Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАН"-"ЛЕВ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАН"-"ЛЕВ")

ЛАНДГРЕБЕ

ЛА́НДГРЕБЕ (Landgrebe), Людвиг (р. 9 марта 1902) - нем. философ-идеалист, последователь феноменологии Э. Гуссерля, его ассистент (1923-30), один из издателей Архива Гуссерля. Л. сближает феноменологию Гуссерля с философией Хейдеггера. Активный противник марксизма. По Л., осн. проблема всей европ. философии - проблема свободы человека. Свободу Л. понимает как такое состояние, при к-ром "человек не признает никакой другой зависимости, кроме зависимости, оправданной его мышлением" ("Marxismusstudien", 1 Folge, Tübingen, 1954, S. 43). Понимание процесса познания как отношения субъекта к объекту, характерное, по мнению Л., для всей европ. философии нового времени, он называет субъективизмом, а саму эту философию - "метафизикой субъективности". С этой т. зр. Л. объявляет марксизм таким выражением "метафизического субъективизма", когда объект рассматривается якобы лишь как пассивный, пластич. материал человеч. деятельности, труда.

В своей философии, осн. принципом к-рой является идеалистически понимаемое единство субъекта и объекта [причем бытие для Л. лишь "коррелат сознания" (см. "Philosophie der Gegenwart", В., 1957, S. 34) ], Л. опирается на субъективный идеализм позднего Гуссерля и приближается к иррационализму, отвергающему науч. философию.

Соч.: W. Diltheys Theorie der Geistwissenschaften, Halle, 1928; Nennfunktion und Wortbedeutung, Halle, 1934; Was bedeutet uns heute Philosophie?, Hamb., 1948, 2 Aufl., 1954; Phänomenologie und Metaphysik, Hamb., 1949; Hegel und Marx, в кн.: Marxismusstudien, 1 Folge, Tübingen, 1954; Philosophie der Gegenwart, В., 1958; Das Problem der Dialektik, там же, 3 Folge, Tübingen, 1960.

А. Огурцов. Москва.

ЛАНЖЕВЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАНФРАНК

ЛА́НФРАНК (Lanfranc) (p. ок. 1005 - ум. 24 или 28 мая 1089) - реакц. ср.-век. теолог, архиепископ Кентерберийский (с 1070); один из зачинателей ортодоксальной церк. схоластики, противопоставленной оппозиционным рационалистич. тенденциям филос. мысли 11 в. Род. в Павии (Италия). Основал в Нормандии (Франция) известную школу бенедиктинского монастыря Бек, из к-рой вышел ряд ортодоксальных схоластов, в т.ч. и ученик Л. - Ансельм Кентерберийский, Л. известен активной борьбой с проявлениями раннего номинализма. Он обрушился на попытки рационалистич. и сенсуалистич. истолкований церк. догмата пресуществления Беренгаром Турским, к-рого Л. преследовал на церк. соборах, и добился его осуждения.

Л. утверждал, в противовес Беренгару (см. "Трактат против Беренгара"- "De corpore et sanguine Domini", Migne, PL, t. 150, 1854), что диалектика (т.е. логич. рассуждение) не может считаться судьей в вопросах веры, но лишь вспомогательным средством для обоснования и разъяснения догматов религии.

Соч.: Opera quae supersunt omnia..., ed. J. A. Giles, v. 1-2, Oxf., 1844.

Лит.: Сидорова Η. Α., Очерки по истории ранней гор. культуры во Франции, М., 1953, с. 195, 253-54; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. средневек. философии, М., 1957, с. 32-33; Mасdоnald A. J., Lanfranc, a study of his life, work and writing, L., 1944; Southern R. W., Lanfranc of Bec and Berengar of Tours, в кн.: Studies in medieval history presented to F. Powicke, Oxf., 1948, p. 27-48.

С. Стам. Саратов.

ЛАО-ЦЗЫ

ЛАО-ЦЗЫ (Ли Эр) - др.-кит. философ, живший, согласно преданию, одновременно с Конфуцием (6-5 вв. до н.э.) или несколько раньше. Ему приписывается филос. трактат "Лао-цзы" (др. название - "Дао дэ цзин"), к-рый служит источником изучения филос. воззрений Л.-ц. Историки кит. философии высказывают различные мнения относительно времени жизни и взглядов Л.-ц. Окончательно еще не решен вопрос о том, какое отношение имеет трактат "Лао-цзы" к личности самого философа. Ряд ученых считает, что трактат написан в 4-3 вв. до н.э. и является плодом труда последователей философа. В трактате обосновывается направление, получившее назв. даосизма. Согласно этому учению, первоосновой мира является дао. Учение о дао переносится на природу и общество. В природе нет ничего постоянного и неизменного: все находится в движении, в процессе развития и изменения. Достигнув определ. степени развития, вещи переходят в свою противоположность: несчастье есть основа счастья, а счастье есть то, в чем заключено несчастье. В обществе все несчастья происходят из-за нарушения естеств. закона дао. Для того чтобы этот закон не нарушать, люди должны научиться находить удовлетворение в спокойствии, а не в действии. Отсюда проповедь фаталистич. теории "недеяния", лежащей в основе жизни общества. Все должно быть предоставлено самому себе. Ожесточенная борьба между различными обществ. группами вызвана развитием цивилизации; по мнению Л.-ц., необходимо возвратиться к первобытному обществу, где пет классового угнетения, войн, а каждый человек находит удовлетворение в простой, естеств. жизни.

В совр. науке существует две т. зр. по вопросу о том, является ли дао в учении Л.-ц. материальным или духовным началом. Нек-рые полагают, что дао у Л.-ц., с одной стороны, означает материальную первооснову, к-рую нельзя ни увидеть, ни услышать, ни ощупать, а с другой - всеобщий естеств. закон самих вещей, исключающий вмешательство сверхъестеств. сил. Согласно этой т. зр., филос. идеи Л.-ц. в своей основе являются материалистическими. Другие полагают, что дао - это сверхъестеств. духовная первопричина вещей. Согласно этому толкованию, филос. идеи Л.-ц. идеалистичны в своей основе, хотя и содержат нек-рые материалистич. элементы.

Лит.: Конисси Д. П., "Тао-те-кинг" Лао си, "Вопр. филос. и психологии", 1894, май; Ρони де, Философия Лао-цзы, "Научное обозрение", 1900, No 5; его же, Мораль и политика по теории Лао-цзы, там же, 1902, No 2; Ян Xин-шун, Древнекит. философ Лао-цзы и его учение, М., 1950; История философии, т. 1, М., 1957, с. 64; Φань Вэнь-лань, Древняя история Китая, пер. с кит., М., 1958; Александров Г. Ф., История социологич. учений. Древний Восток, М., 1959, с. 197-215; Жэнь Цзи-юй, Лао-цзы цзиньи (Перевод "Лао-цзы" на совр. язык), Пекин, 1956; Хоу Вай-лу [и др. ], Чжунго сысян туниси (История кит. идеологии), т. 1, Пекин, 1957.

