Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (греч., букв. - учение о феноменах) - филос. дисциплина, а позднее филос. направление, задачи к-рого: 1) освободить филос. мышление от натуралистич.объективистских установок, 2) конституировать спец. область спекулятивного знания - рефлексию сознания о своих актах и о данном в них содержании, 3) выявить с помощью определ. методологич. средств (редукции, рефлексии) изнач. основы культуры. В истории философии предмет Ф. трактовался различным образом: сначала Ф. понималась как пропедевтика к логике и онтологии, позднее Ф. выступает в качестве онтологии.

Ф. - наука о предметах опыта - так определяются задачи Ф. у И. Ламберта (1728-77). Ф. анализирует явления, вскрывает иллюзии в чувств. познании, выполняет функции его критики. Кант видит в Ф. пропедевтич. негативную науку, исследующую принципы чувственности (см. Письма к И. Ламберту от 2 сент. 1770 и М. Герцу от 21 февр. 1772). Сама идея критики чистого разума может быть понята как определ. рода Ф., поскольку она исследует пределы чувственности, разграничивая феномен и ноумен, трансцендентальное и эмпирич. применение рассудка. В "Метафизич. началах естествознания" Кант истолковывает Ф. как учение о природных явлениях, ставших предметом опыта, т.е. рассматриваемых "...лишь в отношении к способу представления [их] или к [их] м о д а л ь н о с т и..." (Соч., т. 6, М., 1966, с. 66). Эта трактовка является центральной у Я. Фриза, для к-рого Ф. - часть натурфилософии, а ее предмет - анализ того способа, каким вещи даны в представлении и восприятии.

Развитие нем. классич. идеализма привело к изменению трактовки Ф., к-рая понимается как учение о становлении знания. Этот мотив уже налицо у Фихте (см. "Факты сознания"). Для Гегеля Ф. - это филос. дисциплина, показывающая становление философии и имеющая своей задачей генетико-историч. исследование форм сознания; это также способ обоснования чистого филос. знания и одновременно путь критич. очищения обыденного сознания. В "Философии духа" (в "Энциклопедии филос. наук") Ф. выступает в иной трактовке: она занимает место между антропологией и психологией, будучи уже статически-системным изложением наличных форм сознания.

Кризис нем. классич. идеализма приводит к тому, что обоснование философии ищется на путях психологии. 2-я пол. 19 в. проходит под знаком психологизации теории познания (исключение составляют неокантианские школы). Это находит выражение и в понимании Ф. как части психологии (Гамильтон) или как специфической, но все-таки психологич. дисциплины (Лацарус). Трактовка Ф. как части психологии осуществляется и Ф. Брентано, для к-рого Ф., в отличие от объясняющей психологии, должна описывать и классифицировать психич. феномены: представление, суждение и душевные движения. Для Ф. перспективной оказалась идея Брентано об интенциональности психич. актов. Линия психологич. трактовки Ф. продолжена и Штумпфом, к-рый расчленил явление и функцию психич. актов. Большое значение для Ф. имели идеи Мейнонга: рассмотрение познания как переживания, тезис о коррелятивности предметов сознания и анализ предметов в соответствии с типом переживаний, мысль о самоочевидности внутр. опыта и др.

Принципы Ф. как специфич. филос. направления были сформулированы Гуссерлем. Если в своей первонач. форме Ф. была близка к общей антиметафизич. установке, к радик. эмпиризму и позитивизму, то позднее (после 1-й мировой войны) она все больше и больше теряет методологич.-гносеологич. функции, принимая на себя собственно метафизич. миссию. Осн. пафос Гуссерля - критика натуралистич. объективизма, с одной стороны, и скептич. релятивизма (историзма) - с другой. Гуссерль стремится преодолеть общее умонастроение скептицизма, охватившее Европу и нашедшее выражение и в филос. концепциях (напр., у Шпенглера или в философии жизни Дильтея), и ставит задачу найти обоснование культуры и в т.ч. науки, т.е. - абс. опыт. Для этого Ф. обращается к изначальной интеллектуальной интуиции. Ф., по словам Гуссерля, это филос. "археология", ищущая сокрытый и утерянный смысл.

В соответствии с тем, как Гуссерль понимает изнач. опыт, можно вычленить четыре этапа и соответственно типа Ф.

В д е с к р и п т и в н о й Ф. выдвигается лозунг "К самим предметам!" и дается трактовка феномена не как противопоставленного "вещи в себе", но как открытого самообнаруживающегося бытия. "Следует... брать феномены так, как они даются, то есть как вот это текучее сознание..., мышление, явление, каковыми они и являются..." ("Философия как строгая наука", см. "Логос", 1911, кн. 1, с. 27). Ф. не только не допускает непознаваемого остатка в виде "вещи в себе", но требует преодоления опосредов. отношения к бытию и непредубежденного описания самоданности бытия (что еще резче выразил Шелер).

