Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ГЕРДЕР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГЕРДЕР

ГЕРДЕР (Herder), Иоганн Готфрид (25 авг. 1744 - 18 дек. 1803) - нем. философ, один из идеологов нем. Просвещения. Формирование взглядов. Г. происходило под влиянием "докритического" Канта, лекции к-рого Г. слушал, будучи студентом теологич. ф-та Кёнигсбергского ун-та (1762-1764), а также Гамана, англ. сенсуалистов, позднее - Руссо и Спинозы. Преобладающее воздействие на все творчество Г. оказал Лессинг.

В творч. эволюции Г. можно выделить три периода. В первый период (1764-71) для мировоззрения Г. характерно наличие материалистич. тенденций. В работе "Критические леса" ("Kritische Wälder", 1769) Г. выступал против попыток эстетики классицизма установить общие принципы художеств. творчества для всех времен и народов. Г. требовал исторически конкретного подхода к иск-ву, отстаивал принципы реализма. В работе "Исследование о происхождении языка" ("Abhandlung über den Ursprung der Sprache", 1770, изд. 1772) Г. обосновывал идею единства языка и мышления, их естеств. происхождения и развития.

Второй период (1771-76), совпадающий по времени со службой Г. в качестве придворного проповедника в Бюккебурге, отмечен постепенным усилением религ. настроений. В эти годы Г. выступал в качестве участника и теоретика первого общенем. лит.-обществ. движения "Буря и натиск", направленного против феод.-абсолютистского режима. Вместе с Гёте он издавал сборник "О немецком искусстве" ("Von deutscher Art und Kunst...", 1773), в к-ром опубликовал статью "О Шекспире" ("Über Shakespeare"), раскрывавшую значение реалистич. иск-ва, и "Отрывок из переписки об Оссиане и песнях древних народов" ("Auszug aus einem Briefwechsel über Ossian und die Lieder alter Völker"), где ставил проблему народности иск-ва. В иск-ве, по мнению Г., выражается "дух народа", его воззрения, чувства, характер; иск-во связано с нар. творчеством, одним из первых собирателей к-рого явился Г., положивший начало совр. фольклористике. Г. исследовал Библию, рассматривая ее как древнейший памятник нар. поэзии. Вскоре он, однако (на непродолжит, время), отказался от этой т. зр. и утверждал, что Библия есть результат божеств. откровения ("Древнейший документ человеческого рода" - "Älteste Urkunde des Menschengeschlechts", Bd 1-2, 1774-1776). Теологич. взгляд на происхождение человечества и движущие силы истории заметен и в первом общесоциологич. произведении Г. "Еще одна философия истории человечества" ("Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit", 1774), где он говорил о закономерном характере историч. развития, противоречиях прогресса и бурж. цивилизации, критиковал механистич. миропонимание.

Третий период творчества Г. начинается в 1776, после переселения в Веймар, куда он был приглашен на должность суперинтенданта протестантской церкви. В 80-х гг. Г. защищал от нападок Якоби учение Спинозы, к-рое пытался соединить с идеей развития (в диалоге "Бог" - "Gott. Einige Gespräche", 1787). Бог для Г. - это сам мир, состоящий из действующих органич. сил, находящихся в постоянном изменении и развитии. Различные формы действительности (неорганич. вещества, растения, живые организмы, человеч. разум) представляются Г. ступенями единой лестницы все усложняющихся органич. сил. В пантеистич. миропонимании Г. в это время сильны материалистич. тенденции. Историю человечества, рассмотрению к-рой Г. посвятил свое важнейшее соч. - "Идеи к философии истории человечества" ("Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit", Tl 1-4, 1784-91, сокращ. рус. пер. 1829, 1959), он понимал как продолжение развития природы. В 1-й части своего труда, соглашаясь с материалистич. учением Пристли, Г. утверждал, что существование духа вне и до материи невозможно, и высказывал догадки о самозарождении жизни и об эволюции живых организмов; наряду с этим в этом соч. встречаются утверждения о том, что человек был создан богом. Последнее, однако, явно противоречило всей его концепции, согласно к-рой развитие совершается естественно, без участия надмировых сил. Естеств. характер носят, по Г., и законы общества, к-рые он рассматривал во 2-й части труда. Развитие народов составляет единую цепь, где каждое звено необходимо связано с предшествующим и последующим, носит поступат. характер и направлено к высшему состоянию - гуманности. Подвергая критике географич. детерминизм Монтескьё, Г. все же признавал значение внешних факторов, но первенствующую роль в обществ. развитии отводил внутр. генетич. силам, природа к-рых была ему неясна. Общество он рассматривал как органич. систему индивидов, вне к-рой индивид - ничто; "Человек рожден для общества" - любимый афоризм Г. Определяющее значение в жизни общества имеет, по Г., культура, сплачивающая людей воедино; культура - результат и одновременно стимул развития общества; важнейшие ее элементы - язык, наука, ремесло, иск-во, семейные отношения, религия, гос-во. У Г. можно найти догадки об определяющей роли производств. деятельности (ремесла) и науки в обществ. развитии (Herders Werke, Weimar, 1957, Bd 5, S. 95-96), но в конечном итоге он оставался в пределах идеалистич. взгляда на историю. Самый древний элемент культуры он видел в религии, возникшей естеств. путем как следствие слабости людей перед лицом природы. Гос-во Г. определял как машину, появившуюся вследствии захватнич. войн; в дальнейшем гос-во должно исчезнуть (см. Sämtliche Werke, Bd 13, В., 1887, S. 452-54). Отмечал Г. и несовпадение конкретных целей и конечных результатов деятельности людей. В 3-й и 4-й частях книги Г. применял сформулированные им принципы обществ. развития к анализу истории человечества, к-рый доводил до 14 в., уделяя значит. внимание странам Востока - Китаю, Индии и др. В этом же соч. Г. высказал свои симпатии к славянству (см. тамже, Bd 14, В., 1909, S. 277-80), что в дальнейшем нашло широкий отклик у деятелей слав. возрождения 19 в.