ЛАПЛАС

ЛАПЛАС (Laplace), Пьер Симон (23 марта 1749 - 5 марта 1827) - франц. ученый, сыгравший своими открытиями в области теоретич. астрономии, математики и физики выдающуюся роль в развитии естеств.-науч. взглядов на природу. Родился в местечке Бомон в семье нормандского крестьянина. Чл. Парижской АН (с 1785), председатель Палаты мер и весов, (с 1790). Осн. науч. наследие Л. представлено в "Трактате о небесной механике" ("Traité de mécanique céleste", v. 1-5 [1798/99-1825 ]), где изложены его открытия, позволяющие доказать, что закон всемирного тяготения Ньютона при учете взаимных возмущений планет полностью объясняет их наблюдаемое движение. В приложении к кн. "Изложение системы мира" ("Exposition du système du monde", v. 1-2, [1795/96 ]) Л. выступил со своей гипотезой о происхождении солнечной системы из "первичной" туманности, находившейся в медленном равномерном вращении и распространявшейся за пределы возникшей из нее позднее солнечной системы. В отличие от небулярной гипотезы Канта, Л. рассматривал только солнечную систему, не касаясь более общего вопроса о происхождении звездных систем. Гипотеза Л., получившая в середине 19 в. математич. подтверждение, сохраняла свое значение до начала 20 в. Однако материалистич. основы ее построения определили непреходящую роль гипотезы Л. в развитии космогонии и естественнонауч. картины мира (см. Космогония).

Большое значение для науки имели труды Л. по математич. теории вероятностей, созданной в значит. мере самим Л. В качестве введения к одному из изданий "Аналитической теории вероятностей" ("Théorie analytique des probabilités", 1812) Л. предпослал "Опыт философии теории вероятностей" ("Essai philosophique sur les probabilités", 1814), в к-ром развил принцип механич. детерминизма.

Естеств.-науч. взгляды Л. нашли свое отражение в его филос. убеждениях, близких к воззрениям франц. материалистов. Известен его ответ Наполеону I: когда последний спросил Л., почему он в своей небесной механике не отвел соответствующего места богу, ученый ответил, что при построении теории происхождения солнечной системы он не нуждался в гипотезе существования бога. Механистич. ограниченность его взглядов проявилась в попытке объяснить весь мир, в т.ч. физиологич., психич. и социальные явления, с. т. зр. механич. детерминизма. Свое понимание детерминизма Л. рассматривал как методологич. принцип построения всякой науки. Образец окончат. формы науч. познания Л. видел в небесной механике, Лапласовский детерминизм стал нарицат. обозначением механистич. методологии классич. Физики.

Соч.: Oeuvres complètes, v. 1-14, P., 1878-1912 в рус. пер. - Изложение системы мира, т. 1-2, СПБ, 1861 Опыт философии теории вероятностей, М., 1908.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 8; Андронов Α. Α., Лаплас, М., 1930; Воронцов-Вельяминов Б. Α., Лаплас, М., 1937.

В. Семенчёв. Москва.

ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ

Александр Сергеевич [15(27) янв. 1863 - 7 февр. 1919 ] - рус. бурж. историк и социолог. Окончил историко-филологич. фак-т Петерб. ун-та (1886); с 1890 - проф. этого ун-та; академик (с 1899). С 1887 до конца жизни вел семинар и читал лекции в Петерб. ун-те по методологии истории ("Методология истории", вып. 1-2, 1910-13; вып. 1, 1923). Вначале примыкал к юридич. школе в историографии ("Организация прямого обложения в Моск. гос-ве...", 1890), затем перешел на позиции неокантианства. В ст. "Осн. принципы социологич. доктрины О. Конта" (в сб. "Проблемы идеализма", 1902) подверг критике историко-социологич. идеи позитивизма контовского типа. Коренной недостаток концепции Конта Л.-Д. видел в отсутствии разработанной гносеологич. основы теории историч. знания. Такую основу Л.-Д. нашел в по-своему толкуемой теории познания баденской школы. Цель историч. знания, по Л.-Д., - в построении историч. действительности как "эволюционного целого", т.е. как совокупности явлений, покоящихся на психич. факторах. Сделать это с номотетической (т.е. "законополагающей", стремящейся к установлению закономерностей) т. зр. нельзя, ибо она не может учесть специфики историч. факта, под к-рым Л.-Д. понимал "...воздействие сознания данной индивидуальности (включая в нее и коллектив. - Ред.) на среду, в особенности на общественную среду" ("Методология истории", вып. 2, СПБ, 1913, с. 322). Ближе к истине, по Л.-Д., идиографический метод, к-рый стремится воспроизвести своеобразие фактов истории. Установление историч. роли события достигается отнесением его к ценности, т.е. к значению данного переживания, обладающему императивностью и абсолютностью. Отнесение к ценности (этической, эстетической и т.д.) характеризует событие как добро или зло, истину или ложь, красоту или безобразие. Недостаток идиографич. знания, по Л.-Д., состоит в недооценке категорий "целого" и "эволюции", без к-рых нельзя построить процесс историч. действительности, а также отказ от использования нек-рых др. общих понятий. Л.-Д. полагал, что историк, сознательно различая номотетич. и идиографич. точки зрения, "...может соединять их в своей исторической работе" (там же, вып. 1, СПБ, 1910, с. 291). Спец. историч. работы Л.-Д. представляют определенную науч. ценность.

Подробная библиография трудов Л.-Д. имеется в "Рус. историч. журнале" No 6 за 1920, посвященном Л.-Д.

Лит.: Райнов Т., О филос. взглядах и пед. приемах А. С. Л.-Д., "Ж. М-ва народного просвещения", 1915, Нов. серия, ч. 61, март; Пресняков А. Е., А. С. Лаппо-Данилевский, П., 1922; Покровский M. H., О книге акад. Л.-Д., "Под знаменем марксизма", 1923, No 4-5; Материалы для биографии А. С. Л.-Д., Л., 1929; Черепнин Л., А. С. Л.-Д. - бурж. историк и источниковед, "Вопр. истории", 1949, No 8 (имеется библиогр. трудов Л.-Д. и лит-ры о нем).

А. Поляков. Москва.

ЛАПУЖ

ЛАПУЖ (Lapouge), Жорж Ваше де (12 дек. 1854 - 20 февр. 1936) - франц. социолог, один из создателей расизма. Разделяя человечество на высшие расы (долихоцефалы - длинноголовые - арийская, или нордическая раса) и низшие (брахицефалы - короткоголовые), Л. утверждал, что "раса - основной фактор истории" ("Les sélections sociales", P., 1896, p. 68). Развитие цивилизации каждого народа, по Л., начинается, когда во главе его встают арийцы, составляющие господств. класс; с исчезновением арийских элементов цивилизация приходит в упадок. "...История различных народов сводится... к истории их евгенических элементов" (там же, р. 78). Применяя дарвинизм к обществу, Л. считал, что происходит военный, политич., религ., моральный, юридич. и экономич. "социальный отбор", к-рый ведет к постепенному уничтожению представителей высшей расы, поскольку они хуже приспособлены к среде - "закон быстрейшего уничтожения наиболее совершенных" (там же, р. 456). Теорию прогресса Л. считал иллюзией, т.к. в ходе цивилизации растрачивается необходимый для ее существования "евгенический капитал". Единств. выход Л. видел в евгенике, "систематическом отборе", сохраняющем высшую расу. Вместе с Гобино Л. оказал значит. влияние на формирование фашистской расовой теории.

Соч.: L'aryen; son rôle social, P., 1899; Race et milieu social, P., 1909.

Лит.: Ковалевский M., Совр. социологи, СПБ, 1905, с. 322-39; Ammon О., Histoire d'une idée. L'anthroposociologie, "Rev. Inernat. de Sociologie", 1898, v. 6, p. 145-81; Hankins F. H., The racial basis of civilisation, N. Y. - L., 1926, ch. 5; Sоrоkin P., Contemporary sociological theories, N. Y. - L., 1928, p. 234-44; 250-51; Соlоmbat J., La fin du monde civilisé, les propheties de V. de Lapouge, P., 1946.

В. Кузнецов. Москва.

ЛАПШИН

Иван Иванович (р. 1870) - рус. философ-идеалист и психолог, ученик А. Введенского, сторонник неокантианства. Преподавал логику в Александровском лицее, был проф. Петерб. ун-та. Д-р философии (с 1906). Белоэмигрант (с 1922). В отличие от зап.-европ. неокантианцев (напр., Когена), Л. допускал возможность обсуждения вопроса о приложимости законов мышления к "вещам в себе". Он утверждал, что вне опыта (в кантовском его понимании) законы мысли никакой силы не имеют. Законы формальной логики зависят, по Л., от форм интуиции. Противоречивость филос. взглядов Л. - своеобразное доказательство несостоятельности имманентной философии, к-рую он пытался защищать.

Соч.: Филос. значение психологич. воззрений Джэмса, в кн.: Джэмс У., Психология, пер. с англ. Лапшина, СПБ, 1896; Законы мышления и формы познания, СПБ, 1906; Проблема "чужого Я" в новейшей философии, СПБ, 1910; О вселенском чувстве, СПБ, 1911; Неокритицизм Шарля Ренувье, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 13, СПБ, 1914; Психология эмоцион. мышления Гейнриха Майера, там же, сб. 16; Гносеологич. исследования, вып. I - Логика отношений и силлогизм, П., 1917; Мистич. рационализм С. Л. Франка, "Мысль", 1922, No 3; Опровержение солипсизма, в сб.: Тр. рус. ученых за границей, вып. I, Отдел историко-филологич., Прага, 1923; Философия изобретения и изобретение в философии, [т. ] 1-2, 2 изд., Прага, 1924.

Лит.: Лосский Н. [О. ], И. Лапшин. Законы мышления и формы познания (рец.), "Вопр. филос. и психологии", 1907, кн. 88, май-июнь; Jakovenko В., Dejiny ruské filosofie, Praha, 1938, с. 284-89.

Л. Суворов. Москва.

ЛАРОШФУКО

ЛАРОШФУКО (La Rochefoucauld), Франсуа (15 дек. 1613 - 17 марта 1680) - франц. писатель и философ-моралист, один из руководителей Фронды.

Л. считал человека произведением природы, а личные интересы - двигателем его поступков. Характеризуя мораль феод. аристократии, он угадал общие черты морали, свойственные классовому обществу. Л. осуждал эту мораль, но считал, что она свойственна природе человека; отсюда его пессимизм. Свои взгляды он изложил в форме афоризмов в соч. "Максимы и моральные размышления" ("Réflexions ou sentences et maximes morales", 1665; рус. пер. 1959, вступит. ст. Т. Хатисовой), выдержавшем семь изданий при жизни автора; каждое из них дополнялось новыми афоризмами. Л. оказал влияние на Гельвеция. Маркс в письме к Энгельсу цитировал понравившиеся ему афоризмы Л. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 32, с. 261-62).

Соч.: Oeuvres complètes, t. 1-2, P., 1883-84, P., 1935; в рус. пер. - Дух изящнейших мнений..., М., 1788; Нравоучит. мысли герцога де-ла Рошефуко, пер. Е. Т. [Е. Татищевой ], М., 1798; Нравственные рассуждения герцога де-ла Рошефуко, пер. Д. Пименова, М., 1809; Мысли герцога де-ла Рошефуко, извлеченные из высшего познания мира и людей, пер. И. Барышникова, М., 1809; Мысли, изречения и поучения, СПБ, 1901; Избр. мысли Лабрюйера с прибавлением избранных афоризмов и максим Ларошфуко, Вовенарга и Монтескье, с предисл. Л. Н. Толстого, М., 1908.

Лит.: История франц. лит., т. 1, M.-Л., 1946, с. 449-454; Толстой Л. Н., Полн. собр. соч., т. 40, М., 1957, с. 217-18, 281; Вourdeau J., La Rochefoucauld, P., 1895; Grandsaignes d'Hauterive R., Le pessimisme de La Rochefoucauld, P., 1914; Marchand J., Les manuscrits des Maximes, P., 1935; его же, Bibliographie générale raisonnée de La Rochefoucauld, P., 1948; Hess G., Zur Entstehung der "Maximen" La Rochefoucaulds, в серии: Arbeitsgemeinschaft für Forschung des Landes Nordrhein - Westfalen, H. 67, Köln - Opladen, 1957.

Г. Зельманова. Ленинград.

ЛАРРА

ЛА́РРА (Larra), Марьяно Хосе де (24 марта 1809 - 13 февр. 1837) - исп. писатель, публицист и критик, заложивший основы критич. реализма в Испании. Воспитанный на просветительской философии, Л. в своих журналах "El Duende Satirico del Dia" ("Сатирический оборотень современности", 1828-29) и "El Pobrecito Kablador") ("Простодушный болтун", 1832-33) обличал феод.-католич. Испанию и горячо отстаивал идеи просвещения, разума и прогресса. Эти же идеи характерны для историч. романа "Паж короля Энрико Слабого" ("El Doncel de don Enrique el Doliente", 1834) и драмы "Масиас" ("Macias", 1835), написанной на тот же сюжет. Подвергая резкой критике и феодально-клерик. реакцию (антикарлистские очерки 1833-34), и либерально-бурж. демагогию (очерки "Обстоятельства", "Преимущество полумер", "Слова", "Полиция" и др., опубл. в журн. "La Revista Española" - "Исп. обозрение" и "El Observador" - "Наблюдатель" в 1833-35) с прогрессивных позиций революц. демократии, Л. в 1835-36 пришел к идее революции и выдвинул требования нар. суверенитета и демократич. свобод (2-я ч. очерка "1830-1836 годы, или Испания от Фердинанда VII до Мендисабала", 1836). Поражение нар. движения 1834-36 привело Л. в конце жизни к разочарованию в революц. возможностях исп. народа. Л. обратился к идеям "христианского социализма" Ламенне, чью книгу "Слова верующего" (F. R. Lamennais, Paroles d'un croyant, 1834) Л. перевел на испанский яз. и снабдил предисловием (1836). Охваченный настроениями отчаяния и безысходного пессимизма, Л. покончил жизнь самоубийством.

Соч.: Obras completas, v. 1-4, Barcelona, [1921 ]; Articulos, v. 1-3, Md, 1923-40; в рус. пер. - Сатирич. очерки, M., 1956 (со ст. К. Н. Державина и З. И. Плавскина "Мариано Хосе де Ларра").

Лит.: Petroccione Alfredo, Mariano José de Larra (Figaro), Venezia, 1946; Bellini G., La critica del costume negli articoli di Larra, Mil., [1957 ].