Ф. (в духе картезианства с его самоочевидностью самопознания) ориентирует философию на рефлексию о переживаниях, к-рые обладают подлинной очевидностью и достоверностью - о непосредств. переживаниях и коррелятивных им предметах. В качестве самоданности Ф. рассматривает априорную структуру сознания в его слитости с бытием, что выражается в интенциональности. (Если первоначально интенциональность сознания понимается Гуссерлем как направленность сознания на что-то, то в дальнейшем особое внимание уделяется активно функционирующей, конституирующей предметность интенцио- нальности, понятой как непрерывное трансцендирование.) Анти-натуралистич. тенденция Ф. выражается в том, что она определяется не как эмпирич. наука, а как априорная, к-рая имеет дело "...с чистыми принципами всякой нормировки..." (там же, с. 10). Различая эмпирич. созерцание, направленное на фактический индивидуальный мир, и эйдетич. созерцание, постигающее сущности, Гуссерль укореняет изнач. опыт в мире идеальных сущностей, понимаемых им вначале в духе платонизма (см. "Husserliana", Bd 3, Haag, 1950, S. 14) (э й д е т и ч е с к а я Φ.). Β отличие от "естеств. установки", феноменологич. установка с помощью т.н. феноменологической р е д у к ц и и, или э п о х é - ἐποχή, стремится исключить все нерефлективные утверждения о бытии, все натурально-вещные установки, объективно-мыслит. формы, приобретшие социально-идеологич. статус (см. тамже, S. 68, а также, Bd 1, Haag, 1950, S. 59). С помощью эпохé сознание должно возвратиться к изнач. опыту. Т.о., Ф. означает поворот филос. мышления от объекта к субъекту, к рефлективному анализу самодеятельности сознания, а лозунг "К самим предметам!" оказывается призывом возвратиться от объективной реальности к интенциональной жизни сознания. Этот тип редукции приняла в качестве осн. принципа группа феноменологов, объединившихся вокруг Гуссерля в Гёттингене и распространивших Ф. на новые области: Шелер и Д. Хильдебранд на этику, А. Рейнах - на гражд. право, Ингарден - на эстетику, X. Конрад-Мартиус - на проблемы онтологии.

Однако сам Гуссерль, не удовлетворяясь позицией очевидности самосознания, пытается выявить содержание, мыслимое в психич. актах, и стремится понять интенцион. жизнь сознания как смыслополагание. Это находит выражение в переходе Гуссерля на позиции т р а н с ц е н д е н т а л ь н о й Ф.: вслед за Кантом Гуссерль теперь пытается обосновать изнач. опыт через понятие "трансцендентального субъекта", т.е. обобщенного, интерсубъективного мира общезначимых истин, возвышающегося над эмпирически-психологич. сознанием и наполняющего его смыслом. Коррелятивный анализ познаваемого и процесса познания осуществляется здесь в понятиях ноэмы (познаваемого содержания, многообразия предметных значений) и ноэзиса (интенционального познавательного акта, формирующего предданный материал). Ф. не ограничивается рефлексией о психич. актах, ее гл. существо - в развертывании ноэматич. рефлексии, т.е. в раскрытии тех способов, каким предмет полагаем в мысли. На этом этапе развития Ф. внимание обращено на объективно-предметное содержание различных психич. актов. В связи с этим Гуссерль осознает необходимость построения "материальной" онтологии, анализирующей условия мыслимости той или иной опытной науки, изучающей различные формы бытия (природы, человека и истории), и формальной, к-рая возвышается над первой и выявляет априорные предпосылки мыслимости предмета вообще. Переход от эйдетической к трансцендентальной Ф., к трансцендентальной субъективности - к трансцендентальному субъекту, представляется Гуссерлем как углубление анализа интенцион. жизни сознания, выявление более глубоких слоев его имманентной активности.

С переходом на позиции трансцендентализма Гуссерль рассматривает бытие уже не как имманентную данность бытия для сознания, но как конституируемое, формируемое трансцендентальным субъектом. Гуссерль теперь понимает Ф. как рефлексию об интенционально-конститутивной жизни трансцендентального сознания (см. тамже, Bd 1, S. 118-19). Понятие трансцендентального субъекта ставит перед Гуссерлем проблему генезиса объективности в трансцендентальном субъекте, с к-рой столкнулась нем. классич. философия, самой логикой развития проблемы вынужденная перейти от трансцендент. идеализма Канта к объективному идеализму. Гуссерль, понимая необходимость нахождения в субъективности объективного содержания, переходит в конце концов на позиции а б с о л ю т н о й Ф.

Здесь по существу в качестве такого изнач. опыта выступает культура, смысловую основу к-рой он видит в "жизненном мире". В последний период Гуссерль осуществляет переход на позиции историч. трактовки абс. опыта, ибо "жизненный мир" понимается как "универсальное поле различных форм практики", как те допредикативные, дорефлективные структуры, к-рые оказываются атмосферой и почвой всякой теоретич. и внетеоретич. деятельности. Этот переход на позиции имманентного истолкования абс. опыта разл. образом интерпретируется в совр. бурж. философии и, в частности, как сближение с философией жизни и экзистенциализмом. "Кризис европ. наук" Гуссерль связывает с натуралистическо- объективистским мировосприятием и абсолютизацией натуралистич. форм деятельности. Гуссерль рассматривает филос. рефлексию - феноменологич. редукцию - не только в качестве способа осознания фундаментальных основ культуры (в т.ч. науч. знания), т.е. первичных интенций, определяющих значения "жизненного мира", но и как средство преобразования его в истинный мир, в центре к-рого будет находиться человек: "Философское познание создает не только особые результаты, но и человеческую установку, которая тотчас же вторгается во всю остальную практическую жизнь ... Оно формирует новое задушевное сообщество между людьми, мы могли бы сказать сообщество чисто идеальных интересов между людьми, которые живут философией, связаны незабвенно идеями, которые не только полезны всем, но идентично освоены всеми" ("Husserliana", Bd 6, Haag, 1954, S. 334).

Развитая Гуссерлем Ф. стала истоком ряда новых направлений филос. поисков в совр. зап. философии. При этом посылки Ф., разработанные Гуссерлем, существенно модифицировались. В целом наибольшее влияние Ф. получила в иррационалистической форме в экзистенциалистских течениях. Среди них наиболее известны: интерпретация Ф. как онтологии с попыткой поставить на место трансцендентального субъекта существование (Хайдеггер), Ф. восприятия (Мерло-Понти), экзистенциально-феноменологич. онтология (Сартр), феноменологич. эстетика (М. Дюфренн), амер. натуралистич. Ф. (Фарбер), нидерландская католич. школа Ф. (Ван Бреда и др.). Иррацион. трактовка Ф. (в частности, Хайдеггера) встретила со стороны Гуссерля и его учеников Э. Финка и Л. Ландгребе решит. возражения. В рус. философии принципы Ф. защищались Шпетом. Феноменологич. метод был воспринят рядом специально-науч. дисциплин, таких, как психиатрия (Ясперс, Л. Бинсвангер и др.), социология (Фиркандт, Т. Гейгер, Литт, А. Шютц, М. Натансон и др.), литературоведение и эстетика (Ингарден и др.). Центральным органом феноменологич. философии является журн. "Philosophy and Phenomenological Research" [Buffalo (Ν.Υ.) с 1940].

Лит.: Шпет Г., Явление и смысл, М., 1914; Давыдов Ю. Н., Борьба вокруг "Феноменологии духа" в совр. бурж. философии", "ВФ", 1959, No 2; Какабадзе З. М., Проблема "экзистенциального кризиса" и трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля, Тб., 1966; Гайденко П. П., Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансценденции, в сб.: Совр. экзистенциализм, М., 1966; Мотрошилова Н. В., Принципы и противоречия феноменологич. философии, М., 1968; Heidegger M., Sein und Zeit, 8 Aufl., Tübingen, 1957; Scheler M., Schriften aus dem Nachlass, 2 Aufl., Bd 1, Bern, [1957]; Merleau-Ponty M., Les sciences de l'homme et la phénoménologie, P., [1958]; Spiegelberg H., The phenomenological movement. A historical introduction, v. 1-2, The Hague, 1960; Brand G., Husserl-Literatur und Husserl, "Philosophische Rundschau", 1960, Jg S, H. 4: Sсhutz Α., Collected papers, [v.] 1-3, The Hague, 1962; Farber M., The foundation of phenomenology, N..Y., 1962; его же, The aims of phenomenology, N.Y., [1966]; Landgrebe L., Der Weg der Phänomenologie, [Gütersloh, 1963]; Strasser S., Phänomenologie und Erfahrungswissenschaft vom Menschen, В., 1964; Fink E., Studien zur Phänomenologie, 's-Graven-hage, 1966; Beiträge zur Deutung der Phänomenologie des Geistes, Bonn, 1966 ("Hegel-Studien", Beiheft 3).

Библ.: "Revue internationale de Philosophie", 1939, No 2, p. 374-97; 1965, fasc. 1-2, No 71-72; Εley L., Husserl-Bibliographie, "Ζ. philos. Forschung", 1959, Bd 13, H. 2.

A. Огурцов. Москва.

В начало энциклопедии