Приглашаем посетить сайт

Античная литература (antique-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "М" (часть 5, "МЕР"-"МИЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 5, "МЕР"-"МИЛ")

МЕРЕЖКОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕРЗЛЯКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕРИНГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕРЛО-ПОНТИ

МЕРЛО-ПОНТИ (Merleau-Ponty), Морис (18 марта 1908 - 4 мая 1961) - франц. бурж. философ - феноменолог и экзистенциалист. Род. в Рошфор-сюр-Мер. Проф. философии в Коллеж де Франс; проф. детской психологии в Сорбонне. Философия М.-П. - эклектич. субъективно-идеалистич. концепция, включающая элементы феноменологии, экзистенциализма и социологии М. Вебера. М.-П. строит свою философию с помощью феноменологич. метода, к-рый он противопоставляет детерминизму и характеризует как попытку "прямого описания нашего опыта таким, каким он является ..., не обращаясь к его психологическому генезису, не вдаваясь ни в какие причинные объяснения, которые может дать ученый, историк или социолог" ("Phenoménologie de la perception", P., 1945, p. I). В духе феноменелогизма Гуссерля он трактует непосредств. данные сознания как "смысловые факты" бытия: "Отныне непосредственным является отнюдь не впечатление, объект, составляющие единое с субъектом, а смысл, структура, внезапное соединение частей" (там же, р. 70). Однако в толковании этого "смысла" М.-П. отходит от гуссерлевского антипсихологизма и понимает его в плане экзистенциализма. Попытка М.-П. встать "выше" материализма и идеализма при помощи опыта, к-рый толкуется как дообъективная и досубъективная категория, выражаемая понятием "быть-в-мире" (être-au-monde, ср. In-der-Welt-sein Хейдеггера) (причем объект представлен через субъект и не существует независимо от последнего), приводит к субъективному идеализму.

Стремление М.-П. опровергнуть диалектич. материализм (см. Les aventures de la dialectique, [1955 ]) было подвергнуто критике со стороны франц. марксистов, в частности Гароди (см. R. Garaudy, G. Cognio и др., Mésaventures de l'antimarxisme. Les malheures de M. Merleau-Ponty, 1956).

Психологич. солипсизму М.-П. соответствует его историч. солипсизм. История - достояние лишь субъекта, к-рый ее пережил. Науч. предвидение обществ. развития отрицается, поскольку отрицается историч. закономерность (см. "Les aventures de la dialectique", P., 1955, p. 51-52), революционность пролетариата толкуется им не как объективная характеристика, а как некий "авантюризм", вытекающий из "смысла" пролетарского существования. Саму революцию М.-П. определяет как "перманентную негативность", как "насильственную критику" и, в конечном счете, как какую-то вечную, вневременную категорию, выражающую некий "отказ от того, что есть". Философия М.-П. служит теоретич. основой антикоммунизма.

Соч.: Humanisme et terreur, [P., 1947 ]; Sens et nonsens, P., [1948 ]; Signes, P., 1960; La structure du comportement, P., 1960.

Лит.: Гароди Р., Осн. направления совр. бурж. философии во Франции, "Вопр. философии", 1954, No 1, р. 174-182; Bayer R., Merleau-Ponty ' s existentialism, [Buffalo ], 1951; Сhâtelet F., M. Merleau-Ponty et la dernière mode de 1'anticommunisme, "La Nouvelle Critique", 1955, No 67, p. 30-48; Кaelin Ε. F., An existentialist aesthetic. The theories of Sartre and Merleau-Ponty, Madison, 1962.

О. Тутунджян. Ереван.

МЕРСЬЕДЕЗИРЕ ЖОЗЕФ

МЕРСЬЕ́Дезире Жозеф (Mercier), (21 ноября 1851 - 23 янв. 1926) - бельг. философ-неотомист, видный церк. деятель. Учился в духовной семинарии в Малине, где с 1877 преподавал схоластич. философию; проф. философии в Лувене (1882-86); католич. архиепископ (с 1906) и кардинал (с 1907). М. создал в Лувене "Высший институт философии, или Школу Фомы Аквинского" (1888). Он же основал томистский журн. "Revue Néoscolastique" (1894), к-рый позднее (с 1946) стал называться "Revue Philosophique de Louvain". M. - инициатор восстановления схоластич. традиции и создания неотомистской философии как учения, к-рое принимает все осн. принципы Фомы, стремясь согласовать их с совр. естествознанием и с требованиями новейшей бурж. философии. М. в 1882 первым среди католич. философов читал курс неотомизма. М. считал, что каждый неотомист должен быть сведущим в области естеств. наук. Борясь против материализма, М. выступил также с критикой позитивизма и механицизма. М. выдавал неотомизм за реалистич. философию, признающую объективность внешнего мира, сотворенного и управляемого, однако, богом. Выступая против агностицизма и скептицизма, М. с позиции христ. вероучения защищал существование объективной истины (см. "Critériologie générale ou théorie générale de la certitude", Louvain - P., 1911, p. 20).

