Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ОППОРТУНИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОППОРТУНИЗМ

ОППОРТУНИЗМ (в рабочем д в и ж е н и и) (от лат. opportunus - удобный) - теория и практика, идущая вразрез с действит. интересами рабочего класса, толкающая рабочее движение на путь, выгодный буржуазии. О. прямо или косвенно, путем соглашательства и открытой капитуляции или посредством неоправданных и провокационных действий приспосабливает и подчиняет рабочее движение интересам его классовых противников.

О. появляется вместе с развитием революц. движения рабочего класса во 2-й пол. 19 в. Первоначально его идейной основой были различные формы домарксового социализма, а его тактика заимствовалась у либеральных реформистов, а также у различных анархистских революц. сект. В период деятельности 1-го Интернационала Маркс и Энгельс вели решит. борьбу против псевдосоциалистич. взглядов, пытавшихся прямо или косвенно подчинить развивавшееся революц. рабочее движение интересам буржуазии. Борясь за вовлечение в революц. движение масс трудящихся, Маркс и Энгельс подвергли критике оппортунистич. концепции и тактич. установки, с одной стороны, Лассаля, Бернштейна, Шрамма за их прямую капитуляцию перед буржуазией, а с другой - Бакунина, Бланки, толкавших рабочее движение на путь авантюризма, бессмысленных жертв и неминуемых поражений. После победы марксизма в рабочем движении О. меняет идеологич. облачение и уже, как правило, выступает, прикрываясь марксистскими фразами. Внутри марксистского революц. рабочего движения О. в теоретич. плане обнаруживает себя то как ревизионизм, то как догматизм; в организационном отношении он оказывается то ликвидаторством, то сектантством; по направлению своих воздействий на революц. движение он выступает то как правый, то как левый О. По своей классовой природе О. внутри революц. рабочего движения есть проявление мелкобурж. идеологии и политики. Рабочий класс не отгорожен китайской стеной от др. социальных групп; пополняя его ряды, включаясь в рабочее движение, различные слои мелкой буржуазии, крестьянства, служащих, мелких ремесленников привносят в движение свои методы действия, свои взгляды, выражением к-рых и является О. На протяжении всей истории революц. рабочего движения О. выступает в двух осн. формах: как правый и как левый О. Каждая из этих форм О. имеет свое теоретич. и политич. содержание, претерпела эволюцию и отражает настроение и психологию разных групп мелкой буржуазии, средних слоев.

П р а в ы й О. - это меняющаяся совокупность реформистских теорий и соглашательских тактич. установок, направленных на непосредств. подчинение рабочего движения интересам буржуазии. Несмотря на то, что в ходе истории идейные позиции правого О. изменялись, в основе всех его разновидностей, пытавшихся утвердиться внутри революц. движения, лежит фаталистич. концепция, к-рая подменяет трезвый учет объективных условий преклонением перед стихийным экономич. развитием, отрицает или принижает роль революц. борьбы масс, принимает мелкие реформы за постепенное осуществление социализма, уповает на автоматич. "трансформацию капитализма в социализм". Защита "сотрудничества" классов, отречение от идеи социалистич. революции и диктатуры пролетариата, от революц. методов борьбы, приспособление к бурж. национализму, превращение в фетиш бурж. легальности и бурж. демократии, отказ от классовой точки зрения и классовой борьбы - таковы идейные основы правого О. Чаще всего правый О. в революц. рабочем движении является отражением настроений тех слоев мелкой буржуазии или отд. групп рабочего класса - рабочей аристократии и бюрократии, к-рые имеют относительно сносные условия существования. Отражая психологию подобных омещанившихся слоев трудящихся, правый О. чрезвычайно опасен для революц. движения, ибо он пытается ввести его требования в рамки "улучшения" капитализма, т.е. стремится примирить его с эксплуататорским строем.

Уже в конце 19 в. правый О. получил широкое распространение в революц. рабочем движении. Его характерной особенностью было то, что в качестве идейного знамени им широко использовался ревизионизм Э. Бернштейна, а позже и догматизм К. Каутского и др. После смерти Маркса и Энгельса в крупнейших с.-д. партиях Европы, во 2-м Интернационале ключевые позиции постепенно захватили правые оппортунисты (Каутский, Гайндман, Кунов и др.). "Созрел, - писал Ленин, - целый общественный слой парламентариев, журналистов, чиновников рабочего движения, привилегированных служащих и некоторых прослоек пролетариата, который с р о с с я со своей национальной буржуазией и которого вполне сумела оценить и "приспособить" эта буржуазия" (Соч., т. 21, с. 223). Ленин, большевики, революц. марксисты других стран на протяжении многих лет вели непримиримую борьбу против правого О. После краха 2-го Интернационала (1914) оппортунистич. крыло в с.-д. партиях окончательно стало на путь перерождения, явилось предтечей значит. части партий совр. реформизма.

