Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ

МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ - государств. отношения между социалистич. и капиталистич. странами, основанные на взаимном отказе от применения войны как средства решения междунар. споров; особая форма классовой борьбы между социализмом и капитализмом на междунар. арене, связанная с борьбой народов всех стран за мир против войны. М. с. не означает примирения с капитализмом и империалистич. гнетом и не распространяется на область идеологии, на отношения между антагонистич. классами внутри капиталистич. гос-в, между угнетенными народами и колонизаторами. Как принцип мировой политики М. с. предполагает: отказ от войны между гос-вами, решение спорных вопросов путем переговоров, равноправие, взаимопонимание и доверие между гос-вами, учет интересов друг друга; невмешательство во внутр. дела, признание за каждым народом права самостоятельно решать все вопросы своей страны; строгое уважение суверенитета и территориальной целостности всех стран; развитие экономич. и культурного сотрудничества на основе полного равенства и взаимной выгоды (см. Программа КПСС, 1961, с. 59). Принцип М. с. составляет незыблемую основу внешней политики социалистич. стран и надежную основу мира и дружбы между народами [см. Декларацию Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран (1957), в кн.: "Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", 1961, с. 9 ]. Понятием "М. с." не исчерпываются принципы взаимоотношений между социалистич. странами, а также взаимоотношений стран социализма с гос-вами, освободившимися от колониального гнета (см. Интернационализм). Принцип М. с. органически вытекает из ленинской теории социалистич. революции. Переход от капитализма к социализму охватывает целую историч. эпоху, в течение к-рой вследствие разновременности перехода на путь социализма все новых стран неизбежно и закономерно совместное существование социалистич. и капиталистич. гос-в. Рост сил социализма - гл. фактор М. с., удерживающий империалистич. державы от осуществления агрессивных замыслов.

Миролюбивая политика вытекает из существа коммунистической идеологии. Передовая социальная мысль уже в период восходящего капитализма отстаивала в утопической форме необходимость мирных взаимоотношений между народами и государствами (см. Т. Мор, Утопия, М., 1953, с. 181-96; Кампанелла, Город Солнца, М., 1954, с. 76-77; Буонаротти, Заговор во имя равенства, т. 1, М., 1948, с. 325-26, 335-38, 352-54).

Нераздельность коммунизма и мира была научно обоснована марксизмом-ленинизмом. Основоположники науч. коммунизма Маркс и Энгельс исходили из того, что в эпоху домонополистич. капитализма коммунистич. революция "...произойдет одновременно во всех цивилизованных странах, т.е., по крайней мере, в Англии, Америке, Франции и Германии" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 334). Поэтому на протяжении известного времени будут существовать коммунистические и некоммунистические страны и даже "а н т и к о м м у н и с т и ч е с к и е нации" (см. тамже, т. 2, с. 539). Не исключая в такой историч. ситуации возможности оборонит. войн со стороны коммунистич. народов, Энгельс указывал, что "...победоносный пролетариат не может никакому чужому народу навязывать никакого осчастливления, не подрывая этим своей собственной победы" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 357). Ленин, исходя из анализа новой историч. эпохи, развил эти положения и выдвинул принцип М. с. Незыблемость принципа М. с. и для совр. условий подчеркнута в Программе КПСС (1961, с. 59).

В результате победы Окт. революции в России сосуществование двух противоположных социальных систем стало реальным историч. фактом. В Декрете о мире (1917), принятом по инициативе Ленина, Сов. гос-во провозгласило М. с. основой своей внешней политики. В борьбе с троцкистами, отрицавшими возможность к.-л. отношений с империалистич. странами ("ни мира, ни войны"), допустимость мирных договоров с капиталистич. державами, в борьбе с "левыми коммунистами", утверждавшими, будто "интересы международной революции запрещают какой бы то ни было мир с империалистами", Ленин обосновал возможность М. с. двух систем и показал, что М. с. является единственно приемлемым принципом, на к-ром могут строиться нормальные межгосударств. отношения стран с противоположным социальным строем.

"Есть сила бóльшая, чем желание, воля и решение любого из враждебных правительств или классов, эта сила - общие экономические всемирные отношения, которые заставляют их вступить на этот путь сношения с нами" (Ленин В. И., Соч., т. 33, с. 129). Возможность М. с. обусловлена завоеваниями социализма, к-рый заинтересован в мире и не нуждается для своего развития в войнах; экономич. тенденциями мирового развития; борьбой народов против империализма и войн, за нац. независимость, демократию и мир. Для М. с. с бурж. странами у социалистич. гос-ва нет никаких препятствий; этому мешает "империализм со стороны американских (как и любых иных) капиталистов" (там же, т. 30, с. 340). Выдвигая принцип М. с., Ленин подчеркивал, что оно предполагает "...состязание двух способов, двух формаций, двух хозяйств - коммунистического и капиталистического" в условиях мира (там же, т. 31, с. 426). Идеологи антикоммунизма, фальсифицируя высказывания Ленина, пытаются отыскать некое противоречие между ленинской теорией социалистич. революции и идеей М. с. Однако Ленин отвергал "подталкивание" революции путем войны и рассматривал борьбу социалистич. гос-ва за мир и М. с. как выражение верности интернационализму. Свое главное воздействие на мировое развитие Сов. республика оказывает хозяйств. политикой, мир открывает во сто раз больше и шире дорогу ее влиянию (см. тамже, т. 32, с. 413; т. 30, с. 422). Антимарксистская теория о том, будто социализм восторжествует лишь в результате войны, "была бы равносильна взгляду, что вооруженное восстание есть форма борьбы, обязательная всегда и при всяких условиях" (там же, т. 27, с. 49).

