Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ГУМАНИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГУМАНИЗМ

ГУМАНИЗМ (от лат. humanus - человеческий, человечный; образованный) - в узком смысле направление светской мысли эпохи Возрождения, связанное с изучением античных памятников в философии, этике, искусстве и в филологии; в широком смысле - прогрессивное направление в обществ. мысли, характеризующееся защитой достоинства личности, ее свободы и всестороннего развития, защитой человечности обществ. отношений. Новая, высшая форма Г. - марксистский Г. (социалистич. Г., пролетарский Г.), черта последовательно науч. мировоззрения и практики рабочего класса, цель к-рого - освобождение трудящихся всех рас и наций от классового и нац. гнета и неравенства, утверждение действительной свободы и счастья человека путем создания коммунистич. общества, где личность будет всесторонне развита и где будет воплощен в жизнь самый справедливый принцип - "от каждого по его способностям, каждому по его потребностям". Социализм есть первая, низшая фаза коммунизма. Домарксистский гуманизм.

Социальной основой возникновения Г. была классовая борьба против различных форм феод.-клерик. эксплуатации - крест. восстания, выступления гор. низов - плебеев и ремесленников, а также и нарождавшейся торг. и пром. буржуазии. Г. развивался не только в Зап. Европе. В сов. науке проводятся исследования (см. лит. в конце статьи) развития гуманистич. идей у народов СССР, народов Китая и у др. народов Востока. Так, развитие идей "человечности" (жэнь) в Китае происходило в 8-12 вв. и было направлено против религ. норм буддизма и даосизма, являвшихся тогда главной идеологич. опорой феод. строя в Китае. Гуманистич. мысль в Ср. Азии, Грузии и Армении проникает в поэзию, философию и ученую литературу в 10-12 вв. Возникновение гуманистич. идей в России относится к 15-16 вв.

Мощным идейным движением Г. стал в странах Зап. и Центр. Европы, придав окраску всей идеологии эпохи начала капитализма. К этому времени духовная диктатура церкви была сломлена, жизнерадостное свободомыслие стало укореняться у многих народов (см. Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1955, с. 3-4). Если в центре ср.-век. религ. мировоззрения стоял бог, то в воззрениях гуманистов - человек. Вместо религ.-аскетич. идеи о греховности плоти и земной жизни провозглашалось право человека на удовлетворение земных потребностей, на наслаждение, получила выражение идея свободы личности, справедливого обществ. устройства. Стремление к наслаждению рассматривалось как побудительная причина действий человека. Возник интерес к античному мировоззрению, к этике Эпикура. Понимание человека как части природы и требование беспрепятств. удовлетворения его "земных" потребностей стали главным ядром гуманистич. идей. В разной форме и с различными оттенками эти идеи развивали первые европ. гуманисты - Петрарка, Бруни, Валла, Пико делла Мирандола, Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Кампанелла, Микеланджело, Бруно, Галилей и др. в Италии; Доле, Люперье, Рабле, Монтень и др. во Франции; Мюнцер, Гуттен, Рейхлин, Дюрер и др. в Германии; Гуска, Желивский и др. в Чехии; Коперник, Гжегож из Санока и др. в Польше; Джон Болл, Т. Мод, Шекспир, Ф. Бэкон, Уинстэнли и др. в Англии; Вивес, Сервантес и др. в Испании; Эразм Роттердамский в Голландии и др.

Уже в эпоху Возрождения намечаются и в дальнейшем развиваются две тенденции в истории гуманистич. идей, хотя эти тенденции на различных этапах и в воззрениях отдельных представителей Г. переплетаются. Связанные общностью своей антифеод. и антицерк. устремленности, эти тенденции различались по той социальной почве, из к-рой они вырастали, и по той проблематике, к-рая стояла в центре интересов представителей этих тенденций. Первую из них выражали прогрессивные бурж. мыслители 17-18 вв. (в некоторых странах и начала 19 в.), вторую - представители нар.-освободит. движения и утопич. социализма.

