Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
МЕРСЬЕЛУИ СЕБАСТЬЯН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МЕРСЬЕЛУИ СЕБАСТЬЯН

МЕРСЬЕ́Луи Себастьян (Mercier), (6 июня 1740 - 25 апр. 1814) - франц. писатель и философ. В ранний период своей деятельности (до 1792) выступил как деист и как пропагандист просветит. идеологии, критиковал пороки франц. общества, порожденные феодализмом (многочисл. драмы, очерки париж. быта: "Картины Парижа" - "Tableau de Paris", v. 1-2, 1781; рус. пер. - т. 1-2, 1935-36, политич. труды). Политич. программа М. ярче всего выражена в его утопич. романе "Год 2440" ("L'an 2440, rêve s'il en fût jamais", 1771), где рисуется разумно устроенное общество, в к-ром осуществлены осн. идеалы просветителей. Приветствуя франц. бурж. революцию как начало предсказанных им перемен, М. принял в ней деятельное участие (член Законодат. собрания, Конвента). Будучи членом Якобинского клуба, М., однако, опасался углубления революции, к-рого желали руководители якобинцев. В период якобинской диктатуры М. был арестован за близость к жирондистам. В результате тяжелого духовного кризиса М. отошел от просветит. идей, стал защитником религии. Выступал с опровержением сенсуализма Локка и Кондильяка как учения, подрывающего нравственность. Сенсуализму М. противопоставил учение о врожденных идеях. Испытал сильное влияние кантовской философии и стал ее проводником во Франции [см. "Magazin Encyclopédique", 1801, No 4, p. 250-52 и 1802, No 2, p. 79-83; "Journal des Débats" (del 21 pluvioŝe, an. X) ].

Эволюция мировоззрения M. - яркий образец поворота бурж. идеологов вправо после того, как революция осуществила непосредств. цели буржуазии и грозила развязать самостоят. активность нар. масс. "...В начале XIX века, - писал Лафарг, - наша буржуазия, покончив дело революционного разрушения, принялась отрицать свою вольтерианскую философию; в моду опять вошел католицизм, который Шатобриан размалевывал ...романтическими красками, и Себастьян Мерсье импортировал идеализм Канта, чтобы добить материализм энциклопедистов, пропагандисты которого были гильотинированы Робеспьером" (цит. по кн.: Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 189-90).

Как драматург и теоретик искусства М. выступил в первый период своей деятельности крупным реформатором, продолжавшим дело, начатое Дидро ("О театре, или Опыт о драматич. искусстве" - "Du Théâtre, ou Nouvel essai sur l'art dramatique", 1773). M. обосновывал необходимость демократизации театра, высокой социальной значимости драматургии. Драмы М. были широко известны во мн. странах Европы (в т.ч. в России). Критикуя классицизм, призывая к изображению сильных естеств. страстей, пропагандируя Шекспира, М. явился предшественником прогрессивных романтиков начала 19 в.

Соч.: Le songes et visions philosophiques, Amst.-P., 1788; Fictions morales, v. 1-3, P., 1792; Histoire de France, depuis Clovis jusqu ’ au règne de Louis XVI, v. 1-6, P., 1802; Charité, P., 1805; в рус. пер. - Философич. снов часть 1, содержащая в себе шесть сновидений. Переведенная с франц. на российский яз. Иваном Долгоруковым, ч. 1-2, М., 1780-81; Основания нравственности и политич. экономии (Вольный перевод), М., 1860.

Лит.: Иванов Ив., Политич. роль франц. театра в связи с философией XVIII в., [М., 1895 ]; его же, Сен-Симон и сен-симонизм, [М., 1901 ]; История франц. лит., т. 1, М.-Л., 1946, с. 785-88; Левбарг Л., Л. С. Мерсье, Л.-М., 1960; Zollinger O., L. S. Mercier als Dramatiker und Dramaturg, Strasb., 1899, Вéclard, L.-S. Mercier..., P., 1903; San Giоrgin J., S. Mercier dramaturgische Ideen im "Sturm und Drang", Basel, 1921; Vallois M., La formation de 1' influence kantienne en France, P., [1925 ]; Ρusey W. W., L.-S. Mercier in Germany..., N. Y., 1939.

В. Кузнецов. Москва.

В начало энциклопедии