Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
РОБИНЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РОБИНЕ

РОБИНЕ (Robinet), Жан Батист Рене (23 июня 1735 - 24 марта 1820) - "...тот французский материалист, который больше всех сохранил ещё связь с метафизикой и за это удостоился похвалы Гегеля..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 145). Род. в г. Ренн в семье типографа; учился в иезуитском коллеже. Порвав с иезуитами, Р. издал свое осн. произв. "О природе", к-рое ввело его в среду деятелей Просвещения. Выпустил 4 тт. комментариев на словарь Бейля, 5 тт. дополнений к Энциклопедии Дидро. Революцию Р. приветствовал и в начальный ее период принимал активное участие в политич. борьбе (см. И. К. Луппол, Историко-философ. этюды, М.-Л., 1935, с. 136-65). Перед смертью по настоянию церкви Р. подписал отречение от своих взглядов.

Филос. воззрения Р. сформировались под влиянием философии Локка, Лейбница, Кондильяка, физики Декарта, а также биологич. теорий 17-18 вв. Материалистич. взгляд на мир Р. сочетал с деизмом. В связи с проблемой теодицеи Р. провозглашал универсальный закон равенства добра и зла, согласно к-рому в каждой вещи и каждом явлении добро и зло, положительное и отрицательное - уравновешены; Р. подходил здесь к мысли о противоречивом характере бытия. С позиций деизма Р. отвергал все существующие религии, обвиняя их в антропоморфизме.

Материю Р. считал одушевленной (гилозоизм); все тела природы обладают животными функциями - питанием, ростом, размножением, "материя носит по существу животный характер" (см. "О природе", [М.], 1935, с. 430). В основе материи лежит живая молекула (зачаток), наделенная внутр. активностью, мельчайший животный организм (анималькула). По Р., существует закон непрерывности всех земных существ, с различной степенью совершенства осуществляющих некий прототип; природа представляет собой лестницу существ, на вершине к-рой находится человек. Эта концепция является своеобразным предвосхищением эволюц. теории и вместе с тем диалектич. догадкой о всеобщей связи явлений, о природе как целом, имеющем в себе самом источник активности и развития.

В теории познания Р. - сенсуалист, разрабатывающий проблему материального субстрата ощущений (нервные фибры). Решая проблему происхождения моральных чувств, Р. стоял на вульгарно-материалистич. позициях, выводя эти чувства непосредственно из физиологии человека.

Стремление построить законченную филос. систему, абстрактность и умозрительность рассуждений, использование схоластич. определений и понятий, опора на Лейбница - все это сближает Р. с философией 17 в. и отличает его от передовых философов-просветителей. Теория всеобщей органичности материи была подвергнута критике прогрессивными деятелями франц. философии - Делиль де Салем и Бонне. В то же время критика Р. религии и защита сенсуализма были сочувственно встречены просветителями. В ряде произведений Дидро обнаруживается близость к теории Р. Влияние органистич. идей Р. сильно сказывается в натурфилософии Шеллинга и частично Гегеля. С опровержением сенсуализма и критики религии Р. выступили франц. священники Варрюэль и Ришар в книге "Природа в противоречии с религией и разумом" (Abbé Barruel et Pater Richard, La nature en contraste avec la religion et la raison, P., 1773).

В. Кузнецов. Москва.

Соч.: "О природe" ("De la nature") - осн. соч. Р., вышло в Амстердаме в 4 тт. в 1761-66. К этому произведению примыкает работа "Филос. соображения о естественной градации форм бытия, или Опыты о природе, которая учится создавать человека" ("Considérations philosophiques de la gradation naturelle des formes de l'être, ou les essais de la nature qui apprend à faire l'homme"), вышедшая в Амстердаме и в Париже в 1768; на титульном листе было указано, что это 5-й том соч. "О природе". Первый том, вышедший анонимно, был встречен с большим интересом; его приписывали Дидро, Гельвецию. В 1762 Р. раскрыл свое авторство, в 1763 этот том вышел вторым изданием. В 1764 1-й т. был переведен на нем. яз. ("Von der Natur", Fr./M.- Lpz.). На рус. яз. отрывки из соч. Р. были опубликованы в "Книге для чтения по истории философии" (сост. А. М. Деборин, с примеч. И. Луппола, т. 2, [М.], 1925) и в сб.: Франц. просветители XVIII в. о религии, вступит. ст. А. Казарина (М., 1960, с. 515-20); сокращенный перевод "О природе" издан в 1935 ([М.], пер. П. С. Юшкевича, ред. и предисл. Е. Ситковского); в приложении дан перевод наиболее интересных отрывков из "Филос. соображений о естественной градации форм бытия...".

Л. Азарх. Москва.

"Филос. рассуждение о человеке и его превосходствах..., которое на российский язык переложил Петр Соколовский", Воронеж, 1800.

Лит.: История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 440-42; История философии, т. 1, М., 1957, с. 565-67; Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [M. J., 1930; Луппол И. К., Дени Дидро, [3 изд.], М., 1960; Васильев С. Ф., Ж. Б. Р. и его философия, в его кн.: Из истории науч. мировоззрений, М.-Л., 1935; Брушлинский В., Материализм Р., "Вестник Ком. Акад.", 1935, No 3; В. Р., К вопросу об извращениях взглядов Ж. Б. Р. в бурж. истории философии и науки, "ПЗМ", 1936, No 11; Ситковский Е., Философия Ж. Б. Р., М., 1936 (рец. В. Родкевича, "Фронт науки и техники", 1936, No 9); Луппол И., К вопросу о политич. взглядах Ж. Б. Р., "ПЗМ", 1935, No 2; Buhle J. G., Geschichte der neuern Philosophie..., Bd 6, Abt 1, Gött., 1804; Damiron Ph., Mémoires pour servir à l'histoire de la philosophie au XVIII siècle, t. 2, P., 1858; Albert R., Die Philosophie Robinets, [Lpz.], 1903; Mauthner F., Der Atheismus und seine Geschichte im Agendlande, Bd 3, Stuttg.-В., 1922, S. 130-32; Rosso С, Moralisti del "Bonheur", Torino, 1954, p. 49-76.

В. Кузнецов. Москва.

В начало энциклопедии