Бурж. Г. этого периода, выражая интересы идущей к власти буржуазии, в то же время выступал и от имени всего народа, поскольку весь народ был заинтересован в сокрушении феодализма. Представители бурж. Г. занимались проблемами обществ. жизни, считали, что человек - обществ. существо; они строили планы справедливого обществ. устройства. Но в центр своего внимания и теоретич. интересов они ставили отдельную личность, считая людей от природы равными и свободными. Бурж. Г. имел своей материальной основой частную собственность, нравств. основой - индивидуализм и "разумный эгоизм", идеалом - свободное развитие "естественной природы" человека. Однако лучшие представители бурж. Г. видели, что лозунг свободы личности и беспрепятств. развития ее "естеств. природы" реализуется в практике жизни как удовлетворение необузданных, антиобществ., антинар. интересов буржуа. Поэтому, по мере развития бурж. общества, сторонники идей бурж. Г. стремились разрешить проблему сочетания обществ. интереса и интереса "свободной личности". Так, франц. материалист Гельвеций в соч. "Об удовольствии" (1738) и "О человеке, его умственных способностях и воспитании" (1772), констатируя противоречие между свободой индивидуальности и интересами общества, для разрешения этого противоречия выдвигал теорию правильно понятого личного интереса. Лессинг предлагал решать это противоречие с помощью таких средств, как дисциплина и самообладание, Шиллер - с помощью эстетического воспитания, Дидро - посредством подчинения страстей разуму и утверждения умеренности как важнейшей добродетели и т. д. Но проблема гармонии личных и обществ. интересов оказалась для них неразрешимой, поскольку, связывая осуществление гуманистич. идеалов с уничтожением феод. собственности и феод. форм эксплуатации, они не выступали против частной собственности и эксплуатации вообще. Даже наиболее радикальные представители бурж. Г. не шли дальше требования наделения всех граждан частной собственностью. Тем самым сохранялась основа глубоких социальных противоречий, угнетения одних другими, войн и прочих антигуманных явлений, против к-рых искренне хотели бороться представители передового бурж. Г.

Вторая тенденция в развитии Г., связанная с утопическим социализмом, опиралась на более широкую социальную базу, выражала чаяния крестьянства, зарождавшегося рабочего класса, городского "плебса" и была тесно связана с нар. революц. движениями. Представители этой тенденции Г. тоже выступили против феод.-клерик. идеологии, тоже отстаивали права личности, считали людей равными по природе. Но в центр своего внимания они поставили проблему форм общения и связи людей, выдвинули требование имуществ. равенства людей, равного участия всех в обществ. производстве, создания такого справедливого обществ. устройства, где "знания, почести и наслаждения являются общим достоянием" (Кампанелла Т., Город солнца, М., 1954, с. 45). Еще в 14 в. идеологи один из руководителей восстания Уота Тайлера - Джон Болл восклицал: "никогда в Англии не будет хорошей жизни, пока все имущество не станет общим и пока существуют дворяне и вилланы" (цит. по кн.: "Архив Маркса и Энгельса", т. 8, 1946, с. 371). В 15 в. внутри гуситского движения в Чехии идеологи Табора (Гуска, Желивский) направили всю силу своих революц. проповедей на разоблачение панов и попов, живших "не по закону божьему", а ограблением народа. Табориты выдвинули идею справедливости и "общей свободы", "жизни общиной" на основе общности имущества. Эта идея была подхвачена во время Крестьянской войны в Германии в 16 в. Мюнцером, нашла отражение в соч. Кампанеллы и Т. Мора. Не просто юридическое равенство людей перед законом, а "философский образ жизни общиной" (Кампанелла Т., Город солнца, с. 45) провозгласили утописты условием счастья каждого и всех. Во время англ. бурж. революции 17 в. вождь диггеров Уинстэнли дал критику не только феод.-королевской власти, но и принципов бурж. Г., в частности его главному требованию - "естественной" индивидуальной свободы; истинная свобода "заключается в законах общей свободы... не в том, чтобы один порабощал другого, но чтобы оба жили в довольстве и свободе" ("Закон свободы", в кн.: Избр. памфлеты, М.-Л., 1950, с. 236). В учениях утопистов материальной основой "общей свободы" был провозглашен труд, а не частная собственность и праздность. В утопиях того времени труд входил в обязанность каждого, а удовлетворение потребностей объявлялось правом каждого.

