логике. Учился в Псковской, затем в Троице-Сергиевой лавры семинарии, в к-рой с 1778 преподавал философию и др. предметы. С 1786 - преподаватель в Горном училище. Проф. (1803) и первый ректор (1805) ун-та в Харькове, чл. Российской академии (1802). Изложением логич. взглядов Р. является "Умословие, или Умственная философия, написанная в с.-петербургском Горном училище в пользу обучающегося в нем юношества" (СПБ, 1790), представляющее собой критич. переработку трудов Баумейстера, X. Вольфа, Гольмана и др. По мнению Р., целью логики ("умословия") является изучение правил, к-рые обеспечивают достижение истины и ее распространение. Р. рассматривает понятия (он относил к понятиям и чувств. формы познания), суждения и умозаключения преим. как "действия разума". Связь понятий (терминов) в суждении и в умозаключении рассматривалась им как содержательная, или генетическая, в основе к-рой лежит связь признаков вещей. Умозаключения Р. не сводит лишь к силлогистическим, к-рым он отводит второстепенное место. Из фигур силлогизма Р. выделяет три, считая, что четвертая может быть сведена к первой. В "Умословии" и нек-рых др. работах Р. подробно анализирует активную роль языка и слова в процессе познания, подчеркивая, что если бы человек не мог посредством языка сообщать другим свои мысли, то для него "почти все бы равно было, иметь их, или не иметь" ("Введение в круг словесности", X., 1806, с. 17). Кроме "Умословия", Р. написана по логике неопубликованная работа, две части к-рой хранятся в Архиве АН СССР в Ленинграде.

Лит.: Известие о жизни и смерти профессора И. С. Р., X., 1811; Историко-филологич. факультет Харьковского ун-та за первые 100 лет его существования, под ред. М. Г. Халанского и Д. И. Багалея, X., 1908.

Л. Смирнов. Ленинград.

РИККЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИЛЬ

РИЛЬ (Riehl), Алоиз (27 апр. 1844 - 21 нояб. 1924) - представитель т.н. критического реализма и реалистич. направления в неокантианстве; профессор ун-та в Граце (Австрия) и ряда герм. ун-тов, в т.ч. Берлинского (1905-19). Критикуя характерное для философии жизни противопоставление философии науке, Р. отстаивает неокантианский взгляд на философию. Вместе с тем он расходится с неокантианцами баденской школы, противопоставляющими науки о природе наукам о духе. Несмотря на то, что Р. в духе позитивизма критикует "метафизику" (к к-рой причисляет и материализм) за догматизм ее исходных позиций, он сам принимает т. зр. реализма - признает существование реальных вещей, к-рые составляют основу нашего знания, дают опыту человека содержание и образуют материал его знания и действия (см. "Теория науки и метафизика с т. зр. филос. критицизма", М., 1887, с. 203-04). Отвергая как наивный реализм, так и материалистич. теорию отражения, Р. вслед за Гельмгольцем считает, что "чувственные впечатления и ощущения суть не изображения объектов, а знаки их" ("Введение в совр. философию", М., 1903, с. 50). Опыт, согласно Р., есть психофизич. единство. Когда выдвигают в качестве исходной объективную сторону этого единства, то превращают мир в совокупность количественно измеряемых начал, а создание - лишь в функцию мозга; исходя же из субъективного аспекта, превращают мир в продукт сознания. Критикуя панпсихизм за веру в фетиши (см. "Теория науки...", с. 227) и материализм за превращение явления в самую реальность, Р. развивает концепцию психофизического параллелизма. Философия, согласно Р., есть не только самопознание науки (познание сущего), но и осмысление ценностей жизни человека (познание должного); к области ее относится "...то возможное, что человек должен еще создать своей волею и энергией" (там же, с. 23). Философия, т.о., включает область "практического разума", анализ проблем добра, нравственно-справедливого, свободного деяния человека.

Этика Р. основывается на кантианском понимании свободы воли и нравств. закона как "универсального закона" всех разумных существ, источником к-рого является самосознание.

Соч.: Moral und Dogma, W., 1871; Über Begriff und Form der Philosophie, В., 1872; Der philosophische Kriticismus und seine Bedeutung für die positive Wissenschaft, Bd 1-2, Lpz., 1876-87; Der Beruf der Philosophie in der Gegenwart, "Internat. Monatsschrift", 1914, Bd 8, No 10; в рус. пер. - Введение в совр. философию, СПБ, 1904; Философия в систематич. изложении..., СПБ, 1909.

Лит.: Siegel К., А. Riehl, Graz, 1932.

А. Огурцов. Москва.

РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИСМЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИТУАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИХТЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИШАР СЕН-ВИКТОРСКИЙ

РИША́Р СЕН-ВИКТО́РСКИЙ (Richard de Saint-Victor) (ум. 1173) - франц. теолог, представитель реакц. ортодокс.-мистич. направления ср.-век. философии. По происхождению шотландец. Ученик Гуго Сен-Викторского, прозванный "великим созерцателем". Был приором монастыря св. Виктора в Париже и преподавателем Сен-Викторской школы. Его мистико-схоластич. система, развивая идеи Бернара Клервоского и особенно Гуго Сен-Викторского, явилась глубоко противоречивой попыткой примирения веры и разума при приоритете веры. Он развил учение Гуго о ступенях "восхождения" к знанию: от эмпирической через рассудочную к созерцательной. Это учение Р. С.-В. пытался обосновать с помощью анализа человеч. психики. На первый план при этом он выдвигал самопознание, понимаемое как средство отрешения от всего чувственного и обращения к чистому созерцанию. В идее Р. С.-В. о непосредств. слиянии души с богом в мистич. созерцании, когда "часть становится не менее целого, а целое не более части", содержалась определ. идеалистич.-пантеистич. тенденция, не получившая, однако, антицерк. направленности. Ставя мистич. созерцание выше логич. мышления, Р. С.-В. отвергал антич. философию и нападал на ср.-век. схоластов-"диалектиков" за то, что они "ищут какой-то иной мудрости, кроме христ. вероучения, и предпочитают следовать Аристотелю, а не Христу". Вместе с тем он сам продолжал схоластич. линию Ансельма Кентерберийского с его принципом "верую, чтобы понимать". Он отличал разум (intelligentia) от рассудка (ratio) и рассматривал разум как промежуточную ступень между рассудком и созерцанием; логич. аргументы он допускал в качестве орудия познания высшей истины, но только при сверхнатуральном "озарении" разума, опирающегося на веру. Идеи Р. С.-В. оказали влияние на формирование взглядов Бонавентуры и дальнейшее развитие мистич. направления ср.-век. философии.

Соч.: Opera omnia, P., 1855 (Migne, PL, t. 196).

Лит.: Вертеловский Α., Зап. средневековая мистика и отношение ее к католичеству, вып. 1, X., 1888; Τрахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. средневековой философии, М., 1957; Сидорова Η. Α., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, Μ., 1953; Саrmе1о О., Riccardo di San Vittore, Roma, 1933; Leng1art M., La théorie de la contemplation mystique dans l'oeuvre de Richard de Saint-Victor, P., 1935; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1-2, Freiburg im Breisgau, 1911; neue Ausg., В., 1956.

С. Стам. Саратов.

РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ

РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ (Robert Grosseteste) (Большеголовый) (1175 - 9 окт. 1253) - англ. естествоиспытатель и философ. Учился и преподавал в Оксфорде, с 1235 - епископ Линкольнский. Как и. его ученик Р. Бэкон, Р. Г. придавал исключительно важное значение математике и оптике. По Р. Г., свет, обладающий способностью распространяться во все стороны "из силового центра", является началом образования всех телесных форм, т.е. протяженности. Др. физич. силы Р. пытался объяснить на основе своего учения о свете (т.н. "световой метафизики"), т.е. по возможности геометризировать представления о них. По Р. Г., "польза изучения линий, углов и фигур - величайшая, ибо без них невозможно постичь натуральную философию" ["De luce", цит. по кн.: "Die philosophischen Werke des Robert Grosseteste", hrsg. von L. Baur, Münster-W., 1912, S. 59; имеется англ. перевод этого соч. - "On light (De luce), transl. from the Latin with an introd. by С. С. Riedl", Milwaukee, 1942]. Следуя антич. образцам (Аристотель, Гален), Р. Г. формулировал осн. принципы экспериментального метода.

Исследование начинается с изучения явлений, данных в опыте, и восходит к их предполагаемой причине (анализ - resolutio); из этой гипотетич. причины дедуктивно выводятся следствия (синтез - compositio), к-рые подлежат затем опытной проверке. Эти свои тезисы Р. иллюстрировал на примере теории радуги. Р. перевел с греческого и комментировал соч. Аристотеля, Дионисия Ареопагита и Иоанна Дамаскина.

Соч.: The Hexameron (первые 12 глав 7-й части), ed. J. T. Muckle, Mediaeval Studies, v. 6, Ν. Υ.-Toronto, 1944; The writings of R. Grosseteste, ed. by S. Harrison Thomson, Camb., 1940 (имеется библ. изданных и неизданных произв. Р.).

Лит.: Вaur L., Das Licht in der Naturphilosophie des R. Grosseteste, в кн.: Abhandlungen aus dem Gebiete der Philosophie und ihrer Geschichte, eine Festgabe zum 70. Geburtstag G. von Hertling, Freiburg im Breisgau, 1913, S. 41-55; его же, Die Philosophie des R. Grosseteste, Münster im Westfalen, 1917; Сrоmbie A. C., R. Grosseteste and the origins of experimental science, Oxf., 1953; R. Grosseteste. Scholar and bishop, ed. by D. A. Callus, Oxf., 1955.

В. Зубов. Москва.

РОБЕРТИ

РОБЕ́РТИ - см. Де-Роберти.

РОБЕСПЬЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОБИНЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОГОВИН

Семен Миронович (10 июля 1885 - 3 мая 1938) - историк философии, профессор философии права Моск. ун-та. Перевел на рус. язык ряд произв. классиков философии: Марк Аврелий, Наедине с собой (М., 1914); Б. Спиноза, Политич. трактат (М., 1910); Д. Юм, Диалоги о естеств. религии (М., 1908); Н. Макиавелли, Князь (М., 1910), И. Кант, Вечный мир (М., 1905); Г. Еллинек, Адам в учении о государстве (М., 1909). В кн. Деизм и Давид Юм (М., 1908) Р. выдвинул предположение, что Юм, лишенный возможности открыто высказать свои взгляды на природу религии, не идентифицирует себя ни с одним из участников "Диалогов о естеств. религии". Р. показал, что собств. взгляды Юма на религию есть "своеобразная форма пантеизма".

РОД

РОД - кровнородств. объединение людей, пришедшее на смену первобытному человеческому стаду, осн. ячейка общества вплоть до начала становления классов. Вывод о том, что Р. является основой доклассового общества, впервые был обоснован на большом материале Л. Морганом и имел важнейшее науч. значение (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 223). Возникновением Р. завершился длит. процесс становления человеч. общества. Р. появился, когда социальные отношения полностью вытеснили из человеч. коллектива биологические по своей природе половые отношения. Родовые связи были формой, в к-рой существовали в ту эпоху социальные, производств. отношения. См. Первобытнообщинная формация.

Ю. Семенов. Рязань.

РОД (В ЛОГИКЕ)

РОД (в логике) - термин, к-рым в нематем. формальной логике обозначают объем понятия, являющегося более общим (широким), как говорят, - родовым по отношению к нек-рому другому (видовому) понятию. Объем видового понятия входит в данный Р. и наз. его в и д о м. Термины "Р." и "вид" употребляются также как равнозначные соответственно терминам "родовое понятие" и "видовое понятие". Отношение между понятиями, объемы к-рых относятся друг к другу как Р. к виду, подчиняется закону обратного отношения между содержанием и объемом понятия. См. Понятие.

РОДБЕРТУС-ЯГЕЦОВ

РОДБЕ́РТУС-ЯГЕЦОВ (Rodbertus-Jagetzow), Карл Иоганн (1805-75) - нем. бурж. экономист, идеолог прусского юнкерства, крайний реакционер, монархист и националист, проповедник т.н. "государственного социализма", с позиций к-рого пытался увековечить прусский монархич. строй и опорочить марксизм.

РОДЖЕРС

РОДЖЕРС (Rogers), Артур Кеньон (27 дек. 1868 - 1 нояб. 1936) - амер. бурж. философ, один из основателей критического реализма, соавтор сборников: "Очерки критического реализма" ("Essays in critical realism", L., 1920) и "Совр. амер. философия" ("Contemporary American philosophy", v. 2, L.-N. Y., 1930).

Соч.: A student's history of philosophy, N. Y.-L., 1901; The religions, conception of the world, L.-N. Y., 1907; English and American philosophy since 1800, N. Y., 1922; The theory of ethics, Ν. Y., 1922; What is truth?, New Haven, 1923.

Лит.: Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 161-63.

РОДО

РОДО́ (Rodó), Хосе Энрике (15 июля 1872 - май 1917) - уругв. мыслитель, классик латиноамер. лит-ры; руководил кафедрой лит-ры в ун-те в Монтевидео (1898-1901), был депутатом парламента (кортесов) (1902-08). Р. - один из основателей (1895) журнала "Rivista nacional de literatura y de ciencias sociales" ("Национальный журнал по литературе и социальным наукам").

Р. с позиций романтич. гуманизма выступает против позитивизма и прагматизма. В центре внимания Р. - проблемы, связанные с личностью, индивидом, его поведением, духовной свободой, а также этич. и эстетич. ценности. В жизни отдельного индивида и общества в целом Р. видит борьбу двух противоположных сил - духовности и низменных инстинктов, грубого утилитаризма. Р. призывает бороться против тех, кто пытается "...нарушить с помощью того же утилитаризма и преждевременной узкой специализации природную цельность человеческих душ..." ("Ariel", В. Aires, 1948, р. 69). Профессионализм, утверждает Р., может привести к тому, что люди "...внутри одного и того же общества будут жить разделенными друг от друга ледяными пустынями душ..." (там же). Согласно Р., индивид, как и общество, постоянно изменяется, однако этот процесс рассматривается лишь в духовной сфере, изолированно от материальных условий. Критикуя бездушие капиталистич. строя, Р., однако, не выступает за его ликвидацию, полагая, что избавиться от социальных зол можно лишь путем духовного обновления, к-рое в состоянии осуществить лат. культура, своеобразно сочетающая греч. иск-во с христианской моралью. Р. резко выступает против расизма, защищает идею независимости латиноамер. стран, подчеркивает необходимость развития нац. самосознания.

Соч.: Obras completas, ed. S. A. Aguilar, Md, 1957. Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, с. 774-75.

А. Дерюгина. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница