Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ЛАСК

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛАСК

ЛАСК (Lask), Эмиль (25 сент. 1875 - 26 мая 1915) - нем. философ-идеалист; проф. Гейдельбергского ун-та. Сочетал неокантианство в духе Риккерта с феноменологией Гуссерля. Отбрасывая, как и все неокантианцы, "вещь в себе", отказываясь также от трансцендентальной эстетики Канта, Л., с др. стороны, пытался сохранить понятие объективного, независимого от мышления идеального бытия, якобы образующего внутреннее лишь интуитивно постигаемое содержание сознания. Т.о., идеальное бытие, понимаемое Л. в духе платонизма, есть трансцендентная логич. структура сознания, якобы составляющая основу не только априорных логич. форм, но и веществ. мира, природы. Одним из гл. понятий философии Л. является понятие формы, истолковываемой в духе Аристотеля, т.е. как идеальная сущность. Однако, в отличие от Аристотеля, Л. рассматривает в качестве осн. форм идеального бытия категории, среди к-рых выделяются первичные формы, нечто вроде субстанции идеального бытия. Субъект, человек понимается как "переживающая реальность".

Л., так же как и Гуссерль, настаивает на существовании независимой от субъекта истины (а также "смысла" и "значения"), понимая ее как некое трансцендентное логич. бытие, имеющее свое местопребывание в сознании и постигаемое исключительно интуитивным путем. Интуиция рассматривается как предшествующий мышлению (и науке) акт познания бытия, проникающий сквозь сферу переживаний в то, что якобы определяет их структуру и интенциональность (направленность). Учение об идеальном бытии Л. связывает с теорией ценности, к-рую, взяв у неокантианцев, он истолковывает в духе феноменологии Гуссерля. Л. признает существование, с одной стороны, личных, субъективных ценностей (к к-рым он относит все "практические" ценности), а с др. стороны, - транссубъективных ценностей, существующих в сфере идеального бытия и постигаемых интуитивно. Именно эти транссубъективные ценности и придают человеч. жизни, переживаниям ценностный характер. К таким транссубъективным ценностям Л. относит прежде всего религию, а затем также и эстетическое. В конечном счете все существующее в сфере идеального бытия, поскольку оно имеет интенциональный характер, оказывается сводимым к понятию ценности. Поэтому Л. определяет философию как учение о ценностях.

Претензия Л. на строгое обоснование принципов науки, на создание науч. мировоззрения опровергается его крайне упрощенным и в конечном счете антинауч. пониманием естествознания и практич. деятельности, к-рые рассматриваются как наиболее удаленные от идеального бытия.

Соч.: Die Logik der Philosophie und die Kategorienlehre, Tübingen, 1911, Die Lehre vom Urteil, Tübingen, 1912, Gesammelte Schriften, Bd 1-3, Tübingen, 1923-24

Лит.: Pick G., Die Übergegensätzlichkeit der Werte. Gedanken über das religiöse Moment in Ε. L. logischen Schriften vom Standpunkt des transzendentalen Idealismus, Tübingen, 1921, Herrigel E., E. L. Wertsystem, "Logos", 1923-24, Bd 12.

Т. Ойзерман. Москва.

В начало энциклопедии