Приглашаем посетить сайт

Литература 20 век (20v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕО"-"ГИП")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕО"-"ГИП")

ГЕОРГОВ

Иван (19 янв. 1862 - 14 июля 1936) - болг. психолог и философ. Чл.-корр. Болг. АН. Испытал влияние Канта и Вундта. Работал в области истории философии, этики и детской психологии. Г. - автор "История на философията" (т. 1-4, 1925-36). Г. был сторонником этики альтруизма, к-рую он противопоставлял принципам эгоизма и утилитаризма.

Лит.: Стопанска и социална книжнина в България. Библиография.... 1850-1945, Свищов, 1948; Бънковъ А., Приносъ къмъ историята на българската философска мисъль С., 1943, с. 255-338.

А. Бынков. Болгария.

ГЕРАКЛИД

ГЕРАКЛИД (Ἡρακλείδης) П о н т и й с к и й (4 в. до н.э.) - древнегреч. философ. Ученик Платона, принадлежал к Древней Академии платоновской. Воззрениям Г. была свойственна атомистич. тенденция, но, в отличие от Демокрита, вместо атомов он признавал "не связанные между собой массы", приводимые в движение и организуемые космич. умом, обладающие разными качествами и способностью претерпевать изменения. Душа трактовалась у него на атомистич. манер, физически, хотя, считая ее эфирной и световой, он приближался к пифагорейцам. Земля, по Г., вращается вокруг своей оси, но не меняет своего места, а Меркурий и Венера вращаются вокруг Солнца. В учении об атомах и о вращении Земли вокруг своей оси Г. следовал пифагорейцу Экфанту. В своих занятиях теорией музыки Г. находился под влиянием Аристотеля, как и в своих многочисл. и не дошедших до нас трудах по истории, географии, грамматике, этике и физике.

ГЕРАКЛИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРБАРТ

ГЕРБАРТ (Herbart), Иоганн Фридрих (4 мая 1776 - 14 авг. 1841) - нем. философ-идеалист, психолог и педагог. Проф. Гёттингенского (с 1805 и с 1833), Кёнигсбергского (1809-33) ун-тов. В работах "Главные пункты метафизики" ("Hauptpunkte der Metaphysik", 1806), "Введение в философию" ("Lehrbuch zur Einleitung in die Philosophie", 1813), "Общая метафизика..." ("Allgemeine Metaphysik, nebst den Anfängen der philosophischen Naturlehre", Bd 1-2, 1828-29) и др. развил свои филос. взгляды. Г. стремился соединить в понятии "реал" идею кантовской "вещи в себе" и лейбницевской монады. Он приписывал "реалам" вечный и неизменный характер, доказывал существование бога, вытекающее якобы из этич. и эстетич. потребности видеть в мире целесообразное устройство.

С о ц и а л ь н о - п о л и т и ч. взгляды Г. были реакционны: высшей добродетелью для народа он считал подчинение господств. классам.

В. Асмус. Москва.

В бурж. э с т е т и к е Г. считается основателем т.н. формальной эстетики (Formästhetik), противополагаемой в бурж. историографии эстетике Гегеля. В работах по эстетике (см. "Einleitung in dieÄsthetik...", в кн.: Herbarts philosophische Hauptschriften, Bd 1, 1913) Г. полагал, что надо найти золотую середину между метафизич. взглядами и эмпиризмом, высвободить эстетику из-под опеки философии и сделать ее автономной. Исходя из кантианского принципа незаинтересованности эстетич. суждения, Г. считал специфич. признаком эстетич. понятий бескорыстное и спонтанно возникающее удовольствие, к-рое в нас вызывают форма и взаимоотношения форм (пропорции, ритм, созвучия, масштабность и пр.). Эти взгляды Г. разрабатывали дальше Циммерман, Цейзинг, в музыке - австр. музыковед Ганслик, в своих ранних работах - чеш. эстетик Гостинский. О психологических взглядах Г. см. Ассоциативная психология, Бессознательное.

И. Маца. Москва.

Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1-19, Lpz. - Langensalza. 1882-1912. Соч. в рус. пер.: Психология, СПБ, 1875; Избр. Педагогич. соч., т. 1, М., 1940. Лит.: Шишкин Н., О детерминизме в связи с математической психологией, "Вопр. филос. и психол.", 1891, кн. 8; Mузыченко А. Ф., Иоганн Фридрих Гербарт и его школа, в кн.: Очерки по истории педагогических учений. М., 1911, с. 146-70; Геффдинг Г., Учебник истории новой философии, М. [1924]. с 173-76; История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 472-76; Zimmermann R., Perioden in Herbart's philosophischen Geistesgang, Wien, 1876; De Garmо Сh., Herbart and the Herbartians, L., 1895; Fritzsch Th., Johann Friedrich Herbarts Leben und Lehre..., Lpz.-В., 1921; Weiss G., Herbart und seine Schule, Münch., 1928.

ГЕРДЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРОИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЁРРЕС

ГЁРРЕС (Görres), Йозеф (25 янв. 1778 - 29 янв. 1848) - нем. публицист, историк и философ-романтик. Проф. истории в Мюнхене (с 1827). Г. был сторонником идей франц. революции конца 18 в., к-рые пропагандировал в журналах "Das rote Blatt" (1797-98); в 1813 принимал участие в нац.-освободит. движении против наполеоновского господства, издавал в Гейдельберге прогрессивную газету "Rheinischer Merkur" (1814-16). С позиций романтизма Г. занимался исследованием истории нем. культуры ("Немецкие народные книги" - "Die Deutschen Volksbücher", 1808). Работы Г. в этой области были подвергнуты критике Ф. Энгельсом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, М., 1956, см. Именной указатель). За соч. "Германия и революция" ("Deutschland und die Revolution", 1819) подвергся преследованию и был вынужден бежать за границу. Впоследствии перешел в лагерь католич. мистики ("Die christliche Mystik", Bd 1-4, 1836-42). Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-16, Köln, 1926-42.