З. Плавскин. Ленинград.

ЛАРРОЙО

ЛАРРО́ЙО (Larroyo), Франсиско (р. 1908) - мекс. философ; декан филос. фак-та Мекс. ун-та, один из основателей неокантианского движения в Мексике, автор ряда работ по педагогике. Филос. идеи Л. близки к идеям марбургской школы, к-рые он популяризировал в написанной совместно с М. А. Себальос (M. A. Ceballos) книге "Логика наук" ("La lógica de la ciencia", 1939).

В книге "Амер. философия" ("La filosofía Americana. Su razón y su sinrazón de ser", 1958) Л. подверг критич. анализу точки зрения других лат.-амер. философов по вопросу об особенностях развития и характере философии в странах Лат. Америки, противопоставив им концепцию, основанную на неокантианском понимании аксиологич. категорий. Решительно отвергая философию, направленную на познание объективной реальности, как бесплодную "метафизику", Л. считает основной задачей философии анализ культурных "ценностей". Согласно Л., философия - это ретроспективный анализ категорий трансцендентального сознания человека, проявляющихся в его деятельности в сферах науки, искусства, религии, политики и др. Социологич. взгляды Л. развиваются в духе Ортега-и-Гасета. В докладе "Проблема и проблемы нашей эпохи" ("Probleme у problemes de la critica de la época. Memories del XIII Congreso Internacional de Filosofia, 1963, v. 1, p. 167-92) на Международном философском конгрессе в Мехико (председателем к-рого он являлся) Л. характеризует современность как часть новой "технической эры", в к-рую техника обнаруживает "демонические качества". В бурном развитии техники, в нарушении равновесия между взлетом научно-технической мысли и отставанием морально-политического сознания Л. видит источник кризиса нашей эпохи. Способ производства, определяющий форму использования научно-технических достижений, для Л. несуществен. Специфика технич. эры с ее универсальностью и единообразием, с ее господством идеологий - это появление "массового человека". Грядущую форму историч. существования Запада Л. находит в амер. образе жизни.

Соч.: La filosofia de los valores, México, 1936; El romanticismo filosofico, [Méx. ], 1941; Historie de la filosofia en Norteamérica, Méx., 1946; El existencialismo, sus fuentes y direcciones, Méx., 1951; Lecciones de lógica y etica, Méx., 1957; Los principios de la ética social, 9 ed., Méx., 1959.

Р. Бургете. Москва.

ЛАРСОН

ЛА́РСОН (Larsson), Ханс (18 февр. 1862 - 16 февр. 1944) - швед. философ-идеалист. В 1901-27 - проф. ун-та в Лунде. Находясь под влиянием философии Канта, в частности его положений об априорных формах опыта, Л. в работе "Граница между ощущением и эмоцией" ("Gränsen mellan sensation och emotion", 1899) выступил против теории чувств Джемса - Ланге, согласно к-рой чувство (гнев, радость и т.д.) производно от физиологич. реакций, ощущений. По Л., ощущения всегда выступают вместе с чувствами, к-рые связаны с представлениями, зависимы от них и образуют границу между "я" и "не я". Примыкая к рационалистич. истолкованию интуиции и подвергнув критике иррационализм, в частности ницшеанство и бергсонианство, он не противопоставлял интуицию разуму. Л. утверждал, что она завершает действие обычных законов логики, но оперирует ими в более быстром темпе и "более тонким образом" ("Интуиция..." - "Intuition...", 1892; 4 uppl., 1920). На этом понятии интуиции основана и его работа в области эстетики. Л. выдвинул идею т.н. совпадающей философии: если различные филос. концепции доводить до их крайних выводов, то они будут совпадать. Он объяснял это тем, что противоположные идеи содержат в себе не всю истину, а лишь ее часть, и чем больше их развивать и уточнять, тем больше они будут сближаться.

Соч.: Kants transcendentala deduktion af kategorierna, Lund, 1893 (Diss.), 3 uppl., Stockh., 1925; Under världskrisen, Stockh., 1920; Poesiens logik, 4 uppl., Stockh., 1922; Filosofien och Politiken, 2 uppl., Stockh., 1922; Platon och vår tid, 3 uppl., Stockh., 1924; Filosofiska uppsatser, Stockh., 1924; Intuitions problemet, 2 uppl., Stockh., 1925; Spinosa, Stockh., 1931; Gemenskap, Stockh., 1932; Minimum., Stockh., 1935.

Лит.: Nyman Α., Η. L. en svensk tänkareprofil, Stockh., 1945; Aspelin G., H. L. som tänkare och skriftställare, Stockh., 1946; Ryding Ε., Den svenska filosofins historia, Stockh., 1959, s. 105-13.

А. Мысливченко. Москва.

ЛАСК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАСКИ

ЛАСКИ (Laski), Гарольд Джозеф (30 июня 1893 - 24 марта 1950) - англ. социолог, политич. деятель, лидер и идеолог Лейбористской партии. В своих работах Л. проповедовал разновидность реформистской теории врастания капитализма в социализм - т.н. демократический социализм ("Свобода в совр. гос-ве" - "Liberty in the modern state", 1930, new ed., 1948; "Парламентарное управление в Англии" - "Parliamentary government in England", 1938, 4 ed, 1950). Л. считал, что главную роль в развитии общества играет индивидуальное сознание, и потому освобождение трудящихся должно быть осуществлено не путем революции, а в результате нравств. совершенствования ("Вера, разум и цивилизация" - "Faith, reason and civilization", 1944). Л. открыто провозгласил связь своих идей с религией: источник идеи демократич. социализма он видел в христианстве. Абсолютизируя мировые связи капиталистич. хозяйств. системы на империалистич. стадии, Л. пытался доказать необходимость создания мирового гос-ва, считал нац. суверенитет "угрозой цивилизации", оправдывал колониализм ("Основания суверенитета" - "The foundations of sovereignty", 1921, 2 ed., 1931).

Соч.: A grammar of politics, New Haven - L., 1925, Communism, L., 1927, Democracy in crisis, 3 ed., L., 1934, The state in theory and practice, L., 1935, The rise of European liberalism, L., 1936, Reflections on the revolution of our time, Ν. Υ., 1944, The American democracy, L., 1949, Political thought in England. Locke to Bentham, L., 1950.