Утопическо-социалистич. традиция Г. получила новое развитие в 19 в. в утопич. системах Оуэна, Сен-Симона, Фурье. Утвердившееся в 19 в. бурж. общество оказалось "вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей" (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 241). Вместо провозглашенных принципов свободы, равенства и братства, обещанного расцвета личности новое бурж. общество с его капиталистич. формами эксплуатации и угнетения вело к деградации и моральному падению личности. Антигуманистич. природа бурж. общества ясно обнаружилась, стали очевидными противоречия капитализма, в т.ч. и все возрастающая нищета, необеспеченность, безработица в среде рабочего класса. Поэтому утопическо-социалистич. Г. 19 в. тесно связан с критикой капитализма, с требованиями рабочих. Отражая эти требования, утописты провозглашали не только обязанность, но и право на труд, к-рого капитализм фактически лишал рабочего (см. Ш. Фурье, Избр. соч., т. 2, М.-Л., 1951, с. 156). Этот взгляд на труд как на неотъемлемое обществ. право человека и его естеств. потребность помог Фурье найти единую основу для преодоления элементов аскетизма в утопич. традиции Г.; в страстях Фурье видел движущие силы обществ. развития; гармония и равновесие страстей в новом обществе являлись для него результатом широкого их развития, а не подавления (см. тамже, т. 4, М., 1954, с. 82). В своей классификации страстей Фурье открывал страсти коллективности: сцепляющую, разнообразящую, упорядочивающую и гармоническую (см. тамже, т. 1, М.-Л., 1951, с. 195-96), к-рые разовьются в новом строе. Вместе с тем утопич. социалисты не были в состоянии увидеть объективную закономерность возникновения нового обществ. строя и выводили необходимость создания этого строя из требования добра, справедливости и этич. понятий. Фурье и другие утописты отрицали революц. методы разрешения классовых антагонизмов. В отличие от зап.-европ. утопистов 19 в., рус. революц. демократы середины 19 в. (Белинский, Добролюбов, Чернышевский), революц. народники (см. Народничество) сочетали идеал полноты материальной и духовной жизни народа, гармонии жизни "ума и сердца" с идеей революц. преобразования общества ради "общей свободы" нар. масс.

Несмотря на то, что гл. внимание представителей этих двух тенденций домарксистской гуманистич. мысли было направлено на достижение различных идеалов, между этими тенденциями существовала тесная связь. Маркс отмечал непосредств. зависимость утопического социализма и коммунизма от этики и вообще от учения о человеке франц. материализма, в частности Гельвеция (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 144-46).

Г. это не только буржуазное направление мысли или черта бурж. мировоззрения на определенной ступени его развития. Буржуазному Г. противостоит Г. пролетарский, коммунистический.

Социалистический гуманизм.

Классовая борьба пролетариата обусловила формирование новой концепции Г., связанной с возникновением научного коммунизма, созданного Марксом и Энгельсом. Превращение коммунизма из утопического в научный оказало решающее влияние на дальнейшее развитие идей Г. Марксизм критически переработал лучшее в Г. прошлого, унаследовал его демократич. и социалистич. элементы. Основоположники марксизма указали на частную собственность, капиталистич. эксплуатацию, на "отчуждение труда" как на главные причины "обесчеловечивания" человека в условиях капиталистич. общества. Маркс и Энгельс вскрыли вопиющие результаты, к к-рым приводит капиталистич. эксплуатация и капиталистич. разделение труда: чем больше работает трудящийся, "тем беднее становится он сам, его внутренний мир, тем меньшее имущество ему принадлежит" (Маркс К., см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 561). Рабочий "в своём труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развёртывает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свой дух" (там же, с. 563).

В последующий период критика Марксом и Энгельсом антигуманистич. природы капиталистич. общества становится все более глубокой, острой и всесторонней. "В наше время, - говорил Маркс в речи на юбилее "Народной газеты", - каждая вещь как бы чревата своей противоположностью. Мы видим, что машина, обладающая чудесной силой сокращать и делать плодотворнее человеческий труд, приводит к голоду и изнурению. Вновь открытые источники богатства благодаря каким-то роковым чарам становятся источниками лишений. Победы искусства куплены, по-видимому, ценой потери морального качества. Человечество в целом приобретает все большую власть над природой, в то время как отдельный человек становится рабом других людей или своего собственного унижения. Кажется, что даже чистый свет науки не может сиять иначе, как только на мрачном фоне невежества. Все наши открытия и весь наш прогресс как будто приводят к тому, что материальные силы наделяются интеллектуальной жизнью, а человеческая жизнь низводится до степени тупой материальной силы. Этот антагонизм между современной промышленностью и наукой, с одной стороны, и нищетой и упадком - с другой, этот антагонизм между производительными силами и общественными отношениями нашей эпохи есть осязаемый, гнетущий и неоспоримый факт" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, 1955, с. 318).

Критика антигуманистич. природы капиталистич. общества, содержащаяся в работах Маркса и Энгельса, сохраняет все свое значение и для совр. монополистич. капитализма. Империалистич. стадия не только ослабила, но, напротив, усилила до крайней степени противоречия, к-рые вызываются развитием техники и обществ. разделением труда в условиях капитализма. В совр. капиталистич. обществе высшие достижения человеч. гения обращаются против трудящегося человека; автоматизация производства имеет своим результатом новые сотни тысяч безработных; высшие достижения науки используются монополистами для создания оружия массового уничтожения, в их руках они становятся угрозой всему человечеству. Таков чудовищный результат, к к-рому привело развитие капитализма в совр. эпоху.

