Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Ж"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

ЖАН ПОЛЬ

ЖАН ПОЛЬ (Jean Paul) (1763-1825) - псевдоним И. П. Ф. Рихтера, нем. писателя, представителя философии и эстетики нем. романтизма.

ЖАНЕПОЛЬ

ЖАНЕ́Поль (Janet), (30 апр. 1823 - 4 окт.1899) - франц. философ-эклектик, идеолог реакц. буржуазии, враг материализма и социализма. Проф. в Страсбурге и Сорбонне. Ученик Кузена, Ж. испытал также сильное влияние Мен де Бирана. Ж. рассматривал эклектизм как науч. метод, позволяющий выделить из различных филос. учений истинные положения, причем критерием истинности, по Ж., является принятие этих положений всеми филос. школами. Эклектизм его имел резко выраженный идеалистич. характер. Ж. утверждал существование бога, бессмертие души, свободу воли, защищал учение о конечных причинах, утверждая, что природа стремится к максимальной реализации абсолюта, достигаемой через моральность. "Мораль, - писал Ж., - это одновременно завершение и последнее доказательство закона финальности" ("Les causes finales", P., 1876, p. 747). Ж. активно боролся против материализма. В полемике с нем. вульгарным материализмом 2-й пол. 19 в. он отвергал как несостоятельное понятие материи (см. "Современный материализм", М., 1867, с. 75). Автор школьного учебника по философии ("Traité élémentaire de philosophie", 1880), Ж. пытался дать свою классификацию наук. Предметом философии, согласно Ж., являются человеч. дух и бог; философия духа делится на психологию, логику, мораль и эстетику. Философия для Ж. - это "наука наук". Он выступал также против франц. позитивизма.

Защищая незыблемость частной собственности, Ж. подверг критике социалистич. теории, прежде всего утопич. социализм (см. "Les origines du socialisme contemporain", P., 1883, p. V), и возлагал большие надежды на успехи бурж. прогресса.

Соч.: Essai sur la dialectique dans Platon et dans Hégel, P., 1860; La crise philosophique, P., 1865; Les problémes du XIX siècle, 2 éd., P., 1873; Philosophie de la révolution française, P., 1875; Saint-Simon et le saint-simonisme, P., 1878; La philosophie française contemporaine. P., 1879; Les maîtres de la pensée moderne, P., 1883; La morale, 2 éd., P., 1887; Eléments de philosophie scientifique et de philosophie morale, P., 1890; Principes de métaphysique et de psychologie, v. 1-2, P., 1897; Histoire de la philosophie, 3 éd., P., 1899 (совм. с G. Séailles); в рус. пер. - Мозг и мысль, СПБ, 1868; История государственной науки в связи с нравственной философией кн. 1 2 изд., СПБ, 1878. Лит.: Bergson H., Principes de métaphysique et de psychologie, "Rev. philos, de la France et de l'étranger", 1897, t. 44, [pt. 2], p. 525-51; Picot G., Notice historique de Paul Janet, "Séances et Travaux de l'Académie des sciences morales et politique", 1903, nouv. sér., t. 59; Benrubi I., Les sources et les courants de la philosophie contemporaine en France, t. 1-2, P., 1933.

В. Кузнецов. Москва.

ЖАНЕПЬЕР

ЖАНЕ́Пьер (Janet), (30 мая 1859 - 24 февр. 1947) - франц. психолог и психиатр, руководитель психологич. лаборатории психиатрич. больницы Саль-петриер (Париж), с 1902 - руководитель кафедры психологии Коллеж де Франс. Совместно с Г. Дюма основал "Journal de psychologie normale et pathologique" (1904). По своим методологич. позициям Ж. - позитивист. Согласно Ж., психика есть единство психич. функций личности, к-рые образуют иерархич. ряд, усложняясь от элементарных форм ощущений, через восприятие, эмоции, память, дискурсивное мышление до синтетич. "схватывания реальности во всех ее формах" ("Неврозы", М., 1911, с. 289). Каждая функция, как и единство их, есть продукт филогенетич. и индивид. эволюции и заключает в себе преемственные уровни развития. Действие психич. функций связано с "психич. напряжением", сила к-рого пропорциональна высоте функции. В основе их лежит психич. энергия, природу к-рой Ж. не исследует, но к-рую, по его мнению, можно изучать и измерять по ее проявлениям. Осн. вклад Ж. в психиатрию - разработка психогенной теории неврозов - истерии и психастении; последнюю он впервые выделил в качестве самостоят. клинич. формы. Хотя трактовка Ж. проблемы неврозов представляется с совр. т. зр. несколько расширительной, его заслугой являются классически точные характеристики ряда клинич. симптомов истерии и психастении. Именно тщательность наблюдения фактов и гуманизм Ж. высоко оценивал И. П. Павлов, к-рый в то же время справедливо отверг идеалистич. понимание Ж. природы психики. Ж. ограничивал задачу психологии установлением взаимосвязи психич. феноменов. Психологич. концепция Ж. пользуется значит. влиянием в западной, особенно французской, психологии.

Соч.: Е́tat mental des hystériques, [v.] 1-2, P., 1893-1894; Les obsessions et la psychasthénie, v. 1-2, P., 1903 (совм. с F. Raymond); Philosophie, questions complémentaires, P., 1925; L'évolution de la mémoire et de la notion du temps, [v.] 1-3, P., [1928]; L'évolution psychologique et la personnalité, P., 1929; La force et la faiblesse psychologiques, P., 1932; Les débuts de l'intelligence, P., 1935; L'Intelligence avant le langage, [P., 1936]; в рус. пер.: Неврозы и фиксированные идеи, [ч.] 1, СПБ, 1903; Психический автоматизм, М., 1913. Лит.: Павловские среды, т. 1-3, М.-Л., 1949, т. 1, с. 287, 328; т. 2, с. 216, 275; т. 3, с. 95-98; Πавлов И. П., Чувства овладения... (Открытое письмо проф. Пьеру Жанэ), Полн. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2, М.-Л., 1951, с. 245-250; Павловские клинические среды, т. 1, М.-Л., 1954, с. 65-66, 83-84; Роговин М., Пьер Жане, "Вестн. истории мировой культуры", 1960, J45 6; Пирковский С. П. и Роговин М. С., Пьер Жане (к 100-летию со дня рождения), "Ж. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова", 1961, т. 61, вып. 3; Mауо Е., Some notes on the psychology of Pierre Janet, Camb., 1948.

M. Роговин. Москва.

ЖЕГАЛКИН

Иван Иванович [22 июля (3 авг.) 1869 - 28 марта 1947] - сов. логик и математик. Д-р физ.-математич. наук, профессор, засл. деят. науки РСФСР (с 1945). Приват-доцент Моск. ун-та (с 1902); в 1911 покинул ун-т в знак протеста против реакц. политики министра просвещения Кассо; вернувшись в ун-т в 1917, работал в нем до конца жизни; руководил совместно с П. С. Новиковым и С. А. Яновской науч. семинаром по математич. логике в МГУ. Осн. результаты Ж. относятся к логике и теории множеств. В 1927 (в более детальном виде - в 1928) Ж. построил арифметизированную логику предложений в виде теории кольца вычетов по модулю 2, т.е. как такой аналог обычной арифметики и алгебры, в к-ром операции производятся лишь над числами 1 и 0, играющими роль символов истинностных значений "истина" и "ложь", или над выражениями, принимающими лишь эти значения; вместо обычной суммы чисел при этом берется т. н. сумма по модулю 2 (т. е. остаток от деления суммы на 2), соответствующая строгой дизъюнкции (см. язык УСЕ в ст. Алгебра логики). Это позволило получить такой вариант алгебры логики, в к-ром законы преобразований логич. выражений мало чем отличаются от законов обычной школьной алгебры, из-за чего техника вычислений значений предложений при решении тех или иных логич. задач становится проще и понятнее.

Развивая это построение и распространяя его на логику одноместных предикатов, Ж. получил решение проблемы разрешения для этой области логики. Последние две опубликованные работы Ж. (1939, 1946) посвящены рассмотрению нек-рых частных случаев формул узкого предикатов исчисления (не обязательно одноместных), для к-рых Ж. нашел решение т.н. проблемы разрешения на конечных классах. Неразрешимость этой поставленной Ж. проблемы для общего случая была в 1950 доказана Б. А. Трахтенбротом. Ж. - автор первой русской монографии по множеств теории ("Трансфинитные числа", М., 1907). Последние месяцы жизни Ж. работал над созданием оригинально задуманного учебника логики.

Соч.: О технике вычислений в символической логике, в кн.: Математический сб., т. 34, вып. 1, М., 1927, с. 9-28; Теория предложений и функций одного аргумента, там же, т. 35, вып. 3-4, М., 1928, с. 311-78; Арифметизация символической логики, там же, т. 36, вып. 3-4, М., 1929, с. 205-338; К проблеме разрешимости, там же, 1939, т. 6 (48), No 2, с. 185-98; О проблеме разрешимости в Brouwer'oвской логике предложений, "Тр. 2-го Всесоюзного математического съезда 1934 года", 1936, т. 2, с. 437; Введение в анализ, М., 1935 (совм. со Слудской М. И.); Проблема разрешимости на конечных классах, "Уч. зап. МГУ", 1946, вып. 100, с. 155-211 (Математика, т. 1).

Лит.: Математика в СССР за тридцать лет. 1917-1947. Сб. статей, М.-Л., 1948, с. 34-36; Математика в СССР за сорок лет. 1917-1957. [Сб.], т. 1, М., 1959, с. 92, 103-106; Послесловие редакции, в кн.: Тарский Α., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948, с. 314-15; Лузин Η. Η., Теория функций действительного переменного, 2 изд., М., 1948, с. 5; Кузнецов А. В., О бесповторных контактных схемах и бесповторных суперпозициях функций алгебры логики, "Тр. Мат. ин-та АНСССР им. В. А. Стеклова", 1958, т. 51, с. 203; Чёрч Α., Введение в математическую логику, пер. с англ., [т.] 1, М., 1960, с. 97, 393; Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961, с.160-61.