Лит.: Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский, т. 1, ч. 1-2, М., 1913 (см. Именной указатель); Ρейман П., Основные течения в немецкой литературе 1750-1848, пер. с нем., М., 1959 (см. Именной указатель); Sеpp J. R., Görres, в кн.: Führende Geister. Eine Sammlung der Biographien, Bd 23, В., 1896; Schellberg W. Josef von Görres, 2 Aufl., Köln, 1926.

ГЕРСОНИД

ГЕРСОНИД (Gersonides) (наст. имя - Л е в и б е н Г е р с о н; Levi ben Gerson) (1288-20. IV. 1344) - евр. философ, математик и врач из г. Баньоля во Франции. Примыкал к тому направлению ср.-век. евр. философии, к-рое стремилось ограничить традицию, предоставить право свободно толковать свящ. книги и заняться изучением природы. Гл. филос. соч. "Войны господа" (Riva di Trento, 1560; на нем. яз.: "Die Kämpfe Gottes", 1914-16) написано в 1317-29. Г. принимал ряд положений, вытекающих из системы Аристотеля, несмотря на то, что они противоречили осн. догматам иудаизма. Он руководствовался при этом положением, что тора не может запретить считать верным то, признание чего требуется разумом (Введение к книге "Войны господа"). В отличие от Маймонида, к-рый, отступая от Аристотеля, признавал творение из ничего, Г. отвергал такое творение. По Г., извечно существовала неопредел. бескачеств. и бесформ. материя, к-рой бог в определ. момент сообщил сущность, форму, движение и жизнь; из нее произошли все подлунные существа и небесные тела, за исключением "отвлеченных разумов", являющихся непосредств. эманациями божества (согласно космогонии Аристотеля, принятой араб. философами и Г., каждая сфера обладает разумом). Взгляды Г. вызвали ожесточ. нападки на него со стороны ортодоксов, о к-рых он говорил, что они лишь верят, но не стараются понимать.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 457; Joel M., Levi ben Gerson (Gersonides) als Religionsphilosoph, Breslau, 1862; Weil I., Philosophie religieuse de Lévi ben Gerson, P., 1868; Carlebach J., Levi ben Gerson als Mathematiker, В., 1910; Husik I., A history of mediaeval Jewish philosophy, N. Y., 1916; Guttmann J., Die Philosophie des Judentums, Münch., 1933; Karo J., Kritische Untersuchungen zu Levi ben Gerson, Würzburg, 1935 (Diss.).

А. Рубин. Москва.

ГЕРЦЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРШЕНЗОН

Михаил Осипович (1869-1925) - историк рус. обществ. мысли; один из представителей веховства, впоследствии порвавший с ним и ставший на путь сотрудничества с Сов. властью. Однако Г. осознавал свой разлад с сов. действительностью, духовную чуждость новому строю (см. М. О. Гершензон и В. И. Иванов, Переписка из двух углов, М. - Берлин, 1922, с. 70). Он оставался идеалистом, хотя и понимал внутр. противоречия религии. Работы Г. по истории рус. философии, содержащие нек-рый ценный фактич. материал, написаны с позиций субъективного идеализма.

Соч.: П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление, СПБ, 1908; История молодой России, М.-П., 1923; Исторические записки (о русском обществе), М., 1910; Жизнь В. С. Печерина, М., 1910; Образы прошлого, М., 1912; Грибоедовская Москва, М., 1914; Декабрист Кривцов, 2 изд., М. - Берлин, 1923; Мудрость Пушкина, М., 1917; Тройственный образ совершенства, М., 1918; Мечта и мысль И. С. Тургенева, М., 1919; Видение поэта, М., 1919; Ключ веры, П., 1922; Гольфстрем, М., 1922; Статьи о Пушкине, Л., 1926: Письма к брату, [Л.], 1927.

Лит.: Ленин В. И., О "Вехах", Соч., 4 изд., т. 16; Плеханов Г. В., О книге М. Гершензона "История Молодой России", Соч., т. 23, М.-Л., 1926; Полянский В., Гершензон и Замятин, "Современник", 1922, No 1; Воронский А. К., По поводу одного спора, в кн.: На стыке, М., 1923; Берман Я. З., М. О, Гершензон. Библиография, Одесса - Л., 1928.

Ю. Карякин. Москва.

ГЕРЯ-ДОБРОДЖАНУ

ГЕ́РЯ-ДОБРОДЖА́НУ (Gherea-Dobrogeanu), Константин (наст. фамилия - К а ц; 21 мая 1855 - май 1920) - рум. политич. деятель, лит. критик и эстетик. Родился в Εкатеринославе (Днепропетровск), участвовал в харьковском народном кружке (1874), после разгрома к-рого был в эмиграции (1875-78), а затем в ссылке. Из ссылки бежал в Румынию и принял румынское подданство. В работах 80-90-х гг. "Карл Маркс и наши экономисты" ("Karl Marx şi economiştii noştri"), "Рабство и социализм" ("Robia şi socialismul", 1886) пропагандировал идеи диалектич. и историч. материализма, выступая против анархизма и эволюционизма (особенно против философии Спенсера). В 1886 составил программу социалистич. кружков Румынии, к-рая представляла собой платформу общедемократич. требований. Однако после подавления крест. восстания 1907 и под влиянием оппортунистов 2-го Интернационала Г.-Д. стал все чаще высказывать реформистские и оппортунистич. идеи, заметные еще в его работе 80-90-х гг. В кн. "Неокрепостничество" ("Neoiobagia", 1910) выступил с либерально-бурж. теорией неокрепостничества, согласно к-рой ведущая роль в румынской бурж.-демократич. революции должна принадлежать буржуазии. Победу социалистич. революции в Румынии Г.-Д. связывал с предварит. победой революции в более развитых в капиталистич. отношении зап. странах. Чуждый революц. марксизму, Г.-Д. не учитывал революц. энергии крестьянства, не признавал основную идею марксизма-ленинизма о союзе пролетариата с крестьянством как гл. условие победы пролетарской революции. Эта меньшевистская теория, сильно повредившая рабочему движению, была разгромлена на V съезде румынской компартии в 1931.