Марксизм преодолел отвлеченный характер гуманистич. идеалов социалистов-утопистов и Фейербаха. Маркс и Энгельс подвергли самой решительной критике Фейербаха и "истинных социалистов" за крайне отвлеченное понимание человека, рассматриваемого вне отношения к обществу, классу и пр., за стремление поставить абстрактный Г. выше коммунизма и социализма и объявить его их "высшим единством" (Соч., 2 изд., т. 3, с. 469). Для основоположников марксизма коммунизм и был реальным Г., т.е. Г. на деле, в жизни. В работе "Морализующая критика и критикующая мораль" (1847) Маркс вскрыл материальную обществ. основу противоречий бурж. Г. и отверг попытки потопить классовые противоположности во всеобщей идее "человечности" (см. тамже, т. 4, с. 311). Маркс подчеркивал, что "если деятельность рабочего для него самого является мýкой, то кому-то другому она должна доставлять н а с л а ж д е н и е и жизнерадостность" (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 568). Поэтому условия свободы личности у рабочего и у нерабочего различны, а следовательно, различны и пути ее освобождения и всестороннего развития. Маркс и Энгельс неоднократно указывали, что абстрактный, лишенный классового содержания Г. "вообще", человечность "вообще", свобода личности "вообще" относятся к иллюзиям, маскирующим глубокую пропасть между положением трудящегося и эксплуататора. О какой свободе личности может идти речь, если трудящийся находится под гнетом материальной нужды, зависимости от капитализма и ему фактически закрыт доступ к богатствам материальной и духовной культуры?! Свобода личности для буржуа означает свободу для эксплуатации, разбоя и угнетения личностей трудового народа. "Надо было заменить культ абстрактного человека... наукой о действительных людях в их историческом развитии. Это дальнейшее развитие фейербаховской точки зрения, выходящее за пределы философии Фейербаха, начато было в 1845 г. Марксом в книге „Святое семейство"" (Энгельс Ф., Людвиг Фейербах..., 1955, с. 34).

Марксизм, рассматривающий человека конкретно-исторически и характеризующий "сущность человека" как "совокупность всех общественных отношений" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3), представляет собой единственно научное понимание обществ. человека, условий его реального освобождения и перспектив его развития. Практич. решение противоречий личности и общества, вопроса о свободе и развитии личности заключается в том, что "за счет в с е г о общества" совершается обеспечение "п о л н о г о благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 6, с. 37). Классики марксизма-ленинизма показали объективную невозможность разрешить на почве капитализма "вечные антиномии" бурж. Г. - личности и общества, свободы и обществ. необходимости, индивидуализма и коллективизма, и связали их решение с пролетарской революцией и строительством социализма и коммунизма. "Для достижения самой цели необходимо массовое изменение людей, которое возможно только в практическом движении, в р е в о л ю ц и и": необходимо "сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества" (там же, с. 70). Противоположность марксизма бурж. Г. и качеств. отличие марксистского Г. от буржуазного ясно и отчетливо выступает во всей теории науч. коммунизма. Согласно этой теории, тот же самый историч. процесс, к-рый в условиях господства частной собственности привел к такому развитию обществ. разделения труда, к-рое расчленило личность, с необходимостью ведет к созданию материальных возможностей для возникновения цельного, всесторонне развитого человека коммунистич. об-ва. Развитие производительных сил уже в условиях капиталистич. об-ва создает предпосылки для ликвидации калечащего человеч. личность обществ. разделения труда. "...Крупная промышленность, - писал Маркс, - ...как вопрос жизни и смерти, ставит задачу: ...частичного рабочего, простого носителя известной частичной общественной функции, заменить всесторонне развитым индивидуумом, для которого различные общественные функции представляют сменяющие друг друга способы жизнедеятельности" ("Капитал", т. 1, М., 1955, с. 493). Однако для того чтобы реализовать эти возможности необходимо революц. уничтожение того строя капиталистич. собственности, к-рый стремится увековечить антагонистич. форму разделения труда. В революц. классовой борьбе пробуждается гордое сознание и достоинство личности угнетенного, к-рый из раба превращается в революционера (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 13, с. 38). Маркс провозгласил "эмансипацию общества от частной собственности", политич. эмансипацию рабочих, показав, что их освобождение "заключает в себе общечеловеческую эмансипацию" (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, с. 570).

"Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 75). "Коллективность революционных пролетариев, ставящих под свой контроль как условия своего существования, так и условия существования всех членов общества, ...объединение индивидов..., которое ставит под их контроль условия свободного развития и движения индивидов" (там же, с. 76), - вот что, по Марксу, обеспечивает человеку возможность подлинно человеч. развития. Заняв господств. положение в обществе, буржуазия перешла к различным реакционным теориям и оправданию антинародной, бесчеловечной практики. Буржуазия утрачивает гуманистич. традицию; бурж. мировоззрение, проникнутое стремлением увековечить капиталистич. гнет, частную собственность на орудия и средства производства, эксплуатацию и порабощение трудящихся, становится чуждым и враждебным Г. Выходцы из среды бурж. интеллигенции, примыкавшие к гуманистич. традиции, неизбежно выступают как обличители бурж. антигуманистич. действительности (Г. Манн, Т. Манн, Р. Роллан и др.), как борцы с фашизмом. Многие из них симпатизируют марксизму или даже в процессе идейной эволюции переходят на позиции марксизма. Что же касается идеологов буржуазии, то со 2-й пол. 19 в. в их высказываниях все более и более отчетливо выявляется антигуманистич. природа бурж. общества. Аморализм, индивидуализм и человеконенавистничество, достигшие своего апогея у совр. монополистич. буржуазии, были своеобразно "предвосхищены" нем. философом Ф. Ницше. Ярый враг всего передового и демократического, он поучал, что над народными массами должна господствовать "каста господ", не связанных никакими нормами нравственности. Ницшеанство, а в 20 в. расизм (Розенберг и др.) обусловливали свободу "сверхчеловека" рабством массы. Аморализм и антигуманизм философии Ницше был воспринят фашизмом - самым бесчеловечным порождением совр. монополистич. капитализма. Гитлер заявлял, напр., что для управления народами необходимо отбирать людей, к-рые не позволят, чтобы ими руководили "соображения морали или жалости". Идеология и практика фашизма показали всю звериную, античеловеч. сущность совр. капитализма и реакц. буржуазии. Герм. фашизм, поощряемый междунар. империализмом, толкнул человечество в пучину 2-й мировой войны, залил Европу кровью, установил режим произвола. Фашизм был разгромлен, но его человеконенавистнич. идеи еще окончательно не умерли, ибо существует та почва, к-рая их порождает, - империализм. На какие чудовищные преступления перед человечеством готовы пойти ныне империалисты, свидетельствует, напр., выступление лорда Данди в верхней палате англ. парламента, к-рый заявил, что он и его друзья в Англии и Америке предпочтут "перспективу нового мира, наполовину уничтоженного ядерной войной...", коммунистическому строю (The Parliamentary Debates, House of Lords, Fifth Series, v., CCVI, L., 1958, p.172-73).

Многие направления совр. бурж. философии и социологии прямо защищают антигуманистич. основы бурж. строя и коренным образом извращают реальные пути достижения подлинного Г. Экзистенциализм объявляет Г. независимым от общества личным делом каждого, тем самым придавая Г. антисоциальный характер. Католич. идеологи стремятся приписать Г. религ. мысли, мистич. основу и одновременно оклеветать или фальсифицировать марксистский Г. (Биго и др.).

Социал-демократич. идеологи и совр. ревизионисты провозгласили принципы бурж. Г. программным требованием в борьбе с коммунистич. идеологией. Еще в 1936 лидер франц. правых социал-демократов Л. Блюм в брошюре "Гуманный социализм" по сути дела противопоставлял бурж. Г. научному коммунизму и диктатуре пролетариата. Возрождая оппортунизм этич. социализма австромарксистов и Бернштейна, совр. ревизионизм защищает индивидуалистич. принципы Г. и требует от социализма их осуществления (А. Лефевр во Франции, Л. Колаковский в Польше, И. Видмар в Югославии и др.). Идеи "гуманистич. социализма" проникли и в теории т.н. интегрального социализма, в бурж. теории "государства благоденствия" и пр. Разрывая с марксизмом, совр. ревизионизм превращает индивидуалистич. принципы бурж. Г., связанного с частной собственностью, в мерило социалистич. действительности Советского Союза и стран народной демократии, использует бурж. Г. для критики науч. коммунизма. Ревизионисты обратились к ранним работам Маркса, выискивая в них отдельные домарксистские положения, заимствованные из нем. философских школ, явившихся одним из источников марксизма. Вместо марксистско-ленинского учения о социалистич. революции, диктатуре пролетариата и построении коммунизма ревизионисты выдвигают в качестве идеала "вечные принципы гуманизма" и задачу "преодоления отчуждения", понимаемого в гегельянском духе крайне абстрактно и извращенно. Философы-марксисты за рубежом (Тольятти, Гароди, Корню), сов. ученые (Волгин, Федосеев и др., см. Сб. тр. Ин-та Марксизма-ленинизма "Из истории формирования и развития марксизма", 1959) дали критику этой ложной, ревизионистской оценке бурж. Г. совр. ревизионистами, показали, что марксизм-ленинизм выдвинул перед рабочим классом задачу социалистической революции, ликвидации противоречия между обществ. характером труда и частным характером присвоения продуктов труда, т.е. ликвидацию эксплуатации человека человеком.