А. Кузнецов. Москва.

ЖЕЛАНИЕ

ЖЕЛА́НИЕ - мотив деятельности человека, к-рый характеризуется осознанностью возникшей потребности. Ж. выступает в качестве важнейшего компонента развития волевого действия. Ж. следует отличать от влечения - мотива деятельности, представляющего собой еще не дифференцированную, недостаточно осознанную потребность. Пробуждение Ж. означает возникновение или постановку цели, т.е. отражение в голове человека объекта конкретной потребности, что определенным образом организует деятельность, придает ей целенаправленность, эмоционально окрашивает, открывает широкий простор воображению и т.д. При этом могут осознаваться не только объекты потребности, но и возможные пути ее удовлетворения. Ж. может тогда переходить в решение, к-рое в дальнейшем непосредственно претворяется в жизнь (исполнение Ж.). Однако наряду с подобными активными Ж. отмечаются случаи, когда возникшее Ж., сопутствуемое образами фантазии (грезами), удовлетворяется лишь в иллюзорной форме, выступая не как предпосылка деятельности, а как ее подмена (см. Воображение). Вопрос об активизации Ж. и их воспитании рассматривается в свете общих принципов формирования воли.

Лит. см. при статьях Воля, Психика.

А. Петровский. Москва.

ЖЁЛИВСКИЙ

ЖЁЛИВСКИЙ (Želivský), Ян (г. рожд. неизв. -казнен 9 марта 1422) - один из вождей и идеологов гусизма. Бывший монах, Ж. ок. 1417 стал нар. проповедником, инициатором революц. вспышки в Праге в 1419. С этого момента Ж. стал во главе пражского радикального крыла мелких горожан и плебса.

В то время как представители пражской гор. оппозиции отказались от социального содержания учения Гуса, Ж. в своих проповедях и посланиях (1418-19) выступал как верный его последователь. В основе учения Ж. лежал принцип "закона божьего" как требования справедливого отношения к слабым и угнетенным. Но Ж. шел дальше, утверждая, что "только трудовой народ вправе есть свой хлеб". Однако, подобно Гусу, он не доходил до полного отрицания феод. обществ. строя. На Ж. оказал влияние нем. сторонник учения Гуса Николай (Микулаш) из Дрездена, к-рый во время своего пребывания в Праге ок. 1414-17 способствовал первонач. оформлению гуситского радикализма и был, по-видимому, учителем Ж. В воззрениях Ж. есть мистич. элементы: апокалипсич. образ конца света, хилиастич. видения наступления царства Христова на земле; однако с конца 1419 следы положит. отношения Ж. к хилиазму исчезают.

Начиная с 1419 Ж. преодолевает специфич. элементы мистицизма, содержащиеся в его ранних проповедях. В энергичной революц. политич. деятельности Ж. этого периода сказывается связь с практикой радикальной оппозиции горожан. Теоретич. выступления Ж. этого периода не сохранились.

Соч.: Dochovaná kázáni z roku 1419, dil 1, Praha, 1953; Výzva Jana Želivského. Výbor z kázárif, Praha, 1954.

Лит.: История Чехословакии, т. 1, M., 1956, с. 149, 159, 164-65, 207; Рубцов Б. Т., Гуситские войны. (Великая крестьянская война XV века в Чехии), М., 1955, с. 128-29, 186-90; Мацек Й., Табор в гуситском революционном, движении, пер. с чеш., т. 1-2, М., 1958-59; Ваrtоš F. M., Pád Żelivského, "Jihočeský sbornik historick ý ", Tabor, 1952, No 3; Kratochvil M. V., Jan Želivsk, Praha, 1953; Vavřik Z., Cteni о Janu Želivském, Praha, 1953; Kalivoda R., Husitská idéologie, Praha, 1961.

P. Каливода. ЧCCP.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИВКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИВКОВИЧ

ЖИВКОВИЧ (Живковиħ), Любомир (р. 28 авг. 1900) - югосл. философ и врач, сотрудник Ин-та обществ. наук в Белграде. Науч. деятельность Ж. в области философии и социологии началась в 30-х гг.: он выступил тогда против расизма как идеологич. орудия фашизма ("Человеческое общество и расовая теория" - "Ljudsko društvo i rasna teorija", 1937).

Осн. темы произведений Ж. 50-х гг. - происхождение и развитие человека и человеч. сознания, взаимоотношение базиса и надстройки, формы обществ. сознания, вопросы теории отражения, критика религии. В отличие от нек-рых югосл. социологов, Ж. считает, что социалистич. уклад не возникает стихийно в недрах капитализма, и выступает против теории мирного врастания капитализма в социализм (см. "Nauka odruštvu", Sarajevo, 1958, s. 458). Он критикует Р. Лукича, Й. Горичара и О. Мандича за их ревизию ленинского определения класса, показывая, что их взгляды ведут в конечном счете "...к провозглашению социалистического общества новым видом классового и эксплуататорского общества" (там же, s. 386).