П. Зыков. Москва

ЛАССАЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАССОН

ЛА́ССОН (Lasson), Георг (13 июля 1862 - 2 дек. 1932) - нем. теолог, философ, неогегельянец. Протестантский пастор в Берлине; издатель (с 1907) лейпц. издания соч. Гегеля, а также гегелевского архива. Известность Л. связана гл. обр. с тем, что им впервые были опубликованы нек-рые ранние произведения Гегеля, иррационалистич. истолкование к-рых явилось одним из исходных пунктов неогегельянства. В 1923 Л. опубликовал гегелевское "Сочинения по вопросам политики и философии права" (W. F. Hegel, Schriften zur Politik und Rechtsphilosophie, в кн.: W. F. Hegel, Sämtliche Werke, Bd 7, 1923), "Иенскую логику, метафизику и натурфилософию" ("Jenenser Logik, Metaphysik und Naturphilosophie", там же, Bd 18 a, 1923), в 1931 "Иенскую реальную философию" ("Jenenser Realphilosophie", ΤΙ 2, там же, Bd 20), а в 1932 первую часть этой же работы ("Jenenser Realphilosophie", Tl 1, там же, Bd 19). В предисловиях и комментариях к Гегелю Л. истолковывал его учение как философию, адекватную вероучению протестантизма. Вопрос о соотношении философии и религии, знания и веры превращается Л. в Центр. проблему гегелевской философии. С этой т. зр. Л. по существу истолковывает "Науку логики" в духе теологии, отрицает наличие в системе Гегеля идеалистически пантеистич. тенденции и противоречия между методом и системой, пренебрегает положением Гегеля о том, что философия является более высокой ступенью развития абсолютного духа, чем религия, и всячески преувеличивает свойственные Гегелю религ. идеи. В конечном счете диалектика Гегеля оказывается в изложении Л. методом иррационалистич. проникновения в трансцендентную реальность, несмотря на то, что Л. постоянно подчеркивал ее "научный" характер, ее отличие от интуитивистской концепции познания.

Л. является также автором ряда теологич. соч. "К теории христианского догмата" ("Zur Theorie des christlichen Dogmas", 1897), "Основные вопросы вероучения" ("Grundfragen der Glaubenslehre", 1913) и др.

Соч.: Beiträge zur Hegelforschung, Η. 1-2, В., 1909; Was heisst Hegelianismus?, В., 1916; Hegel als Geschichtsphilosoph, Lpz., 1920.

Лит.: Zum 70. Geburtstag G. L., "Kantstudien" 1932, Bd 37, H. 3/4.

Т. Ойзерман. Москва.

ЛАССУЭЛЛ

ЛА́ССУЭЛЛ (Lasswell), Гаролд Дуайт (р. 13 февр. 1902) - амер. бурж. юрист и социолог, сторонник реакц. теории элиты. Проф. права (с 1946) и политич. наук (с 1952) Иельского ун-та. Согласно Л., лишь немногие члены об-ва обладают важнейшими человеч. "ценностями"; они образуют слой избранных - элиту ("A study of power", 1950). Элита, по Л., должна изучать состояние и поведение масс для выбора наиболее целесообразных методов (применение насилия, пропаганда) сохранения своей власти. Противник марксистской теории классовой борьбы, Л. утверждает "бессмысленность" революций и пытается доказать возможность их предотвращения. Выступил с обоснованием т.н. "астрополитики", призывая использовать космич. полеты для порабощения обитателей других планет ("Men in space", в журн. "Annals of the New York Academy of Sciences", 1958, v. 72, art. 4).

Соч.: Psychopathology and politics, Chi., 1930; World politics and personal insecurity, N. Y. - L., 1935; Democracy through public opinion, Menasha (Wis.), 1941; Power and personality, L., 1948; National securitv and individual freedom, N. Y., 1950; World revolution of our time, Stanf., 1951; The policy sciences, recent developments in scope and method, Stanf., 1951 (совм. D. Lerner); The comparative study of elites, Stanf., 1952.

Г. Ашин. Москва.

ЛАСТАРРИЯ

ЛАСТАРРИЯ (Lastarria), Xoce Викторино (22 марта 1817 - 14 июня 1888) - чилийский философ и социолог-позитивист, прогрессивный политич. деятель, выступавший за бурж. развитие Чили, против клерикальной реакции. После революц. событий 1851 Л. вынужден был на нек-рое время покинуть Чили. В 1874 вышло его осн. соч. "Лекции позитивной политики" ("Lecciones de politica positiva"), написанное под сильным влиянием идей Конта и излагающее осн. принципы социологич. науки в их конкретном применении к условиям Чили.

Соч.: Obras completas, t. 1-12, Santiago de Chile, 1906-13.

ЛАТЫШСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАУ

ЛА́У (Lau), Теодор Людвиг (1670-1740) - нем. философ-материалист. В области религии и в социально-политич. вопросах Л. защищал воззрения нем. гуманистов 16 в. (Рейхлина, Эразма Роттердамского, Гуттена и др.), выступал за уничтожение церк. цензуры и создание светской науки, с позиций деизма отвергал сверхъестеств. откровение и догматы ортодокс. богословия. Не соглашаясь, однако, и с учением атеизма (в атеизме его упрекал Томазий за отрицание личного бога, дьявола и ведьм), Л. обосновывал необходимость "естественной религии", покоящейся на признании безличного божества.

В философии Л. был последователем Спинозы и Толанда. Согласно Л., бог существует и проявляется только в своих творениях, т.е. в вещах и явлениях природы. Материя и движение неуничтожимы, ибо уничтожить их значит уничтожить бога. Следуя во многом за материалистич. и механистич. физикой Декарта, Л. объявлял человека и животных своеобразными машинами, созданными из грубой материи - тела и тонкой материи - души, к-рые после смерти распадаются на атомы, но потом соединяются при образовании различных иных организмов. В теории познания Л. выдвигал осн. тезис сенсуализма, согласно к-рому в разуме и воле нет ничего такого, чего бы раньше не было в чувствах.

В своих филос. работах Л. обосновывал наступление грядущего золотого века человечества и двигал утопич. идеал общества без пороков и грехов, в к-ром человек был бы свободен и руководствовался бы велениями разума. Произведения Л. были конфискованы и сожжены при жизни автора, а сам он был вынужден публично отречься от своих филос. взглядов.

Соч.: Meditationes philosophicae de Deo, mundo, homine, Fr./M., 1717; Meditationes, theses, dubia philosophico theologica, Freystadii, 1719.

Лит.: Гeттнер Г., История всеобщей лит-ры XVIII века, т. 3, кн. 1, М., 1872, с. 45; История философии, т. 3, [М. ], 1943, с. 21-2; Гропп Р. О., Прогрессивное филос. наследие Германии последней трети XVII - конца XVIII вв., "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1961, No 1; Гулыга А. В., Из истории немецкого материализма (последняя треть XVIII в.), М., 1962; Zeller Ε., Geschichte der deutschen Philosophie, 2 Aufl., Münch.-Oldenbourg, 1875; Pfleiderer O., Geschichte der Religionsphilosophie..., 3 Aufl., В., 1893; Вaensсh О., J. H. Lamberts Philosophie und seine Stellung zu Kant, Tübingen, 1902.

Б. Раббот. Москва.

ЛАФАРГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАФАТЕР

ЛАФАТЕР (Lavater), Иоганн Каспар (15 нояб. 1741 - 2 янв. 1801) - швейц. религ.-филос. писатель, участник антифеод. движения нем. бюргерства "Буря и натиск". С 1768 до смерти - пастор в своем родном гор. Цюрихе. Широкий отклик у современников нашло стремление Л. рассматривать человека вне зависимости от сословной принадлежности, как самодовлеющую ценность. Известен как автор "Физиогномики" ("Physiognomische Fragmente zur Beförderung der Menschenkenntniss und Menschenliebe", Bd 1-4, 1775-78, нов. изд. 1948; неполн. рус. пер. 1817). Учение Л. о физиогномике исходит из ложного представления о тройственной природе человека - животной, интеллектуальной и моральной. Для выражения каждой из них якобы предназначены определенные мышцы, особенно мышцы лица. Изучая черты лица, можно дать, по Л., разностороннюю характеристику человека. На почве физиогномич. интересов Л. в течение ряда лет (особенно в 1775-76) был связан с Гёте, к-рый считал, что в отдельных своих высказываниях Л. поднимался до "гениальной эмпирии". Однако в 1788 Гёте окончательно порвал с Л., от к-рого его отталкивали "расслабляющий мистицизм" и "жалкая апостольская капуцинская декламация". Действительно, несмотря на отдельные меткие эмпирич. наблюдения, физиогномика Л. лишена науч. значения: она строится на религ.-идеалистич. принципах и полна совершенно произвольных толкований. К физиогномике Л. иронически относился Дарвин (см. вего кн.: "Выражение эмоций у человека и животных", Соч., т. 5, М., 1953, с. 692-93).