Г.-Д. - основоположник материалистич. эстетики и лит. критики в Румынии. В его эстетич. воззрениях заметно влияние рус. революц. демократов, а также Тэна и Гюйо. Он преодолел это влияние, стараясь рассматривать эстетические проблемы с марксистских позиций. В соч. "О критике" ("Despre critica"), "Личность: и мораль в искусстве" ("Personalitatea şi morala în arta") Г.-Д. выступил с разработкой теории социальной природы иск-ва. В противовес реакц. философу Майореску, пропагандировавшему теорию "искусства для искусства", Г.-Д. доказывал тенденциозность иск-ва, обусловленность художеств. творчества социальными условиями ("Studii critice", v. 1, 1956, p. 31).

Выступая против теории автономности иск-ва, Г.-Д. считал задачей художника критику социальных отношений бурж. об-ва ("Граждане-художники" - "Artiştii cetaţeni", там же, р. 318).

Соч.: Anarhia cugetarii, Buc, 1892; Studii critice, t. 1-2, [Buc.], 1956.

Лит.: Тимов С, Аграрный вопрос и крестьянское движение в Румынии (Anti-neoiobagia), M., 1928; Farcaşanu S. С, Dobrogeanu-Gherea reprezentant de frunte al criticii materialiste şi progresiste romĭ neşti, Buc, 1955; Вratu H., Din controversa ĭn jurul criticii literare a lui Dobrogeanu-Gherea, "Cercetari filozofice", 1957, v. 4, nr. 2, p. 71-96.

Институт философии Румынской АН.

ГЕСС

ГЕСС (Hess), Моисей (1812-75) - нем. социалист, видный представитель истинного социализма. Г. был знаком с Марксом и высоко ценил его как "величайшего, быть может, единственного теперь подлинного философа..., глубокая философская серьезность сочетается у него с редкостным остроумием; представь себе Руссо, Вольтера, Гольбаха, Лессинга, Гейне и Гегеля, объединенных в одном лице... и перед тобой будет д-р Маркс" (Marx - Engels Gesamtausgabe, Abtl. 1, Bd 1, Hbd. 2, S. 261).

Однако Г. не понял научного коммунизма (сб. "Из истории формирования и развития марксизма". [Сб.], 1959, с. 61-65, 114- 9; О. Корню, Карл Маркс и Фридрих Энгельс..., М., 1959, вступ. ст. Т. Ойзермана). Этич. взгляд Г. на социализм, изложенный в статьях "Философия действия" ("Philosophie der Tat") и "Социализм и коммунизм" ("Sozialismus und Kommunismus") (впервые опубликованы в "Einundzwanzig Bogen aus der Schweiz", 1843), явился результатом синтеза идей нем. идеализма, абстрактной фейербаховской морали и утопич. франц. социализма. Идеи Г. были раскритикованы в 40-х гг. Марксом и Энгельсом, считавшими, что нек-рые идеи Г. (синтез франц. социализма с нем. философией) представляли известную ценность и "заслуживали известного признания", но быстро "устарели" и стали "реакционными" (Соч., 2 изд., т. 3, с. 494-495). Во время революции 1848-49 Г. был представителем Немецкого рабочего союза в Париже; позже примкнул к антимарксовой группе Виллиха - Шаппера, а в 1861- к лассальянству. Участвовал в работе 1-го Интернационала. В конце жизни занимался космологией.

Соч.: Sozialistische Aufsätze. 1841-1847, В., 1921; Die heilige Geschichte der Menschheit von einem Jünger Spinozas, Stuttgart, 1837; Die europäische Triarchie, Lpz., 1841; Rom und Jerusalem, 2 Aufl., Lpz., 1899.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Φ., Немецкая идеология. Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4, М., 1955, гл. 3, § 1; Серебряков М. В., Фридрих Энгельс в молодости, [Л.], 1958; Ζlocisti Th., Moses Hess, [2 Aufl.], В., 1921; Mönke W., Über die Mitarbeit von M. Hess an der "Deutschen Ideologie" von Karl Marx und Friedrich Engels, "Wiss. Ann.". В., 1957, [No] 5, S. 316-30.

А. Панфилова. Москва.

ГЁТЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕТЕРОЛОГИЧНОСТИ ПАРАДОКС

ГЕТЕРОЛОГИЧНОСТИ ПАРАДО́КС (в логике), гетерологичность (от греч. ἕτερος - иной, другой и λόγος - слово), - формально неразрешимая ситуация особого рода; до нек-рой степени аналогична расселовскому парадоксу в расширенном исчислении предикатов. Г. п. состоит в следующем. Заметим, что существуют свойства, к-рыми не обладают обозначающие их имена. Напр., имя "мощный" не является само мощным, имя "активный" не является само активным. С др. стороны, существуют такие свойства, к-рыми обладают также обозначающие их имена. Напр., имя "коротко" - коротко, а имя "старо" - старо. Свойства этого последнего типа назовем "автологичными", в противовес им свойства первого типа назовем "гетерологичными" и обозначим их буквой G. Возникает вопрос, является ли слово "G" гетерологичным или же оно автологично? Допустим, что "G" автологично. Но тогда оно должно обладать тем свойством, к-рое оно обозначает, т.е. быть гетерологичным. Предположим теперь, что "G" гетерологично, тогда оно приложимо к самому себе. Значит, оно автологично. Итак, мы пришли к противоречию, к-рое и конструирует парадоксальную ситуацию, устраняемую по способу, аналогичному с общими методами решения парадоксов в логике.

Лит.: Reichenbach Η., Elements of symbolic logic, N. Y., 1947, p. 220-23; Quine W, van O., Mathematical logic, N. Y., [1940].