Ж. перевел (1924) на сербско-хорватский язык "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса.

Соч.: Freud i gradansko društvo, Zagreb, 1939; О postanku i pojmu ljudske svesti, "Savremena škola", 1954, [No] 7-8; Nauka о postanku čoveka, 3 izd., Beograd, 1956; Uvod u istoriju ljudske svesti, diel 1, Beograd, 1957; Društvena nadgradnja, Zagreb, 1960; Teorija socljalnog odrazavanja, Zagreb, 1962.

Лит.: Элeз Й., Живкович Л. Наука об обществе, в кн.: Новые книги за рубежом по общественным наукам, 1958, [No] 5, май.

Й. Элез. Москва.

ЖИД

ЖИД (Gide), Шарль (1847-1932) - франц. бурж. экономист и социолог. Примыкал к историч. школе в политич. экономии, а также к австр. школе. Ж. отрицательно относился к марксизму, выступал против классовой борьбы, социалистич. революции, диктатуры пролетариата. Гл. источником эксплуатации в капиталистич. обществе Ж. считал прибыль, получаемую торговцами. Он выдвинул программу развития потребит. кооперации, к-рая должна постепенно вытеснить капиталистов из торговли, а затем и из сферы произ-ва, что приведет якобы к установлению "кооперативного строя"; собственность на средства произ-ва не обобществляется, а должна быть передана в руки непосредств. производителей (см. "Кооперация", М., 1918, с. 30). Кооперация мыслилась Ж. как неклассовая организация. Критика утопич. и реакц. характера мелкобурж. программы "кооперативного социализма" дана Лениным (см. Соч., т. 9, с. 341). Идеи Ж. оказали влияние на кооперативное движение в др. странах и идеологию правых социалистов; видным последователем Ж. является Б. Лавернь.

Соч.: Principes d'économie politique, 24 éd., P., 1923; в рус. пер.: Социально-экономические итоги XIX столетия, СПБ, [1906]; Потребительные общества, [ч. 1]-2, M., 1916-1917; Основы политической экономии, 3 изд., [кн. 1]-2, М., 1918; История экономических учений, 2 изд., М., 1918; Москва или Рочдель, М., 1925 (совм. с Н. П. Мещеряковым).

Лит.: Пажитнов К. Α., Шарль Жид, [П.], 1918; Lavondès Α., Charles Gide. Un apôtre de la coopération entre les hommes, un précurseur de l'Europe unie et de l'ONU. Préface de B. Lavergne. Postface de Ch. Teissier du Gros, Uzés (Gard), [1953].

В. Кузнецов. Москва.

"ЖИДОВСТВУЮЩИЕ"

"ЖИДО́ВСТВУЮЩИЕ" - религ.-реформац. движение в России 2-й пол. 15 - нач. 16 вв. Ересь "Ж." была общерусским реформац. движением, представлявшим широкие социальные круги: торгово-ремесленные круги Новгорода, Пскова, Москвы, Твери, мелкопоместные элементы, слои низшего и рядового духовенства. Выступления против монашества, поддержка "Ж." объединит. политики моск. великого князя сделали возможным сотрудничество Ивана III с лидерами движения - Алексеем, Денисом и др. Это сотрудничество носило условный характер и ослабевало по мере выявления антифеод. сущности реформац. движения. По приговору собора 1504 руководители движения "Ж." были казнены, многие его участники заточены в тюрьмы и монастыри.

В центре идеологич. борьбы "Ж." находились облеченные в религ. форму вопросы обществ. устройства. Аргументы в пользу своих интересов реформаторы черпали из Ветхого завета. Согласно "Ж.", социальное законодательство для людей Ветхого завета было религ. законом. Они заключали "договор" с богом как полноправная сторона, а их пророки бичевали социальную несправедливость. Обращение реформаторов к Ветхому завету послужило поводом для обвинения их в "жидовстве". Оппозиционные феод. православию идеи "Ж." выразились в "атитринитаризме (см. Антитринитарии), иконоборчестве, отрицании института монашества, в непочитании святых, несоблюдении постов, в критике учения о воскресении мертвых. Руководители движения обращались к философии, истории, грамматике, астрономии. Они утверждали за человеком широко понимаемое право нравств. свободы ("самовластие души"), придерживались идеи равенства народов и вер, отвергали ср.-век. аскетизм и признавали естественным удовлетворение духовных и телесных потребностей человека. Ересь "Ж." явилась рус. антифеод. реформац.-гуманистич. движением, складывавшимся на почве развития городской жизни, успехов торговли, ремесла, роста материальной и духовной культуры. В 15 в. критика православия была углублена и развита в учении идеолога социальных низов Феодосия Косого. Лит.: Казакова Н. А. и Лурье Я. С., Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI века, М.-Л., 1955; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI вв., М., 1960; Лурье. Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI века, М.-Л., 1960.