Соч.: Ausgewählte Werke, [Bd ] 1-2, Ζ., [1943 ]; Funck H., Briefwechsel zwischen Hamann und Lavater, Königsberg, 1894; Goethe und Lavater, hrsg. v. H. Funck, Weimar, 1901.

Лит.: Переписка Карамзина с Л. Сообщена доктором Ф. Вальдманом, в кн.: Сборник отд. рус. языка и словесности АН, т. 54, No 5,СПБ, 1893; Карамзин Η. Μ., Письма рус. путешественника, 4 изд., М., 1900, с. 150-53, 157, 158-59, 161; Hellen E. von der, Goethe's Anteil an Lavater's Physiognomischen Fragmenten, Fr./M., 1888; Steinbrucker Ch., Lavaters physiognomische Fragmente im Verhältnis zur bildenden Kunst, В., 1915; Hasler Th., J. с. Lavater, Ζ., 1942; Ηuppert О., Humanismus und Christentum. Goethe und L., die Tragik einer Freundschaft, Stuttg., [1949 ].

С. Геллерштейн. Москва.

ЛАФИНУР

ЛАФИНУР (Lafinur), Хуан Крисостомо (1797-1824) - аргентинский философ-сенсуалист; учился в католич. ун-те, однако вскоре порвал с католицизмом и стал сторонником и пропагандистом учений Кондильяка и Кабаниса, противопоставляя их господствовавшей в тот период в Аргентине схоластике.

Соч.: Curso filosofico, В.-Aires, 1938.

Лит.: Ingenieros J., La evolución de las ideas argentinas, [t. ] 1, В.-Aires, 1951.

ЛАЦАРУС

ЛАЦАРУС (Lazarus), Мориц (15 сент. 1824 - 14 апр. 1903) - нем. философ-идеалист, один из основателей т.н. психологии народов. Проф. в Берне (1860), Берлине (1873-96). По филос. взглядам Л. последователь Гербарта. Вместе с Штейнталем основал в 1859 журнал "Zeitschrift für Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft" ("Журнал психологии народов и языкознания"). Отправляясь от психологич. "атомизма" Гербарта, рассматривавшего различие психич. деятельностей индивидов как результат взаимоотношений между их "душами", Л. трактовал индивида в качестве звена нек-рой психич. связи. Эта связь, объединяющая людей в общество, определяется исторически.

Производным от психологии индивида выступает у Л. понятие "народного духа", объективным выражением к-рого являются язык, нравы, обществ. учреждения и т.п. Отсюда расширение индивидуальной психологии до "социальной психологии", или "психологии народов", с привлечением данных и методов исследования этнографии, языкознания и других народоведческих дисциплин.

Идеалистич. концепция "психологии народов" была продолжена в иной трактовке В. Вундтом.

Соч.: Über den Begriff und die Möglichkeit einer Völkerpsychologie als Wissenschaft, "Deutsches Museum", 1851; Das Leben der Seele in Monographien über seine Erscheinungen und Gesetze, Bd 1-2, В., 1856-57, 3 Aufl., Bd 1-3 В., 1885-1917; Über die Ideen in der Geschichte, B. 1865, 2 Aufl., В., 1872; Ideale Fragen..., В., 1878, 3 Aufl. Lpz ., 1885.

Лит.: Leicht Α., L., der Begründer der Völkerpsychologie, Lpz., 1904; Sganzini C., Die Fortschritte der Völkerpsychologie von Lazarus bis Wundt, Bern, 1913.

А. Мысливченко. Москва.

ЛАШЕЛЬЕ

ЛАШЕЛЬЕ (Lachellier), Жюль (27 мая 1832 - 16 янв. 1918) - франц. логик и философ, объективный идеалист, ближайший продолжатель Равессона. Проф. Канского лицея (1858-64) и Высшей нормальной школы в Париже (1864-75), член Академии моральных и политич. наук. Л. считает, что многообразие существующего образует иерархию т.н. духовных реальностей, идущую от высшей реальности (бога) к низшим "абстрактным" реальностям; последние являются предметом наук о природе, открывающих закономерности и присущий "абстрактной реальности" универсальный механизм. В духе кантианства, оказавшего значительное влияние на Л., последний утверждает, что закономерности, как и все категории естествознания, носят априорный характер: их всеобщность и необходимость есть лишь внутренне присущий мышлению способ синтезирования чувственно-данного. Само же мышление, духовная деятельность восходят к божеству, в к-ром совпадают существование и сущность, мышление (рефлексия) и воля.

Кроме абстрактной реальности, составляющей предмет естествознания, существует также "конкретная реальность", существование, к-рое сознает, переживает само себя, соотносит себя с высшей, абсолютной реальностью бога. Таким существованием является человеч. жизнь, к-рая характеризуется, в отличие от природы, не детерминизмом, а свободой, не механизмом, а целевыми причинами, источником к-рых является особая функция духа, проявляющаяся в интуиции, религ. вере и т.д.

"Метафизика" Л. носит ярко выраженный фидеистский характер. Ее характерной особенностью является попытка соединить знание с верой, рационализм с иррационализмом, однако иррационализм - преобладающий мотив в его философии. Попытка Л. преодолеть характерное для предшествующего спиритуализма противопоставление души и тела, сверхъестественного и естественного с целью создания "спиритуалистич. реализма" несостоятельна, поскольку Л. сохраняет основу спиритуализма - признание высшей, божественной реальности, противостоящей всему земному, небожественному. Л. - автор ряда исследований по логике, один из основоположников логики отношений.

Соч.: De natura syllogismi, P., 1871; Oeuvres, t. 1-2. P., 1933.

Лит.: Войшвилло Е. К., Критика логики отношений как релятивистского направление в логике. К вопросу о сущности суждений, в кн.: Филос. зап., т. 6, М., 1953; Boutroux E., Études d'histoire de la philosophie, 5 éd., P., 1925; Séailles G., La philosophie de J. L., P., 1935; Вréhier É., Histoire de la philosophie, t. 2, fasc. 4, [4 éd. ], P., 1953; Jоlivet R., De Rosmini à L., P.. [1953 ]; Millet L., Le symbolisme dans la philosophie de L., P., 1959.

T. Ойзерман. Москва.

ЛЕ ПЛЕ

ЛЕ ПЛЕ (Le Play), Фредерик (11 апр. 1806 - 5 апр. 1882) - франц. бурж. экономист и социолог. Проф. Горной школы (с 1840). Сенатор при Наполеоне III (1867). Организатор Междунар. об-ва практич. изучения социальной экономики (1885). Издатель газ. "La Réforme Sociale" ("Социальная реформа", 1881).