С возникновением междунар. коммунистич. движения правый О. неоднократно пытался закрепиться в его рядах, вел борьбу против теории и практики ленинизма. В конце 50-х гг. 20 в. правый О., распространившись как ревизионизм, стал главной опасностью для междунар. коммунистич. движения. Прикрываясь флагом антидогматизма, "творческого развития марксизма-ленинизма", его представители (М. Джилас, И. Надь, Дж. Гейтс и др.) использовали в качестве идейных источников не только работы правых оппортунистов конца 19 и нач. 20 вв., но и совр. бурж. и социал-реформистскую идеологию. Декларация (1957) и Заявление (1960) совещаний представителей коммунистич. и рабочих партий призвали коммунистов всех стран развернуть активную борьбу против правого О. В результате развернувшейся острой борьбы к началу 60-х гг. правый О. внутри коммунистич. движения был разбит, его влияние резко упало.

Л е в ы й О. представляет собой весьма неустойчивую смесь ультрареволюц. теорий и авантюристич. тактич. установок, толкающих революц. рабочее движение на неоправданные действия, бессмысленные жертвы и поражения. Хотя на каждом историч. этапе революц. движения идейное содержание левого О. претерпевало изменения, его ядром всегда оставались волюнтаристич. концепции, спекулирующие на революц. энтузиазме масс, подменяющие революц. стратегию авантюристич. "вспышкопускательством", а социально-экономич. анализ - субъективизмом. Ставка на "революц. насилие" как на панацею от всех бед, отказ от исследования объективных условий социальной борьбы, игнорирование этапов общественно-экономич. развития, "подталкивание" революций и "кавалерийские атаки" в области экономики, националистич. угар, прикрываемый революц. фразеологией, - таковы идейные основы левого О. Волюнтаризм, отсутствие выдержки, подмена революц. теории революц. фразой, шарахание в крайности обусловлены тем, что левый О., как правило, выражает психологию и настроения тех групп мелкой буржуазии, крестьянства, к-рые под воздействием условий, под нажимом безудержной эксплуатации или в обстановке трудностей социалистического строительства впадают в крайнюю анархич. революционность. Левый О. опасен для революц. движения: он пытается столкнуть его на авантюристич. путь, своими ошибочными действиями, прикрываемыми революц. марксистской фразой, дискредитирует коммунизм и тем играет на руку буржуазии.

Когда начало формироваться междунар. коммунистич. движение, именно "левый коммунизм" был его одной из первых "детских болезней". Предупреждая против этой опасности, Ленин в работе "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" (1920) дал анализ сущности и различных форм проявления левого О. в коммунистич. движении. Одним из отрицат. последствий культа личности в междунар. коммунистич. движении было распространение левосектантских, левооппортунистич. взглядов. XX и XXII съезды КПСС нанесли решит. удар по культу личности и связанному с ним левому О.

С нач. 60-х гг. опасность левого О. вновь возрастает; его отличит. чертой является то, что он начал складываться как догматизм. В наст. время в коммунистич. движении идет острая борьба между марксистами-ленинцами и левыми О. но важнейшим проблемам обществ. развития: сущности совр. эпохи, роли главных революц. сил, вопросов войны и мира, путей строительства социализма и расширения демократии и т.д. Совр. левый О. пытается подменить своими концепциями все три составные части марксизма, он рассчитывает расколоть содружество социалистич. стран и междунар. коммунистич. движение, стремится столкнуть коммунистов на авантюристич. путь. Борьба против левого О. является ныне актуальной задачей мирового коммунистич. движения.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., [Письмо ] А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. ("Циркулярное письмо"), 17-18 сент. 1879 г., Избр. письма, [М. ], 1953; Ленин В. И., Марксизм и ревизионизм, Соч., 4 изд., т. 15; его же, Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 16; его же, Исторические судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 18; его же, Марксизм и реформизм, там же, т. 19; его же, Крах II Интернационала, там же, т. 21; В. И. Ленин против догматизма, сектантства, "левого" оппортунизма. Сб., М., 1964; В. И. Ленин против ревизионизма, М., 1958; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Ревизионизм - главная опасность, М., 1958; Бутенко А. П., Основные черты совр. ревизионизма (Критич. очерк), М., 1959; его же, Левый оппортунизм и его сущность, "Коммунист Украины", 1963, No 10.

А. Бутенко. Москва.

В начало энциклопедии