Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ЖЭНЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЖЭНЬ

ЖЭНЬ (кит. - гуманность, гуманизм, человеколюбие)

1) Одна из осн. этич. категорий конфуцианства. У Конфуция и Мэн-цзы Ж. выступает как проявление в человеч. отношениях принципа ли, к-рый отражает совокупность обществ. отношений, политич. и экономич. порядок в обществе. "На то, что противоречит ли - не смотри, того, что противоречит ему - не слушай, того, что противоречит ему - не говори, того, что противоречит ему - не делай" ("Луньюй", XII, 1). Без Ж. ли недействительно: "Если человек не обладает жэнь, то что толку в ли? Если человек не обладает жэнь, то что толку в музыке?" ("Луньюй", III, 3).

В идее Ж. получила отражение классовая сущность рабовладельч. и феод. общества Китая с его иерархией, отношениями господства и подчинения. Подлинная гуманность предполагает самоотречение во имя соблюдения ли, во имя обществ. интересов. Гуманность правителя, по Конфуцию, состоит в том, чтобы осуществлять разумную и мудрую политику, направленную на соблюдение ли.

Как общий этич. принцип Ж. конкретизируется в более частных принципах: долге, справедливости, рассматриваемых как основа управления государством и умиротворения подданных. Согласно конфуцианству, для каждого человека отведено справедливое место в обществе, и он должен добросовестно исполнять свои обязанности. Принцип Ж. регулирует не только отношения внутри гос-ва, но и внутри семьи, к-рая рассматривается конфуцианством как основа, "корень" гос-ва.

Гуманный человек, согласно конфуцианству, должен обладать многими положит. качествами: мудростью ("Не будучи мудрым, как можно быть гуманным", "Луньюй", V, 18), храбростью, верностью, честностью и прямолинейностью. В отношениях между собой благородные должны проявлять взаимодоверие, взаимопомощь.

С эволюцией конфуцианства изменялось также и содержание категории Ж. Так, в 19 в. Тань Сы-тун в соч. "Учение о гуманности" ("Жэнь сюэ", 1898, последнее изд. 1958) вкладывает в понятие Ж. буржуазно-демократич. содержание. В то же время Ж. выступает у него и как космологич. принцип. Являясь одной из осн. этич. категорий конфуцианства, Ж. получило в различные периоды кит. общества различное истолкование. Гуманистич. идея, содержащаяся в Ж., позволила многим мыслителям трактовать категорию Ж. именно с этой стороны, что дает основание рассматривать ее как осн. понятие кит. гуманизма.

Э. Баталов. Москва.

2) Ж. - основное понятие кит. гуманизма. По своему прямому лексическому значению оно соответствует лат. humanitas (человеческое начало, человечность), но осмысливалось оно в разное историческое время по-разному. Гл. вехами в истории его осмысления были те эпохи китайской истории, когда тема гуманизма вставала перед китайским обществом с повелительной силой.

Первой такой эпохой, еще в условиях рабовладельч. строя, было время 5-3 вв. до н. э. В эти века в жизни кит. общества, разделенного тогда на ряд отд. гос-в, стала все с возрастающей силой проявляться исторически прогрессивная тенденция к объединению страны в одном большом государстве. Эта тенденция, естественно, была сопряжена с критикой системы управления, практиковавшейся тогда в кит. гос-вах, с критикой стремления их правителей к захвату власти над страной путем войн: это время так и вошло в историю как "чшаньго" - период "воюющих царств". Именно в такой обстановке, в противовес политике насилий и захватов, и была выставлена концепция Ж. Ее глашатаями были Конфуций и Мэн-цзы, ставшие позднее двумя основателями того направления обществ. мысли, к-рое в Европе назвали "конфуцианством".

Понятие Ж. существовало в кит. обществе и до Конфуция. Оно понималось тогда как то свойство природы человека, которое обусловливает само существование человеческого общества как упорядоченного коллектива. Порядок этот мыслился тогда в категориях т. н. "пяти отношений" - между родителями и детьми, мужем и женой, старшими братьями и младшими, "друзьями", т.е. членами разных семей, правителем и управляемыми; иначе говоря, - в категориях, характерных для патриархального строя времен родоплеменных союзов. Обязанности, вытекающие из этих отношений, воспринимались как ли - нормы человеческого общежития, нормы обычного права. Ж. (человеческое) в этом осмыслении понималось как присущее самой человеческой природе стремление следовать таким нормам.

Конфуций (551-479) не отверг эту концепцию Ж., но внес в нее совершенно новое: он выставил положение, что существо Ж. (человеческого начала) - в "искреннем сочувствии" другим, т.е. в признании другого таким же человеком, и в активном сопереживании с этим другим всего того, что с ним происходит. Это был первый призыв к тому, чтобы во всяком человеке видеть человека. К этому Конфуций прежде всего призывал правителей.

Мэн-цзы (372-289) пошел дальше. Ему принадлежит формула: "жэнь (человеческое начало) это - человек; соединяя их вместе, скажем: Путь"; т.е. человеческое в человеке - начало не инертное, но действенное, оно - "путь человека". Мэн-цзы при этом добавил к Ж. еще "и" - принцип "должного", так же, по его мысли, свойственного человеческой природе.

Соединенную концепцию "человеческого" и "должного", представленную главным образом в весьма конкретных категориях "человеколюбия" и "справедливости", Мэн-цзы выставил как путь к созданию процветающего гос-ва, могущего силой своего примера привлечь на свою сторону все население страны и тем самым мирным путем, без войны, объединить всю страну. Такую концепцию он противопоставил принципу "выгоды" - ведущему принципу правителей того времени, видящих путь к созданию своего государства только в войне. Такова была первая концепция китайского гуманизма.