А. Клибанов. Москва.

ЖИЗНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИЛЬБЕР ПОРРЕТАНСКИЙ

ЖИЛЬБЕР ПОРРЕТАНСКИЙ (Gislebertus Porretanus) (ок. 1080-1154) - франц. философ, представитель рационалистич. тенденций в истории зап.-европ. ср.-век. философии. С 1124 - магистр в Шартре, а затем и в Париже, с 1142 - епископ Пуатье. Принимал активное участие в споре об универсалиях, выступая как умеренный реалист; развивал своеобразную филос. концепцию о "сущности" и "существовании", определяющих всякое бытие. Под первым ("subsistentia") он понимал ответ на вопрос: "чем данное бытие определяется как таковое (quo est); под вторым ("substantia") - "что такое данное бытие" (quod est). Попыткой применить эти рассуждения к понятию бога, различением понятий "deus" (бог) и "divinitas" (божественность) Ж. П. вызвал против себя обвинения со стороны Бернара Клервоского и его сторонников; был привлечен к суду на Реймском церк. соборе 1148; избег осуждения, обязавшись исправить нек-рые свои высказывания в "Комментариях" на трактаты Боэция ("Commentaria in Boethium"), "Шестиднев" ("De hebdomadibus") и "О святой троице" ("De trinitate").

В воззрениях Ж. П. наиболее прогрессивное значение имела идея о полном соответствии вещей их отражению в мышлении и языке, откуда он приходил и к выводу о том, что логика познания вещей есть логика самих вещей, т.е. что существует соответствие вещей их познанию. Ж. П., по-видимому, развивал и характерную для шартрской школы идею о вечности и несотворенности мира. Ж. П. оказал большое влияние на многих современников и более поздних мыслителей вплоть до Иоахима Флорского и Экхарта. Приписывавшееся Ж. П. авторство трактата "О шести началах" ("Liber de sex principiis"), рассматривавшегося как дополнение и комментарий к учению Аристотеля о категориях и пользовавшегося огромной популярностью до 16 в., в последнее время подверглось сомнению.

Соч.: Commentaria in Boethium, в кн.: Patrologiae cursus completus, ser. latina, accur. J. P. Migne, t. 64, P., 1861, col. 1255, 1313, 1353; Lettres à Bernard de Chartres, в кн.: Yves de Chartres, Lettres d'Yves de Chartres et d'autres personnages de son temps, 1087-1130, P., 1885 (Mémoires de la Société archéologique d'Eure-et-Loir, t. 8); The commentary... on Boethius "De hebdomadibus Traditio", 1953, [No] 9, p. 177-211; Liber de sex principiis, 2 ed., Monasterii, 1953; The commentary... Contra Eutychen et Nestorium, "Arch. d'histoire doctrinale et littéraire du moyen âge", 1954, an. 29, p. 241-357; The commentaries... on the two Boethia "Opuscule sacra" on the Holy Trinity, в кн.: Nine mediaeval thinkers. A collection of hitherto unedited texts. Ed. by J. R. O'Donnell, Toronto, 1955 (Studies and texts, 1), p. 23-98.

Лит.: Berthaud A., Gilbert de la Porrée et sa philosophie, Poitiers, 1892; Duhem P., Le système du monde. Histoire des doctrines cosmologiques de Platon a Copernic, t. 5, P., 1954; Hayen Α., Le concile de Reims et l'erreur théologique de Gilbert de la Porrée, в кн.: Archives d'histoire doctrinale et littéraire du moyen âge, années 1935 et 1936, P., 1936; Viсaire M. H., Les porrétains et l'avicennisme avant 1215, "Rev. sci. Philos. et théolog.", 1937, an. 26, No 3; Ley H., Studie sur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, В., 1957.

Б. Рамм. Ленинград.

ЖИЛЬСОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИТЛОВСКИЙ

Хаим Иосифович (1865-1943) - один из теоретиков партии эсеров и еврейского националистич. движения, выступавший в конце 19- нач. 20 вв. с критикой марксистской диалектики. С 1908 жил в США, сотрудничал в прогрессивных журналах; в последние годы жизни относился с симпатией к СССР.

Работы Ж. "Очерки по истории и критике марксизма" ("Beiträge zur Geschichte und Kritik des Marxismus", "Deutsche Worte", 1895-96, Jg. 15-16), "Материализм и диалектическая логика" ("Рус. богатство", 1898, No 6, 7; псевд. - Н. Г.; отд. изд. 1907), "Так называемый кризис внутри марксизма" ("Die sogenannte Krise innerhalb des Marxismus", "Socialistische Monatshefte", 1900, Jg. 4) и др. были звеном в серии народнич. атак против марксистского филос. метода (ср. статьи Михайловского, И. Б[русилов]ского - "Нечто о диалектическом методе", "Русское богатство", 1895, No 4, Ю. Делевского - "Диалектика и математика", там же, 1902, No 6, и др.). Признавая значение диалектики как учения о развитии, Ж. утверждал, что она несостоятельна как логика и теория познания. Он отрицал какое бы то ни было познават., методологич. значение диалектики, допустимость противоречия в понятии (рассматриваемое им исключительно как формально-логич. абстракция), возможность внутр. противоречий как источника движения.