H. Стяжкин. Москва.

ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА

ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА (от греч. ἕτερος - иной, другой и νόμος - закон) - этика, основанная не на внутренних нравств. принципах, а на началах, взятых из другой сферы обществ. жизни. Понятие "Г. э." сформулировано Кантом в "Критике практического разума". Обосновывая принципы автономной этики, Кант выступил с критикой т.н. нравств. Гетерономии - этич. учений, основывающихся на признании зависимости поведения от внешних причин. В бурж. этич. системах разновидностями Г. э. считается гедонистич. этика (см. Гедонизм), основывающая нравств. долженствование на стремлении к удовольствию, утилитаризм, выводящий нравственность из принципа пользы и др. системы. Деление этики на гетерономную и автономную антинаучно, т.к. оно основано на идеалистич. принципе автономии воли. Марксистско-ленинская этика решает проблему свободы воли ни с позиций Г. э., ни с позиций автономной этики, а материалистически, исходя из обществ. обусловленности поведения людей. См. Мораль, Этика.

ГЕТЧЕСОН

ГЕ́ТЧЕСОН - см. Хетчесон.

ГЁФФДИНГ

X ё ф д и н г (Höffding), Харальд (11 марта 1843 - 2 июля 1931) - датский философ и психолог. С 1883 - проф. ун-та в Копенгагене; в 1915 оставил преподават. деятельность. Испытал влияние учений Канта и Шопенгауэра. Предметом филос. исследований Г. являются проблемы познания (логики), существования (космологии), ценности (этики и религии), сознания (психологии). Проблемы эти Г. пытается разрешить с помощью т.н. сравнит, метода. Г. строит абстрактную схему историч. развития филос. сознания вне связи с социальной историей, различая три периода: анимизм, платонизм и позитивизм ("Человеческая мысль" - "Der menschliche Gedanke", 1911, S. 118). Он ошибочно полагал, что лишь с позитивизма начинается новая эпоха в философии - исследование фактов. Этич. взгляды Г. тесно связаны с религией, к-рая, по его мнению, является первонач. основой этики и духовной культуры ("Философия религии" - "Religionsphilosophie", 1901, S. 290-298). Филос. труды Г. были известны также и за пределами Дании, особенно в Германии и России.

Соч.: Psykologi i omrids paa Grundlag of Erfaring, 6 Udg., Gyldenhavn, 1911; Der Relationsbegriff, Lpz., 1922; Erkenntnistheorie und Lebensauffassung, Lpz., 1926; Соч.в рус. пер.: История новейшей философии, СПБ, 1909; О принципах этики, Одесса, 1898; Психологическая основа логических суждений, М., 1908; Философия религии, 2 изд., СПБ, 1912; Философские проблемы, М., 1905.

Лит.: Hansen [N.] V., Harald H0ffding som Religions-filosof og to andre Karakteristiker, Kobenhavn, 1923.

Ц. Арзаканьян. Москва.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЖЕГОЖ

ГЖЕ́ГОЖ - и з С а н о к а (Grzegorz z Sanoka) (p. ок. 1406 - ум. 29 янв. 1477) - польский гуманист раннего Возрождения. Учился в Краковском ун-те, где получил степени бакалавра (1433) и магистра (1439); львовский архиепископ (1451-77). Выступал за укрепление королевской власти, против крупного землевладения магнатов и политики римских пап. Защищал интересы городов и мелкой шляхты. В 1470 в резиденции Г. под Львовом возник один из первых кружков польских гуманистов, в к-ром участвовал бежавший от преследований папы итал. гуманист Филипп Каллимах Буонакорси. Выдвигая в качестве осн. наук физику и этику, Г. считал необходимым сделать их независимыми от авторитета теологии. Схоластику Г. наз. "бредом наяву". Высоко оценивал физику Эпикура, указывая, что религия основана на иррациональной набожности, требовал критич. отношения к легендам и преданиям, призывал к самостоят., основанному на опыте мышлению. В то же время Г. считал религию наиболее действ. орудием управления народом (ad regendum vulgus). Г. восставал против христ. восхваления страдания, осуждал феод. уклад жизни, высказывал характерные для Возрождения мысли об активной роли человека в мире и о возможности творч. формирования истории. Был поклонником музыки и поэзии.

Из работ Г. сохранилось лишь неск. фрагментов, приведенных Каллимахом в соч. "Жизнь и облик Гжегожа из Санока" (Callimachus, Vita et mores Gregorii Sanocei, 1476, изд. 1835), три политич. речи, неск. стихотворений и писем на лат. яз.

Лит.: История Польши, т. 1, 2 изд., 1956, с. 138; Wiszniewski M., Historya literatury polskiéj, t. 3, Kr., 1841; Seredyński W., Grzegorz z Sanoka, "Przegląd Polski", 1867; Sinkо [T.], De Gregorii Sanocei studiis humaniorlbus "Eos", Lw., 1900, v. 6; eго жe, Spór о Grzegorza z Sanoka, Lw., 1909; Nowicki Α., Grzegorz z Sanoka. 1406-1477, Warsz., 1958.

A. Новицкий. Польша.

ГИБЕШ

ГИБЕШ (Hybeš), Йосеф (29 янв. 1850 - 19 июля 1921) - один из первых чеш. социалистов. С 9 лет работал на текст. фабриках. С 1867 участвовал в работе социалистич. кружков. В 1876 избран в ЦК австр. с.-д-тии. Был сотрудником и редактором печатных органов "Freiheit", "Dělnické Listy", "Zukunft" и др. В нач. 80-х гг., в период т.н. раскола, присоединился к радикальному крылу социал-демократич. партии. С 1884 работал в Моравии. Г. был инициатором съезда социал-демократов в Брно в 1887, для к-рого подготовил программу. В 1889 участвовал как представитель чеш. с.-д-тии в Учредит. съезде 2-го Интернационала. В 1919 был избран депутатом Нац. собрания Чехословацкой Республики, а через год - сенатором. В это время Г. обращается ко всей с.-д-тии с призывом присоединиться к марксистскому левому крылу - зародышу будущей коммунистич. партии - и разоблачает предательство правых социал-демократов. Статьи и заметки Г. указывают на высокий уровень понимания им марксизма.