Второй знаменательный этап в истории гуманистических идей в Китае начался в 8 в. н.э., в момент серьезного перелома в общественной жизни и мысли феодального тогда Китая. Перелом этот был связан с огромным развитием городов, как центров производства и торговли, просвещения и культуры; связан с ростом городских сословий, с появлением влиятельного слоя интеллигенции. В этой среде и зародился новый гуманизм как протест против сковывающего живую творческую мысль идеологического догматизма средневекового конфуцианства, приспособившегося к политике правящего класса; против догматизма и его неизбежной и обязательной спутницы - схоластики. Глашатаем нового гуманизма был Хань Юй (768-824).

Концепция Хань Юя выражена в словах: "Человеческое (жэнь) это - любовь ко всем; осуществлять человеческое и притом так, как нужно, это - чувство должного в человеке (и); следовать такой стезе это - путь человеческий (дао)". Из этой формулы видно, что Хань Юй принял концепцию "человеческого и должного", провозглашенную в древности Мэн-цзы, но предложил понимать "человеческое" как "любовь ко всем", имея в виду действенную природу ("путь человеческий") этого начала. Эту концепцию Хань Юй противопоставил не только догматизму и схоластике конфуцианства своего времени, но и буддийской идее "нирваны", как отрицания мира, и даосской идее "недеяния", как отказа от всякого вмешательства человеческой воли в жизнь. Такое возвышение самодовлеющей ценности человеч. личности, призыв к деятельному, творческому вторжению в жизнь соединились с огромным обществ. подъемом. Перемен в существе политического строя под влиянием этих идей не произошло, но активность народных масс в такой обстановке возросла и под воздействием давления со стороны народа, ряда восстаний, главное, что препятствовало развитию страны, - абсолютистский строй, сосредоточивший контроль над всей экономич. жизнью страны, над всем обществом в руках центральной власти, рухнул. В этой обстановке и расцвела замечательная литература и иск-во, публицистика и философия.

Последующие мыслители этой великой эпохи перестройки жизни и общественного сознания в Китае высоко вознесли идею "человеческого". Чэн Мин-дао (1032-1085) провозгласил, что "жэнь" это - "путь жизни" (шэнь дао) вообще. Чжу Си (1130-1200) придал "человеческому началу" значение всеобщей творческой силы (ци), действующей и в природе, и в обществе: в мире природы она порождает "все вещи" (вань-у), т.е. направляет жизнь всех предметов и явлений; в мире человека она порождает закон (ли) общественной жизни, в ближайшем осмыслении - нравственный закон, управляющий жизнью общества.

Т.о., концепция Ж. прошла три этапа. Сначала она имела в виду главным образом "путь управления", призывая правителей видеть в каждом человеке именно человека прежде всего и жить общей с ним жизнью. Затем эта концепция была возведена в закон "любви ко всем" при признании самодовлеющей природы человеческой личности. Эта концепция привела в конечном счете к провозглашению "человеческого начала" как высшей творческой силы всей жизни вообще - и общества, и природы. В этой последней концепции проявилось представление о природе как сфере, органически связанной с человеком и его деятельностью.

Последующие учения феодального Китая не пошли дальше этой концепции, выбирая из нее те элементы, которые в силу обществ, требований своего момента оказывались наиболее применимыми. По-разному звучала и сама тема гуманизма. Были времена, когда она и совсем отходила на задний план. Известное оживление этой темы отмечается в 17-18 вв. - в эпоху, по своему историческому содержанию близкую той, к-рая носит на Западе назв. эпохи Просвещения.

Новый этап истории гуманистич. мысли в Китае наступил в наше время - после вступления кит. народа на путь социализма. Концепция гуманизма в этом случае соединила в себе наиболее эффективные идеи прежних концепций с идеями подлинно народной демократии, осуществляемой в условиях социалистического общественного строя. Появилось и новое слово: "жэньдаочжуи", заменившее старое "жэнь". Это новое слово и по смыслу и даже формально-лексически соответствует общеевропейскому "гуманизм" и составлено по образцу последнего ("жэньдао" - humanitas, "чжуи" - суффикс, соответствующий европейскому "изм").

Следует добавить, что идеи кит. гуманизма разрабатывались также конфуцианской мыслью в Корее и особенно в Японии. Из корейских мыслителей должен быть особо отмечен И (Ли) Тхве-ге (16 в.), из японских - Ито Дзинсай (17 в.). Последнему принадлежит наиболее разработанная концепция жэнь, отвечающая требованиям эпохи Просвещения, в которой проходила его жизнь.

Я. Конрад. Москва.

Лит.: "Мэн-цзы". Китайский философ Мэн-цзы, пер. [с кит.] П. С. Попова, СПБ, 1904; "Лунь юй". Изречения Конфуция, учеников его и других лиц, пер. [с кит.] П. С. Попова, СПБ, 1910; Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947; Конрад Н. И., Начало китайского гуманизма, "Сов. востоковедение", 1957, No 3; Александров Г. Ф., История социологических учений. Древний Восток, М., 1959; Го Mо-жо, Бронзовый век, М., 1959; ХоуВай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 1-5, Пекин, 1957-60; Φын Ю-лань, Относительно идей Конфуция о "жэнь", "Чжэсюэ яньцзю", 1961, No 5; Ζеnker Е. V., Soziale Moral in China und Japan, Münch. - Lpz., 1914; Dawson M. M., The ethics of Confucius. The sayings of the master and his disciples upon the conduct of the superior man, N. Y.-L., 1915; Wing-tait-chan, The evolution of the concept of Yen, "Philos. East and West", 1955, [v.] 4, No 4, January.

В начало энциклопедии