M. способствовал превращению Лувена в международный центр неотомизма. В Бельгии им была создана школа философов-неотомистов (Деплуаж, де Вульф, Нис, Тьери и др.), существующая и поныне.

Соч.: Psychologie, 11 éd., t. 1-2, P., 1923; Logique, 8 éd., Louvain, 1933; в рус. пер. - отрывки из произв. в кн.: Хрестоматия по истории западноевроп. театра, т. 2, М., 1955, с. 363-76.

Лит.: Быховский Б. Э., Неотомистская критериология, в кн.: Практика - критерий истины в науке, М., 1960; Dublу N. L., Le Cardinal Mercier, Lille, 1927; Lenzlinger J., Kardinal Mercier (1851-1926), St. Gallen, [1929 ]; Gоyau G., Le Cardinal Mercier, P., 1930; Gade J. Α., The life of Cardinal Mercier, N. Y.-L., 1934; Harnett J. J., D. J. Mercier and the neo-scholastic revival, "New Scholasticism", 1944, v. 18, No 4; Simon Α., Position philosophique du Cardinal Mercier. Esquisse psychologique, Brux., 1962.

В. Кузнецов. Москва.

МЕРСЬЕЛУИ СЕБАСТЬЯН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕСРОП МАШТОЦ

МЕСРО́П МАШТО́Ц (361 или 362 - 17 февр. 440) - арм. ученый и мыслитель. Изобретатель арм. письменности. Внес вклад в создание арм. филос. терминологии. Основанная им "школа переводчиков" перевела на арм. язык ряд трудов древнегреческих мыслителей эпохи эллинизма - Платона, Аристотеля, Зенона (стоика), Филона Александрийского, Теона Александрийского, Порфирия и др., среди них ряд трудов, ныне утраченных в греческом оригинале (некоторые из сочинений Филона, Зенона, древний и более точный вариант "Категорий" Аристотеля и др.).

Мировоззрение M. M. изложено в соч. "Частые просветительные речи св. отца нашего блаженного Григора Просветителя" (1894-96).

Лит.: Maнандян Я. Α., Μ. Μ. и борьба арм. народа за культурную самобытность, Ер., 1941; Абегян М., История древнеарм. лит., т. 1, Ер., 1948; на арм. яз.: Севак Г., Месроп Маштоц. Возникновение арм. письма и словесности, Ер., 1962; Корюн, Житие Маштоца, Ер., 1962.

С. Аревшатян. Ереван.

МЕССИАНИЗМ

МЕССИАНИЗМ (от др.-евр. "машиах" - мессия, помазанник)

1) Религ. учение о грядущем спасении человечества или той или иной его национальной или вероисповедной группы, к-рое якобы наступит в результате деятельности сверхъестественного существа - мессии, посланного для этой цели богом. Впервые в оформленном виде это учение возникло в древнем иудаизме. Оно отразило настроения и верования древних евреев в условиях чужеземного господства (ассиро-вавилонское, персидское, сиро-селевкидское, римское) и усиления классовой эксплуатации, когда было подорвано учение о покровительстве Яхве его избранному народу; возникла вера в то, что в определ. момент бог сменит гнев на милость и пришлет своего посланца, к-рый встанет во главе евреев и не только освободит их от чужеземного владычества, но и доставит им господствующее положение среди др. народов, а заодно уладит и все внутр. социальные конфликты. Иудейский М. существует вплоть до нашего времени. В значительной мере именно на идеологии М. базируется современный еврейский клерикализм и национализм.

В христианстве М. подвергся коренным изменениям. Мессия-Христос призван спасти не один какой-либо народ, а все человечество. Изменения претерпела и легенда, объясняющая необходимость потустороннего вмешательства в земные дела: первородный грех Адама и Евы, искупление к-рого, согласно религ. верованиям, является осн. задачей мессии-Христа. По христ. вероучению, М. уже приходил в мир, но его миссия еще не до конца выполнена, поэтому предстоит второе пришествие Христа (см. Христианство, Евангелия).

