Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (от нем. Gestalt - образ, структура, целостная форма) - одно из направлений идеалистич. психологии, возникшее в Германии в 1-й четверти 20 в. и выдвинувшее в качестве осн. объясняющего принципа психологии целостное объединение элементов психич. жизни, несводимое к сумме составляющих, - "гештальт". Филос. основой Г. послужили феноменология Гуссерля, махизм, а также т.н. "философия формы", получившая свое развитие в конце 20-х гг. в работах Г. Фридмана о "морфологическом идеализме". Теория Г. тесно связана также с идеалистич. трактовкой эстетики изобразит. иск-ва (А. Гильдебранд). Подобно другим развившимся в то время направлениям психологии (вюрцбургской школе мышления, лейпцигской школе целостной психологии, бихевиоризму), возникновение Г. явилось реакцией на ассоцианизм (см. Ассоциативная психология) и в какой-то мере на "физиологическую" психологию и способствовало усилению наметившейся тогда дезинтеграции бурж. психологии (начало т.н. кризиса психологии). Приобретавшая все большее распространение идея целостности реализовалась в Г. как целостность динамич. ситуации и ее формальной структуры. Понятие "гештальт" было введено Эренфельсом в 1890 при исследовании им зрит. восприятий. Распространив его впоследствии на др. виды восприятий, Эренфельс вкладывал в него след. содержание: если дается нек-рая последовательность, допустим, слуховых раздражений (тонов), то они воспринимаются не просто как множественность не связанных друг с другом звуков, а как мелодия, представляющая собой определ. структуру, "гештальт" этих звуков. По мнению Эренфельса, специфичность гештальта выражается прежде всего тем, что ему присуще свойство переноса: мелодия остается при переводе из одной тональности в другую, гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения и окраски последнего и т.д. Однако сам Эренфельс не развил теории Г.; начало ее обычно связывают с появлением работы Вертхеймера (1912), в к-рой уже прямо ставилось под сомнение наличие отд. элементов в акте восприятия. Непосредственно после этого и в особенности в 20-х гг. складывается т.н. берлинская школа Г., представители к-рой Кёлер, Вертхеймер, Коффка, Левин провели ряд плодотворных экспериментальных исследований восприятия. Г. оказала значительное влияние на др. науки, в частности на структурную лингвистику.

Берлинская школа Г. просуществовала до 30-х гг., когда значит, часть ее представителей эмигрировала из Германии. Эволюция Г. пошла по пути расширения понятия "гештальт", его универсализации и выхода не только за пределы восприятия [в область мышления и памяти - Коффка, Кёлер, Вертхеймер, Дункер (т.н. "продуктивное мышление")], чувств и потребностей (Левин), психологии развития (Коффка), психофизиология, проблемы (Кёлер), но и за пределы собственно психологии - в область теоретич. физики и физиологии (Кёлер) и даже экономич. отношений (Вертхеймер). Наряду с этим понятие "гештальт" под влиянием развития теории обучения претерпевает определ. изменения в плане слияния его с понятием динамизма, согласно к-рому течение психо-физич. процессов определяется внутренне замкнутыми отношениями (Кёлер, Левин). Как осн. положение об изначальности гештальта, так и др. теоретич. положения Г. были подвергнуты резкой критике мн. психологами и физиологами, напр. И. Павловым, Л. Выготским. В наст. время, несмотря на значит. снижение роли Г., ряд зарубежных психологов стремится использовать ее положение при установлении общих закономерностей восприятия и мышления. Так, напр., А. Мишотт установил, что понятие физич. причинности, по крайней мере в ее механич. форме, феноменалистически наличествует в самом акте восприятия и допускает истолкование в понятиях Г. Школа "генетической эпистемологии" (Ж. Пиаже) стремится использовать результаты работ Г. для обоснования "операциональных" и "формальных" структур мышления. При этом понятия Г. подвергаются существ. переработке.

Лит.: Келер В., Исследование интеллекта человекоподобных обезьян, пер. с нем., М., 1930; Коффка К., Основы психологического развития, пер. с нем., М.-Л., 1934; Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед, [под ред. Л. А. Орбели], т. 2, М.-Л., 1949; Выготский Л. С., Избр. психологические исследования. Мышление и речь, М., 1956; Wertheimer M., Experimentelle Studien über das Sehen von Bewegung, "Z. Psychol, und Physiol. Sinnesorgane", Lpz., Abtl. l, Bd 61, H. 3-4, 1910-11, S. 161-265; Köhler W., Die physischen Gestalten in Ruhe und im stationären Zustand, Braunschweig, 1920; Ehrenfels Ch., Über "Gestaltqualitäten", "Vierteljahrschr. wiss. Philos.", Lpz., 1890, Jg 14, H. 3, S. 249-92; Müller G., Komplextheorie und Gestalttheorie, Göttingen, 1923; Wertheimer M., Über Gestalttheorie. Erlangen, 1925; его же, Gestalt theory, "Social Res.", N. Y., 1944, v. 11, No 1, p. 78-99; его же. Productive thinking, N. Y.-L., 1945; Heidbreder E., Seven psychologies, L., 1933; Koffka K., Principles of gestalt psychology, N. Y., 1935; Köhler W., Gestalt psychology. An introduction to new concepts in modern psychology, N. Y., 1947.

M. Роговин. Москва.

В начало энциклопедии