Социалистич. революция в России, а затем социалистич. революции в странах народной демократии открыли эпоху революц. переустройства общества и практич. осуществления принципов марксистского Г. В ходе социалистич. и коммунистич. строительства под руководством рабочего класса и его коммунистич. авангарда создаются материальные и духовные предпосылки для всестороннего развития личности, происходит массовое революционное перевоспитание миллионов трудящихся. Уничтожение частной собственности и всех форм эксплуатации человека человеком, ликвидация материальной нужды, политич. и религ. гнета, установление социального и нац. равенства, полного равноправия женщин и мужчин коренным образом изменили жизнь народа. В социалистич. странах созданы мощные производит. силы, совершена культурная революция, громадное развитие получили наука и техника, ликвидирована противоположность между городом и деревней, между физич. и умств. трудом, растет материальное благосостояние народа. В социалистич. обществе осуществлено "законное стремление к свободе от каторги бесчеловечного классового труда. В существе, в смысле своем - эта мечта - глубоко гуманитарна и, конечно, мало общего имела с "гуманизмом" буржуазия..." (Горький М., Собр. соч., т. 30, М., 1956, с. 332). Впервые в истории только в условиях социализма личность стала свободной от эксплуатации, независимой от "денежного мешка". Человечность социалистич. обществ. отношений получает свое яркое выражение в изменении характера и условий труда нар. масс. Положение человека, его достоинство, авторитет, обществ. признание определяются не классовым, сословным или нац. происхождением, не полом и имуществ. положением, а только личными способностями и трудом. Свободный труд на общество и на себя, обогащенный новым обществ. содержанием и значением, все более становится первой жизненной потребностью, желанной деятельностью человека, источником радости и наслаждения. Основанный на товарищеском сотрудничестве и взаимопомощи трудящихся труд выступает главным средством развития и воспитания личности. Изменение социальной формы труда при социализме рождает новые стимулы и движущие силы обществ. поведения человека, новые нормы отношений людей.

"Дух индивидуализма, личной корысти жажда наживы, вражда и конкуренция - такова суть морали буржуазного общества... Социализм утверждает иную мораль - сотрудничества и коллективизма, дружбы и взаимопомощи. Здесь на первое место выдвигается забота об общем благе народа, о всестороннем развитии человеческой личности в условиях коллектива, где человек человеку не враг, а друг и брат" (Хрущев Н. С., О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 годы, 1959, с. 60).

Благосостояние и счастье людей при социализме выступает как главная цель и забота всего общества. Вместо замкнутости и раздробленности людей, порождаемых капитализмом, социализм рождает великое чувство общности и братства людей, объединяет их усилия в созидании новых условий жизни для всех и каждого. В условиях социализма и коммунистич. строительства свободное и всестороннее развитие личности каждого трудящегося выступает как обществ. необходимость и осознанная цель. Научно-технич. революция в условиях социализма ускоряет достижение этой цели. В связи с ростом обществ. богатства и материального благосостояния народа, сокращением рабочего дня до 6-7, а в дальнейшем до 5-6 часов, отменой налогов возрастает свободное время трудящихся и материальные предпосылки их всестороннего развития. В ближайшие годы в СССР будет самый короткий в мире рабочий день и самая короткая рабочая неделя при одновременном росте благосостояния населения. Реальное осуществление права на образование, фактическая его доступность, возможность творчества в различных областях стали могучим толчком для выдвижения и роста миллионов талантов и дарований раскрепощенного народа, к-рые душил и подавлял капитализм.

