Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ОЩУЩЕНИЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОЩУЩЕНИЕ

ОЩУЩЕНИЕ - исходный, простейший элемент процесса отражения, элементарный результат воздействия внешнего мира на органы чувств. Проблема О. рассматривалась уже в антич. философии. Эмпедокл, а за ним Демокрит и Эпикур говорили об "истечениях" (у Демокрита - "эйдосы"), отделяющихся от вещей и действующих на органы чувств. У Платона О. понималось как нечто связывающее душу с миром идей. Стоики полагали, что О. представляют собой впечатления, получаемые от вещей внешнего мира. В новое время проблему О. рассматривали Ф. Бэкон, высказавший, в частности, верное положение о зависимости цвета от света (позднее это экспериментально доказал Ньютон), и Локк, к-рый ввел различение всех воспринимаемых св-в вещей на первичные качества и вторичные качества и заложил основу для различения О. и восприятия (Т. Рид). Беркли указал на связь зрит. и осязат. О., связь между видимой величиной предметов и расстоянием до них, а его идея о minimum visibile предвосхитила понятие порога О. Однако данное им филос. истолкование О. носило субъективно-идеалистич. характер. В нем. классич. философии проблема О. рассматривалась мало в связи с общей направленностью в сторону рационализма и недооценкой чувств. ступени познания. Субъективно-идеалистич. концепцию О. как "элементов" мира возродил в новейшее время эмпириокритицизм, подвергнутый материалистич. критике Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм".

Диалектич. материализм рассматривает О. как единств. источник знаний человека о мире, как "субъективный образ объективного мира" (см. В. И. Ленин, Соч., т. 14, с. 106). Всякое познание, в т.ч. научное, в конечном счете основывается на О. На базе О. строятся восприятия и представления, к-рые, в свою очередь, служат материалом для образования понятий. Диалектико-материалистич. концепция О. опирается на данные совр. естеств.-науч. анализа О.

С середины 19 в. О. становятся предметом изучения ряда естеств. наук (психологии, физиологии, психофизики и др.), к-рые стремятся раскрыть механизмы О. и роль О. в ориентировочной деятельности животных и человека. В естеств.-науч. анализе О. рассматриваются как формы непосредств. информации организма о состоянии внешней и внутр. среды. В зависимости от источника информации строится и: классификация О. (экстерорецепция, интерорецепция, проприорецепция). Совокупность всех возможных О. к.-л. вида называется м о д а л ь н о с т ь ю; О. различных модальностей не сравнимы между собой. Механизмы О. рассматриваются психофизикой, создателями к-рой явились Э. Вебер (1795-1878) и Г. Фехнер (1801-87). Психофизика изучает зависимость О. и-др. сенсорных реакций от действия внешних раздражителей. Минимальная интенсивность действия раздражителя, необходимая для создания О., называется нижним абсолютным порогом. Существует и верхний порог чувствительности - такая величина интенсивности раздражения, при к-рой вместо О. той или иной модальности возникают болевые О. Психофизика фиксирует также пороги различения - такие соотношения величин интенсивности двух раздражителей, при к-рых возникают различия в О. Связь чувствительности с интенсивностью действия раздражителя подчиняется осн. психофизич. закону Вебера-Фехнера, согласно к-рому чувствительность органов чувств растет в арифметич. прогрессии, при росте интенсивности действия раздражителей - в геометрической. Этот закон верен лишь для средних значений интенсивности раздражителей, т.к. пороги могут изменяться в зависимости от условий. Закон показывает, что для воспринимающего субъекта наибольшее значение имеет отношение между раздражителями, а не их абсолютная величина. Данные психофизики нередко служили для идеалистич. филос. выводов (напр., в "физиологическом идеализме").

Поскольку среда обитания организма гетерогенна и потому питат. вещества распределены в ней неравномерно, у организмов в процессе эволюции выработалась способность реагировать на такие свойства факторов среды, к-рые сами по себе не имеют биологич. значения, но находятся в определ. связи с веществами, непосредственно участвующими в обмене. Результатом такой реакции является не непосредственное ответное действие, направленное на внешний объект, а нек-рое внутр. состояние организма - О., выступающее в роли "представителя" этого объекта, сигнала о нем. Напр., внешняя форма молекулы химич. вещества, сама по себе безразличная организму, вызывает О. определ. запаха, сигнализирующего о необходимом питат. веществе.