Идеолог капитализма, Ле П. стремился найти средства сохранения существующего строя и борьбы против роста рабочего движения. Революции он противопоставил план социальных реформ и классового мира во Франции и всей Европе ("Социальная реформа во Франции" - "La réforme sociale en France", t. 1-2, 1864; "Реформа в Европе и спасение Франции" - "La réforme en Europe et le salut en France", 1876), предусматривающий укрепление семьи, рассматриваемой в качестве осн. единицы общества, и религ. воспитание народа, используемое для подчинения рабочих предпринимателям. Осуждая "...принципы 1789 г., натурализм и эволюционизм" ("Основная конституция человеческого рода", М., 1897, с. 182), Ле П. учил о врожденной греховности человеч. природы и необходимости ее обуздания, выступал против демократич. институтов (равенство перед законом, всеобщее избират. право и т.д.). По его мнению, демократия должна ограничиваться сферой местного управления.

В кн. "Европейские рабочие" ("Les ouvriers européens", 1855) Ле П. изложил свой "монографический метод" социального исследования: изучение бюджетов рабочих семей. Однако подбор фактов и выбор обследуемых семей у Ле П. не был научно обоснован, Ле П. создал школу в социологии, представители к-рой (А. де Турвиль, Э. Демолен, Р. Пино, П. де Рузье) были сторонниками географич. детерминизма, эмпирич. и количеств. подхода к обществ. явлениям; особое внимание уделялось исследованию семьи.

В России политич. программу Ле П. пропагандировал К. П. Победоносцев.

Соч.: La constitution de l'Angleterre, t. 1-2, P., 1875; Voyages en Europe, 1829-1854, P., 1899; L'organisation du travail..., 7 éd., Tours, 1906; L'organisation de la famille..., 5 éd., P., 1907.

Лит.: Победоносцев К. П., Ле-Пле, М., 1893; Турвиль А. де, Социальная наука представляет ли науку?, пер. с франц. Н. С. Ланского, СПБ, 1895; Guérin U., La science sociale et l'école de la paix sociale, P., 1883; Ribbe С. de, Le Play, d'après sa correspondance, P., 1884; Vignes (J. B.Maurice), La science sociale d'après les principes Le Play..., P., 1897; Gurzon Em. de, Fr. Le Play..., P., 1899; Auburtin P., F. Le Play..., P., 1906; Sоrоkin P., Contemporary sociological theories, Ν. Υ.-L., 1928; Recueil d'études sociales publié à la mémoire F. Le Play, P., 1956.

В. Кузнецов. Москва.

ЛЕ СЕНН

ЛЕ СЕНН (Le Senne), Рене (8 июля 1882 - 1 окт. 1954) - франц. философ-идеалист, близкий к католич. экзистенциализму, представитель т.н. философии духа. По Ле С., бог создает "иерархию ценностей", при этом сам он является "неделимой и первой ценностью" ("Открытие бога" - "La découverte de Dieu", 1955). Пытаясь построить на спиритуалистич. основах характерологию, Ле С. рассматривал характер как неизменный, передающийся по наследству скелет духовной жизни человека. Компонентом конкретной духовной целостности человека Ле С. считал мистич. активный центр - "Я", объединяющий личность и характер.

Соч.: Introduction à la philosophie, P., 1925; Le devoir, P., 1930, 2 éd., P., 1950; Obstacle et valeur, P., 1934; Traité de morale générale, P., 1942; Traité de caractérologie, 2 éd., P., 1946; De la "Philosophie de l'Esprit", в кн.: L'activité philosophique contemporaine en France et aux Etats-Units, t. 2, P., 1950.

Лит.: Попович M. В., Похiд проти розуму, К., 1960; Ρaumen J., Le spiritualisme existentiel de R. Le S., P., 1949; Сentineo Ε., R. Le Senne, Palermo, 1952; Ρirlоt J., Destinée et valeur, Namur - P., 1953.

M. Попович. Киев.

ЛЁБ

ЛЁБ (Loeb), Жак (7 апр. 1859 - 11 февр.1924) - биолог, основоположник физико-химич. методов в биологии. Работал в ун-тах Берлина, Вюрцбурга, Страсбурга и на зоологич. станции в Неаполе. В 1891 переехал в США, где работал в Чикагском ун-те и Рокфеллеровском ин-те. Согласно взглядам Л., среда, в к-рой живет организм, представляет собой совокупность гетерогенных силовых полей, образованных различными силовыми линиями - световыми лучами, диффузными токами диссоциированных на ионы химич. веществ и т.д. Вследствие влияния силовых полей на физико-химич. реакции в организме и благодаря симметричному строению тело животных принудительно ориентируется по отношению к этим силовым линиям, в результате чего происходит движение животного, как инстинктивное, так и условно рефлекторное, по прямой линии к источнику раздражения. С т. зр. этих физико-химич. реакций, к-рые Л. назвал "животными тропизмами" (1890), он пытался объяснить биологич. поведение всех живых существ, от простейших до человека. В наст. время установлено, что даже у растений тропизмы есть реакции раздражимости живого вещества, к-рые не сводимы к физико-химич. процессам. Л. просто отбрасывал качеств. особенности живых существ, отличающие их от физико-химич. систем: раздражимость, ощущение, приспособляемость, целостность и лабильность.

Соч.: The mechanistic conception of life, Chi., 1912; Regeneration from a physico-chemical view-point, N. Y., 1924; в рус. пер. - Динамика живого вещества, О., 1910; Значение тропизмов для психологии, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 8, СПБ, 1913; Вынужденные движения, тропизмы и поведение животных, М., 1924; Организм как целое с физико-химич. точки зрения. Вступит. ст. Б. Завадовского, М.-Л., 1926; Белки и теория коллоидных явлений, М., 1933.

Лит.: Самойлов А. Ф., Механич. воззрение на жизненные процессы, "Успехи экспериментальной биол.", 1924, т. 3, вып. 1-2; Соболь С., Жак Лёб, "Народный учитель", 1925, No 3, с. 66-72; Дорфман В., Загадки жизни, там же, 1927, No 5-6; Остергаут В., Жак Лёб, пер. с англ., М.-Л., 1930; Полная библиография трудов Л., дается в англ. издании этой книги: Оsterhout W. J. V., J. Loeb, [s. 1. ], 1929, большинство их опубл. в основанном Л. журнале "Journal of General Physiology".

M. Роговин. Москва.

ЛЕБОН

ЛЕБОН (Le Bon), Гюстав (7 мая 1841 - 15 дек. 1931) - франц. ученый, философ-идеалист и реакц. социолог, д-р медицины. Л. принадлежит ряд эксперимент. работ в области анатомии, физиологии, физики и химии. Он создал натурфилос. гипотезу, близкую к энергетизму (см. "L'évolution de la matière", P., 1909, p. 12).