На статью Ж. "Материализм и диалектическая логика" обратил внимание В. И. Ленин, считавший, что рассуждения Ж. "преинтересны - с отрицательной стороны" (см. Соч., т. 34, с. 5). Г. В. Плеханов в предисловии ко 2-му изд. работы Энгельса "Людвиг Фейербах..." (1905) показал, что доводы Ж. против диалектики ведут к отрицанию движения, к-рое только и может быть диалектическим, а также к отрицанию науч. теории познания, к-рая без диалектики невозможна (см. "Избр. филос. произв.", т. 3, 1957, с. 79, 81, 83-84, 697). Выступления Ж. критиковались также Я. Тышкой, В. Бонч-Бруевичем и др. марксистами.

Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, с. 42-43; Н. X. [Xерсонский], Опровергнута ли диалектика?, "Науч. обозрение", 1898, No 12; Егоршин В., Диалектика у Ленина и народники, "Под знаменем марксизма", 1928, M 1, с. 45; Луппол И. К., Ленин и философия, 3 изд., М.-Л., 1930, с. 31 и след.; Бонч-Бруевич В. Д., Избр. соч., т. 2. М., 1961, с. 206-208.

А. Володин. Москва.

ЖОЖА

ЖОЖА (Joja), Атанасие (р. 3 июня 1904) - рум. политический деятель и философ-марксист. Президент Академии PHP (с 1959). Профессор (с 1948), руководитель кафедры логики Бухарестского ун-та (с 1951), Редактор журнала "Acta logica" (с 1958). Член ЦК РРП (с 1955), член Гос. совета PHP (с 1961).

Еще в период, когда Коммунистич. партия Румынии находилась в подполье, Ж. выступал с антифашистскими работами по социально-политич. и культурным вопросам. После освобождения страны (23 авг. 1944) Ж. опубликовал значительные исследования по вопросам диалектич. материализма, логики, истории логики и критики совр. идеалистич. течений в области логики и теории познания. В последнее время науч. деятельность Ж. сосредоточивается гл. обр. на проблемах диалектической логики; в этой области он опубликовал свои основные работы.

Соч.: Studii de logică, [Buc], 1960; в рус. пер.: Марксистско-ленинская диалектика - методологическая основа наук, "Бюллетень научной информации", Бухарест, 1958, No 1; О некоторых сторонах диалектической логики, в кн.: Проблемы философии. Сб. работ современных румынских философов, М., 1960; В. И. Ленин о разработке диалектической логики в связи с общим развитием логики, "Философские науки" (Научные доклады высшей школы), 1962, No 1-2.

Лит.: Завадская Н. В., Современные румынские философы, "Вопр. философии", 1960, No 1.

Ин-т философии Академии PHP.

ЖОЛИО-КЮРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖОРЕС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖУЁВИЧ

ЖУЁВИЧ (Жyjoвиħ), Живоин (1838 - 25 апр. 1870) - серб. экономист и философ-материалист. утопич. социалист и демократ. Изучал богословские науки в Киеве и Петербурге, учился на юридич. фак-те Петерб. ун-та (1863-66). Сотрудничал в "Современнике" (статьи "Славянский юг", 1863, No 6; "Сербское село", 1865, No 5, и др.) и "Отечественных записках". Нек-рое время изучал философию и право в Мюнхене и Цюрихе, в августе 1867 вернулся на родину. Осн. работы написаны в конце 60-х гг. в Белграде.

Ж. первым в Сербии высказал мысль о том, что развитие обществ.-политич. и экономич. отношений является закономерным процессом. Отстаивая идею о труде как основе социальной жизни, Ж. подверг критике систему наемного капиталистич. рабства и ее защитников - бурж. экономистов. Ж. стремился к преобразованию общества в интересах трудового народа, мечтая о том времени, когда исчезнет эксплуатация, не будет ни хозяев, ни слуг; он ратовал за распространение знаний среди нар. масс. Св. Маркович назвал Ж. "первым социалистом среди сербов" (Избр. соч., М., 1956, с. 853).

Все явления природы и общества Ж. рассматривал как следствие общих, неизменных, независимых от человека причин, к-рые вечны так же, как и весь мир. "Законы... существуют помимо нашей воли и только наше знание того, что они существуют, создает науку" ("Целокупна дела", св. 1, Београд, 1892, с. 136). Ж. пытался дать науч. объяснение происхождению человека, пропагандировал труды Дарвина и Сеченова, выступал против концепции "свободы воли". Подверг резкой критике реакц. теорию Мальтуса.