Политич. убеждения Г. выражали интересы нем. бюргерства и носили демократич. характер. К франц. бурж. революции 18 в. относился сочувственно, не приняв, однако, якобинской диктатуры. В "Письмах для поощрения гуманизма" ("Briefe zur Beförderung der Humanität", 1793-97) он вслед за Лессингом отстаивал идею нац. единства Германии, выступал противником нац. угнетения, колониальных войн и порабощения отсталых народов.

В последние годы жизни Г. вел резкую полемику против агностицизма и дуализма Канта с позиций эмпиризма, вплотную приближающегося к материализму ("Метакритика критики чистого разума" - "Metakritik zur Kritik der reinen Vernunft", 1799). Г. показывал объективность времени и пространства и опытное происхождение наших знаний, но он не понял элементов диалектики в философии Канта. В работе "Каллигона" ("Kalligone", Tl 1-3, 1800) Г. подверг критике кантианское понимание иск-ва как "незаинтересованного созерцания", "целесообразности без целей". Г. утверждал, что прекрасное имеет объективную основу, указывал на связь между красотой и пользой, иск-вом и познанием, высказал догадки о происхождении иск-ва в процессе практич. деятельности людей (см. "Kalligone", Weimar, 1955, S. 95-99).

Произведения Г. оказали значит. влияние на духовную жизнь Европы конца 18 - нач. 19 вв. Под их воздействием формировалось мировоззрение Гёте, с идеями Г. был знаком Радищев. Идеи Г. получили дальнейшее развитие в творчестве Гегеля и Фейербаха. Однако к 40-м гг. 19 в. Г. как философ был почти забыт. Возрождение интереса к философии Г. возникает лишь в конце 19 в. Для бурж. историографии (Дильтей) характерно истолкование пантеизма Г. в духе совр. философии жизни. Марксисты (Ф. Меринг) подвергли критике извращенную трактовку Г. бурж. авторами и дали правильное освещение его идей. Творчеству Г. уделяет большое внимание филос. общественность ГДР.

Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1-33, В., 1877-1913; Metakritik zur Kritik der reinen Vernunft, В., 1955; Kalligone, Weimar, 1955; Herders Werke, Bd 1-5, Weimar, 1957; Briefe, Weimar, 1959; Соч. в рус. пер. - Избр. соч., M.-Л., 1959. Лит.: Меринг Ф., Иоган Готфрид Гердер. в его кн.: Легенда о Лессинге. Литературно-критические статьи, т. 1, [М.-Л.], 1934, с. 509-21; Асмус В. Ф., Маркс и буржуазный историзм, М.-Л., 1933; История философии, т. 2, М., 1957, с. 20 - 21; Гулыга Α., Материалистические тенденции в немецкой философии XVIII века, "Вопр. философии", 1957, No 4; его же, Гердер как критик эстетической теории Канта, там же, 1958, No 9; его же, О роли Гердера в формировании передовой немецкой идеологии, в кн.: Ив истории Германии нового и новейшего времени, М., 1958, с. 3-31; его же, Проблемы культуры в философии истории Гердера, "Вестн. истории мировой культуры", 1958, No 3; Рейман П., Основные течения в немецкой литературе 1750-1848, пер. с нем., М., 1959 (см. Именной указатель); Гайм Р., Гердер, его жизнь и сочинения, т. 1-2, М., 1888; Герье В. И., Философия истории Гердера, "Вопросы филос. и психол.", 1896, кн. 2- 3; Πыпин Α., Гердер, "Вестник Европы", 1890, No 3-4; Dоbbek W., Johann Gottfried Herder, Weimar, 1950; Clark R. T., Herder. His life and thought, Berk. - Los Angeles, 1955; Herder-Bibliographie 1916-1953, в кн.: Im Geiste Herders. Gesammelte Aufsätze, hrsg. von E. Keyser, Kitzingen a/M., 1953, S. 268-305; "Weimarer Beiträge", Weimar, 1955, I/II; 1956, Ι, IIΙ; 1957, II, IV.

А. Гулыга. Москва.

В начало энциклопедии