Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ВООБРАЖЕНИЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ (ф а н т а з и я, греч. φαντασία, от φαντάζομαι - воображаю) - психич. деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности. Деятельность В. основана на использовании имеющегося у человека чувственного опыта. Материалом В. служат образы памяти, а также образы наличных восприятий. Отход от действительности, характерный для В., осуществляется за счет более или менее сложного преобразования этого материала в сознании. Источником В. является материальная действительность, к-рая выступает в результате деятельности человеч. В. в преобразованном виде, приобретает в сознании человека новые формы. В., следовательно, есть не что иное, как процесс преобразующего отражения действительности. С физиологич. т. зр. В. объясняется возникновением в коре головного мозга новых сочетаний временных нервных связей, образованных под воздействием внешнего мира и отражающих действительные связи между вещами. Причиной возникновения таких новых сочетаний временных связей является выборочное оживление следов прежних раздражений, ранее не связанных между собой, под воздействием внешних раздражителей (непреднамеренное В.) или словесно сформулированной задачи (преднамеренное В.).

В. является специфически человеч. формой психич. деятельности, возникшей в процессе труда и обществ. отношений. Преобразование природы человеком требует от него предварит. представления результата своих действий. "В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника, т.е. идеально" (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 185). Возникнув из потребностей практич. деятельности и развиваясь вместе с усложнением процесса труда и обществ. отношений, В. затем становится одним из осн. элементов эстетич. и теоретич. деятельности. Будучи существ. звеном целенаправленной человеч. деятельности, создающей новые продукты и преобразующей действительность, В. участвует во всех основных проявлениях сознания. Даже "в самом простом обобщении, в элементарнейшей общей идее ("стол" вообще) есть известный кусочек ф а н т а з и и" (Ленин В. И., Философские тетради, 1947, с. 308).

Различают два осн. вида В. - воссоздающее (репродуцирующее) и творческое. Воссоздающее В. заключается в создании образа объекта, ранее не воспринимавшегося, в соответствии с его описанием или условным изображением (топографич. картой, чертежом и т. п.). Более активный характер носит творческое В., к-рое заключается в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты творч. деятельности. Сюда относятся художественное, научное, техническое творчество как самостоятельные виды деятельности и как элементы всякого творческого труда.

Особый вид В. представляет собой мечта. Мечта - деятельность В., состоящая в создании образов желаемого будущего. Творч. характер мечты определяется ее социальной направленностью и широтой воображаемых замыслов. Специфика мечты состоит в том, что она не воплощается непосредственно в те или иные продукты. Однако идея, заключающаяся в творч. мечте, может впоследствии лечь в основу технич., науч. и обществ. преобразований. В жизни личности важная роль мечты заключается в том, что она стимулирует к деятельности, создает творческий тонус и определяет жизненные перспективы (см. о мечте у В. И. Ленина, Соч., 4 изд., т. 5, с. 476). В то же время существуют пассивные, бесплодные мечты, уводящие человека от действительности и вредно сказывающиеся на его участии в общественной жизни.

В зависимости от задачи и характера деятельности, в к-рой участвует В., используются различные способы или приемы преобразования имеющихся у человека представлений и восприятий в новые образы. Механизм всех этих преобразований сводится к анализу и синтезу чувств. впечатлений, но конкретные формы деятельности В., направляемой потребностями и целью субъекта, имеют в каждом отдельном случае свою специфику. В более простых случаях процесс В. состоит в преувеличении или преуменьшении отд. сторон действительности, комбинировании разнородных элементов. В сложных случаях творч. В. требуются широкие мысленные сопоставления и обобщения, идущие по линии поисков конкретных фактов, черт, ситуаций, отражающих общие идеи и закономерности, к-рые нужно выразить или открыть (напр., показ типического через индивидуальное в художеств. творчестве; моделирование эксперимента для науч. исследования; открытие нового технич. принципа или физич. закона посредством наблюдения конкретных явлений).

В. развивается в процессе деятельности под влиянием обществ. потребностей и организации творч. труда. Предпосылкой высокого развития В. у взрослого человека является воспитание В. начиная с детского возраста через игры, учебные занятия и др. виды творч. деятельности. Формирование В. в деятельности неразрывно связано с приобретением знаний. Идейное содержание знаний и убеждений личности является мощным стимулом развития В.

Лит.: Ананьев Б. Г., Проблема представления в советской психологической науке, "Философские записки", М., 1950, т. 5, с. 59-98; Вундт В., Фантазия как основа искусства, пер. с нем., СПБ-М., 1914; Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк, М.-Л., 1930; Зальцман Б. Н., Фантазiя та ïï роль в дiяльностi людини, Kиïв, 1958; Леонтьев А. Н., Психологические основы дошкольной игры, "Сов. педагогика", М., 1944, No 8-9; Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа, М., 1954; Психологические исследования представлений и воображения, "Изв. Акад. пед. наук РСФСР", 1956, вып. 76; Ρибо Т., Опыт исследования творческого воображения, пер. с франц., СПБ, 1901; Самарин Ю. Α., Воспитание воображения школьника, Л., 1947; Сумбаев И. С., Научное творчество, Иркутск, 1957; Τеплов Б. М., Психология музыкальных способностей, М.-Л., 1947; Φерстер Η. П., Творческая фантазия, М., 1924; Якобсон П. М., Процесс творческой работы изобретателя, М.-Л., 1934: Воirеl R., L'invention, Р., 1955; Hеnrу W. Е., The analysis of fantasy. The thematic apperception technique in the study of personality, N. Y., 1956; Heymann Κ., Phantasie, Basel - Ν. Υ., 1956; Mс Кellar Р., Imagination and thinking. A psychological analysis,L.,1957; Meyerson J., Les images.в кн.: Nouveau traité de psychologie par Dumas, t. 2, P., 1932; Оsbоrn A. F., Applied imagination; principles and procedures of creative thinking, N. Y., 1957; Sartre J. P., L'imaginaire. Psychologie phenomenologique de l'imagination, 17 éd., P., 1948.

Л. Гурова. Москва.

В начало энциклопедии