Физиологич. механизмом возникновения О. является анализатор. Специфика и степень развития анализаторов у различных биологич. видов детерминирована условиями среды и потребностями организма. То же относится и к диапазону воспринимаемых свойств раздражителя. Напр., теплокровные животные не воспринимают инфракрасных лучей потому, что их глаза были бы ослеплены собств. тепловым излучением глаза. С т.зр. информационной пропускной способности у человека на первом месте стоят зрение и осязание, затем идут слух, вкус, обоняние и органич. О.

Для понимания специфически человеч. О. и их роли в процессе познания необходимо учитывать не только высокое развитие и сложное строение анализаторов у человека, но прежде всего тот факт, что "...ч у в с т в а общественного человека суть иные, чем чувства у необщественного человека" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произв., 1956, с. 593). Это значит, что формирование свойств, человеку аппарата О. происходит в решающей степени под воздействием социальных факторов и условий и, в свою очередь, О. человека служат не только и не столько биологическим потребностям, сколько специфически социальным.

Что касается отношения О. к предметам внешнего мира (в смысле сходства и различия), то здесь возможны две постановки вопроса. Одна из них совпадает с поставленной Демокритом и Локком проблемой первичных и вторичных качеств. Другая постановка вопроса, свойственная совр. теории познания, состоит в установлении функциональной связи между О. и их физико-химич. внешними причинами. Согласно эксперимент. данным, эта связь является гомоморфной, в частности одномногозначной: одному и тому же О. могут соответствовать разные св-ва предметов объективного мира (напр., О. белого цвета вызывается действием на глаз смеси электромагнитных волн всех длин видимого спектра, а также любой пары дополнит. цветов - красного и сине-зеленого, желтого и фиолетового). Из этих же данных можно получить косвенный ответ на вопрос о характере "вторичных качеств". По-видимому, нельзя рассматривать белый цвет как объективно присущий электромагнитной волне, ибо нет такой волны, к-рой он мог бы быть присущ. Если же считать цвет присущим не волне, а самому предмету, то неясно, как быть с черным цветом: причина его - отсутствие к.-л. электромагнитных волн, поэтому волна не может передать нам информацию о черном цвете, "присущем" самому предмету. Если даже все предметы, имеющие одинаковую окраску, объективно содержат в себе нек-рое общее свойство, то отсюда еще не следует, что оно красное, зеленое и т.п. Тем не менее ряд исследователей считает цвет (как и др. вторичные качества) физич. св-вом тела, заключающимся в поглощении одной части спектра и отражении другой.

Отношение О. к св-вам предметов объективного мира определяет его роль в процессе познания. Отд. О. выполняет функцию сигнала (цвет сигнализирует о температуре раскаленного тела). С др. стороны, О. выступают как элементы восприятия, причем связь между О. в составе восприятия в принципе изоморфна связи отдельных макроэлементов материального предмета. Такая природа связи О. в составе восприятия и позволяет им быть исходными данными для познания.

Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Гельмгольц Г., Филос. и науч. исследование зрения, СПБ, 1896; Кравков С. В., Цветовое зрение, М., 1951; Сеченов И. М., Избр. произв., М., 1953; Гуртовой Г. К. и Спиркин А. Г., Вопросы психофизиологии и ленинская теория отражения, в сб.: Филос. записки, т. 5, М.-Л., 1955; Ананьев Б. Г., Теория О., Л., 1961; Вавилов С. И., Глаз и солнце, М., 1961; Ведин Ю. П., Роль О. и восприятий в процессе познания, Рига, 1964; Георгиев Ф. И. [и др.], Чувств, познание, [М.], 1965; Fechner G. Т., Elemente der Psychophysik, 3 Aufl., TI 1-2, Lpz., 1907; Boring E.G., Sensation and perception In the history of experimental psychology, N. Y.-L., [1942]; Piéron H., La sensation, P., 1953; его же, Aux sources de la connaissance. La sensation guide de vie, 3 éd., [P., 1955]; Cackowski Z., Treść poznawcza wrażeń zmysłowych, [Warsz.], 1962.

В. Дубовской. Москва.

В начало энциклопедии