Соч.: Κřizová cesta socialismu, [sv. 1-3], 2 vyd., Brno 1919-20; Výbor z článků z projevů, [Praha], 1956.

Лит.: Veselý J., Josef Hybeš pr ůkopník socialismu, Praha, 1951.

И. Дубский. Чехословакия.

ГИДДИНГС

ГИДДИНГС (Giddings), Франклин Генри (23 марта 1855 - 11 июня 1931) - амер. бурж. социолог-идеалист. С 1893 - проф. Колумбийского ун-та. От биологич. эволюц. школы в социологии Г. перешел к т.н. психологич. направлению (см. Психологическая школа в социологии). Центр. понятие социологии Г. - "родовое сознание", вырабатываемое в процессе взаимодействия людей, их соперничества и подражания, к-рое, по Г., составляет фундамент обществ. бытия. Пропаганда Г. индуктивного и статистич. метода в социологии была подчинена его идеалистич. пониманию общества. Восхвалял конкуренцию, войны, считал высший слой результатом выживания "более приспособленных" ("протократии", т.е. элиты), подчеркивал определяющее значение социального принуждения. Активно боролся против социалистич. и демократич. идей, выступал за империалистич. развитие США по образцу колониальной державы - Великобритании. Соч.: The principles of sociology, N. Y.-L., 1926; Studies in the theory of human society, Ν. Υ., 1922; The scientific study of human society, Chapel Hill, 1924; Основания социологии, пер. с англ., Киев-Харьков, 1898.

Лит.: Ковалевский M. [M.], Современные социологи, СПБ, 1905; Хвостов В. М., Социология, ч. 1 - Введение. Исторический очерк учений об обществе, Μ., 1917.

Б. Быховский. Москва.

ГИЗЕЛЬ

Иннокентий (1600-83) - укр. мыслитель и церк. деятель. Ректор и проф. философии Киевской Братской (Могилянской) коллегии (1645-50), архимандрит Киево-Печерской лавры (с 1656), в типографии к-рой печатал, в частности, труды Барановича.

Поддерживая политику Богдана Хмельницкого, Г. приложил много усилий для укрепления политич. и культурных связей Украины с Россией. Защите нац. и религ. независимости Украины посвящены две его антиуниатские работы - "Старая вера" (1668) и "О истинной вере" (произведение не сохранилось). Хотя в целом Г. был сторонником и выразителем христ. морали, в его книге "Мир с Богом человеку" (1669) содержатся элементы гуманизма.

Г. приписывается одна из первых крупных работ по отечеств. истории "Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцев о начале славяно-российского народа..." (1674), посвящ. доказательству единства происхождения рус. и укр. народов и обоснованию необходимости совместной борьбы против агрессии султанской Турции. "Синопсис" выдержал множество изд. (главные - 1678, 1680, 1718, 1810). В 1645-47 Г.читал филос. курс. Его сочинение "Курс общей философии" ("Opus totius philosophiae", рукопись не опубликована, хранится в Гос. публичной б-ке АН УССР) является изложением основ аристотелевской философии с элементами христианской теологии.

Лит.: Сумцов Η. Φ., Иннокентий Гизель, "Киевская старина", 1884, т. 10.

В. Евдокименко. Киев.

ГИЗО

ГИЗО́ (Guizot), Франсуа Пьер Гийом (4 окт. 1787 - 12 сент. 1874) - франц. бурж. историк и реакц. гос. деятель. Самые значит. работы Г. - "Опыты по истории Франции" ("Essais sur l'Histoire de France...", 1823-1824), "История английской революции" ("Histoire de la Révolution d'Angleterre...", v. 1-6, 1854-56; рус. пер., т. 1-3, 1859-60). В них Г. порывал с традициями романтической и беллетристич. историографии и под влиянием учения Сен-Симона об историч. детерминизме и классовой борьбе обращал свое внимание на "общество, его состав, образ жизни отдельных лиц, в зависимости от их социального положения, отношение различных классов" ("Essais...", ed. 1860, p. 74). Г. видел основу гражданского общества в столкновении классовых интересов, причину этих столкновений - в поземельных отношениях, а в более поздних работах - в имуществ. отношениях вообще. Плеханов, подвергший в целом критике историч. концепцию Г., отмечал, что для Г. история Франции "является... историей борьбы различных слоев тогдашнего общества", а история англ. революции - борьбой "буржуазии против аристократии" (см. Избр. филос. произв., т. 1, 1956, с. 525). В работах 40-х гг. указывал на борьбу пролетариата против буржуазии, к-рой принадлежали его симпатии ("Демократия во Франции" - "De la Dèmocratie en France", 1849). К Г. прежде всего относятся слова Маркса: "Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 63). Однако как бурж. идеолог, Г. не смог распознать сущность классов и классовой борьбы, корней имуществ. отношений, а происхождение собственности связывал гл. обр. с завоеванием. В последующих соч. Г. исходил в объяснении общества из "человеческой природы", роли идей, враждебно относился к классовой борьбе пролетариата и всячески затушевывал классовую природу бурж. гос-ва.

Соч.: Histoire de la civilisation en Europe..., P., 1882. Соч. в рус. пер. - История цивилизации во Франции, т. 1-4, М., 1877-81.

Лит.: Маркс К., Классовая борьба во Франции, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1955; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же; его же, Гражданская война во Франции, там же; Mapкс К. и Энгельс Ф., [Рецензия], Гизо. "Почему удалась английская революция? Рассуждение об истории английской революции", Соч., 2 изд., т. 7, М., 1956; Герцен А. И., Письма из Франции и Италии, Соч., т. 5, М., 1955; его же, Былое и думы, ч. 5, там же, т. 10, М., 1956; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. философские произв., т. 1, М., 1956, гл. 2; его же. Первые фазы учения о классовой борьбе, там же, т. 2, М., 1956; История философии, т. 3, [М.], 1943 (с. 421-423, 437-41); Алпатов Μ. Α., Политические идеи французской буржуазной историографии XIX века, М.-Л., 1949; Bardoux Α., Guizot, P., 1894; Кеisеr R., Guizot als Historiker, Basel, 1925 (Diss.).