Соч.: Целокупна дела, св. 1, Београд, 1892.

Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 460-62; Ρеroić R., Bibliografija radova Živojina Zujovića, Beograd, 1950 (оттиск); Jанковиħ M. Б., Педагошки погледи првих српских социjалиста. - Ж. Жуjовиħа, Св. Марковиħа и В. Пелагиħа, Београд, 1952.

ЖУКОВСКИЙ

Юлий Галактионович (1822-1907) - рус. бурж. экономист и историк обществ. мысли. Сотрудничал (1860-66) в "Современнике", редактировал совм. с Антоновичем журн. "Космос" (1869). Автор произв. "Политические и общественные теории XVI века" (1866), "Прудон и Луи Блан" (1866) и др. В кн. "История политической литературы XIX столетия" (т. 1, 1871), изображая филос. идеи как основу политич., экономич. и др. теорий, Ж. делил все общефилос. системы на фаталистические, отрицающие, по его мнению, возможность произвольного устройства человеч. жизни, и социалистические, признающие эту возможность. Ж. отвергал оба эти направления как крайности. Венцом развития обществ, мысли Ж. считал работы А. Смита, Мальтуса, Рикардо, Сея. Они, по Ж., от априористич. и умозрит. философствования обратились к сближению отвлеченных нравств. принципов с материальными жизненными потребностями. В гос-ве Ж. видел слияние двух осн. филос. начал: подчиненности человеч. общества естеств.-экономич. законам и проявления его сознат. регулирующей деятельности. Ж. отрицал антагонистич. природу капиталистич. отношений. Одним из первых в России Ж. выступил против экономич. и филос. идей Маркса. Не различая гегелевской и марксистской диалектики, Ж. утверждал, что диалектика Маркса - лишь искусств. форма, в к-рую облечено экономич. учение (см. "К. Маркс и его книга о капитале", в журн.: "Вестник Европы", 1877, No 9, с. 64-105). С позиций вульгарной бурж. политич. экономии Ж. критиковал также экономич. учение Маркса, сближая его с теорией Сисмонди.

Соч.: Общественные отношения России с точки зрения исторической науки права, в кн.: Весна. Литературный сборник на 1859 г., СПБ, 1859; Из человеческой правды и нравственности, "Современник", 1860, No 5, отд. 1; Что такое право? Наша ученая простота и немец Блунчли, там же, No 11; О народности в политике, там же, 1863, No 1; Крестьянское дело и общественная инициатива, ст. 1-2, там же, No 3, 5; Методы юридической науки, I-II, там же, No 6, 10; Смитовское направление и позитивней в экономической науке, ст. 1-3, там же, 1864, No 9, 10-12; Историческое развитие вопроса о рабочих ассоциациях во Франции, там же, No 4, 6; Прудон и его экономическая система противоречий, ст. 1-3, там же, 1865, No 2, 3, 7; Вопрос молодого поколения, ст. 1-2, там же, 1866, No 2-3; XIX век и его нравственная культура, СПБ, 1909.

Лит.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, 2 изд., [Л.], 1951 (см. Указатель имен); Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 131, 170-71; т. 4, с. 201; Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956, с. 694-98; Михайловский Н. К., О литературной деятельности Ю. Г. Жуковского, в его кн.: Полн. собр. соч., т.4, 4 изд., СПБ, 1909; его же, Карл Маркс перед судом г. Ю. Жуковского, там же; Зибер Н., Несколько замечаний по поводу статьи г. Ю. Жуковского "Карл Маркс и его книга о капитале", в его кн.: Избр. экономич. произв., т. 1, М., 1959; Реуэль Α., Полемика вокруг "Капитала" Карла Маркса в России 1870-х годов, "Летописи марксизма", 1930, No 1 (11); Козьмин Б. П., Из истории революционной мысли в России, М., 1961.

ЖУРАВКОВ

Михаил Гаврилович [р. 9 (22) ноября 1906] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1956). Член КПСС с 1926. Окончил Институт красной профессуры (1936). Преподает философию с 1933. Зав. сектором этики Ин-та философии АН СССР (с 1960). Работает преимущественно над вопросами марксистско-ленинской этики, коммунистич. воспитания трудящихся, сов. воен. науки. Под редакцией Ж. изданы работы: "Критика и самокритика в советском обществе" (1955), "Вопросы нравственности" (1962).

Соч.: Моральный облик советского воина, М., 1954; Морально-политический фактор в современной войне, М., 1958 (руководитель авторского коллектива); О коммунистическом воспитании трудящихся, М., 1959; В. И. Ленин об источниках и значении морально-политического фактора в современной войне, М., 1960; Военно-теоретическое наследие В. И. Ленина, М., 1960 (член авторского коллектива и редактор); XXII съезд КПСС и некоторые вопросы этики, "Вопр. философии", 1962, No 2.

ЖУРНАЛЫ ЛОГИЧЕСКИЕ

ЖУРНА́ЛЫ ЛОГИЧЕСКИЕ - см. Логика.

ЖУРНАЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ЖУРНА́ЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ - см. Психология.

ЖУРНАЛЫ ФИЛОСОФСКИЕ

ЖУРНА́ЛЫ ФИЛОСО́ФСКИЕ - см. Философия.

ЖУФРУА

ЖУФРУА́ (Jouffroy), Теодор Симон (7 июля 1796 - 1 марта 1842) - франц. философ-эклектик. Проф. Сорбонны и Коллеж де Франс; наиболее известный ученик Кузена; на его взгляды оказали влияние также Кант, Мен де Биран, Шотландская школа. Вслед за шотл. философами Ж. воспевал обыденное сознание ("здравый смысл"), якобы способное охватить всю истину в целом, в то время как философия объясняет лишь нек-рую часть этой истины. Претендуя на то, чтобы подняться над борьбой материализма и идеализма ("спиритуализма"), Ж. в ряде вопросов занимал дуалистич. позицию, хотя осн. чертой его философии является идеализм. Ж. признавал объективное существование вещей вне человека и вместе с тем идеальность души. Мир, по Ж., состоит из инертной материи и активной силы; жизнь каждого существа - это борьба материи и силы (см. "Mélanges philosophiques", P., 1833, p. 410-11).

Предмет психологии Ж. определял идеалистически - как наблюдение фактов сознания вне их связи с внешним миром; важнейшая роль отводилась им самонаблюдению. С этих позиций он боролся против сенсуализма Кондильяка.

В области философии истории Ж. поддерживал теорию поступат. развития человечества, но дал ей теологич. истолкование в духе Боссюэ. Хотя, по Ж., ход истории предопределен, воля человека свободна. Назначение человека в мире ("человеческая судьба") - созидание, сохранение и развитие человеч. личности - осуществляется в земной жизни лишь частично. Вера в загробное существование - это надежда на полное осуществление судьбы человека. Ж. был сторонником естественного права в его теологич. интерпретации.

Соч.: Introduction, в кн.: Reid Th., Oeuvres complètes, t. 1, P., 1829; [Préface], в кн.: Stewart D., Esquisses morales, trad, par Th. J., 3 éd., P., 1841; Cours de droit naturel, t. 1-2, P., 1858-66; Cours d'esthétique, 4 éd., P., 1883.

Лит.: Τэн И., Французская философия первой половины XIX века, пер. с франц., СПБ, 1896; Adam С h., La philosophie en France, P., 1894; Оllé-Laprune L., Th. Jouffroy, P., 1899; Salоmon M., Th. Jouffroy, P., 1907; Lambinet L., Der Begriff des Schönen in der Ästhetik Jouffroy's, Mainz, 1908; Pommier J., Deux études sur Jouffroy et son temps, P., 1930.

В. Кузнецов. Москва.

ЖЭНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖЭНЬ ЦЗИ-ЮЙ

ЖЭНЬ ЦЗИ-ЮЙ (р. 1918) - кит. философ-марксист; член КПК. Проф. Пекинского ун-та, специалист по истории кит. философии. Ему принадлежат спец. исследования, посвященные Лао-цзы и Мо-цзы. Ж. Ц.-ю. - автор одного из первых переводов трактата "Дао дэ цзин" на совр. кит. язык. Ж. Ц.-ю. написал ряд работ по истории кит. буддизма. Участвовал в создании книги "Краткий курс лекций по истории китайских идеологий в новое время" ("Чжунго цзиньдай сысянши цзян шоу жиган"). В своих работах Ж. Ц.-ю. анализирует материалистич. традицию кит. философии.

Соч.: Лао-цзы, Пекин, 1956; Мо-цзы, Пекин, 1957; в рус. пер. - О некоторых проблемах истории китайской философии, "Вопр. философии", 1957, No 4.

ЖЮГЖДА

Юозас Ионович [р. 17 февр. (1 марта) 1893] - сов. историк и философ, профессор (с 1945), академик АН Литов. ССР (с 1946). Член КПСС с 1947. Учился в Моск. ун-те (1916-17), окончил Каунасский ун-т (1929). Преподавательскую работу в вузах начал вести в 1940. Вице-президент АН Литов. ССР (с 1946), директор респ. Ин-та истории (с 1948), профессор кафедры истории СССР Вильнюсского ун-та (с 1945). Науч. исследования Ж. посвящены проблемам истории Литвы, а также вопросам истории филос. и социологич. мысли в Литве. Ж. принадлежат работы об обществ.-политич. взглядах Билюнаса ("Jono Biliūno visuomenines-politines pažiūros", "Literatūre ir menas", 1954, kovo 13) и В. Кудирки, о борьбе материалистов против религии в Литве в конце 19 в.; он является автором разделов о развитии философии в Литве в кн.: "Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР" (т. 2, 1956), "История философии" (т. 2, 1957, т. 4, 1959), "История Литовской ССР" (т. 2, 1961).

Предыдущая страница Следующая страница