Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ЖИЛЬСОН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЖИЛЬСОН

ЖИЛЬСОН (Gilson), Этьенн (р. 13 июня 1884) - франц. бурж. философ, представитель неотомизма. Историк ср.-век. философии, академик (1946), проф. Коллеж де Франс и ун-тов Лилля, Страсбура, Парижа, Гарварда (США); директор Ин-та средних веков в Торонто (Канада). Осн. задачей философии считает возрождение схоластич. системы Фомы Аквинского как "философии будущего". Возрождение томизма Ж. видит гл. обр. в восстановлении утраченных ныне прав теологии. Вся тайна томизма, по Ж., заключается в достижении гармонии философии и религии, причем гармония эта "выступает как необходимое следствие требований самого разума" ("Le Thomisme. Introduction à la philosophie de saint Thomas d'Aquin", P., 1942, p. 39). Ж. утверждает, что христ. откровение с его трансцендентными и непознаваемыми разумом истинами, с новым понятием "христианского" бога якобы вызвало революцию в метафизике и онтологии. Он рассматривает философию начиная с эпохи Возрождения как непрерывную цепь ошибок и заблуждений. В историко-филос. работах Ж. при помощи определ. интерпретации истории человеческой мысли стремится доказать, что единственным выходом из тупика, в к-рый зашла философия, является возвращение к позициям средневековья. В противоположность Маритену, Ж. отрицает как противоречие в самой своей основе определение томизма как "критического реализма" (см. "Réalisme thomiste et critique de la connaissance", P., 1947, p. 162-63, 181, 182), противопоставляя ему свою концепцию непосредств. очевидности реальности (идеалистически истолкованной) как предшествующей любому акту теоретич. познания. Ж. признает роль чувственного и рационального моментов в познании, но считает, что и тот и другой постигают лишь внешнюю поверхностную сторону исследуемых предметов, ибо сущность мироздания раскрывается лишь в "откровении", к-рое содержится в религии; философия достигает лишь относит. истины, абсолютную же истину дает религия.

Соч.: La philosophie de Saint Bonaventure, P., 1924; Saint Thomas d'Aquin, P., 1925; Théologie et histoire de la spiritualité, P., [1943]; La philosophie au moyenâge, 2 éd., P., 1944; L'esprit de la philosophie médiévale, P., 1948; Existentialisme chrétien, P., [1948]; Christianisme et philosophie, P., 1949; Jean Duns Scot. Introduction à ses positions fondamentales, P., 1952; Les métamorphoses de la Cité de Dieu, [P.], 1953; Church speaks to the modern world, N. Y., 1954; Les idées et les lettres, P., 1955; The unity of philosophical experience, Phil., 1955; History of christian philosophy in the Middle Ages, Ν. Υ., 1955; Peinture et réalité..., P., 1958; Introduction à la philosophie chrétienne, P., 1960; Le philosophe et la théologie, P., 1960.

Лит.: Быховский Б. Э., Неотомизм - современная философия католицизма, в сб.: Наука и религия, М., 1957; его же, Неотомистская критериология, в сб.: Практика - критерий истины в науке, М., 1960; Ойзерман Т. И., Неотомизм - философия современной реакционной буржуазии, М., 1959; Mаritain J. [и др.], Ε. Gilson, philosophe de la chrétienté, [P., 1949]; Rоmeyer. В., Ou va l'être et l'essence de M. Gilson? Quelques constantes de la pensée philosophique, P., 1952 (Archives de philosophie, v. 18, cahier, 2); Sérouya H., Le néo-thomisme, в его кн.: Initiation à la philosophie contemporaine, P., 1956; Mélanges offerts à Etienne Gilson de l'Académie française, P., 1959; Van Riet G., Problèmes d'épistémologie, Louvain - P., 1961; Sérant P., Les idées. L'existentialisme de Jean-Paul Sartre et le thomisme d'Etienne Gilson, "La revue des deux mondes", 1960, No 20, p. 728-35; Dambruyant M., A propos d'une série de livres catholiques de Gilson, "Cahiers du communisme", 1961, [No l], p. 229-45.

T. Сахарова. Москва.

В начало энциклопедии