М. имеет место и в исламе, и в нек-рых др. религиях. Мусульмане-шииты, напр., ждут второго пришествия "скрытого имама", двенадцатого по счету верховного руководителя шиитов, долженствующего объявиться в роли махди-мессии.

В истории М. часто являлся идеологич. оболочкой социальных и нац. движений. Яркими примерами здесь могут служить первая и вторая иудейские войны (66-73 и 132-135 н.э.), когда вожди освободит. движения Иохана из Гисхалы, Симон бар Гиора, Элеазар, Бар-Кохба рассматривались их последователями как мессии. Социальные движения в форме М. имели место и в истории ислама. Последнее по времени большое движение этого рода связано с именем Махди Суданского (1848-85), возглавившего в 1881 восстание суданцев против англ. колонизаторов и организовавшего независимое гос-во, захваченное Англией в 1898.

2) Историко-социологич. концепция, отводящая тому или другому народу исключительную, ведущую роль в историч. процессе (М. национальный). Мессианистские идеи высказывались в Польше (М. Воронич, Ю. Словацкий, Вроньский-Хёне и др.), в России (славянофилами) и в др. странах.

Лит.: Ρанович Α., Очерк истории раннехристианской церкви, М., 1941; Крывелев И., Книга о библии, М., 1958, с. 185-192; Кrоński T., Koncepcje filozoficzne mesjanistόw polskich w połowie XIX wieku, "Arch. Historii Filozofii i Myśli Społecznej", 1957, No 2.

И. Крывелёв. Москва.

МЕТАГАЛАКТИКА

МЕТАГАЛА́КТИКА (от греч. μετά - за, после и γαλακτικός - млечный) - гигантская космич. система, частью к-рой является вся совокупность звездных систем (галактик), доступная совр. телескопам. Термин введен амер. астрономом Шепли.

МЕТАЛОГИКА

МЕТАЛОГИКА - область логики, в к-рой метатеоретич. средствами (см. Метатеория) изучается строение логич. теорий. М. возникла в связи с исследованиями оснований дедуктивных наук (в особенности математики). В качестве исследуемых ("предметных") теорий в М. рассматриваются логич. исчисления, изучение к-рых привело к созданию различных теорий формального доказательства (см. Вывод в математической логике, Доказательство), теории определимости понятий, теории моделей, теории истинности в формализованных языках и др. К числу осн. результатов М. в собственном смысле (т.е. результатов, не затрагивающих специально-математич. понятия, к-рые естественно отнести к области метаматематики) относятся доказательство Чёрчем неразрешимости разрешения проблемы для узкого предикатов исчисления и доказательство Тарским факта невыразимости предиката истинности для к.-л. исчисления средствами того же исчисления (см. Метаязык, Семантика в логике). Работы Тарского и Карнапа положили начало новому разделу М. - логической семантике. В рамках М. возникает также интересная проблема взаимоотношения между т.н. экстенсиональными и интенсиональными языками, явившаяся исходным пунктом исследований по формализованной п р а г м а т и к е (см. Семиотика), к-рые связаны с попытками выразить смысловые отношения и психологич. аспекты обычных содержат. рассуждений. Последний круг вопросов весьма актуален в связи с задачами моделирования интеллектуальной деятельности человека. Идеи и методы М. прилагаются также к исследованию законов рассуждения в естеств.-науч. теориях.

Лит.: Гильберт Д., Аккерман В., Основы теоретической логики, пер. с нем., М., 1947; Τарский Α., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, М., 1948; Карнап Р., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 1959; Чёрч Α., Введение в математическую логику, [т. ] 1, пер. с англ., [М. ], 1960; Church Α., A note on the Entscheidungsproblem, "J. Symbolic Logic", v. 1, 1936, p. 40-41, 101-102; Сarnap R., The logical syntax of language, N. Y.-L., 1937; его же, Logical foundations of probability, Chi., 1950; Τarski Α., Logic, semantics, methamathe-matics, Oxf., 1956; Martin R., Towards to systematic pragmatics, Amst., 1959.

В. Финн. Москва.

МЕТАМАТЕМАТИКА

МЕТАМАТЕМА́ТИКА - см. Метатеория.

МЕТАТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МЕТАФИЗИКА"

"МЕТАФИЗИКА" - сочинение Аристотеля, в к-ром изложено его учение о сущем, или "первая философия".

МЕТАФИЗИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТАЯЗЫК

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОД АКСИОМАТИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОД ПРИНЦИПОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДИЗМ

МЕТОДИЗМ - одна из разновидностей протестантизма, отделившаяся от англиканской церкви в конце 18 в. и близкая к ней в области культа и догматики. В 1729 Джон Уэсли (1703-91) организовал в Оксфордском ун-те кружок студентов, методически соблюдавших христ. заповеди (отсюда и термин "М."), из к-рого впоследствии выросла методистская церковь. Целью М. было пробуждение в англ. народе религ. чувства, борьба против религ. индифферентизма, против деизма и рационализма и вообще идеологии Просвещения, насаждение морали терпения и покорности. М. отстаивал частную собственность.

Гл. внимание М. уделял эсхатологич. вопросам. Настаивая на имманентности бога природе и душе человека, М. говорил о религии как о "жизни бога в людских душах". М. служил либерализации протестантизма. Основатель М. Уэсли выступал против предопределения, учил о всеобщем, свободном, полном и достоверном спасении. Он смягчил учение Лютера и особенно Кальвина о всеобщей греховности людей, отдав дань гуманизму Просвещения, утверждал, что человек при грехопадении, утратив праведность, не утратил божеств. образа, разума и свободы воли и способен в результате долгой борьбы со своими греховными склонностями достичь безгрешного состояния. М. свойственно учение о вере как деятельном процессе преобразования человека. М. возродил идею о роли "добрых дел" в спасении, приблизившись в этом отношении к католицизму, ввел строгую централизацию и дисциплину. Методисты объединены в междунар. масштабе. В 1881 учрежден Всемирный методистский совет.

Методисты ведут широкую миссионерскую деятельность в интересах англо-амер. капитала. С сер. 19 в. М. выступают как инициаторы организации христ. профсоюзов и пропагандисты христ. социализма.

Лит.: Булгаков А. И., Очерки истории методизма, т. 1-2, К., 1887; Wesley J., The works, v. 1-14, L., 1829-1831; его же, Selected letters, L., 1956; Stevens Α., The history of the religious movement of the XVIII century, called Methodism, v. 1-2, L., 1873-74; Dobrée В., J. Wesley, L., 1933; Gill F. C., The romantic movement and methodism, L., 1937.

А. Чанышев. Москва.

МЕТОДОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТРИОПАТИЯ

МЕТРИОПАТИЯ (греч. μετριοπάϑεια, от μέτριος - умеренный и πάϑος - страсть) - принцип др.-греч. этики, означающий требование умеренности в страстях. В др.-греч. этике он противополагался апатии - отсутствию страстей. Принцип М. содержится уже у т.н. семи мудрецов (7-6 вв. до н. э.). Таковы изречения: "Старайся быть спокойным" (Хилон), "Обуздывай страсть к удовольствиям" (Клеобул), "В счастье будь умерен, в несчастье - благоразумен" (Периандр), "Язык, чрево и похоть обуздывай" (Анахарсис), "Не гнев, а ум должен властвовать" (Эпихарм) и т.п. Особенное развитие М. получает в этике Демокрита и Эпикура, к-рые рекомендовали умеренность в чувств. наслаждениях в качестве необходимого условия для достижения душевного покоя. У Демокрита умеренность выступает в качестве осн. нормы поведения как в политич. жизни, так и в области чувств. наслаждений.

Принцип М. встречается и у Платона, к-рый учит о том, что печаль надо умерять посредством разумного начала, "мыслящего по мере" (R. Р. 603). Об умеренности Платон трактует и в др. своих диалогах, напр. в "Филебе". В школе Платона этот вопрос обсуждал Крантор, к-рый в борьбе против стоиков, требовавших полного подавления страстей, отстаивал положение о том, что умеренное удовлетворение естеств. чувств человека законно.

M. является одним из основополагающих принципов "Этики" Аристотеля. Аристотель определяет этич. добродетель как середину между двумя противоположными крайностями: "слишком много" и "слишком мало", избытком и недостатком. Так, по учению Аристотеля, храбрость есть середина между трусостью и безрассудной смелостью, щедрость есть середина между скупостью и расточительностью. Определить в каждом отд. случае, где лежит середина между противоположными крайностями, - дело разума. Отсюда вытекало требование подчинения страстей разуму, к-рый держит их в границах умеренности.

Учение о М. лежало и в основе др.-греч. медицины. Алкмеон в своей теории исономии учил, что здоровье есть равновесие противоположностей, образующих человеч. организм, а сущность болезни состоит в том, что какая-либо одна из противоположностей становится преобладающей. В теории Алкмеона содержится также учение о "соразмерности" образующих человеч. организм элементов, к-рое было далее развито Гиппократом и Галеном.