В условиях, когда первое социалистич. гос-во развивалось во враждебном капиталистич. окружении, политика М. с., к-рую оно проводило, выражалась в борьбе за возможно более длительный мир. После 2-й мировой войны, в 50-х гг., междунар. условия изменились коренным образом. Образовалась мировая система социализма, к-рая превращается в решающий фактор мирового развития, рухнула колониальная система и возникли новые независимые гос-ва, заинтересованные в мире, произошло резкое и всестороннее ослабление мирового капитализма, обострились его классовые антагонизмы и возникли широкие демократич. движения за мир. Все это позволило КПСС, мировому коммунистич. движению творчески развить ленинский принцип М. с. Войны между народами, к-рые раньше были неизбежны, теперь могут быть предотвращены; миролюбивые силы в состоянии навязать империалистич. кругам длит. мир (см. Материалы XXII съезда КПСС, с. 302). Единств. источник военной опасности - империализм, к-рый готовит мировую термоядерную войну. Перед лицом ее страшных последствий М. с. стало объективно необходимым условием прогресса мировой цивилизации, оно отвечает интересам всего человечества, за исключением горстки монополистов и военщины, и требует активизации нар. масс в борьбе за мир. Курс на М. с. не есть пацифистская политика. Это линия на мобилизацию всех миролюбивых и социалистич. сил в борьбе против угрозы новой войны, за прекращение "холодной войны", за ликвидацию агрессивных блоков, осуществление всеобщего и полного разоружения, урегулирование междунар. споров мирными средствами, за междунар. безопасность. Поддержание М. с. предполагает нек-рые взаимные уступки, компромиссы, не затрагивающие суверенитета стран. Борьба за М. с. ведет к изоляции агрессивных сил империализма, сплачивает рабочий класс и др. миролюбивые силы и содействует разоблачению пацифистской идеологии. Идеологи антикоммунизма пытаются опорочить принцип М. с. Совр. троцкисты утверждают, будто М. с. не только невозможно, но и вредно для рабочего класса всех стран.

Общая линия мирового коммунистич. движения в вопросе борьбы за М. с. состоит в том, что в силу сложившихся объективных историч. условий (крайнее обострение агрессивности империализма, появление оружия огромной разрушит. силы и т.п.) центральное место среди всех задач, стоящих перед антиимпериалистич. силами в совр. эпоху, занимает борьба за предотвращение термоядерной войны. "Коммунисты всего мира единодушно и последовательно отстаивают мирное сосуществование, решительно борются за предотвращение войны. Коммунисты должны проводить неустанную работу среди масс, чтобы не допускать недооценки возможности предотвращения мировой войны, недооценки возможности мирного сосуществования и в то же время не допускать недооценки опасности войны.

В условиях разделения мира на две системы единственно правильным и разумным принципом международных отношений является принцип мирного сосуществования государств с разным социальным устройством, выдвинутый В. И. Лениным и получивший свое дальнейшее развитие в московской Декларации и Манифесте мира 1957 года, в решениях XX и XXI съездов КПСС и документах других коммунистических и рабочих партий (Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, 1961, с. 60).

М. с. включает в себя широкую позитивную программу, предусматривающую проведение в междунар. отношениях демократич. требований, попранных империализмом. В принципе М. с. получают благоприятное разрешение прогрессивные тенденции совр. междунар. развития - тенденция к завоеванию всеми народами своей государственности и независимости и тенденция к хозяйств. сближению стран на почве междунар. разделения труда и всемирного рынка.

М. с. предполагает усиление борьбы марксистов-ленинцев за торжество коммунистич. идей. Развитие добрососедских и дружеств. отношений между странами на основе М. с. не ведет к исчезновению противоречий между двумя системами, к затуханию классовой борьбы на междунар. арене и внутри капиталистич. стран. М. с. "...служит основой мирного соревнования между социализмом и капитализмом в международном масштабе и является специфической формой классовой борьбы между ними" (Программа КПСС, с. 59). М. с. не есть примирение социализма с империализмом и отказ от идеологич. борьбы. В вопросах идеологии и социальных принципов M. с. быть не может. Неизбежность идеологич. борьбы определяется тем, что мировоззрение рабочего класса и мировоззрение буржуазии непримиримы по своей природе. Попытки занять "среднюю линию", примиренчество с бурж. идеологией неминуемо ведут к сползанию на позиции противников коммунизма. Борьба идей объективна и закономерна. "Мирное сосуществование государств с различным общественным строем не означает примирения социалистической и буржуазной идеологии. Напротив, оно предполагает усиление борьбы рабочего класса, всех коммунистических партий за торжество социалистических идей. Однако идеологические и политические споры между государствами не должны решаться войной" (Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, 1961, с. 62).