Свободный доступ к политич. и обществ. деятельности для каждого гражданина социалистич. государства, постепенная передача нек-рых функций гос. управления обществ. организациям трудящихся способствуют развертыванию самодеятельности и инициативы масс, рождающих "новые формы общественной связи между людьми" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 30, с. 482; т. 29, с. 390), новые формы коллективизма в труде и жизни общества. Широкое движение трудящихся в СССР за коммунистич. труд, проходящее под девизом - "работать и жить по-коммунистически", распространяет новые формы коллективизма не только на производство, но и на область быта, культуры, воспитания. Идеологи бурж. индивидуализма боятся коллектива, изображают его как враждебное Г. начало. Практика социалистич. общества убедительно свидетельствует, что коллективизм не только не противоречит личности, но является необходимым условием ее нормального развития. Человек, по природе своей, существо общественное. Поэтому он только в коллективе может раскрыть заложенные в нем потенции. В период развернутого строительства коммунизма в СССР осуществляется задача создания в стране изобилия материальных и духовных благ, необходимых для всестороннего развития всех членов общества и удовлетворения их потребностей. Строительство коммунизма предполагает не только невиданное ранее развитие экономики, науки и культуры, оно открывает небывалый простор для наиболее полного и всестороннего раскрытия и выявления всех творческих возможностей и дарований человека.

Коммунистич. партия и социалистич. государство проводят в жизнь целую систему мероприятий, улучшающих жизнь народа, обеспечивающих обществ. воспитание подрастающего поколения и заботу о каждом человеке. Советский народ успешно решает задачу достижения самого высокого в мире жизненного уровня. В СССР создана широкая система детских садов и яслей, осуществлено обществ. бесплатное удовлетворение потребностей в общем и специальном образовании (включая и высшее), в больничном и амбулаторном лечении, в занятиях физич. культурой и художеств. самодеятельностью, массовая сеть библиотек и читален делает широко доступными книжные богатства. Гигантская программа жилищного строительства, развитие системы обществ. питания и др. мероприятия улучшают быт народа, способствуют росту свободного времени трудящихся и подлинному уравнению мужчин и женщин. По мере продвижения к коммунизму возрастает забота общества о каждом человеке от его рождения до глубокой старости. Соревнование между социализмом и капитализмом определяется не только производством продукции на душу населения. "Оно определяется и достижениями в области формирования человеческой личности с тем, чтобы человек, который создает все ценности на земле, был первой из этих ценностей, чтобы он все больше и успешнее двигал вперед науку и технику, облегчая и украшая жизнь на земле для всех людей" (Хрущев Н. С., см. "Правда", 1960, 28 сент., с. 2).

Новый, обогащенный социалистич. содержанием Г. включает в себя борьбу и с пережитками капитализма, "со всеми худшими сторонами спекуляции, наживы, обмана, подделки, либо "акробатством буржуазной благотворительности", которую лучшие рабочие по справедливости ненавидели и презирали" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 29, с. 396). В социалистич. обществе развертывается широкая действительно массовая борьба за воспитание личности, свободной от частнособственнич. пережитков, от мещанской узости и ограниченности, за сознательного строителя коммунизма.

"В ходе дальнейшего расширения общественных фондов потребления все сильнее будет утверждаться и развиваться коллективизм в жизни, в труде, в отношениях между людьми, вырабатываться умение разумно пользоваться все возрастающими благами коммунизма. Таким образом, коммунизм демонстрирует перед всем миром свои высокие гуманистические принципы, в основе которых лежит забота о счастье человека" (Хрущев Н. С., Об отмене налогов с рабочих и служащих..., 1960, с. 14).

Неотъемлемой чертой социалистич. Г. является его интернациональный характер, решительная борьба за предотвращение войн, за всеобщее и полное разоружение, за уничтожение колониального гнета и эксплуатации, за мир и дружбу между всеми народами. "Разоружение есть идеал социализма" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 23, с. 84). Миролюбивая политика социалистич. стран является выражением природы социализма, при к-ром отсутствуют классы или группы, заинтересованные в развязывании войн и гонке вооружений. Могущество СССР и др. социалистич. стран служит делу сохранения мира. СССР выступил с глубоко гуманными предложениями о всеобщем и полном разоружении, о полной и окончательной ликвидации колониального режима во всех его формах и проявлениях. "Коммунистическая идеология - это наиболее гуманная идеология в мире. Мы считаем, что нет ничего дороже человека и поэтому не пожалеем никаких усилий, чтобы отвести от человечества угрозу новой мировой бойни" (Хрущев Н. С., За прочный мир и мирное сосуществование, 1958, с. 187; см. также: "Свободу и независимость всем колониальным народам, решить проблему всеобщего разоружения", М., 1960).