Лит.: Лосев А. Ф., Эстетич. терминология ранней греч. литературы (эпос и лирика), "Уч. зап. МГПИ", т. 83, вып. 4, 1954; Laue H., Maß und Mitte. Eine problemgeschichtliche Untersuchung zur frühen griechischen Philosophie und Ethik, Münster, [1960 ] (Diss.).

А. Маковельский. Баку.

МЕТРОДОР ЛАМПСАКСКИЙ

МЕТРО́ДОР ЛАМПСА́КСКИЙ (Μητρόδωρος Λαμψακηνός) (330-277 до н. э.) - теоретик и пропагандист эпикуреизма, друг, ученик и единомышленник Эпикура; вместе с Полиэном и Эрмархом входил в руководящее ядро школы Эпикура, известной под названием "Сад". М. Л. написал большое количество произведений: "Против софистов", "Против диалектиков", "Против Демокрита", "Об ощущениях", "Об изменении" и др., из к-рых до нас дошли только отрывки. В этих работах М. Л. с позиций эпикурейского материализма разрабатывал вопросы теории познания, этики, риторики, выступал против агностицизма Горгия и идеализма Платона.

Фрагменты: Epicurea, ed. H. Usener, Lipsiae, 1887; Metrodori Epicurei fragmenta, col. A. Koerte, "Jahrbücher class. Philol.", 1890, 17 Suppl.-Bd, S. 529-97; Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности, [М. ], 1935, с. 30, 166, 278, 376; Лукреций, О природе вещей, [т. ] 2, [M. ], 1947, с. 613-25; Материалисты древней Греции. Собр. текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура, М., 1955, с. 218-24.

Лит.: Боричевский Ив., Древняя и соврем. философия науки в ее предельных понятиях, ч. 1, М.-Л., 1925; его же, Краткий очерк истории древнего материализма, Л., 1930; История философии, т. 1, [М. ], 1940. с. 269, 282; Шакир-Заде А. С., Эпикур, M., 1963, с. 38, 39, 105, 133-137, 140; Pellegrini S., Problemi di Metrodoro, "Classici e Neolatini", 1905, No1; Sudhaus S., Metrodore, "Hermes", 1906, p. 45-58, 1907, p. 645-47; Krohn C., Der Epicureer Hermarchos, B., 1921 (Diss.); Epicuri Epistulae tres ..., ed. P. von der Mübll, Lipsiae, 1922; Epicuri et Epicureorum scripta..., Berolini, 1928.

M. Петров. Ростов-на-Дону. Шакир-Заде. Баку.

МЕХАНИКА КВАНТОВАЯ

МЕХА́НИКА КВА́НТОВАЯ - наука о законах движения микрочастиц - составная часть квантовой теории. Была создана в 20-х гг. 20 в. Л. де Бройлем, В. Гейзенбергом, Н. Бором, М. Борном и др. На М. к. базируются совр. теории вещества - атомного ядра, атома, молекулы и др.

"МЕХАНИСТЫ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕХАНИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕХСЕТИ-ХАНУМ

МЕХСЕТИ-ХАНУМ (Ганджеви) (12 в.) - азерб. поэтесса и мыслитель. Идеалистич. мировоззрению М. свойственны, однако, материалистич. тенденции: в основе материального мира, по М., лежат 4 элемента (воздух, огонь, вода и земля). Материя совершает постоянный круговорот, воплощаясь в различные формы. М. сурово осуждала гнет и насилие, выступала против патриархально-феод. порядка. "Кто совершает зло, тот увидит зло", - предупреждает она угнетателей. Резкой критике подвергла М. мораль господств. класса, лицемерие и распущенность духовенства. В мировоззрении М. нашли отражение настроения ремесленников и городской бедноты.

Соч.: Диван, Рукопись (хранится в Рукописном фонде Академии наук Азерб. ССР); Мехсети и Амир Ахмед, Рукопись (хранится в Рукописном фонде Академии наук Азерб. ССР).

Лит.: Ордыбады М., Азерб. лит. эпохи Низами, в сб.: Низами, [сб. ] 3, Баку, 1941; Ishaque M., Four eminent poetesses of Iran, Calcutta, 1950.

С. Рзакулизаде. Баку.