Борьба, к-рую ведут марксисты-ленинцы против враждебных коммунизму идей, за утверждение науч. коммунистич. мировоззрения, идеологически обеспечивает решение задач, стоящих перед народами социалистич. стран, междунар. рабочим классом, нац.-освободит. движением. "Проповедь мирного сосуществования идеологий есть измена марксизму-ленинизму, предательство дела рабочих и крестьян" ("Об очередных задачах идеологической работы партии", Постановление Пленума ЦК КПСС от 21 июня 1963, см. "Правда", 22 июня 1963, с. 1). В совр. условиях значение идеологич. борьбы возрастает в связи с тем, что правящие круги империалистич. стран, широко используя другие формы борьбы против социализма, делают главную ставку на идеологич. диверсии в отношении социалистич. гос-в, на антикоммунизм. В этих условиях особенно необходимо повышать политическую бдительность, вести развернутое наступление против бурж. идеологии, против пережитков прошлого в сознании людей.

Принцип М. с. получает признание среди людей, придерживающихся различных взглядов. Это усиливает его критику со стороны ряда бурж. идеологов, к-рые отрицают закономерный и неизбежный характер сосуществования двух систем, отождествляют М. с. с "холодной войной", пытаются доказать несовместимость принципа М. с. с марксистско-ленинским учением о неизбежности победы коммунизма во всем мире, пытаются изобразить М. с. как путь, ведущий к синтезу двух систем. С др. стороны, бурж. социологи, выступающие в поддержку М. с. двух систем, ограничиваются анализом демократич. характера М. с. как принципа мировой политики и не видят его неразрывной связи с революц. мировым процессом, с классовой борьбой на междунар. арене.

Политика М. с., к-рую проводят социалистич. страны, является могучим фактором, ускоряющим всемирный революц. процесс. В условиях мира и М. с. социализм наиболее широко и наглядно раскрывает свои преимущества во всех областях жизни; это усиливает влияние коммунистич. идей на нар. массы во всем мире. В условиях М. с. создаются более благоприятные возможности для борьбы рабочего класса капиталистич. стран, для развертывания нац.-освободит. движения. М. с. между двумя системами не исключает революций в форме вооруж. восстаний и справедливых нац.-освободит. войн против империалистич. гнета, к-рые происходят в рамках капиталистич. системы. Переход от капитализма к социализму, освобождение народов от империалистич. гнета вполне согласуется с перспективой упрочения М. с. Проблемы революц. борьбы рабочего класса и нац.-освободит. движения ныне тесно связаны с борьбой за М. с., за предотвращение мировой термоядерной войны.

Лит.: Энгельс Ф., [Письмо ] К. Каутскому. 12 сентября 1882 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; его же, Эльберфельдские речи, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2; Ленин В. И., Доклад о мире, 26 октября (8 ноября), Соч., 4 изд., т. 26; его же, Заключительное слово по докладу о мире 26 октября (8 ноября), там же; его же, Странное и чудовищное, там же, т. 27; его же, Амер. рабочим, там же, т. 30; его же, Ответ на вопросы корреспондента американской газеты "The Chicago Daily News", там же; его же, Ответ на вопросы корреспондента американской газеты "New York Evening Journal", там же; его же, Наше внешнее и внутр. положение и задачи партии, там же, т. 31; его же, Доклад о деятельности Совета Народных Комиссаров 22 декабря, там же; его же, Отчет о политической деятельности ЦК РКП(б) 8 марта, там же, т. 32; его же, О внутр. и внешней политике республики. Отчет ВЦИК и СНК IX Всероссийскому Съезду Советов 23 декабря 1921 г., там же, т. 33; его же, Политический отчет ЦК РКП(б) 27 марта, там же; его же, Проект постановления ВЦИК по отчету делегации на Генуэзской конференции, там же; его же, Интервью корреспонденту "Обсервер" и "Манчестер Гардиан" Фарбману, там же; XX съезд КПСС 14-25 февраля 1956 года. Стенографический отчет, т. 1-2, М., 1956; Внеочередной XXI съезд КПСС 27 января - 5 февраля 1959 года. Стенографический отчет, т. 1-2, М., 1959; XXII съезд КПСС 17-31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1-3, М., 1962; Программа КПСС. (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Постановления Пленума ЦК КПСС. Июнь 1963 г., М., 1963; Документы Совещаний представителей коммунистич. и рабочих партий, М., 1957; Документы Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий, М., 1960; За сплоченность междунар. коммунистич. движения. Документы и материалы, М., 1964.

Е. Панфилов. Москва.

В начало энциклопедии