Психологию Л. считал существ. основой познания истории (см. "Bases scientifiques d'une philosophie de l'histoire", P., 1931, p. 16), a движущей силой истории - иррациональные моменты - чувства и верования, прежде всего религиозные (см. "Психологич. законы эволюции народов" - "Les lois psychologiques de l'évolution des peuples", 1894, 18 ed., 1927; рус. пер. 1906). По Л., физиологич. и анатомич. расовые различия между народами дополняются не менее значит. психологич. различиями наследств. характера. Это ведет к различию воззрений народов и порождает между ними конфликты (см. тамже, р. 190). Л. считал, что развитие цивилизаций происходит циклически. Толпа людей складывается в расу по мере приобретения ею общего идеала (являющегося большей частью иллюзорным верованием); затем под влиянием чуждых элементов этот идеал разлагается, вызывая распад общества и гибель цивилизации ("Психология народов и масс" - "Psychologies des foules", 1895, рус. пер. 1896). В этой работе Л., враждебно относившийся к нар. массам, характеризует конец 19 и нач. 20 вв. как "эру толпы". Л. различал "гетерогенные толпы" (напр., толпы улицы) и "гомогенные толпы" (технич. и политич. секты, военные и рабочие касты, бурж. и крест. классы). По мнению Л., человек в толпе теряет свою индивидуальность, подчиняется ее примитивным импульсам, действует аффективно, обретает веру в чудо и потребность подчиняться вождю.

Идеи равенства Л. считал противоречащими человеч. природе и утверждал, что "неизбежное следствие цивилизации состоит в дифференциации индивидов и рас" ("Les lois psychologiques...", p. 189). Л. клеветнически изображал социализм врагом демократии и призывал к борьбе с ним (см. "Психология социализма", СПБ, 1908, с. 75). Отрицательно относясь ко всякой революции, Л. особенно враждебно встретил Окт. революцию 1917, поскольку она привела к уничтожению "элиты", якобы принесла России только разруху и показала "полную неспособность" рабочего класса (см. "Psychologie des temps nouveaux", P., 1920, p. 191). Реакц. идеи Л. оказали влияние на многих представителей бурж. социальной психологии.

Соч.: L'homme et les sociétés, v. 1-2, P., 1881; La civilisation des arabes, P., 1884; Les civilisations de l'Inde, P., 1887; Les prémières civilisations de l'Orient, P., 1889; Les opinions et les croyances. P., 1911; La révolution française et la psychologie des révolutions, P., 1912; La vie des vérités, P., 1914; L'évolution actuelle du monde, P., 1927; в рус. пер. - Эволюция материи, 2 изд., СПБ, 1909; Психология воспитания, СПБ, 1910; Зарождение и исчезновение материи, 2 изд., СПБ, 1910.

Лит.: Бычковский Б. С., Совр. философия, ч. 1, Проблема материи и энергии, СПБ, 1911; Ρiсаrd E., G. Le Bon et son oeuvre, P., [1909 ].

В. Кузнецов. Москва.

ЛЕБРЕ

ЛЕБРЕ́ (Lebret), Луи Жозеф (р. 26 июня 1897) - франц. социолог, священник, представитель социального католицизма; один из инициаторов движения за "гуманную экономику", руководитель ассоциации "Экономика и гуманизм" (с 1940), директор журн. "Économie et humanisme" (с 1942). Л. осуждает капитализм как "жадную" экономику, занятую погоней за прибылью и игнорирующую потребности человеч. личности, и выдвигает задачу создания новой цивилизации, принципом к-рой должно явиться удовлетворение потребностей всех людей в сочетании с участием трудящихся в руководстве экономикой. Предлагая нек-рые реформы в области экономики, эта программа не предусматривает уничтожения частной собственности на средства произ-ва и направлена против социалистич. революции. Не указывая реальных путей для осуществления лозунгов "гуманной экономики", Л. пропагандирует реакц. утопию об установлении "земного рая" на основе осуществления заповедей христианства; его учение - религ. разновидность реформизма. Взгляды Л. проникнуты антикоммунизмом; марксизм он характеризует как "фальшивый гуманизм", якобы игнорирующий глубокие потребности человеч. личности, т.к. он не признает ее "божеств. природы". Создание "гуманной экономики", по мнению Л., - наиболее эффективный путь борьбы с коммунизмом.

Л. призывает зап. державы во имя их собств. спасения и борьбы с влиянием коммунизма к "бескорыстной" помощи слаборазвитым странам (см. "Le drame du siècle", P., 1960, p. 146-47). Отрицая за народами бывших колоний способность самостоятельно преодолеть экономич. и культурную отсталость, Л., по сути дела, предлагает новые формы колониальной зависимости для этих стран.

По методологии исследований (гл. место занимают исследования потребностей и жизненного уровня) Л. примыкает к эмпирич. социологии. Л. имеет много сторонников во Франции и др. странах.

Соч.: Principes et perspectives d'une économie humaine,. [2 ed. ], Écully (Rhône), [1944 ]; Positions-clés, L'Arbresle (Rhône), [1946 ] (соавтор); Principes pour l'action, P., 1946; Découverte du bien commun, P., [1947 ]; De l'efficacité politique du chrétien, P., [1947 ]; Action, marche vers Dieu, P., 1949; Montée humaine, P., 1951; Guide pratique de l'enquête sociale, v. 1-4, P. 1951-58; Civilisation P., 1953; Connaître une population, L'Arbresle (Rhône), 1953; Rajeunir l'examen de conscience, P., [1953 ]; Sociologie religieuse, sciences sociales, [P. ], 1953; Appels au Seigneur, P., [1955 ]; Aménagement des territoires, P., [1955 ] (соавтор); Tensions du monde moderne, P., [1955 ] (соавтор); Au contact des forces vivantes, [P., 1955 ] (соавтор); Pour une économie des besoins, [P.,1955 ]; Économie et civilisation, v. 1-2, P., 1956-58 (соавтор); La France en transition, P., [1957 ]; Dimensions de la charité, P., 1958; Suicide ou survie de l'Occident?, P., 1958; Manifeste pour une civilisation solidaire, [Caluire-P., 1959 ]; Dynamique concrète du développement, P., [1961 ].

В. Кузнецов. Москва.

ЛЕВ (ЛЕОН, ЛЕВОН) МАТЕМАТИК

ЛЕВ (ЛЕ́ОН, ЛЕВО́Н) МАТЕМА́ТИК (Λέων ὁ Μαϑηματικός) (805-870) - визант. философ и ученый, армянин по происхождению. Принадлежал к умеренному направлению иконоборчества. В 840-43 был митрополитом Фессалоники, но был смещен в 843 после восстановления иконопочитания. Л. М. был одним из основоположников светского направления в визант. науке. Он особенно интересовался диалектикой, математикой и прикладной механикой, занимался исследованиями в области наблюдат. астрономии. После реорганизации Константинопольского ун-та в 863 Л. М. был назначен его ректором и проф. философии и математики. Среди его учеников были просветители славян Константин (Кирилл) и Мефодий, геометр Федор, астроном Феодигий, грамматик Комитас и, возможно, Фотий. Сочинения Л. М. до нас не дошли.

Лит.: Липшиц Е. Э., Визант. ученый Л. М., "Визант. временник", 1949, т. 2 (27); на арм. яз. - Адонц Н., Историч. исследования, Париж, 1948; Петросян Г. Б., О жизни и деятельности выдающегося ученого математика IX века Левона, в сб.: Из истории естествознания и техники, вып. 1, Ер., 1960.

Б. Горянов. Ленинград.

Предыдущая страница Следующая страница