МЕЧНИКОВ ИЛЬЯ ИЛЬИЧ

МЕ́ЧНИКОВ Илья Ильич [3(15) мая 1845 - 12(15) июля 1916 ] - рус. биолог. Род. в семье помещика. Окончил Харьковский ун-т (1864), специализировался и занимался науч. исследованиями за границей (1864-67), был проф. Новороссийского (Одесского) и Петерб. ун-тов, почетный академик (1902). Основал (1886) в Одессе первую бактериологич. станцию. С 1888 переехал в Париж, где работал до конца жизни в Пастеровском ин-те. Труды М. относятся к проблемам общей биологии, дарвинизма, зоологии, эмбриологии, микробиологии и медицины. За фагоцитарную теорию, сформулированную М. для объяснения процессов воспаления и иммунитета (1883-1901), был удостоен Нобелевской премии (1908). Большую роль в истории биологии сыграла теория М. о происхождении многоклеточных организмов (теория фагоцителлы). Широкую известность приобрела также выдвинутая М. теория причин старости и смерти - первая попытка науч. анализа этих явлений. На основе этой теории им было сформулировано учение об "ортобиозе" - "оптимистическое понимание жизни и смерти" для обеспечения "полного и счастливого цикла жизни, заканчивающегося спокойной естественной смертью" (см. "Этюды о природе человека", 1903; "Этюды оптимизма", 1907).

М. рассматривал в своих трудах многие общетеоретич. и общефилос. проблемы, допуская биологизацию нек-рых социальных явлений. М. занимал материалистич. позиции, критикуя религию и идеализм. Однако, причисляя себя к сторонникам "рационального мировоззрения" (см. "Сорок лет искания рационального мировоззрения", 1913), М. не преодолел ограниченности позитивизма и агностицизма.

Соч.: Страницы воспоминаний, М., 1946; Избр. биологич. произв., М., 1950; Избр. произв., М., 1956; Этюды о природе человека, М., 1961, Академич. собр. соч., т. 1-15, М., 1955-62.

Лит.: Мечникова О. Н., Жизнь И. И. M., M.-Л., 1926 (имеется библ. трудов М.); И. И. Мечников. Памяти великого ученого. Сб. ст., X., 1947; Острянин Л. Ф., Мировоззрение И. И. М., [X. ], 1948; Залкинд С. Я., И. И. Мечников, М., 1957; Хижняков В. В., Вайндрах Г. М., Хижнякова Н. В., Творчество М. и лит. о нем (Библ. указатель), М., 1951.

А. Гайсинович. Москва.

МЕЧНИКОВ ЛЕВ ИЛЬИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИД

МИД (Mead), Джордж Герберт (27 февр. 1863 - 26 апр. 1931) - амер. философ и социолог прагматистского направления. Учился в Гарвардском ун-те и в Германии. С 1894 и до конца жизни - проф. философии Чикагского ун-та. Окружающий мир он трактует как совокупность реакций и форм поведения, как "серию ситуаций", а человеч. поведение - в духе бихевиоризма, как биологич. влечения, реакции. Последние М. рассматривает как исходный элемент общества. Отсюда и все социальные институты - только "способы отражать на социальном экране в увеличенном виде процессы, происходящие в нашей центральной нервной системе" ("Mind, self and society", Chi., 1934, p. 242). Однако "человеческое животное" превращается в индивида под действием социальных отношений. Первоначально это, по М., иррациональный процесс "моделирования" биологич. влечений младенца под давлением межчеловеч. отношений и форм активности, к-рые в виде определ. установок и действий образуют сознание индивида. Далее поведение последнего становится рациональным в том смысле, что в своих действиях он "играет роль", к-рую другие от него ожидают. Вслед за Кули, М. толкует "Я" как "Я - зеркало", т.е. как рефлекс образов поведения др. людей. По "роли", определяемой другими, в к-рую индивид себя "вкладывает", как "актер", обнаруживаются формы поведения и установок, характерные для социальной группы. Поэтому основы социальной эволюции составляют развитие систем символизации и коммуникации. Сознание личности находит полное выражение внутри символич. системы установок социальной группы как целого.

Соч.: The philosophy of the present, Chi., 1932; Movements of thought in the nineteenth century, Chi. (Ill.), [1950 ]; The philosophy of the act, Chi. (Ill.), [1950 ]; The social psychology..., ed. by A. Strauss, Chi., 1956 (отрывки из соч. Мида).

Лит.: Victoroff D., G. H. Mead; sociologue et philosophe, P., 1953; Natanson M., The social dynamics of G. H. Mead, Wash., [1956 ].