Г. Зельманова. Ленинград.

ГИЛЛИН

ГИЛЛИН (Gillin), Джон Льюис (р. 12 окт. 1871) - амер. бурж. социолог. В 1912-43 - проф., а затем глава социологического отделения Висконсинского ун-та. В 1926 - президент Амер. социологич. об-ва. Проблемы обществ. жизни Г. рассматривает с идеалистич. позиций т.н. социальной психологии. По общим вопросам написал (вместе с Блэкмэром) кн. "Основы социологии" ("Outlines of sociology", 1915) и вместе с сыном, антропологом Дж. Л. Гиллином - кн. "Введение в социологию" ("An introduction to sociology", 1942, перераб. изд. 1948), в к-рой изучает место религии в развитии социальных орг-ций и жизни людей. Выступает за усиление эмпирич. и прикладного характера социологии. Г. призывает к тщат. исследованию самых мелких психо-социальных факторов. В этом он видит ключ к объяснению характеров и историч. деятельности различных народов, полностью игнорируя теорию классовой борьбы. Спец. областью исследований Г. являются преступность и вопросы т.н. социальной патологии. Соч.: History of poor relief legislation in Iowa; Iowa City, 1914; Poverty and dependency; their relief and prevention, 3 ed., Ν. Υ., [1937]; Criminology and penology, 3 ed., Ν. Υ., 1945; Taming the criminal N. Y., 1931; Social pathology, Rev. ed., N. Y.-L., [1939]; Wisconsin prisoner, Madison, 1946.

В. Семенов. Москва.

ГИЛОЗОИЗМ

ГИЛОЗОИЗМ (от греч. ὕλη - вещество, материя и ζωή - жизнь) - филос. учение об универсальной одушевленности материи, признающее, что материи свойственны способность к ощущению, восприятию и мышлению во всех ее частях. В истории философии Г. встречается у самых ее истоков - в ионийской школе натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); к Г. близки Гераклит, Эмпедокл, стоики. Элементы Г. содержались в учении Аристотеля. В эпоху Возрождения Г. появился вновь в учениях итал. философов (Б. Телезио, Дж. Бруно). Спиноза рассматривал мышление как присущее всей природе свойство, как атрибут материи. Вслед за ним часть франц. материалистов 18 в. (Дидро, Робине, Дешан) признавала всеобщую одушевленность материи. Точку зрения, близкую к Г., защищал Геккель. Г. нередко служил формой выражения материалистич. мировоззрения: гилозоисты утверждали, что ощущение, сознание есть неотъемлемое свойство материи, и отвергали идеалистич. представления о существовании нематериальной, духовной субстанции. Диалектич. материализм исходит из того, что психическое есть свойство не всякой, а лишь высокоорганизованной материи. В фундаменте же самого здания материи можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущением, - свойство отражения (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 14, с. 34). См. Диалектический материализм, Материя и лит. при этих статьях.

ГИЛЬОМ ИЗ КОНША

ГИЛЬО́М из Конша (Гильом де Конш; Guillaume de Conches), или Вильгельм Конхезий (Guilelmus Conchesius) (р. в 80-х гг. 11 в. - ум. ок. 1154), - франц. философ, отразивший материалистич. тенденцию в ранней схоластике. Род. в Конш (Нормандия), учился в Шартре и в Париже, где позднее руководил основанной им школой. В соч. "Философия мира" ("Philosophia mundi") и диалоге "Драгматикон философии" ("Dragmaticon philosophiae", другое название: "Dialogus de substantiis physicis" - "Диалог о физических субстанциях") Г. подвергал критике ортодоксальную религ.-католич. философию. Понимая первичные элементы мироздания как мельчайшие невоспринимаемые частицы, Г. возродил в средние века отд. мотивы антич. атомистики. Иоанн Солсберийский (Ioannis Saresberiensis Metalogicus, см. Migne, PL, t. 199, col. 832-33; 853-56) утверждал, что Г. объявлял себя последователем Демокрита и Эпикура, а Готье из Сен-Виктора - что Г. заменял религ. учение о сотворении мира учением Демокрита об атомах (Gualteri de S. Victore Libri contra IV labyrinthos, Migne, PL, t. 199, col. 1170-72). В "Драгматиконе" признавал правильным утверждение эпикурейцев, что мир состоит из атомов, хотя здесь же утверждал, что вечность и несотворенность атомов - басня. Г. считал, что общее количество материи во Вселенной остается неизменным, и проводил идею детерминированности материальных процессов. Не довольствуясь простыми ссылками на авторитет писания и божье всемогущество, Г. требовал при решении естеств.-науч. вопросов аргументации, основанной на логич. доводах. За свои филос. идеи, а также и нек-рые теологич. "еретич." мнения Г. подвергался ожесточенным нападкам со стороны Бернара Клервоского, требовавшего публичного осуждения Г. (см. В. Hauréau, Singularités historiques et littéraires, P., 1861, p. 260), Готье из Сен-Виктора (в указ. выше соч.), Гильома из Сент-Тьерри, обвинявшего Г. в ереси и в том, что он следует Абеляру (см. Guillelmi abbatis Epistola ad Bernardum de erroribus Guillelmi de Conchis, Migne, PL, t. 180, col. 333-40). Под влиянием этой травли Г. к концу жизни вынужден был отказаться от своих взглядов. Произведения Г. послужили прототипом и отчасти источником для позднейших средневековых популярных энциклопедий (напр., "Луцидариус" - "Lucidarius", переведенный в России в 16 в.), стремившихся дать ответ на всевозможные вопросы, касающиеся бога, человека и природы.

Лит.: Сидорова H. A., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, М., 1953, с. 241-43; Flatten H., Die Philosophie des Wilhelm von Conches, Koblenz, 1929 (Diss.); Grabmann M., Handschriftliche Forschungen und Mitteilungen zum Schriftum des Wilhelm von Conches, "Sitzungsber. Bayerischen Akad. Wiss., Philosophisch-historische Abteilung", 1935, H. 10; Gregory T., Animo mundi. La filosofia di Guglielmo di Conches e la scuola di Chartres, Firenze, [1955]; Ley H., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, В., 1957 (см. Указатель имен).

В. Зубов. Москва.

ГИЛЬОМ ИЗ СЕНТ-АМУРА

ГИЛЬО́М из Сент-Амура (Гильом де С е н т - А м у р; Guillaume de Saint-Amour) (1202-1272) - франц. философ и теолог. Род. в Сент-Амуре (Бургундия), был ректором Парижского ун-та, преподавал теологию, философию и канонич. право. В памфлетах против нищенств. орденов, захвативших в сер. 13 в. преподавание в ун-те, Г., обличая монахов, к-рые ведут "праздную жизнь в тягость обществу", развивал идею о труде как обязанности человека: все должны "жить своим трудом", производить вещи без к-рых человеч. род не мог бы существовать; исполнять свои обществ. обязанности - лучше, чем молиться. Г. противопоставлял праздному аскетизму идеал активного, деятельного человека. По косвенным данным, Г. был связан со сторонниками аверроизма, возродившегося в Парижском ун-те в годы борьбы с нищенств. монахами. Подвергался ожесточ. травле со стороны реакц. сил во главе с Альбертом фон Больштедтом, Фомой Аквинским и Бонавентурой. По требованию папы Александра IV был изгнан из Парижа с запрещением преподавать. Гл. соч. Г. "Об опасностях новейших времен" ("De periculis novissimorum temporum") было сожжено. Его сочинения были запрещены даже после издания их в 1632 в Париже.

Лит.: Котляревский С. Α., Францисканский орден и римская курия в XIII XIV веках, М., 1901; Φортинский Ф. Я., Борьба Парижского университета с нищенствующими монахами в половине XIII в., "Ж. Мин-ва народного просвещения", 1892. ч. 283, сент.

С. Стам. Саратов.

ГИЛЬОМ ИЗ ШАМПО

ГИЛЬО́М из Шампо (Гильом де Ш а н п о; Guillaume de Champeaux) (p. ок. 1068 - ум. 1121) - франц. философ и богослов, епископ шалонский (с 1113), наиболее крайний представитель реализма - реакц. идеалистич. направления в ранней схоластике, основатель сен-викторской школы. Друг Бернара Клервоского и противник Абеляра, по соч. к-рого "История моих бедствий" (см. рус. пер. 1959) можно судить о взглядах Г. (произведения к-рого не сохранились).

Учение Г. утверждало абс. реальность универсалий как субстанции, полностью пребывающей во всех индивидах данного рода, к-рые различаются только по своим акциденциям. После возражений Абеляра, обвинявшего Г. в том, что его учение неизбежно ведет к пантеистич. выводам, Г. был вынужден, оставаясь на идеалистич. позициях, внести поправку в свою теорию и выработал учение о неразличимости (или "безразличии" - индиференции). "И это свое учение, - передавал Абеляр, - он исправил таким образом, что, наконец, сказал: одна вещь является тождественной [с другой] не по сущности, а в силу безразличия" ("История моих бедствий", М., 1959, с. 14). Т. о., Г. считал, что общее присутствует в равной мере, одинаково (и в этом смысле - неразличимо) в каждом из индивидов данного рода.

Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской философии, М., 1957, с. 35-36; Сидорова Η. Α., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, М., 1953 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1940, с. 426-27, 430; Виндельбанд [В.], История древней философии, пер. [с нем.], СПБ, 1893 (см. Указатель); Mechaud E., Guillaume de Champeau et les écoles de Paris au 12-ème siècle, P., 1868; Überweg F. Grundriss der Geschichte der Philosophie, Tl 2, 11 Aufl., В., 1928.

П. Галанза. Москва.

ГИЛЬФЕРДИНГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГИЛЯРОВ

Алексей Никитич (1856-1938) - рус. философ-идеалист. Сын Гилярова-Платонова. Приват-доцент Моск. ун-та (до 1887), затем - проф. Киевского ун-та. С 1922 - акад. Укр. АН.

В работах "Платонизм как основание современного мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбе философии" (1887), "Значение философии" (1888), "Что такое философия и что она может и чего не может дать" (1899), "Что нужно читать, чтобы заниматься философией?" (1902), "Философия в ее существе, значении и истории" (т. 1, 1916, 2 изд., ч. 1-2, 1918- 1919) Г. отстаивал мнение, согласно к-рому философия не является наукой, а представляет собой своеобразную деятельность, существующую наряду с наукой, поэзией, религией и тесно с ними связанную. Ее задача - примирение "двух вечно враждующих в нашей жизни начал - истины ума и истины сердца". Их синтез Г. назвал "эстетич. состоянием" или красотой. Врем. характер этого синтеза обусловливает все перемены в философии. Системой, близкой к идеальному типу философии, Г. считал платонизм. Попыткой возрождения платонизма являются также работы Г.; "Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции" (1888), "Источники о софистах. Платон как исторический свидетель", "Учение Сократа" (рукопись). Г. принадлежит ряд обзоров по зарубежной филос. лит-ре: "Обзор трудов по истории греческой философии (за 1892-96 гг.)" (1896), "Обзор философской лит-ры за последние годы" (1898) за то же время, "Новейшие попытки философского синтеза на научной почве" (1901).

В 20-х гг. начал работу над трудом "Схема истории философии в освещении исторического материализма" ("Схема icтopiï философiï в освiтленнi iсторичного матерiялiзму"), где стремился пересмотреть свое старое представление о природе философии. Работа осталась незаконченной, опубликована только ее вводная часть (см. "Зап. социально-экон. отд. Укр. АН", т. 2-6, 1926-27).

Г. интересовался также вопросами художеств. лит-ры, психологии и химии. В последние годы занимался проблемами права, психологии и физиологии. Лит.: Кони Α., Профессор А. Н. Гиляров. "Предсмертные мысли XIX века во Франции...", СПБ, 1904 [Рец.].

Б. Сафронов. Москва.

ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ

Никита Петрович (23 мая 1824 - 13 окт. 1887) - рус. публицист и философ-идеалист. Проф. Моск. духовной академии (1848-55), издатель и редактор консервативной газ. "Современные известия" (1867-87). Ученик Амфитеатрова, Голубинского, А. В. Горского. В 1846 написал работу о философии Гегеля, опубликованную в виде статей "Рационалистическое движение философии новых времен" ("Русская беседа", 1859, кн. 3) и "Онтология Гегеля" ("Вопросы философии и психологии", 1891-92, кн. 8, 10, 11, посмертно). В этой работе имеется перевод 1-й гл. "Феноменологии духа" Гегеля. Считая, что система Гегеля не имеет себе равной по широте и единству, Г.-П., однако, стремился опровергнуть гегелевскую диалектику с позиций формальной логики, а также опираясь на внутр. противоречия системы. Критикуя Гегеля справа, Г.-П. считал, что тот довел до крайности рационализм и тем самым породил обратную реакцию - безграничное владычество факта, открывшее дорогу атеизму и материализму.

Г.-П. являлся также автором ряда работ по философии истории: "Новые объяснения по старому вопросу" ("Русская беседа", 1857, кн. 4), "Несколько слов о механических способах в исследовании истории" (там же, 1858, кн. 1). Соч. Г.-П. "Основные начала экономии" (изд. посмертно, 1889) свидетельствует о его интересе к проблемам политич. экономии, в частности марксистской. Близкий по обществ. взглядам славянофилам, Г.-П. активно участвовал в их изданиях "Русская беседа", "День", "Москва", "Русь".

Соч.: Сб. соч., т. 1-2, предисл. Н. В. Шаховского, М., 1899; Вопросы веры и церкви. Сб. статей 1868-1887 гг., т. 1-2, М., 1905-06; Из пережитого, ч. 1-2, М., 1886.

Лит.: Русский биографический словарь, [т. 5], Μ., 1916, с. 208-16.

Б. Сафронов. Москва.

ГИНСБЕРГ

ГИНСБЕРГ (Ginsberg), Моррис (р. 14 мая 1889) - англ. бурж. социолог. Проф. (с 1929), засл. проф. (с 1954) Лондон. ун-та, член Брит. АН (с 1953), вице-президент Междунар. социологич. ассоциации (1950-56). Важнейшей задачей социологии Г. считает раскрытие характера обществ. развития. Призывая "выбросить из социологии" марксистскую концепцию, отрицая общие законы развития и прогресса, Г. в тоже время критикует социальный индетерминизм, придерживается идеалистич. теории факторов (см. Факторов теории). Особенностями обществ. развития, по Г., являются изменения в социальной структуре и традициях общества и прогрессирующее объединение человечества (см. "The Idea of progress", L., 1953). Он сторонник выдвинутой Хобхаузом и Дюркгеймом концепции т.н. "идеальной социологии", к-рая должна синтезировать результаты узко спец. социологич. исследований, что возможно только в будущем. Г. выступил с критикой этич. релятивизма, в защиту т.н. рациональной этики, существо к-рой - в утверждении внеклассовых и внеисторических "первичных моральных ценностей", соответствующих "основным человеческим потребностям и импульсам" (см. "Essays in sociology and social philosophy", v. 1 - "On the diversity of morals", L., 1956).

Работы Г. посвящены также анализу сравнит. метода в социологии, критике психоанализа и евгеники.

Соч.: The Psychology of society, L., 1922; Studies in sociology, L., 1932; Sociology, L., 1934; Moral progress, Glasgow, 1944; Essays in sociology and social philosophy, v. 1-2, N. Y., 1956-57.

E. Помогаева. Москва.

ГИПАТИЯ

ГИПАТИЯ (Ὑπατία) (Ипатия) из Александрии (370-415) - женщина-математик, астроном и философ-неоплатоник, последовательница Ямвлиха. Дочь математика Теона. Преподавала философию в Александрийском музее (ок. 400). Г. принадлежат труды по толкованию Платона, Аристотеля и др. греч. философов и ученых. Соч. Г., перечень к-рых приводится в визант. словаре Свиды (10 в.), до нас не дошли. Г. была очень популярна в Александрии. Пала жертвой религ. фанатизма.

Лит.: Остроумов Α. Α., Синезий Птолемаидский, М., 1879; Кингсли Ч., Ипатия (роман), пер. с англ., М., 1936; Цветаев И., Из жизни высших школ Римской империи, "Вопр. филос. и психол.", М., 1902, кн. 63, с. 1129; Бобынин В. В., Древнейшая из женщин-математиков, в кн.: Сборник статей по вопросам физико-математических наук и их преподавания, т. 1, М., [1924]; Hoche R., Hypatia, die Tochter Theons, в сб.: "Philologus", 15 Jahrg., Göttingen, 1860, S. 435-74; Schubert Η. von, Hypatia von Alexandrien in Wahrheit und Dichtung, "Preußische Jahrb.", В., 1906, Bd 124.

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ (от греч. ὑπόστασις - сущность, субстанция) - превращение в процессе познания отд. свойств, сторон, отношений предметов в самостоят. сущность. Г. характерно для идеалистич. философии: "философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное, überschwengliches (Dietzgen) развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный" (Ленин В. И., Философские тетради, 1947, с. 330).

ГИПОТЕЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД

ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ МЕ́ТОД - см. Гипотеза.

Предыдущая страница Следующая страница