Построение материально-технич. базы коммунизма наряду со свободным и всесторонним развитием людей, ростом их сознательности приведет к материальному и духовному изобилию, к становлению нового человека коммунистич. общества. Осуществление коммунистич. принципа: "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям", будет вместе с тем полным торжеством марксистского Г. На высшей фазе коммунизма будут преодолены ограничения социализма, связанные с недостаточным уровнем развития производит. сил, остатками старого разделения труда и пережитками капитализма в сознании людей, устранены существенные различия между городом и деревней, между физич. и умств. трудом. Коммунизм создаст условия для свободного и полного развития и применения склонностей и дарований всех людей, для активного участия каждого во всех сторонах жизни общества. Независимо от количества и качества своего труда каждый человек сможет удовлетворить свои растущие и изменяющиеся потребности. Свободный от материальной нужды и необходимости ограничения потребностей, беспрепятственно развивающийся человек коммунистич. общества избавится от привычек и черт старого общества. В нем будут гармонически сочетаться духовное богатство, моральная чистота и физич. совершенство. Нормой отношений людей станет уважение и любовь человека к человеку, подлинное равенство и справедливость. Развитие человека будет "самоцелью" общества (см. К. Маркс, Капитал, т. 3, 1955, с. 833). До ликвидации бурж. общества историч. развитие совершалось путем закабаления одних людей другими, после уничтожения бурж. обществ. строя необходимым условием социального прогресса становится свободное развитие каждого члена общества.

Повседневная деятельность и творчество народа" вдохновляемого великой целью и достигнутыми результатами, с неизбежностью приведет к построению коммунистич. общества, в к-ром "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 447).

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, [M]., 1955, гл. 12, 13 и 24; т. 3, М., 1955, гл. 48 и 51; Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, (Введение); его же, Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, М., 1956; его же, Развитие социализма от утопии к науке, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1955; Ленин В. И., Две утопии, Соч., 4 изд., т. 18; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3, гл. 7, § 12, гл. 8, §§ 3, 6; его же, Новый фабричный закон, там же, т. 2; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 27; Меринг Ф., Гуманизм Фейербаха и Маркс, в его кн.: На страже марксизма, пер. с нем., М.-Л., 1927; Плеханов Г. В., К вопросу о роли личности в истории, Избр. философские произв., т. 2, М., 1956; Хрущев Н. С., Ответ на открытое письмо английского философа Бертрана Рассела, "Международная жизнь", 1958, No 1; его же, Письмо Бертрану Расселу, там же, 1958, No 4; Жить в мире и дружбе! Пребывание Председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущева в США, [М., 1959]; Сказкин С. Д., К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма, в сб.: Средние века, вып. 11, М., 1958; Корелин М. С, Ранний итальянский гуманизм и его историография, 2 изд., т. 1-4, СПБ, 1914; Фойгт Г., Возрождение классической древности, или Первый век гуманизма, пер. с нем., т. 1-2, М., 1884-85; Вульфиус А. Г., Проблемы духовного развития. Гуманизм, реформация, католическая реформа, П., 1922 (имеется библиогр.); Хоментовская Α., Итальянский гуманизм в современной историографии, "Анналы. Ж. всеобщей истории, изд. Российской Акад. Наук", П., 1923, No 3; Гейгер Л., История немецкого гуманизма, пер. с нем., СПБ, 1899; Клибанов А. И., У истоков русской гуманистической мысли в России, "Вестн. истории мировой культуры"; 1958, No 1 и 2; 1959, No 1; Алексеев М. П., Явления гуманизма в литературе и публицистике Древней Руси (XVI-XVII вв.), М., 1958; Конрад Н. И., "Средние века" в исторической науке, в кн.: Из истории социально-политических идей. Сб. статей, М., 1955; его же, Начало китайского гуманизма, "Сов. востоковедение", 1957, No 3; Позднеева Л., К вопросу об общественно-политических и философских взглядах поэта Юань Чжэня, в кн.: Сб. статей по истории стран Дальнего Востока, [М.], 1952; Волгин В. П., Гуманизм и социализм, М., 1955; его же, Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке, М., 1958; Федосеев П.Н., Социализм и гуманизм, М., 1958; Штолл Л., Классовая борьба и гуманизм, "Проблемы мира и социализма", 1958, No 3; Мелещенко З. Н., Некоторые вопросы исторического материализма в "Тюремных тетрадях" А. Грамши, "Вестн. ЛГУ", 1958, No 11, Сер. экон., филос. и права; Юдин П. Ф., По поводу статьи Д. Неру "Основной подход", "Проблемы мира и социализма", 1958, No 4; Петросян М., Коммунизм - полное воплощение реального гуманизма, "Коммунист", 1959, No 7; Гак Г., Строительство коммунизма и всестороннее развитие личности, там же, No 12; Гароди Р., Марксистский гуманизм, пер. с франц., М., 1959; Грамши Α., Тюремные тетради, Избр. произв., т. 3, М., 1959; Рюриков Б., Социализм и человек, "Проблемы мира и социализма", 1960, No 1.

Л. Денисова. Москва.

В начало энциклопедии