П. Зыков, М. Роговин. Москва.

МИЗАНТРОПИЯ

МИЗАНТРО́ПИЯ (греч. μισανϑρωπία, от μισέω - ненавижу и ἄνϑρωπος - человек) - ненависть к людям, отчуждение от них. М. выступает как крайняя форма индивидуализма, противопоставления личности обществу. Трактовка М. как разрыва всех связей с обществом исходит от Лукиана ("Тимон или мизантроп") и Шекспира ("Жизнь Тимона Афинского"). М. связана с пессимизмом, неверием, подозрительностью, нелюдимостью. М. подчас переходит в антропофобию (человекобоязнь), проявляется в антигуманных действиях. В широком смысле она является антиподом гуманизма и служит нравств. основой различных человеконенавистнич. теорий. В идеалистич. этике явление М. объясняется, как правило, психологич. причинами, не зависящими от обществ. условий. Шопенгауэр, напр., оправдывал М., считая ее выражением "благородного негодования" личности, направленного против всех людей (см. Полн. собр. соч., т. 4, М., 1910, с. 452-53).

Уничтожение антагонизма между личностью и обществом означает устранение социальной основы М. В обществе, основанном на началах коллективизма, всестороннее развитие личности исключает возможность появления ложного представления о неполноценности людей, а следовательно, и появления ненависти или неприязни к ним.

Е. Панфилов. Москва.

МИЗЕС

МИЗЕС (Mises), Рихард Эдлер (19 апр. 1883 - 14 июля 1953) - австр. математик, много занимавшийся вопросами теории познания, а также, в связи с проблемами теории вероятностей и статистики, вопросами социологии. 1909-33 - проф. математики и философии в различных ун-тах Германии; 1933-39 - в Стамбульском ун-те; 1939-53 - в Гарвардском ун-те. Кроме многочисл. филос. рассуждений в трудах по теории вероятностей, у М. имеется ряд спец. исследований по философии, в к-рых он отстаивает взгляды неопозитивизма с уклоном в операционализм. Эти взгляды М. нашли отражение в его научных работах. М. принадлежит попытка частотного обоснования теории вероятностей (см. Вероятностная логика), привлекшая внимание большого количества естествоиспытателей: физиков, биологов и пр., поскольку он предлагал измерять вероятность случайного события не с помощью неприменимого в большинстве практич. задач критерия равновозможности, как это делала классич. теория вероятностей, но с помощью доступной наблюдению величины - относительной частоты случайного события. С методологич. и математич. т. зр. эта попытка, однако, не была удачной - сказалась неопозитивистская недооценка М. роли абстракций, почему он, в частности, протестовал против самой постановки вопроса об уточнении нек-рых "эмпирических" понятий, лежащих в основе его теории; между тем впоследствии как раз из попыток такого уточнения выросли математич. теории, имеющие важное практич. значение. В социологии М. разделял взгляды Кетле (концепция среднего человека и др.).

Соч.: Vorausberechnung vom Umfang und Altersschichtung der deutschen Bevölkerung, "Blätter für Versicherungs-Mathematik und verwandte Gebiete", 1933, Bd 2; E. Mach und die empiristische Wissenschaftsauffassung. Zu E. Machs hundertstem Geburtsjahr, s'Gravenhage, 1938; Kleines Lehrbuch des Positivismus, Hague, 1939; Vorlesungen aus dem Gebiete der angewandten Mathematik, N. Y., 1945; Notes on mathematical theory of probability and statistics, Camb., 1946; Positivism, Camb., 1951; Studies in mathematics and mechanics, N. Y., 1954; в рус. пер. - Вероятность и статистика, М.-Л., 1930; Проблема двух рас, в кн.: Математич. сборник, т. 41, вып. 3, М.-Л., 1934.

Лит.: Poggendorff J. С., Biographisch-literarisches Handwörterbuch..., Bd 7a, Tl 3, 3 Lief., В., 1958, S. 313-14; Temple G., Prof. R. von Mises, "Nature", L., 1953, v. 172, No 4373.

Б. Пятницын. Москва.

МИКРОСОЦИОЛОГИЯ

МИКРОСОЦИОЛОГИЯ - одно из названий направления в бурж. социологии, возникшего в 20-х гг. 20 в. (Морено, Гурвич и др.) (см. Социометрия).

МИКРОЧАСТИЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИКУЛАШ

МИКУЛАШ - из П е л ь г р ж и м о в а [(Mikuláš z Pelhřimova), псевд. - Б и с к у п е ц ] (ок. 1385 - 50-е гг. 15 в.) - чешский религ. реформатор, один из идеологов гусизма. В 1409 М. получил звание бакалавра Пражского ун-та. Был одним из основателей Табора, хотя с начала 1421 принимал участие в ликвидации таборского радикализма. В 1420-52 был таборским епископом. В течение мн. лет вел идеологич. борьбу в защиту программы городского Табора; является автором многочисл. таборских документов. В 50-х гг. 15 в. М. пишет "Таборскую хронику", представляющую собой осн. источник сведений об истории гусизма. После ликвидации таборской партии в 1452 М. был схвачен и заключен в тюрьму, где вскоре умер.

М. оказал решающее влияние на оформление учения Табора, содержавшее, в частности, одно из гл. положений гусизма, согласно к-рому народ имеет право судить и наказывать высшие сословия за несправедливые поступки. Вместе с тем М. еще более радикально, чем Гус, выступал с критикой церкви и ее вероучения: отрицал существование чистилища и почитание святых, отвергал идею о перевоплощении, вместо 7 католич. таинств предлагал ограничиться двумя и т.д.

Соч.: Cronica causam Sacerdotum Thaboriensium continens et magistrorum Pragensium ejusdem impugnationes, в кн.: Höfler К., Geschichtsschreiber der husitischen Bewegung in Böhmen, t. 2, Bd 4, W., 1865, S. 475-822.

Лит.: Nejedlý Ζd., Prameny k synodám strany prazské a taborské v létech 1441-1444, Praha, 1900.

P. Каливода. ЧССР.

МИЛЕСКУ-СПАФАРИЙ

Николай Гаврилович (1636-1708) - молдавский ученый и политич. деятель, жил в России. Выступал против тур. ига, за присоединение Молдавии к России. В 1675 возглавил рус. дипломатич. миссию в Китае. Признавая сотворение мира богом, М.-С. вместе с тем при объяснении явлений природы и развития материального мира исходил из существования "первоначал": земля, вода, воздух и огонь. Высказал мысль о единстве пространства и времени. Признавал познаваемость мира.

Соч.: Описание первыя части вселенныя именуемой Азии..., Каз., 1910; Хрисмологион (рукопись, Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина); Книга иероглифийская (рукопись, Гос. публичная б-ка им. M. E. Салтыкова-Щедрина).

Лит.: Арсеньев Ю. В., Н. Спафарий и его время (Молдавский период), "Рус. архив", 1895, No 7; его же, Новые данные о службе Н. Спафария в России (1671-1708), М., 1900; Михайловский И. Н., Очерк жизни и службы Н. Спафария в России, К., 1895; Урсул Д., Филос. и общественно-политич. взгляды Н. Г. М.-С., Кишинев, 1955.

В. Ермуратский. Кишинев.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИЛИЧ

МИЛИЧ - из Кромержижа (Milí č z Kroměř íže) (ум. в 1374) - чешский идеолог и писатель, подготовивший идейную почву для гуситского революц. движения. Будучи прелатом, отказался от сана и стал проповедником аскетически- морализирующего направления в гусизме. Не расходясь теоретически с учением римско-католич. церкви, М. объективно содействовал подготовке революц. движения, обличая беззакония и проповедуя обмирщение церкви. Несмотря на преследования, М. выступал за созыв всеобщего церк. собора для реформы церкви. Учениками и последователями М. были Матвей из Янова и Фома Штитный.

Соч.: Libellus de Antichristo, 1367, опубл. в "Věstnik Kralovskte ] Cěsk [e ] společnost [i ] nauk", Tř ída filosoficko-historicko-jazykozpytna, 1890, S. 325-36; list k papeži Urban [u ] V, 1367, опубл. там же, стр. 318-25; нов. изд.- Poslání papeži Urbanu V. Spisek о Antikristovi, přeložil F. Loskot, Praha, 1948.

Лит.: Palacký F., Dějiny narodu českého..., dl 3, č. 1, Praha, 1850; Kybal V., Miličuv sen, в кн.: Sborník prací historických. К šedesátým narozeninám J. Golla, Praha, 1906; Novotny V., Nábozenské hnutí české ve 14. a 15. stol., č. 1, Praha, [1915 ]; Machovec M., Husovo učení a význam v tradici českého národa, Praha, 1953.

M. Маховец. ЧССР.

МИЛЛС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИЛЛЬ ДЖЕЙМС

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница